Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ВУЗ МВД РФ / UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН МВД РФ / TERRITORIAL AGENCY OF MIA OF RUSSIA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGH EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / СОТРУДНИК ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / POLICEMEN OF AGENCY OF INTERNAL AFFAIRS / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

В статье рассматривается такой аспект организации непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, как взаимодействие образовательных организаций высшего образования МВД РФ с территориальными органами МВД России. Исследуются основные направления взаимодействия, раскрываются имеющиеся проблемы и пути их разрешения. Автор констатирует, что основное взаимодействие вузов МВД РФ реализуется центральным аппаратом Министерства в рамках единоначальной модели администрирования. Сотрудничество на муниципальном уровне в рамках непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в настоящее время минимально. Отсутствие должного взаимодействия на муниципальном уровне зачастую приводит к тому, что дополнительное профессиональное обучение в форме повышения квалификации могут проходить одни и те же сотрудники ОВД, тогда как другие сотрудники практически «выпадают» из системы непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS EDUCATON IN THE UNIVERSITIES OF MIA OF RUSSIA: QUESTIONS OF INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND TERRITORIAL AGENCIES OF INTERNAL AFFAIRS

In the article viewed such aspect of organization of continuous education of policemen of agency of internal affairs as interaction of educational organizations of high education of MIA of Russia with territorial agency of MIA of Russia. It researched the common directions of interaction; it disclosed the existing problems and the ways of its solutions. The author notes that the main interaction of the universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is implemented by the central apparatus of the Ministry within the framework of the single-entry administrative model. Cooperation at the municipal level within the framework of continuing education of employees of law-enforcement agency is currently minimal. Lack of proper interaction at the municipal level often leads to the fact that additional professional training in the form of advanced trainingcan be held by the same DIA employees, while other employees practically "drop out" from the system of continuing education of employees of agency of internal affairs.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

11. Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика. 1990. № 12. С. 65-71.

12. Серкпаев М. О. Правовые основы создания и развития Вооруженных Сил Республики Казахстан // Вестник Академии военных наук Республики Казахстан. Астана. 2015. № 1. С. 88.

References and Sources

1. Samoukina N.V. Psihologiya i pedagogika professional'noj deyatel'nosti. M.: EHkmos, 1999. 352 s.

2. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1993. 191 s.

3. Kulyutkin YU.N. Psihologiya obucheniya vzroslyh. M.: Pedagogika, 1985. 247 s.

4. Vershlovskij S. G., Lesohina L. N. Professional'naya deyatel'nost' molodogo uchitelya: Social'no-pedagogicheskij aspekt. M.: Prosveshchenie, 1982. 210 s.

5. Belyaeva A.P. Integrativno-modul'naya pedagogicheskaya sistema pro-fessional'nogo obrazovaniya. SPb.: Radom, 1997. 226 s.

6. Bodalev A.A. Lichnost' i obshchenie: izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995. 328 s.

7. Bodalev A.A. Psihologicheskie usloviya gumanizacii pedagogichesko-go obshcheniya // Pedagogika. 1990. № 12. S. 65-71.

8 Kolesnikova I.A., Titova E.V. Pedagogicheskaya prakseologiya: Ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005. 256 s.

9. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskaya real'nost': opyt mezhparadigmal'noj refleksii. SPb.: Izd-vo SPbGU im. A. Gercena, 2001. 243 s.

10. Anan'ev B.G. CHelovek kak predmet poznaniya. L.: Izd-vo LGU, 1968. 339 s.

11. Bodalev A.A. Psihologicheskie usloviya gumanizacii pedagogichesko-go obshcheniya // Pedagogika. 1990. № 12. S. 65-71.

12. Serkpaev M. O. Pravovye osnovy sozdaniya i razvitiya Vooruzhennyh Sil Respubliki Kazahstan // Vestnik Akademii voennyh nauk Respubliki Kazahstan. Astana. 2015. № 1. S. 88.

