УДК 347.4:656.7:061.5
А. В. Прозванченков, Р. А. Шахбазов
Сущность и источники правового регулирования договорной работы в авиакомпании
В статье рассматриваются правовые нормы, научные взгляды и доктринальные положения по вопросу понимания сущности института договорной работы. На примере положений гражданского права основное внимание уделяется анализу источников правового регулирования договорной работы в авиакомпании.
The article contains analysis of legal standards, scientific views and doctrinal issues, on the issue of understanding the essence of the Institute of contractual work. On the example of the civil law authors focus on analysis of the sources of legal regulation of contractual work in the airline.
Ключевые слова: договор, договорная работа, принципы, содержание и этапы заключения договора, локальные акты авиакомпании.
Key words: contract, contract work, principles, contents and steps of contract formation, local acts of the airline.
Дефиниция договорной работы во многом отражает правовую сущность и содержание этой деятельности, так как указывает на специфическую правовую деятельность субъектов гражданского права, направленную на заключение и организацию исполнения гражданско-правовых договоров [7, с. 3]. Под договорной работой следует понимать систему последовательных взаимосогласованных действий, направленных на установление, изменение или прекращение договорных связей (заключение договоров), контроль исполнения договоров, а также защиту прав и законных интересов стороны договора в случае нарушения последнего [3, с. 204].
В повседневной работе термин «договор» рассматривается, как правило, в довольно узком смысле - как документ, определяющий условия взаимодействия сторон, хотя такая трактовка не охватывает все многообразие возможных форм существования договорных отношений. Договорные обязательства могут быть облечены в форму различных и по сути, и по названию документов [2, с. 3-5].
© Прозванченков А. В., Шахбазов Р. А., 2017
136
Субъектами договорной работы являются сами стороны договора, т. е. если договор заключает юридическое лицо, то субъектом договорной работы является именно это юридическое лицо. Поэтому ответственным за договорную работу является руководитель предприятия, задачей которого является прежде всего организация договорной работы, т.е. распределение функций по выполнению отдельных элементов договорной работы между сотрудниками. Непосредственно ведение договорной работы, т.е. выполнение действий по составлению договорной документации, как правило, осуществляет юрисконсульт [1, с. 86].
Объектом договорной работы является договорная документация, которая не сводится только к тексту договора: помимо последнего в состав договорной документации входят иные «сопутствующие» документы (например, протокол разногласий, передаточный акт, акт приемки и др.). Кроме того, возможны ситуации, когда в ходе договорной работы вообще не составляется единый текст договора. В этом случае вся договорная документация является «сопутствующей», что, конечно, говорит об условности этого термина [1, с. 87].
Цель договорной работы состоит в надлежащем юридическом оформлении экономических взаимоотношений участников гражданского оборота, с тем чтобы:
- максимально учесть в договоре не противоречащие закону интересы (как правило, экономические) стороны договора;
- заранее обеспечить возможность надлежащей защиты прав и законных интересов стороны договора в случае его нарушения контрагентом или наступления иных неблагоприятных для стороны договора обстоятельств (например, обстоятельств непреодолимой силы);
- минимизировать риски имущественных потерь стороны договора, вызванных его неисполнением или ненадлежащим исполнением [3, с. 204].
Кроме того, договорная работа направлена и на поддержание должной договорной дисциплины в отношениях сторон, а также непосредственно на защиту нарушенных прав потерпевшей стороны договора.
Содержание договорной работы составляют действия, необходимые для заключения и организации исполнения договоров. Данные действия, как правило, совершаются не одномоментно, что даёт основания считать договорную работу определенным процессом. Так, например, С.А. Хохлов в данном процессе выделял шесть стадий [1, с. 23]: 1) подготовку к заключению договоров (проведению договорных кампаний); 2) оценку оснований заключения договоров; 3) оформление договорных отношений (заключение дого-
137
воров); 4) доведение содержания договоров до исполнителей; 5) контроль за исполнением договоров; 6) оценку результатов исполнения договоров.
На практике и в теории выведены определенные правила и рекомендации осуществления договорной работы. Наиболее общие из них могут быть названы принципами договорной работы, которые можно разделить на три группы: общеправовые принципы (характерные не только для договорной работы, но и для иных видов правовой деятельности), организационные принципы (представляющие собой основные начала организации договорной работы) и функциональные принципы (непосредственно относящиеся к ведению договорной работы, т. е. составлению договорной документации).
Общеправовые (или просто «правовые») и организационные принципы характеризует в своем учебнике И.В. Цветков [8, с. 10], который к правовым принципам договорной работы относит: законность, добросовестность и честность деловой практики, разумность, сотрудничество, обязательность (ненарушаемость) договора, баланс частных и публичных интересов.
