Научная статья на тему 'О некоторых вопросах инновационного развития республики Беларусь'

О некоторых вопросах инновационного развития республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хожемпо Валерий Владимирович

Статья раскрывает предпосылки формирования национальной инновационной системы Беларуси. Автор справедливо отмечает, что качество и эффективность функционирования национальной инновационной системы в значительной степени зависит от реализуемой инновационной политики и модели развития. Для интенсификации процессов инновационного развития в республике создаются институциональные и нормативно-правовые условия, совершенствуется система налогообложения. В статье подчеркивается, что успехи республики базируются на основополагающих принципах концепции формирования благоприятного инновационного климата, которые постепенно и последовательно реализует руководство страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article reveals the prerequisites for the formation of the national innovation system of Belarus. The author rightly notes that the quality and effectiveness of the functioning of the national innovation system largely depends on the implemented innovative policies and development models. To intensify the processes of innovation development in the republic are institutional and regulatory environments, improve the system of taxation. The article emphasizes that the success of the republic based on the fundamental principles of the concept of formation of the favorable climate for innovation that gradually and consistently been implementing the country's leadership.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах инновационного развития республики Беларусь»

УДК 338.2(476)

в в. Хожемпо о НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. Статья раскрывает предпосылки формирования национальной инновационной системы Беларуси. Автор справедливо отмечает, что качество и эффективность функционирования национальной инновационной системы в значительной степени зависит от реализуемой инновационной политики и модели развития. Для интенсификации процессов инновационного развития в республике создаются институциональные и нормативно-правовые условия, совершенствуется система налогообложения. В статье подчеркивается, что успехи республики базируются на основополагающих принципах концепции формирования благоприятного инновационного климата, которые постепенно и последовательно реализует руководство страны.

Ключевые слова: инновационная экономика, национальные инновационные системы, инновационная политика, транснациональные компании.

Vaiery Khozempo ON SOME ISSUES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract. The article reveals the prerequisites for the formation of the national innovation system of Belarus. The author rightly notes that the quality and effectiveness of the functioning of the national innovation system largely depends on the implemented innovative policies and development models. To intensify the processes of innovation development in the republic are institutional and regulatory environments , improve the system of taxation. The article emphasizes that the success of the republic based on the fundamental principles of the concept of formation of the favorable climate for innovation that gradually and consistently been implementing the country's leadership.

Keywords: innovative economy, national systems of innovation, innovation policy, transnational companies.

С первых дней после распада Советского Союза перед республикой стояла первоочередная задача сохранения жизнедеятельности хозяйственного механизма и недопущения скатывания страны в пучину социального хаоса. Эти события совпали со специфическим периодом развития мировой экономики - формированием новой, инновационной экономики, экономики основанной на знаниях. Главное ее отличие от традиционной экономики заключается в том, что материальные блага исчезают в процессе потребления, а знания, имеют способность к приращению. Таким образом, чем больше в обществе потребляется знаний, тем больше их становится. Следствием такого развития является повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и национальных экономик.

Руководство страны в лице одного из подписавших Беловежское соглашение С. С. Шушкеви-ча (бывший Председатель Верховного Совета Беларуси) и его соратников оказалось неспособно к созидательной деятельности, и решение острейших социально-экономических задач на несколько лет фактически отошло на второй план. Только с избранием на пост президента Республики А.Г. Лукашенко в стране начались мероприятия по возрождению и восстановлению научно-технического потенциала страны. Масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов и услуг наряду с растущей взаимосвязью рынков капитала и новых технологий усилением социальной ориентации новых технологий ведут к интенсивному насыщению национального рынка и стимулируют экспорт. Таким образом, инновационная экономика решает две задачи: повышает удовлетворе нность населения качеством жизни и наращивает валютные ресурсы, необходимые для дальнейшего своего роста и развития. И республика должна была с минимальными потерями включиться в эту конкурентную борьбу.

Формирование инновационной экономики опирается на изменения типа общественного воспроизводства, основу которого составляет национальная инновационная система (НИС). Мы разделя-

© Хожемпо В.В., 2014

ем точку зрения К. Фримена [4], рассматривающего национальные инновационные системы как сеть институтов в государственном и частном секторах, активное взаимодействие которых способствует созданию, импорту, модификации и распространению новых технологий. Следует отметить, что аналогичную трактовку понятия НИС можно найти и в документах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (1997 г.). В них национальная инновационная система описывается как совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые во взаимодействии друг с другом обуславливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства [5].

