Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ (ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ) ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 11.9 КОАП РФ'

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ (ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ) ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 11.9 КОАП РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / СУДОВОДИТЕЛЬ / МАЛОМЕРНОЕ СУДНО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степкин Роман Михайлович

Актуальность представленной темы обусловлена проблемами правового характера применения мер административно-процессуального обеспечения сотрудниками полиции на водном транспорте. В статье рассматриваются проблемные вопросы применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения) при привлечении к административной ответственности по статье 11.9 КоАП РФ. В исследовании проведен анализ законодательства Российской Федерации, судебной практики и научной литературы, указывающие на наличие данной проблемы при применении рассматриваемой меры принуждения. Материалы и методы: в ходе исследования использовались нормативные правовые акты федерального уровня, ведомственное законодательство, судебная практика Верховного суда Российской Федерации, а также статистические данные Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморрефлот) и Главного управления на транспорте МВД России. В исследовании применялась совокупность общенаучных, специальных и частно-научных методов познания правовых явлений, особая роль отведена системному подходу. Результаты исследования: в ходе исследования отмечается, что необходимо устранить пробелы в ст. 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся применения сотрудниками территориальных органов МВД России на водном транспорте мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения) в целях выполнения задач и принципов производства по делам об административных правонарушениях. Выводы и заключения: автором представлены предложения по внесению изменений в ст. 27.12 КоАП РФ, которые будут способствовать более эффективному и законному производству по делу об административном правонарушении по ст. 11.9 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степкин Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF APPLICATION BY EMPLOYEES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON TRANSPORT OF MEASURES TO ENSURE PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENSES (SUSPENSION FROM DRIVING AND MEDICAL EXAMINATION FOR INTOXICATION) WHEN BROUGHT TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY UNDER ARTICLE 11. 9 OF THE CAO RF

Introduction: the relevance of the presented topic is due to the problems of the legal nature of the application of measures of administrative and procedural security by police officers in the water transport. The article examines the problematic issues of the application of measures to ensure proceedings on a case of administrative offence (suspension from driving a vehicle and medical examination for intoxication) when bringing to administrative responsibility under article 11.9 of the CAO RF. The study analyzes the legislation of the Russian Federation, judicial practice and scientific literature, indicating the presence of this problem in the application of the considered measure of coercion. Materials and methods: the study used normative legal acts of the federal level, departmental legislation, judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation, as well as statistical data of the Federal Agency of Maritime and River Transport (FAMART) and the Main Department on Transport of the Russian Interior Ministry. The study used the totality of general scientific, special and private scientific methods of knowledge of legal phenomena, a special role is given to the systematic approach. Results of the research: the study notes that it is necessary to eliminate gaps in article 27.12 of the Code on Administrative Offences of the Russian Federation concerning the application by employees of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the water transport measures to ensure proceedings on cases of administrative offences (suspension from driving a vehicle and medical examination for intoxication) in order to meet the objectives and principles of proceedings on cases of administrative offences. Conclusions: the author presents proposals for amendments to article 27.12 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, which will contribute to more effective and lawful proceedings on cases of administrative offences under article 11.9 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ (ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ) ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 11.9 КОАП РФ»

Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1(104). С. 42-47. Jurist-Pravoved. 2023. № 1(104). Р. 42-47.

Научная статья УДК 342.95

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ (ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ) ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 11.9 КоАП РФ

Степкин Роман Михайлович

Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород, Российская Федерация stepkinr@list.ru

Введение: актуальность представленной темы обусловлена проблемами правового характера применения мер административно-процессуального обеспечения сотрудниками полиции на водном транспорте.

В статье рассматриваются проблемные вопросы применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения) при привлечении к административной ответственности по статье 11.9 КоАП РФ. В исследовании проведен анализ законодательства Российской Федерации, судебной практики и научной литературы, указывающие на наличие данной проблемы при применении рассматриваемой меры принуждения.

Материалы и методы: в ходе исследования использовались нормативные правовые акты федерального уровня, ведомственное законодательство, судебная практика Верховного суда Российской Федерации, а также статистические данные Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморреф-лот) и Главного управления на транспорте МВД России. В исследовании применялась совокупность общенаучных, специальных и частно-научных методов познания правовых явлений, особая роль отведена системному подходу.

Результаты исследования: в ходе исследования отмечается, что необходимо устранить пробелы в ст. 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся применения сотрудниками территориальных органов МВД России на водном транспорте мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения) в целях выполнения задач и принципов производства по делам об административных правонарушениях.

