Научная статья на тему 'Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур в Российской Федерации'

Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / СЕТЕВЫЕ ТОРГОВЫЕ СТРУКТУРЫ / THE NETWORK STRUCTURE OF TRADE / ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ / ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / TRADING CAPITAL / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / RETAIL TRADE NETWORK / TRADERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Татьяна Викторовна

Автором предложена классификация сетевого бизнеса в розничной торговле на основе типа управления, включающая корпоративные и добровольные сети и франчайзинг. Приоритетным видом коммуникаций, способствующим распространению сетевых предприятий торговли, являются информационные связи. Анализ распространения сетевой торговли в Российской Федерации показал, что лишь в Северо-Западном Федеральном округе около половины оборота торговли создается сетевыми торговыми организациями. Интеграция и сетевое взаимодействие позволяют получить синергетический эффект, выражающийся в доступе ко всем видам ресурсов, в эффективном менеджменте, экономической и географической экспансии. Современные информационные системы позволяют автоматизировать все бизнес-процессы торгового предприятия любого формата, такие как: управление персоналом, закупки, перемещение товаров, оптовые и розничные продажи, планирование пополнения товарных запасов, управление ассортиментом товаров и ценами и др. Однако уровень развития информационных технологий не позволяет достичь масштаба сетевой торговли, сложившегося в настоящее время. Уровни консолидации сетевой торговли в России и за рубежом значительно отличаются. В России пять крупнейших продовольственных торговых сетей контролируют немногим более 8% потребительского рынка, в то время как в западных странах этот показатель достигает 90%. Перспективы развития сетевой торговли связаны, прежде всего, с устранением многочисленных административных барьеров, развитием инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of Concentration of Commercial Capital and the Creation of Network Structures in the Russian Federation

The author proposed a classification of network business in the retail trade on the basis of the type of control, including corporate and voluntary network of franchising. Priority kind of communications that contribute to the spread of the network of trade enterprises is the information links. Analysis of distribution network of trade in the Russian Federation showed that only in the North-West Federal district trading companies are generated about half of the turnover of the trade network. Integration and networking allows obtaining a synergistic effect, manifested in access to all types of resources, effective management, economic and geographical expansion. Modern information systems allow you to automate all business processes of trade enterprises of any format, such as: personnel management, procurement, movement of goods, wholesale and retail sales, scheduling, inventory replenishment, managing range of products and prices etc. However the level of development of information technologies cannot achieve the scale of current network trade. The levels of consolidation of the network of trade in Russia and abroad differ significantly. In Russia five major food retailers control just over 8% of the consumer market, while in Western countries this figure reaches 90%. Prospects of development of network trade associated primarily with the elimination of numerous administrative barriers and infrastructure development.

Текст научной работы на тему «Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур в Российской Федерации»

ФОРМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОРГОВОГО КАПИТАЛА И СОЗДАНИЯ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кириллова Татьяна Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 kirillova_tan@rambler.ru

Автором предложена классификация сетевого бизнеса в розничной торговле на основе типа управления, включающая корпоративные и добровольные сети и франчайзинг. Приоритетным видом коммуникаций, способствующим распространению сетевых предприятий торговли, являются информационные связи. Анализ распространения сетевой торговли в Российской Федерации показал, что лишь в Северо-Западном Федеральном округе около половины оборота торговли создается сетевыми торговыми организациями. Интеграция и сетевое взаимодействие позволяют получить синергетиче-ский эффект, выражающийся в доступе ко всем видам ресурсов, в эффективном менеджменте, экономической и географической экспансии. Современные информационные системы позволяют автоматизировать все бизнес-процессы торгового предприятия любого формата, такие как: управление персоналом, закупки, перемещение товаров, оптовые и розничные продажи, планирование пополнения товарных запасов, управление ассортиментом товаров и ценами и др. Однако уровень развития информационных технологий не позволяет достичь масштаба сетевой торговли, сложившегося в настоящее время. Уровни консолидации сетевой торговли в России и за рубежом значительно отличаются. В России пять крупнейших продовольственных торговых сетей контролируют немногим более 8% потребительского рынка, в то время как в западных странах этот показатель достигает 90%. Перспективы развития сетевой торговли связаны, прежде всего, с устранением многочисленных административных барьеров, развитием инфраструктуры.

Ключевые слова: розничные торговые сети; сетевые торговые структуры; торговые предприятия; торговый капитал; розничная торговля.

