УДК 339.3
о некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности
Ф.А. Маркова
Аннотация. Статья посвящена анализу теоретических аспектов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Акцентируется внимание на разумном сочетании свободы предпринимательства и необходимости государственного контроля.
ключевые слова: государственная поддержка, предпринимательство, государственное регулирование, конкурентоспособность.
Abstract. This article analyzes the theoretical aspects of business regulation. It is focused on the judicious combination of free enterprise and the need for state control.
Keywords: government support, entrepreneurship, government regulation, competitiveness.
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования предпринимательства является одним из центральных вопросов экономической теории и реальной хозяйственной практики. Объективная необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности исходит из того, что рыночный механизм не позволяет решить все проблемы развития экономики и увеличения благосостояния населения страны.
Методы, принципы и инструменты, а также вопросы определения эффективности государственного регулирования экономики и предпринимательства требуют к себе постоянного внимания.
В этой связи отечественный исследователь Ф.И. Биншток замечает: «разногласия между теми или иными научными школами, различия в позициях тех или иных государственных деятелей возникают лишь по вопросу о том, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию» [1, с. 5-20].
По вопросам сочетания государственного и рыночного регулирования, границ и направлений государственного вмешательства в экономи-
ку существует широкий спектр мнений и подходов - от крайнего экономического либерализма до полного государственного монополизма. В числе основных подходов можно выделить меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм.
Сторонники меркантилизма Т. Мэн и А. Монкретьен видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость. Они провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны - количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Одной из основных идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование государства. А. Смит утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип невидимой руки) создает гармоничное устройство» [2, с. 15].
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании рыночной экономики А. Смит показывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом.
А. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки», а роль государства ограничивал функцией «ночного сторожа» - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.
Д. Рикардо был также сторонником всемерного ограничения вмешательства в экономику. Как и А. Смит, он полагал, что в экономике действуют объективные, стихийные, но познаваемые законы. Механизм их действия в отсутствие внешнего (государственного) вмешательства поддерживает экономическую систему в равновесии [3, с. 56].
С точки зрения представителей политической экономии, государство должно выполнять только регулирующую функцию, и то только в очень ограниченном масштабе, создавая некоторые «правила игры», а
именно обеспечивая конкурентные и равные условия для функционирования предпринимателей на рынке.
Положение А. Смита о том, что свободный рынок обеспечивает максимальное благосостояние всех членов общества, пересмотрел А. Пигу. Он обратил внимание на то, что ряд общественных благ, не имеющих рыночной оценки, безжалостно расхищаются предпринимателями, которые не склонны тратить средства на их восстановление. Предприниматели не заинтересованы вкладывать средства в такие сферы, где плодами произведенных затрат могут пользоваться третьи лица и где отдача носит неопределенный характер. Поэтому, согласно А. Пигу, необходимо государственное вмешательство в экономику, корректирующее действие рыночного механизма [4, с. 112].
У. Петти обращается к различным вопросам предпринимательства, рассматривая влияние налогов, пошлин, денежных средств, труда на результаты хозяйственной деятельности. В целом У. Петти придерживается мысли о том, что все экономические меры, применяемые государством, можно рассчитать и, говоря современным языком, осуществить нормирование всех расходов, т.е. он не оставляет места вероятности и неопределенности. В частности, его работа «Трактат о налогах и сборах» (1662) - это попытка комплексного рассмотрения экономики с точки зрения эффективности государственного управления экономикой страны в целом и экономикой регионов в частности.
В экономической теории XX в. можно выделить три глобальных направления: неоклассицизм, кейнсианство и институционализм.
Неоклассическая экономическая школа стала базой для создания таких научных школ, как монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий и др. Сторонники неоклассического направления рассматривают экономику как равновесную и относительно гармоничную систему, в которой экономический интерес всех ее членов посредством свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. В данном случае всякое вмешательство государства в рыночные процессы наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение условий свободной конкуренции. Движущей силой рыночных процессов, по мнению неоклассиков, выступает предприниматель, от успешной и прибыльной деятельности которого зависит процветание всех других групп населения и самого государства. Прямое государственное вмешательство в экономику трактуется неоклассиками как разрушение способности рыночной системы к саморегулированию.
