Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СЕТЕТЕВОГО РЕТЕЙЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)'

О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СЕТЕТЕВОГО РЕТЕЙЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕТЕЙЛ / РЕТЕЙЛЕР / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГИОН / МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / RETAIL / RETAILER / RETAIL NETWORKS / COMPETITION / REGION / MODEL OF CONSUMER BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко Ирина Константиновна, Мищенко Валерий Викторович, Нестерова Анастасия Андреевна

В статье отражены некоторые тенденции, оказывающие существенное влияние на развитие и продвижение крупных торговых сетей, а также формат торговой недвижимости. Среди факторов особое внимание обращено на изменение моделей потребительского поведения в современных условиях. На основании данных рейтинговых исследований, проводимых независимыми организациями, проанализировано распространение торговых сетей в регионах и их влияние на экономику. В качестве конкретного примера охарактеризованы некоторые процессы и тенденции развития сетевого ретейла в Алтайском крае. Сделан вывод о наличии потенциала для развития дальнейшего торговли, в том числе с выходом на зарубежные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF NETWORK RETAIL IN MODERN CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY)

The article reflects some trends that have a significant impact on the development and promotion of large retail chains, as well as the format of retail real estate. Among the factors, special attention is paid to the change in consumer behavior models in modern conditions. Based on the data of rating studies conducted by independent organizations, the distribution of retail chains in the regions and their impact on the economy was analyzed. As a concrete example, some processes and trends in the development of network retail in the Altai territory are characterized. It is concluded that there is potential for the development of foreign trade, including access to foreign markets.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СЕТЕТЕВОГО РЕТЕЙЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)»

https://www.eccomasproceedia.org/conferences/thematic-conferences/compdyn-2017/5516

УДК 339.3 ГРНТИ06.71.15

О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СЕТЕТЕВОГО РЕТЕЙЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО

КРАЯ)

МИЩЕНКО ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Алтайский филиал, 656038, г. Барнаул, просп.

Ленина, д. 54, Россия E-mail:IKMischenko@fa. ru

МИЩЕНКО ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры региональной экономики и управления, Алтайский государственный университет, 656049, Алтайский край, г. Барнаул, просп. Ленина, д.61, Россия E-mail: ikmischenko@mail. ru

НЕСТЕРОВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА

магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», Алтайский государственный университет, 656049, Алтайский край, г. Барнаул, просп. Ленина, д.61, Россия

E-mail: an-nesterova@bk. ru

Аннотация. В статье отражены некоторые тенденции, оказывающие существенное влияние на развитие и продвижение крупных торговых сетей, а также формат торговой недвижимости. Среди факторов особое внимание обращено на изменение моделей потребительского поведения в современных условиях. На основании данных рейтинговых исследований, проводимых независимыми организациями, проанализировано распространение торговых сетей в регионах и их влияние на экономику. В качестве конкретного примера охарактеризованы некоторые процессы и тенденции развития сетевого ретейла в Алтайском крае. Сделан вывод о наличии потенциала для развития дальнейшего торговли, в том числе с выходом на зарубежные рынки.

Ключевые слова: ретейл, ретейлер, торговые сети, конкуренция, регион, модель потребительского поведения.

ON SOME TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF NETWORK RETAIL IN MODERN CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI

TERRITORY) Irina K. Mischenko

candidate of Economics, docent, associate professor at the Department of «Economy, management and marketing» in Altai branch of Financial university under theGovernment of Russian Federation, Barnaul, Lenin Avenue, d. 54, Russia

E-mail: IKMischenko@fa.ru Valery V. Mischenko candidate of Economics, docent, associate professor at the Departmentof regional Economics and management of Altai State University,656049, Barnaul,

Lenin Avenue, d. 61, Russia E-mail: ikmischenko@mail. ru Anastasia A. Nesterova master's degree in " State and municipal management» of Altai StateUniversity,656049, Barnaul, Lenin Avenue, d. 61, Russia

E-mail: an-nesterova@bk.ru

Annotation. The article reflects some trends that have a significant impact on the development and promotion of large retail chains, as well as the format of retail real estate. Among the factors, special attention is paid to the change in consumer behavior models in modern conditions. Based on the data of rating studies conducted by independent organizations, the distribution of retail chains in the regions and their impact on the economy was analyzed. As a concrete example, some processes and trends in the development of network retail in the Altai territory are characterized. It is concluded that there is potential for the development of foreign trade, including access to foreign markets.

