Научная статья на тему 'Анализ государственной политики по формированию инновационной восприимчивости экономики'

Анализ государственной политики по формированию инновационной восприимчивости экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
INNOVATIVE ACTIVITY / STATE INNOVATION POLICY / INNOVATION SUSCEPTIBILITY / PROMOTION OF INNOVATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ ЭКОНОМИКИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тригубович Л. Г.

На современном этапе одной из ключевых задач Республики Беларусь является ускорение перехода национальной экономики на инновационный путь развития, что обусловлено ужесточением конкуренции, сокращением жизненного цикла инноваций, существенным изменением внешней среды, глобализационными процессами. Базовым свойством экономики, определяющим ее готовность к освоению и использованию инноваций для социально-экономического развития, является ее инновационная восприимчивость. От нее зависят и инновационная активность организаций, и заинтересованность общества в широком применении инноваций, и готовность инвесторов к вложению средств в инновационные процессы, имеющие высокую степень риска. В данной статье анализируется опыт ведущих стран мира по формированию инновационной восприимчивости экономики в рамках реализуемой государствами инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE POLICY ON FORMATION OF AN INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY OF ECONOMY

One of the key tasks of the Republic of Belarus is to accelerate the transition of the national economy to an innovative path of development. It is caused by competition toughening, reduction of life cycle of innovations, significant change of the external environment, globalization processes. The innovative susceptibility is basic property of economy which defines its readiness for development and use of innovations for social and economic development. The innovative activity of the organizations, interest of society in broad application of innovations, readiness of investors for investment of capital in innovative processes with a high risk depend on it. This article analyzes the experience of the leading countries in the formation of innovative susceptibility of the economy in the innovation policy.

Текст научной работы на тему «Анализ государственной политики по формированию инновационной восприимчивости экономики»

УДК 338.24

Л.Г. ТРИГУБОВИЧ, канд. экон. наук, доцент ученый секретарь ГНУ «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, Республика Беларусь

Статья поступила 5 апреля 2019 г.

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ

На современном этапе одной из ключевых задач Республики Беларусь является ускорение перехода национальной экономики на инновационный путь развития, что обусловлено ужесточением конкуренции, сокращением жизненного цикла инноваций, существенным изменением внешней среды, глоба-лизационными процессами. Базовым свойством экономики, определяющим ее готовность к освоению и использованию инноваций для социально-экономического развития, является ее инновационная восприимчивость. От нее зависят и инновационная активность организаций, и заинтересованность общества в широком применении инноваций, и готовность инвесторов к вложению средств в инновационные процессы, имеющие высокую степень риска. В данной статье анализируется опыт ведущих стран мира по формированию инновационной восприимчивости экономики в рамках реализуемой государствами инновационной политики.

Ключевые слова: государственная инновационная политика, инновационная восприимчивость экономики, стимулирование инновационной деятельности.

TRIGUBOVICH Larisa, Cand. of Econ. Sc., Associate Professor

Scientific Secretary of the Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus,

Minsk, Republic of Belarus

ANALYSIS OF THE STATE POLICY ON FORMATION OF AN INNOVATIVE SUSCEPTIBILITY OF ECONOMY

One of the key tasks of the Republic of Belarus is to accelerate the transition of the national economy to an innovative path of development. It is caused by competition toughening, reduction of life cycle of innovations, significant change of the external environment, globalization processes. The innovative susceptibility is basic property of economy which defines its readiness for development and use of innovations for social and economic development. The innovative activity of the organizations, interest of society in broad application of innovations, readiness of investors for investment of capital in innovative processes with a high risk depend on it. This article analyzes the experience of the leading countries in the formation of innovative susceptibility of the economy in the innovation policy.

Keywords: innovative activity, state innovation policy, innovation susceptibility, promotion of innovation.

Введение. В ведущих странах мира активность инновационных процессов является движущей силой экономического роста, обеспечивая инновационное преобразование экономики в условиях международной интеграции и глобализации. Перевод экономики на инновационный вектор развития предполагает качественный прогресс реального сектора, который выражается в распространенности и качестве

технологий, используемых в производстве и сфере услуг, динамике показателей производительности труда, эффективности производства, объема выпускаемой инновационной продукции, конкурентоспособности в целом. При этом инновационная деятельность является многофакторной, многообразной и сложно структурируемой, охватывает широкий спектр направлений, что, в свою очередь, требует

комплексности и последовательности в мерах государственной инновационной политики, обеспечивающей создание благоприятной среды для осуществления инновационных процессов.

