Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОНЯТИЙ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" И "СОТРУДНИЧЕСТВО" В СОГЛАШЕНИЯХ МВД РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОНЯТИЙ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" И "СОТРУДНИЧЕСТВО" В СОГЛАШЕНИЯХ МВД РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОГЛАШЕНИЕ / МВД РОССИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов Анатолий Михайлович, Петрова Ольга Викторовна

Актуальность рассматриваемых вопросов и постановка проблемы. В современных условиях совершенствование форм и методов взаимодействия МВД России с органами государственной власти, государственными и негосударственными организациями в сфере правоохраны представляется перспективным направлением и непременным условием успешного решения задач укрепления законности и правопорядка в стране. Вместе с тем отсутствие в теории и практике правоохранительной деятельности однозначного толкования понятий «взаимодействие» и «сотрудничество» не позволяет достичь желаемой эффективности во взаимоотношениях указанных субъектов. Данное обстоятельство обусловливает потребность научного осмысления проблемы правильного использования терминов «взаимодействие» и «сотрудничество» в соглашениях, заключаемых МВД России и его территориальными органами на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями. Цели, которые ставят авторы в рамках данного исследования, заключаются в выработке правильного научно обоснованного подхода к применению понятий «взаимодействие» и «сотрудничество» в нормативных правовых актах, соглашениях, заключаемых МВД России и его территориальными органами на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями. Методологической основой исследования выступают общенаучные, частно-научные и специальные методы познания. В их числе: метод анализа и синтеза, логический, комплексный, системно-структурный, функциональный, исторический, сравнительного правоведения, формально-юридический, классификации и некоторые другие. Уточняется применительно к рассматриваемым взаимоотношениям содержание понятий «взаимодействие» и «сотрудничество», которые исследовались одним из авторов - О. В. Петровой в ранее опубликованных работах. Проведен анализ соглашений МВД России и его территориальных органов на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями, названы наиболее распространенные по предмету взаимодействия и категории субъектов взаимодействия виды соглашений. Выделены признаки, по которым следует различать понятия «взаимодействие» и «сотрудничество». Сделан вывод о том, что сотрудничество является наиболее сложной формой взаимодействия, обладающей дополнительными признаками. Высказано предположение, что умелое использование различных форм сотрудничества как более высокой степени интеграции совместных усилий взаимодействующих сторон по достижению общих целей позволит максимально эффективно решать задачи укрепления законности и правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE APPLICATION OF THE CONCEPTS OF "INTERACTION" AND "COOPERATION" IN AGREEMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND ITS TERRITORIAL BODIES ON REGIONAL LEVEL WITH STATE AUTHORITIES AND NONGOVERNMENTAL ORGANIZATION

The relevance of the issues addressed in the article and problem statement. In modern conditions, improving the forms and methods of interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and state authorities, state and non-state organizations in the field of law enforcement seems to be a promising direction and an indispensable condition for successfully solving the problems of strengthening the rule of law in the country. At the same time, the lack of an unambiguous interpretation of the concepts of «interaction» and «cooperation» in the theory and practice of law enforcement does not allow achieving the desired effectiveness in the relations of these entities. This circumstance necessitates a scientific understanding of the problem of the correct use of the terms «interaction» and «cooperation» in agreements concluded by the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies at the regional level with state bodies and non-governmental organizations. The goals set by the authors in the framework of this study are to develop the correct, scientifically sound approach in applying the concepts of «interaction» and «cooperation» in regulatory legal acts, agreements concluded by the Russian Ministry of Internal Affairs and its territorial bodies at the regional level with state bodies and non-governmental organizations . The methodological basis of the study are general scientific, private scientific and special methods of cognition. Among them: the method of analysis and synthesis, logical, complex, system-structural, functional, historical, comparative law, formal legal, classification and some others. As a result of the study, the authors came to a number of conclusions. This article clarifies the content of the concepts of «interaction» and «cooperation», which were studied by one of the authors - O. V. Petrova in previously published works, in relation to the relationship under consideration. The analysis of the agreements of the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies at the regional level with state bodies and non-governmental organizations is carried out, the most common types of agreements on the subject of interaction and the categories of subjects of interaction are named. The features by which to distinguish between the concepts of «interaction» and «cooperation» are highlighted. The conclusion is made that cooperation is the most complex form of interaction with additional features. It has been suggested that the skillful use of various forms of cooperation as a higher degree of integration of the joint efforts of the interacting parties to achieve common goals will make it possible to most effectively solve the problems of strengthening law and order.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОНЯТИЙ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" И "СОТРУДНИЧЕСТВО" В СОГЛАШЕНИЯХ МВД РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.9 А. М. Кононов