Key words: retail, retailer, retail networks, competition, region, model of consumer behavior.

Сегодня уровень социально-экономического развития России во многом зависит от сферы услуг, в которой ключевую роль играет розничная торговля. В мире глобализации экономические процессы претерпели существенные изменения, одним из которых стал сетевой ретейл.

Слово «retail» в переводе с английского означает «продавать в розницу». Новизна этого явления для России отражается даже в написании самого термина. Только в 2012 году это понятие появилось в словарях. В орфографическом словаре РАН под редакцией В.В. Лопатина [1] термин пишется как «ретейл», но узкоспециализированных словарях и справочниках, в поисковиках, а также в повседневной речи чаще употребляется «ритейл». Профильные СМИ используют оба варианта, так, например, РБК и Forbes апеллируют термином «ретейл», тогда как «КоммерсантЪ» и «Ведомости» пишут «ритейл». Различия в написании у отдельных авторов можно увидеть и в приведенном в конце статьи библиографическом списке.

Синонимом ретейла формально является розничная торговля, обозначающая продажу товаров небольшим количеством, поштучно через предприятия розничной торговли. Однако на практике термин ретейл получил несколько иное содержание: он характеризует розничную торговлю, ориентированную на массового покупателя. Это связано с процессами развития рынка, сопровождающимися укрупнением компаний, появлением торговых сетей. Сетизация розничной торговли является закономерным процессом, который предоставляет бизнесу возможность расширяться и укреплять позиции в условиях глобализации и усилении конкуренции. Развитие сетей обусловлено снижением тарифных и нетарифных издержек, позволяющих компаниям увеличивать объемы зарубежных поставок; развитием информационных технологий, дающих возможность более эффективно управлять бизнес-процессами; финансовой глобализацией, обеспечивающей беспрепятственное движение капитала; созданием и ускорением внедрения новых технологий и т.д.

В России розничные сети появились в 1993 году в Москве, после чего самые крупные из них стали распространяться по территории всей страны. В настоящее время главные центры управления ретейлом располагаются в Москве и Санкт-Петербурге, а розничные сети занимают значительную долю рынка Российской Федерации. В рейтингах самых крупных частных компаний России, предприятия торговли находятся на лидирующих позициях, не отставая от нефтяных гигантов. Такие крупные игроки имеют широкое распространение по регионам РФ, оказывая значительное влияние на местные рынки и вытесняя более слабых региональных конкурентов. По прогнозам аналитиков, в среднесрочной перспективе следует ожидать роста темпов освоения регионов со стороны национальных и иностранных сетевых торговых компаний. Это может осуществиться, во-первых, путем поглощения ими региональных компаний, а во-вторых, вследствие собственного органического роста. Постоянно обостряющаяся конкуренция ставит сетевых ретейлеров перед необходимостью непрерывного увеличения доли рынка или, как минимум, ее удержания. Именно крупные объемы производства и продаж обеспечивают так называемый эффект масштаба выпуска, позволяя сетевикам снижать текущие затраты и оставаться конкурентоспособными по соотношению цена/качество, несмотря на возможное приращение транзакционных издержек, прежде всего за счет переговоров с поставщиками.

Развитие сетевого ретейла имеет как свои преимущества, так и недостатки [2].

К преимуществам сетевого ретейла можно отнести:

- возможность снижения закупочных цен за счет больших объемов партий товаров и на этой основе установление более низких, чем у конкурентов, розничных цен на товары для конечных потребителей;

- стимулирование развития розничной торговли в регионе;

- предоставление производителям возможностей расширения географии присутствия;

- предложение покупателям широкого ассортимента различных групп товаров и услуг, сконцентрированных в конкретном месте;

- гарантированное наличие базового ассортимента товаров и услуг в конкретной торговой точке сети, независимо от места ее расположения;

- перечисление крупными региональными розничными сетями значительных сумм налога в региональные бюджеты.

