УДК 340
Б01: 10.21779/2500-1930-2019-34-2-93-97 Э.К. Джамалова, Г.Г. Газимагомедов
О некоторых тенденциях развития российской государственности
в постсоветский период
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала; ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]
В статье исследуется специфика развития государственности России, которая развивалась под влиянием западноевропейской культуры и западных ценностей, однако сумела сохранить собственную идентичность и самобытность. В статье отмечается, что Российское государство в своем развитии прошло сложный путь: от княжеских объединений, абсолютивной монархии, советской республики до современной России. И на каждом историческом этапе государство приобретало особенные черты, качества государственного механизма, обуславливающие специфику той или иной формы правления. Авторами отмечается, что период от распада СССР 1991 г. до настоящего времени представляется переходным, постсоветским, в силу того, что Российское государство все еще находится в процессе модернизации. Авторы статьи подчеркивают, что в современный период, на очередном витке своего исторического развития, в российском правовом сообществе, как и в прежние переломные периоды, вновь формируется дискуссия о неоднозначности вектора развития системы государственного управления, его базовых институтов. Делается вывод о том, что Россия является сложным многонациональным, многоконфессиональным государством, каждый российский регион обладает своими отличительными особенностями, самобытностью в сфере культуры и духовности народа, в сфере политических и правовых традиций и процесс становления современной России в этнонациональном и многонациональном измерениях вновь происходит в сложнейших исторических условиях.
Ключевые слова: федерализм, государственная власть, многонациональность, эволюция государства, правовая культура, демократия.
На рубеже веков российская государственность формировалась под влиянием западноевропейской культуры и западных ценностей. В то же время Россия сумела сохранить собственную идентичность и самобытность.
Исторически Российское государство прошло сложный путь: от княжеских объединений, абсолютивной монархии, советской республики до современного этапа развития российской государственности. И на каждом историческом этапе государство приобретало особенные черты, качества государственного механизма, обуславливающие специфику той или иной формы правления.
После распада Советского Союза Россия оказалась в сложной ситуации, когда старые ценности и устоявшиеся механизмы функционирования политической и экономической систем были разрушены, а новые еще не выработаны. Сохранялись негативные последствия административно-правовых методов управления экономическими процессами.
Неспособность власти справиться с экономическим кризисом и с дефолтом привели к крайнему обнищанию населения, к росту организованной преступности, к полному духовному вакууму. Советская система ценностей была полностью разрушена, а новая не была создана.
Формально российская экономика перешла от старой командно-административной системы к рыночной. Были провозглашены свобода предпринимательской деятельности, свобода ценообразования, право на частную собственность, неприкосновенность частной собственности, на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Однако не были разработаны механизмы реализации рыночных механизмов, практически отсутствовала правовая база и гарантии реализации прав на свободу предпринимательской деятельности, на конкуренцию и т. д.
В сфере политического управления, несмотря на провозглашение принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, ощущалось довольно сильное влияние исполнительной власти и ее доминирование над другими ветвями власти.
Период от распада СССР 1991 г. до настоящего времени представляется переходным, постсоветским в силу того, что Российское государство все еще находится в процессе модернизации. Конституция Российской Федерации 1993 г. обозначила ключевые черты развития российского государства, а именно: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ», «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Сейчас в российском правовом сообществе, как и в прежние переломные периоды, вновь формируется дискуссия о неоднозначности вектора развития системы государственного управления, его базовых институтов.