Актуальность выбранной темы статьи обусловлена тем, что одним из широко используемых в настоящее время способов управления торговым капиталом является создание сетевых структур в розничной торговле. Развитие сетевых структур определено влиянием процессов глобализации, протекающих в мире, и в торговле реализуется в форме создания торговых сетей. В наше время сетевая торговля выступает как инструмент интеграции, консолидации международного торгового капитала. Тенденции развития торговли в Российской Федерации указывают на преобладание доли сетевой торговли и на продолжающиеся процессы слияния и поглощения в ретейле.

В качестве основного классификационного признака для отнесений торговых предприятий к сетевым выступает характер и специфические взаимосвязи между входящими в состав сетей орга-

низациями торговли. Выделяются шесть основных типов торговых сетей (табл. 1).

Подавляющее большинство розничных торговых сетей в России относятся к корпоративным сетям магазинов или франчай-зинговым организациям. Меньшая часть — к добровольным сетям и кооперативным объединениям.

И.А. Дудакова [1] совершенно справедливо укрупняет формы организации бизнеса в торговле и выделяет три основные формы сетевой торговли, возникающие как результат концентрации торгового капитала:

♦ многофилиальные компании (корпоративные сети);

♦ добровольные сети (ассоциированная торговля);

♦ франчайзинг (табл. 2). Таким образом, в зависимости

от целей, стоящих перед торговым предприятием, и от централизации управления, оно может интегри-

роваться в любую из вышеперечисленных форм организации бизнеса.

Независимо от формы интеграционной трансформации сетевые предприятия торговли имеют следующие виды связей:

♦ формальные институциональные связи, обусловленные правами собственности;

♦ управленческие связи;

♦ организационно-технологические связи;

♦ символические связи, выражающиеся, например, в работе под единой торговой маркой [2]. По нашему мнению, следует отдельно выделить информационные связи как имеющие важное значение для организации торговли, управления торгово-технологи-ческими процессами, а также для взаимодействия с поставщиками, с распределительными центрами и др. Информационные связи позволяют, например, поставщикам и производителям

товаров в режиме реального времени отслеживать наличие продукции на складе предприятия, в распределительных центрах

торговой сети и гибко реагировать на изменение спроса.

Распространение сетевой торговли В Российской Федерации

Основные типы торговых сетей*

за последние десять лет подтверждается данными, представленными в таблице 3.

Таблица 1

Типы сетей Краткое описание специфических особенностей

Корпоративные сети магазинов Два или более магазинов, принадлежащие одному владельцу, имеют единый управляющий орган. Централизованная организация закупок товаров. Наличие схожего ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. Корпоративные сети магазинов используют все формы и форматы торговли. Преимущественно объединены розничные предприятия таких форматов, как универмаг и специализированные магазины (непродовольственные, парфюмерно-косметические, аптеки, детские магазины). Большой объем товарооборота дает возможность закупать товары в большом количестве и с весомыми скидками. В штат входят специалисты по ценообразованию, продвижению, логистике, операционному планированию, управлению товарными запасами и прогнозированию объемов продаж.

Добровольные сети Группа независимых розничных торговцев, организованная, часто финансируемая оптовой торговой компанией. Цель создания добровольных сетей - увеличение объемов закупок и реализации.

Розничные кооперативы Объединяются независимые розничные торговцы для создания закупочной организации и совместно проводящие мероприятия, направленные на стимулирование розничных продаж

Потребительские кооперативы Представляют собой розничные торговые компании, принадлежащие своим покупателям, мелким потребителям. Целью организации кооперативов является противодействие крупным поставщикам и закупщикам. Члены потребительского кооператива открывают собственные магазины и определяют их торговую и ассортиментную политику.

Франчайзинговые организации Партнерство на основе договора между компанией, предоставляющей франшизу (например, производителем товара, оптовым торговцем или фирмой услуг), и компанией, которая приобретает право владения и использования одного или нескольких объектов системы франчайзинга. Франчайзинг базируется на производстве оригинального товара, уникальной услуги, запатентованном методе ведения бизнеса или на использовании торговой марки.

Торговые конгломераты Представляют собой корпорацию произвольной формы, которая объединяет несколько торговых форматов и направлений розничной торговли. В таких торговых сетях обязательно централизованное управление и распределение.

