УДК 371.013
ББК 74.200.55 Т.И. НАЖМИДИНОВА
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОПТИМИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В условиях рыночной экономики удовлетворение материальных потребностей выдвигается на первый план, а для некоторой категории населения материальное обогащение становится самоцелью. Истинная сущность человеческого предназначения заключается не только в материальном обогащении, но и в духовном обогащении, ибо «духовная инертность - отнюдь не пассивная позиция. Она порождает людей с неразвитой, примитивной духовной жизнью. И на этом же уровне обязательно формируются их отношения к людям, круг ограниченных радостей и первобытно-диких наслаждений. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение чувств, возможность жить, не чувствуя радостей и горестей людей, тебя окружающих, не сопереживая животным и природе, не переживая даже собственного труда»(2,12).
Оптимизация духовной жизни общества предполагает модернизацию эстетического воспитания подрастающего поколения. В этом смысле важное место занимает школьное эстетическое воспитание. В процессе преподавания различных учебных дисциплин решение целей и задач воспитания осуществляется посредством воспитывающей функции обучения. Исходя из этого рассмотрим реализацию целей и задач эстетического воспитания в процессе обучения.
Общеизвестно, что исходными понятиями эстетики являются понятия «прекрасное» и «безобразное», не раскрыв сущность которых нельзя приступить к рассмотрению данного вопроса.
Итак, «прекрасное - одна из важнейших и самых широких по значению категорий эстетики, служащая для определения и положительной оценки наиболее совершенных явлений в действительности, общественной жизни, в деятельности людей, в искусстве» (2,273).
«Безобразное - категория эстетики, которая служит для определения и оценки уродливо-односторонних предметов и явлений действительности, нарушающих представления о красоте и достоинстве человека и общественных отношений (например, враждебность социальных условий свободному появлению духовных сил человеческой личности) и вызывающих вследствие этого отрицательное отношение» (2, 20-21).
При формировании эстетического сознания и поведения у школьников, соответственно, ведущее положение занимает формирование у них чёткого и однозначного представления о прекрасном и безобразном. Всем своим сердцем, сознанием и поведением учитель влияет на сознание и поведение учеников. И это влияние следует считать эстетическим, поскольку оно может быть как прекрасным, так и безобразным.
Данное влияние следует считать прекрасным лишь тогда, когда средство влияния соответствует определённым научно-методическим правилам, и наоборот, может быть безобразным, если оно не соответствует пределенным научно- методическим требованиям.
Любое дидактическое действие учителя осуществляется дидактически целесообразно, если оно опирается на правило. Правило является элементом теории. Практика должна опираться на теорию. Совокупность дидактических действий учителя как составная часть его профессионально-педагогической деятельност должна соответствовать общепринятым профессионально-педагогическим правилам. Соблюдение этих правил является залогом успеха в выполнении дидактического действия в частности и профессионально-педагогической деятельности в целом. Любое правило вытекает из определенной теории, а любая теория, в свою очередь, относится к определенной науке.
Следовательно, научная организация профессионально-педагогической деятельности предполагает соблюдение определенных научных правил.
Прекрасное - это то, что выполнено правильно, на основе инструкций и предписаний конкретного правила. Правило так или иначе требует соблюдения определенного закона. А закон- это общепринятая на данное время норма поведения. Поэтому верховенство закона, соблюдение закона - это прекрасно, а нарушение закона - это беспорядок, жаос.
Более того, правило включает в своё содержание рациональное, разумное, целесообразное, оптимальное выполнение того или иного действия, вместе с тем исключая неразумную трату силы, времени и средства. В совокупности оно включает в своё
содержание эстетичное выполнение действия на профессиональном уровне. Однако правила не имеют догматичный характер, они диалектичны, ибо они также меняются, развиваются в силу общественного и научно-технического прогресса, становясь более совершенными, более эстетичными. Полная реализация целей и задач эстетического воспитания в процессе преподавания тех или иных учебных дисциплин предполагает эстетизацию педагогического процесса.
Эстетизация педагогического процесса предполагает также организацию сознательного и целеправленного эстетического влияния учителя на учеников.
При этом под эстетизацией педагогического процесса следует понимать эстетизацию всех элементов и отношений педагогического процесса.