МАЛАШЕНКО ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ - магистр педагогики, старший научный сотрудник управления исследования военного искусства научно-исследовательского института военного искусства Военного научно-исследовательского центра Национального университета обороны имени Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации

MALASHENKO, LEONID IVANOVICH - Master's in Pedagogy, Senior scientific worker of military art research department of scientific-research Institute of military art of Military scientific-research Center of National Defense University named after the First President of the Republic of Kazakhstan - the Leader of the Nation (leonid1608@mail.ru).

УДК 378:796.05

ВАСИЛЬЕВ В.В.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ключевые слова: непрерывное образование, вуз МВД РФ, территориальный орган МВД РФ, образовательные организации высшего образования, компетенция, сотрудник органа внутренних дел, воспитательно-обучающий процесс, взаимодействие, сотрудничество.

В статье рассматривается такой аспект организации непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, как взаимодействие образовательных организаций высшего образования МВД РФ с территориальными органами МВД России. Исследуются основные направления взаимодействия, раскрываются имеющиеся проблемы и пути их разрешения. Автор констатирует, что основное взаимодействие вузов МВД РФ реализуется центральным аппаратом Министерства в рамках единоначальной модели администрирования. Сотрудничество на муниципальном уровне в рамках непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в настоящее время минимально. Отсутствие должного взаимодействия на муниципальном уровне зачастую приводит к тому, что дополнительное профессиональное обучение в форме повышения квалификации могут проходить одни и те же сотрудники ОВД, тогда как другие сотрудники практически «выпадают» из системы непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.

VASILIEV, V.V.

CONTINUOUS EDUCATON IN THE UNIVERSITIES OF MIA OF RUSSIA: QUESTIONS OF INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND TERRITORIAL AGENCIES OF INTERNAL

AFFAIRS

Keywords: continuous education, university of MIA of Russia, territorial agency of MIA of Russia, educational organizations of high education, competence, policemen of agency of internal affairs, educational-training process, interaction, cooperation.

In the article viewed such aspect of organization of continuous education of policemen of agency of internal affairs as interaction of educational organizations of high education of MIA of Russia with territorial agency of MIA of Russia. It researched the common directions of interaction; it disclosed the existing problems and the ways of its solutions. The author notes that the main interaction of the universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is implemented by the central apparatus of the Ministry within the framework of the single-entry administrative model. Cooperation at the municipal level within the framework of continuing education of employees of law-enforcement agency is currently minimal. Lack of proper interaction at the municipal level often leads to the fact that additional professional training in the form of advanced training can be held by the same DIA employees, while other employees practically "drop out" from the system of continuing education of employees of agency of internal affairs.

Современное Российское общество предъявляет повышенные требования к сотрудникам государственных правоохранительных органов как к конституционно опосредованной и наделенной правом применения мер государственного принуждения силе, призванной защищать права и законные интересы физических и юридических лиц на территории Российской Федерации. Службы и подразделения, входящие в систему Министерства внутренних дел России традиционно находятся на передовом рубеже борьбы с нарушениями общественного порядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью. Статистические данные о количестве зарегистрированных и пресеченных сотрудниками органов внутренних дел преступлений и административных правонарушений, размещенные на официальном интернет-сайте МВД РФ [1], свидетельствуют об общем снижении преступности в стране.

Вместе с тем, необходимо указать, что после создания Федеральной службы войск национальной гвардии России, ликвидации Федеральной миграционной службы России и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в РФ, на органы внутренних дел были возложены правоохранительные обязанности упразднённых федеральных органов исполнительной власти. Это привело к росту числа выявленных и пресеченных сотрудниками органов внутренних дел правонарушений в сфере незаконной миграции и оборота наркотиков. Помимо противодействия «традиционным» видам преступности (против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка и пр.), в сферу правоохранительной деятельности органов внутренних дел входит борьба с новыми видами противоправной деятельности. К ним можно отнести киберпреступность, различные проявления экстремизма и терроризма.

