Научная статья на тему 'Роль правового воспитания и правового обучения в закреплении социально-правовых ценностей в правосознании личности'

Роль правового воспитания и правового обучения в закреплении социально-правовых ценностей в правосознании личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2537
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головченко Галина Александровна

Статья посвящена проблеме роли правового воспитания и правового обучения в закреплении социальных ценностей в правосознании. Основная задача правового воспитания состоит в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LEGAL EDUCATION AND LEGAL TRAINING IN THE STRENGTHENING OF SOCIAL AND LAW VALUES IN THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF PERSONALITY

This article is devoted to problem of the role of legal education and legal training in the strengthening of social values in the legal consciousness. The main target of legal education is to foster a high level of legal awareness of citizens, aimed at increasing their social and legal activity

Текст научной работы на тему «Роль правового воспитания и правового обучения в закреплении социально-правовых ценностей в правосознании личности»

1.3. РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРАВОСОЗНАНИИ ЛИЧНОСТИ

Головченко Галина Александровна, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета

Место учебы: Кубанский государственный университет

decanat-jf@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме роли правового воспитания и правового обучения в закреплении социальных ценностей в правосознании. Основная задача правового воспитания состоит в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности

Ключевые слова: личность, правовое воспитание, социальные ценности, правосознание

THE ROLE OF LEGAL EDUCATION AND LEGAL TRAINING IN THE STRENGTHENING OF SOCIAL AND LAW VALUES IN THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF PERSONALITY

Golovchenko Galina A., postgraduate student of Juridical faculty

Study place: Kuban state university

decanat-jf@mail.ru

Annotation: This article is devoted to problem of the role of legal education and legal training in the strengthening of social values in the legal consciousness. The main target of legal education is to foster a high level of legal awareness of citizens, aimed at increasing their social and legal activity

Keywords: personality, legal education, social values, legal consciousness

Значение правового воспитания в развитии правовой системы общества трудно переоценить. В современном российском обществе правовое воспитание приобретает все более важное значение, поскольку от правовой воспитанности граждан в прямой зависимости находится успех всестороннего реформирования общества, что становится особенно важным для претворения в жизнь идеи правового государства.

Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Проблемы правового воспитания в современном правоведении получают новое звучание. Их сложность и многоплановость предполагают использование многообразных методов. Аксиология права предлагает ряд возможностей для определения эффективных способов совершенствования правовоспитательного воздействия. С этой точки зрения освоение правовых ценностей представляется важнейшей целью и содержанием правового воспитания.

Следует отметить, что современное видение вопросов правового воспитания и обучения как систематической целенаправленной деятельности государственных органов, направленной на формирование правовой культуры и правосознание, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание - это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспита-ния.[3;84]

Существующая сегодня концепция правового воспитания объективно нуждается в новых теоретических разработках, касающихся аксиологических ее аспектов, в новом научном поиске. Перед обществом стоит проблема переосмысления системы правовых ценностей. Сейчас это воспитание должно быть направлено на идею правового государства с системой ценностей, в центре которой находится личность.

Современная теория правового воспитания предполагает рассмотрение его в широком и узком смысле. В широком смысле правовое воспитание рассматривается как общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственно-правовой атмосферы. В узком смысле правовое воспитание рассматривается как один из видов общественной деятельности, которая выражается в целеустремленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитание правопослушных граждан.

Различают следующие цели правового воспитания:

а) ближайшую цель - формирование системы правовых знаний;

б) промежуточную цель - формирование правовой убежденности;

в) конечную цель - формирование мотивов и привычек правомерного поведения.[4;26]

Следует указать и на освоение правовых ценностей как важнейшую цель правового воспитания личности.

Специфика правовоспитательной деятельности учитывает либо персоналистскую ориентацию в сфере правовых отношений, либо ориентацию на государство, либо ориентацию на общество. На первый план в правовой жизни постепенно выдвигается субъект как самостоятельная, творческая личность. Поэтому в правовоспитательной деятельности большое значение имеет правильное определение реальных потребностей и интересов людей, основанных на ценностных представлениях. Это качество оказывает прямое влияние на выработку уважительного отношения к закону и правовые убеждения. Можно предположить, что существует определенная логическая последовательность смены ценностных моделей правового воспитания: вначале в центре личность, затем государство, впоследствии общество.[1 ;5]

Потребности личности должны становиться неотъемлемым компонентом формирования социально-ценностных установок. Аксиологический аспект правовоспитательного процесса состоит в том, чтобы все усилия субъектов правового воспитания были направ-

Головченко Г. А.

РОЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

лены на процесс формирования внутренней потребности человека в правомерном поведении, основанном на ценностном восприятии права.

