Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА: СЕЛЬСКИЙ ПОДРОСТОК В ГОРОДЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА: СЕЛЬСКИЙ ПОДРОСТОК В ГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешкольное советское детство / сельский подросток / город / интервью / ценностное отношение / классификация ценностей В.А. Ядова / extracurricular Soviet childhood / rural teenager / city / interview / value-based attitude / classification of values by V.A. Yadov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроботенко Юлия Борисовна

Изучение внешкольного советского детства позволяет определить ценности и жизненные ориентиры подрастающего поколения позднего советского периода. В статье представлен анализ результатов интервью, раскрывающий особенности социальной адаптации сельского подростка в городе. Приводятся фрагменты интервью, отражающие отношение сельских подростков к городскому укладу жизни. На основе воспоминаний респондентов о посещении города объясняются способы организации досуга подростков. Знакомство с городом и его культурой рассматривается в качестве средства социализации. Удивление и интерес упоминаются респондентами как ответные реакции на иной образ жизни. Делается вывод, что сельские подростки того времени не стремились к полной адаптации в городе. Характеристика облика села проясняет предпочтение подростков жить в сельской местности. На основе классификации В.А. Ядова содержательно описаны ценности-идеалы, ценности-нормы, ценности-цели и ценности-средства как показатели отношения сельского подростка к городской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of extracurricular Soviet childhood allows us to determine the values and life orientations of the younger generation of the late Soviet period. The article presents an analysis of the interview results, revealing the features of social adaptation of rural teenagerbi in the city. Several fragments of interviews reflecting the attitude of rural teenagers to the urban lifestyle are given. Based on the respondents’ memories of their visits to the city, the ways of organizing leisure activities for teenagers are explained. Getting acquainted with the city and its culture is supposed to be a means of socialization. Such emotions as surprise and interest are mentioned by respondents as their responses to another lifestyle. It is concluded that rural teenagers of that time did not strive for full adaptation in the city. The characteristics of the appearance of the village clarifies the preference of teenagers to live in the village. Based on the classification of V.A. Yadov the author describes the values-ideals, values-norms, values-goals and values-means as indicators of the rural teenagers’ attitude to urban life.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА: СЕЛЬСКИЙ ПОДРОСТОК В ГОРОДЕ»

Важно также отметить, что существуют психологические предпосылки молодежного экстремизма. В первую очередь, они обусловлены возрастными новообразованиями подросткового возраста, среди которых: кризис идентичности (на современных подростков при формировании их идентичности огромное влияние оказывает виртуальный мир); несформированность нравственных норм; гиперактивность, которая может быть связана и с психофизиологическими факторами, и с факторами ускорения жизни, - VUCA - мир вносит свою лепту и коррективы; желание самоутвердиться; нечеткость социального статуса; высокая чувствительность к бесперспективности, затрагивающая смысловую сферу личности; гипертрофированное чувство несправедливости; отчуждение. Следует также помнить о том, что является привлекательным для современной молодежи. Это романтика, некий героизм, который может окрашиваться в плане социального интереса, с одной стороны, в волонтерскую активность, и, с другой, в деятельность антисоциальной направленности.

Выводы. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить огромное значение компетентности специалистов воспитательных команд образовательных организаций, педагогов-психологов, социальных педагогов в области маркеров вовлеченности молодежи в экстремистское сообщество, среди которых можно выделить не только изменения поведенческих нарративов и психоэмоциональной сферы молодежи, но и изменения способов коммуникации, приобретение (появление) у обучающихся особых предметов и веществ, регистрация в деструктивных группах виртуальных социальных сетей и трансляция девиантного контента, а также использование деструктивной символики во внешнем виде.

Остро также ставится вопрос о распознавании диагностических признаков склонности к экстремизму. Например, дескрипторы скулшутинга транслируют, в первую очередь культ силы и агрессивности. Эта диспозиция работает как триггерный механизм, который может запуститься в любой момент, что обусловлено неустойчивостью психики молодых людей. Восприятие реальности в таких категориях, как: «сильный-слабый», «господство-подчинение» и вера в эффективность культа силы способствуют тому, что молодые люди воспринимают подобные поведенческие паттерны в качестве ресурса для решения проблем. При этом они также допускают агрессию в свой образ жизни как способ снятия фрустрации.

В настоящее время назрела потребность в единстве педагогического воздействия по формированию межэтнической культуры в образовательных организациях разного уровня. Необходимо пересмотреть подходы к организации профилактической работы с привлечением родительской общественности.

