Научная статья Original article УДК: 343.2
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОКУШЕНИЯ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ABOUT SOME ISSUES OF ATTEMPTED CRIME
En
Зыков Даниил Алексеевич, заведующий кафедрой публично-правовых дисциплин, факультета права и управления, доцент кафедры теории и истории государства и права ФКОУ ВО Владимирского юридического института ФСИН России, доцент (600020, Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67Е), тел.8(903)645-30-44, E-mail: daniilzykov@mail. ru Савин Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры публично-правовых дисциплин, факультета права и управления ФКОУ ВО Владимирского юридического института ФСИН России (600020, Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67Е), тел.8(910)777-05-05, ORCID:https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0002-8576-1196, E-mail:
aasavin3 3 @mail. ru
Zykov Daniil A., Chief of the Department of Public Law Disciplines, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Faculty of Law and Management of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (600020, Russia, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67E), Associate Professor
Savin Andrey Aleksandrovich, Senior Lecturer of the Department of Public Law Disciplines, Faculty of Law and Management of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (600020, Russia, Vladimir, Bolshaya
1644
Nizhegorodskaya str., 67E), tel.8(910)777-05-05, ORCro:https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0002-8576-1196, E-mail: [email protected]
Аннотация: институт уголовного права в России рассматривает покушение на преступление как первоначальную стадию выполнения объективной стороны посягательства, которое является самостоятельной стадией преступной деятельности. Актуальность рассмотрения данного вопроса заключается в том, что покушение на преступление является сложной неправомерной деятельностью, которую трудно квалифицировать и привлечь за нее к ответственности. Нередко действия, которые предпринимаются лицом для совершения преступления, завуалированы под гражданско-правовые или добросовестные поступки, однако не будучи пресеченными на данной стадии, в финале имеют полноценный, оконченный состав преступления. Предметом нашего исследования явилась специфичность таких феноменов как: реализация и функционирование покушения на преступление по современному законодательству.
Annotation: The Institute of Criminal Law in Russia considers an attempted crime
as the initial stage of fulfilling the objective side of the encroachment, which is an
independent stage of criminal activity. The relevance of considering this issue lies
in the fact that an attempted crime is a complex illegal activity that is difficult to
qualify and bring to justice for it. Often, the actions that are taken by a person to
commit a crime are veiled under civil law or conscientious acts, but without being
stopped at this stage, in the final they have a full-fledged, completed corpus delicti.
The subject of our research was the specificity of such phenomena as: the
implementation and functioning of an attempted crime under modern legislation.
Ключевые слова: преступление, неоконченное, покушение, ответственность, закон.
Keywords: crime, unfinished, attempt, responsibility, law.
1645
В настоящее время научные и практические изыскания и изучение института неоконченного преступления постоянно растет. Однако в уголовно-правовом законодательстве до сих пор нет точного и обобщающего все взгляды определения неоконченного преступления. Отчасти это объясняется тем, что преобладает традиционное понимание и правовое разделение таких терминов как приготовление и покушение как стадий преступления.
Такой термин, как «стадии совершения преступления» часто употребляется в самых разных и противоречивых пониманиях при рассмотрении наличия признаков противоправного деяния в действиях лица. Во-первых, в значении определения этапов, которые проходят оконченные преступления, и, во-вторых, в значении определения особенностей ответственности за преступление в зависимости от этапа, которым оно было прекращено [5]. Стадией совершаемого преступления можно считать действие, направленное на осуществление какого-либо преступного результата, который в дальнейшем служит развитию последствий и ведет к финалу противоправного деяния в его завершенном виде, т.е. оконченному преступлению. Для обвинения подозреваемого лица в приготовлении или покушении на совершение преступления, суду необходимо установить то, что преступный результат наступил не по независящим от лица причинам, а в результате непосредственных действий, направленных на это. Невозможно полностью отграничить неоконченное преступление от оконченного только по одной объективной или субъективной стороне, как это часто происходит в практике правоохранительных органов и судов. В случаях несовпадения субъективной стороны преступления и оконченного преступления, наступившие последствия могут разниться с представлениями преступника, поэтому только точное определение признаков объективной и субъективной сторон может помочь различить покушение на преступление и его законченный вариант.