Ключевые положения преобразования системы государственной власти, ее механизмов и структурных элементов можно выразить в следующих чертах:
- этатизм, т. е. ограничение политического плюрализма, политической конкуренции по уровню развития экономики и общества;
- партизация, утверждение политической партии правящего, властного характера;
- корпоративизм, разновидность корпоративной системы, «неокорпоративизм», который предполагает институционализацию интересов, их взаимодействие с системой государственной власти;
- сохранение национального государства, т. е. суверенного государства, представляющего на международной арене свои национальные интересы, сохранность и незабвенность системы национального права
Отметим, что на процесс реформирования российской государственности также оказывает влияние ситуация на международной политической арене. Особенно важно такое влияние в процессе формирования правовой культуры российского общества. Как отмечает Гусейнов А. А., «демократия для России есть исторический вызов. Речь идет не о том, может ли Россия усвоить демократическую культуру, а о том, может ли русская политическая культура преобразоваться в демократическую» [1].
Россия как суверенное федеративное государство утвердилось после распада СССР. Образовалось пятнадцать самостоятельных государств.
Новый этап развития Российского государства начинается с приходом к власти В.В. Путина. Происходит реформирование политической системы, ее институтов и механизмов. Важными направлениями этого процесса являются:
- деавтономизация политических элит;
- реинтеграция системы государственной власти;
- институционализация;
- воспроизводство социальных базисов.
В Российском государстве действует достаточно развитая система государственных органов, структурных элементов (министерства, ведомства, службы), которые выполняют контрольные и надзорные функции за соблюдением исполнения российского законодательства, в том числе и Президентом Российской Федерации.
В настоящее время перед Россией стоит выбор пути развития. С одной стороны, Российское государство преодолевает последствия 1990-х, в большей степени экономические последствия. С другой стороны, преодолевая внутренние препятствия, государство все чаще сталкивается с внешними факторами. К таким факторам относятся:
- интенсивная степень развития глобализации;
- участие России в мировых и региональных интеграционных процессах (международные объединения: БРИК, Шанхайская организация сотрудничества; региональные объединения: Союзное государство России и Белоруссии, СНГ);
- перспективы формирования военно-политических, экономических союзов России с государствами, сторонниками сохранения и укрепления государственного суверенитета и независимости.
В силу того, что Россия является сложным многонациональным, многоконфессиональным государством, каждый российский регион имеет отличительные особенности, самобытность в сфере культуры и духовности народа, в сфере политических и правовых традиций [2; 3].
В Российской Федерации огромное внимание уделяется государственно-конфессиональным отношениям. Религия воспринимается обществом как часть культуры народа -носителя общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций, как фактор духовно-нравственного возрождения [4, с. 24]. И при этом Конституция закрепляет светский характер Российского государства: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Переходный, постсоветский этап развития России характеризуется следующим:
- становление демократии и гражданского общества;
- гуманизм и уважение прав и свобод человека;
- политический и идеологический плюрализм;
- свобода экономической деятельности.
Российская Федерация - это не просто федерация как форма государственно-территориального устройства, но, в первую очередь, федерация множества самобытных народов, в течение столетий сосуществовавших в Российском государстве вокруг и вместе с русской нацией. На протяжении многих веков многонациональность была уникальной сущностью России. Целостность России создает социально-
политическую общность - россиян, которая предполагает единство многообразия, а вовсе не идентичность образующих ее частей. Становление современной России происходит в сложнейших исторических условиях [6, с. 16].
Таким образом, на постсоветском этапе одной из ключевых целей является совершенствование политической и правовой культуры, что послужит основой для более прогрессивного восприятия государственности в сознании народа.
Литература
1. Гусейнов А.А. Демократия для России, Россия для демократии. - М.: Ифран,
2008.
2. Глазырина М.В., Петренко Н.И. Проблемы совершенствования федеративного устройства России // Марийский юридический вестник. - 2015. - № 4 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-federativnogo-ustroystva-rossii (дата обращения: 12.05.2019).
3. Гуляков А.Д. Достижения и проблемы в исследовании федерализма // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 2 (38). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/dostizheniya-i-problemy-v-issledovanii-federalizma (дата обращения: 12.05.2019).
4. Джамалова Э.К. Политическая модернизация Республики Дагестан: понятие, сущность и основные этапы // Юридический вестник ДГУ. - 2015. - № 3. -С. 22-26.
