ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
УДК 343.915(470.6)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Абдулаев А.А., аспирант Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина
E-mail: [email protected]
В данной статье автор рассматривает наиболее актуальные проблемы молодежной экстремистской преступности, а также наиболее эффективные условия противодействия экстремизму в республиках Северного Кавказа.
Ключевые слова: молодежь, преступность, конфликтность, терроризм, экстремизм среди молодежи, религиозный экстремизм, социальная защита молодежи, противодействие экстремизму.
SOME FEATURES OF YOUTH EXTREMIST CRIME IN THE REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASUS
Abdulaev A.A., post-graduate student of Moscow State Open University after V.S. Chernomyrdin
In this article the author considers the most actual problems of youth extremist crime, as well as the most effective conditions of counteraction to extremism in Republics of North Caucasus.
Key words: youth, crime, proneness to conflict, terrorism, extremism among the youth, religions extremism, social protection of the youth, measures to counter extremism.
Экстремизм является реальной угрозой безопасности на Северном Кавказе, так как переносит вопросы религиозной, национальной и этнической принадлежности на политическую арену, провоцируя, тем самым, напряженность и конфликты.
Процессы трансформации и модернизации современной России способствуют постоянному поддержанию высокой степени межкультурного напряжения и конфликтности, что приводит к росту сепаратизма экстремизма и национализма. Все это оказывает влияние на формирование гражданского сознания молодежи и формирование экстремистской направленности ее действий. Северный Кавказ является наиболее проблемным регионом страны. Находясь в зоне «социальной турбулентности», Северный Кавказ так до сих пор и не интегрировался в общероссийское социокультурное пространство. Именно поэтому проблема молодежного экстремизма очень остро проявляется в республиках Северного Кавказа. И здесь, прежде
всего, необходимо выделить наличие политического и религиозного экстремизма.
Значительные социально-экономические преобразования в нашей стране и демократизация жизни общества привели к активизации процессов, стимулирующих пробуждение национального самосознания народов Северного Кавказа, густо населенного различными этносами. В последние годы в рассматриваемом регионе наблюдаются феномены национального эгоцентризма, национальных движений, выдвигающих интересы своих этносов во всех социально-политических сферах. Это приводит не только к упрочению самостоятельности, демонстрации автономности и независимости некоторых этнических общностей, но и к конфронтации, отчуждению от других народов, а также к их противопоставлению, столкновению с ними [11, с. 36]. Поэтому одной из «актуальных задач духовно-нравственного воспитания молодежи является формирование позитивной этнической идентичности, которая составляет ядро на-
ционального самосознания, и представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам» [7, с. 15].
Особая опасность современного российского экстремизма состоит в том, что деятельность экстремистских организаций (группировок) нередко направлена на подрыв основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации; нарушение ее территориальной целостности; дестабилизацию социально-политической ситуации в стране [4, с. 2]; унижение человеческого и национального достоинства; разжигание (возбуждение) социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды; нарушение прав и свобод граждан; нанесение вреда основным ценностям демократического общества [10, с. 47].
Поэтому в современных условиях эффективное противодействие экстремизму невозможно без учета, анализа и обобщения данных о личности экстремиста [16, с. 25], его нравственно-психологических и личностных свойствах, особенностях их формирования в процессе жизнедеятельности, условиях и факторах, предопределивших его становление на путь экстремизма.
Молодежь в условиях социальноэкономического, политического, культурного хаоса готова решать стоящие перед ней проблемы любыми, в том числе варварскими, насильственными, способами [12, с. 520]. Следует отметить, что правосознание молодежи наиболее ярко показывает состояние данной социальной группы населения в отдельности и страны в целом [20, ст. 27]. Сложное социально-политическое положение не позволяет молодым людям удовлетворять даже самые минимальные потребности, в результате чего в их психологии начинают проявляться элементы конфликта и чувства социальной несправедливости
[8, с. 151].
При анализе личности молодого участника экстремистских организаций, во-первых, следует отметить, что вряд ли можно дать единую универсальную криминологическую и социально-психологическую характеристику личности экстремиста, так как понятие "экстремистский тип личности" является неоднозначным и трудно поддается четкому определению. Во-вторых, автор в целом согласен с мнением о выделении двух типов личности экстремиста [17, с. 27, 28]:
- экстремист, осуществляющий свою преступную деятельность главным образом в регионах, где имеют место ложно понимаемые идеи
"суверенитета" республик в составе Российской Федерации, борьбы за национальную "независимость" (Чечня, Дагестан и т.п.). Криминальное поведение такого типа преступной личности детерминируют такие факторы, как призывы к формированию независимого от России государства, насильственное или путем обмана вовлечение в борьбу за "независимость", а также искажение идей ислама (в основном в форме призывов борьбы с "неверными");
- экстремист, совершающий преступления преимущественно в других регионах России, как правило, в крупных мегаполисах, финансовых и промышленных центрах. В данном случае преступник, не имея устоявшихся жизненных ориентиров в силу игнорирования общечеловеческих ценностей (семьи, карьеры, уважения к отчизне и т.п.) и желая продемонстрировать свою "уникальность" либо подтвердить приверженность своим антисоциальным установкам, чаще всего сопряженным с ненавистью к людям другой расы или веры, совершает преступления экстремистского характера.
