Г.К. ПРАЛИЕВА,
проректор по научной работе и международным связям Алматинского университета непрерыгвного образования, кандидат юридических наук, доцент
О НЕОБХОДИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ УРОВНЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Для становления Республики Казахстан как суверенного, независимого, демократического и правового государства и консолидации казахстанского общества достаточно актуально определение вопросов о необходимости повышения морально-нравственных требований к государственным служащим с целью повышения их уровня правосознания и национального самосознания и необходимости создания высококвалифицированной государственной службы, движущей силой которой выступают ее кадры. Они рассматриваются как особая социальная общность со своими качественными параметрами, корпоративными интересами, общими ценностями, нормами и традициями, связями и авторитетом. В современный период для государственного строя в Казахстане нет значительнее задачи, чем формирование специального социального слоя профессионально подготовленных и нравственно-воспитанных государственных служащих, способных гарантировать высокую социальную эффективность и безупречность работы органов государственной власти.
Так, на прошедшем съезде Народно-демократической партии «Нур Отан» Президент Республики Казахстан выделил одной из основных приоритетных задач в работе партии необходимость повышения системы духовно-нравственных ценностей в обществе, особенно в структуре органов государственной власти среди государственных служащих.
Так, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «Партии «Нур Отан» необходимо возглавить работу по формированию правильной системы ценностей в обществе. Существенный блок внутренних проблем, выявленных кризисом, связан с духовным состоянием общества. Легкие деньги в виде дешевых кредитов привели к росту расточительства. Огромные суммы денег выбрасывались на роскошь и «соревнования» в строительстве вилл, проведении дорогостоящих юбилеев и свадеб и т.д. Сейчас этим
людям надо доказать, что они вместе с народом. Им надо создавать благотворительные фонды и новые рабочие места. В обществе ослабли такие ценности, как трудолюбие, стремление к профессиональному росту и нравственному совершенствованию. Забывались традиции милосердия и взаимовыручки. Идеологическая работа «Нур Отана» должна быть направлена на укоренение в обществе новой системы духовно-нравственных ценностей. В молодежной среде следует настойчиво культивировать ценности межэтнического согласия и патриотизма, формировать иммунитет к экстремизму и национализму, нарушениям законов и преступности» [1].
Умения и знания государственного служащего не рождаются вместе с рождением, их надо воспитывать, формировать, а осуществлять этот процесс необходимо с помощью конкурсного отбора. Поэтому новая модель государственной службы в Казахстане установила обязательный конкурсный отбор для кандидатов при поступлении на политическую и административную государственную службу.
Анализ современной практики, свидетельствующий о росте числа коррупционных правонарушений, показывает, что сознание некоторой части государственных служащих предопределено обесцениванием моральных норм и запретов, что в совокупности с традиционной «бюропатологией» таит в себе серьезные опасности для общества в будущем, а также дает о себе знать и в наши дни. Так, деформации личности государственных служащих, своекорыстие государственных служащих, факты разбазаривания и присвоения государственных средств, должностных и моральных нарушений оказывают деструктивное влияние на правовое пространство республики, на правосознание и поведение граждан, на моральные устои общества в целом. Атрофия честности и неподкупности государственных служащих создает питательную среду для коррумпированности аппарата. Также
Конституционное, административное право и государственное управление
ГИЛ
необходимо отметить, что в современных органах в психологии государственного служащего сформировалось достаточно устойчивое суждение о том, что служба в государственных органах представляет собой не служение обществу и государству, а получение привилегий и удовлетворение личных интересов за счет интересов общества и государства. Также особенно опасным для правосознания является «двойное сознание», двоемыслие, распространенное среди государственных служащих, которые, как правило, говорят одно, а делают другое, оно приобретает формы заядлого лицемерия, непоследовательности, когда государственный служащий, как правило, противоречит самому себе, живет «двойной жизнью».