Содержание правового воспитания как процесса формирования правовой культуры личности включает в себя следующие структурные компоненты:

- информирование о праве (информационный);

- формирование отношения к праву (оценочный);

- воспитание установки на правомерное поведение (регулятивный);

- воспитание чувства необходимости правомерного поведения (когнитивный);

- организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов (организационный).[6;12]

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом, призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями и ценностями правового государства.[5;364]

Р.В. Кравцов рассматривает правовое воспитание как целевое воздействие, направленное на формирование системы нравственно-правовых ценностей личности, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры. Сущность правового воспитания заключается в целенаправленном воздействии на структуру иерархии ценностей личности, в результате которого правовые ценности занимают максимально высокое положение. Важнейшей составляющей правового воспитания должен становиться ценностный аспект. В отличие от распространенных в современной науке взглядов, согласно которым правовая информированность выступает основной целью правового воспитания, названный автор считает необходимым, прежде всего, в процессе правового воспитания формировать ценностную установку на правомерное поведение и ценностное отношение к правовым явлениям вообще.[7;8]

Именно посредством правового воспитания возможно изменить представления человека о праве, научить его уважать закон, выработать потребность в правовом поведении, а, следовательно, качественно преобразовать общество.

Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому нигилизму.

Конечная цель правового воспитания - правомерное поведение, т.е. строгое, точное соблюдение личностью юридических предписаний, ее активность в осуществлении предоставленных ей прав, высокий уровень ответственности. Правовое воспитание ориентировано на осознание восприятия принципов права, правовых норм и их требований.

Правовоспитательная деятельность является составляющей процесса формирования правового сознания обучаемых. Правовое воспитание представляет собой целенаправленный и управляемый процесс

организационно-идеологического воздействия социальных институтов на сознание и поведение, учитывающий объективное влияние общественной среды и саморазвитие личности. Воспитание представляет собой не просто трансляцию, передачу понятий, идей убеждений, накопленных и сконцентрированных в социальном опыте предшествующих поколений. Оно, прежде всего, призвано способствовать верному отражению общественных условий жизни в сознании граждан, формированию таких взглядов и установок в их поведении, которые диктуются насущными потребностями развития общества.[9;30-31]

Как представляется, основная задача правового воспитания состоит в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности. Исходя из этой задачи, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России таких компонентов, как:

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике;

г) привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет к совершению любых нарушений правовых норм.[2;48]

Правовое воспитание, как впрочем, и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая - в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.

Систему мер правового воспитания необходимо конструировать с особой четкостью, не допускающей постановки пространных задач и заведомо недосягаемых целей, устанавливая и используя не случайные, а их закономерные зависимости, придавая ей, с одной стороны, формализм, а с другой - творческий практицизм, что позволяло бы говорить не только о существовании собственно самого механизма правового воспитания, но и о его эффективности.

Таким образом, правовое воспитание - сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Еще в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через различные неправовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Список литературы:

1. Бабенко А.Н. Значение правовых ценностей для процесса правового воспитания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2008. № 2.

2. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: учебное пособие. Ростов н/Д, 1999.

3. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4.

4. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, методика, критерии измерения. Киев, 1985.

5. Гук А.А. Средства формирования правовой культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6(31).

6. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004.

7. Кравцов Р.В. Правовое воспитание личности в контексте аксиологии права: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

8. Певцова Е.А. Актуальные проблемы формирования правовой культуры юристов. М., 2010.

Reference list:

1. Babenko A.N. The role of legal values for process of legal education//Messenger of the Southern Ural state university. Series: Right. 2008. No. 2.

2. Baranov P.P., Russkih V. V. Actual problems of the theory of sense of justice, legal culture and legal education: manual. Rostov N / D, 1999.

3. Bugayenko Y.Y. Legal education of modern youth//Historical and social and educational thought. 2012. No. 4.

4. Golovchenko V. V. Efficacy of legal education: concept, technique, criteria of measurement. Kiev, 1985.

5. Guk A.A. Means of formation of legal culture of the personali-ty//World of science, culture, education. 2011. No. 6(31).

6. Dolgopolov O. A. Organization of legal education in modern Russia. Ryazan, 2004.

7. Kravtsov R. V. Legal education of the personality in the context of a right axiology. Chelyabinsk, 2006.

8. Pevtsova E.A. Actual problems of formation of legal culture of lawyers. M, 2010.

РЕЦЕНЗИЯ

научного руководителя на статью Головченко Галины Александровны «Роль правового воспитания и правового обучения в закреплении социально-правовых ценностей в правосознании личности» Важность и актуальность темы, избранной Г.А. Головченко для написания научной статьи, бесспорна. Правовое воспитание и правовое обучение играют важнейшую роль в развитии правовой системы государства. Еще более высокий уровень актуальности приобретает данная проблематика в современной России в связи с процессами глобализации, обострения межцивилизационных конфликтов. Поэтому обращение Г.А. Головченко к исследованию соответствующих вопросов представляется вполне оправданным и своевременным.

Г.А. Головченко в целом справилась с поставленными задачами. Автор совершенно правильно акцентирует внимание на недооценке роли правового воспитания и прежде всего самовоспитания в науке и практике.

Работа Г.А. Головченко не свободна и от недостатков. В частности, было бы желательно выдвинуть больше конкретных практических предложений по совершенствованию системы правового воспитания, в том числе на региональном уровне.

Данное замечание не носит принципиального характера и не влияет на общую позитивную оценку работы.

На основе вышеизложенного, статья Г.А. Головченко по своим основным содержательным и формальным параметрам отвечает требованиям, предъявляемым к работам подобного уровня и может быть опубликована в научном журнале.

Научный руководитель доктор юридических наук, декан юридического факультета Кубанского государственного университета

Жинкин Сергей Алексеевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.