Организационные принципы договорной работы, по его мнению, включают технологичность, непрерывность, эффективность, инициативность. Однако вышеуказанная позиция в науке не единственная. Так, К.С. Безик [1, с. 89] и Н.Д. Эриашвили [3, с. 208] выделяют следующие пять основных принципов ведения договорной работы.
Во-первых, принцип законности как общеправовой принцип, требующий неукоснительного соблюдения закона в любой сфере деятельности, включая договорную работу: все заключаемые договоры должны соответствовать закону и иным правовым актам (ст. 422 ГК РФ). В противном случае возникает риск признания такого договора недействительной сделкой, не влекущей желаемых сторонами последствий.
Во-вторых, принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ), провозглашающий диспозитивные начала договорной работы: стороны свободны в принятии решения о заключении того или иного договора, в выборе вида заключаемого договора, в определении его условий; при этом ограничение этой свободы (исключения из принципа свободы договора) допускается по основаниям, названным в законе, - это либо прямое указание в законе, либо ранее принятое сторонами обязательство по заключению договора в будущем (предварительный договор).
В-третьих, принцип добросовестности, выраженный в виде законодательной презумпции (п. 5 ст. 10 ГК РФ): добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, пока не доказано обратное. С практической точки зрения этот принцип требует от сторон надлежащего
138
исполнения договора без злоупотребления имеющимися правами. Наиболее сложным и спорным моментом в понимании злоупотребления правом является сочетание в одном понятии двух противоположностей: поведение лица в правоотношении постоянно колеблется между противоправностью и правомерностью [5, с. 173].
В-четвертых, принцип разумности, взаимосвязанный с принципом добросовестности и неоднократно упоминаемый по тексту ГК РФ (ст. 10, 314, 345, 375, 397 и т. д.), достаточно часто встречается именно в договорных отношениях: при отсутствии срока исполнения обязательства оно подлежит исполнению в разумный срок, при отсутствии в договоре согласованной цены на товар подлежит оплате по обычной (т. е. по разумной) цене.
И в-пятых, принцип разделения обязанностей в сфере договорной работы, в соответствии с которым в компетенцию каждого из ее участников входит строго определенный объем прав и обязанностей, не пересекающийся с компетенцией других участников.
Договорная работа преследует двуединую цель: 1) максимально полно реализовать экономические функции создаваемого и применяемого договорного инструментария; 2) обеспечить соблюдение требования договорной дисциплины.
Двуединой цель договорной работы является потому, что невозможно добиться успешной реализации экономических функций договора при низкой договорной дисциплине, равно как нельзя обеспечить высокий уровень договорной дисциплины, если экономические функции договора реализуются слабо [8, с. 14].
Нельзя не согласиться с мнением Н.Д. Эриашвили [3, с. 209], который указывает, что залогом успеха практически любой деятельности может стать ее тщательное заблаговременное планирование. Данное утверждение справедливо и для договорной работы, ведь заблаговременное планирование установления, изменения или прекращения договорных связей позволяет рассчитать необходимые силы и средства для исполнения договоров, спрогнозировать потенциальную выгоду от их исполнения, выполнить инвестиционную и производственную программы организации, в конце концов обеспечить бесперебойное функционирование организации и своевременное обеспечение ее потребностей.
В настоящее время планы-графики госзакупок в обязательном порядке размещаются на официальном интернет-сайте zakupki.gov.ru и доступ к ним может получить любое заинтересованное лицо. В соответствии с законом [4] такая публичность направлена на снижение коррупционности при проведе-
139
нии госзакупок и, как следствие, на повышение уровня конкуренции между поставщиком товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Это определено Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.
Одна из особенностей договорной работы заключается в том, что регулирование процесса договорной работы полностью зиждется на локальных нормативных актах организаций. В связи с этим встречаются случаи конфликта интересов контрагентов в процессе заключения и исполнения условий договора, когда в локальных нормативных актах одной организации - стороне договора - установлен один порядок, а у другого контрагента - другой. Поскольку регламентация договорной работы зависит только от опыта и воображения руководителя и автора этого локального нормативного акта, на практике встречаются такие регламенты договорной работы, как положение (регламент, инструкция) по ведению договорной работы, в которых (в едином документе) описаны все бизнес-процессы с момента получения оферты от контрагента и до момента подачи иска в суд, так и локальные нормативные акты, в которых прописаны лишь отдельные бизнес-процессы (к примеру, положение о претензионной работе) [9].
Эти акты, не повторяя общих положений о договорах, содержащихся в действующем законодательстве, позволяют:
- учесть специфические особенности и условия работы предприятия, и призваны определить перечень и функции подразделений предприятия, ведущих договорную работу;
- установить содержание выполняемых при этом действий, порядок и сроки их осуществления;
- закрепить схемы исполнения договорной документации и формы учета исполнения договоров;
- определить меры стимулирования надлежащего исполнения договоров и ответственности структурных подразделений и должностных лиц за нарушение договорных обязательств;
- предусмотреть ответственность конкретных работников, их права и обязанности [10].
