Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания Гаджиева Патимат Дайитбеговна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); аспирант кафедры правовых дисциплин и методики преподавания Мейсуров Шамиль Сулейманович
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Раджабова Раиса Валиевна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
О ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Аннотация. В контексте проблем и противоречий развития современного общества и изменения парадигмы образования проблема исследования представляется весьма актуальной. Следует отметить, что актуальность ценности толерантного воспитания личности связано с необходимостью культивирования в обществе идей мирного сосуществования, развития и взаимообогащения человечества в целом, социальных общностей и отдельного человека, в частности. В данной статье, на основе анализа целей и задач социального проекта, выявлены возможности проекта в решении проблемы противодействия экстремизму в условиях многонациональной образовательной среды.
Ключевые слова: экстремизм, молодежная среда, толерантная культура, правосознание.
Annotation. In the context of problems and contradictions in the development of modern society and changes in the paradigm of education, the problem of research is very relevant. It should be noted that the relevance of the value of tolerant education of the individual is associated with the need to cultivate in society the ideas of peaceful coexistence, development and mutual enrichment of humanity as a whole, social communities and individuals in particular. In this article, based on the analysis of the goals and objectives of the social project, the possibilities of the project in solving the problem of countering extremism in a multinational educational environment are identified.
Keywords: extremism, youth environment, tolerant culture, legal awareness.
Введение. К сожалению, не смотря на предпринимаемые меры разного плана и на всех уровнях, в нашем обществе всё ещё достаточно сильна нетерпимость к представителям других национальностей, вероисповедания. Особенно остро эти вопросы стоят перед молодёжью и нередко приводят к дезориентации в социуме, несформированности понимания своей принадлежности к культуре, с присущими ей этническими особенностями и национальными ценностями.
В этой связи, в нашей стране воспитание толерантности у молодежи по-прежнему является приоритетной задачей.
Обозначенные приоритеты поставили перед педагогической наукой проблему разработки и реализации комплексной программы воспитания толерантности у подрастающего поколения.
Изложение основного материала статьи. Как показали исследования последних лет [1-11 и др.], эффективной формовой воспитания толерантности у молодёжи является социальное проектирование.
Актуальность социального проектирования. Направленного на формирование толерантности у молодёжи, обуславливается рядом взаимодополняющих друг друга причин:
- ростом проявлений ксенофобии, национализма и экстремизма среди подростков в обществе;
- психологической неустойчивостью подростков к негативному влиянию;
- многонациональность состава учащихся школы;
- способностью социальных проектов при грамотной их реализации заинтересовать молодёжь и сформировать необходимые, социально-значимые качества.
В современных условиях, важная роль в решении вышеизложенной задачи отводится системе образования. Именно школа сегодня имеет потенциальные возможности для формирования у учащихся отношения к толерантности как социально значимой ценности. Это связано с системностью школьного образования, возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учётом возрастных и психологических особенностей школьников.
Тем самым, воспитание сочувствия, понимания, ненасилия, сопереживания должно стать одним из главных направлений воспитательно-образовательного процесса.
Учёные [1-5], выделяют следующие достаточно эффективные формы реализации мероприятий по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности в образовательных учреждениях (табл. 1):
Таблица 1
Мероприятия по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности в образовательных
учреждениях
№ Формы работы
1. внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
2. организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
3. разработка специальных памяток и проведение систематической работы с родителями учащихся с разъяснениями отдельных вопросов со стороны социальных педагогов, юристов, психологов, сотрудников правоохранительных органов и др.;
4. организация недели правовых знаний среди молодёжи;
5. организация и проведение смотров-конкурсов программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков и др.
Профилактическое воздействие, например, на школьников младших и средних классов должно включать воспитание толерантности, профилактику бытовой ксенофобии, нетерпимости к дискриминации и иные элементы, непосредственно ориентирующие воспитуемого на выбор правомерного варианта удовлетворения своих личных интересов и потребностей [1-11].
В качестве эффективного примера следует подчеркнуть практический опыт по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде, который наработан в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» на факультете управления и права. Наряду со всем вышеизложенным, со студентами проводится ряд научно-просветительских и воспитательных мероприятий, нацеленных на решение проблемы вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность, например, встречи с духовными лидерами, с известными спортсменами, с руководителями министерств и ведомств МВД; научно-просветительские конференции и т.д.
