УДК 351.746
Виктор Петрович ИВАНОВ,
директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (г. Москва), доктор юридических наук
info@fskn.gov.ru
О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ* (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА 16-М ЗАСЕДАНИИ КСОПН,
26 МАЯ 2015 Г., Г. ДУШАНБЕ)
ON SOME RESULTS OF THE ACTIVITIES OF THE COORDINATION
COUNCIL OF THE HEADS OF COMPETENT AUTHORITIES OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION MEMBER STATES (BASED ON SPEECH AT THE 16TH OF CC OF THE CSTO, HELD ON MAY 26, 2015, DUSHANBE)
В статье рассматриваются результаты деятельности Координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по пресечению незаконных поставок наркотических средств на их территорию и предлагаются возможные пути совершенствования деятельности Координационного совета на ближайшую перспективу.
The results of the activities of the Coordination Council of the heads of competent authorities of the CSTO Member States for the suppression of the illicit supply of drugs into their territories are considered in the article and possible ways of the improvement of the Coordination Council's activities for near-term outlook are proposed.
Ключевые слова: Организация Договора о коллективной безопасности, Координационный совет, противодействие незаконному обороту наркотиков, наркопроизводство, наркотрафик, информационный ресурс, подготовка специалистов.
Keywords: Collective Security Treaty Organization, Coordination Council, counteraction to illicit drug trafficking, drug production, drug trafficking route, information resource, specialist training.
* Далее - КСОПН.
За прошедшие 10 лет со дня образования КСОПН проведены 15 заседаний совета, 22 этапа антинаркотической операции "Канал".
Из незаконного оборота за короткие периоды операций изъято более 108 тонн различных видов наркотиков. Проведены 2 этапа оперативно-тактических учений подразделений специального назначения антинаркотических ведомств и служб, выделенных в состав Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) под условным наименованием "ГРОМ", - в Российской Федерации и Кыргызской Республике. С учетом создаваемого под эгидой ОДКБ Центра антинаркотических операций уже дважды проведены антинаркотические операции "Канал - Южный капкан" и "Канал -Патруль" с участием подразделений специального назначения антинаркотических ведомств и служб Кыргызской Республики, России и Республики Таджикистан.
Работа спецподразделений смешанных групп позволила отработать практическое взаимодействие и элементы оперативно-боевой слаженности в условиях горной местности, проведение поисковых и засадных мероприятий по перекрытию возможных контрабандных поставок партий наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, поиск возможных схронов контрабандистов, выставление смешанных постов на пунктах пропуска автотранспорта, а также организацию связи.
Считаю необходимым активно продолжить работу в этом направлении по обеспечению полноценного функционирования Центра антинаркотических операций ОДКБ.
В 2007 г. решением КСОПН создан Объединенный банк данных КСОПН по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. С 1 декабря 2009 г. Объединенный банк введен в постоянную эксплуатацию.
Этот межгосударственный информационный ресурс, который представляет собой
специализированную автоматизированную структурированную систему данных и содержит на настоящий момент более 8 тысяч информационных карт, позволяет аккумулировать и анализировать сведения об активных участниках наркотрафика через территорию государств-членов ОДКБ с целью ликвидации каналов контрабандных поставок наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и для пресечения деятельности преступных групп.
Информационный обмен, ведение и доступ к информации, накапливаемой в банке данных, осуществляется на основе законодательства и нормативных правовых документов компетентных органов государств-членов ОДКБ.
В настоящее время проводится работа по подключению компетентных органов государств-членов ОДКБ к банку данных посредством защищенных каналов связи для обеспечения обмена информацией в режиме реального времени.
Уже проведены пробные тестирования оборудования между Россией, Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой.
Подписаны Меморандумы с:
Комитетом глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств;
Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в рамках которого прописан организационно-управленческий механизм участия подразделений финансовых разведок государств-членов ЕАГ в региональной антинаркотической операции "Канал";
Советом командующих пограничными войсками государств-участников СНГ.