* Источник: The Franchising Handbook, Spring 1995 (1020 N. Broadway, Suite 111, Milwaukee, WI 53202).

Таблица 2

Основные формы организации сетевого бизнеса в торговле

Форма организации бизнеса Тип управления Преимущества

Корпоративные сети Единый контроль и управление входящими в сеть торговыми предприятиями Рост товарооборота, ускорение оборачиваемости за счет снижения торговых надбавок. Экономия издержек за счет централизации управления и др.

Добровольные сети Объединение мелких розничных и оптовых торговых предприятий с сохранением независимости управления Увеличение оборота, повышение доходности, снижение издержек обращения

Франчайзинг Объединение независимых предприятий под известной успешной торговой маркой Сохранение финансовой самостоятельности при гарантированном успехе

Таблица 3

Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли субъектов Российской Федерации*

Субъект РФ Доля розничных торговых сетей в общем обороте, в действующих ценах, %

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

ЦФО 17,5 20,7 20,8 21,2 23,2 23,8 26,3

г. Москва 14,6 19,6 18,7 19,1 20,4 20,4 21,8

С-ЗФО 29,5 32,2 34,0 37,6 36,9 39,1 41,5

г. Санкт Петербург 45,2 48,8 51,1 53,7 49,3 52,1 52,8

ЮФО 15,6 15,7 17,9 20,0 20,9 22,1 23,8

С-КФО 4,0 5,0 5,8 6,3 6,2 5,8 5,8

ПФО 12,3 14,8 16,8 18,8 20,5 22,3 23,4

УФО 9,4 12,1 13,6 17,7 19,2 21,3 24,8

СФО 13,0 14,7 14,9 20,7 22,4 23,2 25,7

ДФО 7,2 7,7 7,6 9,0 9,8 10,8 11,5

КФО - - - - - 4,2 20,2

1 http://www.gks.ru- официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Дата обращения 01.02.2017).

Имеет место неизменный ежегодный рост доли сетевых структур в общем обороте торговли во всех субъектах Российской Федерации. Наибольшую долю сетевая торговля показывает в общем обороте по Санкт-Петербургу, более половины оборота торговли создается сетевыми торговыми организациями. На втором месте находятся показатели сетевой торговли в Северо-Западном федеральном округе. Высокий уровень развития сетевой торговли в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе обусловлен рядом причин. Во-первых, в Санкт-Петербурге были основаны такие крупные розничные торговые сети, как «ОЖей», «Лента» и «Пятерочка», открывшая сеть магазинов-дискаунтеров. Во-вторых, приграничное расположение Северо-Западного региона способствовало организации транспортного коридора по доставке крупных партий импортных товаров для реализации на сетевых торговых предприятиях. Наименьшее количество сетевых тор-

говых предприятий — в СевероКавказском федеральном округе, что объясняется рассредоточением несетевых торговых точек в небольших населенных пунктах и преобладанием сетевой торговли в крупных и средних городах. Наибольший приросттоварообо-рота показали торговые сети в Крымском федеральном округе, в 2015 году доля сетевой торговли в КФО достигла 20% и приблизилась к среднему значению по России.

В 2016 году в Российской Федерации насчитывалось около 700 розничных торговых сетей. Наибольшие объемы оборота имеют розничные торговые сети FMCG (fastmoving consumer goods), в то время как доля в обороте сетей DG (durable goods) составляет около 5% [3].

Исследование показателей динамики, приведенных в таблице 4, позволило сделать вывод, что наибольший рост товарооборота, почти в шесть раз, и увеличение количества магазинов, более чем в 20 раз, наблюдается

в розничной торговой сети Х5 ке{аИОгоир. Количество магазинов розничной торговой сети «Лента» за исследуемый период увеличилось в 19 раз, а товарооборот компании более чем в пять раз*. Такая динамика объясняется слияниями и поглощениями, часто используемыми торговыми сетями в целях расширения бизнеса.

Показателем консолидации торгового бизнеса выступает доля трех, пяти или десяти сетей страны, региона, города. В развитых странах доля трех крупнейших сетей в товарообороте составляет 50—95%. В странах Восточной Европы этот показатель равен 10 — 30% [4]. На основе данных таблицы 4 рассчитаем показатели консолидации торгового капитала в Российской Федерации (табл. 5).

