АГРОНОМИЯ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
УДК 631.6
О НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧАХ И МЕХАНИЗМАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ
В.В. Мелихов, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик МАЭП, Заслуженный работник сельского хозяйства РФ
Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия
В статье рассмотрены инновационные подходы к развитию мелиоративной отрасли на основе создания научно-делового и образовательного центра «Агротехнопарк «ВолгоДонской», который объединит на территории Волгоградской области всю цепочку создания научных разработок, внедрения их в практику и финансирования инноваций в АПК и в мелиоративной отрасли. Обосновывается необходимость создания новых законодательных инициатив для упорядочения земельных отношений и, в частности, создание федерального или региональных мелиоративных фондов, запуска механизма их работы.
Ключевые слова: мелиорация, инновации, агротехнопарк, земельные отношения, законодательные инициативы.
Как показывает мировая практика сельскохозяйственного производства, комплексная мелиорация земель является решающим условием получения стабильно высоких урожаев. Выход растениеводческой продукции с орошаемого гектара в 3-4 раза выше, чем с богарного, и объемы ее производства предсказуемы в любой год.
Насущная необходимость восстановления и развития орошения в России диктуется и рядом социально-экономических аспектов. Поливное земледелие позволяет существенно увеличить налогооблагаемую базу за счет прироста продукции у сельскохозяйственных производителей в перерабатывающих отраслях и реализующих организациях, а также обеспечить трудовую занятость населения. Кроме того, такие объекты мелиорации, как аккумулирующие водохранилища используются в качестве основных источников как орошения, так и водоснабжения. Поэтому представляется очень важным сохранение и развитие мелиоративного комплекса.
В течение последнего десятилетия агропромышленное производство демонстрирует положительную динамику развития. Но темпы его роста остаются вялыми, зачастую носят локальный характер и сильно отстают от общего уровня роста экономики страны. Инновационные процессы в аграрном секторе идут недостаточно активно, сельхозтоваропроизводители, в первую очередь из-за недостатка средств, экономят на развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и экологические мероприятия.
Именно поэтому на этапе продвижения научных продуктов, решения экологических вопросов определяющую роль играют и будут играть действия государства, в том числе с применением политических и законодательных инструментов влияния.
Объективно оценивая ситуацию, связанную с природными рисками в земледелии, Правительство в рамках новой Госпрограммы развития сельского хозяйства расширяет формат механизмов и направлений государственной поддержки реконструкции имеющихся и строительства новых мелиоративных систем. Задача - к 2020 году прирастить стоимость национального мелиоративного комплекса на 185,1 млрд рублей, доведя его до 819,6 млрд рублей.
Однако оценивая проблемы в основополагающей для сельского хозяйства области - земледелии - связанные с последовательным разрушением земельной
службы, других сервисных технологических структур, нещадной эксплуатацией природно-экологических ресурсов, лесов и почвенного покрова, индифферентном отношении общества и государства к собственной науке и одновременно рисками, вызванными глобальными изменениями климата и уходом от технологической модернизации, очень сложно будет достигнуть заданных показателей и двигаться в русле мировых природоохранных тенденций.
Для эффективного решения этого комплекса вопросов, и, в первую очередь, законодательного и организационного планов, необходимо и возможно на базе нашего института и других НИУ, расположенных в г. Волгограде и области, создать Агротехнопарк с рабочим названием «Волго-Донской», где и приступить к их отработке и применению на практике [7].
Цель - объединить на одной территории всю цепочку от создания научных разработок их исследований до коммерциализации их в мелиоративной отрасли с параллельным обеспечением взаимодействия власти, науки и бизнеса.
Перед центром будут поставлены четыре взаимосвязанных и капиталоемких задачи:
- научное сопровождение мероприятий по увеличению площадей и повышению продуктивности орошаемых земель;
- модернизация мелиоративного комплекса России;
- формирование его кадрового потенциала;
- создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий, без чего реализация намеченных целей невозможна.
При этом законодательная и управленческая политика должна делать упор на:
- создание общих благоприятных организационных, информационных и правовых условий для развития кластера в регионе;
- идентификацию кластеров и направлений их «достраивания»; формирование портфеля кластерных инициаторов в регионе; ранжирование кластеров по приоритетности с позиций регионального развития;
- стимулирование деятельности организации-инициатора и группы лидеров формирования кластера; разработку концепции и программы развития кластера, создание органа кластерного развития; содействие в формировании общих сфер и центров компетенций участников кластера;
- оказание организационной и информационной помощи в координации усилий участников кластера; поддержку создания и развития инфраструктуры; содействие в подготовке кадров и обучении;
- введение налоговых и иных льгот для участников кластера.
Важно обратить внимание на то, что в Государственной программе мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий угодий отнесены к первому уровню приоритетов государственной политики в агропромышленной сфере.
Это связано с тем, что в XXI веке количественное и качественное состояние пригодных для сельскохозяйственной деятельности земель становится основным фактором, определяющим численность населения планеты. Мировые запасы сельскохозяйственных угодий составляют на сегодня около 5 млрд га, из них пашня 1,4 млрд га и 8,9 % ее находится в Российской Федерации (рис. 1, 2).
