МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
УДК 341.241:347.82
А. В. Прозванченков, Р. А. Шахбазов
Договорная система в авиакомпании
В статье содержится анализ правовых норм, научных взглядов и доктриналь-ных положений по вопросу понимания сущности договоров, заключаемых авиакомпанией. На примере разновидностей договоров основное внимание уделяется рассмотрению и анализу проблемных вопросов правового регулирования функционирования договорной системы в авиакомпании.
The article contains analysis of legal standards, scientific views and doctrinal issues, on the issue of understanding the essence of contracts entered into by the airline. On the example of the types of contracts authors have focused on the review and analysis of problematic issues in legal regulation of the functioning of the treaty system in the airline.
Ключевые слова: договор, договорная система, договорная работа, правовое регулирование, типовой договор, локальные акты авиакомпании.
Key words: contract, treaty system, contract work, legal regulation, standard contract, local acts of the airline.
Договор является важнейшим средством правового регулирования коммерческой деятельности авиакомпании, поэтому его заключение ведет к установлению юридической связи между его участниками, тогда как издание законов и иных правовых актов, определяющих правила поведения широкого круга лиц, само по себе не порождает взаимоотношений между ними [5, с. 15]. Употребление в повседневной работе термина «договор» исключительно в узком смысле, т. е. как документа, определяющего условия взаимодействия сторон, безусловно, является ошибочным, так как это не позволяет охватить все многообразие возможных форм существования договорных отношений [6, с. 136]. Поэтому будет полезным рассмотрение классификации договоров в авиакомпании, что поможет рассмотреть существующую палитру договорной работы, а также позволит лучше понять сущность договора и договорных отношений.
© Прозванченков А. В., Шахбазов Р. А., 2018
164
Научное познание сущности договорной системы в авиакомпании будет абсолютно скудным без рассмотрения классификации договоров, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно должностных лиц авиакомпании, но и в целом ее политики на рынке оказания услуг. В этом случае важно подчеркнуть, что договор является основной разновидностью сделок, а следовательно, положения о классификации последних распространяются и на договоры. Таким образом, среди договоров мы можем выделить консенсуальные и реальные, возмездные и безвозмездные и др.
Исходя из объекта и содержания правового отношения, порождаемого договором, принято выделять имущественные (возникает имущественно-правовая связь, перемещение материальных благ, товарообмен) и организационные договоры (направлены на обеспечение и упорядочение возникающих в будущем имущественных отношений), при этом абсолютное большинство составляют именно имущественные договора.
По степени свободы волеизъявления сторон договоры можно подразделить на свободные и обязательные. Свободные - это договоры, заключение которых зависит от усмотрения сторон, обязательные - это договоры, заключение которых обязательно для одной или обеих сторон в силу указаний закона или добровольно принятого сторонами обязательства (например, договор об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика) [4].
Каждая из сторон договора обладает принципиальной свободой в выражении своей воли при выборе контрагента, вида договора, его условий и т. п. Отсутствие существенных разногласий в этом плане свидетельствует о совпадении воли сторон договора относительно предложенных условий, что будет располагать контрагентов к заключению договора. В большей степени приведенный пример касается разовых сделок и в меньшей характеризует заключение договоров в сфере предпринимательской деятельности. Безусловно, весьма трудоемкими будут проработка и увязывание с правовыми нормами согласованных сторонами различных условий каждого из множества возможных договоров с в авиакомпании. Хорошим подспорьем в этом случае может быть использование типизации договорных форм и разработка примерных образцов.
Этот вопрос закреплен, в частности, ст. 427 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая относится в равной мере к случаям разработки формуляра договора и включения в какой-либо документ отдельных примерных условий договора. Указанная норма нацеливает
165
на существующие правовые последствия использования примерных форм договора. Во-первых, для договоров соответствующего вида разрабатываются свои примерные (специализированные) формы, а во-вторых, они должны быть опубликованы в печати. Последнее связано с безусловной презумпцией: каждый из контрагентов знал о существовании таких примерных форм.
Учитывая допущение п. 3 ст. 427 ГК РФ изложения примерных условий в виде примерного договора или любого иного документа, следует обратить внимание на существующие особенности подобных форм договоров. Прежде всего к таковым необходимо отнести наличие в договоре условий, облеченных в стандартную форму в результате кропотливой работы и тщательных переговоров контрагентов по согласованию взаимных интересов. Безусловно, подобные наиболее часто встречаются при крупных коммерческих операциях, например: чартеры, страхование предпринимательских рисков и т. п.