Доля трех российских розничных торговых сетей составляет 6,55%, доля пяти российских торговых сетей — 8,33%, что значительно ниже показателей консолидации, существующих в других

Таблица 4

Динамика количества магазинов и товарооборота крупнейших продовольственных сетевых компаний России за 2005—2015 гг.

Компания /Розничная торговая сеть Количество магазинов Оборот, млн долл.

2005 2009 2015 2015, % к 2005 2005 2009 2015 2015, % к 2005

ЗАО «Тандер» (РТС «Магнит») 1 505 4 055 12 089 803,26 1 807 7 871 13 043,54 721,83

«Х5 Ре1аМСгоир» 300 1 232 6 265 2 088,33 1 357 4 676 8 032,38 591,92

«Метро» 22 58 89 404,54 2 086 3 460 3 276,25 157,06

«Перекресток» 120 211 478 398,33 1 185 2 700 1 783,75 150,53

«ОКей» 16 52 146 912,5 380 2 234 2 209,11 581,34

«Дикси» 218 552 2 564 1 176,15 857 1 810 3 736,28 435,97

«Лента» 9 39 172 1 911,11 653 1 800 3 468,17 531,11

«Седьмой континент» 111 140 159 143,24 715 1 272 827,94 115,80

«Ашан» 7 43 92 1 314,29 750 7 800 743,69 99,16

* http://magnit-info.ru/ — официальный сайт компании «Тандер» (дата обращения 10.02.2017); https://www.x5.ru/ — официальный сайт компании «Х5 RetailGroup» (дата обращения 10.02.2017); https://www.metro-cc.ru/— официальный сайт компании «Метро» (дата обращения 10.02.2017); https://www.perekrestok.ru/ — официальный сайт компании «Перекресток» (дата обращения 10.02.2017); http://www.okmarket.ru/— официальный сайт компании «ОЖЕИ» (дата обращения 10.02.2017); https://dixy.ru/— официальный сайт компании «Дикси» (дата обращения 10.02.2017); http:/ /www.lenta.com/ — официальный сайт компании «Лента» (дата обращения 10.02.2017); http://www.7cont.ru/ — официальный сайт компании «Седьмой континент» (дата обращения 10.02.2017); https://www.auchan.ru/ru — официальный сайт компании «АШАН» (дата обращения 10.02.2017).

странах. Самый высокий удельный вес среди российских продовольственных сетей, равный 3,44%, имеет «Магнит».

Наиболее распространенным приемом, направленным на консолидацию торгового капитала, является поглощение мелких сетей крупными сетевыми торговыми операторами. Примером крупнейшего в России слияния является произошедшее в 2006 году слияние розничной торговой сети «Пятерочка» и розничной торговой сети «Перекресток». В результате процесса объединения возникла мультиформатная сеть Х5RetailGroup. Этапы присоединения розничных торговых сетей к торговой сети Х5 RetailGroup представлены в таблице 6.

Однако не все операции по слиянию и поглощению в розничной торговле имеют успех, от 50 до 70% всех объединений торговых предприятий, произошедших в мире,не увенчались успехом или не принесли желаемых результатов [5].

В.П. Чеглов [6] выделяет следующие институциональные формы создания и развития розничных торговых сетей (табл. 7).

Консолидация торговли и концентрация торгового капитала в России тесно связана с транснационализацией и интернационализацией торговой отрасли. Иностранные инвесторы заинтересованы в развитии торговых сетей на территории Российской Федерации. К преимуществам зарубежных розничных торговых сетей по сравнению с отечественным ре-тейлом можно отнести:

♦ использование современных методов и форм продаж, которые постепенно начинают использоваться и в нашей стране;

♦ накопленный опыт организации транснационального ретейла;

♦ доступные и относительно недорогие финансовые ресурсы;

♦ высокий уровень логистики;

♦ сохранение низких цен;

♦ создание концепции торгово-раз-влекательного комплекса [7].

Сценарий развития сетевой торговли в России повторяет опыт формирования сетевых структур в зарубежных странах, но имеет свои отличительные особенности. Выделим основные

Таблица 6

Эволюция розничной торговой сети «Х5 RetailGroup» в 2007—2016 гг.

