Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ксенофобия / экстремизм / молодежь / менталитет / толерантность / воспитательные воздействия / культура / установки / мировоззрение / ценности / xenophobia / extremism / youth / mentality / tolerance / educational influences / culture / attitudes / worldview / values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Диривянкина Ольга Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования правовой культуры школьников; воспитания толерантных взаимоотношений между людьми в поликультурном пространстве. Специалисты, имеющие непосредственное отношение к воспитанию подрастающего поколения, должны работать над привитием уважения к культуре и истории народов. Одной из приоритетных целей этой сложной работы должна стать такая воспитательная миссия, которая видит своим результатом осознание единства всех народов России в деле защиты Родины, как граждан многонационального государства. Во многих работах, посвященных профилактике ксенофобии и экстремизма в молодежной среде, остро ставится вопрос о необходимости формирования единства базовых национальных ценностей российского гражданина для каждого гражданина России вне зависимости от расы, национальности и религиозных убеждений. В этой связи актуализируется потребность в единстве педагогического воздействия по формированию межэтнической культуры. Для достижения этих целей также необходимо пересмотреть подходы к организации профилактической работы с привлечением родительской общественности. Большую роль при этом может сыграть межведомственное сотрудничество образовательных организаций различного уровня и других учреждений по формированию толерантных отношений. Автор убеждена, что благодаря поиску новых форм воспитательного воздействия можно не только снизить уровень напряженности в многонациональном сообществе образовательной организации, но и создать такую образовательную среду, в которой будет транслироваться единство и сплоченность учащихся, педагогического коллектива и родительской общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Диривянкина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the formation of the legal culture of schoolchildren; the education of tolerant relationships between people in a multicultural space. Specialists who are directly related to the upbringing of the younger generation should work to instill respect for the culture and history of peoples. One of the priority goals of this complex work should be such an educational mission, which sees as its result the awareness of the unity of all the peoples of Russia in protecting the Motherland as citizens of a multinational state. In many works devoted to the prevention of xenophobia and extremism among young people, the question of the need to form the unity of the basic national values of a Russian citizen for every citizen of Russia, regardless of race, nationality and religious beliefs, is acutely raised. In this regard, the need for unity of pedagogical influence in the regular and extracurricular activities for the formation of interethnic culture is actualized. To achieve these goals, it is also necessary to reconsider approaches to organizing preventive work with the involvement of the parent community. Interdepartmental cooperation between the school and other institutions on the formation of tolerant relations can play an important role in this. The author is convinced that thanks to the search for new forms of educational influence, it is possible not only to reduce the level of tension in the multinational community of the school, but also to create an educational environment in which the unity and cohesion of students, the teaching staff and the parent community will be broadcast.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

Педагогика

УДК 316.624

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики Диривянкина Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

О НЕОБХОДИМОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ И

ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования правовой культуры школьников; воспитания толерантных взаимоотношений между людьми в поликультурном пространстве. Специалисты, имеющие непосредственное отношение к воспитанию подрастающего поколения, должны работать над привитием уважения к культуре и истории народов. Одной из приоритетных целей этой сложной работы должна стать такая воспитательная миссия, которая видит своим результатом осознание единства всех народов России в деле защиты Родины, как граждан многонационального государства. Во многих работах, посвященных профилактике ксенофобии и экстремизма в молодежной среде, остро ставится вопрос о необходимости формирования единства базовых национальных ценностей российского гражданина для каждого гражданина России вне зависимости от расы, национальности и религиозных убеждений. В этой связи актуализируется потребность в единстве педагогического воздействия по формированию межэтнической культуры. Для достижения этих целей также необходимо пересмотреть подходы к организации профилактической работы с привлечением родительской общественности. Большую роль при этом может сыграть межведомственное сотрудничество образовательных организаций различного уровня и других учреждений по формированию толерантных отношений. Автор убеждена, что благодаря поиску новых форм воспитательного воздействия можно не только снизить уровень напряженности в многонациональном сообществе образовательной организации, но и создать такую образовательную среду, в которой будет транслироваться единство и сплоченность учащихся, педагогического коллектива и родительской общественности.

