Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК '

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоприменение / маломерные суда / МЧС России / правоприменительная деятельность / публичная власть / law enforcement / small vessels / EMERCOM of Russia / law enforcement activities / public authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова Ирина Сергеевна, Уткин Николай Иванович, Шеншин Виктор Михайлович

В представленной статье авторами исследуются актуальные вопросы правоприменительной деятельности органов публичной власти в области государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарова Ирина Сергеевна, Уткин Николай Иванович, Шеншин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some issues of the application of legislation in the field of state supervision in the internal waters and in the territorial sea of the Russian Federation for small vessels used for non-commercial purposes and bases (structures) for their parking

In the presented article, the authors investigate topical issues of law enforcement activities of public authorities in the field of state supervision in the internal waters and in the territorial sea of the Russian Federation for small vessels used for non-commercial purposes and bases (structures) for their parking.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_131 УДК 629.526

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ,

И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК On some issues of the application of legislation in the field of state supervision in the internal waters and in the territorial sea of the Russian Federation for small vessels used for non-commercial purposes and bases (structures) for their parking

НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент,

начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

УТКИН Николай Иванович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Заслуженный юрист Российской Федерации. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т., 149. E-mail: utkinnick@mail.ru;

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

NAZAROVA Irina Sergeevna,

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru ;

UTKIN Nikolay Ivanovich,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law

St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Honored Lawyer of the Russian Federation. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: utkinnick@mail.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru

Краткая аннотация: В представленной статье авторами исследуются актуальные вопросы правоприменительной деятельности органов публичной власти в области государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Abstract: In the presented article, the authors investigate topical issues of law enforcement activities of public authorities in the field of state supervision in the internal waters and in the territorial sea of the Russian Federation for small vessels used for non-commercial purposes and bases (structures) for their parking.

Ключевые слова: правоприменение; маломерные суда; МЧС России, правоприменительная деятельность; публичная власть.

Keywords: law enforcement; small vessels; EMERCOM of Russia; law enforcement activities; public authorities.

Для цитирования: Назарова И.С., Уткин Н.И., Шеншин В.М. О некоторых вопросах применения законодательства в области государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 131-134. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_131.

For citation: Nazarova I.S., Utkin N.I., Shenshin V.M. On some issues of the application of legislation in the field of state supervision in the internal waters and in the territorial sea of the Russian Federation for small vessels used for non-commercial purposes and bases (structures) for their parking //Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 131-134. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_131.

Статья поступила в редакцию: 12.08.2023

В представленном исследовании авторами проведен анализ некоторых практических ситуаций, затрагивающих вопросы административной ответственности за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок. Тем самым и обусловлена актуальность работы.

Так, рассматривая порядок назначения административного наказания за нарушение правил государственной регистрации маломерных

судов, используемых в некоммерческих целях, отметим, что в соответствии со статьей 19.22 КоАП за нарушение правил государственной регистрации судов всех видов, либо невыполнение собственником судна в установленный законодательством Российской Федерации срок обязанности по государственной регистрации судна в одном из реестров судов Российской Федерации, если такой срок установлен, или невыполнение собственником судна обязанности по информированию органа государственной регистрации таких судов об изменении сведений, подлежащих внесению изменений в реестр судов Российской Федерации устанавливается административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 19.22 КоАП. Производство по делам об административных правонарушениях по указанному составу в соответствии со статьей 23.40 КоАП, в пределах своей компетенции, возложено на органы ГИМС МЧС России.

В отношении собственников маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (статья 41) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (пункт 7 статьи 19) установлена обязанность в течение двух недель информировать орган ГИМС МЧС России об изменении сведений, вносимых в реестр маломерных судов.

Такими сведениями могут быть:

имя, гражданство и адрес собственника (собственников);

доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;

имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;

имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;

иные сведения, ранее внесенные в реестр маломерных судов, изменение которых возможно только по воле собственника (собственников) или с его (их) ведома.

При нарушении собственником судна срока информирования об изменении указанных сведений, должностные лица ГИМС МЧС России уполномочены привлекать его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.22 КоАП.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 2 статьи 19.22 КоАП, может быть составлен при выявлении административного правонарушения, во время проведения мероприятий по надзору за безопасностью эксплуатации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, при наличии на борту собственника судна, а также при обращении собственника маломерного судна в орган ГИМС МЧС России для внесения изменений в реестр маломерных судов после истечения установленного срока.