Выводы и заключения: автором представлены предложения по внесению изменений в ст. 27.12 КоАП РФ, которые будут способствовать более эффективному и законному производству по делу об административном правонарушении по ст. 11.9 КоАП РФ.

Ключевые слова: меры обеспечения, водный транспорт, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование, состояние опьянения, судоводитель, маломерное судно.

Для цитирования: Степкин Р. М. Вопросы применения сотрудниками территориальных органов МВД России на транспорте мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения) при привлечении к административной ответственности по статье 11.9 КоАП РФ / Р. М. Степкин // Юристъ-Првоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 1(104). - С. 42-47.

Original paper

ISSUES OF APPLICATION BY EMPLOYEES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON TRANSPORT OF MEASURES TO ENSURE PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENSES (SUSPENSION FROM DRIVING AND MEDICAL EXAMINATION FOR INTOXICATION) WHEN BROUGHT TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY UNDER ARTICLE 11. 9 of the CAO RF

Stepkin Roman Mikhaylovich

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russian Federation

Introduction: the relevance of the presented topic is due to the problems of the legal nature of the application of measures of administrative and procedural security by police officers in the water transport.

The article examines the problematic issues of the application of measures to ensure proceedings on a case of administrative offence (suspension from driving a vehicle and medical examination for intoxication) when bringing to administrative responsibility under article 11.9 of the CAO RF. The study analyzes the legislation of the Russian Federation, judicial practice and scientific literature, indicating the presence of this problem in the application of the considered measure of coercion.

Materials and methods: the study used normative legal acts of the federal level, departmental legislation, judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation, as well as statistical data of the Federal Agency of Maritime and River Transport (FAMART) and the Main Department on Transport of the Russian Interior Ministry. The study used the totality of general scientific, special and private scientific methods of knowledge of legal phenomena, a special role is given to the systematic approach.

Results of the research: the study notes that it is necessary to eliminate gaps in article 27.12 of the Code on Administrative Offences of the Russian Federation concerning the application by employees of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the water transport measures to ensure proceedings on cases of administrative offences (suspension from driving a vehicle and medical examination for intoxication) in order to meet the objectives and principles of proceedings on cases of administrative offences.

Conclusions: the author presents proposals for amendments to article 27.12 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, which will contribute to more effective and lawful proceedings on cases of administrative offences under article 11.9 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses.

Keywords: security measures, the water transport, removal from driving a vehicle, medical examination, state of intoxication, navigator, small vessel.

For citation: Stepkin R. M. Voprosy primeneniya sotrudnikami territorial'nykh organov mvd rossii na transporte mer obespecheniya proizvodstva po delu ob administrativnom pravonarushenii (otstraneniye ot upravleniya transportnym sredstvom i meditsinskoye osvidetel'stvovaniye na sostoyaniye op'yaneniya) pri privlechenii k ad-ministrativnoy otvetstvennosti po stat'ye 11.9 koap rf [Issues of application by employees of the territorial bodies of the ministry of internal affairs of the russian federation on transport of measures to ensure proceedings on administrative offenses (suspension from driving and medical examination for intoxication) when brought to administrative responsibility under article 11. 9 of the cao rf]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 1(104). P. 42-47.

Общая протяженность внутренних водных путей федерального значения составляет 101 591,5 км. на территории 64 субъектов Российской Федерации, из них с гарантированными габаритами судовых ходов 50 442,1 км, с выставлением средств навигационной обстановки 53 691,1 км., из них с круглосуточным движением судов 38 889,8 км.1

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (далее -ФЗ «О полиции») на полицию возложены обязанности по: обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на вокзалах, морских и речных портах, выявлению и пресечению административных правонарушений, осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством к подведомственности полиции (п.11 ч. 1 ст.12 ФЗ «О полиции»).

1 Внутренние водные пути. URL: // https://morflot.gov.ru (дата обращения: 11.10.2022).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ФЗ «О полиции» и ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ, полиции предоставлено право возбуждать и рассматривать дела по ст. 11.9 КоАП РФ (управление судном или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения). Так, по данным Главного управления на транспорте МВД России в 2021 г. в Российской Федерации к административной ответственности по ст. 11.9 КоАП РФ привлечено 46 правонарушителей (в УТ МВД России по СевероЗападному федеральному округу - 19, в УТ МВД России по Сибирскому федеральному округу -17, в УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу - 7, в УТ МВД России по Южному федеральному округу - 2 и в УТ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу - 1), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 500 руб.