Особенность современного периода развития заключается в том, что, несмотря на локальный (национальный) характер институтов НИС, они ориентируют саму НИС на взаимодействие с региональной и глобальной экономикой. Главная цель создания и функционирования национальной инновационной системы заключается в обеспечении экономического развития и повышении качества жизни населения страны. Предпосылками формирования национальной инновационной системы Беларуси были и остаются высокий уровень технологической культуры производства (сохранившийся после распада СССР); эффективная система кадрового сопровождения (в республике существует Национальный банк данных перспективной молодежи, и на практике реализуется политика кадрового резерва); высокий уровень ГГ-технологий (эффективно работающие предприятия этого сектора экономики и Парк высоких технологий, региональные центры и бизнес-инкубаторы и т.д.); опыт реализации масштабных национальных и межгосударственных проектов; эффективные и адаптивные механизмы государственного стимулирования инновационной деятельности и другие факторы.

Качество и эффективность функционирования национальной инновационной системы в значительной степени зависит от реализуемой инновационной политики и модели развития. Инновационная политика Республики Беларусь призвана способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов и вытеснению устаревших, повышению конкурентоспособности продукции. В республике вполне осознают, что в экономике, базирующейся на знаниях, основой конкурентных преимуществ служат скорость получения новых знаний, скорость инноваций, интеграционные процессы, создание новых предприятий, венчурные стратегии и трудовые ресурсы. Система распространения знаний и информации встроена в систему производства и обмена знаниями, наука уже не является автономно функционирующей сферой деятельности [2].

Если попытаться дать более точную и полную характеристику белорусской модели развития, то, прежде всего, необходимо выделить сильную государственную власть, взаимодействие частного и государственного сектора, их взаимодополняющее влияние при сохранении лидирующей роли государства на стратегических направлениях хозяйственного развития; сильную социальную политику, ориентированную на вовлечение максимального числа граждан, организаций в деятельность по производству знаний и внедрению их в производство товаров и услуг [1]. Все эти факторы обеспечивают устойчивость белорусской модели развития. Однако следует констатировать, что стабильность поступательного развития Беларуси в значительной степени зависит от ситуации в экономике и политике России. И не только потому, что существенная доля внешнеторгового оборта завязана на Россию, но и потому что удалось сохранить пуповину советских кооперационных связей между российскими и белорусскими предприятиями, сложившимися еще в советский период.

Это обстоятельство диктует необходимость сопряжения инновационных систем двух государств, в рамках Союзного государства. В декабре 2014 г. исполнится полтора десятилетия со дня подписания Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений. И сегодня спустя годы после его создания оно является объектом пристального внимания как политиков, так и рядовых граждан не только двух стран, но и представителей третьих стран. И пусть его развитие в разных странах оценивается неоднозначно,

тем не менее, это не мешает двум народам идти по намеченному пути, преодолевая противоречия и трудности роста и развития.

Можно констатировать, что это межгосударственное объединение стало мощным катализатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве, особенно в сфере экономики. Именно благодаря ему возникло стремление других стран присоединиться к двум славянским республикам, что привело к созданию Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, а затем и Евразийского экономического сообщества. Знаменательно, что большой интерес к последнему проявляют не только страны СНГ, но приграничные с ним страны. Такое взаимодействие будет оказывать благотворное влияние на социально-экономическое развитие и научно-практический прогресс всех стран. Последнее обстоятельство играет особую роль, поскольку, как показывают эконометрические модели, 90 % и более прироста ВВП развитых стран обеспечивается за счет достижений научно-технического прогресса.

Белорусскую модель инновационного развития иногда называют мобилизационной. Скептики за пределами республики используют этот термин для подчеркивания чрезмерной активности государства в организации хозяйственной жизни. Специалисты же, объективно оценивающие экономическую и научно-техническую ситуацию на постсоветском пространстве, наоборот положительно отзываются о таких действиях белорусского руководства. Политика белорусского государства вполне отвечает рекомендациям международных организаций в области управления инновационным развитием: установление рамочных условий развития инновационного бизнеса; формирование стратегии инновационного развития экономики; научно обоснованное прогнозирование технологического развития и определение научно-технологических приоритетов; разработка и реализация программ развития инновационной инфраструктуры, а также мер по прямому и косвенному стимулированию инновационной деятельности [5].