***** ИЗВЕСТИЯ *****
№ 3 (35) 2014
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
200
а 180
и
= 160
л
§ 140
= н 120
в а 100
п ■а 80
э 60
я 40
о
20
0
179
170
135
130
47
45
США Индия Китай Россия Австралия Канада Япония
4
Рисунок 1 - Площадь пашни в странах мира, млн га
3 2,5
а
ь
В 2
н
В
а
63 1,5
э ,
о1
л
в
0,5 0
2,66
2,05
1,66
0,83
г-а 0,68
°,17 0,07
Ц . ■-■
Австралия Казахстан Канада Россия США Индия Китай
Рисунок 2 - Средняя площадь пашни на душу населения, га
Россия обладает уникальным, конкурентоспособным агропромышленным потенциалом.
Однако почвенно-климатические условия России достаточно сложны с точки зрения сельскохозяйственного производства.
И на сегодня их уровень мелиоративной обустроенности недопустимо отстает от наших конкурентов на рынке продовольствия. Если в Китае доля мелиоративных земель составляет 44 %, в Индии - 36 %, в США - 40 %, то в России - менее 8 % (рис. 3, 4).
Рисунок 3 - Площадь орошаемых земель пашни в странах мира, млн га
Рисунок 4 - Динамика площади орошаемых земель в мире, млн га
Несмотря на сравнительно небольшой удельный вес в общем мировом балансе пахотных земель, используемых в сельском хозяйстве (19 %), продукция с орошаемых площадей составляет в настоящее время около 50 % от всей продукции растениеводства земного шара. В недалеком прошлом успехи мелиорации в нашей стране способствовали мощному прогрессу агропроизводства, формированию социального облика и инфраструктуры села [4, 5, 6].
Важно отметить, что ранее научное обоснование развития орошения в различных регионах производилось на основании водного и теплового балансов, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и экономической эффективности. При этом проблема повышения устойчивости и достаточности
производства сельскохозяйственной продукции, напрямую связанная с объемами развития комплексных мелиораций на базе орошения, ранее не рассматривалась.
Вместе с тем устойчивость производства является непременным требованием эффективного развития любой отрасли народного хозяйства, но особенно велико значение этого фактора в сельском хозяйстве.
При среднем варианте демографического прогноза (139 млн чел. в 2030 г.), среднедушевым потреблением мясных и молочных продуктов соответственно 90 кг и 390 кг в год, достигнутых в ряде стран (что существенно выше ориентиров, принятых при разработке агропродовольственной политики), достижение нормативов Доктрины продовольственной безопасности (импорт не превысит 15 % по мясным и 10 % по молочным продуктам от ресурсов внутреннего рынка), наращивании экспорта зерновых культур до 40 млн т, максимальные оценки роста сельхозпроизводства находятся в интервале 135-140 % к среднему уровню 2006-2011 гг. По расчетам некоторых специалистов, для исчерпания этого потенциала за 20 лет достаточно среднегодовых темпов прироста 1,5-1,7 %, за 15 лет - 2,0-2,3 %, и за 10 лет - 3,0-3,4 % [1, 3].
Считается, что основным ограничением в развитии, при реализации указанной программы уже к 2020 г., сельского хозяйства (так же, как это ранее произошло в более развитых странах) может стать только емкость традиционных рынков сбыта аграрной продукции [2].
Однако, анализируя эффективность и стабильность сельскохозяйственного производства в нашей стране доказано, что варьируемость урожайности по годам составляет от 10 до 100 %. Неустойчивость сельскохозяйственного производства проявляется, прежде всего, в ежегодных колебаниях объемов продукции растениеводства. Так, за последнее 35 лет амплитуда колебаний производства зерна в Волгоградской области достигала 322 % среднегодового сбора за этот период (рис. 5). Значительные колебания испытывали и объемы заготовки кормов, что отрицательно отражалось на эффективности работы животноводства.
Данная реальность никак не подтверждает простые арифметические расчеты, приведенные выше, и путь к достижению показателей может оказаться трудным и долгим.
Анализ показывает, что существующая нормативно-правовая база не обеспечивает сохранения и развития мелиоративного фонда страны, а его государственную поддержку сводит в достаточно узкий сектор, функционирующий в рамках отдельных федеральных или региональных программ.
Многие вопросы правового характера нуждаются в разрешении. Например, правовой статус мелиорированных земель; порядок их отражения в государственном кадастре недвижимости; отнесения к федеральной собственности и собственности субъектов РФ и т.п.
***** ИЗВЕСТИЯ *****
№ 3 (35) 2014
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Н 2000
■Л Г-- ^ч <*> ■Л Г-- ^ч <*> ■Л Г-- ^ч <*> ■Л Г-- ^ч <*>
Г-- Г-- Г-- 90 90 90 90 90 0 0 0 0 0 ^ч ^ч
0 0 0 0 0 0 0
^ч ^ч ^ч ^ч ^ч ^ч ^ч ^Ч ^ч ^ч ^ч ^ч ^ч 2 2 2 2 2 2 2
Рисунок 5 - Амплитуда колебаний производства зерна в Волгоградской области,
1975-2013 гг.
