Научная статья
© Расторгуев В.Л., 2024
УДК 34
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ
Вячеслав Львович Расторгуев
Научный центр БДД МВД России vrastorguev3@mvd.ru
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения в контексте реализации целей в области устойчивого развития на глобальном уровне. Рассмотрена деятельность Организации Объединенных Наций, Всемирной Организации Здравоохранения и иных.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, цели в области устойчивого развития, дорожно-транспортный травматизм
Для цитирования: Расторгуев В.Л. О некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения на глобальном уровне // Современная наука. 2024. № 4. С. 29-35.
Original article
ON SOME ISSUES OF ENSURING ROAD SAFETY AT THE GLOBAL LEVEL
Vyacheslav L. Rastorguev
Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the consideration of issues of improving road safety in the context of implementing the Sustainable Development Goals at the global level. In this context, the activities of the United Nations, the World Health Organization and others are considered.
Keywords: road safety, sustainable development goals, road traffic injuries
For citation: : Rastorguev V.L. On some issues of ensuring road safety at the global level // Modern Science. 2024. № 4. P. 29-35.
Необходимость повышения безопасности дорожного движения признается Организацией Объединенных Наций и ее государствами-членами уже более 60 лет. На рубеже ХХ-ХХ1 веков мировая ситуация в данной области признана негативно прогрессирующей для большинства стран и несущей угрозу безопасности жизни и здоровью людей [1].
При этом комплексная системная работа стала проводиться на всех уровнях управления: глобальном, региональном, национальном чуть более 20 лет назад.
Безопасность дорожного движения является важным вопросом устойчивого развития, о чем свидетельствует его прямое включение в мировую Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [2].
Цель 3.6 предполагает снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в мире на 50% к 2020 году, а 11.2 - обеспечение доступа к безопасным, недорогим, доступным и устойчивым транспортным системам для всех к 2030 году.
Говоря об основных органах, в чьем ведении находится решение глобальных проблем дорожно-транспортного травматизма, в первую очередь, следует отметить ООН и Всемирную организацию здравоохранения [3].
Последняя получила мандат координатора вопросов безопасности дорожного движения во всем мире, поскольку вопросы дорожного травматизма неразрывно связаны с вопросами здравоохранения, а смертность от ДТП отнесена к внешним причинам смертности населения в соответствии с классификатором МКБ-10, разработанным ВОЗ.
ООН является главной мировой площадкой по обсуждению странами общемировых проблем: от вопросов безопасности до изменения климата.
Работа ведущего органа ООН - Генеральной Ассамблеи и принятие по итогам её заседаний соответствующих резолюций способствует улучшению качества жизни.
На постоянной основе такие резолюции принимаются и в отношении обеспечения безопасности дорожного движения.
В отношении вопросов безопасности дорожного движения принятая в марте 2010 года Резолюция 64/255 Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире», провозгласившая период 2011-2020 годов Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Десятилетие действий), способствовала стабилизации уровня смертности в результате ДТП во всем мире.
Благодаря совместно принятым обязательствам на глобальном уровне государства-члены ООН смогли включить вопросы повышения уровня дорожной безопасности в национальную политическую повестку дня на постоянной долгосрочной основе [3].
Принятие в мае 2011 года в соответствии с резолюцией 64/255 Генеральной Ассамблеи ООН Глобального плана Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2011-2020 годы (Глобальный план), разработанного Сотрудничеством ООН по безопасности дорожного движения (UNRSC)1, обеспечило общую основу
1 Создан в соответствии с резолюцией 58/289 Генеральной Ассамблеи от апреля 2004 года, признающей необходимость поддержки системой ООН
для деятельности, направленной на стабилизацию и последующее снижение прогнозируемого уровня дорожно-транспортного травматизма во всем мире к 2020 году.
Согласно Глобальному плану мероприятия в рамках Десятилетия действий должны проводиться на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях, при этом основное внимание должно уделяться действиям на местном уровне.
На национальном и местном уровнях странам рекомендовано осуществлять мероприятия в соответствии с пятью компонентами.