По мнению председателя Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук, Нобелевского лауреата, академика Жореса Алферова, одним из источников динамичного развития Республики Беларусь и ее лидирующих позиций на постсоветском пространстве является высокотехнологичный базис основных отраслей промышленности. Высокие технологии занимают особое положение в экономической политике государства и являются следствием постоянного внимания к научному сообществу, Национальной академии наук Беларуси, которая не подвержена кавалерийским модернизационным преобразованиям, характерным для соседних с ней стран. Жорес Алферов подчеркнул, что самыми перспективными направлениями развития белорусской науки являются квантовая оптика и квантовая физика. «Но лично мне кажется, что у белорусов есть особый потенциал в биологии и применении физических исследований в этой области. В этом направлении мы можем учиться у белорусских коллег и делиться с ними своим опытом», - резюмировал он [6].

Беларусь активно использует возможности интеграционного сотрудничества с другими странами для наращивания темпов инновационного развития. Особенно активно оно развивается с Россией в рамках реализации научно-технических программ Союзного государства: «Разработка и освоение серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов для аппаратуры специального назначения и двойного применения», «Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов», «Повышение эффективности пищевых производств за счет переработки их отходов на основе прогрессивных технологий и техники» и целого ряда других.

Примечательным становится факт обсуждения вопросов, направленных на создание союзных транснациональных компаний (ТНК). Наиболее перспективными сферами для таких компаний реально могут стать нефтехимическая промышленность, военно-промышленный комплекс, тяже лое машиностроение, производство продуктов питания. Глубина переработки нефти на флагманах белорусской нефтехимической промышленности в Мозыре и Новополоцке самая высокая на постсовет-

ском пространстве. Необходимо особо отметить, что в Новополоцке производственное объединение «Нафтан» способно перерабатывать до 25 млн т нефти в год, выпуская более 75 наименований продукции, и является крупнейшим предприятием такого типа в Европе. В этом же ряду можно назвать и гродненский «Азот».

Машиностроительные предприятия Беларуси известны далеко за пределами республики. «БЕЛАЗ» занимает более трети мирового рынка большегрузных карьерных самосвалов. В сентябре был выпущен первый самый мощный в мире 450-тонный карьерный самосвал. Широко известны на постсоветском пространств и далеко за его пределами такие бренды автомобилей: МАЗ, тракторы «Беларусь», дорожная техника «Амкодор» и другие.

Создание союзных ТНК позволит существенно повысить конкурентоспособность белорусских и российских предприятий, будет способствовать укреплению их позиций на мировых рынках, вносить весомый вклад в бюджет Союзного государства Дело в том, что обладатели технологических преимуществ могут сохранить на некоторый период свою монополию на технологическое превосходство и извлечь из этого превосходства экономические выгоды. Глобальный кризис, в котором продолжает пребывать мировая экономика, создает окно возможностей для технологического прорыва. Не использовать эти возможности было бы, мягко говоря, неразумно.

Уместно в данном контексте привести одно из суждений И. Шумпетера об инновациях. Он писал, что инновации - это одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса, предпринимательства. Когда изменения происходят только на уровне техники, технологии, Шумпетер называет их изобретениями (т.е. вариантами новаций), и только когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями [3].

Нам представляется, что для многих стран, только ввергающихся в инновационную борьбу (к их числу можно отнести и страны СНГ), возможно, к месту будет упомянуть государством. Оно является, как правило, организатором фундаментальных исследований, а также катализатором и координатором всей деятельности по формированию инновационной экономики, привлекает к этому частный бизнес. Неслучайно сегодня много говорится о государственно-частном или частно-государственном партнерстве как важном факторе инновационного развития. Более того, без государственного участия создание инфраструктуры инновационного развития национальных инновационных систем вряд ли представляется возможным не только в странах догоняющего развития, к которым можно отнести и Беларусь, но и высокоразвитых стран.

В контексте создания НИС в России и Беларуси как обязательного компонента интегрирующихся экономик необходимо прежде всего максимально объективно оценить национальные инновационные ресурсы обеих стран, возможности их использования, так как страны действительно обладают значительным научно-образовательным потенциалом. К сожалению, имеющиеся фонды, банки и базы данных и знаний академических институтов, ведущих университетов, конструкторских бюро (КБ), НИИ и т.п. пока не в полной мере востребованы национальной экономикой, они представляют скорее потенциальное богатство.