Недостатки торговых сетей:

- диктат производителям, нередко навязывание невыгодных условий сотрудничества и, как следствие, замедление их развития;

- организация сотрудничества преимущественно с крупными предприятиями-производителями и, соответственно, ограничение развития средних и малых фирм;

- предложение покупателям стандартного, усредненного ассортимента товаров и услуг на рынке, фактически ограничивая им свободу выбора;

- использование методов недобросовестной конкуренции, приводящих к разорению и закрытию небольших розничных торговых точек;

- возможность отказа в любой момент времени от поставленного товара и возврата его поставщику;

- склонность иностранных сетей к сотрудничеству с иностранными же поставщиками, ограничение возможностей сбыта отечественных товаров.

Распространение и влияние торговых сетей на экономику постоянно возрастают, о чем свидетельствуют рейтинговые исследования, проводимые независимыми организациями. Так, РБК ежегодно предоставляет рейтинг 500 крупнейших по выручке компаний России. Сводные данные рейтинга за 2018 год, характеризующие 20 крупнейших по размеру выручки сетевых торговых компаний России, представлены в таблице 1 [4].

Таблица 1- 20крупнейших по выручке сетевых торговых компаний России в

2018 г.

Компания Место Место в Место среди Выручка Прибыль

регистрации рейтинге компаний (млрд (млрд

РБК торговли руб) руб)

X5 RetailGroup Москва 7 1 1295 31

Магнит Краснодар 9 2 1143 36

Лента Санкт-Петербург 31 3 365 13

Ашан Мытищи иностранная компания 4 294 3,777

Дикси Групп Москва 45 5 283 -6,014

Метро кэш энд Москва иностранная 6 232 4,542

керри компания

Леруа Мерлен Мытищи иностранная 7 227 5,131

Восток компания

«Красное и Челябинск 60 8 210

белое»

М.Видео Москва 62 9 198 6,954

ДНС Групп Владивосток 63 10 198

Группа О кей Москва 66 11 177 3,167

Объединенная Москва 81 12 158

компания

Связной

Евросеть

«Эльдорадо» Москва 114 13 110 0,321

Детский мир Москва 126 14 97 4,844

Спортмастер Москва 128 15 95 15

Икеа Дом Химки иностранная компания 16 92 3,078

Гиперглобус Видное иностранная компания 17 88 3,903

Fix Price Москва 146 18 81 3,343

Л'Этуаль Москва 148 19 80 8,423

Мария-Ра Барнаул 149 20 79 2,411

Источник: Составлено по данным РБК: 500 крупнейших по выручке компаний России [Электронный ресурс]. - URL: - https://www.rbc.ru/rbc500/

Из данных таблицы 1 видно громадное доминирование в российской экономике торговых сетей, зарегистрированных в столице: в 2018 году на их долю приходилось 67,8% общей выручки 500 крупнейших компаний России -участниц рейтинга РБК. На втором и третьем местах — Краснодарский край с долей в выручке лишь 4% и Санкт-Петербург - 3,6%. В пятерку также вошли Подмосковье (3%) и Татарстан (2,8%). Следует отметить, что рейтинг лидеров в 2017 г. выглядел так же [3].

Практически аналогичные результаты демонстрирует анализ количества крупных торговых компаний, зарегистрированных в регионах: в Москве 49%, Петербурге —6,6 и в Подмосковье — 4,6% участников рейтинга. Из полученных данных можно сделать вывод, что крупнейшие компании зарегистрированы в основном в Москве и, следовательно, их филиалы в регионах не пополняют налогами региональный бюджет; хотя нельзя недооценивать их влияние на процессы создания рабочих мест и обеспечение занятости населения. Из-за хорошо структурированной работы с поставщиками, раскрученности брендов, использования прогрессивных технологий, сетевые ретейлеры легко распространяют своё влияние на регионы России, часто вытесняя местных производителей и продавцов.

