Анатолий КИРСАНОВ
АФГАНИСТАН КАК НАРКОГОСУДАРСТВО
В статье дается общая характеристика наркоситуации в мире и Афганистане как государстве, в котором сосредоточено бопее 92% мирового производства героина. Раскрываются коррупционные связи современного наркобизнеса и основные проблемы противодействия афганскому наркобизнесу.
The article provides with general characteristic of narcotic situation in the world and Afghanistan as the state, where more than 92% of world production of heroin is concentrated. Moreover, it indicates the corruption connections and the basic problems of fight against drug traffic from Afghanistan.
Ключевые слова:
наркобизнес, наркомания, наркоситуация, наркогосударство; drug dealing, drug addiction, situation with drag dealing and consuming, state based on drugs.
КИРСАНОВ Анатолий Иванович — к.полит.н., заведующий кафедрой теории и практики управления, проректор по университетскому округу Московского городского психологопедагогического университета Kirsanov [email protected]
Наркомания — одна из глобальных проблем человечества. Международному сообществу не удается пока переломить глобальную наркоситуацию к лучшему: в начале третьего тысячелетия (2000 г.) наркотики употребляли 180 млн чел., или 3% населения земного шара; в 2006 г. — около 200 млн чел.; в 2008 г. — около 250 млн чел., или 5,76% населения планеты. Наркоторговля по разным источникам в целом оценивается в 400—500 млрд долл. США, или 8—10% всего мирового товарооборота1.
Главным источником наркоопасности для России является Афганистан, все ощутимее приобретающий признаки наркогосударства. В настоящее время в Афганистане производится героина больше, чем когда-либо за всю историю этой страны. С 2003 г. Афганистан стал мировым монополистом в производстве героина (см. рис. 1).
Однако, несмотря на имеющуюся динамику увеличения с 2003 г. объема контрабандного поступления наркотиков опийной группы на территорию России по «северному маршруту», с этого же года наблюдается снижение изъятий героина пограничными органами на государственной границе России. На рис. 2 показана динамика этого снижения с учетом изъятий наркотиков пограничными органами ФСБ России в Республике Таджикистан с 2003 г. по 2 квартал 2008 г. Данные, приведенные на рис. 2, говорят о том, что контрабандисты в большей степени используют новые незаконные способы переправки наркотиков, и это требует от всех органов, осуществляющих контроль на государственной границе, кардинального совершенствования взаимодействия своей деятельности.
По оценкам Управления по борьбе с наркотиками и преступностью ООН, начиная с 2006 г., ситуация в Афганистане ухудшилась. Не получив обещанной помощи в развитии традиционного сельского хозяйства от правительства страны, афганские крестьяне вернулись к культивированию опийного мака, в результате чего площадь маковых полей увеличилась по сравнению с 2005 г. более чем в полтора раза и составила 165 тыс. га. Выращиванием опийного мака занимаются более 3 млн чел., и эта цифра неуклонно растет. Уничтожение посевов мака вызывает озлобление и противодействие местного населения. Попытки склонить крестьян к переходу на другие сельскохозяйственные культуры (на эти цели США в 2004—2005 гг. выделили 150 млн долл.) практически провалились, т.к. доходность от наркопосевов несравненно выше. Талибы в качестве противостояния международным силам всячески поощряли
1 Основные доклады и обзоры ООН в экономической и социальной областях. Всемирный доклад о наркотиках 2009. Резюме (Управление по наркотикам и преступности) // http://www.un.org/russian/esa/surveys.htm
Рис. 1 Динамика увеличения объема контрабандного поступления наркотиков опийной группы на территорию России по «северному маршруту» с 2003 г.
Изъято наркотиков (кг) в т.ч. героина ('кг')
Динамика изъятий героина пограничными органами на государственной границе
Рис. 2 Динамика изъятий героина пограничными органами на российской государственной границе в 2003—2008 гг.
выращивание опиумного мака на контролируемых ими территориях для укрепления своего влияния. В 2004 г. правительство Хамида Карзая предложило афганским земледельцам 1 250 долл. за каждый уничтоженный гектар опийного мака, в то время как скупщики сырья для нарколабораторий предлагали 16 000 долл. за урожай с одного гектара (в этих климатических условиях можно собирать по два-три урожая в год).