Компонент 1: управление безопасностью дорожного движения, в том числе путем соблюдения и/или полного выполнения правовых инструментов ООН и поощрения создания региональных инструментов по безопасности дорожного движения.
Компонент 2: более безопасные дороги и передвижение, в том числе путем повышения безопасности и качества защиты дорожных сетей на благо всех участников дорожного движения, особенно наиболее уязвимых (пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов).
Компонент 3: более безопасные транспортные средства, в том числе путем внедрения усовершенствованных технологий безопасности транспортных средств.
Компонент 4: более безопасные участники дорожного движения, в том числе путем разработки комплексных программ по улучшению поведения участников дорожного движения.
Компонент 5: реагирование после ДТП, в том числе путем повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации после ДТП и улучшения лечения и долгосрочной реабилитации жертв ДТП.
В резолюции 70/260 Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение безопасности дорожного движения в мире», принятой в апреле 2016 года, подтверждается принятие целевых показателей безопасности дорожного движения, в частности целевых показателей 3.6 и 11.2, и признается, что снижение дорожно-транспортного травматизма является неотложным приоритетом развития государства и общества в целом, поскольку ДТП, помимо того, что являются серьезной проблемой общественного здравоохранения, приводя к гибели и травмам людей, влекут за собой расходы и экономические потери, включая расходы на медицинское лечение, потерю производительности для тех, кто потерял трудоспособность, и время, которое члены семьи отрывают от работы или учебы для ухода за пострадавшим.
Резолюция также одобрила итоговый документ второй Глобальной конференции высокого уровня по безопасности дорожного движения, состоявшейся в ноябре 2015 года, - Бразилианскую декларацию по безопасности дорожного движения [4].
усилий по решению глобального кризиса дорожной безопасности. Председателем СБДД ООН является ВОЗ, а заместителями председателя - региональные комиссии ООН. Это неофициальный консультативный механизм, который с 2004 года объединяет международные организации, правительства, НПО и структуры частного сектора для координации эффективных мер реагирования на проблемы безопасности дорожного движения и предоставления руководств по передовой практике.
Резолюция предложила двум крупным конференциям по развитию - Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (Ха-битат III, Кито, Эквадор, октябрь 2016 года) и 9-й Глобальной конференции по укреплению здоровья (Шанхай, Китай, ноябрь 2016 года) - уделить должное внимание безопасности дорожного движения и устойчивой мобильности в целом с особым вниманием к потребностям уязвимых участников дорожного движения, включая людей с ограниченными возможностями.
Резолюция также призвала национальные правительства взять на себя ведущую роль в реализации связанных с безопасностью дорожного движения целей в области устойчивого развития (далее - ЦУР)и мероприятий Десятилетия действий, а также предложила международному сообществу активизировать как национальное, так и международное сотрудничество с целью достижения амбициозных целей, связанных с безопасностью дорожного движения.
В этом контексте также стоит отметить, что среди других целей и задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года цель 9, касающаяся создания устойчивой инфраструктуры, содействия инклюзивной и устойчивой индустриализации и стимулирования инноваций, актуальна в контексте транспортной инфраструктуры.
К сожалению, предпринятые действия и вложенные инвестиции оказались недостаточными для того, чтобы остановить или обратить вспять рост смертности в результате ДТП, и цель сокращения вдвое числа погибших и раненых в результате ДТП в мире к 2020 году недостигнута.
В соответствии с последним Глобальным докладом о состоянии безопасности дорожного движения, выпущенным ВОЗ в 2023 году, в 2021 году на дорогах погибли 1,19
меньше, чем в 2010 году, когда погибли 1,25 млн человек [5].
Составляемый каждые 3-5 лет ВОЗ рейтинг государств по смертности вследствие ДТП показал, что высокие показатели наблюдаются в экономически не развитых странах [6].
