ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОВА ДЖ.А.,
соискатель,
Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова,
e-mail: [email protected]
В статье исследуются концепции государственного регулирования в историческом и страновом аспектах, возможность использования опыта зарубежных стран в российской экономике. Обосновываются стратегические задачи в государственном регулировании экономики на современном этапе.
Ключевые слова: рынок; государство; государственное регулирование; принципы государственного регулирования; формы, инструменты и механизмы государственного регулирования; мера государственного вмешательства.
This article examines the concept of state regulation in the historical and countrytion aspects, the possibility of using the experience of foreign countries in the Russian economy. Substantiation vayutsya strategic objectives in government regulation of the economy at this stage.
Keywords: market; state; government regulation; the principles of state regulationtion; forms; tools and mechanisms of state regulation; a measure of state intervention-shatelstva.
Коды классификатора JEL: L43, L51.
Эволюция представлений о роли государства в экономике, о взаимодействии рынка и государства и границах государственного вмешательства прошла путь от меркантилистской теории, классической теории, неоклассических направлений и кейнсианской теории государственного регулирования рыночной экономики. Формирование и развитие в мировой экономической науке концепций государственного регулирования хозяйственной жизни общества начинается с меркантилизма, представители которого (А. Монкретьен, Т. Мэн, и др.) полагали, что государство должно не только направлять, но и подчинять себе частную деятельность купцов и предпринимателей в интересах увеличения денежного богатства нации. Далее, протекционистская политика меркантилизма начинает уступать свое доминирующее положение экономическому либерализму в лице У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, Дж.Ст. Милля и др. Идея «невидимой руки» стала обобщенным выражением ограниченного вмешательства государства в экономику. По мнению А. Смита, государство несет ответственность только за такие сферы, как оборона страны, «содержание короля и его двора», правосудие, чеканка монет. Со временем сторонники либерализма все чаще сталкивались со сложным для них выбором между верой в свободную конкуренцию и стремлением к общественному благу. Именно в этот период в рамках либерализма выявились две тенденции: для одной главным остался принцип свободного предпринимательства и невмешательства государства в экономику; для другой, реформистской, курс на сочетание либеральных ценностей с активной ролью государства в решении социальных проблем. В конце XIX — начале XX вв. развитие рыночных отношений обусловило «маржинальную революцию», обогатившую экономическую мысль неоклассической теорией, которая стала ведущим направлением в мировой экономической мысли. Главная особенность этого направления состояла в том, что оно представляло собой наиболее разработанную теорию рыночного, предпринимательского хозяйства в условиях совершенной конкуренции. При этом наиболее крупных успехов ее представители добились в исследовании проблем частичного (А. Маршалл и Дж.Б. Кларк) и общего (Л. Вальрас) равновесия, достигаемого благодаря механизму свободного ценообразования и конкуренции. По мнению большинства представителей неоклассического направления, экономика свободной конкуренции благодаря гибкой системе цен и заработной платы внутренне устойчива, и поэтому государству нет необходимости оказывать стабилизирующее воздействие в случае нарушений (сбоев) в механизме рыночного саморегулирования. Возможная степень отступления от этого принципа понималась неоднозначно различными экономистами. Ещё в работах А. Маршалла и А. Пигу затрагивались некоторые экономические явления, не подпадавшие под модель «совершенной» конкуренции и требовавшие объяснения. Речь идет о монополистической деятельности в экономике, внешних эффектах (экстерналиях), публичных благах или чистых общественных товарах. Все это вызвало необходимость в новых исследованиях, связанных с «несовершенной» конкуренцией, требовавшей государственного вмешательства в хозяйственную жизнь в интересах сдерживания
© Дж.А. Устова, 2011
ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
21
роста цен, увеличения занятости ресурсов и выпуска. Вместе с тем государство и его институты, по мнению большинства неоклассиков, должны играть лишь дополнительную, вспомогательную роль по сравнению с той, которую должен выполнять бизнес.
Дж. Кейнс и его последователи являются сторонниками активного государственного регулирования экономики, аргументируя это отсутствием у рыночной системы хозяйства внутреннего механизма установления макроэкономического равновесия, позволяющего после сокращения совокупного спроса вернуться к прежнему уровню производства и занятости, что приводит экономическую систему в длительную ловушку депрессии. В отказе от надежд на стихийное, автоматическое разрешение противоречий рынка и в установке на расширение функций правительства в области экономического регулирования и состоит то принципиально новое, чем отличается кейнсианство от предшествовавших ему направлений экономической мысли. Кейнсианская система принципов государственного регулирования экономики основывается на анализе таких понятий, категорий и явлений, как «склонность к потреблению», «склонность к сбережению», «побуждение к инвестированию», «предпочтение ликвидности» и т.д.
Особое значение в понимании роли государства, а именно её тесную взаимосвязь с особенностями экономики конкретной страны, которая развивается по своим собственным законам, обусловленным её историческим развитием, географическими условиями, национально-культурными традициями и чертами национального характера, внесли немецкие экономисты А. Мюллером и Ф. Листом. По мнению представителей «исторической школы», теоретические представления, как и хозяйственный строй общества в данное время, являются результатами исторического развития той или иной страны. Общий для этих ученых подход к экономической роли государства существенно отличался от взглядов классиков и неоклассиков политической экономии. В соответствии с ним, государство должно быть гарантом не только поддержания порядка, но и достижения тех целей, которые не могут быть достигнуты свободными усилиями отдельных личностей. Представители исторической школы Германии В. Зомбарт, М. Вебер и др. ставили в центр внимания историко-этическую проблематику «духа капитализма».