Основная часть. Инновационная восприимчивость экономики напрямую зависит от тех институциональных условий, в которых формируется. Ключевыми факторами, определяющими ее характер и отражаемыми в инновационной политике, являются инновационный замысел и мотивация инновационной деятельности, которые задают импульс реализации конкретных инновационных проектов и определяют динамику происходящих процессов. Инновационный замысел демонстрируют принятые государством стратегические ориентиры инновационного развития, мотивация инновационной деятельности поддерживается разнообразными мерами прямого и косвенного регулирования экономического поведения субъектов, участвующих в инновационных процессах. Под их влиянием с помощью инноваций экономическая система приобретает качественно новые свойства. Какими именно будут эти свойства, зависит от выбора ключевых приоритетов в инновационном развитии, а также от того, насколько детально проработана государством инновационная политика и насколько планомерно органами власти реализуются меры по созданию условий осуществляемой инновационной деятельности, формированию благоприятной среды для реализации инновационных процессов.

Применяемые в странах принципы и подходы к управлению инновационным развитием определяют как специфику производственных и социальных процессов, так и уровень экономической независимости государств, их благосостояние и национальный статус. При этом критически важным аспектом для формирования инновационной восприимчивости экономики является система межорганизационных связей, выступающая в качестве основы для создания новых знаний и их диффузии [1, 2].

Мировая практика демонстрирует многообразие подходов к формированию инновационной восприимчивости экономики в рамках реализации государственной инновационной политики, эффективных в конкретных исторических, культурных и социально-экономических условиях.

Так, государственная инновационная политика ведущих стран мира (в первую очередь, США) базируется на использовании стратегии опережающего развития, первенстве в созда-

нии и использовании новых продуктов и технологий в целях обеспечения высокого уровня конкурентоспособности экономики страны и комфортности жизнедеятельности населения. Целью стратегии является глобальное лидерство, которое создает условия для развития человеческого капитала, гарантирует стабильность совершенствования производственной и технологической базы экономики, создает возможности для повышения жизненного уровня граждан посредством их самореализации в инновационной сфере. Это, в свою очередь, является весомым фактором формирования инновационной восприимчивости экономики на разных уровнях. Обеспечивается данный процесс путем широкого использования всевозможных механизмов косвенного стимулирования НТП.

В Европейском союзе инновационная политика строится на принципе сотрудничества стран и правительств. Ее специфика заключается в том, что основной объем выпускаемой продукции (до 90 %) предназначен для реализации на внутреннем рынке. В определенной степени это является фактором снижения инновационных рисков, а согласованность применяемых государствами Евросоюза инструментов и реализация совместных программ развития выступают ключевыми факторами успеха общей инновационной деятельности объединения. Наиболее эффективным механизмом в решении данных задач является создание и развитие кластеров (активно используются в Германии, Нидерландах, Финляндии, Дании и др.), при этом государство является непосредственным участником сетей. В результате в странах Евросоюза наблюдается превышение национальных инвестиций, вкладываемых в инновационные процессы, над прямыми иностранными инвестициями и инвестициями, вкладываемыми в зарубежный инновационный бизнес [3].

Влияние сетевого взаимодействия на инновационную восприимчивость экономики проявляется посредством создания участникам широкого доступа как к потенциалу той отрасли, в которой они непосредственно функционируют, так и к смежным сферам экономической деятельности. Это расширяет возможности и способы применения ресурсов, обеспечивает комплексность технологического решения проблем, ускоряет процесс внедрения и трансферта новых продуктов и технологий и, наконец, способствует увеличению количества инновационных проектов, в том числе, находящихся на стыке видов деятельности и техноло-

гий. Данный принцип также позволяет разделять инновационные риски и расходы на проведение научно-технических работ в рамках кластера.

Формирование инновационной восприимчивости экономики в Китайской Народной Республике обеспечивается посредством органичного сочетания традиционных культурных и мировоззренческих принципов с применяемой идеологической концепцией опережающего инновационного развития страны. Это позволяет сбалансировать технологические и общественные интересы, формировать и развивать человеческий капитал, поскольку во главу угла ставится задача гармоничного развития общества и динамичной реакции на инновационные вызовы в условиях стремительных научно-технологических перемен [4].

Значение науки и техники в Китае рассматривается как обязательное условие не только экономического и социального развития страны, но, в первую очередь, обеспечения национальной безопасности, поскольку выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, быстрое внедрение в производство, изучение и адаптация иностранных технологий укрепляют международную значимость китайских продуктов и технологий и позволяют им быть всемирно востребованными. Избранный руководством страны путь жестко регламентирован в утвержденных планах и программах, используемые в стране инструменты по поддержке инновационных процессов реализуются в строгом соответствии с избранным вектором инновационного развития, а их эффективность проверяется эконо-метрически. Такой подход, с одной стороны, повышает активность и заинтересованность непосредственных участников инновационных процессов, с другой - их ответственность за конечный результат принятых решений.