Ключевые слова: ксенофобия, экстремизм, молодежь, менталитет, толерантность, воспитательные воздействия, культура, установки, мировоззрение, ценности.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of the legal culture of schoolchildren; the education of tolerant relationships between people in a multicultural space. Specialists who are directly related to the upbringing of the younger generation should work to instill respect for the culture and history of peoples. One of the priority goals of this complex work should be such an educational mission, which sees as its result the awareness of the unity of all the peoples of Russia in protecting the Motherland as citizens of a multinational state. In many works devoted to the prevention of xenophobia and extremism among young people, the question of the need to form the unity of the basic national values of a Russian citizen for every citizen of Russia, regardless of race, nationality and religious beliefs, is acutely raised. In this regard, the need for unity of pedagogical influence in the regular and extracurricular activities for the formation of interethnic culture is actualized. To achieve these goals, it is also necessary to reconsider approaches to organizing preventive work with the involvement of the parent community. Interdepartmental cooperation between the school and other institutions on the formation of tolerant relations can play an important role in this. The author is convinced that thanks to the search for new forms of educational influence, it is possible not only to reduce the level of tension in the multinational community of the school, but also to create an educational environment in which the unity and cohesion of students, the teaching staff and the parent community will be broadcast.

Key words: xenophobia, extremism, youth, mentality, tolerance, educational influences, culture, attitudes, worldview, values

Введение. В настоящее время транслируется сложный период для самых разных сфер жизни общества: не только экономической, политической, но и рассматриваемой в качестве предиктора аксиологической проблематики. В этой связи актуализируются проблемы, связанные с деятельностью педагогов-психологов, социальных педагогов, направленной на профилактику ксенофобии и экстремизма в молодежной среде. Таким образом, в проблемное поле перемещается не только миссия образования в целом, но и роль каждого специалиста, причастного к воспитательной системе, всей воспитательной команды образовательной организации в профилактике этих негативных тенденций современного социума.

Молодежь всегда рассматривалась как социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, которые сказываются на их личностном развитии, определяются возрастом юного человека, и тем, что социальный и духовный мир находятся в стадии становления. Данная стадия еще не свидетельствует о завершении становления личности. Специалистам важно именно в этот момент обратить серьезное внимание, исходя из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической базой не только для разработки ФГОС, в частности, но и определения миссии всей образовательно-воспитательной политики, в целом, на создание и необходимость той среды, которая в силу своих специфических социальных характеристик, очень сложна и требует всестороннего полифункционального изучения. Транслируется эта тенденция в накоплении негативного протестного потенциалаименно вмолодежной среде [1,С. 11].

Изложение основного материала статьи. Среди маркеров высокой концентрации негативных тенденций повышенная эмоциональная возбудимость молодого поколения, неумение сдерживаться при разных обстоятельствах, отсутствие элементарных навыков общения с разными людьми, а также огромное значение приобретают в данном контексте проблемы, вытекающие из институтов семьи. Данная проблема на сегодняшний день является одной из актуальнейших и острейших в широком спектре актуализированных задач по системной работе с молодежью. От специалистов она требует повышенного внимания и умения в ней ориентироваться [2].

В настоящее время в юношеской молодежной среде быстро распространяются взгляды, которые противоречат российскому менталитету. Среди факторов, обусловливающих эти процессы склонность к делинквентному поведению, деформация ценностей, нездоровая среда общения, неадекватность восприятия педагогического воздействия, недостаточная роль в семьи в решении проблем, связанных с отклоняющимся от норм поведении юношества.

В этой связи большие задач стоят перед командами воспитательных служб образовательных организаций различного уровня, перед всеми специалистами, имеющими отношение к внутреннему миру ребенка, к мру его взглядов, мироощущению, миропониманию, мировосприятию, к формированию его ценностных установок. Без решения этих сложных задач современного социума невозможно обойтись в процессе повышения уровня профессиональных компетенций таких специалистов, как: педагоги-психологи, социальные педагоги и многие другие представители воспитательных служб и служб, занимающихся проблемами ювенальной юстиции [3, С. 103].