Нужны новые форм воспитательного воздействия, благодаря которым можно не только снизить уровень напряженности в многонациональном сообществе образовательной организации, но и создать такую образовательную среду, в которой будет транслироваться единство и сплоченность учащихся, педагогического коллектива и родительской общественности.

Литература:

1. Абдуразакова, Д.М. Роль поликультурной среды в воспитании и развитии толерантности молодёжи / Д.М. Абдуразакова, М.Х. Берсенукаева // МНКО. -2019. - №2 (75). - С. 10-13

2. Апанасюк, Л.А. Традиции и инновации в профилактике экстремизма и ксенофобии в молодежной среде: социокультурный аспект / Л.А. Апанасюк // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №6 (052). -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-innovatsii-v-profilaktike-ekstremizma-i-ksenofobii-v-molodezhnoy-srede-sotsiokulturnyy-aspekt (дата обращения: 30.09.2023)

3. Апанасюк, Л.А. Причины и факторы проявления ксенофобии в молодежной среде / Л.А. Апанасюк // Вестник ТГУ. -2013.-№6(122).-С. 101-106

4. Астахова, A.B. Современные подходы к профилактике ксенофобии в студенческой среде в процессе профессионально-педагогической подготовки / A.B. Астахова // Мир науки. - Педагогика и психология, 2020. - №1, https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5. Гилинский, Я.И. Социальное насилие: Монография / Я.П. Гилинский. - СПб: Алеф-Пресс, 2013. - 185 с.

6. Корякина, A.A. К вопросу о формировании толерантности в поликультурном образовательном пространстве /

A.A. Корякина // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). - С. 179-182

7. Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков / A.B. Станкевич, О.В. Станкевич,

B.И. Канаева [и др.]. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2017. - № 5 (15). - С. 4-7. - URL: https://moluch.rU/th/4/archive/74/2886/ (дата обращения: 22.09.2023)

8. Хрисанова, Е.Г. Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников / Е.Г. Хрисанова, Г.Г. Тенюкова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2017. -№2 (94). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/etnopedagogicheskiy-podhod-v-podgotovke-bakalavrov-pedagogicheskogO" obrazovaniya-k-polikulturnomu-vospitaniyu-shkolnikov (дата обращения: 27.09.2023)

Педагогика

УДК 379.8.091

доктор педагогических наук, доцент Дроботенко Юлия Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА: СЕЛЬСКИЙ ПОДРОСТОК В ГОРОДЕ

Аннотация. Изучение внешкольного советского детства позволяет определить ценности и жизненные ориентиры подрастающего поколения позднего советского периода. В статье представлен анализ результатов интервью, раскрывающий особенности социальной адаптации сельского подростка в городе. Приводятся фрагменты интервью, отражающие отношение сельских подростков к городскому укладу жизни. На основе воспоминаний респондентов о посещении города объясняются способы организации досуга подростков. Знакомство с городом и его культурой рассматривается в качестве средства социализации. Удивление и интерес упоминаются респондентами как ответные реакции на иной образ жизни. Делается вывод, что сельские подростки того времени не стремились к полной адаптации в городе. Характеристика облика села проясняет предпочтение подростков жить в сельской местности. На основе классификации В.А. Ядова содержательно описаны ценности-идеалы, ценности-нормы, ценности-цели и ценности-средства как показатели отношения сельского подростка к городской жизни.

Ключевые слова: внешкольное советское детство, сельский подросток, город, интервью, ценностное отношение, классификация ценностей В.А. Ядова.

Annotation. The study of extracurricular Soviet childhood allows us to determine the values and life orientations of the younger generation of the late Soviet period. The article presents an analysis of the interview results, revealing the features of social adaptation of rural teenagerbi in the city. Several fragments of interviews reflecting the attitude of rural teenagers to the urban lifestyle are given. Based on the respondents' memories of their visits to the city, the ways of organizing leisure activities for teenagers are explained. Getting acquainted with the city and its culture is supposed to be a means of socialization. Such emotions as surprise and interest are mentioned by respondents as their responses to another lifestyle. It is concluded that rural teenagers ofthat time did not strive for full adaptation in the city. The characteristics of the appearance of the village clarifies the preference of teenagers to live in the village. Based on the classification of V.A. Yadov the author describes the values-ideals, values-norms, values-goals and values-means as indicators of the rural teenagers' attitude to urban life.