Рассмотрим процессы и тенденции развития сетевого ретейла в регионах на примере Алтайского края.

В структуре ВРП Алтайского края наибольший удельный вес занимают обрабатывающие производства промышленности, далее идут оптовая и розничная торговля [4, с. 30].Развитие потребительского рынка Алтайского края характеризуется стремительным ростом розничной торговли и общественного питания, главным образом за счет прихода крупных сетевых торговых компаний. Из представленного выше рейтинга в Алтайском крае присутствуют 15 из 20 крупных сетей.

По данным международной информационной группы «Спарк», Алтайский край в 2017 году занимал 20-е место среди регионов России по количеству компаний (32878 единиц) и 27-е место - по суммарной выручке компаний в общем объеме около 1,2 трлн руб.

Рейтинг 20 крупнейших городов и районов Алтайского края по выручке компаний по всем отраслям и видам экономической деятельности представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Рейтинг городов и районов Алтайского края по выручке компаний по всем отраслям и видам деятельности в 2017 году_

№ Город, район Количество Средняя Общая Доля в

компаний, выручка, выручка, общей

единиц млн руб. млн руб. выручке, %

1 г. Барнаул 32878 24,59 808422,17 67,64

2 г. Бийск 5160 19,20 99066,83 8,29

3 г. Заринск 462 163,19 75392,99 6,31

4 г. Новоалтайск 1399 23,88 33410,29 2,80

5 г. Рубцовск 1736 11,74 20388,32 1,71

6 г. Алейск 231 43,07 9949,64 0,83

7 Павловский район 365 26,12 9534,40 0,80

8 Благовещенский район 226 36,25 8193,41 0,69

9 Рубцовский район 185 30,35 7095,37 0,59

10 г. Белокуриха 324 21,83 7072,79 0,59

11 Первомайский район 601 10,87 6533,63 0,55

12 Зональный район 133 47,43 6308,43 0,53

13 Бийский район 468 13,53 6195,32 0,52

14 Каменский район 426 13,47 5740,33 0,48

15 Советский район 191 25,38 4848,02 0,41

16 Целинный район 170 27,47 4670,65 0,39

17 Хабарский район 149 29,32 4369,15 0,37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Тальменский район 384 10,98 4217,95 0,35

19 Поспелихинский район 205 19,65 4027,37 0,34

20 Алтайский район 316 12,66 3999,36 0,33

Источник: Составлено авторами по данным Международной информационной группы «Спарк» [Электронный ресурс]. - URL:http://www.spark-

interfax.ru/ru/statistics/region/01000000000 (Дата обращения 12.11.2019)

Данные таблицы 2 наглядно показывают, что подавляющая часть выручки компаний региона (67,64%) сосредоточена в столице Алтайского края - г. Барнауле. С определенной долей иронии можно утверждать, что Алтайский край с центром в Барнауле в миниатюре воспроизводит российскую модель с центром в Москве.

Среди предприятий Алтайского края можно выделить несколько крупных торговых сетей. Приведенный ниже в таблице 3 рейтинг розничных торговых компаний Алтайского края составлен на основе рейтинга «100 крупнейших компаний Алтайского края в 2017 г. (по объему реализации) журнала «Эксперт Сибирь».

Таблица 3 - Крупнейшие компании розничной торговли Алтайского края в 2017 году____

Компания Место по объему Чистая прибыль, Темп роста

(населенный пункт) реализации среди млн руб. прибыли,

компаний предприяти 2016 г. 2017 г. 2017/2016

торговли й края %

Розница К-1, 1 1 2631,3 2411,0 91,63

Мария Ра (Барнаул)

Торговая сеть «Аникс» 2 10 102,2 91,7 89,73

(Бийск)

«Новекс» (Барнаул) 3 13 80,5 122,6 152,30

Прайд А 4 17 12,3 7,9 64,23

ГК «Аникс» (Бийск)

Торгсервис 22 5 35 25,2 22,1 87,70

(сеть магазинов

"Светофор", Барнаул)

