Научная статья на тему 'О некоторых вопросах претензионного урегулирования споров в договорной работе авиакомпании'

О некоторых вопросах претензионного урегулирования споров в договорной работе авиакомпании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕТЕНЗИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА АВИАКОМПАНИИ / ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАДЕРЖКА РЕЙСА / СРОКИ ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ПРЕТЕНЗИИ / ПОДАЧА ИСКА / CLAIM / LEGAL REGULATION / CLAIM WORK OF THE AIRLINE / AIR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / FLIGHT DELAY / TERMS OF FILING AND CONSIDERATION OF THE CLAIM / FILING A CLAIM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прозванченков А.В., Шахбазов Р.А.

В статье содержится анализ правовых норм, научных взглядов и доктринальных положений по вопросу претензионного урегулирования споров в договорной работе авиакомпании. На примере сложившейся практики претензионной работы основное внимание уделяется рассмотрению и анализу проблемных вопросов правового регулирования деятельности авиакомпании по разрешению претензионных споров пассажиров и авиакомпании за нарушение исполнения условий договора перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains an analysis of legal norms, scientific views and doctrinal provisions on the issue of claims settlement of disputes in the contractual work of the airline. On the example of the established practice of claim work, the authors focus on the consideration and analysis of problematic issues of legal regulation of the airline to resolve disputes between passengers and the airline for violation of the terms of the contract of carriage.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах претензионного урегулирования споров в договорной работе авиакомпании»

УДК 347.9:347.82

А. В. Прозванченков, Р. А. Шахбазов

О некоторых вопросах претензионного урегулирования споров в договорной работе авиакомпании

В статье содержится анализ правовых норм, научных взглядов и доктриналь-ных положений по вопросу претензионного урегулирования споров в договорной работе авиакомпании. На примере сложившейся практики претензионной работы основное внимание уделяется рассмотрению и анализу проблемных вопросов правового регулирования деятельности авиакомпании по разрешению претензионных споров пассажиров и авиакомпании за нарушение исполнения условий договора перевозки.

The article contains an analysis of legal norms, scientific views and doctrinal provisions on the issue of claims settlement of disputes in the contractual work of the airline. On the example of the established practice of claim work, the authors focus on the consideration and analysis of problematic issues of legal regulation of the airline to resolve disputes between passengers and the airline for violation of the terms of the contract of carriage.

Ключевые слова: претензия, правовое регулирование, претензионная работа авиакомпании, Воздушный кодекс Российской Федерации, задержка рейса, сроки подачи и рассмотрения претензии, подача иска.

Key words: claim, legal regulation, claim work of the airline, the Air code of the Russian Federation, flight delay, terms of filing and consideration of the claim, filing a claim.

Претензионный порядок урегулирования спора как одна из форм защиты гражданских прав используется авиакомпанией достаточно часто, что свидетельствует не только об императивном характере данного института в отечественном и зарубежном законодательстве, но и о его эффективности в решении спорных вопросов между контрагентами по реализуемым договорам. В самом общем виде претензия представляет собой заявление кредитора, покупателя, заказчика, клиента об уплате долга, возмещении убытков, устранении обнаруженных недостатков, неисправности в приобретенном

© Прозванченков А. В., Шахбазов Р. А., 2019

221

товаре или выполненной работе; требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением прав кредитора [6].

Претензионный порядок урегулирования спора предполагает направление контрагенту-нарушителю предусмотренного избранным способом защиты требования с предложением о его добровольном удовлетворении. По общему правилу претензионный порядок урегулирования спора факультативен, т. е. при нарушении права можно без предварительного направления претензии сразу обратиться в суд. Однако законом, иными правовыми актами или даже самим договором претензионный порядок может быть признан обязательным, и его несоблюдение повлечет возвращение искового заявления истцу на стадии возбуждения дела в суде либо оставление иска без рассмотрения, если заявление ранее было принято судом к производству.

При этом претензионный порядок заключается не только в направлении претензии контрагенту-нарушителю, но также и ожидании ответа на претензию в течение срока, определенного законом или договором. Так, в спорных правоотношениях, возникающих из транспортных обязательств, претензионный порядок является обязательным (п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), поэтому факт отказа в удовлетворении претензии, либо игнорирование ее, позволяет заинтересованной стороне обратиться за судебной защитой нарушенного права [1, с. 230].

Претензионную работу условно можно разделить на два этапа: подготовительный и (условно назовем его так) процессуальный. Первоначальный этап относится к стадии согласования условий договора, когда стороны определяются с самой возможностью использования обязательного претензионного порядка, а также предусматривают механизм его реализации. При незначительных разногласиях и взаимной добросовестности контрагентов обязательный обмен претензиями может быть достаточно эффективен для разрешения спорной ситуации. При этом, отталкиваясь от наиболее распространенного 30-дневного срока рассмотрения претензии (п. 3 ст. 124 Воздушного кодекса Российской Федерации - далее «Воздушный кодекс» или «ВК РФ»), стороны могут согласовать иные, более реалистичные сроки применительно к возникающим правоотношениям. На практике зачастую для выставления и рассмотрения претензий достаточно 5-10 рабочих дней, что при четко поставленной работе юридического и договорного подразделения компании и с учетом времени доставки претензии позволяет сторонам ориентироваться на этот срок [8].