Развитие инновационного потенциала невозможно без формирования благоприятного инновационного климата, и в Республике Беларусь имеются для этого хорошие предпосылки. Научно-технический комплекс представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности различных организационно-правовых форм, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность, подготовку кадров всех уровней квалификации. Пока в этой сфере доминируют государственные структуры, но уже сегодня предприятия малого и среднего бизнеса представляют научно-технические разработки, не уступающие мировым аналогам.

В стране сохранена и развивается фундаментальная наука, о перспективных областях которой речь шла выше. Развитая система высшего и среднего специального образования готовит специалистов для различных отраслей не только своей экономики, но и зарубежных стран, причем приток студентов постоянно растет. За последние пять лет их количество увеличилось в два раза и составило

почти 14 тыс. студентов из 88 стран. Наибольшей популярностью у иностранных студентов пользуются медицина и фармация - 22,6 %, технические специальности - 21,5 %, что еще раз подтверждает высокий научный потенциал Беларуси в перспективных отраслях инновационного развития, наличие важнейших прикладных исследований и разработок, высокий уровень промышленного потенциала, уникальных производственных и иных технологий, наличие высококвалифицированных научных работников и специалистов; информационной инфраструктуры, материально-технической и опытно-экспериментальной базы [9].

Богатый опыт концентрации усилий на решении важнейших социально-экономических, научно-технических и технологических проблем национального масштаба также свидетельствует о привлекательности республики для иностранных инвесторов. Достаточно привести успешное решение в кратчайшие сроки продовольственной проблемы. Сегодня Беларусь наряду с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией и Аргентиной является крупным поставщиками молочной продукции на мировые рынки (по разным оценкам и видам продукции от 11 до 25 %. Например, в общем объеме мировых поставок масла на долю Беларуси приходится 11%) [7].

Находясь в центре Европы, республика уделяла много внимания развитию транспортно-логистической и коммуникационной инфраструктуры. Сегодня дорожная сеть страны и бурно растущая сеть логистических центров стали визитной карточкой Беларуси.

Для интенсификации процессов инновационного развития в республике создаются институциональные и нормативно-правовые условия, совершенствуется система налогообложения. По данным последнего рейтинга Международной финансовой корпорации и Мирового банка «Doing Business-2014» (участвовало 189 стран) Беларусь заняла 63-ю позицию, уступив только Армении - 37-е место и Казахстану - 50-е место, оставив позади Кыргызстан - 68-е, Азербайджан - 70-е, Молдову - 78-е, Россию - 92-е, Украину - 112-е, Таджикистан - 143-е и Узбекистан - 146-е.

Успехи республики базируются на основополагающих принципах концепции формирования благоприятного инновационного климата, которые постепенно и последовательно реализует руководство страны. Главные из них - приоритетная направленность инновационной деятельности ориентированной на социально-экономическое развитие, приоритетность экономических методов воздействия на стимулирование инновационной деятельности, открытость и информированность о процессах поддержки инновационной деятельности, организация взаимодействия и координации инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Матюшков В. Научно-техническая и инновационная деятельность как инструмент реализации национальных проектов / В. Матюшков // Наука и инновации. - Минск: Белор. наука. - 2010. - № 11. - С. 42-45.

2. Стратегия инновационного развития экономики Республики Беларусь и роль науки и образования в этом процессе [Электронный ресурс] / Национальная академия наук Беларуси: Архив новостей: ноябрь 2010 года. - Минск, 2010. - Режим доступа: http://nasb.gov.by/rus/news/news2010nov.php.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - С. 91-92.

4. Freeman С. Technology Policy and Economic Performance. Pinter, London, 2007. - P. 41.

5. OECD. National Innovation Systems, OECD Publications, Paris, 1997.

6. Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.soyuz.by

7. Белорусский экономический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ekonomika. by/zanimatelnaya - ekonomika/perspektivnie-nishi-belarusi-na-mirovom-rinke-2

8. Электронный ресурс. - Режим дocтyпa:http://www.doingbusiness.org/

9. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/person/interview/Viktor-Jakzhik_i_0000514077.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.