Научная статья на тему 'О необходимости принятия общего закона «о криминологической экспертизе нормативных правовых актов и их проектов»'

О необходимости принятия общего закона «о криминологической экспертизе нормативных правовых актов и их проектов» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
979
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КРИМИНОЛОГИЯ ЗАКОНА / ШЕСТАКОВ Д.А

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савдина Лилия Валерьевна

Необходимо принятие Федерального закона «О криминологической экспертизе нормативных правовых актов и их проектов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости принятия общего закона «о криминологической экспертизе нормативных правовых актов и их проектов»»

КРИМИНОЛОГИЯ ЗАКОНА

УДК 343.9 ББК 67.51

Л.В. Савдина*

о необходимости принятия общего закона «о криминологической экспертизе нормативных правовых актов и их проектов»

Аннотация: Необходимо принятие Федерального закона «О криминологической экспертизе нормативных правовых актов и их проектов».

Ключевые слова: криминологическая экспертиза; криминология закона.

L.V. Savdina

ON THE NECESSITY OF ENACTING THE COMMON LAW «ON CRIMINOLOGICAL EXPERTISE of regulatory legal acts and their drafts»

Summary: It is necessary to adopt the Federal law named «on criminological expertise of regulatory legal acts and their drafts».

Key words: criminological expertise; criminology of law.

Нередко сами законы служат толчком к совершению преступлений вследствие употребляемых в них недостаточно продуманных формулировок. Проблема криминогенных законов актуальна. Примерами таковых могут служить: Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в течение лишь первого года действия которого было совершено значительное число корыстных убийств, непосредственно связанных с перераспределением собственности, введение «сухого закона» в США, послужившее толчком к быстрому росту преступных группировок и т.д.

Под криминогенным законом понимается такой закон, положения которого способствуют совершению преступлений. Этот термин предложен Д.А. Шестако-

* Лилия Валерьевна Савдина — студентка 3-го курса юридического факультета Российского государственного университета им. А.И. Герцена. E-mail: lekalawyer@mail.ru

© Л.В. Савдина, 2012.

вым.1 Криминогенные законы — одна из подсистем преступности законодательства. Они изучаются криминологией закона, финальной отраслью школы преступных подсистем (невско-волжская криминологическая школа). Эта отрасль криминологии изучает взаимообусловленность преступности и законодательства, законодательную преступность, фикцию порождения законом преступления, криминогенные и преступные законы.2

Как отмечает Д.А. Шестаков, термин «криминогенный закон» постепенно приживается в российской науке. Так Е.В. Богданов обращает внимание на криминогенность законов, которые, устанавливая избыточный контроль над производством, чрезмерно увеличивают

1 Шестаков Д.А. Введение в криминологию закона. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2011. — 46 с.

2 Сайт Санкт-Петербургского международно-

го криминологического клуба. URL: http://www.

criminologyclub.ru (дата обращения: 01.04.2012).

42 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

стоимость товара, чем порождают или коррупцию, или уход предпринимателя в теневую экономику. Этот учёный исследует мнимую криминогенность закона, крими-ногенность преступного закона, опираясь на введённые Д.А. Шестаковым категории мнимого преступления и криминогенного закона.3 Необходимо отметить, что, по мнению Е.В. Богданова, криминогенность является мнимой, когда охватывает все случаи запрета или ограничения законом правомерных форм поведения, установление уголовной ответственности за деяния, которые в действительности не обладают признаком общественной опасности. Подлинная криминогенность закона выражается в возможности возникновения в процессе его реализации объективно преступных проявлений независимо от того, влекут они уголовную ответственность или нет.4

В научной литературе обсуждается необходимость проведения криминологической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также разрабатываются её теоретические основы. Сегодня под криминологической экспертизой понимается исследование и оценка специ-алистами-криминологами соответствия документов или конкретной деятельности научно обоснованным требованиям противодействию преступности, определение допустимости их принятия или изменения, или реализации, продолжения с позиции возможного воздействия на преступность, определяющие её обстоятельства, а также на состояние борьбы с преступностью.5

Методика проведения такой экспертизы активно разрабатывается. Она нашла отражение в проекте подзаконного акта «О криминологической экспертизе проектов или действующих законов или иных нормативных актов», подготовленном В.В. Лу-неевым и С.В. Бородиным, и проекте Федерального закона «О криминологической экспертизе проектов законодательных и

3 Шестаков Д.А. Указ.соч.— С. 48.