Полагаем, что первый тип личности экстремиста нередко связан с проявлением так называемого религиозного экстремизма, а второй - с осуществлением молодежного экстремизма. Несмотря на то, что первый тип в основном осуществляет террористическую деятельность (по сути, речь идет о личности "крайнего" экстремиста-террори-ста) [6], оба типа представляют существенную угрозу для безопасности российского общества и государства. Так, председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин отмечает: "Для нас нет никакой разницы между ультранационалистическими организациями в российских городах и экстремистами на Кавказе, использующими исламские лозунги. Даже беглого знакомства с их идеями достаточно, чтобы выявить общего заказчика, цель которого - развалить Россию через развязывание межэтнической и межконфессиональ-ной бойни" [2, с. 8].
Как известно, в криминологической литературе выделяются шесть групп признаков, характеризующих личность преступника: 1)
социально-демографические; 2) уголовноправовые; 3) характер различных сфер жизнедеятельности и социальных связей; 4) нравственные качества; 5) психологические признаки; 6) физико-биологические
характеристики. [5, с. 298-302]. Наиболее существенными признаками преступников являются их социально-демографические, нравственные и психологические признаки, физико-биологические
характеристики, наличие прежней судимости и профессионализм преступной деятельности.
Анализ социально-демографических
признаков экстремистов в Республике Дагестан показывает, что в экстремистской (в том числе террористической) деятельности в основном принимают участие лица мужского пола. Однако на практике нередко экстремистских организаций (становятся также лица женского пола (молодые девушки). Очень часто молодые девушки совершают самоподрывы в террористических целях. Так, в период с 2008 по 2011 год только в Республике Дагестан было установлено 43 молодых девушек, участвующих в проведении террористических актов.
В настоящее время участниками
экстремистских организаций на территории Северного Кавказа являются лица в возрасте от 14 до 30 лет, нередко и несовершеннолетние - 14-18 лет. Более того, в целом по России, удельный вес лиц, не достигших 18-летнего возраста, составляет более 23%, т.е. почти четверть от общего числа осужденных за совершение преступлений
экстремистской направленности [19, с. 14]. Полагаем, указанный достаточно высокий процент подростковой экстремистской преступности
непосредственно связан с тем, что именно возраст от 14 до 18 лет наиболее оптимален для "впитывания" радикальных националистических, ксенофобских и экстремистских идей, а следовательно, лиц данной возрастной категории проще всего идеологически подготовить для совершения экстремистских акций [1, с. 208]. Этим, возможно, объясняется также то, что нередко подростки, примкнувшие к экстремистским рядам, являются выходцами из вполне благополучных семей. Заметим также, что подростки нередко выступают не только в качестве исполнителей, но и лидеров (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок) [18, с. 1, 3].
Анализ изученных материалов о преступлениях экстремистской и
террористической направленности на Кавказе показывает, что в экстремистской деятельности, как правило, участвуют физически здоровые и психически вменяемые лица (в том числе активно занимающиеся различными видами спорта), но имеющие определенные нравственно-
психологические особенности личности (нередко приобретенные). Они связаны, прежде всего, с ориентацией на борьбу с чуждыми идеологией, религией и неприятием "инакомыслящих". Нередко такая позиция обусловлена низким куль-
турно-образовательным и правосознательным уровнем участников экстремистских организаций), а также отсутствием у них определенных жизненных ориентаций ("трудные" подростки, школьники, лица со средним специальным образованием и т.п.).
Существенное влияние на совершение преступлений экстремистской направленности имеют нравственно-психологические качества личности экстремистов. Так, в литературе выделяются следующие психологические качества исполнителей экстремистско-террористической деятельности:
- ярая приверженность к какой-либо
идеологии вплоть до фанатизма и групповой нарциссизм предполагают наличие
нарциссического радикала в структуре личности;
- экстремальность деятельности и ее группо-центрический характер предполагают преобладание групповой идентичности над эгоидентичностью и слабую выраженность последней;
- ориентация на насилие и устрашение предполагает наличие выраженного параноидного радикала в структуре личности [13, 14].