Российская Федерация проводит на своей территории целый ряд массовых спортивных и культурно-массовых мероприятий международного уровня (Олимпиада 2014 г., Кубок конфедераций ФИФА 2017 г., Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 г., Чемпионат мира по футболу 2018 г. и пр.), связанные с необходимостью обеспечения правопорядка в местах их проведения.

Сотрудники органов внутренних дел (полиции) должны быть интеллектуально и профессионально постоянно готовы к выполнению как традиционных, так и новых актуальных задач по охране правопорядка на территории оперативного обслуживания. Все это ставит перед территориальными органами внутренних дел задачи не только поддержания профессионального научно-практического уровня подготовки своих сотрудников в течение всего периода их службы, но и дополнительного профессионального образования сотрудников МВД РФ к отражению новых потенциальных угроз общественному порядку и безопасности в России.

Первая из заявленных задач успешно решается созданной в МВД РФ системой непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел. Успешность решения второй задачи во многом зависит от качества организации и уровня взаимодействия образовательных организаций системы МВД РФ и территориальных органов внутренних дел в рамках подготовки (переподготовки) сотрудников к противодействию новым угрозам безопасности Российского государства и общества. Вопросы взаимодействия вузов МВД России с соответствующими гражданскими образовательными организациями в рамках организации непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел неоднократно

становились объектом педагогических исследований. Галеев И.Ш., исследуя организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел (на примере ОВД Республики Татарстан), пришел к выводу, что организация непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел должна обеспечиваться путем создания системы организационно-педагогических условий, мотивирующих личность на непрерывное повышение профессиональной квалификации [2, с.6]. Участие в такой системе могут принимать и гражданские вузы, осуществляющие не только реализацию различных уровней высшего образования, но и повышение квалификации узкоспециализированных сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел.

Хайруллова Э.Т., изучая проблемы развития морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного образования, выявила организационно-педагогические условия развития морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного образования. К числу таких условий необходимо отнести сотрудничество правоохранительных и гражданских вузов в рамках проведения специализированных занятий как с обучающимися в образовательной организации высшего образования МВД РФ, так и педагогическим и командным составом правоохранительного вуза [3].

Различные аспекты формирования информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России стали объектом диссертационного исследования Григорьева А.Н. В своей работе он обосновывает и предлагает к внедрению ряд направлений совершенствования процесса формирования профессиональной информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России [4]. Соглашаясь с Григорьевым А.Н. по ряду позиций, необходимо дополнительно указать, что без системного привлечения специалистов гражданских вузов к реализации концепции непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, полноценная самосовершенствующаяся система непрерывного правоохранительного образования невозможна.

Является непреложным фактом то, что основные направления воспитательно-обучающего воздействия на сотрудников органов внутренних дел России непосредственно зависят от заказчика образовательной деятельности - МВД России и его территориальных органов. Вместе с тем, приходится констатировать - вопросы взаимодействия образовательных учреждений и территориальных органов МВД РФ еще не нашли своего должного и полноценного научно-педагогического освещения.

Целью нашего исследования является анализ наиболее актуальных направлений и способов взаимодействия вузов МВД России, образовательных организаций системы МВД РФ с территориальными органами внутренних дел в рамках непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.

Одна из важнейших особенностей системы непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел состоит в том, что все обучающиеся (за исключением обучающихся в общеобразовательных учреждениях МВД РФ) являются действующими сотрудниками органов внутренних дел. Существует сто процентное обязательное распределение выпускников по местам их дальнейшего несения службы. В связи с этим особенно важна «обратная связь» территориального органа МВД РФ как места службы выпускника, оценивающего сформированность у него компетенций, с образовательной организацией МВД РФ.

Учитывая особенности организационного построения и управления в системе Министерства внутренних дел России, мы полагаем возможным разделить взаимодействие образовательных организаций и территориальных органов МВД РФ, в рамках реализации концепции непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, на ряд составляющих:

- на уровне МВД РФ и центрального аппарата МВД РФ;

- на уровне федеральных округов и субъектов РФ;

- на муниципальном (межмуниципальном) уровне.