По оперативным данным, стоимость мелиоративных фондов федеральной формы собственности составляет 37,3 %, субъектов Российской Федерации - 9 %, муниципальной и товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции - 53,7 %. В собственность производителей сельскохозяйственной продукции переданы инженерные системы, находящиеся на территории хозяйства. Они оборудованы за счет государственных капиталовложений. Обслуживающие хозяйства межхозяйственные и магистральные каналы, водозаборы и другие крупные объекты в основном остались в собственности государства. При этом было нарушено специфическое требование функционирования гидромелиоративных систем, заключающееся в неделимости технологических и административно-территориальных границ управления ими, которое определяет целесообразность использования значительной части мелиоративных фондов в форме коллективной собственности. Принятая структура собственности сельскохозяйственных земель, ее мелиоративных объектов требует серьезной доработки в рамках современного правового поля и экономической целесообразности и управляемости. В этих целях предлагается создать областной земельный фонд, в первую очередь - орошаемых земель. Формирование земельного фонда области будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий, повышению водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения, созданию благоприятного инвестиционного климата и увеличению объемов инвестиций в мелиоративную систему АПК, расширению масштабов занятости сельского населения, повышению качества его жизни.
Положительным примером в этом направлении является опыт Белгородской области, в которой реализуется комплексная научно обоснованная программа развития агропроизводства на принципах экологизации и интенсификации, сформированы региональные инновационные сервисные службы.
Законодательно оформленная практика эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения Белгородской области открыла возможность привлечения крупных холдингов, малого и среднего бизнеса и добиться высоких успехов по устойчивому развитию растениеводства, животноводства, птицеводства и других отраслей АПК.
В России сейчас очень сложная ситуация, когда старая система территориального планирования разрушена, а новая ещё не создана. В поле зрения государства оказались в основном фискальные и политические цели, связанные с перераспределением земельной собственности. В результате земельно-кадастровых действий, проводимых безотносительно к использованию земель, сложились произвольные хозяйственные инфрастуктуры с чересполосицей, вкрапливанием, дальноземельем, паевым землепользованием. Следствием этого становится большие производственные и экологические издержки, деградация ландшафтов, отсутствие нормальных условий для реконструкции и строительства новых мелиоративных систем.
На научной сессии Россельхозакадемии в июле 2013 г. в Белгороде было отмечено, что в отличие от большинства регионов страны руководство Белгородской области сумело воспользоваться экономическими свободами, сдержать разрушительные процессы аграрного реформирования, и, что особенно важно, упорядочить земельные отношения и модифицировать сельскохозяйственное производство на основе новейших научно-технических достижений, обеспечив высокие темпы его развития.
Из сорока трех нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные и земельные отношения в Белгородской области, а главным образом, работу земельного фонда, аналогичные акты имеются в Волгоградской области [8]. Необходима политическая воля и принятие дополнительно восьми-девяти документов, чтобы апробированный метод заработал и в нашей области. Вполне очевидно, что необходимо тиражировать белгородский опыт, что при помощи Государственной Думы, её рекомендаций, региональных органов власти мелиораторам будет посильно решать поставленные задачи и увеличить орошаемое поле России до 10 млн га.
Библиографический список:
1. Иванов, А.Л. Перспективы мелиоративной науки России в XXI веке [Текст]/ А.Л. Иванов, И.П. Свинцов // Мелиорация и водное хозяйство. - 2009. - № 6. - С. 2-5.
2. Иванов, А.Л. Приоритеты научного обеспечения мелиорации [Текст]/ А.Л. Иванов, Н.Н. Дубенок, И.П. Свинцов // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2011. - № 1. - С. 7-9.
3. Дубенок, Н.Н. Мелиорация земель - основа устойчивого развития агропромышленного комплекса [Текст]/ Н.Н. Дубенок // Мелиорация и водное хозяйство. - 2013.
- № 3. - С. 7-9.
4. Кружилин, И.П. Водные мелиорации в системе защиты сельскохозяйственных культур от засухи [Текст] / И.П. Кружилин // Мелиорация и водное хозяйство. - 2008. - № 5. -С. 6-9.
5. Кружилин, И.П. Комплексная мелиорация земель обеспечит устойчивое развитие сельского хозяйства Поволжья [Текст]/ И.П. Кружилин // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2011. - № 1. - С. 38-40.
6. Кружилин, И.П. Научное обеспечение реализации программы развития мелиорации земель [Текст]/ И.П. Кружилин // Мелиорация и водное хозяйство. - 2010. - № 2.
- С. 10-13.
7. Мелихов, В.В. Инновационный проект создания агротехнопарка «ВолгоДонской» [Текст]/ В.В. Мелихов // Мелиорация и водное хозяйство. - 2011. - № 6. - С. 10-12.
8. Официальный сайт «Региональное законодательство» [Электронный ресурс]: интернет-ресурс: http: //www.allregionz .ru.
E-mail: [email protected]