Принято решение признать целесообразным участие Штаба по борьбе с наркотиками Исламской Республики Иран, Министерства общественной безопасности Китайской Народной Республики и Министерства юстиции и внутренних дел Монголии в региональной антинаркотической операции "Канал" на постоянной основе.
В 2011 г. в Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею ООН внесено заявление глав государств-членов ОДКБ по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана.
На пятнадцатом заседании КСОПН, которое состоялось 26 ноября 2014 г. в г. Санкт-Петербурге, его членами и участвовавшими в заседании руководителями комитетов (комиссий) по вопросам обороны и безопасности парламентов государств-членов ОДКБ при совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ единогласно было принято Совместное обращение к парламентам государств-членов ОДКБ и министрам иностранных дел государств-членов ОДКБ с призывом о содействии:
- продвижению на международной арене вопроса о выделении проблемы ликвидации планетарных центров наркопроизводства в отдельный приоритетный вопрос для всего мирового сообщества;
- реализации под эгидой Парламентской Ассамблеи ОДКБ мер по унификации и гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также в сфере профилактики потребления и снижения спроса на наркотические средства и психотропные вещества.
В связи с этим проведена совместная работа по разработке проекта рекомендаций по совершенствованию и гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего отношения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, который был рассмотрен на заседании Экспертно-консульта-тивного совета при Совете Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности в апреле 2015 г.
В рамках деятельности рабочей группы КСОПН государств-членов ОДКБ по сотрудничеству в области подготовки кадров в соответствии с планами основных мероприятий в период 2007-2014 гг. на базе образовательных учреждений ФСКН России и силами инструкторов в ходе выездных курсов обучены более 350 сотрудников оперативных и следственных подразделений компетентных органов.
Продолжена работа в рамках относительно недавно созданной (в 2012 г.) рабочей группы КСОПН по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики. В настоящее время прорабатывается вопрос организации и проведения учредительного съезда Молодежного совета при КСОПН государств-членов ОДКБ. Инициатива создания Молодежного совета в структуре ОДКБ в целом поддержана Генеральным секретарем ОДКБ Н.Н. Бордюжей.
Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 23 декабря 2014 г. Сибирскому юридическому институту ФСКН России придан статус базового учебного заведения высшего и дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов и служб по контролю за оборотом наркотиков государств-членов ОДКБ, а также утверждена Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ на 2015-2020 годы.
Полагаю, что нельзя останавливаться на достигнутых успехах и спокойно почивать на лаврах, мы должны продолжить совершенствование нашей работы. Прежде всего по сближению позиций в рамках таких международных организаций, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС, что потребует совместных усилий в борьбе с мировой наркоугрозой. Необходимо использовать все имеющиеся площадки для продвижения инициатив КСОПН, привлекая международные организации в качестве союзников.
Представляется целесообразным продолжить практику проведения совместных операций по пресечению незаконных наркопоставок и привлечению к ответственности причастных к ним преступных организаций.
Недавно подведены итоги специальной операции "Канал - Патруль" по решению практических задач стабилизации наркоситуации в Центрально-Азиатском регионе, в первую очередь в Кыргызской Республике, пресечения деятельности транснациональных наркогруппировок, использующих территорию Республики Таджикистан для контрабанды афганских наркотиков на терри-
торию государств-членов ОДКБ, в том числе стран-участниц Таможенного союза, а также для осуществления комплексных мероприятий по выявлению и пресечению деятельности подпольных лабораторий по незаконному изготовлению наркотиков, по противодействию легализации наркодоходов, изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Ключевым фактором воздействия на наркоситуацию в наших государствах остается проходящий по территории страны "Северный маршрут" - транзит афганских наркотиков, снабжающий важнейшие наркорынки Центральной Азии и России.