При отсутствии собственника судна на месте выявления административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.22 КоАП, собственнику судна направляется извещение о необходимости явиться в орган ГИМС МЧС России для составления протокола по указанному составу административного правонарушения (статья 25.15 КоАП), а при его неявке протокол составляется в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 28.2 КоАП. Основанием для возбуждения административного производства является несоответствие паспортных и иных личных данных собственника, судовладельца или доверительного управляющего, в том числе содержащиеся в доверенности судоводителю либо иному лицу для совершения регистрационных действий с маломерным судном, данным, содержащимся в судовом билете маломерного судна.

Вместе с тем, как свидетельствует судебная практика, существенной проблемой для правоприменителя является несвоевременное выявление правонарушения, предусмотренного статьей 19.22 КоАП, поскольку подобные правонарушения квалифицируются судебными органами как не длящиеся (т.е. простые).

В большинстве случаев судебные органы выносят решения о прекращении производства за аналогичные правонарушения, предусмотренные главой 19 КоАП, по основанию пропуска сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.5 КоАП.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся, является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует иметь учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена, начинает исчисляться с момента его наступления.

В связи с тем, что судебные органы рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.22 КоАП, не уполномочены, при пропуске срока вынесения постановления по делу (два месяца, статья 4.5 КоАП) виновные лица могут опротестовать постановление по делу, вынесенное должностным лицом ГИМС МЧС России с нарушением сроков, в том числе и в судебном порядке1.

1 В соответствии с разъяснениями Пензенского областного суда от 16 марта 2013 г. N 1-730

Акцентируем внимание, что в отношении лица, управлявшего маломерным судном в состоянии опьянения, предусмотрено наказание в виде административного штрафа или лишения права управления маломерным судном (статья 11.9 КоАП). При этом наказание в виде лишения права управления назначается только судьей (статья 3.8 КоАП). В отношении лица, управлявшего маломерным судном, не подлежащим государственной регистрации, в состоянии опьянения, санкция в виде лишения права управления маломерным судном не применяется.

При совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11.8 КоАП (управление маломерным судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления), частью 3 статьи 11.8 КоАП (управление маломерным, подлежащим государственной регистрации, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация), частью 1 статьи 11.8.1 (управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) и статьей 11.9 КоАП (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения) в качестве меры обеспечения производства по делу применяется задержание транспортного средства, в том числе маломерного судна (статья 27.13 КоАП).

При этом должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя (судоводителя) (статья 27.12 КоАП).

Следует отметить, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (статья 27.1 КоАП).

Учитывая изложенное, задержание и перемещение маломерного судна на специализированную стоянку для хранения при остановке маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация может не применяться при соблюдении всех следующих условий:

имеется возможность исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов путем подъема такого судна на берег с помощью автотранспортных средств или иным способом в непосредственной близости от места остановки маломерного судна;

лицо, управляющее маломерным судном предоставляет документы, удостоверяющие личность;

лицо, управляющее маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, предоставляет документы, подтверждающие право владения, таким судном;

лицо, управляющее маломерным судном отстраняется от его управления;

оформляются все необходимые процессуальные документы;

лицо, управляющее маломерным судном обеспечивает его полный подъем из воды собственными силами в течение 40 минут (пункт 2.7 административного регламента) с момента остановки маломерного судна.

Выдача задержанного маломерного судна со специализированной стоянки осуществляется в соответствии со статьей 27.13 КоАП после вынесения постановления (определения) по делу об административном правонарушении на основании письменных разрешений должностных лиц ГИМС МЧС России.

Выдача со специализированной стоянки задержанного маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация путем выхода судна в плавание не допускается.

Обратим внимание на то, что, в соответствии со статьей 23.40 КоАП, органы ГИМС МЧС России рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23 (в части выпуска в эксплуатацию и эксплуатации маломерных судов с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума).

Между тем, проведение измерений содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также проведение измерений уровня шума при эксплуатации маломерных судов (в условиях подвижной водной среды) крайне проблематично. Административная практика по данным составам за прошедшие несколько лет отсутствует.

При этом такие измерения проводятся при проведении освидетельствований судов в приемлемых для этого условиях, а за управление маломерным судном, не прошедшим освидетельствования, в соответствии со статьей 11.8 КоАП, предусмотрено административное наказание.

В целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении в необходимых случаях должностные лица органов ГИМС МЧС России могут применять необходимые меры для установления личности нарушителя в пределах предоставленных полномочий, в том числе во взаимодействии с органами внутренних дел на основе заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»1.

