Научная статья на тему 'Современное состояние коррупции и проблема расследования коррупционных правонарушений в республике Казахстан'

Современное состояние коррупции и проблема расследования коррупционных правонарушений в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
941
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдыкаримова Алма Сагындыковна

В данной статье изложено положение нашего государства по уровню коррупции в мире и ее состоянии в самой республике. Рассмотрены проблемы расследования коррупционных правонарушений. Также имеются предложения, которые могли бы поспособствовать понижению коррупции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние коррупции и проблема расследования коррупционных правонарушений в республике Казахстан»

№4 (40) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Абдыкаримова Алма Сагындыковна,

младший научный сотрудник отдела уголовного,

уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИИ И ПРОБЛЕМА РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

«Дающий взятку и берущий взятку оба окажутся в адском пламени». (Хадис Пророка Мухаммада, Сборник «Сады благонравных» имама Ан-Навави) [1]

Важнейшей задачей многих государств и непосредственно нашего является минимизирование коррупции. Так в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева к народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» народу Казахстана говорится о необходимости «...продолжить формирование и реализацию новой антикоррупционной стратегии. Административная реформа не должна превращаться в громоздкий процесс ненужного бумаготворчества и документооборота. Надо дать больше самостоятельности органам управления на местах, одновременно усиливая их ответственность за результаты, повышая их подотчетность перед населением» [2].

Согласно отчету организации Transparency International Казахстан в 2014 занял 126-е место в Индексе восприятия коррупции. Индекс восприятия коррупции формируется на основе оценок ситуации с коррупционными правонарушениями страны, которые делают аналитики и предприниматели. Каждое из государств в нем получает оценку от 0 -максимальный уровень коррупции, до 100 -отсутствие коррупции.

Казахстан в 2014 году получил 28 баллов и поднялся на 14 строчек по сравнению с 2013 годом. В 2013 году в индексе восприятия коррупции страна занимала 140-е место. В 2014 году рейтинг для Казахстана оказался более благоприятным, чем для ряда постсоветских стран. В частности, республика опередила Россию, которая оказалась на 136-м месте.

Среди стран бывшего СССР (за исключением Прибалтики), наивысший балл набрала Грузия (52), наименьший - Туркменистан (17 баллов). Армения получила 37 баллов, Молдова - 35, Беларусь - 31, Кыргызстан - 27, Украина - 26, Таджикистан - 23, Узбекистан - 18. Отметим, Азербайджан наравне с Казахстаном набрал 28 баллов и также занял 126-е место. Первые три позиции в рейтинге заняли Дания, Новая Зеландия и Финляндия (92, 91 и 89 баллов соответственно), Северная Корея и Сомали набрали по восемь баллов, заняв последнее место [3].

Согласно социологическому онлайн-опросу Антикоррупционного комитета при ОО «Казпотребнадзор», средняя доля респондентов, дававших взятки сотрудникам дорожной полиции по различным нарушениям ПДД почти в 5 раз превышает процент водителей, оплативших официальные штрафы за эти же нарушения. Таким образом, если бы в органах дорожной полиции не было коррупции, сумма сбора штрафов увеличилась бы примерно в 5 раз. В 2014 году сумма наложенных административных штрафов за нарушения ПДД составила 14,1 млрд. тенге. Следовательно, если бы сотрудники дорожной полиции не брали взяток, а по всем нарушениям выписывали бы штрафы, сумма дополнительных сборов в казну государства составила бы около 60 млрд. тенге (около 319 млн. долларов) [4].

В своем телевыступлении бывший председатель Национального Банка РК Григорий Марченко с сожалением утверждал, что у нас за

бешбармаком можно, не ставя это себе целью, спокойно узнать, кто какую должность и за сколько получил [5].

Серьёзность ситуации с коррупцией в Казахстане признают не только международные организации, но и сами власти. Так председатель республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан» Оралбай Абдыкаримов, назвал коррупцию одной из главных угроз национальной безопасности [6].