При этом важно отметить, что масштабное производство наркотиков в Афганистане и их последующее перераспределение через государства-транзитеры к конечным потребителям не только не сокращается, но и имеет тенденцию к росту.
В целом в период с 2001 г. по 2014 г. посевные площади опийного мака в Афганистане выросли более чем в 28 раз - с 8 до 224 тыс. гектаров. Особо следует отметить, что непрерывный рост площадей посевов опия в Афганистане наблюдается уже 5-й год подряд, причем последние 2 года происходит обновление рекордных значений данного показателя.
Следствием колоссального роста масштабов культивирования опия стало еще большее увеличение с 2001 г. по 2014 г. объемов его производства: рост практически в 35 раз - со 185 до 6400 тонн.
Одновременно увеличивается урожайность опийного мака. Так, в 2014 г. ее рост составил 9% по сравнению с 2013 г. (2013 г. - 23,6 кг с гектара, 2014 г. - 28,7 кг).
По "Северному маршруту" наркотики с территории Афганистана попадают в республики Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан - в грузах экспортируемой легальной продукции или в результате нелегального перехода государственной границы наркокурьерами.
В Центральной Азии контрабандисты имеют доступ к хорошо развитой сети автомобильных и железнодорожных путей сообщения, по которым героин перебрасывает-
ся преимущественно по территории Таджикистана, Кыргызстана, через Казахстан к крупным городам в юго-западной части России и западной Сибири.
Контрабанда наркотиков по "Северному маршруту" осуществляется всеми видами транспорта: примерно 70% автомобильным, около 20% железнодорожным и только 10% авиационным (в связи с повышенными мерами контроля в аэропортах, особенно на международных направлениях). Методы сокрытия наркотиков остаются традиционными - среди товаров, в личных вещах, а также в технологических полостях транспортных средств и специально оборудованных тайниках.
Основным направлением поступления опиатов в Руспублику Казахстан является кыргызское. Через г. Ош наркотики перенаправляются в северную Таласскую область, далее в Казахстан по небольшой дороге, ведущей в г. Тараз в Жамбыльской области. Кроме этого наркотики перевозят через г. Бишкек по основным дорогам страны, где есть возможность смешаться с огромными торговыми потоками, идущими на Кавказ и далее в Россию.
Другой активный канал поступления наркотиков в Казахстан совпадает с транспортными коридорами, идущими из Узбекистана. Железнодорожные и автомобильные магистрали проходят через суверенный регион Узбекистана - Республику Каракалпакстан - по направлению к границам западной Мангистауской области в Казахстане. Предполагается, что в настоящее время через этот маршрут проходят крупные поставки героина разовыми партиями не менее 20-30 кг.
Наряду с увеличением наркопроизводства в Афганистане существует ряд факторов, способствующих активизации "Северного маршрута".
Так, по прогнозам специалистов, вывод из Афганистана Международных сил содействия безопасности будет только усугублять ситуацию, поскольку афганские правоохранительные органы, в большинстве своем сла-бообученные и плохооснащенные, не смогут эффективно противостоять сложившейся за
годы присутствия в стране Международных сил содействия безопасности наркоинфраструктуре.
Имеются сведения о причастности террористической организации "'Исламское государство" к незаконному обороту наркотиков в Афганистане. Более того, именно наркотрафик является ресурсной базой обеспечения ее деятельности. В связи с этим логично предположить, что активизация деятельности указанного незаконного вооруженного формирования приведет к росту масштаба контрабандных перевозок наркотиков по "Северному маршруту".
Обращают на себя внимание попытки США активно использовать обеспокоенность стран Центрально-Азиатского региона растущей афганской наркоугрозой для расширения всестороннего взаимодействия и укрепления своих позиций в регионе.
Через сотрудничество посредством оказания финансовой помощи США осуществляют попытки налаживания тесного сотрудничества с Центрально-Азиатскими странами. Учитывая отработанные США в Афганистане технологии управления наркопотоками в геополитических целях, это может негативно отразиться на ситуации в стране и в регионе в целом.
