Научная статья на тему 'Афганистан как наркогосударство'

Афганистан как наркогосударство Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
873
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАРКОБИЗНЕС / НАРКОМАНИЯ / НАРКОСИТУАЦИЯ / НАРКОГОСУДАРСТВО / DRUG DEALING / ADDICTION / SITUATION WITH DRAG DEALING AND CONSUMING / STATE BASED ON DRUGS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирсанов Анатолий Иванович

В статье дается общая характеристика наркоситуации в мире и Афганистане как государстве, в котором сосредоточено более 92% мирового производства героина. Раскрываются коррупционные связи современного наркобизнеса и основные проблемы противодействия афганскому наркобизнесу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кирсанов Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides with general characteristic of narcotic situation in the world and Afghanistan as the state, where more than 92% of world production of heroin is concentrated. Moreover, it indicates the corruption connections and the basic problems of fight against drug traffic from Afghanistan.

Текст научной работы на тему «Афганистан как наркогосударство»

Анатолий КИРСАНОВ

АФГАНИСТАН КАК НАРКОГОСУДАРСТВО

В статье дается общая характеристика наркоситуации в мире и Афганистане как государстве, в котором сосредоточено бопее 92% мирового производства героина. Раскрываются коррупционные связи современного наркобизнеса и основные проблемы противодействия афганскому наркобизнесу.

The article provides with general characteristic of narcotic situation in the world and Afghanistan as the state, where more than 92% of world production of heroin is concentrated. Moreover, it indicates the corruption connections and the basic problems of fight against drug traffic from Afghanistan.

Ключевые слова:

наркобизнес, наркомания, наркоситуация, наркогосударство; drug dealing, drug addiction, situation with drag dealing and consuming, state based on drugs.

КИРСАНОВ Анатолий Иванович — к.полит.н., заведующий кафедрой теории и практики управления, проректор по университетскому округу Московского городского психологопедагогического университета Kirsanov AI@mail.ru

Наркомания — одна из глобальных проблем человечества. Международному сообществу не удается пока переломить глобальную наркоситуацию к лучшему: в начале третьего тысячелетия (2000 г.) наркотики употребляли 180 млн чел., или 3% населения земного шара; в 2006 г. — около 200 млн чел.; в 2008 г. — около 250 млн чел., или 5,76% населения планеты. Наркоторговля по разным источникам в целом оценивается в 400—500 млрд долл. США, или 8—10% всего мирового товарооборота1.

Главным источником наркоопасности для России является Афганистан, все ощутимее приобретающий признаки наркогосударства. В настоящее время в Афганистане производится героина больше, чем когда-либо за всю историю этой страны. С 2003 г. Афганистан стал мировым монополистом в производстве героина (см. рис. 1).

Однако, несмотря на имеющуюся динамику увеличения с 2003 г. объема контрабандного поступления наркотиков опийной группы на территорию России по «северному маршруту», с этого же года наблюдается снижение изъятий героина пограничными органами на государственной границе России. На рис. 2 показана динамика этого снижения с учетом изъятий наркотиков пограничными органами ФСБ России в Республике Таджикистан с 2003 г. по 2 квартал 2008 г. Данные, приведенные на рис. 2, говорят о том, что контрабандисты в большей степени используют новые незаконные способы переправки наркотиков, и это требует от всех органов, осуществляющих контроль на государственной границе, кардинального совершенствования взаимодействия своей деятельности.

По оценкам Управления по борьбе с наркотиками и преступностью ООН, начиная с 2006 г., ситуация в Афганистане ухудшилась. Не получив обещанной помощи в развитии традиционного сельского хозяйства от правительства страны, афганские крестьяне вернулись к культивированию опийного мака, в результате чего площадь маковых полей увеличилась по сравнению с 2005 г. более чем в полтора раза и составила 165 тыс. га. Выращиванием опийного мака занимаются более 3 млн чел., и эта цифра неуклонно растет. Уничтожение посевов мака вызывает озлобление и противодействие местного населения. Попытки склонить крестьян к переходу на другие сельскохозяйственные культуры (на эти цели США в 2004—2005 гг. выделили 150 млн долл.) практически провалились, т.к. доходность от наркопосевов несравненно выше. Талибы в качестве противостояния международным силам всячески поощряли

1 Основные доклады и обзоры ООН в экономической и социальной областях. Всемирный доклад о наркотиках 2009. Резюме (Управление по наркотикам и преступности) // http://www.un.org/russian/esa/surveys.htm

Рис. 1 Динамика увеличения объема контрабандного поступления наркотиков опийной группы на территорию России по «северному маршруту» с 2003 г.