Торговая группа "Альтерра" (Барнаул) 6 43 3,9 9,5 243,59

"Торговый дом Копейка. 7 72 31,5 5,1 16,19

РУ" (Барнаул) X5 Retail Group

Источник: Составлено и рассчитано авторами на основе: Рейтинг 100 крупнейших компаний Алтайского края в 2017 году (по объему реализации) // Эксперт Сибирь, 05 декабря 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://expert.ru/ratings/rejting-100-krupnejshih-kompanij -altajskogo-kraya-v-2017-godu-po-ob_emu-realizatsii/

В основном торговые сети Алтайского края распространяют свою деятельность в пределах Сибирского федерального округа. Так, торговый дом «Аникс» насчитывает более 160 магазинов в Алтайском крае и в Республике Алтай, магазины «Новэкс» расположены в 7 субъектах Федерации. В отличие от других регионов, например, Томской области, алтайские сети не занимаются производством, а осуществляют только розничные продажи [5, с. 41].

Самое крупное предприятие Алтайского края - торговая сеть «Мария-Ра». В 2018 году в рейтинге РБК она вошла в двадцатку крупнейших по объему выручки сетевых торговых компаний России, освоив за время существования 253 населенных пункта Западной Сибири и открыв 1106 торговые точки. Помимо Алтайского края, ретейлер присутствует в Республике Алтай, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях. Численность занятых в торговой сети составляет около 20 тыс. человек. В 2018 году Мария Ра перечислила в региональный бюджет более 8 млрд руб. налогов и взносов [6], что еще раз подтверждает эффективность развития сетевых магазинов в регионе.

Необходимо особо отметить, что продвижение алтайской компании и завоевание ею собственной рыночной ниши сопровождалось достаточно активным сопротивлением со стороны потенциальных и фактических

конкурентов. В 2011 году всемирно известная американская торговая сеть Wal-Mart обвинила компанию «Мария-Ра» в плагиате товарного знака, посчитав зарегистрированный ею торговый лозунг «Плати меньше - живи лучше» переводом английского слогана Wal-Mart «Save money. Live better» («Береги / Экономь деньги»), однако Роспатент признан обвинение необоснованным [7]. В 2015-2016 годах Федеральная антимонопольная служба провела несколько разбирательств, выявив у компании «Мария-Ра» превышение законодательно установленного порога присутствия в ряде районов Республики Алтай и Кемеровской области. Однако это не останавливает ретейлера в освоении новых рынков: в 2020 году сеть торговых площадей «Мария-Ра» появится в Красноярском крае [8].

На новые рынки выходят и другие ретейлеры. В феврале 2020 года торговая сеть «Пятерочка» начнет работать в Калининграде. X5Retail Group планирует открыть как минимум 15 магазинов, а если найдутся подходящие площади, то и больше.

Не все региональные компании могут выдержать конкуренцию со стороны крупных торговых сетей. Так, в2017 году новосибирская компания «Холидей» была вынуждена выставить на продажу более 150 своих магазинов (в формате супер- и гипермаркетов) площадью свыше 300 тыс. кв. м в Барнауле, Омске, Томске, Кемерово, Новосибирске и других городах. Их быстро скупили такие федеральные сети, как «Магнит», «Лента» и X5 Retail Group («Пятерочка»). Через 2 года, в марте 2019 года Арбитражный суд Новосибирской области признал розничную компанию «Холидей» несостоятельной.

Чтобы выдержать конкуренцию и, как минимум, удержать долю рынка, региональным ретейлерам приходится использовать новые бизнес-модели, поскольку прежние хорошо зарекомендовавшие себя программы лояльности в современных условиях перестают работать. Если несколько лет назад магазины привлекали посетителей разнообразными скидками и акциями, предложениями собственной продукции и наличием отделов свежей выпечки, то сейчас предприниматели вынуждены конкурировать не только по соотношению цена/качество, но и бороться за время клиентов.