5. Джамалова Э. К. Историко-правовой анализ конституционного развития Республики Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. -2015. - Вып. 2. - С. 37-42.
6. Джамалова Э.К. Правовая культура народов Дагестана в контексте национальной идеи // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - № 2. - С. 14-17.
7. Жукова А.Е. К вопросу о современных конституционно-правовых проблемах закрепления предметов ведения и осуществления полномочий субъектов Российской Федерации (на примере Ростовской области) // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovremennyh-konstitutsionno-pravovyh-problemah-zakrepleniya-predmetov-vedeniya-i-osuschestvleniya-polnomochiy-subektov (дата обращения: 12.05.2019).
8. Карнаушенко Л.В. Детерминанты трансформации политико-правовой системы современной России // Юристъ - Правовед. - 2008. - № 4. - С. 14 - 16.
9. Казарин В.Н. Проекты реформирования федеративных отношений в России в 1990-е гг.: политико-правовой обзор // Сибирский юридический вестник. - 2014. -№ 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekty-reformirovaniya-federativnyh-otnosheniy-v-rossii-v-1990-e-gg-politiko-pravovoy-obzor (дата обращения: 12.05.2019).
10. Коростелев Н.Ю. Трансформация государственной культурной политики России в постсоветский период // Общество: философия, история, культура. - 2016. -№ 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-rossii-v-postsovetskiy-period (дата обращения: 12.05.2019).
11. Марченко М.Н. Основные тенденции развития российского государства и права на современном этапе // Lex Russica. - 2018. - № 5 (138). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-rossiyskogo-gosudarstva-i-prava-na-sovremennom-etape (дата обращения: 12.05.2019).
12. Муртузалиев А.М. Повышение правовой культуры как актуальная задача современности // Вестник ДГУ. - 2013. - Вып. 2. - С. 5-10.
13. Мочалов А.Н. Многонациональные федерации и их конституционно-правовые признаки // Российское право: Образование. Практика. Наука. - 2018. -№ 4 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogonatsionalnye-federatsii-i-ih-konstitutsionno-pravovye-priznaki (дата обращения: 12.05.2019).
14. Саломатин А.Ю., Наквакина Е.В. Проблемы федерализма в зеркале теории и истории государства и права // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problemy-federalizma-v-zerkale-teorii-i-istorii-gosudarstva-i-prava (дата обращения: 12.05.2019).
15. Столяров М.В. Федерализм и державность: российский вариант. - М.,
2001.
Поступила в редакцию 25 марта 2019 г.
UDC 340
DOI: 10.21779/2500-1930-2019-34-2-93-97 On some tendencies of development of Russian statehood in the post-Soviet period
E.K. Dzhamalova, G.G. Gazimagomedov
Dagestan State University; Russian Federation, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]
The article deals with the specifics of development of Russian statehood, which has evolved under the influence of Western culture and Western values, but has managed to retain its own identity and uniqueness. The article notes that the Russian State in its development has passed a difficult way - from the princely unions, absolute monarchy, the Soviet Republic to Russia. And at each historical stage the State acquired the special features, qualities of state mechanism, determining the specifics of a particular form of government. The authors note that the period from the collapse of the USSR in 1991 to the present time seems transitional, post-Soviet, due to the fact that the Russian State is still in the process of modernization. The authors emphasize that in the modern period, at the next stage of its historical development, in the Russian legal community, as in previous critical periods, the discussion is re-formed about the ambiguity of the vector of development of the public administration system, its basic institutions.
The authors conclude that Russia is a complex multi-ethnic, multireligious State, every Russian region has its distinctive features, originality in the field of culture and spirituality of the people in political and legal traditions and the process of formation of modern Russia in ethno-national and multiethnic dimensions again occurs in difficult historical conditions.
Keywords: federalism, State power, diversity, evolution of the State, legal culture, democracy.
Received 25 March, 2019