Учитель должен чётко и однозначно знать и уметь, каким образом следует дидактически целесообразно влиять на формирование эстетического сознания и поведения учеников тем или иным средством.
Рисунок №1.Эстетическое влияние учителя на сознание и поведение школьников.
Центральным элементом, фигурой педагогического процесса является учитель. Относительно личности учителя эстетизация заключается в том, что его внешний вид (в смысле причёски, одежды, мимики, пантомимики и др.), а также его духовный облик должны соответствовать нормативным стандартам и требованиям эстетики, точнее педагогической эстетики. С этой точки зрения данные требования можно считать общими, поскольку они касаются всех учителей. С точки зрения педагогической эстетики духовный облик учителя проявляется в его отношении к жизни, к искусству, к литературе и так далее. При этом, если внешний вид учителя в данном случае выступает как формальный аспект данного элемента, то духовный облик является содержательным аспектом анализируемого элемента.
Соответствие формы и содержания, как внешняя, так и внутренняя гармония в данном случае педагогически целесообразны, поскольку они так же влияют на формирование эстетического сознания и поведения учеников.
Другим важным элементом педагогического процесса является средство обучения, также имеющее формальный и содержательный аспект.
Эстетизация данного элемента проявляется в эстетически правильном оформлении учебных книг, наглядных пособий, речи учителя и так далее, поскольку они играют далеко не последнюю роль в формировании представления о прекрасном и безобразном. Форма и содержание учебного материала должны соответствовать нормативным и стандартным научно-методическим требованиям педагогической эстетики. Это проявляется, прежде всего, в соблюдении всех правил и требований дидактических принципов всеми авторами учебных пособий, а также всеми учителями при подачи учебного материала. Учебная книга или же речь учителя, например, должны быть составлены с точки зрения дидактических принципов научности, связи обучения с жизнью , систематичности и последовательности, научности и т.д. грамотно и правильно, более того, они должны быть красочно оформлены и содержательно насыщенны , а форма и содержание должны содержать гармонию.
Если учебная книга, или же речь учителя соответствует научно-методическим требованиям, то их можно считать дидактически правильными и дидактически целесообразными. Нарушение правил и требований дидактических принципов при разработке средств обучения приводит к нарушению формы и содержания данного педагогического элемента, к нарушению их гармонии и, соответственно, снижению эстетической ценности средств обучения. Следовательно композиция формы и содержания,
их внешняя и внутренняя гармония при разработке средств обучения имеют эстетический эффект, в совокупности отражают эстетический оттенок анализируемого элемента.
Более того, язык учебных пособий и речь учителей должны соответствовать нормативным научно-методическим требованиям языковых правил, правил фонетики, грамматики , лексики и т . д , которые в комплексе определяют формальный и содержательной аспект речи. Поэтому будущие учителя, особенно учителя языковых дисциплин, должны владеть литературным языком на уровне стандартных современных требований.
Физиологически и психологически очень важна также эстетизация классного помещения, поскольку данный элемент педагогического процесса влияет на работоспособность как учителя, так и учеников, а также на их рабочий тонус. Поэтому в классном помещении должны быть созданы такие условия, которые способствовали бы созданию уюта, комфорта и рабочей атмосферы. Этого можно достичь при условии соблюдения, в первую очередь, санитарно-гигенических норм требования, а также ряда других организационных требований. Поэтому и классное помещение имеет определенную эстетическую ценность, которую никак нельзя игнорировать, поскольку оно также влияет на формирование эстетического сознания и поведения школьников. Об этом красноречиво свидетельствует опыт учителей - новаторов 80-х годов ХХ века (направления педагогики сотрудничества). Например, доска является важным составляющим компонентом классного помещения. Её эстетическая ценность, по нашему мнению, проявляется в её дидактической целесообразности. Так вот, как отмечает учитель-новатор В.Ф.Шаталов: «Доска у нас тоже особая : от стены и до стены, с общей площадью более 25 квадратных метров, а на верхнее - два скользящих крыла, которые могут располагаться по отношению к основной доске в шести различных положениях, не считая промежуточных вариантов»(5,30). На таких досках, как отмечает В.Ф.Шаталов, могут одновременно работать от 6-8 учеников до 12-15. Также дидактически целесообразно учителя-новаторы используют стены классного помещения, парты и другие составляющие компоненты классного помещения.