Только 10 стран, включая Российскую Федерацию, по оценкам ВОЗ, достигли цели по 50% сокращению смертности в результате ДТП в период с 2010 по 2021 год. Во многих странах по-прежнему не реализуется достаточно мер в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основные выявленные непосредственные проблемы включают: ограниченное применение эффективной политики и законодательства в области дорожной безопасности и минимальных стандартов для транспортных средств и дорожного строительства, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода; недостаточное финансирование глобальных инициатив в области дорожной безопасности, которое намного ниже оценочной суммы в $770 млн в год, необходимой для достижения снижения смертности и серьезного травматизма на дорогах, предусмотренного ЦУР, отсутствие системной работы в отношении борьбы с основными факторами аварийности.
При этом Всемирная организация здравоохранения выделяет пять основных факторов аварийности в дорожном движении: превышение скорости,
вождение в нетрезвом виде, неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Отмечено, что по состоянию на 2022 год только шесть стран имеют законы, касающиеся всех пяти ключевых факторов риска, которые соответствуют передовой практике ВОЗ [7].
Необходимо обратить внимание и на такую общую проблему, выделяемую многими учеными, как функционирование государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения [8].
С начала Десятилетия действий произошло значительное увеличение численности населения планеты, количества транспортных средств и размеров дорожных сетей мира.
Быстро развивающиеся технологии, увеличение плотности населения и рост городских районов, а также появление и рост микромобильности и использование услуг мобильности - вот некоторые из проблем, влияющих на бремя дорожно-транспортного травматизма в последнее десятилетие. После начала Десятилетия действий число погибших в ДТП достигло максимума в 2012 году (1,26 млн человек).
За этим последовало постепенное снижение, начавшееся в 2013 году и продолжившееся до 2021 года. Преимущественно устойчивая тенденция к снижению с 2010 года контрастирует с постепенной тенденцией к росту в течение 10-летнего периода, предшествовавшего Десятилетию действий.
Единственное заметное исключение из этих постепенных сдвигов можно увидеть в 2020 году, когда новая коронавирусная инфекция (СОУГО-19) ограничила передвижение во всем мире, и смертность значительно, хотя и временно, снизилась.
Как уже говорилось, в период с 2010 по 2021 год абсолютное число погибших в ДТП сократилось на 5%, при этом население планеты выросло почти на 1 млрд человек, или примерно на 13%. С учетом этого роста населения уровень смертности в результате ДТП также снизился - с почти 18 на 100 000 человек в 2010 году до 15 на 100 000 человек в 2021 году.
Аналогичным образом в период с 2011 по 2020 год увеличился глобальный парк автотранспортных средств на 160% (по отношению к базовому 2010 году). Четырехколесные транспортные средства составляют 85% мирового автопарка, а на двух- и трехколесные транспортные средства приходится 12%.
Количество двух- и трехколесных транспортных средств с механическим приводом увеличилось почти в три раза - на 175%. С 2011 года Глобальный рост происходит за счет регионов Юго-Восточной Азии - на 273%, Северной и Южной Америки - на 217%, Западно-Тихоокеанского региона - на 155% и Европейского региона - на 142%.
Этот рост соответствует данным Международной дорожной федерации, которые показывают увеличение плотности дорог во всем мире, но особенно в Африке и западной части Тихоокеанского региона.
На этом фоне можно наблюдать существенное снижение ежегодных показателей смертности на 100 000 автомобилей: с 79 смертей на 100 000 автомобилей в 2010 году до 47 смертей на 100 000 автомобилей в 2021 году, что составляет 41%.
Исследования показывают, что пандемия СОУГО-19 оказала значительное влияние на мобильность населения.
Ограничения на передвижение, связанные с пандемией, снизили риск ДТП, что отразилось на снижении уровня травматизма на дорогах. Что еще более важно для разработки политики, модели мобильности также реагировали на ограничения (и на опасения подвергнуться инфекции) более гибко, чем можно было бы ожидать.
Активная мобильность заменила автомобильный транспорт, в частности, велосипеды заменили общественный транспорт и автомобили. Многие местные власти быстро приспособились к этим изменениям, перераспределив дорожное пространство для безопасного передвижения на велосипедах.
Многие из временных защищенных велосипедных дорожек были сохранены, а стимул к инвестициям в инфраструктуру для активной мобильности радикально изменил структуру передвижения во многих городах в сторону более устойчивой мобильности.
