Научная статья на тему 'Противодействие афганскому наркотрафику'

Противодействие афганскому наркотрафику Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старчак Максим

«Мировая экономика и международные отношения», М., 2008, № 4, с. 82-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие афганскому наркотрафику»

Максим Старчак, аспирант Нижегородского государственного университета ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АФГАНСКОМУ НАРКОТРАФИКУ

Наркотики. Сегодня эта проблема стоит в одном ряду с терроризмом, торговлей оружием и людьми. Прошло более шести лет с начала антитеррористической операции в Афганистане. Политика страны изменилась, но наркобизнес по-прежнему процветает. В конце 90-х - начале 2000-х годов на фоне гражданской войны и деградации экономики страну постигли сильнейшие за последние десятилетия засухи. Крестьяне потеряли большую часть урожая зерновых. Альтернативным источником дохода в сложившихся условиях стало выращивание опийного мака. После падения в 2001 г. режима талибов ухудшилась безопасность на дорогах, были восстановлены местные тарифы и таможенные барьеры. Стремление компенсировать эти потери привело к расширению сети лабораторий по переработке опийного сырья и, соответственно, росту наркопроизводства. Появился миф о том, что при талибах ситуация была лучше, чем при правительстве Карзая и коалиционных силах. В 2004 г. администрация Белого дома и чиновники из Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) утверждали, что целью талибов было не столько «искоренение наркотиков» сколько тактическая программа по созданию «искусственного спада в производстве», которая привела бы к росту цен на героин на мировом рынке. Подобная позиция ООН не состыковалась с докладом ЮНОДК по Пакистану, в котором особо указывалось на отсутствие доказательств по сокращению производства и посевов во время правления талибов.

Действительно, производство наркотиков было практически узаконено при режиме талибов, взимавших 10%-ный налог с их производства и продажи. Во многом за счет доходов от наркобизнеса на контролировавшейся талибами территории Афганистана возникла интернациональная сеть, состоящая примерно из 80 опорных баз, тренировочных центров и лагерей по военно-диверсионной и идеологической подготовке боевиков. И когда после 11 сентября на «Талибан» обрушилась антитеррористическая коалиция, оказалось, что талибов практически никто не поддерживает - их исламский эмират без подпитки наркоденег рассыпался, а

Северный альянс успешно занял Кабул. После американских бомбовых атак и падения «Талибана» афганские крестьяне были вновь готовы возобновить высокодоходную культивацию мака. Высказывается опасение, что наркорынок Афганистана подпитывает терроризм. На конференции, организованной в Кабуле 7-8 февраля 2004 г., исполнительный директор ЮНОДК Антонио Мария Коста подчеркнул, что деньги наркорынка используются для финансирования криминальных структур, включая террористические, и этот факт подтвержден. По данным ООН, 50% всех произведенных на севере наркотиков идет на юг - к местам большей террористической активности. Именно в южных районах Афганистана вот уже шесть с лишним лет не прекращается террористическая деятельность. В провинциях Кандагар, Хельменд, Пактика, Герат, Фарьяб, Гор периодически происходят теракты. Все эти провинции либо сами производят наркотики, либо их производят в соседних районах. Так, в 2006 г. практически во всех провинциях резко возросло наркопроизводство (на 50%), одновременно число терактов увеличилось в 4 раза. Отметим также, что теракты участились начиная с 2004 г., т.е. с того момента, когда международная коалиция начала расширение своего присутствия за пределы Кабула, получив мандат СБ ООН. Тогда же был отмечен заметный подъем наркопроизводства. Еще одной причиной, повлиявшей на масштабы увеличения культивирования опия, стала Программа управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Несмотря на продолжающиеся акты насилия и сохранение напряженности, ООН продолжает репатриацию беженцев, что, на наш взгляд, ведет к росту преступности и ухудшению социально-экономической ситуации в одной из самых нестабильных стран мира. Так, с 2002 по 2003 г. включительно на родину в Афганистан вернулось около 3 млн. беженцев, культивирование опия в 2004 г. выросло на 78%, а его производство - на 24%. За 2004-2005 гг. в Афганистан вернулось еще около 1,6 млн. беженцев, что сразу отразилось на показателях за 2006 г.: посевы мака, по сравнению с 2004-2005 гг., увеличились на 60%, а урожай - на 48-50%, составив 6100 т. Влияние беженцев на наркопроизводство отмечалось и раньше (в конце 80-х - начале 90-х годов) - после афгано-советской войны. Тогда объем производимых наркотиков за пять послевоенных лет увеличился на 110% и составил в 1994 г. 3400 т. Затем наблюдались некоторый спад и стабилизация (до 2200-2800 т в год), и только в 1999 г. произошел подъем - до 4600 т.