На втором этапе претензионной работы контрагенты сталкиваются с непосредственной работой по направлению, рассмотрению претензий, подготовке ответа и направления его адресату. Иначе говоря, в данном случае стороны сталкиваются с выполнением процессуальных действий: направление претензии (ответ на претензию) установленным порядком, рассмотрение претензии в установленные сроки и т. п.

Например, деятельность по выставлению претензии представляет собой последовательное выполнение следующих действий: 1) получение информации о нарушении договорных правоотношений; 2) определение нарушенных положений договора и норм права; 3) подготовка и направление претензии контрагенту; 4) получение ответа на претензию и определение путей дальнейшего разрешения конфликта.

После получения ответа на претензию или истечения срока, отведенного договором на ее рассмотрение, к работе подключается юридическая служба. Соответственно, дальнейшие действия определяются содержанием ответа и готовностью контрагента выполнять свои обязательства. В этот момент заинтересованной стороне важно установить с контрагентом обратную связь с целью согласования плана разрешения возникшего конфликта. В противном случае претензионная работа переходит в исключительную компетенцию юридической службы и начинается судебно-исковая работа. Однако важно подчеркнуть, что отсутствие ответа на претензию не должно служить препятствием для дальнейшего разрешения спора. Поэтому в содержании договора должен предусматриваться предельный срок, по истечении которого сторона вправе передать спор на рассмотрение судебных органов [8].

Во избежание недоразумений, связанных с отсутствием ответа на претензию, предлагается формулировать положения претензии таким образом, чтобы молчание одной стороны имело юридические последствия, например: «В том случае, если сторона-нарушитель, получившая претензию, не направила свой ответ на нее в установленный настоящим договором срок, требования, указанные в претензии считаются не выполненными полностью, а сторона, направившая претензию, считается исполнившей все требования по обязательному досудебному урегулированию спора».

В авиакомпании досудебный порядок урегулирования спора регламентируется локальным нормативно-правовым актом «Положение о порядке ведения претензионно-исковой работы». Для рассмотрения претензий, возникающих при нарушении договоров воздушной перевозки пассажиров и багажа, договоров воздушной перевозки грузов или договоров

223

воздушной перевозки почты, создан отдельный локальный нормативно-правовой акт - «Положение о порядке рассмотрения претензий, вытекающих из нарушений договоров воздушной перевозки». Он направлен на улучшение обслуживания пассажиров и клиентуры. Досудебным урегулированием занимается договорной отдел, при этом правовой департамент осуществляет методическое руководство претензионной работой.

В Воздушном кодексе установлены следующие сроки подачи претензии перевозчику:

при внутренних воздушных перевозках (ст. 126 ВК РФ) - в течение шести месяцев;

при международных воздушных перевозках (ст. 127 ВК РФ) - в течение: 1) семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения груза, багажа - в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа, груза; 2) двадцати одного дня со дня передачи багажа, груза - в случае просрочки доставки багажа, груза.

В свою очередь перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 127.1 ВК РФ).

Анализ воздушного законодательства позволяет говорить о существовании основной проблемы претензионной работы с пассажирами именно в сфере сроков. Это объясняется тем, что если по грузам и багажу сроки установлены, то по билетам и задержке рейса сроки отсутствуют, что позволяет пассажирам требовать рассмотрения претензии в трехдневный срок, ссылаясь на Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» [2].

Поэтому представляется необходимым внести изменения в Воздушный кодекс с целью установления оснований для подачи претензии в случае задержки рейса. Для этого ч. 2 ст. 124 ВК РФ следует дополнить п. 5 следующего содержания:

«5) при задержке рейса, а также задержке (отказе, невозможности) замены билета пассажиру или возврату денежных средств на приобретение пассажиром билета в случае его не использования из-за задержки рейса».

Кроме того, требуется закрепить соответствующее право пассажира на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира. Для этого необходимо ч. 1 ст. 125 ВК РФ дополнить п. 3 следующего содержания:

«3) в случае задержки рейса, а также задержки (отказа, невозможности) замены билета пассажиру или возврата пассажиру денежных средств на приобретение билета в случае его не использования из-за задержки рейса - пассажир».

Правильная организация процесса договорной работы в авиакомпании основывается на четком планировании договорных отношений, умелом управлении деятельностью всех заинтересованных должностных лиц (подразделений) на всех этапах продвижения (реализации) договора, в том числе и на стадии урегулирования возникших споров [7, с. 141].