Выделение и разграничение стадий в оконченном преступлении весьма важно, так как детальная подготовка к преступлению, распределение ролей,
1646
подготовка техники и оружия, говорит об особой общественной опасности готовящегося деяний, также об этом свидетельствует и упорство преступника. Можно утверждать, что на сегодняшний момент дифференциация неоконченного преступления является больше терминологической проблемой. Отсутствие в Уголовном кодексе данного определения поспособствовало его неоднозначному толкованию в теории уголовного права.
Таким образом, исходя из вышесказанного возможно предположить, что неоконченное преступление - это умышленное общественно-опасное деяние, уголовно-противоправного характера, не доведенное до конца по причинам, не зависящим от воли лица, которое умышленно и осознанно готовило его окончание. Стоит также отметить, что учение о стадиях преступления не менее важно, так как имеющиеся теоретические сведения по данному вопросу имеют большое значение при квалификации неоконченных преступлений. В соответствии с действующим УК РФ, покушением на преступление считаются умышленные действия (бездействия) лица, которые направлены на совершение преступления, но при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Наказуемость данного преступления, с недавних пор, стала устанавливаться в зависимости от тяжести самого действия. В теоретических учебниках уголовного права сформировались понятия «приготовление» и «покушение», а также закрепилась наказуемость за такие предпринимаемые шаги. Эволюция развития норм права о покушениях на преступление имела тенденцию законодательного закрепления и характеризовалась наказанием в меньших размерах, чем за оконченные преступления [4]. В научной юридической литературе часто покушением считается «выполнение состава преступления», «выполнение объективной стороны посягательства», «осуществление действий (бездействия), входящих в объективную сторону преступления» либо «выполнение действий, непосредственно направленных на совершение преступления» [1].
1647
Одним из основных признаков объективной стороны покушения можно считать совершение лишь части, а не всего преступления, полному совершению которого помешали обстоятельства, не зависящие от воли условно говоря преступника. Именно данный признак задуманного преступления способствует его отграничению от преступления, которое предусмотрено Особенной частью УК РФ, то есть от того преступного посягательства, которое хочет осуществить задумавшее его лицо. Одновременно к объективным признакам покушения на преступление можно отнести: направленность деяния на совершение оконченного преступления и его незавершенность.
Субъективная сторона данного преступления выражается исключительно в прямом умысле, то есть, совершая преступление, преступник понимает всю уголовную тяжесть своих действий, возможность наступления негативных последствий, наказания и осознает, что если реализация задуманного не достигнута, то задуманное им не реализовано. Основным признаком субъективной стороны данного преступления стоит назвать цель, которую лицо преследует, совершая противоправное деяние.
Отечественный законодатель не выделяет виды покушений, однако теория уголовного права подразделяет его на виды, которые носят субъективный, объективный и комплексный характер [2].
По субъективному критерию можно выделить покушения в зависимости от оценки степени завершенности преступных действий самим виновным (например, преступник подсыпает яд в пищу жертве, желая причинить ей смерть, но она не наступает в силу неприема отравленной пищи жертвой); по объективному - в зависимости от фактической завершенности действий (например, промах при выстреле из оружия с целью убийства); комплексному - в зависимости от сочетания степени фактической завершенности преступных действий и оценки этой степени виновным (например, покушающийся нанес удар топором жертве, посчитав, что этого было достаточно для причинения
1648
смерти, ушел, но смерть не наступила благодаря своевременной помощи врачей).
Согласно современной отечественной литературе к признакам покушения можно отнести: действие (бездействие), непосредственно направленное на совершение преступления; неоконченность совершенного преступления; обусловленность неоконченности преступного деяния обстоятельствами, не зависящими от лица [3].
Также различают следующие виды покушения: покушение, которое не достигло преступного результата и негодное покушение [6]. Ряд ученых понимают под оконченным покушением совершение всех действий, необходимых для совершения преступления. Стоит добавить, что под негодностью покушения на преступление понимается то, что виновный был уверен в пригодности предмета либо орудия посягательства, но по итогу ошибся в своих предположениях, переоценив свои силы. Еще одной особенностью покушения является установление причинной связи между ожидаемыми последствиями и средствами, затраченными на достижение цели. При покушении на преступление изучается наличие вредных последствий, но не тех, которые наступили ожидаемо для виновного лица, которое совершило противоправное деяние. Также следует признать равноценность вины и объективной общественной опасности как компонентов основания уголовной ответственности.