В современных условиях модели потребительского поведения стремительно меняются, происходит смещение акцентов в пользу поколения миллениалов с принципиально иными ценностями. В выигрыше оказывается тот, кто сможет экономить время клиентов и обслуживать их максимально быстро. Согласно исследованию NPD Group Inc, в среднем 81% розничных расходов миллениалов приходится на традиционные магазины, и только 19% - на онлайн. Но даже совершая покупки обычных магазинах, миллениалы пользуются интернетом, уточняя действие акций и скидок, или в поисках дополнительной информации о товаре, который держат в руках. Если доступа к дополнительной информации о товаре нет в интернете, велика вероятность, что покупатели выберут другой магазин [9].

Томская торговая сеть «Ярче», владеющая более 450 супермаркетами в Московской области и регионах Сибири, в том числе и широко представленная в Алтайском крае, активно ищет новые формы взаимодействия с покупателями. Сотрудники проводят экскурсии, демонстрируя организацию собственного производства продуктов, активно работают с потребителями в социальных сетях, предоставляют собственные площадки для блогеров и т.п. В отличие от федеральных сетей региональные магазины предоставляют покупателям доступ к онлайн-сервисам, организуют доставку заказанных продуктов в офисы и на дом. Локальные игроки успешно осваивают сегменты сибирского рынка, недоступные их конкурентам в силу специфики деятельности.

Алтайская торговая сеть «Мария-Ра начала реализацию новой стратегии по долгосрочной реконструкции магазинов. Покупателям предлагается ряд дополнительных бесплатных услуг: Wi-Fi, наличие зарядных устройств для мобильных телефонов, возможность пользоваться в торговых залах микроволновыми печами для разогрева еды, кофе-автоматы и др. В планах руководства торговой сети ориентация на дополнительные сервисы для покупателей, например, организация в супермаркетах консультаций врачей для пенсионеров, развивающих занятий с педагогами для детей и др. «Мария-Ра» также начала ребрендинг и модернизировала свой логотип, сделав его более современным и узнаваемым.

Другой современный тренд - принятие торговыми сетями принципов социальной ответственности и устойчивого развития, в том числе экологичности и защиты окружающей среды. Так, один их крупнейших мировых ретейлеров - испанская группа Inditex, объединяющая бренды Zara, Pull & Bear, Bershka, Massimo Dutti и другие, пообещала к 2025 году продавать в своих магазинах только экологичную одежду, произведенную в соответствии с принципами устойчивого развития [10]. С 2020 года во всех магазинах Zara, в том числе и в российских регионах, должны появиться боксы для сбора старой одежды клиентов, которая впоследствии может быть либо переработана, либо утилизирована. Такую схему уже практикует шведский бренд H&M, поощряющий своих покупателей приносить старые вещи на переработку в обмен на ваучеры. Конечно, не нужно преувеличивать роль идеологии; для большинства ретейлеров, по нашему мнению, социальная активность - не более, чем хорошо работающий в новых реалиях инструмент маркетинга, приносящий прибыль, но не учитывать особенности менталитета нового поколения они не могут.

Изменение модели потребительского поведения приводит к смене форматов торговой недвижимости. Массово закрываются гипермаркеты [11]. Всего за несколько лет сформировались тренды, главные из которых -развитие электронной коммерции и приоритет удобства потребителей -фактически лишили гипермаркеты перспектив успешного будущего. Если электронную коммерцию, под влиянием которой из гипермаркетов постепенно стали исчезать бытовая техника и электроника, одежда и другие

непродовольственные категории товаров, ретейлеры изначально сочли серьезной угрозой и сумели частично перестроить бизнес, то тенденции бурного развития магазинов «у дома» они противостоять уже не смогли. Традиционная бизнес-логика и соответствующие ей методы здесь перестали работать: крупные магазины предлагают гораздо более широкий ассортимент товаров, низкие цены при неплохом качестве, возможность выбора, но продолжают терять покупателей и долю рынка, потому, что для потребителей удобство оказалось гораздо важнее всех перечисленных преимуществ.

В Сибири появляются «магазины в магазинах»: life-style-центры, разнообразные фудмаркеты, эко-лавки и др. Эксперты считают, что «региональные торговые сети становятся драйверами для внедрения современных технологий» [12].