Договорно-правовой департамент МВД России, Академия управления МВД России;

О. В. Петрова

Академия управления МВД России

К вопросу о применении понятий «взаимодействие» и «сотрудничество» в соглашениях МВД России и его территориальных органов на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями

АННОТАЦИЯ. Актуальность рассматриваемых вопросов и постановка проблемы. В современных условиях совершенствование форм и методов взаимодействия МВД России с органами государственной власти, государственными и негосударственными организациями в сфере правоохраны представляется перспективным направлением и непременным условием успешного решения задач укрепления законности и правопорядка в стране. Вместе с тем отсутствие в теории и практике правоохранительной деятельности однозначного толкования понятий «взаимодействие» и «сотрудничество» не позволяет достичь желаемой эффективности во взаимоотношениях указанных субъектов. Данное обстоятельство обусловливает потребность научного осмысления проблемы правильного использования терминов «взаимодействие» и «сотрудничество» в соглашениях, заключаемых МВД России и его территориальными органами на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями.

Цели, которые ставят авторы в рамках данного исследования, заключаются в выработке правильного научно обоснованного подхода к применению понятий «взаимодействие» и «сотрудничество» в нормативных правовых актах, соглашениях, заключаемых МВД России и его территориальными органами на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями.

Методологической основой исследования выступают общенаучные, частно-научные и специальные методы познания. В их числе: метод анализа и синтеза, логический, комплексный, системно-структурный, функциональный, исторический, сравнительного правоведения, формально-юридический, классификации и некоторые другие.

Уточняется применительно к рассматриваемым взаимоотношениям содержание понятий «взаимодействие» и «сотрудничество», которые исследовались одним из авторов - О. В. Петровой в ранее опубликованных работах. Проведен анализ соглашений МВД России и его территориальных органов на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями, названы наиболее распространенные по предмету взаимодействия и категории субъектов взаимодействия виды соглашений. Выделены признаки, по которым следует различать понятия «взаимодействие» и «сотрудничество». Сделан вывод о том, что сотрудничество является наиболее сложной формой взаимодействия, обладающей дополнительными признаками. Высказано предположение, что умелое использование различных форм сотрудничества как более высокой степени интеграции совместных усилий взаимодействующих сторон по достижению общих целей позволит максимально эффективно решать задачи укрепления законности и правопорядка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие, сотрудничество, соглашение, МВД России, территориальные органы МВД России по субъектам Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти, государственные и негосударственные организации, управление органами внутренних дел на региональном уровне.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кононов А. М., Петрова О. В. К вопросу о применении понятий «взаимодействие» и «сотрудничество» в соглашениях МВД России и его территориальных органов на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С. 117.

A. M. Kononov

Department of the Ministry of internal Affairs of Russia, Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia;

O.V. Petrova

Academy of management Ministry of internal Affairs of Russia

On the application of the concepts of «interaction» and «cooperation» in agreements of the Ministry of internal Affairs of Russia and its territorial bodies on regional level with state authorities and nongovernmental organization

ABSTRACT. The relevance of the issues addressed in the article and problem statement. In modern conditions, improving the forms and methods of interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and state authorities, state and non-state organizations in the field of law enforcement seems to be a promising direction and an indispensable condition for successfully solving the problems of strengthening the rule of law in the country. At the same time, the lack of an unambiguous interpretation of the concepts of «interaction» and «cooperation» in the theory and practice of law enforcement does not allow achieving the desired effectiveness in the relations of these entities. This circumstance necessitates a scientific understanding of the problem of the correct use of the terms «interaction» and «cooperation» in agreements concluded by the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies at the regional level with state bodies and non-governmental organizations.

The goals set by the authors in the framework of this study are to develop the correct, scientifically sound approach in applying the concepts of «interaction» and «cooperation» in regulatory legal acts, agreements concluded by the Russian Ministry of Internal Affairs and its territorial bodies at the regional level with state bodies and non-governmental organizations .

The methodological basis of the study are general scientific, private scientific and special methods of cognition. Among them: the method of analysis and synthesis, logical, complex, system-structural, functional, historical, comparative law, formal legal, classification and some others.