Изъято наркотиков (кг) в т.ч. героина ('кг')

Динамика изъятий героина пограничными органами на государственной границе

Рис. 2 Динамика изъятий героина пограничными органами на российской государственной границе в 2003—2008 гг.

выращивание опиумного мака на контролируемых ими территориях для укрепления своего влияния. В 2004 г. правительство Хамида Карзая предложило афганским земледельцам 1 250 долл. за каждый уничтоженный гектар опийного мака, в то время как скупщики сырья для нарколабораторий предлагали 16 000 долл. за урожай с одного гектара (в этих климатических условиях можно собирать по два-три урожая в год).

В 2006 г. из собранного на этих плантациях урожая произведено 6 100 т опия-сырца (в героиновом эквиваленте — 610 т). По све-

дениям ФСКН России, урожай афганского опиумного мака в 2007 г. вырос до 8 200 т (в героиновом эквиваленте — 820 т). Несмотря на рост объемов изымаемых в России наркотиков, из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется гражданами нашей страны не менее 12 т героина (3 млрд разовых доз)1. Ежегодно в России от употребления наркотиков умирает более 30 тыс. чел. Это почти в 2 раза больше, чем

1 Выступление директора ФСКН России на парламентских слушаниях 19 февраля 2009 г. // http://32.fskn.gov.ru/gendir/204-vystuplenie-direktora-fskn-rossii-na.html

потери в афганской войне за более чем 10 лет ведения активных боевых действий.

По данным экспертов УНП ООН, прибыль от продажи опиатов равна 2,8 млрд долл. США в год, что составляет около одной трети валового национального продукта Афганистана. В то же время международная наркомафия реализует этот героин по всему миру, по самым скромным подсчетам, на сумму свыше 100 млрд долл. США1. Более 400 огромных нарколабораторий способны перерабатывать десятки тонн опийного сырца в сутки. По имеющимся на конец 2008 г. данным, на складах в Афганистане хранилось от 1 000 до 3 000 т чистого героина как «страховой фонд» для демпфирования сезонных колебаний урожая мака.

Если учесть, что посевы опийного мака легко заметны на спутниковых фотографиях и аэрофотосъемках, а места расположения нарколабораторий хорошо известны, то ответ на закономерно возникающий вопрос: почему мировое сообщество (прежде всего, США и Великобритания) не может здесь достичь положительных результатов, вполне очевиден — слишком высоки геополитические выгоды от сложившейся ситуации и слишком широки и глубоки коррупционные связи транснационального наркобизнеса.

Как идет борьба против афганского наркобизнеса? В рамках деятельности по укреплению «поясов безопасности» вокруг Афганистана с 2006 г. ведутся переговоры с представителями компетентных органов государств — участников СНГ, Ирана, Китая, Пакистана, США и самого Афганистана, в ходе которых обсуждаются проблемы борьбы с контрабандой афганских наркотиков и намечаются дальнейшие шаги по совершенствованию взаимодействия в этой сфере. Следует подчеркнуть, что российская сторона твердо придерживается линии на реализацию принятых решений. Только в 2006 г. на уровне высшего руководства специальных органов были проведены переговоры и встречи с представителями Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси по вопросам развития антинаркотическо-го сотрудничества в рамках деятельности Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков

1 Woгlds Dгugs Repoгt, 2008, р. 53.

(КСОПН) государств — членов ОДКБ и формирования совместных механизмов реализации концепции создания анти-наркотических «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Одновременно были проведены консультации с представителями компетентных органов Афганистана и Ирана, на которых намечены совместные шаги по налаживанию взаимодействия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и заключению межведомственного соглашения о сотрудничестве в антинар-котической сфере. Здесь следует подчеркнуть, что, по оценкам иранских коллег, афганское правительство не в состоянии контролировать ситуацию даже в центральных провинциях страны, не говоря уже об ее отдаленных районах, а международные силы по содействию безопасности (МССБ) в Афганистане, действующие в соответствии с мандатом ООН, не принимают каких-либо значительных мер против наркобаронов.

