Научная статья на тему 'О некоторых ценностных аспектах правового воспитания личности в современной России'

О некоторых ценностных аспектах правового воспитания личности в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / PERSONALITY / LEGAL EDUCATION / SOCIAL VALUES / LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапенко Сергей Викторович

В статье рассматриваются ценностные аспекты правового воспитания и правового обучения в условиях современной России. Важными задачами правового воспитания являются формирование высокого уровня правовой культуры граждан, ориентированной на повышение их социально-правовой активности, активное участие в делах общества и государства и в совершенствовании правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапенко Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some valuable aspects of legal education of the personality in modern Russia

The article deals with axiological aspects of legal education in modern Russia. An important task of legal education is the formation of a high level of legal culture of citizens, focused on improving their socio-legal activity, and active participation in the affairs of society and state and the improvement of the legal system.

Текст научной работы на тему «О некоторых ценностных аспектах правового воспитания личности в современной России»

Потапенко Сергей Викторович

доктор юридических наук,

Кубанский государственный университет

(e-mail: [email protected])

О некоторых ценностных аспектах правового воспитания личности в современной России

В статье рассматриваются ценностные аспекты правового воспитания и правового обучения в условиях современной России. Важными задачами правового воспитания являются формирование высокого уровня правовой культуры граждан, ориентированной на повышение их социально-правовой активности, активное участие в делах общества и государства и в совершенствовании правовой системы.

Ключевые слова: личность, правовое воспитание, социальные ценности, правосознание.

S.V. Potapenko, Doctor of Law, Kuban State University; e-mail: [email protected] Some valuable aspects of legal education of the personality in modern Russia

The article deals with axiological aspects of legal education in modern Russia. An important task of legal education is the formation of a high level of legal culture of citizens, focused on improving their socio-legal activity, and active participation in the affairs of society and state and the improvement of the legal system. Key words: personality, legal education, social values, legal consciousness.

Проблемы правового воспитания в последние годы по праву стали предметом многих научных исследований. И это вполне объяснимо, ведь значение правового воспитания в развитии правовой системы общества трудно переоценить. В современном российском обществе правовое воспитание приобретает все более важное значение, поскольку от правовой воспитанности граждан в прямой зависимости находится успех всестороннего реформирования общества, развития правовой системы.

Проблемы правового воспитания в современном правоведении получают новое звучание. Их сложность и многоплановость предполагают использование многообразных методов. Аксиология права предлагает ряд возможностей для определения эффективных способов совершенствования правовоспитательного воздействия. С этой точки зрения освоение правовых ценностей представляется важнейшей целью и содержанием правового воспитания.

Современное понимание вопросов правового воспитания и обучения как систематической целенаправленной деятельности государственных органов, направленной на формирование правовой культуры и правосознания, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной

воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание - это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания [1, с. 84].

Сформировавшаяся в отечественной науке концепция правового воспитания объективно нуждается в новых теоретических разработках, касающихся аксиологических ее аспектов, в новом научном поиске. Перед обществом стоит проблема переосмысления системы правовых ценностей. Сейчас это воспитание должно быть направлено на идею правового государства с системой ценностей, в центре которой находятся личность и возможность реализации ее творческого потенциала.

Интерес как для теории, так и для практики правового воспитания представляет то, что оно рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле правовое воспитание понимается как общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственно-правовой атмосферы. В узком смысле правовое воспитание трактуется как один из видов общественной деятельности, которая выражается в целеустремленной и органи-

172

зованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитание правопослушных членов общества.

В современных обществах на первый план в правовой жизни постепенно выдвигается субъект как самостоятельная, творческая личность. Поэтому в правовоспитательной деятельности большое значение имеет правильное определение реальных потребностей и интересов людей, основанных на ценностных представлениях. Это качество оказывает прямое влияние на выработку уважительного отношения к закону и правовые убеждения. Можно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что существует определенная логическая последовательность смены ценностных моделей правового воспитания: вначале в центре личность, затем государство, впоследствии общество [2, с. 5].

Интересы и социально адекватные потребности личности должны становиться неотъемлемым компонентом формирования социально-ценностных установок. Аксиологический аспект правовоспитательного процесса состоит в том, чтобы все усилия субъектов правового воспитания были направлены на процесс формирования внутренней потребности человека в правомерном поведении, основанном на ценностном восприятии права и правовых учреждений.