As a result of the study, the authors came to a number of conclusions. This article clarifies the content of the concepts of «interaction» and «cooperation», which were studied by one of the authors - O. V. Petrova in previously published works, in relation to the relationship under consideration. The analysis of the agreements of the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies at the regional level with state bodies and nongovernmental organizations is carried out, the most common types of agreements on the subject of interaction and the categories of subjects of interaction are named. The features by which to distinguish between the concepts of «interaction» and «cooperation» are highlighted. The conclusion is made that cooperation is the most complex form of interaction with additional features. It has been suggested that the skillful use of various forms of cooperation as a higher degree of integration of the joint efforts of the interacting parties to achieve common goals will make it possible to most effectively solve the problems of strengthening law and order.

KEYWORDS: interaction, cooperation, agreement, the Ministry of internal Affairs of Russia, territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia on subjects of the Russian Federation, Executive bodies of state power, state and non-state organizations, management of internal Affairs bodies at the regional level.

FOR CITATION: Kononov A. M., Petrova O. V. On the application of the concepts of «interaction» and «cooperation» in agreements of the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies on regional level with state authorities and nongovernmental organization // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 1 (49). P. 11 (in Russ.).

Для создания сильного современного российского государства важно не только успешно оптимизировать структурное построение органов исполнительной власти, в том числе органов внутренних дел, но и наладить их взаимоотношения в процессе реализации возложенных на них функций.

Эффективное и качественное взаимодействие правоохранительных органов государства (в первую очередь МВД России) с иными федеральными

органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, государственными и негосударственными организациями, органами местного самоуправления в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью выступает сегодня важным системообразующим фактором и непременным условием успешного решения задач укрепления законности и правопорядка в стране.

Взаимодействие как основополагающее требование к организации деятельности МВД России имеет нормативное закрепление.

В Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации устанавлено, что МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Соответствующая норма предусмотрена Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, которое определяет, что территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями1.

Взаимодействие и сотрудничество являются принципами деятельности полиции. При ее осуществлении она взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, которых полицейские привлекают с их согласия к внештатному сотрудничеству, а также устанавливают негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе2.

Однако, как показывает практика, взаимоотношения правоохранительных органов с другими исполнительными органами государственной власти, государственными и негосударственными организациями нередко выстраиваются формально, без должной межотраслевой координации совместной деятельности и при отсутствии урегулированного порядка взаимодействия, что в конечном счете негативно отражается на эф-

фективности решения задач охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности [3, с. 133].

Круг субъектов взаимодействия органов внутренних дел по вопросам, отнесенным к компетенции МВД России, достаточно широк. По количеству предметов взаимодействия, отраженных в совместных соглашениях, в первую очередь можно выделить федеральные органы исполнительной власти правоохранительной направленности и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации (Росгвардия, ФСБ России, ФСИН России, ФССП России, Минобороны России, МЧС России, ФТС России). Немало задач решается во взаимодействии с Генпрокуратурой, СК России, Минюстом России. Имеются соглашения о взаимодействии с Минздравом России, Минтрудом России, МИД России и другими органами государственной власти. По отдельным вопросам МВД России взаимодействует с ЦИК России, Банком России, Счетной палатой Российской Федерации. В рамках информационного взаимодействия партнерами МВД России выступают Минсвязи России, государственные учреждения и негосударственные организации (например, КонсультантПлюс, НПП «Гарант-Сервис» и т. п.), средства массовой информации и др. Достаточно большое количество договоров о сотрудничестве в области обучения и подготовки кадров заключается территориальными органами МВД России с образовательными организациями. В субъектах Российской Федерации с МВД России активно сотрудничают региональные уполномоченные по правам человека, различные общественные объединения: епархии Русской Православной Церкви, отделения Ассоциации юристов России, всероссийских общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, бщественные организации патриотической направленности, волонтерские организации и др.

Взаимоотношения МВД России с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными и негосударственными организациями выстраиваются на основе совместных приказов о взаимодействии3

1 См.: Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 21 дек. 2016 г. № 699 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 52, ст. 7614.