Key words: extracurricular Soviet childhood, rural teenager, city, interview, value-based attitude, classification of values by V.A. Yadov.

Введение. В данной статье представлены результаты изучения внешкольного советского детства, в частности внешкольного детства сельского подростка. Сельская жизнь в советский период имела свои социально-экономические, производственные и инфраструктурные особенности, что отражалось на организации деятельности и досуга подростков и влияло на их дальнейшие жизненные траектории.

Для характеристики внешкольной активности сельских подростков, значимости для них городской жизни и городских благ, было проведено структурированное интервью с людьми в возрасте от 47 до 67 лет (1953-1973 г.р.), проживавшим на территории СССР в период с 1950 по 1991 гг. не менее 10 лет. В результате полученных данных обобщены воспоминания 32 респондентов, детство которых прошло в разных уголках СССР (Архангельской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Томской, Ярославской области, Республике Дагестан и Подмосковье).

Основные направления интервью и связанные с ними вопросы касались: воспоминаний о посещениях города; трудностей, которые испытывали сельские подростки при адаптации к городской среде; ожиданий и впечатлений от посещения города; способов коммуникации с городскими друзьями-сверстниками.

Характеризуя облик села в рассматриваемый нами период 1950-1991 гг., отметим, что примерно с 1960 гг. наблюдается увеличение инвестиций в село и это способствует развитию в нем социально-бытовой инфраструктуры [6]. Официальные правительственные и партийные документы того времени подчеркивают необходимость благоустройства и перестройки села по городскому типу; обеспечения почтовой, телефонной и телевизионной связи в сельской местности; развития медицинского обслуживания на селе; совершенствования дорожно-транспортного сообщения и рекреационных возможностей. Государством решалась задача закрепления молодежи и квалифицированных кадров на селе, а также повышения общего культурного уровня сельского населения и, как следствие, выравнивание социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней [3].

Детство и юность сельских подростков почти трех поколений (в анализируемый период с 1950 по 1991 гг.) пришлись на активное развитие села, когда в сельскую местность приезжали квалицированные специалисты, организовывались разного рода кружки, секции, широко проводились культурно-массовые мероприятия. Создаваемая среда определяла интересы и деятельность советских подростков вне школы.

Изложение основного материала статьи. А.П. Тихонов отмечает, что 60-70-е гг. XX в. характеризовались определенной стабильностью и планомерным развитием повседневной жизни [7]. Лидер советского государства Н.С. Хрущёв посчитал, что наступило время посостязаться достижениями с США не только в космической области, но и в бытовой сфере [1]. В эти годы формируется социальная инфраструктура села, развиваются личные подсобные хозяйства, активно строятся объекты соцкультбыта. Происходящие процессы в какой-то степени сокращают разрыв между городом и деревней.

В воспоминаниях Н.Б., жен. 1955 г.р. (здесь и далее - имя и фамилия респондента зашифрованы инициалами, указывается пол и точный возраст) прорисовывается характерная атмосфера жизни подростка в период девятилетия 60-70-х гг.: «Мы с мамой жили в заводском бараке - у нас в поселке находится молочноконсервный комбинат, и мама всю жизнь проработала там, в консервном цехе. В бараке мы все были как одна дружная семья. Практически всё время проводили на улице, занимали себя разными играми и помогали взрослым с огородом. Ходили в туристические походы и участвовали в зарницах. В поселке поголовно все увлекались спортом - футболом, волейболом, хоккеем (в поселке каждую зиму заливались две ледовые площадки). Многие из нас сдали нормы ГТО. Также любили ходить в библиотеку за книгами (в поселке их тоже было две). <...> Жили все очень скромно - денег едва хватало от зарплаты до зарплаты и мы, конечно, экономили. В магазинах полки были забиты товаром, но у нас не было денег купить что-то лишнее. Я росла в атмосфере всеобщего коллективизма, если можно так сказать. По праздникам взрослые накрывали стол (летом прямо во дворе) и всем бараком праздновали - пели песни, танцевали, играли в домино. Хорошо работал дом культуры, где часто устраивались творческие вечера, огоньки, литературные и художественные конкурсы. Я, как комсомолка, участвовала в организации книжных выставок, смотрах художественной самодеятельности от школы и дома культуры».