Для эффективного противодействия коррупции в настоящее время приняты и действуют Закон Ре спублики Казахстан «О борьбе с коррупцией», Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан и др., а органом по борьбе с ней является Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (далее АДГСПК), образованное Указом Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года. Оно занимается своевременным раскрытием и расследованием разного рода коррупционных проявлений, обеспечением неотвратимости наказания за совершение таких преступлений.

У них, как и во многих правоохранительных органах, существуют проблемы, возникающие при выполнении оперативно-розыскных мероприятий.

Перед разработкой преступного лица играет оценка факта информированности им об утечке информации его преступной деятельности. Это может произойти в связи с дружескими отношениями, они считают это долгом предупредить человека, о намерениях, проводимых в отношении него. В таких случаях он может принять меры по сокрытию следов преступления, уничтожению имеющейся доказательственной информации. Скрываются, прежде всего, действия по получению незаконной материальной и иной выгоды, утаиваются факты материальной и иной заинтересованности, а также действия по ее удовлетворению. В этой ситуации промедление с началом досудебного расследования может повлечь за собой затруднения в дальнейшем расследовании.

Проблема разоблачения преступников также существует. Получение взятки проводится в уединенных местах, в отсутствии лиц, которые могут раскрыть их истинный характер совершаемых действий. Должностные лица предполагают, какими способами могут быть пойманы, тем самым с осторожностью совершают преступления.

Коррупционные преступления являются одними из наиболее латентных. Именно этим объясняется огромное количество проводимых оперативно-розыскных мероприятий для выявления преступления. Среди таких мероприятий можно назвать: прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи т.д. Эти мероприятия могут производиться без санкции прокурора, если они не терпят отлагательств, но с последующим уведомлением.

Коррупционные преступления, будучи социально-правовым явлением, представляют собой общественно опасные посягательства на охраняемые уголовным законодательством общественные отношения. Общественная опасность таких преступлений определяет их социальную природу. Они опасны, потому что причиняют огромный вред обществу и членам общества, наносят как политический, материальный и пр. вред, а также вредят социальным ценностям и устоям общества.

За последние три года наблюдается рост коррупционной преступности. Количество уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, возросло на 23,8% (с 922 до 1141).

По данным АДГСПК, среди отдельных видов преступлений, отнесенных к разряду коррупционных, возросла выявляемость фактов взяточничества на 8,3% (с 302 до 327), присвоений или растраты вверенного чужого имущества - на 33,3% (с 99 до 132), превышения власти или должностных полномочий - на 5,3% (с 57 до 60), бездействия по службе - в 2,1 раза (с 17 до 36), служебного подлога - на 27,6% (с 453 до 578).

Сравнительный анализ показывает, что в Казахстане рост коррупционной преступности в основном допущен среди судей (с 0 до 22), сотрудников органов внутренних дел - на 79,7% (с 59 до 106), юстиции - на 13,6% (с 22 до 25%), Министерства обороны - в 3,5 раз (с 2 до 7), акимов сельских округов и районов на 22,9% (с 83 до 102) [4].

Взяточничество остается наиболее распространенным проявлением коррупции практически во всех государственных органах. Среди других видов коррупционных преступлений, совершаемых чиновниками, доминирующее положение занимают факты служебного подлога, удельный вес которых составляет 42,6%. Необходимо отметить,

№4 (40) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

что наиболее уязвимыми для коррупции по-прежнему являются государственные закупки, сфера предоставления государственных услуг, инвестиционные и приватизационные процессы, разрешительные и лицензионные системы, перераспределение бюджетных средств и земли, сбор налогов, назначение на руководящие посты и получение работы.

В Уголовном кодексе 2014 года также предусматривается исключение сроков давности для лиц, совершивших коррупционных правонарушения.

На суды возлагаются обязанности при осуждении за коррупционные преступления вносить представления на лишение званий и государственных наград. Также предусмотрена конфискация доходов от легализации и инструментов легализации без обвинительного приговора суда.

В этой связи в УПК в числе обстоятельств, подлежащих доказыванию, указывается обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате преступления, или является доходом, или использовалось в качестве орудия преступления, либо для финансирования терроризма преступной группой.