В связи с тем, что в многонациональной республике, в условиях полиэтнической образовательной среды, всегда остается актуальной проблема межэтнической розни, национализма и ксенофобии, что может привести в последующем к порождению экстремистских взглядов и противоправному поведению, преподавателями кафедры правовых дисциплин и методики преподавания разработаны и внедрены в учебный процесс студентов бакалавриата специальные курсы: «Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму в России и за рубежом», «Развитие толерантного сознания учащейся молодежи», «Нравственно-правовая социализация студенческой молодежи» Для студентов магистратуры, с учетом возраста обучающихся, их профессиональной деятельности, разработан специальный курс: «Актуальные проблемы профилактики преступности среди несовершеннолетних».
В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике экстремизма и развитию толерантной культуры в молодежной среде, преподавателями кафедры правовых дисциплин и методики преподавания осуществляется реализация социального проекта: «Толерантная молодёжь Дагестана». Рассмотрим основные цели и задачи, а так же ожидаемые результаты данного проекта (таблица 2).
Таблица 2
Основные целевые ориентиры и ожидаемые результаты проекта «Толерантная молодёжь Дагестана»
Цель проекта: Задачи проекта: Ожидаемые результаты:
реализация государственной политики в области профилактики экстремизма, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности и предупреждение экстремистских проявлений среди молодежи, посредством укрепления межнационального согласия. - воспитывать уважение к истории, культуре, духовным ценностям, традициям и обычаям других народов; - организовать просветительскую работу с родителями, направленную на воспитание толерантного отношения к людям другой национальности в семье; - воспитание у молодежи уважительного отношения к людям других национальностей, понимания необходимости изучения культур и религий других народов. - формировать у студентов представление о многообразии культур народов России; - провести анализ и обработку. - формирование мотивации к приобретению знаний о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников сверстников других национальностей; - приобретение учащимися знаний о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников сверстников других национальностей; - формирование культуры толерантности по отношению лиц являющихся представителями другой национальности, другого вероисповедания и т.д. - отсутствие конфликтов на национальной почве и др.
Актуальность исследования экстремистских тенденций в поведении и мышлении дагестанской молодежи связана с фундаментальными переменами, произошедшими в постсоветском пространстве в условиях интенсификации интеграционных процессов. После развала СССР и социалистической системы сложились независимые государства, а Россия сузилась в границах и потеряла значительный военно-экономический потенциал. Дагестан становится южной приграничной республикой, который по суши и морю граничит с такими зарубежными странами как Азербайджан, Грузия, Казахстан, Туркменистан, Иран.
Современное состояние российского общества вместе с положительной тенденцией стремление народов к взаимопонимаю и сотрудничеству демонстрирует также и проявление неадекватной взаимооценки и взаимоотношения между представителями различных национальностей.
Причиной этой неадекватности являются политические и религиозные убеждения, национально-культурные особенности и социально-экономические факторы, правовой нигилизм.
В этой связи актуальной становится проблема динамического единства толерантности -интолерантности, которая основывается на небезразличии как результат взаимосвязи оппозиций «свой» -«чужой», и «хороший» - «плохой».
В любом обществе молодёжь выполняет, прежде всего, стратегическую функцию. Молодёжь - это всегда определенная социальная группа, существующая в определенных конкретно-исторических и культурных условиях. Именно молодёжь оказывается той социальной группой, которая сталкивается с негативными явлениями, в том числе связанными с экстремизмом. Одной из важнейших разновидностей нетерпимого отношения к иным, «чужим» - в современных условиях является ксенофобия. В этимологии слова «ксенофобия» есть указание на то, что ее порождает страх. Как и другие социально-психологические явления ксенофобия коренится как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Подтверждением тому является результаты социологического исследования, которое было проведено среди студентов бакалавриата и магистратуры Дагестанского государственного педагогического университета. Из числа респондентов,
опрошенных в ходе исследования, более 70% опрошенных испытывают нетерпимое отношение к представителям другой национальности, другого вероисповедания.
Решающую роль в процессе противодействия национализму и ксенофобии, формирования толерантности должны играть образовательные учреждения. Обучению гражданственности-навыкам гражданского участия, совокупности политико-правовых, моральных знаний, формирование гражданского сознания подрастающего поколения.
В связи с вышеизложенным, I Региональный молодежный форум «Толерантная молодежь Дагестана», станет платформой выявления причин национально-этнической и религиозно-политической розни в условиях поликультурного Дагестанского общества, а также средством определения мер по профилактике экстремизма молодежной среде. Современная молодежь нуждается в том, чтобы с ней говорили, ее слушали и слышали, помогали разбираться в огромном потоке информации. Гораздо легче и эффективнее предупредить, чем потом видеть молодых людей в местах лишения свободы.