В 2006 г. из собранного на этих плантациях урожая произведено 6 100 т опия-сырца (в героиновом эквиваленте — 610 т). По све-
дениям ФСКН России, урожай афганского опиумного мака в 2007 г. вырос до 8 200 т (в героиновом эквиваленте — 820 т). Несмотря на рост объемов изымаемых в России наркотиков, из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется гражданами нашей страны не менее 12 т героина (3 млрд разовых доз)1. Ежегодно в России от употребления наркотиков умирает более 30 тыс. чел. Это почти в 2 раза больше, чем
1 Выступление директора ФСКН России на парламентских слушаниях 19 февраля 2009 г. // http://32.fskn.gov.ru/gendir/204-vystuplenie-direktora-fskn-rossii-na.html
потери в афганской войне за более чем 10 лет ведения активных боевых действий.
По данным экспертов УНП ООН, прибыль от продажи опиатов равна 2,8 млрд долл. США в год, что составляет около одной трети валового национального продукта Афганистана. В то же время международная наркомафия реализует этот героин по всему миру, по самым скромным подсчетам, на сумму свыше 100 млрд долл. США1. Более 400 огромных нарколабораторий способны перерабатывать десятки тонн опийного сырца в сутки. По имеющимся на конец 2008 г. данным, на складах в Афганистане хранилось от 1 000 до 3 000 т чистого героина как «страховой фонд» для демпфирования сезонных колебаний урожая мака.
Если учесть, что посевы опийного мака легко заметны на спутниковых фотографиях и аэрофотосъемках, а места расположения нарколабораторий хорошо известны, то ответ на закономерно возникающий вопрос: почему мировое сообщество (прежде всего, США и Великобритания) не может здесь достичь положительных результатов, вполне очевиден — слишком высоки геополитические выгоды от сложившейся ситуации и слишком широки и глубоки коррупционные связи транснационального наркобизнеса.
Как идет борьба против афганского наркобизнеса? В рамках деятельности по укреплению «поясов безопасности» вокруг Афганистана с 2006 г. ведутся переговоры с представителями компетентных органов государств — участников СНГ, Ирана, Китая, Пакистана, США и самого Афганистана, в ходе которых обсуждаются проблемы борьбы с контрабандой афганских наркотиков и намечаются дальнейшие шаги по совершенствованию взаимодействия в этой сфере. Следует подчеркнуть, что российская сторона твердо придерживается линии на реализацию принятых решений. Только в 2006 г. на уровне высшего руководства специальных органов были проведены переговоры и встречи с представителями Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси по вопросам развития антинаркотическо-го сотрудничества в рамках деятельности Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков
1 Woгlds Dгugs Repoгt, 2008, р. 53.
(КСОПН) государств — членов ОДКБ и формирования совместных механизмов реализации концепции создания анти-наркотических «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Одновременно были проведены консультации с представителями компетентных органов Афганистана и Ирана, на которых намечены совместные шаги по налаживанию взаимодействия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и заключению межведомственного соглашения о сотрудничестве в антинар-котической сфере. Здесь следует подчеркнуть, что, по оценкам иранских коллег, афганское правительство не в состоянии контролировать ситуацию даже в центральных провинциях страны, не говоря уже об ее отдаленных районах, а международные силы по содействию безопасности (МССБ) в Афганистане, действующие в соответствии с мандатом ООН, не принимают каких-либо значительных мер против наркобаронов.
