УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-76-81 EDN: https://elibrary.ru/kmjyip NIION: 2015-0066-3/23-714 MOSURED: 77/27-011-2023-03-913
О некоторых вопросах взаимодействия в деятельности органов внутренних дел
Наталья Владимировна Малахова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,
Аннотация. Рассматриваются вопросы правового регулирования взаимодействия органов внутренних дел с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, гражданами и организациями при решении задач и функций государственного управления в правоохранительной сфере. Выявляются особенности, связанные с видами и формами совместных действий в области обеспечения правопорядка.
Ключевые слова: взаимодействие, органы внутренних дел, полиция, органы государственной власти, муниципальные органы, общественные организации, правовое регулирование, правопорядок, виды и формы взаимодействия
Для цитирования: Малахова Н. В. О некоторых вопросах взаимодействия в деятельности органов внутренних дел // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. С. 76-81. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-76-81. EDN: KMJYIP.
Original article
On some issues of interaction in the activities of internal affairs bodies
Natalia V. Malakhova
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. The issues of legal interaction of the internal affairs bodies with state and municipal bodies, public associations, citizens and organizations in solving the tasks and functions of public administration in the law enforcement sphere are being considered. The features associated with the types and forms of joint actions in the field of law enforcement are identified.
Keywords: interaction, internal affairs bodies, police, state authorities, municipal bodies, public organizations, legal regulation, law and order, types and forms of interaction
For citation: Malakhova N. V On some issues of interaction in the activities of internal affairs bodies. Bulletin of economic security. 2023;(3):76-81. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-76-81. EDN: KMJYIP.
В условиях создания и развития правового государства особое значение приобретает формирование надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение его безопасности. Органы внутренних дел (далее - ОВД), другие правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность России, обязаны в рамках своей компетенции обеспечить законность и правопорядок, бороться с преступностью и нарушениями прав человека, способствовать нормальному функционированию органов государственной власти и управления.
Следует отметить, что органы внутренних дел являются исполнительно-распорядительными органами
© Малахова Н. В., 2023 76
государственной власти, предназначенными для защиты прав и свобод граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими органами государственной власти. Такой подход в полной мере оправдан, поскольку внутренняя безопасность нашей страны представляет собой определенную систему, состоящую из целого ряда подсистем, взаимосвязанных между собой и непосредственно взаимодействующих [1, с. 20-21].
Исходя из того, что взаимодействие представляет собой согласование усилий (действий) двух и более участников, совместно решающих конкретную задачу
[2, с. 31], эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственных взаимоотношений органов внутренних дел (полиции) с органами государственной власти Российской Федерации всех уровней, органами местного самоуправления, а также другими органами и организациями.
Среди принципов, закрепленных в Федеральном законе «О полиции», провозглашен принцип взаимодействия и сотрудничества (ст. 10), означающий необходимость решения поставленных перед полицией задач во взаимодействии с другими правоохранительными органами, органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами. Следует особо подчеркнуть, осуществление взаимодействия является объективной потребностью, обусловленной: необходимостью эффективного решения тех задач и функций, которые возложены на ОВД; их комплексным характером; сложностью и специфичностью деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; необходимостью объединения сил и средств в деле обеспечения безопасности государства [3, с. 154].
Взаимодействие в правоохранительной сфере - это согласованная по месту и времени, основанная на законах и подзаконных актах совместная комплексная деятельность субъектов правоохраны, осуществляемая в пределах их компетенции в определенных формах с использованием имеющихся сил, средств и методов в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, выполнения совместных задач, поставленных перед взаимодействующими сторонами [4, с. 44].
В свою очередь, совместное участие в реализации правоохранительных функций требует надлежащего правового обеспечения, поскольку часто речь идет о множественности взаимодействующих субъектов и раз-нонаправленности решаемых задач.
Система правового регулирования взаимодействия ОВД (полиции) с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими субъектами включает в себя несколько блоков норм права:
1. Конституция Российской Федерации, являясь основным законом РФ [5], провозглашает одним из полномочий Президента Российской Федерации «обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80). Кроме того, в п. 3 ст. 132 установлено: «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
2. Международно-правовые договоры, соглашения, стандарты, принятые, например, по вопросам миграции, в целях обеспечения безопасности при
эксплуатации различных видов транспорта1; в целях международного сотрудничества между МВД России и государственными органами правоохранительной направленности иных стран, например, по линии НЦБ Интерпола МВД России, и др.