Развивающаяся сфера услуг на селе являлась профориентационной средой для молодежи - молодым людям нравились примеры успешно работающих на селе специалистов, они уезжали в город получать образование и затем возвращались обратно. Д.Е., жен. 1955 г.р.: «Я решила поступать в медицинский колледж в Ульяновске где-то с 7 класса - мне нравилось делать уколы, т.к. у нас в селе был фельдшерский пункт, и там работала женщина-фельдшер. В 71-м году я закончила 8 классов, неполную среднюю школу, и поехала поступать. Училась 3,5 года».

Безусловно, были и проблемы, которые отражаются в воспоминаниях наших респондентов. Л., жен. 1953 г.р.: «Что я запомнила, так это то, как в шестидесятые годы мы стояли по полдня в очередях за хлебом. Почему-то были проблемы с хлебом, особенно с белым хлебом. Белый хлеб стряпали дома. Фрукты в деревню привозили на праздники. Мандарины, яблоки и сушки (хлебный продукт - прим. автора) были только на Новый год». Л.К., жен. 1954 г.р.: «Электричество появилось в начале 70-х гг. Самым большим лакомством считался кусковой сахар - до сих пор помню его вкус. Сейчас, когда хожу в гости, всегда покупаю хлебобулочные изделия, т.к. когда маленькая жила на Урале, мне не хватало хлеба».

Рассказ Ю.Х., жен. 1974 г.р., несмотря на почти двадцатилетний разрыв в воспоминаниях детства и разность поколений, подтверждает факт продолжающейся модернизации села по городскому типу в период 80-90-х гг.: «В моих воспоминаниях детства отчетливо запечатлелись эпизоды, когда к нам в поселок приезжали молодые врачи, учителя, парторги, офицеры милиции и работники прокуратуры. <...> Т.к. мои родители были такими же квалифицированными специалистами, оставшимися после окончания вуза работать на селе, то в нашем доме часто собирались гости доя того, чтобы поиграть на музыкальных инструментах, послушать Владимира Высоцкого и Boney М., почитать стихи, обсудить книги. Хорошо помню, как взахлеб читали и потом долго обсуждали книгу «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.

Это были незабываемые и очень интересные встречи. Нас, детей, всех дружно ходивших в музыкальную школу и спортивные секции, просили подготовить концерты для взрослых, что мы с удовольствием это делали. <...> Досуг на

выходных и каникулах можно было разнообразить просмотром фильмов, которые шли в просторном кинозале одного из предприятий, расположенных в нашем поселке. Я отчетливо понимаю, что у меня было счастливое детство. Мне нравилось жить в поселке, нравилось там и моим родителям, близким родственникам, бабушкам и дедушкам, друзьям. Никто не собирался переезжать в город!».

Урбанизация села, происходившая за счет преобразования сельских населенных пунктов в благоустроенные поселки городского типа, развитие жилищного и культурно-бытового строительства, электрификация, газификация и культурные преобразования позволили улучшить условия жизни жителей советской деревни [7].

Можно утверждать, что сельский подросток не был ментально далек от городского уклада жизни. Кроме этого, ряд исследователей российских городов (А.Г. Вишневский, A.C. Кудрявцев, Г.М. Лаппо, А.И. Трейвиш) уверены, что сельские черты изначально присущи всем российским городам (в каждом третьем российском городе до сих пор преобладает так называемый «частный сектор») и это является особенностью российской урбанизации. По мнению А.И. Алексеева и Н.В. Зубаревич, доля горожан в третьем поколении в России менее 20% - горожане буквально растворены огромным потоком сельских жителей [4].

Однако мнения опрошенных нами респондентов разделились. Часть отвечающих, вне зависимости от того, где они жили в детстве, говорили, что они не видят большой разницы между укладом жизни в городе и деревне. Подростки, приезжавшие летом в деревню и наоборот, играли в те же игры и придерживались примерно такого же распорядка дня. Другая часть респондентов утверждает, что к городу приходилось адаптироваться, и они испытывали трудности разного рода: психологического характера (дискомфорт от шума, суеты; страх потеряться в большом городе); культурной адаптации к манере и нормам общения в городе, правилам поведения в больших магазинах, на базаре; материальные трудности, связанные с покупкой продуктов и более модной одежды, дополнительными расходами на развлечения и организацию досуга.