В реализации проекта будет организован региональный молодежный научно-просветительский форум «Толерантная молодежь Дагестана» Место проведения - г. Махачкала, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет».
Примерная программа мероприятий:
1. Подготовительные мероприятия - размещение информации на различных интернет порталах, рассылка писем потенциальным участникам, лекторам и гостям Форума, СМИ. Размещщение информационных писем о мероприятиях в рамках форума (информационное письмо конференции, информационное письмо о конкурсе исследовательских работ учащейся молодежи).
2. Основной этап.
1. Торжественное открытие мероприятия, праздничный прием делегаций. Во время открытия мероприятия с приветственным словом выступят муфтий Дагестана, представители МВД РД, руководитель народного фонда РД, ректоры вузов и директора сузов.
2. Панельная дискуссия на тему «Экстремизм в молодежной среде - угроза национальной безопасности России», с приглашением представителей молодежных студенческих организаций, общественности и академических кругов, с целью выработки консолидированной позиции по вопросам противодействия экстремизму в молодежной среде. (2часа)
3. Кофе-брейк.
4. Мастер-класс на тему: «Стабилизация межнациональных отношений в молодежной среде как фактор противодействия ксенофобии и национализму», направленный на осознание культурной обусловленности коммуникации и поведения человека, преодоление этноцентризма. Программа предусматривает обучение, воспитание и развитие молодежи в духе терпимости (3 часа).
5. Организация и проведение научно - практической конференции: «Национализм и ксенофобия: социально правовые аспекты профилактики экстремизма в молодёжной среде».
6. Семинар-тренинг на базе МБОУ СОШ №14 г. Махачкала, будет организован для молодых учителей школ, преподавателей высших учебных заведений на тему: "Организация работы в образовательных учреждениях по профилактике экстремизма, национализма, терроризма среди детей и учащейся молодежи" (4 часа).
7. В завершение форума, подводятся итоги молодежного конкурса исследовательских работ (эссе) на тему по противодействию экстремизма в молодежной среде, награждение победителей.
8. В финале - подписание Резолюции, в которой намечены пути дальнейшего взаимодействия (через практическую реализацию совместных молодежных проектов по борьбе с экстремизмом).
9. Завершит Форум флеш-моб на тему «Молодежь против экстремизма" с запуском в небо шаров и белоснежных голубей, как символа мира и благополучия.
Выводы. На основании вышеизложенного, следует подчеркнуть, что рреализация программ профилактики экстремизма требует высокого уровня подготовки со стороны педагогов и других лиц. ответственных за её реализацию. При этом соотношение воспитательных элементов в программах профилактики, ориентированных на различные возрастные группы учащихся, должно различаться. Тем самым необходимо разрабатывать различные формы организации подобной работы с молодёжью, учитывая высокие потенциальные возможности социального проектирования.
Литература:
1. Гаджиева П.Д., Раджабова Р.В., Хайрулаева А.З. Реализация возможностей проектной технологии в развитии универсальных компетенций у студентов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 221-223.
2. Гаджиева П.Д., Серкерова Н.К., Коценко В.Н. Реализации идей социального проектирования в процессе формирования военно-патриотической направленности студенческой молодежи на основе взаимодействия общественных объединений и образовательных организаций // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 306-307.
3. Гаджиева П.Д., Дудаев Г.С.Х., Серкерова Н.К. О вопросах формирования готовности будущего педагога к обеспечению прав ребенка в общеобразовательной школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 301-302.
4. Кубякин Е.О. Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде // Общество: политика, экономика, право. - 2010. - № 1.
5. Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде. Вып. 2 / авт.-сост. И.С. Фомин. - Великий Новгород, 2015. - 34 с.
6. Найда А.А. Практические аспекты применения закона о противодействии экстремистской деятельности. Религиозный экстремизм // Практика применения закона о противодействии экстремистской деятельности: сб. матер. науч.-практ. конф. - М., 2016. - С. 6-13.
7. Ичеткина Т.А Профилактика экстремизма, национализма и укрепление межнациональных и межкультурных отношений в условиях работы образовательных организаций общего образования: метод. рек. [Электронный ресурс]; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. -Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 104 с.
8. Серкеров С.Э. Профилактика экстремизма в молодежной среде. Рабочая программа дисциплины. ДГПУ., Махачкала , 2016. - 105 с.
9. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д, 2011. - 541 с.
10. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 263-265.