3. Федеральные Конституционные законы Российской Федерации. Так, согласно Федеральному Конституционному закону от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» «Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и иных органов, входящих в единую систему публичной власти» (ч. 3 ст. 1). В свою очередь, «Правительство РФ осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» (п. 2 ч. 1 ст. 13).
4. Федеральные законы Российской Федерации представлены большим количеством законодательных актов, регулирующих сферу взаимодействия. Назовем лишь некоторые из них. Например, Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82 «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и др.
При взаимодействии с военными комиссариатами, в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе», органы внутренних дел обязаны:
- направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
- производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
- направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете.
Ст. 62 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закрепляет содержание и формы взаимодействия органов внутренних дел и судебных приставов-исполнителей.
Перечень законодательных актов может быть продолжен, но мы не можем не назвать Федеральный закон
1 См., например: Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.); Соглашении о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 25 октября 1995 г.). Договор, заключенный 25 февраля 1993 года между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
от 07 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» (далее - Закон о полиции), который не только закрепил принцип взаимодействия и сотрудничества в деятельности полиции, но и установил обязанности полиции по реализации совместной деятельности с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представителями органа местного самоуправления по различным направлениям деятельности в сфере внутренних дел. Кроме того, в соответствии с указанным законом подразделения и службы полиции оказывают содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ; участвуют в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима; информируют избирательные комиссии, о фактах выявления нарушений и принятых в связи с этим мерах; оказывают содействие судебным приставам при осуществлении розыска граждан и т. д.
5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Можно назвать: Закон г. Москвы от 10 декабря 2003 г. № 77 (ред. от 08.06.2022) «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве»; Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 (ред. от 14.12.2022) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» и др.
6. Указы Президента Российской Федерации. Это, например, Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»; Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» и др.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [6], МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
7. Постановления Правительства Российской Федерации. Здесь можно назвать такие, как: Постановление Правительства РФ от 05 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 (ред. от 20.10.2021) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства РФ от 08 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» и др.
8. Приказы МВД России. Это самый многочисленный блок нормативных правовых актов, среди которых назовем, например, Приказ МВД России от 17 января
2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», Приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»; Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», Приказ МВД России от 13 апреля 2021 г. № 212 «Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции», Приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» и др.
Приказом МВД России от 17 октября 2013 г. № 850 утвержден Регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации, который устанавливает общие правила организации взаимодействия МВД России с другими федеральными органами исполнительной власти.
9. Межведомственные соглашения и приказы, такие как: Приказ МЧС России, МВД России, ФСБ России от 28 октября 2008 г. № 646/919/526 «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»; Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 18 октября 2018 г. № 216/689 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов»; Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»; Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»; Приказ Генпрокуратуры России № 182, МВД России № 189, МЧС России № 153, ФСБ России № 243, СК России № 129, ФТС России № 800, ФССП России № 220, Росфинмониторинга № 105 от 29 марта 2016 г. «О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями» и др.
Данный перечень нормативных правовых актов указывает на наличие множества источников, создающих систему правового регулирования взаимодействия
ОВД с органами государственной власти, другими органами и организациями в сфере правоохраны, включающим в себя уровень федерального законодательства, законов субъектов РФ, международных договоров, а также подзаконных норм права. Особо следует отметить, что взаимодействие органов государственной власти при осуществлении государственного управления имеет конституционную основу, что указывает на значимость и объективную необходимость объединения усилий множества субъектов для эффективного решения, стоящих перед государством задач и функций. И в этом, что важно подчеркнуть, проявляется основная цель взаимодействия.
Изучение и анализ источников правового регулирования позволяет выявить ряд особенностей, характеризующих взаимодействие органов внутренних дел (полиции) с другими правоохранительными органами, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами и организациями. Для этого, прежде всего, необходимо определить те направления, по которым в основном происходит взаимодействие. Это, например: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; охрана общественного порядка; охрана собственности; обеспечение общественной безопасности; противодействие экстремистской и террористической деятельности; профилактика правонарушений; государственный контроль и надзор; предоставление государственных услуг; исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации и Правительства; участие в законопроектной деятельности; рассмотрение парламентских запросов; предоставление или получение информации и др.