2 См.: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ

// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

3 См., напр.: Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия : приказ Росгвардии № 54, МВД России № 90 от 22 февр. 2019 г.; Об организации взаимодействия при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Вооруженных Силах Российской Феде-

либо специальных соглашений (договоров, протоколов), формы и порядок заключения которых нормативно регламентированы4, или заключаются инициативно5 в случаях, когда возникает необходимость конкретизации порядка реализации закрепленных законодательством полномочий либо требуется регулирование нормативно не определенных, но не противоречащих действующему законодательству форм взаимодействия и сотрудничества. Чаще всего взаимодействие осуществляется по вопросам реализации непосредственных задач охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений, пресечения и раскрытия преступлений, информационного обе-

рации : приказ МВД России № 77, Минобороны России № 66 от 6 февр. 2018 г.; Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов : приказ Минюста России № 216, МВД России № 689 от 18 окт. 2018 г.; Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в борьбе с фальшивомонетничеством : приказ МВД России № 102, Банка России № ОД-113 от 5 февр. 2009 г.; О совершенствовании взаимодействия при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации : приказ МВД России № 367, МИД России № 10160, ФСБ России № 255 от 13 июня 2018 г.; О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел : приказ Минздрава России № 414, МВД России № 633 от 20 авг. 2003 г.; и др.

4 См., напр.: Об утверждении Типовой формы соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и субъектом Российской Федерации, предусматривающего участие уполномоченной субъектом Российской Федерации организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов : приказ МВД России от 27 нояб. 2017 г. № 888; Об утверждении Требований к информационному взаимодействию уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа МВД России, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем : приказ МВД России от 22 мая 2018 г. № 319; и др.

5 См., напр.: Об объявлении Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 21 февр. 2005 г. № 108; Соглашение о взаимодействии Законодательного Собрания

Пермского края и ГУ МВД России по Пермскому краю от 16 сент. 2014 г.; О порядке взаимодействия между Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области : Соглашение ГУ МВД России по г. Санкт-

Петербургу и Ленинградской области от 12 марта 2019 г.; Соглашение между УМВД России по Липецкой области и Уполномоченным по правам человека о сотрудничестве и взаимодействии от 1 февр. 2017 г.; Соглашение о сотрудничестве между Тульской Епархией Русской Православной Церкви и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области от 8 февр. 2017 г.; и др.

спечения деятельности органов внутренних дел, подготовки кадров, социальной поддержки сотрудников и членов их семей.

Взаимодействие органов и подразделений МВД России с государственными органами, государственными и негосударственными организациями в сфере правоохраны осуществляется на всех уровнях системы управления МВД России. Вместе с тем закрепленная Конституцией РФ конструкция государственного управления, при которой на региональном уровне по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов территориальные органы федеральных органов исполнительной власти осуществляют свои функции совместно с органами власти субъектов Российской Федерации, указывает на необходимость уделения особого внимания организации их взаимодействия и сотрудничества.

Свое видение по вопросам организации эффективного взаимодействия и сотрудничества названных субъектов управления постоянно высказывают отечественные ученые и практики [8; 9; 5; 12; 6]6. Однако можно с уверенностью говорить об отсутствии до настоящего времени какого-либо единого подхода к пониманию сущности данных управленческих категорий.

И это не случайно, ведь до сих пор понятия «взаимодействие» и «сотрудничество» не раскрываются ни в одном нормативном правовом акте, регламентирующем вопросы взаимоотношений рассматриваемых нами субъектов в сфере право-охраны, что, несомненно, является одной из причин возникновения многочисленных недопониманий, разногласий и проблем в данной области общественных отношений [13, с. 34].

Правильное понимание смыслового значения данных понятий обязывает обратиться к семантике и генезису этих категорий.

Взаимодействие (interaction) с точки зрения философии представляет собой категорию, отражающую процессы воздействия субъектов друг на друга. Это одно из условий существования системы. Взаимодействие - объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной схемы7. Вид непосредственного или опосредованного внешнего

6 См.: Кутушев В. Г., Кипман Н. Н. Взаимодействие городских и районных отделов внутренних дел с другими государственными органами, общественностью и средствами массовой информации : лекция. М. : Академия МВД СССР, 1986.

7 См.: Большой энциклопедический словарь. М., 1991. Т. 1. С. 215.

или внутреннего отношения связи также рассматривается как взаимодействие8.

Наличие взаимодействия предопределено жизненной необходимостью самого существования данного явления, отражающего процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимной обусловленностью [7, с. 12].

Согласованностью действий, взаимной поддержкой определяется взаимодействие и в Толковом словаре русского языка9.