Следует иметь в виду, что локальные нормативные акты могут носить как комплексный характер (например, Положение о ведении договорной работы, Инструкция о порядке ведения договорной работы), так и отражать лишь часть стадий (например, Инструкция о порядке предъявления претензий и исков за неисполнение обязательств). Однако есть предел, за которым
140
нормирование теряет смысл - чрезмерная детализация рождает «мертвые» правила. Корпоративные акты, регулирующие ведение договорной работы, утверждаются руководителем предприятия [11].
Таким образом, договорная работа - это деятельность сотрудников, включающая подготовку проекта будущего договора (контракта, соглашения), согласование его условий, закрепление этих условий в документе и контроль над их исполнением. Правильная организация процесса договорной работы в авиакомпании основывается на четком планировании договорных отношений, умелом управлении деятельностью всех заинтересованных должностных лиц (подразделений) на всех этапах продвижения (реализации) договора. Кроме того, работа с договорами требует ряда специфических навыков и специальных знаний, прежде всего в области юриспруденции. Поэтому для защиты финансово-экономических и правовых интересов предприятия большое значение имеет технология договорной работы.
Так, например, в договоре лизинга воздушных судов принято давать определения всем используемым в нем терминам. В дальнейшем это помогает сторонам соглашения одинаково понимать их значение и правильно применять его положения на практике, избегать двоякого толкования и споров о смысле и содержании того или иного термина. Особенно это важно при интернациональном составе сторон соглашения. В связи с этим возникает серьезная проблема выработки определения терминов равно аутентичным, максимально одинаковыми для понимания и применения на языках сторон соглашения о лизинге, поскольку участники соглашения принадлежат к разным национальным системам права [6, с. 211].
Список литературы
1. Безик К.С. Договорное право. Общая часть: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. - 237 с.
2. Беляева О.А. Договорная работа на предприятии. Практические рекомендации в вопросах и ответах/ под ред. проф. В.Б. Ляндреса. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2009. - 190 с.
3. Договорное право: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Н.Д. Эриашви-ли, В.Н. Ткачёва. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 308 с.
4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. - 2011. - № 30. -Ст. 4571.
5. Прозванченков А.В., Шахбазов Р.А. Институт злоупотребления правом в науке гражданского права // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2017 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - Т. III. - С. 170-175.
6. Прозванченков А.В., Шахбазов Р.А. Международно-правовые требования к составлению договора лизинга воздушных судов // Актуальные проблемы юридической науки, практики и высшего образования: сб. науч. ст. по материалам междунар. НПК 12 ноября 2014 г. Ч. I. - СПб.: НОУ СЮА, 2014. - С. 207-212.
7. Хохлов С.А. Договорная работа: учеб. пособие. - Свердловск, 1986. - 417 с.
8. Цветков И.В. Договорная работа: учеб. - М., 2010 // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: справ.-правовая система, 2017.
9. https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ dogovor/organizacija_ dogo-vornoi_raboty.html
10. http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34785
11. http://dogovorum.ru/articles/dogovornaya-rabota-na-predpriyatii
УДК 347.214.23(470.23-25)
Е. К. Яцкевич
О проблеме межведомственного запроса в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при учетно-регистрационных действиях
Земельным законодательством не предусмотрено обязательное участие исполнительных органов государственной власти при разделе земельных участков, находящихся в частной собственности, при этом положения отдельных нормативно-правовых актов, действующих на территории Санкт-Петербурга, могут вызвать разночтения в трактовании данного вопроса.
Актуальность представленной работы вызвана исключением возможности неоднозначного трактования отдельных положений действующего законодательства, а также формированием единой правоприменительной практики на территории Санкт-Петербурга. В целях разрешения указанных вопросов предлагается рассмотреть возможность направления межведомственных запросов в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельных участков, находящихся в частной собственности.
The land legislation hasn't provided obligatory participation of executive bodies of the government at the partition of the land plots which are in a private property, at the same time provisions of the separate normative legal acts existing in the territory of St. Petersburg can cause discrepancies in interpretation of the matter.
Relevance of the presented work is caused by an exception of a possibility of ambiguous interpretation of separate provisions of the current legislation, and also formation of uniform law-enforcement practice in the territory of St. Petersburg. For permission of the specified questions the author offers to consider the possibility of the direction of interdepartmental inquiries to executive bodies of the government of St. Petersburg at the state cadastral registration and the state registration of the rights for the land plots formed as a result of the partition of the land plots which are in a private property.
Ключевые слова: государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, земельный участок, вид разрешенного использования, предельный минимальный размер, межведомственный запрос.
Key words: the state cadastral registration, the state registration of the rights, the land plot, type of the allowed use, the extreme minimum size, interdepartmental inquiry.
© Яцкевич Е. К., 2017