Во всех странах наблюдалось падение объемов перевозок с марта 2020 года.
В связи с сохраняющейся негативной тенденцией в отношении мирового дорожно-транспортного травматизма в резолюции 74/299 Генеральная Ассамблея ООН объявила 2021-2030 годы вторым Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - второе Десятилетие действий), в рамках которого планируется снизить на 50% смертность и травматизм в результате ДТП в мире в период 2021-2030 годов.
Наделенная полномочиями главного координатора вопросов безопасности дорожного движения, ВОЗ взяла на себя инициативу совместно с региональными комиссиями ООН в период реализации десятилетий действий проводить мониторинг прогресса в области безопасности дорожного движения, достигнутый странами мира.
Для отслеживания прогресса реализации целей Глобального плана и цели 3.6 по сокращению вдвое смертности и травматизма в результате ДТП к 2020 году каждые два года Генеральный секретарь ООН принимал доклад о повышении безопасности дорожного движения в мире, подготовленный ВОЗ в консультации с региональными комиссиями Организации Объединенных Наций и другими партнерами Сотрудничества ООН по безопасности дорожного движения.
Выпускаемые доклады включали информацию о выполнении рекомендаций, содержащихся в резолюциях Генеральной Ассамблеи по повышению глобальной безопасности дорожного движения, включая описание деятельности и достижений глобального сообщества по безопасности дорожного движения в рамках каждого из пяти основных направлений во исполнение целей Десятилетия действий со времени представления предыдущего доклада, а также рекомендации, в том числе для Генеральной Ассамблеи.
Например, в докладах (А/70/386) 2015 и (А/72/359) 2017 годов проанализирована деятельность и мероприятия правительств и других заинтересованных сторон по выполнению рекомендаций, содержащихся в соответствующих резолюциях ООН, и достижению целей Десятилетия действий.
Обращалось внимание на проблему ДТП и их последствий для здоровья населения и развития, а также содержался призыв к принятию дополнительных мер, необходимых для достижения целей устойчивого развития по снижению смертности в результате ДТП, в частности, в отношении защиты уязвимых участников дорожного движения, принятия и обеспечения соблюдения надлежащих законов о безопасности дорожного движения и решения вопросов безопасности транспортных средств и инфраструктуры. В отчетах также признается необходимость увеличения финансирования для поддержки мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в течение Десятилетия действий и после него.
Кроме того, в мае 2016 года Всемирная ассамблея здравоохранения просила ВОЗ в сотрудничестве с другими учреждениями ООН, региональными комиссиями ООН содействовать процессу разработки совместно со всеми заинтересованны-
ми сторонами добровольных глобальных целевых показателей по ключевым факторам риска в целях сокращения уровня смертности на дорогах, в соответствии с чем в 2016-2017 годах ВОЗ приступила к разработке ряда таких глобальных целей. Кульминацией стало принятие комплекса из 12 добровольных глобальных целей в области обеспечения безопасности дорожного движения, по которым достигнут консенсус в ходе состоявшегося в г. Женеве 20-21 ноября 2017 года совещания государств-членов ВОЗ.
Каждое мероприятие представляет собой конкретную цель, которую должны достигнуть на глобальном уровне на основе совместных усилий отдельных стран, желающих внести свой вклад в достижение глобальных целей. При этом временным горизонтом для всех целевых показателей является 2030 год, за исключением первой цели, где речь идет о ее завершении к 2020 году. Исходный (базовый) показатель по всем целям выбран 2018 год (табл. 1).