МВД РФ осуществляет функции учредителя всех образовательных организаций, входящих в систему Министерства. Именно Министерство осуществляет:

- распределение и контроль за расходованием бюджетных и материально-технических средств на осуществление всех видов деятельности ведомственных образовательных организаций;

- Министерство внутренних дел наряду с Минобрнауки РФ осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности ведомственных образовательных учреждений, включая утверждение Устава образовательной организации;

- именно МВД РФ определяет штатное расписание преподавательского состава образовательных организаций и количество бюджетных мест для обучения по очной и заочным формам обучения. Кроме того, Министерство распределяет квоты территориальных органов МВД РФ по субъектам РФ для поступления в соответствующие вузы МВД России.

Структурные подразделения центрального аппарата МВД РФ:

- в соответствии с нормативным правовым актом Министерства о профилизации образовательных организаций высшего образования системы МВД России осуществляют общее руководство и курирование образовательной деятельностью соответствующего вуза (в отношении Нижегородской академии МВД РФ, осуществляющей эксклюзивную подготовку кадров оперативных подразделений по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции, такое взаимодействие осуществляет Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ);

- направляют в вузы МВД РФ заявки на проведение научно-исследовательских работ, а также осуществляют их последующую оценку, приемку и внедрение в практику деятельности соответствующих подчиненных подразделений территориальных органов МВД РФ.

Департамент государственной службы и кадров МВД РФ как составная часть центрального аппарата МВД РФ:

- осуществляет организационно-методическое сопровождение воспитательно-обучающей деятельности ведомственных образовательных организаций;

- согласовывает и утверждает планы-графики дополнительного профессионального образования в форме повышения квалификации по заявкам территориальных органов МВД РФ;

- утверждает и направляет для исполнения в вузы МВД РФ полученные от территориальных (линейных) органов МВД РФ планы прохождения профессионального обучения (первоначальной профессиональной подготовки), профессиональной переподготовки;

- по заявкам образовательных организаций МВД РФ осуществляет централизованную печать учебной и учебно-методической литературы для ведомственной образовательной деятельности;

- осуществляет деятельность по присвоению грифа «Рекомендуется МВД РФ» учебникам и учебным пособиям, подготовленным ведомственными вузами, для использования в учебном процессе.

Мы перечислили далеко не полный перечень направлений и видов взаимодействия ведомственных правоохранительных образовательных организаций высшего образования с МВД РФ и его центральным аппаратом. Анализ данных направлений позволяет сделать вывод о ясно прослеживаемой административно-правовой составляющей такого взаимодействия. Субъектом отношений выступает Министерство, объектом - вуз. Учитывая преобладание единоначальной модели администрирования в системе МВД РФ, вести речь не о модели «начальник-подчиненный», а о равноправном взаимодействии центрального

аппарата МВД РФ с ведомственными образовательными организациями высшего образования контрпродуктивно.

Приступая к рассмотрению вопроса взаимодействия вузов МВД РФ и территориальных ОВД на уровне федеральных округов и субъектов РФ, необходимо указать, что на уровне федеральных округов осуществляют свои деятельность Главное Управление по Северо-Кавказскому федеральному округу, Управления на транспорте по федеральным округам, а также Восточно-Сибирское, Забайкальское и Крымское линейные Управления на транспорте. В каждом из 85 субъектов РФ функционирует территориальный орган внутренних дел по соответствующему субъекту Федерации. Ввиду отсутствия прямой подчиненности между перечисленными органами внутренних дел и ведомственными образовательными организациями, взаимодействие осуществляется на более равноправной основе. Взаимодействие в рамках реализации концепции непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел осуществляется по следующим направлениям:

- формирование, утверждение и направление в Департамент государственной службы и кадров МВД РФ сводного плана прохождения профессионального обучения (первоначальной профессиональной подготовки), профессиональной переподготовки сотрудниками линейных органов внутренних дел соответствующего федерального округа;

- рецензирование и утверждение основных образовательных программ обучения, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- участие в проведении занятий, промежуточной и итоговой аттестации, а также мероприятий воспитательного характера сотрудников территориальных (линейных) органов МВД РФ;