Психология трактует взаимодействие прежде всего как интерактивную сторону общения партнеров. Оно включает в себя обмен информацией, познание и восприятие друг друга, планирование общей стратегии, организацию определенных совместных действий [2, с. 101].

Триединая сущность взаимодействия в любой предметной сфере деятельности, включая правоохранительную, заключается во взаимном обмене информацией, совместном планировании мероприятий и согласованной их реализации10.

Применительно к сфере внутренних дел взаимодействие означает согласованную деятельность различных субъектов предупреждения правонарушений и укрепления общественного порядка [4, с. 7], взаимное согласование действий двух или более участников, совместно решающих какую-либо общую задачу11, совместное участие и связь сотрудников, подразделений, организаций и органов, возникающие на основе разделения функций, полномочий и взаимных обязательств12.

Таким образом, в большинстве проанализированных определений взаимодействие представляет собой совместную деятельность двух или более участников, согласованную по целям, месту и времени для решения стоящих перед участниками общих задач13.

8 См.: Большая советская энциклопедия. М., 1971. Т. 5.

С. 7.

9 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 77.

10 См.: Организация управления органами внутренних дел : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. А. М. Кононова и И. Ю. Захватова. М. : ДГСК МВД России, 2017. С. 275.

11 См.: Ипакян А. П. Взаимодействие и координация: Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел : учебник / под ред. Г. Г. Зуйкова. М. : ВШ МВД СССР, 1973. С. 82.

12 См.: Ульянов А. Д., Гайфулин В. В., Болдырев У. К., Мо-жаева И. Б. Организация управления органами внутренних дел : учеб. пособие. М. : Академия управления МВД России, 2018. С. 9.

13 См.: Каплунов А. И., Бородин С. С., Берекет В.М. [и др.]. Административная деятельность органов внутренних дел : учеб.

пособие / под ред. В. П. Сальникова. М. : ИМЦ ГУК МВД России,

2004. С. 108.

Особенным в предложенном В. Г. Кутушевым определении взаимодействия как основанного на законах и подзаконных актах, согласованного по задачам, направлениям и времени совместного использования сил и средств органа внутренних дел, других государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов в интересах достижения общей цели обеспечения правопорядка в городе или районе является нормативное закрепление внешних связей органов внутренних дел и иных социальных институтов [9, с. 16].

Деятельным проявлением субъектов взаимодействия - системным образованием, согласованным по цели, основанным на кооперации, деловом сотрудничестве и взаимопомощи в интересах решения общих задач, определяет взаимодействие Е. А. Переверзев [11, с. 17].

Из вышеизложенного следует, что обязательными (общими) характеристиками взаимодействия большинство авторов считают: согласованную [4, с. 7] или совместную [1, с. 8] деятельность14; многосубъектность, т. е. деятельность двух и более субъектов управления; наличие общих целей и соответственно решение общих задач.

Вместе с тем касаемо других его признаков, таких как, например, обеспечение нормативно-правовой регламентацией, согласованность взаимодействия по месту и времени, независимость субъектов взаимодействия, единых тенденций в научной литературе не прослеживается.

При характеристике отношений, связывающих органы внутренних дел с иными властными структурами, чаще всего употребляют термин «взаимодействие». Однако в некоторых случаях данный термин либо заменяется, либо дополняется термином «сотрудничество», что не всегда обоснованно.

Так, определяя взаимодействие как деловое сотрудничество на основе взаимопомощи частей элементов системы органов внутренних дел в целях наиболее эффективного решения задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, некоторые авторы главным признаком взаимодействия выделяют сотрудничество на основе взаимопомощи [14, с. 10], другие - считают любую совместную деятельность сотрудничеством, не выделяя каких-либо характеризующих такую деятельность признаков15.

Не разделяя данные взгляды, отметим сле-

14 См.: Каплунов А. И., Бородин С. С., Беркет В. М. [и др.]. Указ. соч.

15 См.: Ульянов А. Д., Гайфулин В. В., Болдырев У. К., Мо-жаева И. Б. Указ. соч.

дующее. Определенно можно сказать, что любое сотрудничество представляет собой какое-либо взаимодействие. Однако не любое взаимодействие является сотрудничеством. Как можно назвать сотрудничеством, например, проведение единичных мероприятий показного характера, неумелое планирование и последующее невыполнение или выполнение формальных совместных действий по реализации целевых программ правоохранительной направленности и т. п.?