Одним из эффективных методов противодействия афганской наркоугрозе является проведение по инициативе ФСКН России и под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств — членов ОДКБ регулярных международных оперативно-профилактических операций «Канал», по результатам которых накоплена важная информация о маршрутах незаконных поставок наркотиков, ликвидированы крупные каналы контрабанды наркотиков, отработаны конкретные механизмы оперативного взаимодействия правоохранительных органов различных государств. Если на начальном этапе в международной операции принимало участие только шесть государств — членов ОДКБ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения), то в 2005 г. — уже 12 стран (к упомянутым государствам присоединились Азербайджан, Иран, Китай, Пакистан, Украина и Узбекистан), а на данный момент число стран — участниц операции выросло до 19 (прибавились США, Монголия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Польша). В 2006 г. операция «Канал-2006» проводилась на «северном маршруте» и части «балканского маршрута» афганского наркотрафика,

на путях доставки синтетических наркотиков из Европы в Россию и прекурсоров в государства Центральной Азии и Афганистан. Концентрация оперативных усилий на этих направлениях нанесла существенный удар по транснациональной наркопреступности. Об эффективности координации антинаркотической деятельности компетентных органов государств Центрально-Азиатского региона в рамках операций «Канал» неоднократно высказывался на международных форумах заместитель Генерального секретаря ООН, исполнительный директор УНП ООН A.M. Коста.

Важнейшей задачей борьбы с транснациональным наркобизнесом и наркоманией является дальнейшее укрепление «поясов безопасности» вокруг Афганистана, пресечение незаконного ввоза в эту страну прекурсоров, в первую очередь ангидрида уксусной кислоты. Для изготовления афганского героина ежегодно их требуется от 5 до 11 тыс. т.

В этом отношении, как полагают специалисты, существенный вклад может внести активизация участия всех государств в реализации проекта «Сплоченность», который направлен на проведение мониторинга международной торговли прекурсорами, в том числе ангидридом уксусной кислоты. Начиная с 2004 г., в рамках этого проекта на этапе планирования экспортных операций с прекурсорами ФСКН России регулярно направляет в компетентные органы иностранных государств предварительные уведомления об экспорте и осуществляет проверку информации, содержащейся в поступивших аналогичных уведомлениях, что позволяет выявлять и пресекать правонарушения в указанной сфере.

Вместе с тем только путем обмена пре-дэкспортными уведомлениями задачу по пресечению нелегальных поставок прекурсоров в Афганистан не решить. Поэтому важным элементом проекта «Сплоченность» является установление источника их утечки в сферу незаконного оборота. Существенную роль в этом может сыграть использование вводимых в партии прекурсоров веществ-меток, которые позволят идентифицировать конкретную партию. Внедрение использования таких индикационных меток в практику деятельности правоохранительных органов всех стран-экспортеров позволит повысить эффективность контроля за оборотом

прекурсоров и обеспечит возможность установления источника их «утечки».

Составной частью международных усилий в поддержку афганской национальной стратегии по борьбе с наркотиками становится деятельность Союза Россия — НАТО (СРН) и его государств-членов. Эта деятельность направлена на активизацию обмена информацией между государствами — членами СРН по вопросам борьбы против афганской наркоугрозы; реализацию совместных инициатив государств — членов СРН в области подготовки кадров антинаркотических и пограничных ведомств Афганистана и государств транзита афганских наркотиков; организацию конференций и семинаров по изучению возможности разработки дополнительных инициатив в рамках сотрудничества по противодействию афганской наркоугрозе. Практическим результатом деятельности на этом направлении стала разработка и реализация при участии ФСКН России пилотного проекта Совета Россия — НАТО по подготовке кадров антинарко-тических ведомств Афганистана и стран Центральной Азии.

Активное противодействие афганской наркоугрозе необходимо строить, прежде всего, на наиболее важном для России «северном маршруте». Стратегическими направлениями этого противодействия должны стать:

— создание и укрепление антинарко-тических «поясов безопасности» вокруг Афганистана;

— противодействие транснациональным преступным группировкам, занимающимся поставками и реализацией афганских опиатов и их прекурсоров;

— создание необходимых условий для сотрудничества с компетентными органами иностранных государств и международными организациями.

Учитывая, что основные маршруты транспортировки афганских наркотиков проходят через Иран, Пакистан, страны Центральной Азии и Россию, необходимо создание многоуровневого механизма борьбы с афганскими наркотиками и укрепление антинаркотических «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Это — главные приоритеты в международной деятельности России, осуществляемой как на двусторонней основе, так и в рамках участия в работе антинаркотических структур международных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.