В процессе правового воспитания следует учитывать, что содержание правового воспитания включает в себя следующие структурные компоненты: информирование о праве (информационный); формирование отношения к праву (оценочный); воспитание установки на правомерное поведение (регулятивный); воспитание чувства необходимости правомерного поведения (когнитивный); организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов (организационный) [3, с. 12].

Важно то, что само правовое воспитание нередко трактуется как целевое воздействие, направленное на формирование системы нравственно-правовых ценностей личности, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры. Сущность правового воспитания заключается в целенаправленном воздействии на структуру иерархии ценностей личности, в результате которого правовые ценности занимают максимально высокое положение. Важнейшей составляющей правового воспитания в связи с этим должен становиться ценностный аспект. В отличие от распространенных в современной науке взглядов, согласно кото-

рым правовая информированность выступает основной целью правового воспитания, ряд авторов вполне обоснованно считают необходимым, прежде всего, в процессе правового воспитания формировать ценностную установку на правомерное поведение и ценностное отношение к правовым явлениям вообще [4, с. 8].

Именно посредством правового воспитания возможно изменить представления человека о праве, научить его уважать закон, выработать потребность в правовом поведении, а следовательно, качественно преобразовать общество.

В литературе сформулированы цели правового воспитания: а) ближайшая цель - формирование системы правовых знаний; б) промежуточная цель - формирование правовой убежденности; в) конечная цель - формирование мотивов и привычек правомерного поведения [5, с. 26]. Нельзя не упомянуть и освоение правовых ценностей как важнейшую цель правового воспитания личности, в том числе применительно к современной России.

Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому нигилизму и идеализму.

Оперативная же цель правового воспитания, как представляется, - это правомерное поведение, т.е. строгое, точное соблюдение личностью юридических предписаний, ее активность в осуществлении предоставленных ей прав, высокий уровень ответственности. Правовое воспитание ориентировано на восприятие принципов права, правовых норм и их требований.

Воспитание представляет собой не просто трансляцию, передачу понятий, идей, убеждений, накопленных и сконцентрированных в социальном опыте предшествующих поколений. Оно, прежде всего, призвано способствовать верному отражению общественных условий жизни в сознании граждан, формированию в их поведении таких взглядов и установок, которые диктуются насущными потребностями развития общества. Такие взгляды и установки находят отражение в системе ценностей.

Еще одна важная задача правового воспитания состоит в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на

173

повышение их социально-правовой активности. Исходя из этой задачи, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России следующих компонентов:

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике;

г) привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет к совершению любых нарушений правовых норм [6, с. 48].

Не следует упускать из виду, что правовое воспитание, как, впрочем, и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая - в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании

1. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4.

2. Бабенко А.Н. Значение правовых ценностей для процесса правового воспитания // Вестн. Южно-Уральск. гос. ун-та. Сер.: Право. 2008. № 2.

3. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004.

4. Кравцов Р.В. Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

5. Головченко В. В. Эффективность правового воспитания: понятие, методика, критерии измерения. Киев, 1985.

6. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: учеб. пособие. Ростов н/Д, 1999.

указанных субъектов общественных отношений. Систему мер правового воспитания поэтому необходимо конструировать с особой четкостью, не допускающей постановки пространных задач и заведомо недосягаемых целей, устанавливая и используя не случайные, а их закономерные зависимости, придавая ей, с одной стороны, формализм, а с другой - творческий практицизм, что позволяло бы говорить не только о существовании собственно самого механизма правового воспитания, но и о его эффективности.

Итак, правовое воспитание - сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит ценностной составляющей. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через различные неправовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

1. Bugayenko Yu.Yu. Legal education of modern youth // Historical and social and educational thought. 2012. № 4.

2. Babenko A.N. The role of legal values for process of legal education // Bull. of the Southern Ural state university. Ser.: Law. 2008. № 2.

3. Dolgopolov O.A. Organization of legal education in modern Russia: auth. abstr.... Master of Law. Ryazan, 2004.

4. Kravtsov R.V. Legal education of the personality in the context of a law axiology: auth. abstr.... Master of Law. Chelyabinsk, 2006.

5. Golovchenko V. V. Efficacy of legal education: concept, technique, criteria of measurement. Kiev, 1985.

6. Baranov P.P., Russkih V.V. Actual problems of the theory of legal consciousness, legal culture and legal education: study aid. Rostov^n-Don, 1999.

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.