Для языковых учебных дисциплин, особенно иностранных языков, дидактически целесообразно создание лингафонных кабинетов, где будут монтированы современные видео-и аудио- технические устройства, а также компьютерные средства обучения, которые позволяют рационально и оптимально изучить иностранные языки.
Не менее важным звеном эстетизации педагогического процесса выступает эстетизация отношения учитель-ученик, ученик - ученики. Эстетизация данных отношений предполагает соблюдения правил педагогического этикета, правил педагогического такта, а также других правил приличия, имеющих место в отношении « человек-человек». Без соблюдения этих правил дидактического взаимоотношения нельзя достичь серьезного результата в педагогическом процессе. Деловое учебное сотрудничество между учителем и учениками, а также учеников между собой является высшей формой правления нравственно эстетического отношения между ними.
Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях прекрасным можно считать то, когда определенные научно- методические правила соблюдаются, соответственно, все делается правильно, и, наоборот, безобразным можно считать то, когда эти правила не соблюдаются, соответственно, учебно-воспитательный процесс совершается неправильно. Также эстетическая ценность дидактических элементов и отношений проявляется в их дидактической целесообразности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Киященко, Н.И, Лейзеров Н.Л: Эстетическое творчество/ Н.И Киященко. - М.: Знание,1984.-112с.
2.Краткий словарь по эстетике. Под общей редакцией М.Ф. Овсянникова и В.А. Разумного. - М.: Политиздат,1963-543с.
3.Неменский, Б. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания. Кн. для учителя/ Б. Неменский, .- М.: Просвещение, 1987-255с.
4.Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский, // Сост. и авт. вступит.очерков С. Соловейчик. - М.: Политиздат, 1985.-270с
5.Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается/ В.Ф.. Шаталов. - М. Педагогика, 1989-336с.
REFERENCES:
1. Kiyashenco N.I., Leizerov N.L. The aesthetics creation - M.: Znanie, 1984. - 112c.
2. Short glossary on aesthetics under the general editorship of M. F. Ovsyannicova and V.A. Razumnogo. - M.: Politizdat, 1963- 543p.
3. Nemensky B.M. The wisdom of beauty. About the problems of aesthetics bringing up The book for teacher - M.: Prosveshenie, 1987. - 255p
4.Sukhomlinsky V. A. about bringing up./ The compiler and the author of introductory articles S. Soloveychic. - M.: Politizdat, 1985.-270p.
5. Shatalov V.F. The experiment is going on - M.: Pedagogica, 1989.-336p.
Бархе аз масоили бе^инасозии таъсири зебоишинохтии муаллим ба хонандагон
дар раванди таълим
Вожа^ои калиди: тарбияи эстетики, таъсири эстетики, шуури эстетики, рафтори эстетики, эстетизатсия раванди педагоги, цоидауои илми-методи, воситауои тарбияи эстетики,
Дар мацола масъалауои самаранок гузаронидани уаёти маънавии мактаббачагон тавассути тарбияи эстетики мавриди барраси царор дода мешавад.
Гуфта мешавад, ки тарбияи эстетикии хонандагон ва ташаккули фаруанги эстетикии ощо дар раванди таълим тавассути вазифаи тарбиядиуандагии таълим амали мегардад. Х,ар як намуди фаъолият, аз цумла фаъолияти таълими, маърифати бояд дар асоси цоидауои илми-методи, ки меъёр, нишондиуандаи сифати маусулоти фаъолият маусуб меёбанд, ицро карда шавад.
Таъкид мешавад, ки забони китобцои дарси ва нутци муаллим бояд бо забони илми, равишшинохти, вожагон, авои ва цавоиди граматикиву гайра мутобицат дошта бошад. Вобаста ба ин уамон таълиму омузиш аълову, зебо уисобида, ки он ба риояи ин цоидауо такя намояд. Дар раванди таълим риоя карда нашавандцутби таълим цисобида мешавад, зеро риоя намудан ба ин цоидауо ба таври мусбат, аммо риоя накардан ба таври манфи ба сифати таълими таъсир мерасонанд.