Таким образом, можно предположить, что взаимодействие - необходимое, но не достаточное условие для сотрудничества. Это подтверждает, в частности, мнение о том, что одна из сторон сущности взаимодействия характеризуется как деятельное проявление целостной системы, другая - требует использования оптимальных форм и методов взаимного сотрудничества [5, с. 177].

Следовательно, только лишь наделяя взаимодействие дополнительными признаками качественного характера, можно характеризовать его как сотрудничество, т. е. наиболее сложную форму взаимодействия.

В первую очередь к таким признакам можно отнести систематичность и устойчивость взаимоотношений, вместе образующие такой признак, как постоянство (долговременность). Данный признак выделяется учеными не так часто. Например, Б. Н. Пантелеев говорит об умении «... налаживать долговременное деловое сотрудничество в режиме равноправного диалога» [10, с. 257]. Однако, на наш взгляд, именно этот качественный показатель взаимодействия может рассматриваться определяющим сущность сотрудничества.

Кроме того, в качестве дополнительного факультативного признака сотрудничества можно также выделить создание временных (ситуационных) или постоянно действующих межведомственных координационных органов: советов, комиссий, рабочих групп и т. п., позволяющих оптимизировать и синхронизировать деятельность субъектов взаимодействия.

Выборочный анализ ряда соглашений, заключенных МВД России и его территориальными органами с иными государственными и негосударственными органами и организациями, свидетельствует об отсутствии устойчивого понимания различия применяемых в этих документах терминов «сотрудничество» и «взаимодействие».

Так, например, круг предметов взаимодействия, предусмотренных Соглашением о сотрудничестве между УМВД России по Рязанской области и ФГКУ «Паспортно-визовый сервис»

МВД России от 28 декабря 2017 г., фактически не выходит за рамки обмена информацией, разъясняющей положения миграционного законодательства, вопросы оказания физическим и юридическим лицам услуг информационно-консультационного характера. Какие-либо иные формы совместной деятельности: совместное планирование, координация совместных усилий и т. п. - не предусмотрены. Так что это, скорее, соглашение об информационном взаимодействии, а не о сотрудничестве, в его должном понимании.

Аналогичную ошибку содержит и Договор об информационно-правовом сотрудничестве между ГУ МВД России по г. Москве и ООО «Научно-производственное предприятие „Гарант-Сервис"» от 4 декабря 2017 г., сущностью и предметом которого является исключительно обмен информацией.

Очень часто в название соглашений, заключаемых МВД России с государственными органами, государственными и негосударственными организациями, включаются одновременно термины и «взаимодействие», и «сотрудничество»16, что также считаем неправильным, поскольку сотрудничество уже само по себе предполагает взаимодействие сторон.

Таким образом, сотрудничество представляет собой не просто совместный труд, совместное участие в решении задач по охране правопорядка, а такую совместную деятельность, которая строится как на принципах согласованности, единства мнений и слаженности действий, систематичности и устойчивости, так и на принципах взаимного партнерства и взаимного доверия, взаимной заинтересованности, поддержки, позитивного и созидательного взаимодействия, что свидетельствует о качественно ином уровне взаимоотношений. Сотрудничество можно характеризовать как взаимодействие, наделенное дополнительными признаками, как наиболее сложную и развитую форму взаимодействия, которая может предусматривать создание временных (ситуационных) или постоянно действующих межведомственных координационных органов. Сотрудничество есть более высокая степень интеграции совместных усилий взаимодействующих сторон по достижению общих целей. Умелое использование различ-

16 Например, Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве Законодательного Собрания Пермского края и ГУ МВД России по Пермскому краю от 16 сентебря 2014 г.; Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии УМВД России по Омской области и Контрольно-счетной палаты Омской области от 7 февраля 2012 г.; Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между УМВД России по Тюменской области и Тюменской таможней от 4 июня 2012 г.

ных форм сотрудничества в правоохранительной сфере позволяет максимально эффективно решать задачи укрепления законности и правопорядка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов А. А. Организация взаимодействия в органах внутренних дел как функция управления : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М. : ВШ МВД СССР, 1973.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. -М. : Аспект Пресс, 2003.

3. Власов Б. Е., Петрова О. В. Организационно-правовые аспекты разработки и реализации программ антикриминальной направленности как формы оптимизации взаимоотношений территориальных органов МВД России с региональными органами государственной власти и управления // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2018. № 4 (48).