Участниками гражданского оборота в деловой практике и судами в практике рассмотрения гражданских дел выработаны правила, которых следует придерживаться при составлении соглашения о претензионном порядке рассмотрения споров, составления и направления претензий, урегулирования возникших разногласий и для дальнейшего беспрепятственного обращения в суд. Однако для большинства категорий арбитражных дел претензионный порядок обязателен, поэтому несоблюдение досудебного порядка или ошибки в претензии могут дорого обойтись авиакомпании, последствия различны: от оставления заявления без рассмотрения судом до отказа в удовлетворении части требований (например при взыскании неустойки).

Например, суд может не признать правомерность в подобном соглашении следующей формулировки: «... все споры и разногласия между сторонами, разрешаются путем переговоров. Срок ответа на претензию устанавливается в 10 рабочих дней. При не достижении согласия путем переговоров, стороны вправе обратиться в Арбитражный суд... » [3].

При невозможности урегулировать спор в досудебном порядке, дело направляется на разрешение в суд. Правовой департамент ведет исковую работу в авиакомпании по взысканию денежных сумм с контрагентов в качестве возмещения убытков за неисполнение обязательств по договору.

Иск - выдвигаемое, предъявляемое истцом в судебном или арбитражном порядке требование к ответчику, основанное на условиях заключенного между ними договора или на праве истца в соответствии с законом [6]. Состав убытков определяется как реальный ущерб (денежная стоимость утраченного имущества, настоящие и будущие расходы для устранения последствий нарушения) и упущенная выгода (недополученные вследствие правонарушения доходы).

Применение данной меры наказания за неисполнение договорных обязательств является общим правилом, безотносительно того, предусмотрено ли это договором. Убытки должны быть возмещены в полном объеме.

225

Это максимальная мера ответственности, применяемая к должнику, тогда как все прочие засчитываются при ее исчислении.

Законом или договором может предусматриваться ограничение возмещения убытков в части упущенной выгоды. Если таковое правило не установлено, то, определяя размер возмещения убытков, стоит руководствоваться принципом разумности.

Смысл возмещения убытков состоит в том, что нарушитель договора выплачивает добросовестной стороне денежные средства или передает ему какое-то иное имущество. В результате за счет своего имущества нарушитель возвращает имущественное положение добросовестной стороны в то состояние, каким оно было до нарушения. Так, согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, законодатель классифицирует убытки на реальный ущерб и упущенную выгоду. Кроме того, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения (наряду с другими убытками) упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Чтобы получить с нарушителя возмещение понесенных убытков, добросовестной стороне необходимо доказать определенный круг обстоятельств. В теории права существует правило о четырехэлементном составе гражданского правонарушения как основании договорной ответственности, а именно:

^ наличие убытков у добросовестной стороны;

^ противоправное поведение нарушителя;

^ причинно-следственная связь между действиями нарушителя и наступившими у добросовестной стороны убытками;

^ вина нарушителя.

Вместе с тем круг обстоятельств, подлежащих доказыванию в арбитражных судах, по данным категориям дел несколько упрощается. Это объясняется тем, что стороны договора несут ответственность за нарушение обязательств, по общему правилу, безотносительно к вине (презумпция виновности). Правовым основанием является п. 3 ст. 401 ГК РФ [5].

Таким образом, получаем следующий «усеченный» круг обстоятельств, подлежащих доказыванию: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, наличие убытков, причинно-следственная связь между первым и вторым пунктами. Кроме того, необходимо доказать не просто наличие убытков, но и их размер (реальной и/или упущенной выгоды) [4].

Наиболее распространенный вид нарушения договорных обязательств это, конечно же, незаконное пользование чужими денежными средствами. Для предотвращения подобных ситуаций законодателем предусмотрено несколько правовых инструментов. Уплата процентов за пользование чужими денежными средствами - самый простой из них. Фактически, для реализации этой нормы в договоре специальную оговорку делать необязательно, так как это диспозитивная норма (она действует, если стороны не предусмотрят в договоре иной порядок). Если контрагент по договору допустил подобные нарушения, вы вправе требовать с него уплаты процентов на всю сумму денежных средств, которыми он незаконно пользовался, если, конечно же, договором или законом не предусмотрено иное (ст. 395 ГК РФ).

Список литературы

1. Договорное право: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Н.Д. Эриа-швили, В.Н. Ткачёва. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 308 с.

2. О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

3. Постановление 9 ААС от 24.11.2015 № 09АП-47896/2015-ГК по делу № А40-67632/15. - URL: http://regforum.ru/posts/2280_pretenzionnyy_poryadok_ uregulirovaniya_sporov_prakticheskie_rekomendacii/

4. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8.

5. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.2008 № А56-35813/2006

6. Положение о порядке ведения претензионно-исковой работы: прилож. № 1 к приказу АО «Авиакомпания «Россия» № 74 от 03.03.2011 г. Документ для служебного пользования.

7. Прозванченков А.В., Шахбазов Р.А. Сущность и источники правового регулирования договорной работы в авиакомпании // Ленингр. юрид. журн. - 2017. -№ 2 (48). - С. 136-142.

8. Россол С. Претензионная работа в организации // Корпоративный юрист. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - № 2. - С. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.