Согласно классической теории, государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль отводится рыночным силам. В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетарного подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от ставки процента и обратно пропорционально зависимости от предложения денег.
Существенный вклад в развитие неоклассической теории, главным образом в исследование взаимодействия рынка и государства в экономике, внес немецкий ученый В. Ойкен. Согласно взглядам В. Ойкена, наиболее эффективное использование преимуществ рыночного хозяйства - это полная конкуренция. Однако при всех достоинствах рыночной экономики она обладает и существенным недостатком: свободная конкуренция при стихийном развития порождает монополию и олигополию. По этой причине защита конкуренции, подчеркивал В. Ой-кен, является главной задачей экономической политики государства. В. Ойкен считал, что государство нельзя допускать к планированию и регулированию экономического процесса, но оно необходимо для формирования элементов экономического порядка, среди которых особое значение имеет установление правовых рамок [5, с. 116].
По мнению представителей неоклассической школы, роль государства должна заключаться в охране закона и порядка, в защите прав собственности, поддержании конкуренции, обеспечении здорового, неинфляционного денежного обращения и осуществления налоговой политики, стимулирующей предпринимательство. Сторонники неоклассицизма выступают за невмешательство государства в экономику, хотя это весьма относительно с точки зрения условий рыночного хозяйствования. Неоклассики - выступают за свободное предпринимательство, равные возможности, свободу рыночных сил, саморегулирование экономики.
Важнейший этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике связан с именем Дж. М. Кейнса. Перспективы развития рыночной экономики Кейнс связывал с дальнейшим усилением роли государства в инвестиционной деятельности. Он доказал необходимость активного вмешательства государства в экономику с целью сглаживания рыночной стихии в условиях нестабильности экономического развития.
Кейнсианская концепция получила распространение в 1930-е гг. после глубочайшего спада экономики США. Дж. М. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства [6, с. 335]. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса [7, с. 231].
Дж. М. Кейнс в своей основной работе «Общая теория занятости, процента и денег» с принципиально новых позиций посмотрел на роль государства в рыночной экономике. Экономика, согласно взглядам Дж. М. Кейнса, представляет собой смешанную систему, в которой государство выполняет функцию «встроенного стабилизатора», ликвидируя или нивелируя как экономическую, так и социальную неустойчивость. Следует особо подчеркнуть, что Дж. М. Кейнс совершил переворот в экономическом анализе, впервые заявив, что государственное вмешательство в экономику не только не вредит, но, напротив, только оно может способствовать эффективной работе хозяйственного механизма, а самоизоляция государства от регулирования рыночными механизмами ведет к кризису экономической системы.
«Я рассчитываю, - писал Кейнс, - на то, что государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя большую ответственность за прямую организацию инвестиций» [7, с. 229].
Неокейнсианцы (Э. Хансен, С. Харрис, Д.М. Кларк, Е. Домар, Р. Харрод) разработали меры прямого и косвенного регулирования экономики [8, с. 89]. Главными факторами экономического роста неокейнсианцы считают инвестиции и капиталоемкость производства (отношение капитала к выпускаемой продукции). Методы государственного воздействия получили название стабилизаторов: кредитные стабилизаторы (кредитная политика), встроенный стабилизатор (бюджетное финансирование) и др. Особенно широкое распространение получил государственный кредит (кредитный стабилизатор), с помощью которого поощрялись капиталовложения в основной капитал. Кредитный стабилизатор играл важную роль в изменении отраслевой структуры производства, в стимулировании экспортных отраслей, поддержании отстающих звеньев экономики, в развитии инфраструктуры и форсировании технического прогресса.
Представляется, что основной недостаток неокейнсианства заключается в придании финансовым ресурсам фактически основного, если не сказать единственного, механизма воздействия государства на экономику.