Южная Корея в своей инновационной политике определила ключевые сферы для инновационного прорыва и сделала ставку на создание крупных корпоративных структур с государственным участием, в которых будут аккумулироваться и финансироваться значимые для страны НИОКР. Концентрация и централизация капитала способствовала созданию финансово-промышленных групп (чеболей), представляющих собой многоотраслевые конгломераты и играющих значимую роль в экономике страны. Более 70 % национальных НИОКР выполняется в Корее такими компаниями как «Samsung», «Hyundai», «Phang Iron» и «POSCO», которым предоставлены значитель-

ные налоговые льготы. Это позволяет не только создавать новые продукты и технологии, но и способствует формированию принципиально новых технологических и рыночных ниш, технологических и логистических цепочек, что позволяет в долгосрочной перспективе удерживать и расширять рыночные позиции и конкурентное влияние Кореи в мировой экономике, повышая уровень технологичности. То есть, ключевым фактором формирования инновационной восприимчивости экономики Кореи является акцент в инновационной политике на обеспечение согласованности государственных приоритетов с интересами бизнеса, осуществляющего деятельность в сфере высоких технологий.

Бразилия в своей инновационной политике делает упор на обеспечение трансферта технологий от исследовательского центра до массового производства и широкое использование инноваций в повседневной практике. Для реализации этой цели в стране действует программа целевого финансирования Банком развития Бразилии предприятий, которые активно проводят НИОКР, внедряют эффективные бизнес-процессы, используют новую высокотехнологичную продукцию. В рамках мер по формированию инновационной восприимчивости следует также отметить поддержку иностранных прямых инвестиций, вкладываемых частными инвесторами в развитие бразильского производства, в первую очередь, в производство товаров широкого потребления, а также поддержку государством научно-технических исследований и производственных систем, представляющих смежные сектора. Это дает возможность реализации инновационных проектов, включающих широкий спектр задач, и способствует выходу проводимых научных исследований за пределы обслуживания специфических проблем, характерных для самой страны, что, в свою очередь, позволяет получать дополнительные источники финансирования и наращивать инновационный потенциал за счет международной торговли научными разработками [5, 6].

Как показывает анализ, основным трендом в инновационной политике в мире является усиление роли государства, которое обеспечивает целенаправленность происходящих в экономике инновационных преобразований. Данный тренд обусловлен следующими причинами: во-первых, государство формирует и обеспечивает реализацию общей стратегии социально-экономического развития, составной частью которой является инновационная стратегия; во-

вторых, оно определяет приоритетные области для инновационных преобразований в соответствии с глобальными и национальными трендами НТП; в-третьих, высокорисковый и высокозатратный характер инновационной деятельности вынуждает государство брать на себя обязательства по формированию и инвестированию крупных инновационных проектов. Тем самым активность государства в инновационной сфере позволяет смягчить состояние турбулентности в период структурной перестройки экономики и общественных интересов, в котором «рынок теряет долгосрочные ориентиры» [7].

Применяемые в странах меры государственного регулирования не являются неизменными. Степень участия государства в стимулировании инновационных процессов и инструменты механизма управления варьируются в зависимости от национальных интересов и динамики научно-технического прогресса. Основные способы воздействия правительств на формирование условий для инновационного развития экономики сконцентрированы в макроэкономической и структурной областях, охватывающих налоговую политику, регулирование и совершенствование рынка труда и рынка капитала, а также инфраструктуры образования и науки. Особое внимание в инновационной политике стран отводится глобализаци-онным и интеграционным процессам инновационного развития, которые отражаются в стратегических ориентирах государств, отношении к продуктовым и географических границам рынков, изменению логистических схем, а также к проблемам, вызванным технологическими изменениями.

В белорусском варианте реализации государственной инновационной политики, по нашей оценке, недостаточное внимание отводится комплексному характеру влияния инноваций на производственные, экономические, общественные отношения, а также на изменение мотивации субъектов экономики, которые проявляются в долгосрочном периоде. Если использование инноваций на микроуровне может быть несущественным для развития экономики, то широкое распространение глобальных инноваций (например, информационные технологии, робототехника) представляет собой новые процессы, которые заставляют пересматривать всю цепочку производственных и сопутствующих видов деятельности.