Таблица 1
Добровольные целевые показатели глобальной безопасности дорожного движения
№ п/п Краткое название цели Полное название цели
1 Национальный план действий К 2020 году все страны разработают всеобъемлющий многосекторальный национальный план действий по обеспечению безопасности дорожного движения, в котором будут поставлены задачи с конкретными сроками их выполнения
2 Глобальная направленно сть К 2030 году все страны присоединятся к одному или нескольким основным правовым документам ООН по дорожной безопасности
3 Новые дороги К 2030 году все новые дороги будут соответствовать техническим стандартам для всех участников дорожного движения, которые учитывают безопасность дорожного движения, или будут иметь рейтинг «три звезды» и выше
4 Существующие дороги К 2030 году более 75% поездок по существующим дорогам будет осуществляться по дорогам, отвечающим техническим стандартам для всех участников дорожного движения, учитывающим безопасность дорожного движения
5 Стандарты в области транспортных средств К 2030 году 100% новых (определяемых как произведенные, проданные или импортированные) и подержанных транспортных средств будут соответствовать высоким стандартам безопасности, таким как рекомендуемые приоритетные правила ООН, глобальные технические правила или эквивалентные признанные национальные требования к эксплуатационным характеристикам
6 Превышение скорости К 2030 году сократить вдвое долю транспортных средств, движущихся с превышением установленного ограничения скорости, и добиться сокращения числа травм и смертельных случаев, связанных с превышением скорости
7 Мотоциклетные шлемы К 2030 году увеличить долю мотоциклистов, правильно использующих стандартные шлемы до почти 100%
8 Защита водителя и пассажиров К 2030 году увеличить долю водителей и пассажиров транспортных средств, использующих ремни безопасности или стандартные детские удерживающие устройства, до почти 100%
9 Вождение в нетрезвом виде К 2030 году в два раза сократить число ДТП и смертельных случаев, связанных с употреблением водителями алкоголя, или добиться сокращения числа происшествий, связанных с употреблением других психоактивных веществ
10 Отвлечение внимания на мобильный телефон К 2030 году во всех странах будут приняты национальные законы, ограничивающие или запрещающие использование мобильных телефонов во время вождения автомобиля
11 Профессиональные водители К 2030 году все страны должны ввести в действие правила, регулирующие время вождения и время отдыха профессиональных водителей и/или присоединиться к международным/ региональным правилам в этой области
12 Своевременная экстренная помощь К 2030 году все страны установят и достигнут национальные цели с тем, чтобы свести к минимуму промежуток времени между ДТП и оказанием первой профессиональной неотложной помощи
Достижение этих целей будет контролироваться в течение второго Десятилетия действий и потребует сбора и анализа данных каждым государством-членом по каждой из 12 целевых областей.
Безопасность дорожного движения зависит от поведения человека/водителя, безопасности транспортных средств, качества инфраструктуры и нормативной правовой базы.
Стоит отметить, что для учета человеческого фактора на глобальном, региональном и национальном уровне принят подход «Безопасная система» [9, 10, 11].
Концепция безопасной системы в контексте безопасности дорожного движения зародилась в Швеции и Нидерландах в 1980-х и 1990-х годах, когда ученые и политики начали ставить под сомнение преобладающее мнение о том, что безопасность участников дорожного движения в последней инстанции является их собственной ответственностью и что задача политики безопасности дорожного движения заключается в первую очередь в том, чтобы повлиять на поведение участников дорожного движения, чтобы они действовали безопасно в любое время.
Тем не менее по мере того, как продолжавшееся десятилетиями снижение числа смертельных случаев и тяжелых травм на дорогах выравнивалось, стало ясно, что преобладающее внимание к образованию, информации, регулированию и правоприменению больше не приносит прогресса.
Подход «Безопасная система» направлен на обеспечение безопасности транспортной системы всех участников дорожного движения, учитывает уязвимость людей к серьезным травмам в ДТП и признает, что система должна быть спроектирована таким образом, чтобы прощать человеческие ошибки.
Основными элементами этого подхода являются безопасные дороги, безопасные скорости, безопасные транспортные средства и безопасные участники дорожного движения, и все они должны быть учтены, чтобы устранить ДТП со смертельным исходом и уменьшить количество серьезных травм.
Основные факторы риска включают: превышение скорости; вождение под воздействием алкоголя и других психоактивных веществ; неиспользование мотошлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств; отвлеченное вождение; небезопасная дорожная инфраструктура; небезопасные транспортные средства; отсутствие надлежащего и своевременного оказания помощи после ДТП; несоблюдение правил дорожного движения.