Аз ин нуцтаи назар дар мацола уамчунин воситауои тарбияи эстетики мавриди назар гардиданд, аз цумла арзиши эстетикии намуди зоуирии омузгор, арзиши эстетикии воситауои аёнии таълим, арзиши эстетикии нутци омузгор, арзиши эстетикии дунёи ботинии омузгор, арзиши эстетикии синфхона, ки уамаи ощо дар мацмуъ ба шуур ва рафтори эстетикии хонандагон таъсири эстетики мерасонанд.
О некоторых вопросах оптимизации эстетического влияния учителя на учеников в процессе обучения
Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое влияние, воспитывающая функция обучения, эстетическое сознание, эстетическое поведение, эстетизация педагогического процесса, научно-методические правила, средства эстетического воспитания, эстетическая ценность духовного мира учителя, эстетическая ценность речи учителя В данной статье рассматриваются вопросы оптимизации духовной жизни школьников посредством эстетического воспитания.
Указывается, что эстетическое воспитание учеников и соответственно формирование их эстетической культуры в процессе обучения реализуется посредством воспитывающей функции обучения. любая деятельность, в том числе учебно-познавательная, должна выполняться в соответствии с научно-методическими правилами которые являются мерилом, показателем качества продукта деятельности.
Подчеркивается, что язык учебников и речь учителя должны соответствовать языковые научно-методическим лексическим, фонетическим, грамматическим правилам и.т.д. Изучив прекрасным следует считать то обучение, то преподавание и учение, которое опирается на соблюдение правил, и безобразным-то обучение, то преподавание и учение, в ходе которого эти правила нарушаются, поскольку соблюдение положительно, а нарушение отрицательно влияют на качество продукта обучения речевой деятельности.
В статье также отворится внимание на средства эстетического воспитания: эстетическую ценность внешнего вида учителя, эстетическую ценность духовного мира учителя, эстетическую ценность средств наглядности, эстетическую ценность классного помещения, которые в совокупности образуют эстетическое влияние на эстетическое сознание и эстетическое поведение учеников.
About some problems of rational use of aesthetical influence of teacher to pupils in
the process of teaching
Key words: aesthetic bringing up, aesthetic influence, bringing up function of teaching , aesthetic mentality, aesthetic , behaviour, aethetization of pedagogical process, scientific - methodics rules, means of aesthetic bringing up, aesthetic value of spiritual world of teacher , aesthetic value of teacher's speech
In the given article the problems of rationalization of spiritual world of schoolchildren by means of aesthetic bringing up are considered.
Aesthetic bringing up of pupils and accordingly forming of their aesthetic culture in the process of teaching is realizing by bringing up function of teaching. Any kind of activities, including teaching-cognitive, must be fulfilled according scientific- methodic rules, which are criterion, index of the quality of the product of activities. In reference to language teaching subjects -these are language scientific methodic rules - lexical, phonetic, grammatical, and also scientific - methodic rules connected with forms of speech activities- speaking, auding, reading and writing.
Proceeding from this supposition an excellent teaching is considered that teaching, which bases on keeping to these rules, and a bad teaching is considered that teaching in the process of which these rules are violated, since keeping to these rules positively, but violating these rules negatively influences on the quality of the product of teaching speech activities.
Proceeding from this supposition in the given article are also considered means of aesthetic bringing up as the aesthetic value of teacher's appearance, aesthetic value of spiritual world of teacher, aesthetic value of teacher's speech, aesthetic value of classroom, which in the aggregate organizes the aesthetic influence to aesthetic mentality and aesthetic behaviour of pupils.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Нацмидинова Та^мина Исмоиловна, омузгори кафедраи умумидонишгоуии забонуои хориции Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд). Email:[email protected]. Сведения об авторе:
Нажмидинова Тахмина Исмоиловна, преподаватель общеуниверситетской кафедры иностранных языков Худжандского государственного унверситета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистана, г. Худжанд). Email:[email protected]. Information about the author:
Najmidinova Tahmina Ismoilovna, a lecturer of the all-University department of foreign languages under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), Email:[email protected].