Должностными лицами ГИМС МЧС России предъявляются требования по комплектованию маломерных судов. В зависимости от категории сложности района плавания или длины судна, маломерное судно, в том числе, не подлежащее государственной регистрации, должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами, предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности

1 Степкин, Р. М. Вопросы применения сотрудниками территориальных органов МВД России на транспорте мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения) при привлечении к административной ответственности по статье 11.9 КОАП РФ / Р. М. Степкин // Юристъ-Правоведъ. - 2023. - № 1(104). - С. 42-47. - БОЫ РУТР1_Р.

маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

Федеральный закон от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой двигателя (в случае установки) до 200 килограмм включительно и мощностью до 8 кВт включительно.

В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1 ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).

При плавании на маломерном судне, подлежащем государственной регистрации, на борту судна должны находиться судовые документы: судовой билет (или его копия заверенная в установленном порядке) и судовая роль (ст. 27, 31 КТМ и п. 9 ст. 14 КВВТ).

Таким образом, при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном, действующим законодательством не предусмотрены.

При этом маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами, предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

И еще об одной особенности административной ответственности.

Поскольку отсутствие у судоводителей маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих право управления маломерным судном, не является нарушением, в отношении таких судоводителей, не применяются следующие статьи КоАП, находящиеся в компетенции органов ГИМС МЧС России: статья 11.8 КоАП; статья 11.8.1 КоАП. При этом следует отметить, что упрощенный порядок пользования маломерными суднами, не подлежащими государственной регистрации, не освобождает судоводителей от обязанности соблюдения норм и правил в области общественного порядка, общественной безопасности, охраны окружающей природной среды, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, контроль которых не входит в компетенцию органов ГИМС МЧС России. При выявлении нарушений указанных норм уполномоченные должностные лица, принимают меры административного воздействия, предусмотренные КоАП, а также законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При определении массы маломерного судна следует руководствоваться ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные». В соответствии с указанным стандартом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование с массой, установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы1.

Полномочиями по введению ограничений на пользование водными объектами, в том числе по ограничению на пользование моторными маломерными судами, а также по установлению ответственности за их нарушение в полной мере обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, в каждом случае, принимают решения о целесообразности их введения в зависимости от климатических, географических и иных особенностей территории.

Такие требования содержатся в правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в субъектах Российской Федерации, утверждаемых в соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации.

За нарушение указанных требований уполномоченные должностные лица принимают необходимые меры, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, анализ законодательных положений и практики правового регулирования указанной сферы деятельности позволяет выделить определенные пробелы нормативной регламентации правоотношений. Вопросы правоприменения законодательства в области государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок требуют дальнейшего нормативного регулирования.

Библиография:

1. Маломерные суда: спектр их использования и проблемы / М. Н. Покусаев, К. Е. Хмельницкий, А. А. Кадин [и др.] // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2023. - № 2. - С. 47-53. - DOI 10.24143/2073-1574-2023-2-47-53. - EDN NEEDUR.

2. Степкин, Р. М. Вопросы применения сотрудниками территориальных органов МВД России на транспорте мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения) при привлечении к административной ответственности по статье 11.9 КОАП РФ / Р. М. Степкин // Юристъ-Правоведъ. - 2023. - № 1(104). - С. 42-47. - EDN PYTRLR.

References:

1. Low-dimensional evaluative Suda: Spectra ih the giant and the problem Apostille / m. N. Pokusayev, K. Well. Khmelnitsky, A. A. Kadin [etc./ / Astrakhan State University of technology newspaper. Series: marine equipment and technology. - 2023. - № 2. - S. 47-53. - DOI 10.24143/2073-1574-2023-2-47-53. - EDN NEEDUR.

2. Stepkin, R. M. In cases of administrative offences (removal from the Department of transport and medical certification of distance) in cases of administrative responsiveness under Article 11.9 CoAP RF / R. M. Stepkin / / Jurist-Jurist. - 2023. - № 1(104). - S. 42-47. - EDN PYTRLR.

1 Маломерные суда: спектр их использования и проблемы / М. Н. Покусаев, К. Е. Хмельницкий, А. А. Кадин [и др.] // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2023. - № 2. - С. 47-53. - DOI 10.24143/2073-1574-2023-2-47-53. - EDN NEEDUR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.