По информации губернатора Бадагшана, в 1989-2001 гг. провинция приняла очень большое количество внутренне перемещенных лиц, преимущественно этнических таджиков. По оценкам администрации провинции, в настоящее время население последней может составлять около 1 млн. человек. Это сделало Бадагшан одним из лидеров по наркопроизводству в Афганистане. Разумеется, среди возвратившихся беженцев есть инженеры, медики, юристы, специалисты в области сельского хозяйства и люди других профессий, которые готовы работать по специальности и внести вклад в восстановление страны. Однако нельзя забывать, что заработная плата в Афганистане катастрофически низкая, и не все могут адаптироваться к реалиям современной жизни, что зачастую приводит людей в наркобизнес. Безусловно, проблема беженцев не является главной причиной роста наркопроизводства, но ее существенное влияние очевидно. Таким образом, за несколько лет Афганистан стал лидером среди всех стран, производящих опийные наркотики («Золотого полумесяца» - Афганистан, Пакистан, Иран и «Золотого треугольника» - Мьянма, Таиланд, Лаос), - на его долю приходится около 90% мирового производства. По данным ООН, продажа афганских наркотиков дает приблизительно 50% реального ВВП страны. Ежегодный оборот оценивается в 30 млрд. долл. Афганистан стал наркогосударством - это неоспоримый факт.

Сразу после прихода к власти правительство X. Карзая начало предпринимать различные шаги по борьбе с этим злом. Так, в январе 2002 г. был издан запрет на выращивание опийного мака. Но если в 2003 г. на доходы от продажи наркотиков жили 1,7 млн. человек, то, по данным на 2006 г., около 3 млн. афганцев живут на средства, полученные от выращивания опийного мака. Правительство не смогло притормозить развитие наркопроизводства и предотвратить расширение засеиваемых площадей. Это стало свидетельством неэффективности борьбы с наркобизнесом и неверной политики по возращению беженцев. В феврале 2003 г. было создано Национальное агентство по борьбе с наркотиками, а в апреле издан декрет о денежной компенсации крестьянам, уничтожавшим посевы опийного мака. Тогда же Кабул объявил о начале кампании по ликвидации опийных плантаций. Однако полевые командиры, поддержанные американцами в их борьбе против талибов и «Аль-Каиды», стали вкладывать деньги в производство опия, доходы от которого шли на содержание их частных армий. В результате наркобизнес по-прежнему процветал, а американцы использовали эту

ситуацию, чтобы не допустить еще один конфликт. В этом же году был одобрен План борьбы с наркобизнесом, который предусматривал создание соответствующих институтов (армия, полиция), альтернативное ведение хозяйства, специальные антинаркотические силовые структуры, специальные судебные органы, уничтожение опийного мака, снижение спроса на опий, лечение наркоманов и региональное сотрудничество. В плане также ставилась цель сократить к 2007 г. незаконное производство наркотиков на 70%, а к 2012 г. полностью искоренить наркоиндустрию. Пока же заявления о том, что производство наркотиков будет сокращаться, не подтверждается. За шесть лет кампании не было практически ни одной провинции, где бы не велось производство наркотиков.

X. Карзай, чтобы побудить производителей и продавцов наркотиков легализовать свою деятельность, объявил всеобщую амнистию тем, кто впредь не будет заниматься ею подпольно. Президент разрешил им инвестировать заработанный прежней преступной деятельностью капитал в экономику страны. Эта мера могла бы стимулировать экономический рост страны и дала бы толчок к развитию легальной экономики. Другие действенные методы борьбы - это уничтожение посевов, конфискация товара, а также разрушение лабораторий по переработке опиума в героин. Попытки полиции оказать силовое давление на крестьян, выращивающих маковый опий, натолкнулись на активное сопротивление с их стороны. Захваты наркобаронов также не имели успеха, поскольку их почти сразу же отпускали в обмен на согласие сотрудничать с новыми кабульскими властями. Уничтожение нарколабораторий не привело к желаемым результатам. В стране действуют сотни мелких и крупных лабораторий по переработке опийного мака в героин.

В конце 2005 г. в Афганистане был утвержден закон о противодействии наркоугрозе. Закон предписывает создание государственной комиссии по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ, определяет уголовные наказания за пособничество наркодельцам в государственных органах. Министерство внутренних дел Афганистана, изыскивая возможности технического оснащения своих сил, провело переговоры с Министерством обороны США о поставке восьми специально оборудованных вертолетов для «полиции по борьбе с наркотиками». Кроме того, было создано специальное антинаркотическое ведомство в ранге министерства. Но представители международных организаций говорят о том, что в

