Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ШЕСТВИЙ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШЕСТВИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОЛИЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФУНКЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грамотеев Сергей Валерьевич, Семенистый Александр Валериевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации деятельности территориального органа внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в период подготовки и непосредственного проведения шествий. Предлагается организационная модель деятельности территориального органа внутренних дел в данном направлении, представляющая систему организационных и практических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грамотеев Сергей Валерьевич, Семенистый Александр Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF THE ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODY OF INTERNAL AFFAIRS TO ENSURE PUBLIC SAFETY DURING PROCESSIONS

The article deals with topical issues of organizing the activities of the territorial body of internal affairs to ensure public safety during the preparation and direct conduct of processions. An organizational model of the activity of the territorial body of internal affairs in this direction is proposed, representing a system of organizational and practical measures.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ШЕСТВИЙ»

О некоторых вопросах организации деятельности территориального органа внутренних дел по обеспечению общественной безопасности при проведении шествий

ГРАМОТЕЕВ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: gramserg@mail.ru

СЕМЕНИСТЫЙ АЛЕКСАНДР ВАЛЕРИЕВИЧ,

доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: 79262834279@yandex.ru

On Some Issues of the Organization of the Activities of the Territorial Body of Internal Affairs to Ensure Public Safety during Processions

GRAMOTEEV SERGEY VALERIEVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagog^al Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: gramserg@mail.ru

SEMENISTY ALEXANDER VALERIEVICH,

Associate Professor of the Department of Management of the Activities of Public Order Units of the Center for Command and Staff Exercises,

Candidate of Law, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: 79262834279@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации деятельности территориального органа внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в период подготовки и непосредствен-

УДК 343

Annotation. The article deals with topical issues of organizing the activities of the territorial body of internal affairs to ensure public safety during the preparation and direct conduct of processions. An organizational model of

ного проведения шествий. Предлагается организационная модель деятельности территориального органа внутренних дел в данном направлении, представляющая систему организационных и практических мероприятий.

the activity of the territorial body of internal affairs in this direction is proposed, representing a system of organizational and practical measures.

Ключевые слова и словосочетания: шествия; территориальный орган внутренних дел; обеспечение общественной безопасности; полиция; взаимодействие; функции; органы внутренних дел.

Keywords and phrases: processions; territorial body of internal affairs; public security; police; interaction; functions; internal affairs bodies.

Законодатель сформулировал исчерпывающий перечень принципов, являющихся основой организации функционирования и осуществления должностными лицами органов внутренних дел (далее — ОВД) предоставленных им прав и выполнения возложенных обязанностей с целью «защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан... и для обеспечения общественной безопасности»1.

«Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина»2. Формулировка и раскрытие содержания данного принципа является своеобразным началом и основной идеей системы, содержащей семь основных принципов деятельности полиции, так как в нашей стране «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина»3.

Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной политики является соблюдение и защита прав и свобод граждан, и ОВД в этой деятельности играют очень важную роль, служа в первую очередь определенному человеку, а не отдельным органам государственной власти. В этом и заключается основной смысл указанного принципа и всей деятельности, направленной на его реальное выполнение. Однако практическая реализация его невозможна только усилиями ОВД, да и вообще любого органа государственной власти единолично, поскольку требует комплексных действий со стороны должностных лиц всей системы власти Российской Федерации.

На первый план выходит принцип взаимодействия и сотрудничества полиции, имеющий организационный характер и подразумевающий

1 О полиции : Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Ст. 1. Ч. 1. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

2 Там же. Ст. 5. Ч. 1, 2.

3 Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). Ст. 17. Ч. 1. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.03.2023).

объединение усилий для более эффективного функционирования. Его сущность предполагает выполнение взаимных обязанностей при реализации поставленных задач. «Вопрос улучшения взаимодействия — это, прежде всего, вопрос совершенствования деловых связей органов, призванных решать определенные задачи» [9, с. 120].

Вопросы обеспечения общественной безопасности (далее — ООБ) при подготовке и проведении шествий носят комплексный характер и наряду с принятием тактических мер по расстановке личного состава ОВД предусматривают тесное межведомственное взаимодействие всех субъектов, участвующих в деятельности по обеспечению общественной безопасности.

«Необходимо отметить, что государство выступает главным субъектом обеспечения. как правопорядка, так и безопасности» [5, с. 227]. Кроме того, «субъектами обеспечения общественной безопасности являются органы государственной власти (государство), органы местного самоуправления, негосударственные объединения, формирования и граждане» [3, с. 46].

Субъектами же правоотношений, возникающих при реализации гражданами права на проведение шествий, являются «физические или юридические лица, непосредственно или опосредованно принимающие участие в организации и проведении публичного мероприятия, которые помимо прав наделены соответствующими обязанностями» [6, с. 114]. Именно совместное участие ОВД и других субъектов в деятельности по выполнению определенных задач и функций по ООБ при проведении шествий является результатом соблюдения прав и свобод человека. Принцип взаимодействия ОВД с различными органами правоохранительной системы и муниципальной сферы, а также общественными объединениями, организациями и гражданами нормативно закреплен в ведомственных и межведомственных нормативных правовых актах.

Однако, несмотря на указанный факт, в настоящее время отсутствует отдельный нормативный правовой акт, регламентирующий организацию деятельности по осуществлению процесса взаимодействия ОВД с иными субъектами, принимающими участие в ООБ при проведении шествий, что наделяет данный принцип чертами декларативности.