В 2022 г. к административной ответственности по ст. 11.9 КоАП РФ привлечено 25 правонарушителей (в УТ МВД России по СЗФО - 19, в УТ МВД России по ПФО - 3, в УТ МВД России по ЦФО, в УТ МВД России по СКФО и УТ МВД России СФО по 1), с назначением административного наказания в виде штрафа размере 1 500 руб. (информационно-аналитическая справка. ГУТ МВД России. 2022 год).

При осуществлении производства по делу об административном правонарушении по ст.11.9 КоАП РФ у сотрудников полиции возникают проблемы в связи с отсутствием в их полномочиях определенного круга прав, касаемых применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ), что сказывается на эффективности выполнения установленных обязанностей, указанных в п. 5 и 11 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» и п. 8 ч. 1 ст. 13 (в части касающийся применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях) ФЗ «О полиции».

В главе 27 КоАП РФ не дается определения понятия «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях», а только указываются цели их применения (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ), которые частично совпадают с задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ).

В научной литературе меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях можно обозначить как составную часть системы административного принуждения [1, с. 25].

В научно-практическом комментарии к КоАП РФ Б.В. Россинский отмечает, что мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называются процессуальные действия, призванные пресечь это правонарушение, способствующие обнаружению и фиксации доказательств, обеспечению исполнительного производства [2, с. 938].

Л.А. Калинина указывает, что рассматриваемые меры представляют собой воздействия принудительного характера, применение которых обусловлено целями и задачами производства по делу об административном правонарушении [3, с. 796].

Рассматриваемая мера обеспечения предусматривает применение двух мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении: отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В случаях, если в отношении судоводителя имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, он подлежит отстранению от управления судном до устранения причины отстранения (ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ).

Под отстранением от управления судном следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми судно приводится в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа от замка зажигания, в освобождении лицом места судоводителя в маломерном судне [4, с. 222].

Ранее действовавший КоАП РСФСР не предусматривал обязательного медицинского освидетельствования водителей (судоводителей) на состояние опьянения. В ст. 245 КоАП РСФСР указывалось, что направление водителей транспортных средств, в отношении которых имелись основания полагать о их нахождении в состоянии опьянения, и проведение освидетельствования производились в порядке, установленном МВД СССР, Минздравом СССР и Минюстом СССР. В этой связи приказом Минздрава СССР была утверждена Временная инструкция по освидетельствованию судоводителей2, а совместным приказом указанных ведомств -

2 См.: Временная инструкция «О порядке направления судоводителей и иных лиц на экспертизу алкогольного опьянения и проведения первичного освидетельствования» (утв. приказом Минздрава СССР 26 декабря 1985 г.).

Инструкция по освидетельствованию водителей, управляющих транспортными средствами, и иных лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения3.

В ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ установлен круг субъектов, уполномоченных производить рассматриваемые меры (отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения) - это должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Бесспорно, это сотрудники Госавтоинспекции МВД России, которые осуществляют контроль за безопасностью дорожного движения.

Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет надзор за маломерными судами во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, включая внутренние водные пути и внутренние морские воды4.

Проанализировав ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, можно утверждать, что сотрудники территориальных органов МВД России на транспорте, обладая юрисдикционными полномочиями, не имеют права отстранять от управления судном судоводителя, находящегося в состоянии опьянения, освидетельствовать его на состояние алкогольного опьянения и направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. Однако при этом, правом задержания судна при наличии на то оснований в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ сотрудники территориальных органов МВД России на транспорте обладают.

Возникает вопрос, какую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении по ст. 11.9 КоАП РФ следует применять сотрудникам территориальных органов МВД России на транспорте, чтобы доказать, что судоводитель находится в состоянии опьянения?

Так, ст. 27.12.1 КоАП РФ предоставляет полиции право - направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в ч. 1 и 1.1 ст. 27.12), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

Порядок направления на медицинское освидетельствование, указанный в ст. 27.12.1 КоАП РФ, имеет упрощенный порядок по сравнению с порядком, установленным в ст. 27.12 КоАП РФ, а именно: отстранение от управления транспортным средством и направление на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии признаков опьянения указанных в подзаконном нормативном правовом акте5: запах алкоголя изо рта и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) поведение, не соответствующее обстановке.

Процедура медицинского освидетельствования водителей транспортных средств на состояние опьянения более четко урегулирована. В отношении субъектов иных административных правонарушений это не наблюдается [5, с. 66].

Как указано в решениях высших судов, данные признаки фиксируют два понятых или применяется видеозапись6. Ранее в разъяснениях Верховного суда Российской Федерации указывалось - «соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в частности, свидетельствует о наличии двух поня-

3 См.: Инструкция «О порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования» (утв. совместным приказом МВД СССР, Минздрава СССР и Минюста СССР от 29 июня 1983 г. № 45-06-14/14-К-8-347).