Основные международные конвенции и другие документы, касающиеся безопасности дорожного движения, разработанные и принятые правительствами под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) [12], включают те, которые направлены на облегчение международного дорожного движения посредством принятия единых правил дорожного движения, документов, знаков и сигналов, гармонизации стандартов строительства и технического осмотра транспортных средств, безопасной перевозки опасных грузов и опасных материалов, установления времени вождения
и отдыха для профессиональных водителей и улучшения дорожной инфраструктуры (табл. 2).
Ряд этих инструментов, рассматриваемых как глобальные, открыты для присоединения не только государств-членов ЕЭК ООН, но и государств-членов Организации Объединенных Наций и любого другого государства, имеющего на это право, по приглашению [13].
Они являются юридически обязательными для тех государств, которые становятся их участниками. Как свидетельствует их членство, помимо того, что эти правовые инструменты важны для создания единообразных транспортных правил в европейских странах, они также применяются многими другими странами мира.
Таблица 2
Основные международные правовые инструменты, связанные с безопасностью дорожного движения, открытые для мирового членства
1 Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 года
2 Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 года
3 Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 года
4 Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 года
5 Соглашение о принятии согласованных технических правил Организации Объединенных Наций для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих правил Организации Объединенных Наций, от 1958 года
6 Соглашение о принятии единообразных условий проведения периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров, от 13 ноября 1997 года
7 Соглашение об установлении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, от 1998 года
К основным международным правовым документам по безопасности дорожного движения можно отнести следующие:
Конвенцию о дорожном движении от 19 сентября 1949 года. Вступление в силу: 26 марта 1952 года; подписавшие стороны: 19 (6 развивающихся стран); участники: 97 (57 развивающихся стран) [14].
Конвенцию о дорожном движении от 8 ноября 1968 года. Вступление в силу: 21 мая 1977 года; подписавшие стороны: 36 (12 развивающихся стран); участники: 75 (30 развивающихся стран).
Эти две конвенции направлены на облегчение международного дорожного движения и повышение безопасности дорожного движения путем принятия единообразных правил дорожного движения.
Среди прочего они требуют, чтобы страны признавали иностранные водительские удостоверения и принимали международные водительские удостоверения, образцы которых определяются соглашениями [15].
Ожидается, что к 2030 году около 60% населения планеты будет проживать в городах, а это означает, что растущий спрос на мобильность превысит возможности большинства существующих систем в этих районах.
Потребности в мобильности и системы для их удовлетворения должны продолжать развиваться с учетом возможностей, создаваемых технологическими инновациями, а также проблем, таких как влияние транспорта на изменение климата, а также смертность и травматизм в результате ДТП.
Продолжение работы на глобальном уровне по комплексному решению проблемы дорожно-транспортного травматизма будет способствовать выработке системных мер для их последующего внедрения на национальном уровне, что является актуальным для всех стран мира.
Список источников
1. Майоров В.И., Дунаева О.Н. «BENCHMARKING» как технология повышения качества в сфере безопасности дорожного движения: опыт зарубежных стран и России // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 13-18. EDN PNTPOV.
2. Resolution adopted by the General Assembly on 25.09.2015. 70/1. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. A/RES/70/1.
3. Прохорова А.М., Гордеева А.Д. и др. Современные зарубежные практики в области обеспечения безопасности дорожного движения: информационный обзор. ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2019.
4. URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/documents/un-road-safety-collaboration/brasilia_ declaration_en.pdf?sfvrsn=9e7f74fc_23 (дата обращения: 25.10.2024).
5. Global status report on road safety 2023. Geneva: World Health Organization; 2023. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
6. Копыл Д.В., Шубакин А.А., Поделякин А.А. Профилактика дорожно-транспортных происшествий // Безопасность дорожного движения. 2021. № 1. С. 21-25. EDN DXJCDF.
7. Баканов К.С., Гордеева А.Д. и др. Зарубежный опыт противодействия основным факторам риска в дорожном движении: учебное пособие. М.: ФКУ «Научный центр БДД МВД России», 2024. 180 с.
8. Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М.: Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, 1993. 168 с. EDN INMWXU.
9. Гордеева А.Д., Турищева А.А. Опыт реализации первого Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020) на примере Австрийской Республики // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 57-63. EDN NSGOAU.
10. Гордеева А.Д., Ясникова В.А. Становление и развитие международно-правовых отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения: инфор-
мационный обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 76 с.
11. Гордеева А.Д., Гусева А.А. Стратегическое планирование и правовое регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения в Бразилии // Безопасность дорожного движения. 2024. № 2. С. 64-70. EDN OQSLDK.
12. URL: http://www.unece.org/leginstr/trans.html (дата обращения: 25.10.2024).
13. URL: https://unece.org/2009 (дата обращения: 25.10.2024).
14. Классификация стран основана на группировке и составе статуса развития по статистике UNCTAD, дата генерации: 6 июня 2017 года // URL: http://unctadstat.unctad. org/EN/Classifications/DimCountries_DevelopmentStatus_ Hierarchy.pdfr (дата обращения: 25.10.2024).
15. Гордеева А.Д., Ясникова В.А. Становление и развитие международного нормативно-правового регулирования дорожного движения (анализ основных международных договоров XX века) // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1(28). С. 62-66. EDN GZAREP.
References
1. Mayorov V.I., Dunaeva O.N. «Benchmarking» quality improvement technology in the field of road safety: the experience of foreign countries and Russia // Road Safety.
2022. № 3. P. 13-18.
2. . Resolution adopted by the General Assembly on 25.09.2015. 70/1. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. A/RES/70/1.
3. Prokhorova A.M., Gordeeva A.D. et al. Modern foreign practices in the field of road safety: informational review. Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2019.
4. URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/documents/un-road-safety-collaboration/brasilia_ declaration_en.pdf?sfvrsn=9e7f74fc_23 (date of access: 25.10.2024).
5. Global status report on road safety 2023. Geneva: World Health Organization; 2023. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
6. Kopyl D.V., Shubakin A.A., Podelyakin A.A. Prevention of road accidents // Road Safety. 2021. № 1. P. 21-25. EDN DXJCDF.
7. Bakanov K.S., Gordeeva A.D. et al. Foreign experience in counteracting the main risk factors in road traffic: study guide. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2024. 180 c.
8. Rossinsky B.V. Organizational and managerial problems of functioning of the state system of road traffic safety. M.: Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 1993. 168 p. EDN INMWXU.
9. Gordeeva A.D., Turishcheva A.A. Experience of realization of the first Decade of Action for Road Safety (20112020) on the example of the Republic of Austria // Vestnik of Economic Security. 2022. № 2. P. 57-63. EDN NSGOAU.
10. Gordeeva A.D., Yasnikova V.A. Formation and development of international legal relations in the field of road safety: an informational review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»,
2023. 76 c.
11. Gordeeva A.D., Guseva A.A. Strategic planning and legal regulation of road safety in Brazil // Road Safety. 2024. № 2. P. 64-70.
12. URL: http://www.unece.org/leginstr/trans.html (date of access: 25.10.2024).
13. URL: https://unece.org/2009 (date of access: 25.10.2024).
14. URL: http://unctadstat.unctad.org/EN/Classifications/ DimCountries_DevelopmentStatus_Hierarchy.pdf (date of access: 25.10.2024).
15. Gordeeva A.D., Iasnikova V.A. Formation and development of international legal regulation of road traffic (analysis of the main international treaties of the xx century) // Road Safety. 2023. № 1. P. 62-66.
Информация об авторе
В.Л. Расторгуев - старший научный сотрудник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности
Научного центра БДД МВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293
Information about the author
V.L. Rastorguev - Senior Researcher of the Department of Scientific and Editorial Publishing Activities of Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293
Статья поступила в редакцию 28.10.2024; одобрена после рецензирования 05.11.2024; принята к публикации 12.11.2024. The article was submitted 28.10.2024; approved after reviewing 05.11.2024; accepted for publication 12.11.2024.