И поэтому к основным направлениям, из которых необходимо анализировать и оценивать личностные качества государственных служащих руководящего аппарата, относятся нравственность, интеллектуальное здоровье. Так, прежде чем принять государственного служащего руководящего аппарата на государственную службу необходимо интересоваться такими проявлениями человеческой сущности, как его отношение к семье, роду, к своему народу, к истории страны, к предкам, к культурному достоянию, закону, Родине, отчизне, т.е. ко всему, что за его личными пределами принадлежит другим людям. Т.е. если основное в жизни государственного служащего связано с понятием «я» «мое» «только мне», то это будет давать о себе знать также всегда, особенно когда необходимо будет сделать выбор между личной и общественной пользой.
Государство возлагает в отношении должностных лиц высокую ответственность и поэтому им по свогму призванию необходимо обладать развитым и углубленным правосознанием. Законодатели, сотрудники исполнительных органов власти, судьи только тогда стоят на высоте своего призвания, когда они руководствуются волею к цели права и сами выступают в жизни ее исследователями и творцами. Правосознание этих лиц должно находиться в причинно-следственной связи с доброй волей и патриотизмом, непоколебимой верой в благородство государственности. Правосознание этих лиц должно отличаться углубленным чувством ответственности и способностью к императивным решениям.
Дефект правосознания государственных служащих, особенно политических, может стать результатом тяжелых последствий для всего политического строя. Воля к власти должна быть не беспредельным властолюбием. Лицо, обладаю-
щее определенными властными полномочиями, не должно видеть в своем публичном полномочии только корыстно реализуемую выгоду. В правосознании должно быть четко зафиксировано, что публичная власть есть обязанность перед обществом и это ответственное бремя, которое требует компромисса, защиты государственного интереса, не в ущерб интересам личности и общества. И поэтому государственные служащие, не обладающие правосознанием государственника, патриота, имеющие злую волю, корыстные или классовые интересы, не верящие в назначение и силу государства и не сознающие своей ответственности, деформируют наиболее важное в системе государства - веру в право и волю к государственному единству.
И поэтому необходимо отметить, что в государстве и при государственном строе властные полномочия должны принадлежать достойным гражданам, представляющим интересы государства. Соответственно, государству необходимо уметь выделять лучших граждан. При этом критерии, по которым определяются лучшие граждане, не должны быть условными, безотносительными. Великий мыслитель Востока, второй учитель мира аль-Фараби в трактате «Слово о классификации наук» говорил: «Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом... Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Стремиться к возвышению в науке и среди ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, не избирая ее средством приобретения материальных благ». Эти слова можно считать требованиями ко всем, кто осуществляет публичную власть. Особенно это касается политических государственных служащих, от которых зависит судьба страны.
Однако не каждое лицо обладает теми средствами, которые необходимы для реализации властных полномочий - правильным пониманием государственной цели, неподкупностью, волею гражданского мужества и организационным даром, развитым правосознанием. Способность к власти есть достаточно высокая квалификация душевных, личностных качеств лиц, стоящих на данном уровне.
Также необходимо отметить, что дееспособность политической власти измеряется государственным правосознанием. Противоправно поведение должностных лиц, исполняющих свои обя-
занности в структурах органов исполнительной и судебной власти и пользующихся при этом одновременно политической недееспособностью народных масс в целях подмены государственных интересов собственными, корыстными, классовыми, удерживающих правосознание народа на низком, обыденном уровне, устанавливая в представлении народа идеи государственных интересов как корыстные, классовые интересы данных государственных органов. Эти должностные лица воспитывают в народе недоверие к государственной власти, злобность, агрессивность, пытаясь взрастить тех, кто, потеряв страх, внушаемый им, решит открыто заменить политическую власть своим произволом. Такое поведение является свидетельством того, что их собственное правосознание не соответствует необходимому уровню, а именно здесь отсутствует благородство правосознания.
Следует отметить, что через правовую психологию может быть раскрыт механизм регулирования правопослушного, законоисполнительно-го поведения государственных служащих. В правовой психологии государственных служащих необходимо выделить отдельно категорию «самосознание». К нему традиционно относится чувство долга, ответственности, стыда, чести, достоинства и совести. Совесть и долг - вот основа самосознания государственного служащего. Совесть - понятие морального сознания, убежденность в том, что есть добро и зло, сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, основанное на нравственном самосознании, самооценке, самоконтроле личности. Категория долга, как следствие проявления определенного уровня сознания, выступает как нравственное содержание законности. Именно совесть есть регулятор ограничения поведения личности, при условии его юридической правомерности.