Организация профилактики ксенофобии и экстремизма является сегодня для этих специалистов одной из приоритетных. Особенности развития ксенофобии и экстремизма, связаны, как правило, с влиянием медийно-информационной среды, которая, в сумме с потребительским отношением общества, и одновременно сочетаясь с

пренебрежительным отношением к труду, - создает базис для деструктивных поведенческих паттернов. Сегодня в сознании детей и молодежи существуют оправдательные установки относительно аддикций, насилия, суицидов, суицидальных патологий. Наблюдается следующий парадоксальный феномен: сама по себе девиация становится нормой, в оппозиционном понимании ее сущностной характеристики. В свою очередь, норма, восходящая к основам национальной, общемировой культуры, рассматривается в качестве отклонения [4].

Об этом в свое время писал Я.И. Гилинский: «...как известно, в социальной природе отношения между людьми носят социальный характер (в широком понимании - социально-экономический, социально-культурный, социально-политический и др.). Специфика насилия, по мнению Я.И. Гилинского, -«принуждение других к определенной деятельности (или бездействию) или силовое же сопротивление принуждению» [5, С. 21], и что «нормы, типы и частота агрессивных форм поведения задаются культурой» [5, С. 23].

Если рассматривать ксенофобию и экстремизм с точки зрения определения, то можно говорить о том, что ксенофобия представляет собой именно социально-психологический феномен. Он представляет собой нетерпимое отношение к кому-либо или чему-либо, и формирование в отношении этого явления или субъекта предрассудков, предубеждений и каких-то социальных стереотипов. Таким образом, общий посыл при ксенофобии может звучать следующим образом: «В наших бедах виноваты другие ...» Если перевести эту фразу на язык психологической науки, то это проявления неких когнитивных диссонансов и дихотомического мышления.

Формами трансляции негативных ксенофобных стереотипов являются высказывания, содержащие обобщения о чертах либо национального характера или культурных особенностей, внешности, состояния здоровья, знания-незнания русского языка. При этом позитивные характеристики субъекта, на которого направлены данные стереотипы и установки, -отрицаются либо обесцениваются. Таким образом, происходит процесс «демонизации» противника и создания образа врага. Все это происходит без учета анализа и более широкого мышления [6, С. 180].

В исследовательской практике показано, что в основе ксенофобии лежит триада эмоций: прежде всего, это гнев, отвращение и презрение. Таким образом, получается, что нервная система находится в постоянном тонусе, а это, в свою очередь, образует поведенческий комплекс, обусловленный личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии. Многочисленные исследования, связанные с мониторингом толерантности и ксенофобии, констатировали, что наименее толерантная, и наиболее склонная к ксенофобическим установкам, часть общества - это старшие школьники и молодежь. Бесспорно, в детском возрасте начинают формироваться некие предубеждения относительно цвета кожи, формы лица, знания-незнания русской культуры, особенностей нарративов поведения в процессе коммуникации с другими детьми [7, С. 5].

Именно в подростковом возрасте приобретаются определенные стереотипы относительно отличных от себя категорий людей. По мнению ряда исследователей, в старшем возрасте среди молодежи транслируется склонность к экстремизму. Достаточно ярко ксенофобия выражена у молодых людей, проживающих в малых, однородных по этническому составу городах, или, наоборот, в плотно населенных мегаполисах, где часто в различных формах проявляются дискриминации, социальные конфликты, порожденные сформировавшимися негативными стереотипами и предрассудками, а также отталкивающими образами врага, даже в социальных сетях. Если проанализировать поведенческие предикторы ксенофобии, то можно отметить, что у личности зреет латентное внутреннее напряжение, личностная неудовлетворенность, фрустрация неких потребностей, которая выражается у молодого человека в поиске пути самовыражения.

Все эти процессы закрываются низким уровнем социально-психологической компетентности, поддержкой этих ксенофобских установок со стороны семьи, педагогов, а также, достаточно большим количеством в социальном окружении, образцов агрессивного поведения: от компьютерных игр до всех форм, которые в настоящее время транслируются в СМИ. Если обратиться к анализу личностных факторов, то среди них можно назвать не имеющие отношения к возрастным особенностям такие маркеры, как: повышенная внушаемость, недоразвитость эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы, что, бесспорно, не может не приводить к агрессивности, низкому уровню сензитивности и чувства эмпатии. Особенно ярко данный симптомокомплекс проявляется у детей, излишне увлеченных компьютером, т.к. у них деформируется процесс конструктивной коммуникации в целом.