Не вызывает сомнения, что представленный здесь перечень направлений взаимодействия может иметь значительное продолжение и не является исчерпывающим. В то же время, стоит заметить, что даже этот, далеко не полный перечень, позволяет сделать вывод о возможности классификации направлений взаимодействия, взяв за основу ту сферу, в которой осуществляется совместная деятельность тех или иных субъектов. Так, мы, с одной стороны, можем говорить о взаимодействии в сфере охраны правопорядка, а, с другой, о взаимно согласованных действиях, которые напрямую не связаны с правоохранительной деятельностью, но обеспечивают создание условий и способствуют реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Это, например, предоставление государственных услуг, участие в законопроектной деятельности, предоставление или получение информации и др.
Из этого следует еще одна важная особенность. Она связана с субъектным составом взаимодействия. Осуществляя правоохранительную деятельность, органы внутренних дел взаимодействуют не только с правоохранительными органами (судами, прокуратурой,
Следственным комитетом, ФСБ, ФТС, ФСИН, ФССП и др.), но и с теми, кто, казалось бы, непосредственно не связан с охраной правопорядка, но, тем не менее, участвует в обеспечении безопасности государства, общества, граждан. Речь идет об органах, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность. В частности, это: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральная служба по аккредитации; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, и др. Эти органы защищают права и законные интересы граждан в случае предоставления некачественных товаров, работ, услуг, нарушении правил эксплуатации технических средств, строительных объектов, коммуникаций и т. д. Такое взаимодействие также имеет правоохранительную направленность.
В то же время деятельность по предоставлению государственных услуг, законопроектная деятельности, согласование проектов планов и показателей деятельности МВД России, федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ; работа с поступившими в МВД России парламентскими запросами и др. напрямую не относится к правоохранительной деятельности, но, как было уже сказано, обеспечивает создание условий и способствует реализации прав, свобод и законных интересов граждан.
Так, например, целью регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, является обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом [7].
Важным для понимания сущности и содержания взаимодействия является определение его видов и форм. По общему правилу выделяют два вида взаимодействия - внутреннее (между органами и подразделениями системы МВД России) и внешнее (между ОВД и государственнымии муниципальными органами, общественными объединениями, гражданами, организациями). В свою очередь, отметим, формы взаимодействия отличаются многообразием, которое напрямую зависит от вида взаимодействия, субъектов, участвующих в совместных действиях, направлений взаимодействия, а также решаемых задач и функций. Чаще всего называют такие формы: создание совместных органов управления, планирование, информационный обмен, совместный анализ оперативной обстановки, совместное проведение совещаний, инструктажей, обучения, оперативно-профилактических и других мероприятий.
В то же время, вновь анализируя положения ст. 10 Закона о полиции, представляется целесообразным об-
ратить внимание на взаимную обязанность полиции, государственных и муниципальных органов, общественных и иных организаций оказывать содействие в области обеспечения правопорядка. В целях понимания данного термина стоит обратиться к словарям, где «содействие» трактуется как «помощь, поддержка в какой-нибудь деятельности», «оказывать содействие, способствовать успеху» [8]. В результате напрашивается вывод, что содействие - это тоже одна из форм взаимодействия. Так, например, среди форм взаимодействия патрульно-постовой службы значится «оказание взаимной помощи в решении служебных задач» [9, п. 165.3]. Кроме того, обязанность полиции «оказывать содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий» (п. 6 ст. 12 Закона о полиции) вполне воспринимается как оказание помощи с использованием тех средств и методов, которые имеются в арсенале полномочий органов внутренних дел.
Еще один пример, который, по мнению автора, подтверждает тезис о том, что содействие является одной из форм взаимодействия. Полиция обязана «принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб (п. 7 ст. 12 Закона о полиции).