Также необходимо выяснение мотивации при приеме на работу для государственных служащих. Для этого необходимо разработать определенные тесты. При выяснении мотивации важно определить такие деловые качества, как открытость, доброжелательность, склонность к взаимопомощи, терпимость к чужим жизненным идеалам (толерантность).
В настоящее время существует немалое количество всевозможных международных деклараций, конвенций, пактов, внутригосударственных документов о правах человека и гражданина. Но до сих пор нет единого документа об обязанностях личности, общества, власти. Иначе говоря,
отсутствует определенный кодекс обязанностей, который должен непременно присутствовать в государстве. В связи с этим предлагаем в Основном законе закрепить отдельным положением обязанность уважать и соблюдать Конституцию. Также предлагаем добавить к тексту п. 3 ст. 12 Конституции РК следующее положение: «Права и обязанности человека неразрывны, реализация права связана с исполнением обязанностей» [2]. Правовая идеология тесно связана с воспитанием в людях чувство уважения к праву и закону и главной ценности демократического правового государства - личности.
Соответственно, можно предложить внести изменения (подчеркнутые курсивом) в содержание текста Присяги политического государственного служащего в следующей редакции: «Перед народом и Президентом Казахстана, осознавая несение государственной службыг как выгра-жение особого доверия со стороныг общества и государства, также осознавая выгсшую степень ответственности, торжественно клянусь посвятить все свои силы и знания делу экономического, интеллектуального и духовного развития моей Родины - Республики Казахстан, строго соблюдать Конституцию и законы государства, во всех своих действиях руководствоваться требованиями законности, справедливости, беспристрастности, честности, вы соко-нравственны х норм морали, гражданского и межнационального согласия, добросовестно, профессионально, самоотверженно и беззаветно служить народу Казахстана, укреплять государственность и авторитет моей страны в мировом сообществе и внутренней политике Казахстана. Клянусь.
Осознаю, что нарушение этой моей присяги несовместимо с выгсоким званием государственного служащего и буду нести ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан» [3].
Также можно предложить внести изменения в текст присяги административного государственного служащего в следующей редакции (подчеркнутые курсивом): «Я, гражданин Республики Казахстан,-Ф.И.О. осознавая несение государственной службы как выражение особого доверия со стороны общества и государства, также осознавая высшую степень ответственности перед народом Казахстана, торжественно клянусь:
- строго соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, во всех сво-
Конституционное, административное право и государственное управление
ип
их действиях руководствоваться требованиями законности, справедливости, беспристрастности, честности, высоконравственных норм морали, гражданского и межнационального согласия;
- добросовестно, профессионально самоотверженно и беззаветно_служить народу Казахстана, защищать интересы государства и проводить политику Президента Республики Казахстан;
- не допускать нарушений и ограничений, конституционных прав и свобод граждан Республики.
Осознаю, что нарушение этой моей присяги несовместимо с высоким званием государственного служащего и буду нести ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан» [4].
И, соответственно, необходимо внести изменения в Кодекс чести государственных служащих в следующей редакции: «1. В своей деятельности государственные служащие должны:
1) быть приверженными политике Президента Республики Казахстан и последовательно проводить ее, своими действиями поднимать и укреплять авторитет государственной власти, . ;
2) руководствоваться требованием законности, ... ;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не допускать действий, сопряженных с нарушением и ограничением прав и свобод человека и гражданина; ...
5) неукоснительно соблюдать государственную и трудовую дисциплину, добросовестно, беспристрастно и на высоком профессиональном уровне исполнять свои служебные обязанности; .
11) не участвовать в азартных играх денежного и иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе лицами, а также иными лицами; ...