В.П., жен. 1953 г.р.: «Принципиальных отличий города от деревни не видела. Кроме этого, мы молодые были - ничего не замечали. В то время в городе не было так шумно, как сейчас. Машин меньше было намного, что говорить-то». И., жен. 1974 г.р.: «Я разницу не почувствовала. В те времена, когда мы росли, город ездил в деревню за мясом, молоком, за всем. И деревня от города сильно не отличалась, если только отоплением и многоэтажными домами. <...> В городе тогда не очень шумно было. Там ведь не было столько техники, как сейчас. Это сейчас на улицах полно машин, а тогда автобусы ходили, раз в 15 минут, да и машин было мало». В., муж. 1967 г.р.: «Ежедневная городская жизнь разительно отличалась от сельской. Жизнь в селе начиналась с раннего утра и заканчивалась поздним вечером. Все постоянно в делах, телевизор некогда было смотреть, да и не во всех семьях он был. Большое количество людей и городской шум утомляли меня, я до сих пор это всё не люблю, устаю».

В город ездили редко, в этом не было острой необходимости. Как правило, в город отправлялись за покупками, в больницу, купить школьные принадлежности или навестить родственников. Некоторые в городе оказывались только после школы - приезжали поступать учиться в институт, техникум или училище.

Н.К., муж. 1954 г.р.: «Я начал ездить в город, когда учился в младших или средних классах школы, точно не помню. Мой отец часто ездил в Омск, летом брал меня с собой (мы с братом по очереди сопровождали его). Поездки в город очень ждал!». Б.Х., муж. 1954 г.р.: «Город я никогда не любил. Приехал в город учиться в институте, но на выходные стремился в деревню домой. Хотя в последующем пришлось жить в городе, но привыкнуть к нему я не смог. В конечном итоге, переехал обратно в деревню». В.Н., муж. 1965 г.р.: «Лет в 10 попал в город первый раз. Ездили раз в год перед 1 сентября. Поездок в город ждал, но воспоминания о городе - это шум и суета».

Городских друзей у сельской молодежи было не много. Большинство респондентов рассказывают о братьях и сестрах, которые приезжали в гости в деревню. Позвонить в город было практически невозможно. Домашние телефоны можно было найти у людей из администрации, бригадира и участкового.

Д.Е., жен. 1955 г.р.: «У городских друзей я научилась организовывать свободное время - мы ходили в кинотеатры, на концерты, на стадион смотреть футбольные матчи». В.П., жен. 1957 г.р.: «Друзей-сверстников в городе не было. С городскими двоюродными сестрами виделись часто, но чаще они приезжали к нам в поселок. Письма не писали, не созванивались. Научилась у городских сестер упорядоченному быту, чувство эстетики мне привили». O.K., жен. 1966 г.р.: «Родни в городе не было, друзей тоже, так что в город я не рвалась».

Сельские жители убеждены, что в городе у людей больше свободного времени и горожане меньше работают. Отражение данного убеждения обнаруживается во мнениях подростков того времени.

Л.К., жен. 1954 г.р.: «В деревне свободного времени много не было, нужно было помогать родителям по хозяйству: носить дрова, кормить скотину, доить корову; летом - сенокос, зимой - заготовка дров». О.П., жен. 1973 г.р.: «Разница жизни в городе и сельской местности заключается в свободном времени. На селе всегда есть чем заняться с раннего утра до позднего вечера: огород, хозяйство, дом, школа, дополнительные активности после школы (музыкальная, волейбол). Было полное ощущение, что мои городские братья и сестры заняты меньше - только школа и секция».

Приезжая из города, сельские подростки делились массой приобретенных впечатлений, описание некоторых из них приводятся ниже.

Л., жен. 1953 г.р.: «Я приехала в город и обалдела, что они покупают ягоду, огурцы, помидоры. Для тех, кто из деревни, смешно, что покупают и моют. <...> В городе помню большой гастроном и там был прилавок с розовыми пряниками с начинкой и эти пряники были выставлены полукругом. Еще там были конфеты и мороженое. Мне сестры купили эти пряники и мороженое. В деревне же всегда было варенье из разных ягод, а конфеты очень редко покупали». B.C., жен. 1953 г.р.: «Удивили автобусы, троллейбусы, много людей на улице. До города мы ехали на пароходе. С пристани сразу же пошли в парк, нас удивила его красота. Было много цветов, аттракционов. <...> Поездки в город для нас, детей, были праздником. Кроме развлечений, мы общались с родственниками, которые нас очень гостеприимно встречали».

Не смотря на то, что в советских семьях уже в 60-е гг. стали появляться легковые автомашины, радио- и электротовары [1], но для многих сельских подростков холодильник и телевизор были диковинками.