Указанные особенности в личности экстремиста и террориста будут весьма выраженными, а представленные в более мягкой форме они будут проявляться в виде ксенофобии. По мнению Е.Н. Юрасовой, "у лиц, склонных к ксенофобии, преобладают архаичные защиты, сильно искажающие реальность. При этом искажениям подвергается в первую очередь восприятие их взаимоотношений с социумом. Они зависимы от внимания окружающих, но плохо понимают, как их воспринимают другие люди, так как блокируют признаки негативного отношения (отрицание), приписывают другим свои собственные отрицательные черты (проекция) и склонны к инфантильным паттернам реагирования и поведения" [21, с. 28].
Общественная опасность потенциальной личности экстремиста нередко обусловлена следующими психофизическими, социально значимыми свойствами: агрессивность; жестокость;
хладнокровие; мстительность; расчетливость; бескомпромиссность; замкнутость; повышенная импульсивность поведения; ненависть и гнев по отношению к людям, не разделяющим экстремистских идей, которые выступают как "враги"; слепая вера в правоту своей экстремистской идеологии, которой экстремист предан безраздельно постоянная готовность к самопожертвованию; склонность к суицидальному поведению и нанесению физического вреда самому себе; фанатизм, т.е. исключи-
тельная сосредоточенность на своих идеях, убеждениях и принципах и невероятная преданность им, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим взглядам; стремление к самоутверждению и завоеванию авторитета [15].
Таким образом, преодоление на Северном Кавказе молодежного экстремизма является фактором снижения общей конфликтности в регионе. Для преодоления молодежного экстремизма могут применяться различные формы борьбы: политические, социологические, психологические, информационные и др.
При анализе основных мер профилактики преступности молодежи следует уделить особое внимание традиционным элементам дагестанской культуры. Большую роль в воспитании молодежи здесь играет семья и тухумно-родственные отношения, а также религиозное воспитание. В Дагестане созданы специфические традиции, средства и организационные пути, в которых сконцентрирован профилактический потенциал; сложились свои представления об уважении к правилам в обществе. В связи с этим «много поучительного и полезного для профилактики молодежной преступности можно найти в наследии народов Дагестана». Основными принципами праворазъяснительной работы в Республике Дагестан является системное и непрерывное осуществление правовой подготовки. И лишь в том случае граждане смогут построить подлинно правовое государство, если есть уверенность, что они обладают юридическими знаниями, чувством патриотизма и развитым уровнем правового сознания и правовой культуры. Следует также отметить, что многие молодые люди Дагестана становятся на преступный экстремистский путь под воздействием ложно понятых религиозных идей.
В последние годы в Российской Федерации предпринят ряд правовых и организационных мер по противодействию экстремизму. Однако анализ криминальной ситуации в сфере экстремистской преступности показывает, что количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается.
Проблемы, используя которые
экстремисты пополняют свои ряды молодыми дагестанцами, на наш взгляд, следующие:
материальные тяготы; недостаток внимания власти и общественных организаций к проблемам молодежи; криминализация молодежной среды; отсутствие организованного досуга; агитационная работа самих организаций экстремистского толка;
неблагополучный психологический климат в семье; понижение общего уровня культуры; негативное влияние печатных и электронных СМИ; просчеты власти в антиэкстремистской деятельности, отсутствие или слабость государственной идеологии; недостаток освещения в СМИ проблемы экстремизма как реальной угрозы для общества; разрушение моральных и духовных устоев и традиций; неконтролируемая миграция из сельской местности в город и отсутствие адаптационных механизмов в этой сфере.
Процесс радикализации подпитывается и быстрыми социальными изменениями. Среди сторонников радикализма есть и хорошо образованные люди, утратившие свои корни, которые стремятся войти в новое международное сообщество, объединяющее активных и целеустремленных людей, готовых отдать жизни за некие идеалы. Другое дело, что понимается под идеалами. Это вопрос мировоззрения, устойчивости сознания человека и его умения противостоять опасным идеям, различать суть этих идей за обманчивостью внешних постулатов. Но этот вопрос остается вне внимания общества и научной, педагогической общественности.
В этих условиях назрела необходимость всеми силами органов власти, общественных институтов активизировать разъяснительную работу, особенно с молодежью, об опасности идеологии экстремизма. Каждый молодой человек, потенциально склонный к экстремизму, силовому решению тех или иных вопросов, которые возникают у него в силу различных жизненных обстоятельств, должен быть в центре нашего внимания. Усилия общества должны быть направлены на то, чтобы воздействовать на сознание таких людей, склонить их к отказу от насильственных способов решения споров, направить их устремления в правовое русло [3, с. 24].