В заключение можно сказать, что распространение сетевого ретейла -это естественный процесс. Сетевые магазины оказывают существенное влияние на состояние современных потребительских рынков. Тенденции дальнейшего развития глобального сетевого ретейла связаны с ростом сетивизации национальных рынков, усилением глобальной экспансии сетевого ретейла, ужесточением международной конкуренции в сфере распределения. Несмотря на отдельные недостатки для регионов, следует отметить, что процессы распространения розничных сетей можно считать положительным фактором, свидетельствующем о позитивном направлении в развитии их экономик.

Алтайский край имеет не реализованный до конца потенциал для развития торговли, в том числе с выходом на рынки Казахстана, Монголии, Китая. Опыт торговой сети «Мария-Ра» показывает, что развитие сетевого ретейла возможно не только в городах-миллионерах. Компаниям края необходимо удерживать и расширять долю рынка, не позволяя крупным ретейлам вытеснять их. Необходимо учитывать современные тренды развития сетевой торговли и по возможности максимально быстро их внедрять. На сегодняшний день покупатели все чаще выбирают магазины не только по ассортименту товаров, но и исходя из факторов удобства, наличия сопутствующих услуг, известности бренда и даже философии компании, включая принципы социально ответственного бизнеса. Поэтому региональным сетям необходимо уделять гораздо больше внимания технологиям продвижения, так как крупные сетевые компании тратят на маркетинг огромные суммы, увеличивая интерес и лояльность клиентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Русский орфографический словарь / Под ред. В.В. Лопатина, О.Е. Ивановой. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ Пресс Книга, 2012.

2. Садчикова И.А. Сетевая розничная торговля: плюсы и минусы // Государство и бизнес. - 2018. - №111. - С. 15-16.

3. 500 крупнейших по выручке компаний России за 2018 г. по версии РБК [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/rbc500/.

4. Социально-экономическое развитие региона: состояние и перспективы: монография / под общ. ред. И.К. Мищенко. - Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. - 136 с.

5. Пузырева А.М. Сравнительная характеристика крупных торговых сетей Алтайского края и Томской области // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сборник статей / гл. ред. В.В. Мищенко. - Вып. 9. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017. - 292 с.

6. Кто больше всего платит налогов в Алтайском крае. Топ-100 крупнейших компаний / Алтапресс, 11 марта 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: https: //altapress.ru/ekonomika/story/top-luchshih-237830.

7. Алтайская фирма отсудила торговый знак у Wal-Mart / Vesti.ru, 3 июня 2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=464447&cid=7.

8. Алтайская сеть «Мария-РА» продолжает сибирскую «экспансию» / Информационное агентство Банкфакс, 04.12.2019 [Электронный ресурс]. -URL:

https: //www.bankfax.ru/news/134635/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yande x.com%2F%3Ffromzen%3Dsearchapp.

9. Золотар С. Путь к сердцу миллениалов: как привлечь покупателей поколения Y // New retail, 18 января 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://new-

retail.ru/marketing/put_k_serdtsu_millenialov_kak_privlech_pokupateley_pokolen iya_y2399/.

10. Бренд Zara «зеленеет». Компания готова отказаться от быстрой моды ради природы / Русская служба БиБиСи [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.com/russian/news-49035425?xtor=AL-73-%5Bpartner%5D-%5Byandex.zen%5D-%5Bheadlme%5D-%5Brussian%5D-%5Bbizdev%5D-%5Bisapi%5D&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom% 3Dsearchapp.

11. Салахутдинов В. Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты // Forbes, 08.11.2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/386925-magaziny-bez-budushchego-kuda-i-pochemu-uhodyat-gipermarkety.

12. Граф Н. В борьбе за клиента. Сибирские торговые сети переформатируют бизнес // Российская газета - Экономика Сибири, 01.02.2018. - №21 (7484) [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2018/02/01/reg-sibfo/sibirskie-torgovye-seti-pereformatiruiut-biznes.html

УДК 628.477.2 ГРНТИ 06.71.03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.