На практике функциональная деятельность ОВД в настоящее время сводится к организации деятельности по ООБ при проведении шествий, проявляющейся в том, что в рамках создания группировки сил и средств сотрудники полиции в пределах своей компетенции совместно с другими структурами участвуют в выполнении возложенных на них задач. В то же время механизм привлечения к этой деятельности субъектов взаимодействия должным образом не урегулирован. Более того, взаимодействующие субъекты, выполняя схожие задачи, имеют разную ведомственную принадлежность, что существенно затрудняет эффективную реализацию задач по обеспечению общественной безопасности.

В деятельности по ООБ при проведении шествий в определенной степени принимают участие все органы публичной власти (то есть органы государственной власти и органы местного самоуправления), но основная нагрузка по ООБ возлагается на органы исполнительной власти, включая правоохранительные органы, в том числе ОВД. Однако правоохранительные органы, специализирующиеся в отдельных сферах деятельности, не всегда способны эффективно обеспечить общественную безопасность при проведении шествий, поэтому важно организовать их конструктивное сотрудничество не только друг с другом и органами местного самоуправления, но и с законодательными органами власти.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации четко не определен конкретный основной организатор, наделенный соответствующими полномочиями, инициирующий в полном объеме процесс взаимодействия заинтересованных ведомств в деятельности по ООБ при подготовке и проведении шествий.

Данная проблема еще более становится актуальной и очевидной при осложнении оперативной обстановки в период прохождения шествий, когда требуется незамедлительная координация действий всех привлеченных сил и средств, а также четкий порядок принятия решений всеми участвующими субъектами. Указанную деятельность осуществить четко и в установленный срок не представляется возможным по причине отсутствия в обозначенной системе взаимодействия единого должностного лица, обладающего всем необходимым функ-

ционалом полномочий, позволяющих реализовать исчерпывающий перечень необходимых мероприятий, отвечающих складывающейся оперативной обстановке, определить иерархическое место каждому из взаимодействующих ведомств, вплоть до роли каждого сотрудника.

С целью совершенствования деятельности по ООБ при подготовке и проведении шествий целесообразно предложить организационную модель деятельности территориального ОВД в данном направлении, представляющую систему следующих организационных и практических мероприятий.

1. Выбор основного субъекта процесса управления деятельностью по ООБ при проведении шествий.

2. Осуществление взаимодействия ОВД при ООБ в период подготовки и проведения шествий, включающее определение взаимодействующих субъектов ООБ при проведении шествий; деятельность по обмену информацией, ее совместному анализу и обсуждению, выполнение отдельных мероприятий по запросам взаимодействующих субъектов; самостоятельное составление субъектами планов взаимодействия с интеграцией их в планы ОВД; оказание взаимного содействия в осуществлении совместной деятельности (помощь при информационном обеспечении, выделение сил и средств, создание необходимых условий для обеспечения общественной безопасности при проведении шествий).

3. Выполнение следующих функций:

— стратегические функции, включающие интеграцию деятельности ОВД и конкретных сотрудников для достижения цели; обеспечение обратной связи, касающейся реального выполнения задач; проверку и оценку деятельности личного состава ОВД и других субъектов взаимодействия по реализации целей; разработку критериев оценки;

— обеспечивающие функции, включающие создание координирующего органа организации деятельности ОВД по ООБ при проведении шествий; создание постоянно действующей рабочей группы по мониторингу ООБ при проведении шествий; формирование группировки сил и средств ООБ при проведении шествий; разработку плана мероприятий (плана действий) или свода задач по ООБ при проведении шествий; четкую формулировку целей для достижения результатов; налаживание коммуникаций (взаимодействия);

— оперативные функции, включающие осуществление рекогносцировки местности; проведение комплекса предупредительно-профилактических мероприятий; создание спе-

циализированных групп для решения определенных задач, в числе которых в обязательном порядке необходимо предусмотреть: а) группу контроля за возможным отклонением шествующих от установленного маршрута движения; б) группу оказания помощи (освобождения из потока движения людей) лицам, которые случайно стали (в том числе были насильственно вовлечены) участниками шествия; осуществление мероприятий в рамках подготовительного, ис-

полнительного и заключительного этапов; распределение ресурсов.

В заключение следует сказать, что функциональный анализ проблем охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности выступает залогом получения заслуживающих внимания результатов, способствующих совершенствованию оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в целом [1; 2; 4; 7; 8].

Список литературы:

1. Административная юрисдикция органов внутренних дел : учебно-методическое пособие / В. А. Милёхин и др. М., 2017.

2. Елагин А. Т., Кирюхин В. В. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).

3. Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.

4. Обоснование критериев несоответствия составов административных правонарушений направлениям деятельности полиции : аналитический обзор / В. А. Милёхин и др. М., 2020.

5. Пожарский Д. В. Охранительная функция государства (теоретико-методологические проблемы) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015.

6. Полянская И. С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

7. Редкоус В. М. Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках СНГ и его учет в российских условиях : монография. Пятигорск, 2008.

8. Редкоус В. М. Федеральный закон «О безопасности» принят. Проблемы остаются // Закон и право. 2011. № 2.

9. Тарасов А. М. Правовое и организационное обеспечение президентского контроля за деятельностью органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.