Другая категория иногда именуется «договорами присоединения». Условия договоров этой категории очень редко согласовываются: вместо этого их подготавливает одна сторона, которая эффективно воздействует на другую сторону: «Если хотите делать со мной бизнес, Вы должны принять мои условия» [1, с. 141].
Продолжительное время в отношениях между организациями, а также между юридическими и физическими лицами, достаточно широко применялись типовые договоры. Они разрабатывались применительно ко всему спектру однотипных договоров или для одной из его разновидностей, а возможно, также и под договоры, по условиям которых происходит реализация определенного вида товара, работ или услуг. Конечно, использование на практике типовых договоров влечет за собой значительное упрощение процесса возникновения договорных отношений, что является важной составляющей в случае массовой реализации продукции (работ или услуг).
Однако существует весьма важное отличие типовых договоров от примерных. Заключая конкретный договор на основе примерного, стороны свободны в выборе любого иного, отличного от примерного договора, варианта. Типовые договоры утверждаются государственным или иным органом, который в силу своей компетенции вправе устанавливать обязательные для сторон правила. Таким образом, с точки зрения его юридической силы любой типовой договор в зависимости от того, кто именно его утвердил, может занимать одно место с подзаконными нормативными актами.
Типовые договоры могут быть представлены в трех основных вариациях. Одни из них устанавливают права и обязанности сторон, другие определяют, как и какие условия должны фиксироваться в договоре, третьи указывают графы, содержащие существенные условия конкретного договора.
«Многочисленные гражданско-правовые договоры обладают как общими свойствами, так и определенными различиями, позволяющими отграничивать их друг от друга. Для того чтобы правильно ориентироваться во всей массе многочисленных и разнообразных договоров, принято осуществлять их деление на отдельные виды. В основе такого деления могут лежать самые различные категории, избираемые в зависимости от преследуемых целей» [2, с. 11].
Рассматривая классификации договоров в авиакомпании, следует за основу взять следующие их критерии:
1) по видам (внешнеэкономические и внутриэкономические - по
СНГ);
2) по отраслевому регулятору (гражданско-правовые и трудовые);
3) по сроку действия (срочные, бессрочные с автоматической пролонгацией, рамочные договоры - срок не определен, не приветствуются авиакомпанией);
4) отдельное внимание заслуживает критерий классификации договоров по видам услуг:
^ наземное обслуживание (аэропорт, воздушные суда), поставка бортового питания (кейтеринг);
^ аэронавигационное и метеорологическое обслуживание; ^ авиа ГСМ (топливо и масла); ^ техническое обеспечение;
^ сопутствующие услуги (гостиницы, доставка багажа, такси, трансферы авиакомпании);
^ неаэропортовая деятельность; ^ авиационная безопасность; ^ информационные технологии; ^ РЯ-договоры; ^ аренда помещений и др.;
5) по коммерческому назначению (договор перевозки с пассажирами, договоры Код-Шеринг и чартеры);
6) договор в пользу третьего лица характеризуется тем, что последнее приобретает соответствующие права или обязанности, хотя не участвовало лично или через представителей в его заключении. Например, заключенный
167
авиакомпанией договор обязательного страхования жизни, здоровья пассажира и его багажа порождает обязанность выплаты страховой суммы самому застрахованному лицу при наступлении соответствующих условий (страхового случая). При этом пассажир не лишен возможности отказаться от осуществления права, предоставленного ему по договору. Исходя из вышесказанного авиакомпания, заключившая подобный договор со страховой компанией, не сохраняет возможности требовать от последней исполнения договора в свою пользу.
Рассматривая договорную систему авиакомпании прежде всего следует выделить внешние и внутренние договоры. Внешние договоры можно разделить на основные, вспомогательные, обеспечительные договоры, а также договоры социальной направленности. При этом основные договоры занимают 65 % общей доли в объеме договорных отношений. К ним относятся следующие:
Договор перевозки. «В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа». По своей юридической природе договор перевозки багажа является консенсуальным, двусторонним и возмездным, а также публичным.
Коммерческие договоры. В соответствии со ст. 423 ГК РФ коммерческие договоры как договоры, совершаемые в процессе предпринимательской деятельности, направлены на извлечение сторонами определенной выгоды и всегда носят возмездный характер. В авиакомпании примером коммерческого договора может служить договор Код-Шеринг. «Практика код-шеринга широко распространена в гражданской авиации и основана на соглашениях, заключаемых между авиаперевозчиками. Код-шеринг (совместная эксплуатация рейсов) - форма сотрудничества между авиакомпаниями, когда одно направление обслуживается двумя или несколькими перевозчиками. При этом одна из авиакомпаний непосредственно выполняет рейс, а другая авиакомпания является партнером на направлении с правом продажи билетов на рейс под собственным кодом» [7].