Название интегрируемой торговой сети Регион Год

«Корзинка» Липецкая область 2007

«Страна Геркулесия» Московская и Тверская область 2007

«Карусель» Все регионы 2008

«Патэрсон» Все регионы 2009

«Копейка» Все регионы 2010

«Остров» Московский регион 2010

«Агроторг-Самара» Самарская область 2014

«Квартал» Тульская область 2014

ОАО «Военторг» Все регионы 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Наш» Республика Марий-Эл и Республика Чувашия 2015

«Гурман» Республика Марий-Эл и Республика Чувашия 2015

«СосеДДушка» Оренбургская область 2015

«Спар-Ретейл» Москва, Московская область, Владимир 2015

«Росинка» Орловская, Воронежская, Липецкая, Курская и Тамбовская области 2015

«Добрыня» Пермь 2015

«Макаровский» Муром 2015

«Ассорти» Сыктывкар и Ухта 2016

Таблица 7

Формы создания или развития российских розничных торговых сетей

№ п/п Форма создания или развития Пример

1 Приватизация (акционирование) государственных торгов Московская розничная торговая сеть «Центр Ювелир», магнитогорская розничная торговая сеть «Класс»

2 Органический рост Розничные торговые сети «Магнит», «ГиперГлобус», «М.видео» и др.

3 Слияние и поглощение X5 Retail Group, «Дикси»,

4 Развитие за счет франчайзинга Mark@Spenser, Nike, Sela,«Терволина» и др.

5 Развитие за счет создания SymbolGroup розничная торговая сеть под торговой маркой Spar, OBI

6 Создание закупочных союзов Система «ТЗС», Сетевая торговая компания

7 Сочетание указанных форм «Лента»

Таблица 5

Показатели консолидации торгового капитала в Российской Федерации в 2015 году

Розничная торговая сеть Оборот, млн долл. Доля, %

Розничная торговля в целом 378 704,72 100,0

ЗАО «Тандер» (РТС «Магнит») 13 043,54 3,44

«Х5 RetailGroup» 8 032,38 2,12

«Дикси» 3 736,28 0,99

«Лента» 3 468,17 0,91

«Метро» 3 276,25 0,87

экзогенные и эндогенные факторы концентрации торгового капитала в России.

Основными экзогенными факторами развития сетевой торговли в Российской Федерации послужили глобализация и появление новых информационных технологий. Формирование торговых сетей в том масштабе, который имеет место сейчас, связано с глобализацией в сфере товарного обращения. Во второй половине прошлого века появились новые форматы торговых предприятий (супермаркеты и гипермаркеты), то есть те основные элементы архитектуры торговых сетей, которые формируют современные сетевые структуры. Однако имевший место уровень развития информационных технологий не позволял достичь масштаба сетевой торговли, сложившегося в настоящее время. Современные информационные системы позволяют автоматизировать все бизнес-процессы торгового предприятия любого формата, такие как: управление персоналом, закупки, перемещение товаров,оптовые и розничные продажи, планирование пополнения товарных запасов, управление ассортиментом товаров и ценами и др., тем самым делая возможным общее руководство сетевой торговлей [8].

Основными эндогенными факторами развития сетевой торговли в Российской Федерации выступают условия сотрудничества с поставщиками, проектирование организационной структуры и предложения собственных торговых марок.

Характерными особенностями взаимодействия с поставщиками в сетевой торговле являются, во-

первых, предоставление поставщиком товара на реализацию, суть которого заключается в получении длительной отсрочки платежа, за время которой товар будет продан конечному покупателю. Период отсрочки платежа может достигать 45 дней. С 1 января 2017 года действуют изменения в Законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», сокращающая период отсрочки платежа. Так, за продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней, отсрочка оплаты не может превышать восемь дней со дня приемки торговой сетью. Товары со сроком годности от 10 до 30 дней должны быть оплачены в срок не позднее 25 дней со дня приемки, а сроки оплаты товаров со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция не могут превышать 40 дней. Во-вторых, к поставщикам сетевых предприятий предъявляют особые требования по качеству товаров и ритмичности их поставок. Ввиду больших объемов продаж, достигающих в одном гипермаркете до тонны плодовоовощной продукции в день, взаимодействие с небольшими региональными фермерскими хозяйствами, заготавливающими 50—100 тонн продукции, невыгодно для крупных сетевых предприятий. Другим негативным моментом является плата розничным торговым сетям за включение товара в ассортимент, за количество единиц товара на полках магазина, за размещение товара в наиболее привлекательных местах торгового зала, имеющих интенсивные покупательские потоки и пр. В соответствии

с поправками, внесенными в Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»*, в целях создания здоровой конкурентной среды для поставщиков, размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением у поставщика определенного количества продовольственных товаров, не может превышать 5% от цены приобретенных товаров.