4 См.: ч. 2 раздела I «Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях» (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 г. № 132).

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1882 «О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» (вместе с «Правилами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения») // Собрание законодательства Росс. Федерации. 2022. № 44. Ст. 7564.

6 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2009. № 2.

тых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование»7. На наш взгляд, участие двух понятых обязательно, это связано с законностью отстранения от управления маломерным судном судоводителя с признаками опьянения. При этом обязательное участие понятых или использование видеозаписи необходимо для исключения сомнения относительно полноты и правильности фиксирования в соответствующем процессуальном документе содержания и результатов проводимого процессуального действия.

Одной из гарантий обеспечения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, является установленное законом требование о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с участием понятых или с использованием видеозаписи, призванное исключить сомнения относительно полноты и правильности фиксирования в соответствующем процессуальном документе содержания и результатов проводимого процессуального действия8.

Следует указать, что управление судном судоводителем в состоянии опьянения может повлечь тяжкие последствия, т. к. судоводитель несет ответственность за безопасность пассажиров на борту. Судоводитель, находящийся в состоянии опьянения может причинить вред, как гражданам, так и самому себе. Кроме того, маломерное судно является источником повышенной опасности. В связи с этим, в случае причинения вреда при управлении маломерным судном на владельцев маломерных судов и лиц, управляющих ими, в силу положений ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности.

Выявление и пресечение административных правонарушений, связанных с потреблением алкогольной продукции, способствует предупреждению преступлений и происшествий, участниками которых могут стать лица, находящиеся в состоянии опьянения.

Так, например, некоторые судоводители выходят на воду в состоянии алкогольного опьянения. По этой причине случилась трагедия 8 октября 2020 г.: на р. Кама около н. п. Тарловка очевидцы обнаружили мужское тело. Опознали гражданина, пропавшего еще 5 октября во время рыбалки. В лодке мужчины была пустая бутылка из-под водки, а погибший не имел спасательного жилета9.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что, выполняя обязанность по пресечению и документированию административного правонарушения по ст. 11.9 КоАП РФ, сотруднику территориального органа МВД России на транспорте приходится направлять на медицинское освидетельствование, на состояние опьянения, руководствуясь ст. 27.12.1 КоАП РФ, что, на наш взгляд, не соответствует задачам производства по делам об административных правонарушениях и его принципам.

Исходя из изложенного, предлагаем, устранить данный пробел в законодательстве путем внесения изменений в ст. 27.12 КоАП РФ, дополнив ч. 1 следующим содержанием: после слов «предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 11.8», дополнить словами «статьей 11.9»; дополнить ч. 2 после слов «соответствующего вида» словами «и должностными лицами имеющими право осуществлять производство по делу об административном правонарушении по ст. 11.9».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2013.

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. проф. Э.Н. Ренова. М., 2005.

7 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // пункты 1-12.2. Утратили силу. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20.

8 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.12.2022).

9 Правила плавания на маломерных судах пора ужесточать. URL: https://kazved.ru/news/pravila-plavaniya-na-malomernyh-sudah-pora-uzhestochat-5778546 (дата обращения: 15.09.2022).

3. Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ / под ред. П.П. Серкова. М., 2006.

4. Россинский Б.В. Административная ответственность: курс лекций. М., 2004.

5. Костин С.Г. К вопросу о проблемах применения мер административного принуждения в виде направления правонарушителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения // Административное право и процесс. 2018. № 8.

REFERENCES

1. Sokolov A. Yu. Measures to ensure proceedings on cases of administrative offences in the system of administrative coercion: author's abstract.... D. in Law. Saratov, 2013.

2. Commentary to the Code on Administrative Offences of the Russian Federation / ed. by Prof. E.N. Renova. Moscow, 2005.

3. Scientific-practical manual on the application of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses / ed. by P.P. Serkov. Moscow, 2006.

4. Rossinsky B.V. Administrative responsibility: a course of lectures. Moscow, 2004.

5. Kostin S. G. On the problems of applying measures of administrative coercion in the form of sending an offender to medical examination for state of intoxication // Administrative Law and Process. 2018. № 8.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Степкин Роман Михайлович, кандидат юридических наук, начальник кафедры административно-правовых дисциплин. Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина. 308024, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Горького, 71.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Stepkin Roman Mikhailovich, PhD in Law, Head of the Department of Administrative and Legal Disciplines. Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. 308024, Russian Federation, Belgorod, 71, Gorky St.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.