УК дополнен перечнем имущества, подлежащим конфискации по приговору либо иному решению суда.

Нередко коррупционные преступления, нарушая уголовный закон, нарушают одновременно законодательные нормы других отраслей права. Например, при злоупотреблении должностными полномочиями должностные лица принимают решения в пользу определенных юридических и физических лиц и при этом нарушают антимонопольное законодательство, закон о лицензировании, гражданско-правовые нормы, закрепляющие право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом.

При этом необходимо подчеркнуть, что нарушение норм других отраслей права, а тем более нарушение норм морали недостаточно для признания общественно опасного деяния преступным. Обязательно требуется, чтобы это деяние являлось уголовно-противоправным, т.е. было предусмотрено уголовным законом.

Косвенный ущерб от коррупции для общества более ощутим, чем непосредственный. Влияя на сознание людей, коррупция искажает основные общепринятые нормы морали и нравственности, что негативно сказывается на общем уровне

правосознания населения.

Необходимо брать пример со стран, которые выработали успешную стратегию борьбы с коррупцией. Взять, к примеру, Сингапур, у них также действовал орган по борьбе с коррупцией, который не приносил ощутимых результатов, но после принятия «Акта о предотвращении коррупции» ему развязали руки: оно получило разрешение задерживать потенциальных взяточников, проводить обыск у них в домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. Так, ст. 18 гласит, что Бюро вправе проверять банковские книжки государственных служащих, а согласно ст.19 - также их жен, детей и агента, если это необходимо. Бюро уполномочено производить аресты, обыски, проверять банковские счета и имущество подозреваемых в коррупционных преступлениях [7].

Считаем, что государственным служащим необходимо соблюдать неподкупность, а руководству увольнять запятнавших свою репутацию государственных служащих. Как говорил бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю: «... пресса играет важную роль в предании гласности случаев коррупции и деталей наказания, чтобы информировать общественность относительно последствий коррупции. Это помогает создать атмосферу честности и доверия к государственной службе, а также закрепить принцип наказания коррупции, т.к. борьба с коррупцией зависит от системы ценностей политических лидеров, государственной службы и общества» [8].

Депутаты лишены иммунитета, чтоб не было исключений ни для кого при расследовании коррупционных правонарушений. За ними должен вестись наиболее тщательный мониторинг, в связи их занимаемым положением. Преступление совершенное ими гораздо значительнее, чем рядового служащего.

Почему то наших должностных лиц не пугает наказание за совершение коррупционных преступлений или они думают, что их это не затронет. Для них видимо не представляет угрозы или такого авторитета наш нынешний орган по борьбе с коррупцией. В связи с этим нужно чтобы АДГСПК внушало страх всем, начиная от рядового служащего до первых лиц государства. Совершенствование антикоррупционного

законодательства - объект постоянного внимания Парламента.

Закон «О противодействии коррупции», «Об общественном контроле в Республике Казахстан» и «О доступе к информации» - в совокупности

6

должны образовать единое антикоррупционное правовое поле, при этом охватывая три самостоятельные системы правовых отношений. Закон «О противодействии коррупции» как бы продолжает дело действующего закона «О борьбе с коррупцией», то законы об общественном контроле и доступе к информации будут приняты в стране впервые.

Противодействие коррупции должно являться не только постоянной функцией государства, но и заботой всего общества, что требует создания стабильных общенациональных основ ограничения, распространения и самовоспроизведения коррупции.

Поскольку коррупция представляет собой явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, разработка мер борьбы с ней предполагает комплексный подход, а также активное привлечение к процессу противодействия коррупции представителей всех заинтересованных сторон, в том числе населения и общественных институтов. Особенностью настоящего этапа противодействия коррупции должен стать его общенародный характер, базирование на принципах партнерства субъектов антикоррупционной политики, приоритета мер предупреждения коррупции и нравственных начал в борьбе ней. Основные направления современной антикоррупционной стратегии должны определяться мерами превентивного характера, ставящими целью эффективную нейтрализацию коррупционной активности в стране, таким образом, значительный результат принесет всеобщая борьба, государственных служащих и общество.