Таким образом, профилактика
виктимизации молодежи от вовлечения их в экстремистскую деятельность должна включать комплекс мер: создание мест в вузах для
талантливой молодежи; разработку долгосрочной программы в сфере молодежной политики; усиление роли патриотического воспитания среди молодежи; использование родовых связей для воздействия на радикально настроенную молодежь; возвращение былого авторитета слова старших; профилактику экстремизма. Профилактикой экстремизма должны заниматься также и институты гражданского общества. Правоохранительные органы борются с конкретными
проявлениями экстремизма, а гражданское общество должно предотвращать его появление и распространение.
Противодействие преступлениям экстремистской направленности, деятельности неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. Одними только уголовно-правовыми запретами и карательными мерами экстремизм нельзя искоренить, поэтому предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений должно стать одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.
Исходя из этого представляется целесообразным усиление профилактической работы среди школьников и студентов, проведение мер воспитательно-профилактического характера уже со школьной скамьи. Полагаем, что раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволит не допустить формирования у дагестанских подростков стойкой направленности на совершение противоправных экстремистских действий. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ (в том числе по телевидению), семинаров, международных фестивалей по вопросам толерантности. «Под толерантностью понимается разумная готовность молодых людей к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющих различное мировоззрение, разные ценности, поведение. Реалии сегодняшнего дня требуют воспитания современного культурного человека, не только образованного, но и обладающего чувством самоуважения и уважаемого окружающими» [9, с. 100].
Думается, в программы дагестанских школ необходимо ввести курсы по изучению культур, обычаев, традиций и религий разных народов России, более глубокому познанию их национальных особенностей. Все это должно стать частью общегосударственной образовательной программы. Кроме того, необходимы регулярные встречи и беседы представителей МВД, ФСБ, прокуратуры, отделов образования с подростками в школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Литература
1. Антонян Ю.М. Подростки активно уча-
ствуют также в национальном и религиозном терроризме (См.: Терроризм: криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Щит-М,
2001. С. 280), в том числе на Северном Кавказе, где террористическое подполье постоянно обновляется «молодыми кадрами».
2. Беседа Председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина и главного редактора журнала "Солдаты России" Владислава Шурыгина // Солдаты России. 2009. № 10-12 (76). С. 8.
3. Гаджиева А.А. К вопросу о классификации жертв преступлений террористической и экстремистской направленности (региональный аспект) // Российский следователь. 2010. № 8. С. 24.
4. Галимова Н. Медведев ополчился на "спекулянтов". Как отделить экстремистов от недовольных? // Московский комсомолец. 2009. 7 февр.С. 2.
5. Долгова А.И. Криминология / под ред. М., 1999. С. 280; Российская криминологическая энциклопедия. М., 2000. С. 298-302.
6. Ещенко С.А. Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы // Общество и право. 2009. № 2.
7. Заурбеков Ю.З. Проблемы преступности в Чеченской Республике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 15.
8. Зиядова Д.З. Проблемы экстремизма среди молодежи в Республике Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. 2012. Вып. 2. С. 151.
9. Канунников А.Д. Взаимодействие педагогов, родителей и общественности в формировании толерантного сознания у детей, подростков и молодежи // Формирование климата доверия и толерантного сознания как основы предупреждения экстремизма. Рязань, 2005. С.100.
10. Правовое противодействие экстремизму / отв. ред. В.П. Кашепов. М.: Юриспруденция, 2008. С. 47.
11. Кислова Г.И. Генезис этнического самосознания учащейся молодежи Дагестана // Государство и религия в Дагестане: Информационноаналитический бюллетень. 2002. № 2. С. 36.
12. Криминология - XXI век. СПб., 2000.
С. 520.
13. Магомедов М.Д. Вовлечение молодежи в совершение преступлений экстремистского характера // Российский следователь. 2007. № 20.
14. Емелъянцев А.Г. Терроризм как один из видов деятельности организованной преступности // Российский следователь. 2009. № 24.
15. Мусаелян М.Ф. Личность участника неформальных молодежных экстремистских организаций (группировок) // Адвокат. 2010. № 6.
16. Павлов В.Г. Субъект преступления в уголовном праве. СПб.: Герда, 1999. С. 25.
17. Тамаев Р.С. Организация правоохранительной деятельности в сфере противодействия экстремизму: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 27, 28.
18. Тухватуллина А. Скинхедам вынесли убийственный приговор // Московский комсомолец. 2008. 16 декабря. С. 1, 3.
19. Федотова Д. Экстремизм в России -дело молодое. Начальник управления Г енпрокура-туры РФ объяснил "МК", почему каждый четвертый националист - несовершеннолетний // Московский комсомолец. 2009. 3 нояб. С. 14.
20. Чупанова А.Ч. Молодежь как субъект правосознания // Вестник Дагестанского государственного университета. 2007. Вып. 2. С. 27.
21. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. № 4. С. 28.
Поступила в редакцию 27 января 2013 г.