12) не допускать фактов дарения подарков и оказания услуг физическим и юридическим лицам, а также принятия подарков или услуг от физических и юридических лиц в связи с исполнением государственных функций; ...
14) своим отношением к делу и личным поведением способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе в обществе в личных и семейных отношениях;
16) не допускать случаев подбора и расстановки кадров по службе, работе или внутренней политике государства по признакам землячества, личной преданности и иным признакам личной заинтересованности;
17) не допускать и пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны других государственных служащих и иных третьих лиц;
2) В отношениях с гражданами и юридическими лицами государственные служащие должны:
1) способствовать укреплению и повышению доверия граждан и иных лиц к институтам государства; ...
3) своими действиями и решениями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной и иной деятельности; ...
5) уважать честь и достоинство и деловую репутацию, человека и гражданина независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения; .
6) соблюдать требования высоконравственных морально-этических норм; ...
5. Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно:
3) содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства и иных третьих лиц [5]».
И, наконец, с целью необходимости повышения морально-нравственных требований государственных служащих можно рекомендовать им постигать трактаты и афоризмы великих классиков определенных исторических эпох и современности об истине, жизни и поведении. Так, можно привести слова великого писателя мирового значения Льва Толстого: «Три соблазна мучают людей: похоти тела, гордость и любовь к богатству. От этого - бедствия людей. Без похотей, гордости и корыстолюбия все люди жили бы счастливо. Как же избавиться от этих ужасных болезней? Избавиться от них трудно, главное, оттого, что зародыш их в самой природе нашей. Для избавления себя от них есть только одно средство, работа каждого над самим собою. Часто думают, что помочь могут законы и правительства. Но этого не может быть, потому что пишут законы и правят людьми такие же люди, страдающие от тех же соблазнов похоти, гордости и корыстолюбия. И потому на законы и правителей нельзя надеяться. И потому одно, что могут сделать люди для своего блага, - это уничтожение в себе и похоти, и гордости, и корыстолюбия. Никакое улучшение невозможно, пока каждый не начнет это улучшение с самого себя» [6].
Использованная литература
1. Выступление Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. на внеочередном XII съезде партии «Нур Отан» «Индустриально-технологическое развитие Казахстана ради нашего будущего» 15 мая 2009 года. Астана. http://www.akorda.kz
2. Конституция Республики Казахстан (принята на Республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2007 г.).
3. Указ Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2000 года N 372 «Об утверждении текста Присяги политического государственного служащего Республики Казахстан и Порядка принесения Присяги политическими государственными служащими Республики Казахстан» (с изменениями внесенными Указом Президента РК от 28 декабря 2007 г. №501); САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 19, ст. 200.
4. Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999 года №319 «Об утверждении текста присяги административного государственного служащего и порядка принесения присяги административными государственными служащими».
5. Указ Президента Республики Казахстан «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.11.2007 года).
6. Аль-Фараби. Слово о классификации наук // Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата, 1970.
К^азацстан Республикасыныц зиялы, тэуелЫз, демократиялъщ, цуцъщтъщ мемлекет ретт-де цалыптасуында жэне цазац цогамыныц бipiгуiндe мемлекеттЫ цызметкерлердт цщъщтъщ жэне улттыц сана-сeзiмнiц дамуында внегел^адамгершшк талаптарды айцындау жэне бшктыш жогары мемлекеттт цызмemкepлepдi тагайындау жвнiндeгi мэселе бyгiнгi кунде нeгiзгi мэселелердщ бipi болып саналады.
Для становления Республики Казахстан как суверенного, независимого, демократического и правового государства и консолидации казахстанского общества достаточно актуально определение вопросов о необходимости повышения морально-нравственных требований к государственным служащим с целью повышения их уровня правосознания и национального самосознания и необходимости создания высококвалифицированной государственной службы, движущей силой которой выступают ее кадры.
For formation of the Republic Kazakhstan as sovereign, independent, democratic and legal state, for state building in Kazakhstan no важнее of the problem, than shaping special social layer professional prepared and morally well-mannered state employees, capable to guarantee high social efficiency and impeccability of the work organ state authorities.