4 Богданов Е.В. Подлинное и мнимое преступление: экономические критерии оценки кримино-генности закона // Криминология вчера, сегодня, завтра. —2010. —№ 1 (18). —С. 30-31.

5 Долгова А.И. Криминология. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — С. 446.

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

иных нормативных правовых актов», который был разработан А.И. Долговой. Однако ни один из данных проектов не был реализован. Законодательство Республики Беларусь опережает российское. 29 мая 2007 г. Президент Республики Беларусь

А.Г. Лукашенко издал Указ № 244 «О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь». В развитие президентского Указа приняты Методологические рекомендации по проведению криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь.6 Принят Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы» от 6 июня 2011 г. № 230, в соответствии с которым с 1 января 2012 года криминологической экспертизе будут подлежать большее число нормативных правовых актов, а именно проекты правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, проекты правовых актов Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь.7 В Республике Казахстан Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 5988 введена научная экспертиза концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов, а также утверждены правила проведения данной экспертизы в целях повышения эффективности и качества деятельности государственных органов по разработке нормативных правовых актов. В рамках данной экспертизы проводятся правовая, экономическая, экологическая, финансовая, антикоррупционная, лингвистическая экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в зависимости от правоотношений, которые они регулируют. Респуб-

6 Шестаков Д.А. Указ. соч. — С. 49.

7 Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы» от 6 июня 2011 г. № 230// Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL: http://www.president.gov.by. (дата обращения:

01.04.2012).

8 Постановление Правительства Республики

Казахстан от 30 мая 2002 года № 598 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности». URL: http://www.minplan.kz.(дата обращения:

01.04.2012).

лики Беларусь и Казахстан в этом отношении выигрывают по сравнению с нашей страной.

Общего закона о криминологической экспертизе нормативных правовых актов и их проектов в России пока нет, однако всё же принят Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ, посвящённый частному её виду, а именно Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».9 В нём закреплены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Принятие вышеназванного закона можно назвать большим шагом вперёд.

Подход, в соответствии с которым объектом предлагаемой экспертизы являются нормативные правовые акты и их проекты, слишком узок. Как подчеркивает

В.В. Тенитилова предметом криминологической экспертизы должны быть не только правотворчество и его продукт в виде нормативных актов, но и экономические, социальные, политические институты, их деятельность, эффективность важнейших экономических и управленческих решений, социальная действительность в различных её проявлениях. О.И. Бажанов считает, что криминологической экспертизе должны подлежать все вновь разрабатываемые концепции и государственные программы, определяющие основные направления государственной политики в конкретных направлениях (сферах).10

Полагаем, что на данный момент нет необходимости изменять уже сформированный подход, касающийся криминологической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Ожидаемое её

введение соответствующим общим законом предполагает её последующее развитие и расширение.

Как отмечает А.И. Долгова, необходимость принятия именно закона, а не иного нормативного акта, обусловлено тем, что центральное место среди нормативных правовых актов, подлежащих экспертизе, имеют законы. Поэтому важно введение криминологической экспертизы законодательным органом.11 Полагаем, что следует указать наиболее общие вопросы, на которые должна отвечать данная экспертиза. Д.А. Шестаков относит к этим вопросам следующие:

1. Не является ли юридическая норма «мёртвой», т.е. такой, которая неисполнима значительной частью населения?

2. Не является ли норма криминогенной, т.е. не способствует ли она совершению преступлений?

3. Не является ли норма преступной? Не противоречит ли она, в частности, международному уголовному праву, а также естественному праву?12

Необходимость принятия общего закона о криминологической экспертизе нормативных правовых актов и их проектов очевидна. В качестве оснований назначения криминологической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов можно привести следующие, которые некоторые учёные подразделяют на фактические и юридические. Фактическим основанием назначения экспертизы является социальная потребность сокращения преступности в России. Юридическим основанием станут статьи закона о криминологической экспертизе, в которых должны содержаться указания и признаки нормативного правового акта, при наличии которых будет очевидно, что в отношении такого акта следует проводить криминологическую экспертизу.

9 Шестаков Д.А. Указ. соч. — С. 50.

10 Тенитилова В.В. Криминологическая экспертиза как юридический инструмент предупреждения преступлений // Право и образование. — М., 2008. — № 1. — С. 147—152.

11 Долгова А.И. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О криминологической экспертизе». URL: http://www.crimas.ru. (дата обращения: 01.04.2012).

12 Шестаков Д.А. Указ. соч. — С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.