Дополнительную угрозу несут поставки афганских опиатов по "Северному маршруту" с созданием в 2011 г. Таможенного союза, а также вступлением в силу с 1 января 2015 г. договора о создании на его базе Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
С созданием Таможенного союза значительная часть продукции из стран Центрально-Азиатского региона поступает на территорию России уже в качестве товаров, выпущенных в свободное обращение и, соответственно, не подлежащих таможенному контролю в Российской Федерации. Этим активно пользуются среднеазиатские наркокартели, подменяя документы о месте происхождения товара.
В связи с этим наряду с единым экономическим блоком всему ЕАЭС, а не каждому из союзных государств в отдельности, необходима единая и адекватная современным угрозам правоохранительная составляющая.
В качестве примера изъятий правоохранительными органами Казахстана наркотиков, предназначенных для российского рынка, можно привести следующее. В марте 2015 г. сотрудниками правоохранительных органов Казахстана совместно с сотрудниками правоохранительных органов Кыргызстана в ходе оперативно-розыскных мероприятий на автотрассе Кордай-Шу изъято 15,2 кг героина, который контрабандным путем перевозился из Кыргызстана через Казахстан в г. Санкт-Петербург.
В настоящее время на российско-казахстанском участке границы осуществляется только пограничный контроль (действуют 50 пунктов пропуска, в том числе 31 автомобильный, 18 железнодорожных и 1 водный). При этом у пограничных органов отсутствуют современные технические средства контроля и выявления наркотических средств, которые ранее имели таможенные органы. Полагаем, что это дает преступным группировкам возможности расширения масштабов трафика наркотиков по "Северному маршруту".
Кроме того, одним из основных факторов, способствующих поступлению на территорию Российской Федерации наркотиков афганского происхождения по "Северному маршруту", продолжает оставаться неконтролируемый поток незаконной миграции.
Таким образом, учитывая приведенные факты, можно предположить, что без должного повышения эффективности работы правоохранительных органов, направленной на пресечение контрабанды наркотиков, без организации тесного взаимодействия с правоохранительными органами центрально-азиатских государств и Афганистана территория постсоветских государств имеет перспективу превратиться в крупный транзитный узел для наркопоставок на территорию Российской Федерации.
Необходимо активно продолжить работу по практическому становлению Центра антинаркотических операций ОДКБ. Фактически мы приступили к систематическому стратегическому планированию и осуществлению антинаркотических мероприятий по
всем направлениям деятельности компетентных органов, в том числе и оперативно-тактических учений, важность которых показали учения "Гром-2013" в Кыргызстане, и локальных антинаркотических операций, результативность которых продемонстрировала операция "Канал - Кавказ" в Армении, "Канал - Южный капкан" в Таджикистане, "Канал - Долина" в Казахстане, "Канал -Патруль" в Кыргызстане.
Таким образом, с учетом тенденции к обострению ситуации, связанной с контрабандой наркотиков через южные рубежи Российской Федерации, не вызывает сомнений актуальность проведения подобных международных операций как для России, так и для всех стран, правоохранительных органов, которые приглашены к участию в них.
Изложенное выше - это борьба с незаконным оборотом наркотиков так называемыми полицейскими формами.
Далее хотелось бы обозначить вопросы политического характера в сфере совместных усилий в антинаркотической борьбе.
Основу наркобизнеса составляют масштабные центры наркопроизводства: Афганистан, производящий более 80% мирового героина, и Южная Америка, где осуществляется практически 100% производства кокаина. К сожалению, опять стало наращиваться производство наркотиков и в так называемом Золотом треугольнике.
Ни для кого не является секретом, что высокий уровень наркотизации общества может представлять прямую угрозу национальной безопасности государств. Так, помимо социальной и демографической деградации активной и продуктивной части населения возможно, и уже имеются неоспоримые факты, использование наркозависимости для организации так называемых "цветных революций".