Индивидуальные особенности реактивности, как свойства нервной системы, также играют одну из ключевых ролей в парадигме причинной обусловленности проявлений ксенофобии. В ряде исследований подтверждено, что если личность обладает сильной нервной системой, то такому человеку свойственна вспыльчивость. Как правило, при минимальных мозговых дисфункциях, транслируется склонность к агрессивным проявлениям. В силу новообразований, индивидуально-типологических особенностей, свойственных подросткам, большое значение имеют эмоциональные переживания: чувство утраты, горе (общеизвестно, что у каждого подростка свое горе). Подростки, как известно, «утопают в своих чувствах».

Необходимо также всесторонне проанализировать те явления и процессы, которые имеют непосредственное отношение к генезису проявлений ксенофобии. Это те объекты проявления ксенофобии, которые иллюстрируются в повседневной жизни образовательных организаций. Целевая аудитория, на которую, как правило, бывают направлены ксенофобские установки - это, прежде всего, мигранты или беженцы, особенно те из них, кто является выходцами и яркими носителями другой культуры.

Также это могут быть лица с ограниченными возможностями здоровья, особенно с ментальными отклонениями, т.к. они являются «непонятными» личностями для микросоциума детского коллектива, атипичными в контексте установленных норм и правил. К этой же группе могут быть отнесены личности, имеющие хронические соматические заболевания, а также обучающиеся из социально или экономически неблагополучных семей или дети, воспитывающиеся вне семьи. Часто жертвами ксенофобии становятся одаренные обучающиеся с выдающимися успехами в какой-либо сфере.

К основным формам проявления ксенофобии в социально-психологическом контексте следует отнести следующие: игнорирование, отказ от сотрудничества, высмеивание, остракизм, буллинг, вербальную и физическую агрессию, преследование в виртуальном пространстве (кибербуллинг), распространение дискредитирующей информации в социальных сетях и прочее.

Ксенофобия близка с экстремистскими проявлениями. Экстремизм, по своей сущностной характеристике, - это некое деяние, связанное с радикальными взглядами. Факторы, которые приводят к риску экстремистского поведения подростков можно также дифференцировать по базовому критерию причинной обусловленности. Во-первых, это экономико-социальное неблагополучие семьи; во-вторых, влияние общественных традиций с применением насилия; в-третьих, СМИ как предиктор формирования экстремистской идеологии в общественном сознании; в-четвертых, семейная среда как катализатор стилей межличностных, родительско-детских отношений, внутрисемейных ситуаций, и, наконец, в-пятых, широкий спектр личностных предпосылок, среди которых: высокий уровень агрессивности, эмоциональная незрелость, низкий уровень самоконтроля, нарушения в сфере ценностных ориентаций, низкая фрустрационная толерантность и выход в социальные коммуникации через конфликтные взаимоотношения [8].

Важно также отметить, что существуют психологические предпосылки молодежного экстремизма. В первую очередь, они обусловлены возрастными новообразованиями подросткового возраста, среди которых: кризис идентичности (на современных подростков при формировании их идентичности огромное влияние оказывает виртуальный мир); несформированность нравственных норм; гиперактивность, которая может быть связана и с психофизиологическими факторами, и с факторами ускорения жизни, - VUCA - мир вносит свою лепту и коррективы; желание самоутвердиться; нечеткость социального статуса; высокая чувствительность к бесперспективности, затрагивающая смысловую сферу личности; гипертрофированное чувство несправедливости; отчуждение. Следует также помнить о том, что является привлекательным для современной молодежи. Это романтика, некий героизм, который может окрашиваться в плане социального интереса, с одной стороны, в волонтерскую активность, и, с другой, в деятельность антисоциальной направленности.

Выводы. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить огромное значение компетентности специалистов воспитательных команд образовательных организаций, педагогов-психологов, социальных педагогов в области маркеров вовлеченности молодежи в экстремистское сообщество, среди которых можно выделить не только изменения поведенческих нарративов и психоэмоциональной сферы молодежи, но и изменения способов коммуникации, приобретение (появление) у обучающихся особых предметов и веществ, регистрация в деструктивных группах виртуальных социальных сетей и трансляция девиантного контента, а также использование деструктивной символики во внешнем виде.