Несмотря на вышесказанное, такие невыгодные условия не отпугивают поставщиков, поскольку, взаимодействуя с сетевыми предприятиями торговли, они получают эффективный канал распределения собственной продукции, гарантирующий известность и узнаваемость товара, рост его продаж. Стремление ускорить товарооборот побуждает сетевые предприятия устанавливать сравнительно невысокие цены на товары за счет низких закупочных цен. Выигрыш поставщика при таких условиях состоит в налаживании долгосрочных отношений с торговой сетью, в закреплении определенной экспозиционной площади за конкретным поставщиком.

Проектирование организационной структуры сетевого торгового предприятия ориентировано на быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды и потребностям рынка. Интеграция и сетевое взаимодействие между структурными элементами в сетевом ретейле позволяют получить синергетический эффект, выражающийся в доступе ко всем видам ресурсов участников сетевой торговли, в эффективном менеджменте, экономической и географической экспансии [9].

* Федеральный закон от 03.06.2016г. №273-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Итоговым результатом операционной синергии становится рост доходов и сокращение расходов [10].

Предложения собственных торговых марок (СТМ) в сетевой торговле направлены на поддержание потребительского спроса, поскольку СТМ, как правило, на 10—15% дешевле брендовых аналогов. Розничные торговые сети открывают собственные производства отдельных продуктовых категорий как в торговых залах (хлебопекарное производство, производство горячей и холодной кулинарии и др.), так и централизованно (производство молочной продукции, фасовка товара) [11].

К современным тенденциям в развитии сетевой торговли можно отнести:

♦ усиление дифференциации розничных торговых сетей, имеющих свою ассортиментную и ценовую политику, выражающуюся в ориентации на потребителя с определенным уровнем дохода;

♦ концентрация объемов продаж у небольшой доли участников рынка;

♦ продолжающаяся сегментация рынка, выразившаяся в появле-

нии торгового формата «магазин у дома»;

♦ увеличение доходности сетевой торговли по сравнению с независимыми магазинами;

♦ региональная экспансия сетевых операторов;

♦ высокая доля продовольственных ретейлеров;

♦ продолжающиеся процессы консолидации, слияния и поглощения;

♦ использование инновационных технологий ведения торговли, направленных на оптимизацию управления сетевой структурой.

На дальнейшее развитие сетевой торговли негативное влияние

оказывают:

♦ наличие многочисленных административных барьеров, устанавливаемых государственными органами власти (регистрация, лицензирование, сертификация, системы учета и контроля);

♦ недостаток финансовых ресурсов;

♦ отсутствие развитой инфраструктуры;

♦ нехватка складских помещений;

♦ отсутствие ликвидных помещений в центральных районах городов и открытие сетевых магазинов на окраинах городов;

♦ низкий уровень логистики;

♦ высокая арендная плата;

♦ высокий уровень конкуренции среди сетевых торговых предприятий.

Таким образом, развитие торговых сетей происходит в непростых экономических условиях, несмотря на это их доля в общем обороте ежегодно увеличивается. Формирование современных торговых сетей связано с процессами концентрации торгового капитала. В ходе интеграционных трансформаций выявились лидеры на рынке сетевой торговли, диктующие свои условия производителям и поставщикам товаров. Уровень консолидации сетевой торговли в России значительно отличается от уровня консолидации сетевой торговли за рубежом. В России пять крупнейших продовольственных торговых сетей контролируют немногим более 8% потребительского рынка, в то время как в западных странах этот показатель может достигать 90%. Существуют общие тенденции развития сетевого ретейла и сходные факторы, оказывающие отрицательное воздействие на дальнейшую его эволюцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дудакова И.А Маркетинговые решения сетевых технологий в розничной торговле: монография. М.: Дашков и К, 2007. 164 с.

2. Радаев В.В. Эволюция организационных форм в условиях растущего рынка (на примере российской розничной торговли). Препринт WP4/2006/06. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 60 с.

3. Там же.

4. Петрова Т.А., Наговицын А.А. Территориальная организация рынка потребительских товаров: торговые бизнес-сети в городе и на селе: монография. Красноярск: Краснояр. гос. торг. ин-т, 2012. 154 с.