Заслуга в разработке основных принципов эффективного хозяйственного порядка, или «третьего пути» в социальноэкономическом развитии общества, который должен был преодолеть недостатки как «капитализма», так и «социализма» (неолиберальная теория), принадлежала В. Ойкену, Ф. Лутцу, А. Рюстову, В. Рёпке (Фрайбургская школа). Эти принципы послужили основой формирования концепции социального рыночного хозяйства. В германской модели социального рыночного хозяйства государство не устанавливает экономические цели, поскольку это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а обеспечивает баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью, создает правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы предпринимателями. Эти рамочные условия воплощаются в гражданском обществе, установлении относительного социального равенства граждан (равенства прав, стартовых возможностей и правовой защиты) и фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права и системы мер по поддержанию конкурентной среды в экономике.
Важной чертой современного государственного воздействия на экономические процессы в США является то, что оно в значительной мере осуществляется не в форме прямого руководства, а через систему законодательного регулирования, установления стандартов, бюджетно-финансовые и налоговые рычаги, контрактную систему.
Среди представителей российских школ экономической науки по проблемам государственного регулирования, следует отметить И.Я. Горлова, Н.С. Мордвинова, М.М. Сперанского, Т.Ф. Степанова, А.И. Бутовского, Н.И.Тургенева, Х.А. Шлецера, А.К. Шторха и др. Ими были сформулированы важнейшие институциональные условия развития рыночных отношений, актуальные и для современной отечественной экономической теории и хозяйственной практики: 1) чтобы человек мог воспользоваться результатами своего труда, собственность на них должна быть ему гарантирована; 2) обеспечение собственности невозможно без гражданского общества; в) гражданское общество не может существовать без законов, или общественного порядка, т. е. без взаимного уважения людьми собственности и личности каждого.
Важная роль, по мнению М.И. Туган-Барановского и А.И. Чупрова, отводилась государству в проведении им стабилизационной, антикризисной политики, при этом они особо выделяли необходимость «противодействовать» кризисам «искусственными мерами налога и госзайма», денежно-кредитной политики. Важной особенностью российской школы экономической мысли было отрицание концепции «экономического человека» и попыток рассматривать его изолированно от общества. Отечественные экономисты стремились к комплексному, системному анализу экономики, подходили к народному хозяйству как к единому целому.
В советский период в основе развития экономики лежали принципы марксистской политэкономии. Централистская версия взаимодействия плана и рыночных отношений была принята за основу экономической политики, сформировалась административно-командная система управления. Абсолютизация государственного руководства в управлении экономикой и устранение рыночных отношений привели к утверждению в стране на многие десятилетия экономического бюрократизма, хозяйственной ведомственности, к подавлению демократии. Радикальное реформирование общества привело к перестройке советской марксистской политической экономии в экономическую теорию рыночной системы хозяйства.
Идеи и положения, изложенные в трудах представителей этих научных школ, послужили основой дальнейшей разработки принципов и механизмов осуществления экономической политики.
Государственное регулирование является формой реализации экономической политики. Теоретические парадигмы и концепции государственного регулирования рыночной экономики нацелены на достижение конструктивных отношений государства с гражданским обществом (государства и частного предпринимательства), на приоритет общества, его потребностей и на обеспечение единства экономической и социальной эффективности развития общества и проводимых реформ в различные исторические периоды.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
22
ДЖ.А. УСТОВА
Государственное вмешательство в стратегическом аспекте должно быть сконцентрировано, прежде всего, на комплексной реализации принципов: незыблемость институтов частной собственности; стабильность денежного обращения; открытость рынка и свободный доступ на него; свобода заключения договоров между хозяйствующими субъектами; создание таких правовых условий, при которых хозяйствующие субъекты несут полную имущественную ответственность за результаты своих действий; постоянство экономической политики с целью обеспечения благоприятных условий для инвестиционного процесса.
Эффективный рынок на базе наиболее полного развития конкуренции обеспечивает такое распределение доходов, которое стимулирует высокую производительность, инициативность и инновационную активность участников рынка. Так как в реальной действительности поведение рыночных субъектов не всегда рационально, а внешние «возмущающие» воздействия могут вносить нарушения в нормальный экономический процесс, поэтому требуется корректирующее государственное вмешательство как в сферу перераспределения доходов (для социального выравнивания), так и в структуру экономики; при этом в каждый данный момент необходимо строго учитывать допустимые временные и пространственные ограничения государственного вмешательства и использовать наиболее приемлемые инструменты для недопущения искажений рыночной системы, деформации конкурентного механизма.
Важнейшим условием для ускорения темпов экономического роста России является разработка и реализация механизмов, стимулирующих инновационную активность, внедрение инноваций и создание условий для привлечения дополнительных источников инвестиций.
ЛИТЕРАТУРА
1. КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
2. Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит / Под общ. ред. В.П. Гутника. М.: ВлаДар, 1995.
3. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль государства / Под ред. В.И. Марцинкевича. М.: Наука, 1999.
4. ФедоренкоН.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М.: Экономика, 2001.
5. Райхлин Э. Основы экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Наука, 2001.
6. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 53-78.