Остро также ставится вопрос о распознавании диагностических признаков склонности к экстремизму. Например, дескрипторы скулшутинга транслируют, в первую очередь культ силы и агрессивности. Эта диспозиция работает как триггерный механизм, который может запуститься в любой момент, что обусловлено неустойчивостью психики молодых людей. Восприятие реальности в таких категориях, как: «сильный-слабый», «господство-подчинение» и вера в эффективность культа силы способствуют тому, что молодые люди воспринимают подобные поведенческие паттерны в качестве ресурса для решения проблем. При этом они также допускают агрессию в свой образ жизни как способ снятия фрустрации.

В настоящее время назрела потребность в единстве педагогического воздействия по формированию межэтнической культуры в образовательных организациях разного уровня. Необходимо пересмотреть подходы к организации профилактической работы с привлечением родительской общественности.

Нужны новые форм воспитательного воздействия, благодаря которым можно не только снизить уровень напряженности в многонациональном сообществе образовательной организации, но и создать такую образовательную среду, в которой будет транслироваться единство и сплоченность учащихся, педагогического коллектива и родительской общественности.

Литература:

1. Абдуразакова, Д.М. Роль поликультурной среды в воспитании и развитии толерантности молодёжи / Д.М. Абдуразакова, М.Х. Берсенукаева // МНКО. -2019. - №2 (75). - С. 10-13

2. Апанасюк, Л.А. Традиции и инновации в профилактике экстремизма и ксенофобии в молодежной среде: социокультурный аспект / Л.А. Апанасюк // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №6 (052). -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-innovatsii-v-profilaktike-ekstremizma-i-ksenofobii-v-molodezhnoy-srede-sotsiokulturnyy-aspekt (дата обращения: 30.09.2023)

3. Апанасюк, Л.А. Причины и факторы проявления ксенофобии в молодежной среде / Л.А. Апанасюк // Вестник ТГУ. -2013.-№6(122).-С. 101-106

4. Астахова, A.B. Современные подходы к профилактике ксенофобии в студенческой среде в процессе профессионально-педагогической подготовки / A.B. Астахова // Мир науки. - Педагогика и психология, 2020. - №1, https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5. Гилинский, Я.И. Социальное насилие: Монография / Я.П. Гилинский. - СПб: Алеф-Пресс, 2013. - 185 с.

6. Корякина, A.A. К вопросу о формировании толерантности в поликультурном образовательном пространстве /

A.A. Корякина // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). - С. 179-182

7. Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков / A.B. Станкевич, О.В. Станкевич,

B.И. Канаева [и др.]. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2017. - № 5 (15). - С. 4-7. - URL: https://moluch.rU/th/4/archive/74/2886/ (дата обращения: 22.09.2023)

8. Хрисанова, Е.Г. Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников / Е.Г. Хрисанова, Г.Г. Тенюкова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2017. -№2 (94). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/etnopedagogicheskiy-podhod-v-podgotovke-bakalavrov-pedagogicheskogO" obrazovaniya-k-polikulturnomu-vospitaniyu-shkolnikov (дата обращения: 27.09.2023)

Педагогика

УДК 379.8.091

доктор педагогических наук, доцент Дроботенко Юлия Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА: СЕЛЬСКИЙ ПОДРОСТОК В ГОРОДЕ

Аннотация. Изучение внешкольного советского детства позволяет определить ценности и жизненные ориентиры подрастающего поколения позднего советского периода. В статье представлен анализ результатов интервью, раскрывающий особенности социальной адаптации сельского подростка в городе. Приводятся фрагменты интервью, отражающие отношение сельских подростков к городскому укладу жизни. На основе воспоминаний респондентов о посещении города объясняются способы организации досуга подростков. Знакомство с городом и его культурой рассматривается в качестве средства социализации. Удивление и интерес упоминаются респондентами как ответные реакции на иной образ жизни. Делается вывод, что сельские подростки того времени не стремились к полной адаптации в городе. Характеристика облика села проясняет предпочтение подростков жить в сельской местности. На основе классификации В.А. Ядова содержательно описаны ценности-идеалы, ценности-нормы, ценности-цели и ценности-средства как показатели отношения сельского подростка к городской жизни.

Ключевые слова: внешкольное советское детство, сельский подросток, город, интервью, ценностное отношение, классификация ценностей В.А. Ядова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.