Таким образом стоит отметить, что покушение не только определяет преступную волю лица, но и представляет общественную опасность в силу совершения противоправного деяния, которое может являться причиной реального или возможного вреда. Здесь важно установить начальный и конечный моменты преступного деяния, то есть в чем выражается объективная сторона при покушении и как разграничиваются отдельные виды неоконченной преступной деятельности. Чем отличается покушение от приготовительных действий, с одной стороны, и от оконченного преступления с другой.
1649
Подводя итог нашему исследованию, хочется сделать вывод о том, что различают несколько стадий реализации умысла виновного на совершение преступления: приготовление к преступлению; покушение на преступление и оконченное преступление. Определение данных стадий является одним из важнейших процессов следственной деятельности. Правовая регламентация категории состоит из двух признаков, во-первых, объективные - то есть деяние, непосредственно направленное на совершение оконченного преступления и, во-вторых, субъективные признаки, которые, в свою очередь, включают: прямой умысел, наличие цели - совершение преступного деяния. Диспозитивные меры по данному типу преступлений находятся в статьях Особенной части УК РФ. Их наличие позволяет разрешить вопрос классификации преступлений и наказания за них.
Стоит также отметить, что сторона, связанная с санкциями за покушение на преступление не полностью проработана. К сожалению, некоторые виды покушений могут оцениваться в виде очень незначительного наказания, или же могут совсем не наказываться.
При покушении на преступление виновный стремится добиться определенных негативных последствий, которых он не достигает или достигает частично. Для более точной квалификации покушения требуется определить направленность умысла и причинно-следственную связь между действиями, совершаемыми фактически, а также наступившими последствиями. Покушение на преступление предполагает наличие всех признаков состава преступления, который значительно отличается от состава оконченного преступления отсутствием указанных в диспозиции нормы последствий, что и образует состав покушения. Данный вопрос ставит под сомнение наличие не только состава преступления, но и состава покушения на преступление, который является основанием уголовной ответственности за покушение. Главным признаком, отграничивающим покушение на преступление от приготовления, является создание опасности наступления вреда, предусмотренного конкретными статьями Особенной части УК РФ.
1650
Стоит также отметить, что наказываются только покушения на преступления
тяжкие и особо тяжкие. Срок и размер наказания варьируется в зависимости
от тяжести преступления, а также его квалификации.
Литература
1. Ильин И.В., Шевченко О.А. Проблемы квалификации покушения на преступление // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №11.
2. Тадевосян Л. З. Понятие и особенности покушения на преступление // Вестник Московского университета МВД России. 2008. №6.
3. Тишкевич И. С. Приготовление и покушение по советскому уголовному праву // Преступление и наказание. 2019. С. 120.
4. Трайнин А. Н. Общее учение о составе преступления: учебник // Фантом Пресс. 2019. № 1. С. 39.
5. Утевский Б. С. Уголовное прав: учебник/ - 2-е изд., испр. и доп. М.: Госюриздат, 1950. С. 60.
6. Хлыстов А.Н., Резник Ж.Я. Проблемы правоприменения при назначении наказания за покушение на преступление // Вестник Самарского юридического института. 2017. №1 (23).
References
1. Ilyin I.V., Shevchenko O.A. Problems of qualification of attempted crime // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. No.11.
2. Tadevosyan L. Z. The concept and features of attempted crime // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2008. No.6.
3. Tishkevich I. S. Preparation and attempt under Soviet criminal law // Crime and punishment. 2019. p. 120.
4. Trainin A. N. The general doctrine of the composition of the crime: textbook // Phantom Press. 2019. No. 1. p. 39.
1651
5. Utevsky B. S. Criminal law: textbook/ - 2nd ed., ispr. and add. M.: Gosyurizdat, 1950. p. 60.
6. Khlystov A.N., Reznik Zh.Ya. Problems of law enforcement when imposing punishment for an attempted crime // Bulletin of the Samara Law Institute. 2017. №1 (23).
© Зыков Д.А., Савин А.А. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.
Для цитирования: Зыков Д.А., Савин А.А. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВЗАИМОСВЯЗИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАДАЧ УГОЛОВНОГО ПРАВА // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.
1652