Одним из эффективных методов противодействия афганской наркоугрозе является проведение по инициативе ФСКН России и под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств — членов ОДКБ регулярных международных оперативно-профилактических операций «Канал», по результатам которых накоплена важная информация о маршрутах незаконных поставок наркотиков, ликвидированы крупные каналы контрабанды наркотиков, отработаны конкретные механизмы оперативного взаимодействия правоохранительных органов различных государств. Если на начальном этапе в международной операции принимало участие только шесть государств — членов ОДКБ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения), то в 2005 г. — уже 12 стран (к упомянутым государствам присоединились Азербайджан, Иран, Китай, Пакистан, Украина и Узбекистан), а на данный момент число стран — участниц операции выросло до 19 (прибавились США, Монголия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Польша). В 2006 г. операция «Канал-2006» проводилась на «северном маршруте» и части «балканского маршрута» афганского наркотрафика,
на путях доставки синтетических наркотиков из Европы в Россию и прекурсоров в государства Центральной Азии и Афганистан. Концентрация оперативных усилий на этих направлениях нанесла существенный удар по транснациональной наркопреступности. Об эффективности координации антинаркотической деятельности компетентных органов государств Центрально-Азиатского региона в рамках операций «Канал» неоднократно высказывался на международных форумах заместитель Генерального секретаря ООН, исполнительный директор УНП ООН A.M. Коста.
Важнейшей задачей борьбы с транснациональным наркобизнесом и наркоманией является дальнейшее укрепление «поясов безопасности» вокруг Афганистана, пресечение незаконного ввоза в эту страну прекурсоров, в первую очередь ангидрида уксусной кислоты. Для изготовления афганского героина ежегодно их требуется от 5 до 11 тыс. т.
В этом отношении, как полагают специалисты, существенный вклад может внести активизация участия всех государств в реализации проекта «Сплоченность», который направлен на проведение мониторинга международной торговли прекурсорами, в том числе ангидридом уксусной кислоты. Начиная с 2004 г., в рамках этого проекта на этапе планирования экспортных операций с прекурсорами ФСКН России регулярно направляет в компетентные органы иностранных государств предварительные уведомления об экспорте и осуществляет проверку информации, содержащейся в поступивших аналогичных уведомлениях, что позволяет выявлять и пресекать правонарушения в указанной сфере.
Вместе с тем только путем обмена пре-дэкспортными уведомлениями задачу по пресечению нелегальных поставок прекурсоров в Афганистан не решить. Поэтому важным элементом проекта «Сплоченность» является установление источника их утечки в сферу незаконного оборота. Существенную роль в этом может сыграть использование вводимых в партии прекурсоров веществ-меток, которые позволят идентифицировать конкретную партию. Внедрение использования таких индикационных меток в практику деятельности правоохранительных органов всех стран-экспортеров позволит повысить эффективность контроля за оборотом
прекурсоров и обеспечит возможность установления источника их «утечки».
Составной частью международных усилий в поддержку афганской национальной стратегии по борьбе с наркотиками становится деятельность Союза Россия — НАТО (СРН) и его государств-членов. Эта деятельность направлена на активизацию обмена информацией между государствами — членами СРН по вопросам борьбы против афганской наркоугрозы; реализацию совместных инициатив государств — членов СРН в области подготовки кадров антинаркотических и пограничных ведомств Афганистана и государств транзита афганских наркотиков; организацию конференций и семинаров по изучению возможности разработки дополнительных инициатив в рамках сотрудничества по противодействию афганской наркоугрозе. Практическим результатом деятельности на этом направлении стала разработка и реализация при участии ФСКН России пилотного проекта Совета Россия — НАТО по подготовке кадров антинарко-тических ведомств Афганистана и стран Центральной Азии.
Активное противодействие афганской наркоугрозе необходимо строить, прежде всего, на наиболее важном для России «северном маршруте». Стратегическими направлениями этого противодействия должны стать:
— создание и укрепление антинарко-тических «поясов безопасности» вокруг Афганистана;
— противодействие транснациональным преступным группировкам, занимающимся поставками и реализацией афганских опиатов и их прекурсоров;
— создание необходимых условий для сотрудничества с компетентными органами иностранных государств и международными организациями.
Учитывая, что основные маршруты транспортировки афганских наркотиков проходят через Иран, Пакистан, страны Центральной Азии и Россию, необходимо создание многоуровневого механизма борьбы с афганскими наркотиками и укрепление антинаркотических «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Это — главные приоритеты в международной деятельности России, осуществляемой как на двусторонней основе, так и в рамках участия в работе антинаркотических структур международных организаций.