Н.К., муж. 1954 г.р.: «Когда были в городе, останавливались у брата моего отца. У нас дома телевизора не было и для меня было удивительно и интересно смотреть телевизор в городе у дяди». М.Ж., жен. 1956 г.р.: «В городе удивительным было наличие холодильника у одного из моих дядей, т.к. в то время холодильников ни у кого не было. <...> Удивительный такой домашний прибор».

Обобщим ряд других воспоминаний сельских подростков об их поездках в город и представим в Таблице 1, в которой на каждый вопрос проведенного интервью кратко представлены наиболее часто встречающиеся ответы.

Популярные ответы на вопросы интервью

Вопросы Ответы

В каком возрасте ты впервые посетила город? - Подавляющее большинство респондентов в городе впервые оказались в школьном возрасте.

С какой целью ездили в город? - Школьные поездки. - Соревнования. - Покупки (канцтовары, школьная форма, книги). - Больница. - Парикмахерская. - Навестить родственников. - Взрослые брали с собой в город, когда ехали по работе. - Танцы (дискотеки).

Какие трудности возникали при посещении города? - Неразрешимых затруднений не возникало. - Небольшие трудности случались при ориентации в городе, при переходе дорог, общении с городскими сверстниками.

Ждали ли вы поездок в город? - Большинство респондентов не ждали поездок в город, ездили туда по необходимости, но радовались новым впечатлениям. - Некоторые отвечающие подчеркивают, что очень ждали поездок и, как правило, это были поездки к родным.

Видели ли разницу между городской и сельской жизнью? - Часть респондентов особую разницу не замечала, т.к. будучи подростками, и в городе, и в селе играли в те же игры и придерживались примерно такого же распорядка дня. - Другая часть респондентов утверждает, что к городу приходилось адаптироваться, и разница была большой. В городе было шумно, много суеты, а поездки в город были утомительными. - Единодушными респонденты оказались в мнении, что у горожан больше свободного времени и жизнь в городе легче, т.к. нет огородов, скотины, уборки снега и т.п.

Что удивляло в городе и городской жизни? Какие впечатления оказались наиболее яркими? - Много машин. - Большие автобусы. - Такие виды транспорта, как троллейбусы и трамваи. - Дороги широкие, асфальтовое покрытие. - Многоэтажные дома, высотки. - Кинотеатр, зоопарк, цирк, музей и галерея. - Овчарка в квартире. - Дефицитные продукты (колбаса, мороженое, газировка из автомата). - Парк с аттракционами («Чертово колесо»), цветы и зелень парка. - Бытовая техника (холодильник, телевизор). - Лифт. - Благоустроенные дома и водопровод в квартире. - Достопримечательности. - Гематоген в аптеке. - Рестораны (ужин в ресторане). - Вода в кране пахнетхлоркой. - Живописная дорога из села в город. - Радость от встречи с близкими, родными.

Были ли друзья-сверстники в городе? Чему научились у городских друзей? - Большинство респондентов дружили с сельскими детьми. - У некоторых были друзья-сверстники в городе, но в основном родственники (двоюродные и троюродные братья и сестры). - Городские друзья научили модно одеваться и наносить макияж, слушать музыку, интересно организовывать досуг, упорядочивать быт.

С одной стороны, данные воспоминания содержат яркие впечатления детей от всего нового - того, что увидели, услышали, пережили; с другой - отражают желание и склонность сохранять тот образ жизни, к которому привыкли с детства. Анализируя ответы интервью, приходишь к выводу, что сельские подростки того времени не стремились к полной адаптации в городе. Большинство из них, попадая в городскую среду, проходили лишь начальную социальную адаптацию и затем стремились вернуться обратно в деревню. Это связано с тем, что в городе, как правило, сельские подростки находились кратковременно (от нескольких дней до двух-трех недель) и просто не успевали полностью адаптироваться. Начальная стадия адаптации всегда связана с такими яркими эмоциями, как удивление и интерес (К. Изард), которые относятся к категории «ориентировочных реакций» и ответом на незнакомое воздействие Г21 (в данном случае - реакцией сельского подростка на городскую среду и образ жизни в городе). Данные эмоции присутствуют в воспоминаниях каждого нашего респондента.

Рассмотрим восприятие города сельским подростком через призму его ценностного отношения к городской жизни (Таблица 2). Для этого воспользуемся классификацией В.А. Ддова [5], который выделяет: ценности-идеалы, ценности-нормы, ценности-цели и ценности-средства.