4. Загорный А. В. Координация деятельности органов внутренних дел с другими государственными органами и общественными организациями в предупреждении правонарушений и укреплении общественного порядка. - М., 1981.

5. Захватов И. Ю. Сочетание отраслевого и территориального управления органами внутренних дел (теоретические и методологические аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. - М. : Академия управления МВД России, 2004.

6. Иващук А. В. Межрегиональная координация правоохранительной деятельности территориальных органов МВД России (правовой и организационный аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. - М. : Академия МВД России, 2018.

7. Иезуитов А. Н. Философия взаимодействия. - СПб., 1993.

8. Кононов А. М. Теоретические основы организации муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2000.

9. Кутушев В. Г. Основные направления и формы взаимодействия городских и районных органов внутренних дел с государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами. - М. : Академия МВД СССР, 1976.

10. Пантелеев Б. Н. Перспективы взаимодействия общественной палаты с правоохранительными органами. Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объ-

единениями по охране общественного правопорядка и обеспечению общественной безопасности : материалы круглого стола (27 января 2006 г. Академия управления МВД России). - М. : Академия управления МВД России, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Переверзев Е. А. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.

12. Петрова О. В. Организационно-правовой механизм взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ и региональных органов государственной власти в сфере правоохраны : дис. ... канд. юрид. наук. - М. : Академия МВД России, 2009.

13. Петрова О. В. Сотрудничество органов внутренних дел с региональными органами государственной власти в сфере правоохраны // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2012. № 1 (18).

14. Шванков В. М. Теоретические основы координации и взаимодействия в органах внутренних дел. - М. : Академия МВД СССР, 1978.

REFERENCES

1. Аквепоу А. А. Organizatsiya vzaimodejstviya v organakh vnutrennikh del kak funktsiya upravleni-ya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk (Organization of interaction in internal affairs bodies as a management function: Extended abstract of candidate's thesis), Moscow: Higher School of Internal Affairs of the USSR, 1973.

2. Аndreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya (Social Psychology), Moscow: Aspect Press, 2003.

3. Vlasov B. E., Petrova O. V. Vestnik Vserossi-jskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii (Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation), 2018, No. 4 (48).

4. Zagornyj А. V. Koordinatsiya deyatel'nosti organov vnutrennikh del s drugimi gosudarstven-nymi organami i obshhestvennymi organizatsiyami v preduprezhdenii pravonarushenij i ukreplenii obsh-hestvennogo poryadka (Coordination of the activities of internal affairs bodies with other state bodies and public organizations in the prevention of offenses and strengthening public order), Moscow, 1981.

5. Zakhvatov I. Yu. Sochetanie otraslevogo i territorial'nogo upravleniya organami vnutrennikh del (teoreticheskie i metodologicheskie aspekty): dis. ... kand. yurid. nauk (The combination of sectoral and territorial management of internal affairs bodies (the-

oretical and methodological aspects): candidate's thesis), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004.

6. Ivashhuk A. V. Mezhregional'naya koordinat-siya pravookhranitel'noj deyatel'nosti territorial'nykh organov MVD Rossii (pravovoj i organizatsionnyj as-pekty): dis. ... kand. yurid. nauk Interregional coordination of law enforcement activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia (legal and organizational aspects): candidate's thesis), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018.

7. Iezuitov A. N. Filosofiya vzaimodejstviya (Philosophy of Interaction), St. Petersburg, 1993.

8. Kononov A. M. Teoreticheskie osnovy organi-zatsii munitsipal'nykh organov okhrany obshhestven-nogo poryadka vRossijskoj Federatsii: dis.... d-ra yurid. nauk (Theoretical Foundations of the Organization of Municipal Public Order Protection Agencies in the Russian Federation: Doctor's thesis), Moscow, 2000.

9. Kutushev V. G. Osnovnyenapravleniya iformy vzaimodejstviya gorodskikh i rajonnykh organov vnu-trennikh del s gosudarstvennymi organami, obsh-hestvennymi organizatsiyami i trudovymi kollektivami (The main directions and forms of interaction between city and regional internal affairs bodies with state bodies, public organizations and labor collectives), Moscow: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1976.