5. СидоровД.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. М.: Вершина, 2007. 320 с.

6. ЧегловВ.П. Инновационный ретейл. Организационное лидерство и эффективные технологии: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. 272 с.

7. Кириллова Т.В. Тенденции развития торговых предприятий синтетического формата в Санкт-Петербурге // Инновационная наука. 2016. №10-1. С. 60—63.

8. Кириллова Т.В. Повышение конкурентоспособности торгового предприятия на основе использования интегрированной ЕРР-системы // Наука Красноярья. 2016. № 5 (38). С. 132—145.

9. Шнорр Ж.П. Торговые сети на территории: состояние, теория и практика. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. 156 с.

10. Шаленкова О. Методика количественной оценки синергетического эффекта как ключевого фактора в принятии решения о проведении сделки M&A // Слияния и поглощения. 2008. № 1-2. С. 45—48.

11. Кириллова Т.В., КрутяковаА.С. Особенности лизинга оборудования для предприятий торговли // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2016. № 4. С. 28—31.

Forms of Concentration of Commercial Capital and the Creation of Network Structures in the Russian Federation Kirillova Tatyana Viktorovna,

Candidate of economic Sciences, Associate Professor, Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia (kirillova_tan@rambler.ru)

The author proposed a classification of network business in the retail trade on the basis of the type of control, including corporate and voluntary network of franchising. Priority kind of communications that contribute to the spread of the network of trade enterprises is the information links. Analysis of distribution network of trade in the Russian Federation showed that only in the North-West Federal district trading companies are generated about half of the turnover of the trade network. Integration and networking allows obtaining a synergistic effect, manifested in access to all types of resources, effective management, economic and geographical expansion. Modern information systems allow you to automate all business processes of trade enterprises of any format, such as: personnel management, procurement, movement of goods, wholesale and retail sales, scheduling, inventory replenishment, managing range of products and prices etc. However the level of development of information technologies cannot achieve the scale of current network trade. The levels of consolidation of the network of trade in Russia and abroad differ significantly. In Russia five major food retailers control just over 8% of the consumer market, while in Western countries this figure reaches 90%. Prospects of development of network trade associated primarily with the elimination of numerous administrative barriers and infrastructure development.

Keywords: retail trade network; the network structure of trade; traders; trading capital; retail trade.

REFERENCE

1. Dudakova, I.A. (2007) Marketing solutions network technologies in the retail trade: monograph. Moscow, Publishing house «Dashkov and K», 2007, 164 p.

2. Radaev, V.V. (2006) The Evolution of organizational forms in conditions of a growing market(on the example of Russian retail trade). Working paper WP4/2006/06. M.: GU VSHE, 2006. 60 p.

3. Ibid.

4. Petrova, T.A.; Nagovitsyn, A.A. (2012) Territorial organization of the consumer market: business network in the city and rural areas. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk state trade in-t, 2012, 154 p.

5. Sidorov, D.V. (2007) The Retail network. The secrets of efficiency and typical mistakes while working with them. Moscow, Vershina, 2007, 320 p.

6. Cheglov, V.P. (2014) Innovative retail companies. Organizational leadership and effective technology: monograph. 2nd ed. Moscow, Publishing house «FORUM»: INFRA-M, 2014, 272 p.

7. Kirillova, T.V. (2016) The tendencies of development of trade enterprises in synthetic format in St. Petersburg. Innovatsionnaya nauka [Innovative science], 2016, no. 10-1, pp. 60—63.

8. Kirillova, T.V. (2016) Increase of competitiveness of trading enterprises through the use of integrated ERP-systems. Nauka Krasnoyarya [Science of Krasnoyarsk], 2016, no. 5, pp. 132—145.

9. Shnorr, J.P. (2012) Shopping network in the territory: conditions, theory and practice. Irkutsk, Publishing house BGUEP, 2012, 156 p.

10. Shelenkova, O. (2008) Methods of quantitative estimation of synergetic effect as a key factor in deciding to conduct M&A transactions. Sliyaniya i pogloshcheniya [Mergers and acquisitions], 2008, no. 1-2, pp. 45—48.

11. Kirillova, T.V.; Krutyakova, A.S. Peculiarities of leasing of the equipment for trading enterprises. Sovremennaya nauka: aktualnie problemi teorii i praktiki [Modern science: actual problems of theory and practice], Series «Economics and law», 2016, no. 4, pp. 28—31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.