11. Ткачёва Н. Противодействие экстремизму и терроризму в молодёжной среде [Электронный ресурс]: https://znanio.ru/media/protivodejstvie-ekstremizmu-i-terrorizmu-2539618
Педагогика
УДК 378
кандидат философских наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой русского языка как иностранного Гаджимирзоева Олеся Сабировна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК
ИНОСТРАННОМУ
Аннотация. В статье рассматриваются виды речевой деятельности в системе обучения русскому языку студентов иностранцев. Особое внимание уделено комплексному взаимосвязанному обучению основным видам речевой деятельности. Приведены виды упражнений и анализ текстового материала.
Ключевые слова: вид речевой деятельности, продуктивный вид речевой деятельности, коммуникативная компетенция, языковой материал, уровень, этап, умение.
Annotation. The article considers the types of speech activity in the system of teaching Russian to foreign students. Special attention is paid to the complex interrelated training of the main types of speech activity. Types of exercises and analysis of text material are given.
Keyword: type of speech activity, productive type of speech activity, communicative competence, language material, level, stage, skill.
Введение. Владение языком, т.е. чтение оригинальных произведений различной тематики, принадлежащих к различным функциональным стилям, умение улавливать и различать оттенки речи собеседника, плавная спонтанная речь, содержательно и композиционно завершенный письменный монолог — требует значительных усилий, связано с формированием навыков и умений в разных видах речевой деятельности.
Виды речевой деятельности имеют общие и дифференциальные механизмы, отчего оказываются взаимосвязанными, но не взаимообусловленными, т.е. успешность в овладении одним (например, слушанием, чтением) не сопровождается таким же успехом в овладении другими (например, говорением, письмом) и, наоборот, если учащийся хорошо говорит по-русски, это совсем не значит, что он так же хорошо читает и пишет. Таким образом, принимая во внимание взаимосвязанность видов речевой деятельности, о них приходится говорить раздельно, так как обучение любому из них предполагает развитие разных механизмов и требует разных систем упражнений.
Изложение основного материала статьи. Совершенное чтение и аудирование предполагают ответное речевое действие, которое завершается в учебных условиях воспроизведением извлеченной информации, обсуждением услышанного и прочитанного, речевым (вербальным) сообщением в устной или письменной форме.
Цель говорения и письма — выразить мысль так, чтобы она была адекватно понята окружающими, собеседником. Будучи психическими актами, говорение и письмо начинаются во внутренней речи и получают свое дальнейшее развитие во внешне выраженных языковых средствах. Их продуктом является устное или письменное речевое сообщение, а результатом — ответное действие участника общения. Как виды речевой деятельности, как активные, созидательные, внешне выраженные процессы порождения, говорение и письмо предполагают наличие у обучающихся определенных способов преобразования материала.
Операционный механизм этих видов речевой деятельности составляет совокупность действий внешнего и внутреннего оформления высказывания. В концепции А.А. Леонтьева, И.А. Зимней и др. она включает две фазы — фазу подготовления и фазу осуществления. В первой — фазе подготовления выделяются две части: мотивационно-побудительная и ориентировочно-исследовательская, или целевая. Все они составляют своего рода уровни речевой деятельности, придавая ей трехчастное строение.
Первый уровень — мотивационно-побудительный — представляет собой «встречу потребности с предметом, акт опредмечивания потребности», которая и управляет деятельностью со стороны субъекта. Мотив объясняет характер речевого действия, а коммуникативное намерение выражает, какую коммуникативную цель преследует говорящий. В этой части процесса порождения речи возникает лишь план, замысел высказывания, коммуникативное намерение передать его вербальными средствами. Здесь определяется замысел речи («смысловая перспектива» — Н.И. Жинкин), внутренняя программа речевого действия и выражается принципиальная способность человека к опережающему отражению действительности, к созидательному планированию своих «действий» (к «предупредительной деятельности», по И.П. Павлову).
На втором уровне — ориентировочно-исследовательском (или аналитике-синтетическом, целевом) формируется высказывание, замысел которого первоначально возникает в мотивационно-побудительной части; реализуются действия отбора, комбинирования и грамматического конструирования с целью создания высказывания, т. е. система речевых действий и операций, направленных на достижение результата.
И.А. Зимняя называет этот уровень формирующим компонентом деятельности. Этот уровень, в свою очередь представлен двумя уровнями — смыслообразования, который поглощает семантический аспект высказывания, и формулирования (грамматическое, артикуляционное). Единицей смыслообразования выступает образ, неделимое целое представление, единицей речепроизводства — текст, сообщение. Это уровень собственно формирования мысли посредством языка. Здесь уже проявляются лингвистический опыт говорящего, чувство языка, знание условий и правил употребеления единиц языка, реализуется, по словам