10. Panteleev B. N. Perspektivy vzaimodejstviya obshhestvennoj palaty s pravookhranitel'nymi organami. Problemy vzaimodejstviya organov vnutrennikh del s obshhestvennymi ob"edineniyami po okhrane obshhestvennogo pravoporyadka i obespecheniyu obshhestvennoj bezopasnosti: materialy kruglogo stola (27 yanvarya 2006 g. Akademiya upravleniya MVD Rossii) (Prospects for the interaction of the public chamber with law enforcement agencies. Problems of Interaction between Internal Affairs Bodies and Public Associations for the Protection of Public Law and Order and Ensuring Public Safety: Materials of the Round Table (January 27, 2006, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006.

11. Pereverzev E. A. Pravovye i organizatsionnye osnovy vzaimodejstviya organov vnutrennikh del i organov mestnogo samoupravleniya: dis. ... kand. yurid. nauk (Legal and organizational basis for the interaction of internal affairs bodies and local authorities: candidate's thesis), Moscow, 2001.

12. Petrova O. V. Organizatsionno-pravovoj mekhanizm vzaimodejstviya MVD, GUVD, UVD po sub"ektu RF i regional'nykh organov gosudarstven-

noj vlasti v sfere pravookhrany: dis. ... kand. yurid. nauk (The organizational and legal mechanism of interaction between the Ministry of Internal Affairs, the Central Internal Affairs Directorate, the Internal Affairs Directorate in the subject of the Russian Federation and regional public authorities in the field of law: candidate's thesis), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009.

13. Petrova O. V. Vestnik Ural'skogo instituta ehkonomiki, upravleniya i prava (Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law), 2012, No. 1 (18).

14. Shvankov V. M. Teoreticheskie osnovy koor-dinatsii i vzaimodejstviya v organakh vnutrennikh del (Theoretical foundations of coordination and interaction in internal affairs bodies), Moscow: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1978.

Рукопись поступила в редакцию 22.12.2019, принята к публикации 26.12.2019.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Анатолий Михайлович Кононов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, референт Договорно-правового департамента МВД России, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 12а; Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8).

E-mail: akononov@mvd.ru

Тел.: 8 (495) 667-80-58

Петрова Ольга Викторовна, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры теории и методологии государственного управления федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8).

E-mail: 5elfxf@mail.ru

Тел.: 8 (499) 745-81-36

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Anatoly M. Kononov, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Honored lawyer of the Russian Federation,

referent of the legal Department of the Ministry of internal Affairs of Russia, Chief researcher of SIC Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia (Moscow, Zhitnaya str., d. 12A, 119049, Russian Federation; Moscow, Z. and A. Kosmodemyanskikh str., d. В, 125171, Russian Federation ).

E-mail: akononov@mvd.ru

Tel.: В (495) 667-В0-5В

Olga V. Petrova, Candidate of Juridical Sciences, Deputy head of the Department of theory and methodology of public administration of the Academy of management Ministry of internal Affairs of Russia (Moscow, Z. and A. Kosmodemyanskikh str., d. В, 125171, Russian Federation).

E-mail: 5elfxf@mail.ru

Tel.: В (499) 745-В1-36

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Кононов А. М.- анализ соглашений МВД России и его территориальных органов на региональном уровне с государственными органами и негосударственными организациями, определение наиболее распространенных по предмету взаимодействия и категории субъектов взаимодействия видов соглашений. Участие в формулировании признаков, по которым следует различать понятия «взаимодействие» и «сотрудничество». Участие в формулировании выводов. Общая редакция статьи.

Петрова О. В. - определение актуально-

сти и цели статьи. Структура статьи. Уточнение содержания понятий «взаимодействие» и «сотрудничество», которые исследовались в ранее опубликованных работах. Анализ семантики и генезиса рассматриваемых категорий. Участие в формулировании признаков, по которым следует различать понятия «взаимодействие» и «сотрудничество». Участие в формулировании выводов. Библиография. Общее оформление статьи.

AUTHORS' CONTRIBUTION

Kononov A. M. - апа^э of agreements between the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies at the regional level with state bodies and non-governmental organizations, determination of the types of agreements most common in terms of interaction and categories of subjects of interaction. Participation in the formulation of features by which to distinguish between the concepts of «interaction» and «cooperation». Participation in the formulation of conclusions. General edition of the article.

Petrova O. V. - determining the relevance and purpose of the article. The structure of the article. Clarification of the content of the concepts of «interaction» and «cooperation», which were studied in previously published works. Analysis of the semantics and genesis of the categories under consideration. Participation in the formulation of features by which to distinguish between the concepts of «interaction» and «cooperation». Participation in the formulation of conclusions. Bibliography. The overall design of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.