- проведение торжественных ритуалов МВД РФ с лицами, обучающимися в образовательных организациях;

- направление на обучение в вузы МВД РФ абитуриентов, исходя из потребностей в кадрах соответствующей специализации в рамках проводимого образовательными организациями высшего образования Министерства «прямого набора обучающихся»;

- в рамках прохождения обучающимися всех видов практики (от учебной до преддипломной) осуществляется взаимодействия вуза МВД РФ и территориальных органов МВД России по вопросу организации данного вида учебной деятельности, отработки курсантами и слушателями умений и навыков профессиональной деятельности, формирования соответствующих профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Необходимо отметить, что сокращение бюджетного финансирования системы МВД РФ негативно сказалась на последнем из перечисленных направлений взаимодействия. Для прохождения производственной и преддипломной практики обучающиеся направляются в те субъекты РФ, из которых они прибыли на обучение. Выезд сотрудников вуза из числа преподавательского или командного состава, ответственных за организацию практики в другой субъект Федерации сопряжен с необходимостью их официального командирования и дополнительными финансовыми расходами. Аналогичные проблемы возникают и у представителя заказчика образовательной деятельности - комплектующего территориального органа МВД РФ.

Анализируя современное состояние взаимодействия образовательных организаций системы МВД РФ и территориальных органов МВД России на муниципальном (межмуниципальном) уровне, мы вынуждены констатировать, что такого рода сотрудничество в рамках непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел минимально. Оно сводится:

- совместная охрана мест хранения оружия и боеприпасов, закрепленных за личным составом образовательной организации и хранимых на территории образовательного учреждения;

- совместная охрана общественного порядка на прилегающей к образовательной организации территории муниципального образования;

- участие обучающихся в охране общественного порядка на территории муниципального образования;

- участие в проведении занятий, промежуточной и итоговой аттестации, а также мероприятий воспитательного характера сотрудников территориальных (линейных) органов МВД РФ по муниципальному образованию;

- проведение торжественных ритуалов МВД РФ с лицами, обучающимися в образовательных организациях;

Такому низкому уровню взаимодействия мы видим несколько причин:

- относительно малое число образовательных организаций системы МВД РФ;

- имеющийся некомплект и большая оперативно-служебная загруженность личного состава территориальных органов МВД России на муниципальном (межмуниципальном) уровне;

- отсутствие административно-правовых отношений между субъектами взаимодействия (образовательная организация подчинена непосредственно центральному аппарату МВД России, а территориальный орган МВД России на муниципальном (межмуниципальном) уровне - вышестоящему территориальному ОВД;

- отсутствие заинтересованности значительного числа руководителей территориальных органов МВД России на муниципальном (межмуниципальном) уровне в полноценном взаимодействии с образовательными организациями.

Отсутствие должного взаимодействия на муниципальном уровне зачастую приводит к тому, что дополнительное профессиональное обучение в форме повышения квалификации могут проходить одни и те же сотрудники ОВД, тогда как другие сотрудники практически «выпадают» из системы непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.

Подводя итоги рассмотрения вопросов взаимодействия образовательных организаций и территориальных органов внутренних дел в рамках непрерывного образования в вузах МВД России, считаем необходимым сформулировать ряд выводов:

1. Взаимодействие образовательных организаций и территориальных органов внутренних дел в рамках непрерывного образования в вузах МВД России осуществляется и имеет значительный потенциал для совершенствования.

2. Основное взаимодействие вузов МВД РФ реализуется с центральным аппаратом Министерства в рамках единоначальной модели администрирования.

3. Приоритет во взаимодействии отдается учебной деятельности в ущерб воспитательному процессу.

4. В силу объективных причин взаимодействие вузов МВД РФ с территориальными органами МВД России на субъектном и муниципальном уровнях минимально и требует значительного совершенствования.