Определенную озабоченность вызывает лавинообразный рост новых психоактивных веществ, которые не включены в международные списки подконтрольных препаратов. С учетом высокой степени развития химической науки разработка новых формул субстанций, оказывающих наркотическое воздействие на человека, и запуск их в произ-
водство занимают считанные дни - а процедуры выявления, изучения и внесения таких веществ в списки запрещенных могут тянуться годами.
По нашему мнению, наиболее актуальным и эффективным способом радикального решения проблемы незаконного оборота наркотиков будет пресечение наркопроизводства одновременно с реализацией комплексных проектов альтернативного экономического развития Афганистана.
При этом под комплексным альтернативным развитием нельзя понимать единичные, по сути, камерные, проекты по раздаче афганским крестьянам семян легальных сельскохозяйственных культур. Требуется восстановить инфраструктуру полного сельскохозяйственного цикла - от обработки земли до переработки и сбыта продукции. Аналогичный подход касается и индустриального развития. Данные моменты отражены в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций в области альтернативного развития.
Как показывают статистические подсчеты, концентрация усилий мирового сообщества на ликвидации инфраструктуры наркопроизводства при одновременной замене ее приносящими достаточный доход проектами альтернативного развития не только потребует меньших затрат, чем ежегодно выделяется на борьбу с трафиком мелкооптовых партий наркотиков и организацию лечения и реабилитации наркозависимых, но и позволит значительно снизить степень наркоугрозы в течение ряда лет.
Необходимо поднять статус наркопроблемы и поставить ее в один ряд по масштабам и последствиям с проблемами терроризма, пиратства и ядерного нераспространения. Наркотики - это не просто новая глобальная угроза, а трагический фактор гибели свыше 300 тыс. человек ежегодно, и проблема с каждым годом лишь усиливается. При этом внимание этой проблеме уделяется непропорционально мало по сравнению с другими глобальными угрозами для человечества.
Необходимо зафиксировать, что мировую наркоситуацию определяет, создает и
поддерживает функционирование двух масштабных планетарных центров наркопроизводства, в которых производство героина и кокаина приобрело поистине индустриальный характер и превратилось в системообразующий фактор формирования транснациональной организованной преступности.
Сложившаяся криминальная логистика международной транспортировки дорогостоящей продукции базируется на боевых формированиях наркотрафикантов, военной силой протаскивающих товар через полицейские кордоны. Именно это и порождает образование насилия, в том числе в экстремистских формах, во всех странах транзита.
Стремление к извлечению сверхприбылей теневым сегментом мировой банковской системы мотивирует теневых бенефициаров-финансистов на всестороннюю поддержку легализации той же марихуаны.
К сожалению, предыдущие решения международного сообщества по проблеме наркотиков, принятые в 1998 г. на 20-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеей ООН, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков (резолюция A/RES/S-20/2), за прошедшие 17 лет оказались не выполненными.
Более того, с тех пор объемы производства опиума и кокаина выросли в 2 раза, наркопотребление и наркопреступность приобрели глобальные масштабы, преобразовавшись из феномена регионального уровня в один из главных видов криминальной и антисоциальной активности на планете.
В результате недостаточного внимания мирового сообщества наркопроизводство в Афганистане стремительно увеличивается. Так, посевы опиумного мака в Афганистане в 2014 г. стали рекордными за всю историю страны, как уже было указано, достигли 224 тыс. гектаров, и все ведущие мировые эксперты единодушны во мнении, что при сохранении нынешней инерционной позиции мирового сообщества рост наркопроизводства в этой стране продолжится и в последующие годы.
Наркопроизводство в Южной Америке также порождает глобальный наркотранзит,
«заливающий» Северную и Центральную Америку, Африку и Европу кокаином.