Сторонники институционализма видят одну из центральных проблем развития и обновления экономики в создании системы социального контроля над экономикой. Эта проблема трактуется весьма широко: от внутрифирменного корпоративного уровня до организации социального контроля над экономикой на макроэкономическом уровне. В организации социального контроля институционалисты центральное место отводят государству.
Дж. Гелбрейт связывает проведение реформ с усилением регулирующей роли государства. Категорически отвергая программы монетаристов и сторонников экономики предложения, он призывает «избавиться от слепого преклонения перед кредитно-денежной политикой» [9, с. 35].
Д. Норт считает институтами объективно существующие формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), а также определенные характеристики принуждения к выполнению правил и ограничений [10].
Институты, как определяет Д. Норт, представляют собой структуру, которую люди накладывают на свои взаимоотношения, определяя, таким образом, стимулы, наряду с другими ограничениями, очерчивающими границы выбора, а они, в свою очередь, задают рамки функционирования экономики и общества в течении того или иного периода времени. Агентом институциональных изменений является предприниматель, т.е. лицо, принимающее решение.
Центральное место в институциональном подходе к вопросам государственного регулирования занимает понятие трансакционных издержек. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Рональдом Коузом. Трансакционные или операционные издержки (transaction costs) - это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности [11]. Согласно определению Р. Коуза, трансакционные издержки - издержки, которые несет общество при выборе экономической системы, организационных форм, размеров и типов предприятий и фирм.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательства.
Самостоятельный и инициативный характер предпринимательской деятельности является одним из ее обязательных свойств. Но самостоятельность предпринимателя не безгранична.
Применительно к предпринимательству, вопрос о государственном регулировании имеет несколько противоречивый характер. С одной стороны, в соответствии с определением предпринимательства в Гражданском кодексе Российской Федерации, оно представляет собой свободную экономическую деятельность субъекта в рамках закона. Однако невозможно полностью оградить предпринимательство от влияния государства. Следовательно, роль государства должна заключаться в создании единых для всех хозяйствующих субъектов «правил игры», т.е. условий, благоприятствующих развитию предпринимательства в стране.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности находится в тесной взаимосвязи с государственным регулированием экономики страны в силу того, что развитие предпринимательской деятельности является основой развития экономики в целом.
Понятие «государственное регулирование экономики» является более широким, чем понятие «государственное регулирование предпринимательской деятельности».
Государственное регулирование экономики - это система мер, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в целях стабилизации экономики и обеспечения устойчивых темпов экономического роста в рамках существующей социально-экономической системы [12, с. 104].
Суть государственного регулирования предпринимательской деятельности состоит в выполнении государством определенных видов деятельности (функций) для достижения конкретных целей, направленных на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях хозяйствования с применением мер и средств, составляющих его экономический механизм.
В отечественной научной литературе содержатся различные определения государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.
Так, В.П. Орешин определяет государственное регулирование экономики как деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов [13, с. 31].
К.Ю. Тотьев утверждает, что «государственное регулирование экономики - это нормативная, индивидуально-регулятивная и организационная деятельность государства в лице уполномоченных органов, воздействующая на рыночный (экономический) процесс с целью защиты публичных интересов» [14, с. 23].
С.В. Алексеев в качестве сущностной характеристики понятия государственного регулирования выдвигает «установление и обеспечение государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировка их в зависимости от изменяющихся условий» [15, с. 22].
По мнению А.С. Мудунова, государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему проводимых государством мер экономического, правового и политического характера по созданию среды, благоприятной для формирования и устойчивого развития предпринимательства» [16, с. 51].
Общим подходом к государственному регулированию предпринимательской деятельности должно стать выполнение государством функций по защите рыночных основ экономики, которая должна осуществляться в следующих направлениях:
■ защита права собственности субъектов экономических отношений;
■ охрана интересов участников экономической деятельности; создание равных условий для реализации предпринимательской инициативы и защита прав потребителей;
■ активная поддержка отечественных производителей и потребителей; использование протекционистских мер для защиты внутреннего рынка от экспансии зарубежного капитала.