В заключении следует отметить, что потребность во взаимодействии ОВД (полиции) с другими государственными и муниципальными органами обусловлена, помимо общности целей и задач, в ряде случаев и взаимоприемлемыми формами и методами работы, ведь усилия этих органов и общественные отношения, складывающиеся в процессе их взаимодействия, нацелены на решение общих задач правоохранительной направленности [4, с. 48].
Представляется важным обратить внимание на необходимое и должное урегулирование вопросов взаимодействия органов внутренних дел с органами государственной власти, институтами гражданского общества, организациями. Нормы права, содержащие положения о взаимодействии субъектов, носят общий характер, в связи с чем возникает потребность в их детализации, установив конкретный перечень вопросов, мероприятий, полномочий, которые позволят эффективно реализовать совместные действия и достичь необходимых результатов.
Список источников
1. Административная деятельность полиции: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. О. В. Зиборова, В. В. Кардшевского. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 644 с.
2. Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления : словарь-справочник. М., 1997. 31 с.
3. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Маркушин, В. В. Казаков. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2022. 311 с.
4. Правовые и организационные основы управленческой деятельности в органах внутренних дел : учебное пособие / [И. Ю. Захватов и др.]. М. : Академия управления МВД России, 2019. 56 с.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
6. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «Консультат-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.12.2022).
7. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 14.09.2022) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.12.2022).
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Рус. яз., 1986. 797 с.
9. Приказ МВД России от 28 июня 2021 года № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.12.2022).
10. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.12.2022).
References
1. Administrative activity of the police: a textbook for university students studying in the field of training «Jurisprudence» / edited by O. V. Ziborov, V. V Kardshevsky. M. : UNITY-DANA, 2021. 644 p.
2. Yaskov E. F. theory and practice of social management: dictionary-reference. M., 1997, 31 p.
3. Fundamentals of management in internal affairs bodies: textbook for secondary vocational education / Markushin A. G., Kazakov V. V. 3rd ed., reprint. and add. M. : Yurayt Publishing House, 2022. 311 p.
4. Law and organizational bases of managerial activity in the internal affairs bodies : textbook / [Zahvatov I. Yu.]. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 56 p.
5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Official Internet portal of Legal Information. URL: http:// www.pravo.gov.ru.
6. Decree of the President of the Russian Federation No. 699 dated December 21, 2016 «On Approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Subject of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (accessed: 22.12.2022).
7. Decree of the Government of the Russian Federation of 17.07.1995 No. 713 (ed. of 14.09.2022) «On approval of the Rules for registration and removal of Citizens of the Russian Federation from the registration register at the place of stay and at the place of residence within the Russian Federation and the list of persons responsible for receiving and transferring to the registration authorities documents for registration and removal from the registration register of citizens of the Russian Federation at the place of stay and at the place of residence within the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (accessed: 22.12.2022).
8. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language / edited by Shvedova N. N.Yu. M. : Rus. spring., 1986. 797 p.
9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 495 dated June 28, 2021 «On approval of the Manual on the organization of service activities of combatant units of the patrol and post service of the Police of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia» // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (accessed 21.12.2022).
10. Federal Law No. 3-FZ dated 07.02.2011 (ed. dated 21.12.2021) «On the Police» // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (accessed: 21.12.2022).
Библиографический список
1. Основы управления в органах внутренних дел : учебник / под ред. Коренева А. П. М., 2003. С. 156.
2. Организация управления органами внутренних дел [Текст] : учебник / под общ. ред. А. М. Кононова и И. Ю. Захватова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ДГСК МВД России, 2017. 292 с.
Bibliographic list
1. Fundamentals of management in the internal affairs bodies : textbook / ed. by Korenev A. P. M., 2003. P. 156.
2. Organization of management of internal affairs bodies [Text] : textbook / Under the general editorship of A.M.Kononov and I.Yu.Grabatov. 2nd ed., reprint. and additional. M. : DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. 292 p.
Информация об авторе
Н. В. Малахова - доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент
Information about the author
N. V. Malakhova - Associate Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 09.02.2023; одобрена после рецензирования 19.04.2023; принята к публикации 22.06.2023.
The article was submitted 09.02.2023; approved after reviewing 19.04.2023; accepted for publication 22.06.2023.