Ценностное отношение сельского подростка к городской жизни (на основе ответов респондентов, родившихся в 1953-1973 гг.)

Классификаци я ценностей В.А. Ядова Основания развития ценностного отношения сельского подростка Примеры ценностного отношения сельского подростка к городской жизни

ценности-идеалы - жизненный идеал сельского подростка; - образ желаемого стиля жизни. - сельский подросток воспринимал свою деревню или село как Дом; город считал чем-то далеким и чужим; о переезде в город не мечтал; - видел очевидное преимущество перед городом (чистый воздух, хорошая природа, доверительное общение с соседями).

ценности-нормы - убеждения (внутренняя позиция) сельского подростка по поводу городской жизни; - принципы или взгляды на городскую жизнь. - считал жизнь в городе более легкой из-за благоустроенного быта и наличия разного транспорта; - жизнь в деревне воспринимал как более свободную (было много мест для прогулок и игр на природе) и безопасную, т.к. в деревне не было много транспорта и незнакомых людей; неудобства сельской жизни воспринимались естественно и являлись привычными с детства; - относился к городу как месту, где можно получить новые впечатления и интересно провести досуг; купить дефицитные продукты и товары.

ценности-цели - ориентиры и желания сельского подростка - хотел ездить в город по праздникам и по необходимости; - предполагал получить образование в городе и вернуться обратно домой (в деревню или село).

ценности-средства - определенные (предпочтительные) действия; - выбор средств достижения цели. - знакомился с городом, его культурой, городскими достопримечательностями; - обращался к близким и родным в городе за помощью в передвижении по городу; - проживал в семье родственников (или близких знакомых) при посещении города или необходимости провести в городе определенный период времени; - копировал манеру общения, стиль одежды городских друзей; - стремился получить образование как средство достижения жизненных успехов.

Выводы. Сельский подросток рассматриваемого нами периода времени, оказавшись в городе, попадал в «модернизированное» пространство городской культуры, оставаясь носителем традиционной сельской культуры. Требовалась адаптация к условиям городского социума, которая предполагала усвоение норм поведения и ценностей городского уклада, существенно отличающихся от привычного сельского образа жизни. Большинство респондентов, принявших участие в опросе, демонстрировали свою направленность на сельский образ жизни и выражали предпочтение жить в селе. Данная группа респондентов не стремилась интегрироваться в городской социум, воспринимала нахождение в нем как кратковременное, а коммуникации с городскими сверстниками поверхностными. Интересно, что все участвовавшие в опросе мужчины, относятся именно к этой группе. Небольшая часть респондентов были отрицательно настроены по отношению к деревне и в последующем предпочли жить в городе. Городскую среду воспринимали как «доброжелательную» ввиду ее доступности, разнообразности, приключенческого характера.

Литература:

1. Горлов, В.П. Повышение уровня жизни советских людей как один из наиболее существенных результатов развития советского общества в 1950-1960-е гг. / В.П. Горлов // История: факты и символы. - 2021. - № 2 (27). - С. 9-18

2. Изард, К.Э. Психология эмоций: пер. с англ / К.Э. Изард. - Спб.: Питер, 2006. - 464 с.

3. Кудинова, Н.Б. Формирование сельской интеллигенции во второй половине 70-х - середине 80-х годов: На материалах гос., парт, и обществ, орг. Верх. Поволжья: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.01 / Кудинова Наталья Борисовна. - Кострома, 1995. -217 с.

4. Лаппо, Г.М. Российский город - симбиоз городского и сельского / Г.М. Лаппо // Городское управление. - 2007. -№10,-С. 57-63

5. Личность и ее ценностные ориентации (Информационный бюллетень. Вып. 2) / Ред. В.А. Ядов, И.С. Кон. -Москва: ИКСИ АН СССР; № 25 (40), 1969. - 123 с.

6. Никифоров, Л. Город и село: особенности интеграции в советский и постсоветский периоды / Л. Никифоров, Т. Кузнецова // Журнал исследований социальной политики. - 2007. - Т. 5. - № 2. - С. 179-200

7. Тихонов, А.П. Повседневная жизнь советской деревни в 60-70-х годах XX века: на материалах Курской области: автореферат дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Тихонов Алексей Петрович; Кур. гос. техн. ун-т. - Курск, 2010. - 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.