Договор воздушного чартера. Статья 104 ВК РФ указывает, что «по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько
168
воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты».
Также следует выделить договоры наземного обслуживания (аэропорт, воздушное судно, поставка бортового питания - кейтеринг), аэронавигационного и метеорологического обслуживания, на оказание услуг по обеспечению АвиаГСМ и др.
Техническое обеспечение: собственно плановые договора на материально-техническое обеспечение, а также разовые внеплановые договоры (на разные виды услуг).
Вспомогательные договоры занимают 5 % общей доли в объеме договорных отношений. К ним относятся договоры с гостиницами, такси, договоры по доставке багажа, трансферы авиакомпании.
Обеспечительные договоры, т. е. для собственных нужд, занимают 5 % общей доли в объеме договорных отношений. Эти договоры включают в себя договоры в сфере информационных технологий и пиар-договоры.
Социальные договоры занимают 5 % общей доли в объеме договорных отношений и являются безвозмездными. Эти договоры направлены на санитарно-курортное лечение персонала, на предоставление льготных авиабилетов, проезд персонала и медицину. Кроме того, к этой же категории договоров следует отнести контракты, заключаемые с учебными заведениями о прохождении стажировок и практик студентами и преподавателями, а также различные договора в порядке спонсорской помощи и благотворительных акций.
Внутренние договоры занимают 20 % общей доли в объеме договорных отношений. Это договоры гражданско-правового и трудового характера, а именно: договоры аренды помещений, собственно трудовые договоры, ученические договоры с учебными учреждениями, договоры о материальной ответственности, о дополнительных мерах материального стимулирования сотрудников и др.
Исходя из специфики перевозки пассажиров воздушным транспортом, организации, являющиеся операторами аэропортов, являются естественными монополистами. Поэтому деятельность, осуществляемая авиакомпанией (перевозчиком), невозможна без взаимодействия с оператором. Последний же, пользуясь своим исключительным положением в качестве монополиста, навязывает свои услуги и завышает тарифы, а именно умышленно ставит перед контрагентом условия, заведомо невыгодные для авиакомпании. Аэропорты регистрируют тарифы в ЦРТ (Центр расписания и тарифов) и предлагают свои услуги согласно прейскуранту [8].
169
Так как данный вопрос достаточно сложный, он требует всесторонней проработки. Для решения этой проблемы, предлагается внести изменения в соответствующий приказ Минтранса России [3], которые бы регламентировали верхний и нижний пределы тарифов, устанавливаемых аэропортами и, кроме того, прописывали бы возможность добровольного выбора какой-либо услуги авиакомпанией. Иными словами, необходимо определить, какие услуги должны быть обязательными, а какие дополнительными (на выбор авиакомпании).
Таким образом, подводя итог, следует подчеркнуть, что договорная система в авиакомпании - это совокупность заключаемых договоров, организационно-правовые основы организации договорной работы, включая формы и методики разработки проектов договоров, их заключение и реализация, а также деятельность должностных лиц в сфере функционирования договорной работы.
Список литературы
1. Договорное право: Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований: в 2 т. Кн. 5: Т. 1 / Брагинский М.И., Витрянский В.В. - М.: Статут, 2006. - 736 с.
2. Калемина В.В., Рябченко Е.А. Договорное право: учеб. пособие. - 9-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2015. - 256 с.
3. Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации: приказ Минтранса России от 17.07.2012 № 241 (ред. от 06.02.2017) // Рос. Газета. -№ 186. - 15.08.2012.
4. Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном: федер. закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. - 2012. - № 25. -Ст. 3257.
5. Петров И.В., Симатова Е.Л., Романова Е.Н., Шаповал О.В. Договорное право в частных и международных отношениях. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. - 314 с.
6. Прозванченков А.В., Шахбазов Р.А. Сущность и источники правового регулирования договорной работы в авиакомпании // Ленингр. юрид. журн. - 2017. -№ 2(48). - С. 136-143.
7. иЯЬ: http://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/flight
8. URL:https://www.tch.ru/ru-ru/Stc-and-statistics/Schedule-and-tariffs/Pages/Fees-Charges-Ground-Handling.aspx