Заключение. В целом, исследование показывает, что положительно на формирование инновационной восприимчивости экономики

влияет целенаправленная многоуровневая поддержка государством инновационной деятельности, включающая:

определение вектора не только научно-технического развития экономики, но и ее инновационной трансформации в отраслевом и территориальном аспектах (обусловливает мотивацию к активной инновационной деятельности в конкретных областях);

прямое финансирование стратегически значимых инновационных проектов и осуществление государственных гарантий для наиболее значимых проектов (обеспечивает управляемость процессов и приоритетность государственных интересов в развитии секторов экономики);

создание действенной институциональной среды, обеспечивающей инновационную активность и взаимодействие субъектов экономики (способствует ускорению инновационных преобразований);

создание механизмов, обеспечивающих тесную связь между субъектами в системе «образование-наука-производство-бизнес» (расширяет информационно-технологический потенциал экономики);

создание инновационной инфраструктуры как эффективного формата взаимодействия государства и частного бизнеса в инновационном развитии регионов и территориальных межрегиональных комплексов.

Список литературы

1. Тригубович, Л. Г. Направления развития инновационной сферы Республики Беларусь / Л. Г. Тригубович. - Минск : Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2017. - 235 с.

2. Шумилин, А. Г. Открытая модель инноваций

в логистической системе / А. Г. Шумилин // Логистические отношения в сфере транспортных процессов : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию автотракторного факультета. - Минск : БНТУ, 2011. - С. 3646.

3. Хайт, М. High-tech малые и средние предприятия: проблемы и решения на опыте Европы / М. Хайт [Электронный ресурс]. -2006. - Режим доступа : https://gaap.ru/articles/high_tech_malye_i_sred nie_predpriyatiya_problemy_i_resheniya_na_o pyte_evropy/. - Дата доступа: 15.08.2018.

4. Константинова, М. А. Философские основы современного китайского образования / М. А. Константинова [Электронный ре-

сурс]. - 2011. - Режим доступа : www.gramota.net/materials/3/2011/4-1/18.html. - Дата доступа: 15.08.2018.

5. Симонова, Л. Н. Инновационная политика Бразилии / Л. Н. Симонова [Электронный ресурс]. -- Режим доступа : http://refleader.ru/jgeotrujgbewyfs.html. - Дата доступа : 14.08.2018.

6. Хожемпо, В. В. Бразилия: состояние, проблемы и тенденции инновационного развития / В. В. Хожемпо, В. А. Чернова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/braziliya-sostoyanie-problemy-i-tendentsii-innovatsionnogo-razvitiya. - Дата доступа: 13.08.2018.

7. Глазьев, С. Ю. Будущее России: новая индустриализация или сырьевая модель [Электронный ресурс] / Московский экономический форум. - 2013. - 20 марта Режим доступа : http://me-forum.ru/media/events/plenary-panel-discussion-ii/. - Дата доступа: 02.06.2018.

References

1. Trigubovich L.G. Napravleniya pazvitiya in-novacionnoy sferi Respubliki Belarus [Directions of development of innovative sphere of the Republic of Belarus], Minsk: Institut sis-temnih issledovaniy v APK NAN Belarusi [Minsk: The Institute of System Research in Agroindustrial Complex of NAS of Belarus], 2017, 235 p. (In Russian)

2. SHumilin A.G. Otkritaya model innovaciy v logisticheskoy sisteme [Open model of innovation in the logistics system]. Logisticheski-ye otnosheniya v sfere transportnih pro-cessov: materiali mezdunarodnoy nauchno-

prakticheskoy konferencii, posveshonnoy 60-letiyu abtotraktornogo fakulteta, Minsk: BNTU, 2011, p. 36-46.

3. Hayt M. High-tech valie I sredniye predpriya-tiya: problem I resheniya na opite Evropi [High-tech small and medium enterprises: challenges and solutions from Europe]. Available at: https://gaap.ru/articles/high_tech_malye_i_sr ednie

_predpriyatiya_problemy_i_resheniya_na_op yte_evropy (accessed 15.08.2018).

4. Konstantinova M.A. Filosofskiye osnovi sov-remennogo kitayskogo obrazovaniya [Philosophical foundations of modern Chinese education]. Available at: www.gramota.net/materials/3/2011/4-1/18.html (accessed 15.08.2018).

5. Simonova L.N. Innovacionnaya politika Brazilii [Brazil's innovation policy]. Available at: http://refleader.ru/jgeotrujgbewyfs.html (accessed 14.08.2018).

6. Hogempo V.V. Braziliya: sostoyaniye, problem I tendencii innovacionnogo razvitiya [Brazil: status, challenges and trends of innovative development]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7braziliya-sostoyanie-problemy-i-tendentsii-innovatsionnogo-razvitiya (accessed 13.08.2018).

7. Glazyev S.Y. Budushee Rossii: novaya industrializaciya ili sip'evaya model [The future of Russia: new industrialization or resource model] Available at: http://me-forum.ru/media/events/plenary-panel-discussion-ii/ (accessed 02.06.2018).

Received 5 April 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.