Поэтому Российская Федерация выходит с предложением сосредоточить усилия всех государств ООН на ликвидации двух планетарных центров наркопроизводства, для чего необходимо предпринять следующие действия:
- оценить незаконное производство наркотиков в Афганистане и Южной Америке как угрозу безопасности и стабильности не только в региональном, но и мировом масштабе;
- разработать Международный план альтернативного развития, направленный на искоренение или существенное сокращение к 2025 г. незаконного культивирования наркосодержащих растений, руководствуясь при этом утвержденными Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2013 г. Руководящими принципами Организации Объединенных Наций в области альтернативного развития;
- предпринять меры по созданию Глобального Альянса альтернативного развития с целью консолидации усилий международного сообщества по реализации программ альтернативного развития;
- сделать задачи в сфере альтернативного развития неотъемлемой частью целей устойчивого развития и повестки дня в области развития после 2015 г., разрабатываемых в продолжение целей развития тысячелетия, в том числе включить целевые показатели в сфере альтернативного развития в качестве целевых показателей в отношении наименее развитых стран;
- закрепить перечисленные инициативы в решениях специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков в 2016 г.
Данные инициативы находят поддержку многих государств Центральной Азии и Латинской Америки, которые непосредственно сталкиваются с последствиями расширения производства и оборота наркотиков.
Кроме того, предлагается принять ряд мер по активизации усилий по борьбе с новыми психоактивными веществами, для чего
необходимо ввести систему раннего предупреждения появления и оборота дизайнерских наркотиков и спайсов, а также международный оперативный штаб по немедленному занесению новых веществ в списки наркотиков при Управлении ООН по наркотикам и преступности.
Необходимо отметить, что в России с февраля 2015 г. действует специальный закон о наделении ФСКН России полномочиями вносить новые синтетические наркотики в реестр наркотиков и запрещать их к обороту сроком на три года. Это в значительной степени расширяет возможности оперативного реагирования и пресечения бесконтрольного распространения новых психоактивных веществ.
Необходимы также жесткие положения по сохранению и укреплению действующей международной системы контроля за наркотиками и недопущение легализации немедицинского потребления наркотических веществ. Для этого предлагается разработать единый формат борьбы с транснациональной организованной преступностью в виде планирования и проведения международных стратегических антинаркотических операций.
В рамках нового формата считаем целесообразным на национальном уровне максимальную функционализацию силовых структур и выделение специализированного органа по борьбе с наркотиками.
Как показывает опыт ФСКН России, это позволяет осуществить максимальную концентрацию усилий государства и общества на ликвидации крупной организованной преступности и подрыву её международной инфраструктуры.
Еще одной фундаментальной общей задачей является организация целенаправленной подготовки наркополицейских.
Россия за последние пять лет развернула сеть центров по подготовке наркополицейских в регионах Центральной Азии и Латинской Америки. В настоящее время ФСКН России осуществляется подготовка наркополицейских из 30 стран мира. Только для Афганистана службой обучены 3 тысячи офицеров.
Масштабы данной проблемы требуют объединения усилий и дальнейшего развития практического взаимодействия между компетентными органами стран ОДКБ.
Российская Федерация считает, что на спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков осенью 2016 г. необходимо выдвинуть консолидированные предложения, которые бы конституировали на высшем уровне принципиально новую глобальную повестку борьбы с наркотиками.
Считаем необходимым в рамках КСОПН создать временную рабочую группу по подготовке к спецсессии Генассамблеи ООН. Задача группы - разработать и предложить на спецсессию для рассмотрения в качестве новой глобальной повестки систему мер по эффективной борьбе с наркотиками, возможно, в форме новой Антинаркотической Конвенции, которая должна стать единой платформой в новой достаточно критической ситуации и в соответствии с регламентом КСОПН через Секретариат ОДКБ внести наши предложения на предстоящую спецсессию Генеральной Ассамблеи ООН.