Создание равных стартовых возможностей и условий для предпринимательской деятельности требует формирования специальной системы финансирования, кредитования и страхования частного предпринимательства, обеспечивающей равный доступ к финансовым ресурсам, включая средства не только государственного и местных бюджетов, но и коммерческих финансово-кредитных структур. Это даст возможность, во-первых, обеспечить нормальное функционирование предпринимательских фирм на начальном этапе их деятельности, а во-вторых, обезопасить потенциальных инвесторов от возможных финансовых убытков.
По мнению автора, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы возникновения и функционирования субъектов
предпринимательства, выражающееся в признании статуса субъекта предпринимательства, предоставление ему права на занятие тем или иным видом деятельности, законодательном установлении порядка осуществления указанной деятельности, а также соответствующем контроле, стимулировании и поддержке предпринимательства с целью создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы.
Содержание государственного регулирования предпринимательства определяется необходимостью, целями и методами государственного регулирования экономики (рис. 1).
Рис. 1. Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики направлено на решение как макроэкономических, так и микроэкономических задач, т.е. задач на уровне экономических субъектов рынка и рыночных отношений. Рынок и государство объективно взаимно дополняют друг друга.
Государственное регулирование экономики и государственное регулирование предпринимательской деятельности имеют единые цели: обеспечение условий для роста благосостояния общества и предотвращение распределения богатства в пользу монополистов. Данные цели конкретизируются по каждому направлению в зависимости от того, на что они направлены и какими мерами и способами достигаются. Это обуславливает необходимость их разграничения и рассмотрения в определенной последовательности.
Воздействуя на экономику, государство преследует следующие основные цели:
■ достижение устойчивых темпов экономического роста;
■ осуществление принятия правовых норм и контроля за соблюдением законодательства субъектами рыночных отношений;
■ обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
■ обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
■ обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
■ создание системы социальной защиты населения;
■ создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы;
■ успешное ведение внешнеэкономической деятельности государства.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. В связи с этим главной задачей экономической политики государства является поиск сбалансированного сочетания указанных целей.
Реализация целей государственного регулирования экономики осуществляется путем постановки и решения задач регулирования предпринимательской деятельности. В задачи государственного регулирования предпринимательства входят:
■ создание основы развития предпринимательства и осуществление контроля за соблюдением правовых норм и законодательства, направленного на защиту интересов всех субъектов рынка;
■ формирование условий для развития в стране свободного предпринимательства;
■ обеспечение социально-экономического развития населения страны и повышение его платежеспособного спроса;
■ формирование и развитие предпринимательской инфраструктуры, способствующей развитию предпринимательства в стране и в регионах;
■ установление и обеспечение соблюдения в хозяйственной практике рыночных правил и этико-правовых норм предпринимательства.
Реализация основных целей и задач государственного регулирования предпринимательской деятельности осуществляется путем выполнения конкретных функций или определенных видов деятельности государственными органами власти. Государство определяет и внедряет регулирующие меры путем издания мотивированных законодательных и нормативных актов, способствующих развитию рыночной конкуренции, и контролирует выполнение этих правил; защищает права собственности и свободу хозяйственной деятельности.
Государство разрабатывает и применяет как меры поощрения развития бизнеса (субсидирование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация), так и административные меры наказания (штрафы, судебные иски) за несоблюдение правил ведения бизнеса. Государственное регулирование предпринимательской деятельности призвано выполнять следующие функции, рассматриваемые по их приоритетности в системе
регулирования: организация, контроль, координация, защита рыночных основ хозяйствования, содействие развитию предпринимательства.
Функция организации включает в себя следующие виды деятельности: законотворчество, создание благоприятных условий для функционирования предпринимателей, организация и управление государственной собственностью.
Функция контроля охватывает: контроль за соблюдением правовых норм предпринимательской деятельности, контроль за развитием рыночных процессов на макроэкономическом уровне, контроль за развитием внешнеэкономических связей, контроль за исполнительными органами власти - государственным аппаратом.