В связи с этим законопроект, включает новые правовые механизмы и информационные возможности.

Разработчики Закона «Об общественном контроле» считают, что казахстанское общество должно располагать современными и эффективными инструментами независимого контроля, что позволит существенно подкрепить закрепленные на уровне Конституции принципы разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека, повысить доверие между властью и обществом, являющегося необходимым условием для

полноценного функционирования общественно-политической и социально-экономической систем. Цель данного проекта - создание правовых условий для выполнения задач в области усиления общественного контроля, поставленных Главой нашего государства в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», а также для расширения возможностей реализации конституционного права граждан участвовать в управлении делами государства. При этом общественный контроль рассматривается как совокупная деятельность граждан Республики Казахстан и их объединений, направленная на поддержание прозрачности и учета общественных интересов в деятельности объектов общественного контроля, повышение эффективности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, усиление их ответственности перед обществом. В то же время уровень и характер влияния общественного контроля на эффективность деятельности государственных институтов и органов местного самоуправления еще не соответствуют требованиям времени и принятым в международной практике стандартам.

Законопроект «Об общественном контроле в Республике Казахстан» прежде всего, создаст правовую основу функционирования целостной системы общественного контроля, с регламентированными правилами и нормами осуще ствления данного контроля. Данный проект будет способствовать повышению открытости, прозрачности и эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, формированию и развитию гражданского правосознания, реализации гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов и противодействию коррупции. Поспособствует обеспечению обратной связи между обществом и государством по вопросам предупреждения и разрешения социальных конфликтов, снижению рисков принятия и реализации противоправных и противоречащих общественным интересам решений.

Список литературы

1. Сборник имама Ан-Навави «Сады благонравных». Хадис Пророка Мухаммада. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 486

2. Официальный сайт Президента Республики Казахстан: www.akorda.kz.

3. www.cpi.transparency.org

4. www.zakon.kz

5. www.kapital.kz

6. www.total.kz: Оралбай Абдыкаримов

7. www.sud.kz

8. www.sud.kz: Ли Куан Ю

Берыген мацалада бгздгц елгмгздгц букш элемдег1 сыбайлас жемцорлыц децгеш бойынша жагдайы жэне вз республикамыздагы оныц жай-куШ туралы айтылган. Сыбайлас жемцорлъщ цуцыц бузушылыцтарды тергеудщ проблемалары царастырылган. Сондай-ац сыбайлас жемцорлыц децгешн твмендетуге ыцпал ететт усыныстар да бар.

Тушн свздер: сыбайлас жемцорлыц, сыбайлас жемцорлыц цылмыстар, цылмыстыц зацнама, цылмыстыц сот iан жург1зу.

В данной статье изложено положение нашего государства по уровню коррупции в мире и ее состоянии в самой республике. Рассмотрены проблемы расследования коррупционных правонарушений. Также имеются предложения, которые могли бы поспособствовать понижению коррупции.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, уголовное законодательство, уголовное судопроизводство.

This article described the position of our country in terms of corruption in the world and its state in the republic. The problems of investigation of corruption offenses. Also, there are offers which can contribute to a decrease in corruption

Keywords: corruption, corruption offenses, criminal legislation, criminal proceedings.

Алма CaFbiHibiKKbnbi Эбдiкэрiмова,

КР Зацнама институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ю жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмшщ кiшi гылыми ^ызметкерi

^азакстан РеспубликасындаFы сыбайлас жемкорлыктыц n;a3ipri жай-^ш жэне сыбайлас жемкорлык к^кык б^зушылыктарды тергеудщ проблемалары

Абдыкаримова Алма Сагындыковна,

младший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК

Современное состояние коррупции и проблема расследования коррупционных правонарушений в Республике Казахстан

Abdykarimova Alma Sagyndykovna,

Jr. researcher of the department of criminal, criminal-processual, criminal - law en cementand forensic of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan.

The current state of the problem of corruption and investigation of corruption offenses in the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.