В заключении нам хотелось бы обозначить еще одну проблему взаимодействия образовательных организаций высшего образования МВД РФ и центрального аппарата МВД РФ. Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, определяя виды и номенклатуру компетенций, формируемых вузом в процессе обучения, не дают указания на то, какие знания, умения, навыки должны быть выработаны у обучающегося при формировании конкретной компетенции, а также какие дисциплины (модули) участвуют в указанном формировании компетенций. Разработку паспортов компетенций вузы ведут самостоятельно. Учитывая специфику правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел, их правомочия на применение мер государственного принуждения, полагаем возможным совместной (МВД РФ - вузы) выработки примерных паспортов компетенций. В рамках профилизации вузов МВД РФ, данная задача может быть реализована профильными вузами во взаимодействии с территориальными органами по субъекту РФ и соответствующими подразделениями центрального аппарата МВД РФ. Реализация данной модели позволит получить единообразный уровень сформированности компетенций у выпускников различных вузов системы МВД РФ по одной и той же специализации (профилю подготовки). Более того,

такая модель не препятствует профильным вузам Министерства осуществлять подготовку (дополнительное профессиональное образование) узкоспециализированных кадров (на примере Нижегородской академии МВД РФ - оперуполномоченных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и следователей по расследованию экономических преступлений).

Литература и источники

1. Официальный интернет-сайт МВД России https//мвд.рф//folder/101762.

2. Галеев И.Ш. Организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел (на примере ОВД Республики Татарстан): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003. 20 с.

3. Хайруллова Э.Т. Развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2016. 24 с.

4. Григорьев А.Н. Формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2010. 44 с.

References and Sources

1. Ofitsial'nyy internet-sait MIA Rossii https//мвд.рф//folder/101762.

2. Galeev I.Sh. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya realizatsii lichnostno orientirovannogo podkhoda v nepreryvnom professionalem obrazovanii sotrudnikov organov vnutrennikh del( na primere OVD Respubliki Tatarstan): avtoref. dis . ...kand. ped. nauk. Kazan, 2003. 20s.

3. Khayrullova E.T. Razvitie moral'no-psikhologicheskoy ustoychivosti sotrudnikov organov vnutrennikh del v sisteme nepreryvnogo obrazoovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan, 2016. 24s.

4. Grigor'ev A.N. Formirovanie informatsionnoy kul'tury spetsialista v sisteme nepreryvnoy professional'noy podgotovki kadrov MVD Rossii: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. M., 2010/ 44s.

ВАСИЛЬЕВ ВЯЧЕСЛАВ ВЕНИАМИНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России VASILIEV, VYACHESLAV V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of administrative activities of the bodies of internal affairs, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru)

УДК 377.44

БАКУЛИН Н.П., ТРОЯН Е.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫМ ТРАНСПОРТОМ СОТРУДНИКАМИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Ключевые слова: автомобильная динамическая полоса препятствий; сотрудники ДПС ГИБДД МВД России; управление служебным транспортом.

В статье исследованы методы совершенствования приемов управления служебным транспортом на автодроме сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, обучающимися по программе повышения квалификации. Авторы проанализировали условия формирования и совершенствования навыков управления служебным транспортным средством на автомобильной полосе препятствий. Определив критерии формирования и уровни навыков управления транспортным средством категории «В», они разработали методику использования динамической автомобильной полосы препятствий, обеспечивающей вариативность выполнения упражнения и постепенное нарастание сбивающих факторов, осложняющих их выполнение для последовательного и многоуровневого формирования и совершенствования навыков управления служебным транспортным средством. Исследование проводилось на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России в период с 2015 г. - 2017 г. В нем приняли участие 40 слушателей. Результаты итогового тестирования показали, что уровень сформированности навыков управления служебным транспортным средством в экспериментальной группе увеличен, в среднем, на 7,6%.

BAKULIN, N.P., TROYAN, E. I. USING OF AN AUTOMOBILE DYNAMIC OBSTACLE COURSE TO IMPROVE THE MASTERY OF DRIVING OF OFFICIAL TRANSPORT BY ROAD PATROL OFFICERS

Keywords: automobile dynamic obstacle course; employees of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; driving of official transport.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.