Функции координации предпринимательской деятельности предполагают:
■ координацию инициатив предпринимателей в области инвестиционной политики, нововведений, развития научно-технического прогресса;
■ разработку мер и средств регулирования хозяйственной деятельности на уровне отраслевых и национальных объединений предпринимателей и согласование их с государственными органами на государственном уровне регулирования.
Функция защиты рыночных основ хозяйствования направлена на:
■ сохранение и защиту конкурентной среды путем применения антимонопольного регулирования, регулирование степени монополизации отраслей и рынков на основе законодательства о конкуренции;
■ обеспечение нормального функционирования рыночной конкуренции как одного из основных регулирующих инструментов в рыночной экономике.
Государство, осуществляя свои регулирующие функции по отношению к предпринимательству, должно учитывать определенные требования к методам регулирования, которые заключаются в следующем:
■ недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение ресурсов и предметов потребления, всеобщий административный контроль над ценами; исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи;
■ влиять на рынок необходимо в основном экономическими методами.
Если государство будет полагаться исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. В данном случае государство должно найти оптимальное для развития
предпринимательства и экономики в целом сочетание административных и экономических методов.
Методы государственного регулирования предпринимательства представляют собой средства и приемы целенаправленного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Для методов государственного регулирования предпринимательства характерно следующее:
■ они реализуются в процессе деятельности уполномоченных государственных органов с учетом их компетенции;
■ в них находят непосредственное выражение властные полномочия соответствующих органов;
■ применяемые методы отличаются многообразием используемых вариантов воздействия;
■ государственное регулирование имеет конкретные объекты воздействия;
■ выбор определенных методов зависит от объекта воздействия;
■ используются меры экономического или административного характера воздействия.
Использование указанных на рис. 2 методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод, прямого воздействия реализуется средством административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования - только экономическими средствами.
рис. 2. методы и инструменты государственного регулирования экономики и предпринимательства
Прямые методы регулирования рынка охватывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов и базируются на властно-распорядительных отношениях. Они вынуждают фирмы принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
Методы косвенного воздействия заключаются в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Законодательные структуры и правительство создают предпосылки, нормативную базу, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства.
Косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.
Особенностью косвенных методов регулирования предпринимательства является то, что они:
■ не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
■ включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения;
■ предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование государственного экономического прогнозирования и программирования; бюджетно-налоговой системы; денежно-кредитной политики; валютной политики; таможенной политики; финансово-кредитных рычагов и налогов. С их помощью государство воздействует на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного производства.
Любой экономический метод государственного регулирования содержит в себе элементы администрирования. В свою очередь, каждый административный метод косвенно оказывает влияние на поведение субъектов хозяйственной системы.
В целях регулирования предпринимательской деятельности государство должно опираться главным образом на экономические, косвенные методы, и только в отдельных случаях применять методы прямого административного воздействия.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности, по мнению автора, должно быть направлено не на конкретные хозяйствующие субъекты, а на формирование общих условий функционирования рынка, способствующих поддержанию и развитию экономики. Не вмешиваясь непосредственно в экономические процессы, государство должно создавать благоприятные условия для развития предпринимательства в стране. Тем самым, государство берет ответ-
ственность за регулирование рисков, которые мешают росту экономики и достижению целей экономических субъектов в меняющихся условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. - М., 2003.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.
3. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. - М., 1985.
4. ПигуА. Экономическая теория благосостояния. - М., 1985.
5. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. -М., 1995.
6. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. - М., 1978.
7. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1993.
8. Титова И.В. История экономических учений. Курс лекций. -М., 1997.
9. Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. -М., 1976.
10. Норт. Д Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. №3.
11. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М., 1994.
12. ГерчиковаИ.Н. Регулирование предпринимательской деятельности государственное и межфирменное. - М., 2002.
13. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - М., 1999.
14. Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. - М., 2003.
15. Мудунов А.С. Современные тенденции развития российского предпринимательства. - М., 2004.
Ф.А. Маркова,
заместитель начальника отдела по обслуживанию корпоративных клиентов, Центральный филиал АБ «РОССИЯ» E-mail: [email protected]