постконфликтных регионах, таких как Таджикистан и Афганистан, международные полицейские силы весьма слабо осведомлены о наркоситуации на местах, полицейские силы малочисленны и, как все афганское общество, подвержены коррупции. Американские военные пытаются руководить подготовкой личного состава Афганской национальной армии, которая осуществляется усилиями ряда государств. Германия возглавляет работу по подготовке сотрудников Афганской национальной полиции. Высокий уровень коррупции в силовых структурах осложняет борьбу с наркотиками. В администрации Карзая плодотворно трудятся крупные наркодилеры. В результате дополнительные финансовые средства, направляемые в экономику Афганистана, разворовываются в госструктурах и не доходят до получателя. С другой стороны, недофинансирование проектов приводит к тому, что развития экономики страны и замены выращивания опия другими растениями не происходит. Некоторые исследователи, ссылаясь на афганские источники, отмечают, что наркокоррупция проникла глубоко в недра Министерства внутренних дел, главную правоохранительную организацию, высшие чиновники которой берут взятки за назначение коррумпированных наркодилеров на влиятельные посты в полиции.

Не способствуют борьбе с наркобизнесом и низкие темпы восстановления национальной экономики. По данным президента Государственного банка Афганистана А. Ахади, объем ВВП страны в 2002 г. вырос на 30%, а в 2003 г. - на 20%. При этом объем производства в основной отрасли экономики - сельском хозяйстве - после свержения режима талибов увеличился на 60%. В 2004 г. правительство X. Карзая предложило афганским земледельцам 1250 долл. за каждый уничтоженный гектар опийного мака, в то время как скупщики сырья для нарколабораторий предлагают в среднем 16 тыс. долл. за урожай, собираемый с гектара (в этом климате можно получать по два, три урожая в год). Таким образом, цена выкупа за уничтожение гектара посевов кажется афганцам слишком низкой, чтобы на нее соглашаться. По ценам черного рынка за гектар посевов можно выручить примерно 8 тыс. долл. Для сравнения: заместитель министра труда Афганистана получает всего 50 долл. в месяц. Неудивительно, что число крестьян, занимающихся выращиванием опийного мака, не сокращается, несмотря на все принимаемые меры. В 2006 г., по сравнению с 2003 г., масштабы культивации опия выросли более чем в 2 раза, а производство наркотиков увеличилось на 70%. Таким образом, цена на

наркотики и низкие зарплаты стимулируют коррупционные преступления. В декабре 2001 г. резолюцией 1386 Совета Безопасности ООН были созданы Международные силы содействия безопасности (МССБ), более 90% контингента которых составили государства Организации североатлантического альянса. За несколько лет операции ни США, ни НАТО не приложили каких-либо ощутимых усилий по борьбе с наркобизнесом. Несмотря на присутствие МССБ, в Афганистане в 2002 г. не было уничтожено ни одной лаборатории по производству наркотиков и плантаций мака, многие районы страны остаются неподконтрольными центральным властям.

На зависимость терроризма от наркобизнеса указывал главный аналитик по международному терроризму и наркотикам при Исследовательской службе Конгресса США Р. Перл, выступая с докладом по этой теме на слушаниях в Сенате. Он подчеркнул, что террористические организации неспособны выживать без доходов от наркоторговли. Однако США с приходом в Афганистан уклоняются от активной борьбы с производством и транспортировкой афганских наркотиков, заявляя, что выполняют задачи по ликвидации исламских экстремистов, а борьбой с наркотиками занимается Великобритания. Очевидно, американские власти прекрасно понимают всю масштабность угрозы, но бороться с наркобизнесом в Афганистане они не собираются, оставляя все на волю европейцев. Европа в свою очередь не готова применять силу, она лишь выделяет средства, направляемые на национальные проекты и социальное развитие страны. В отсутствии согласованных действий и общего понимания проблемы, эти небольшие суммы не только ничего не решают, но и расходуются не всегда по назначению. Всего с января 2002 по июнь 2007 г. в Фонд по борьбе с наркотиками Афганистана было направлено 10 млн. долл. (по данным на август 2007 г., в Фонде находилось 4 млн. долл.). Вся сумма финансовой помощи Афганистану от различных источников с 1 января 2002 г. по 30 июня 2007 г. составила почти 1,5 млрд. долл. Великобритания, которая в международной коалиции несет полномочия по борьбе с наркотиками, финансировала и консультировала афганцев в рамках программы по ликвидации посевов опиума в 2004 г. Лондон выделил на эти цели 50 млн. долл. Американцы со своей стороны по настоятельной просьбе президента X. Карзая, а также в связи с тем, что афганский героин стал «угрожать» самим США (в 1999 г. 6% потребляемого американцами героина были афган-

ского происхождения, а в 2003 г. - 15%) стали пытаться подключиться к решению этой проблемы. В 2005 г. Белый дом принял решение выделить 780 млн. долл. Из этой суммы около 120 млн. долл. предполагалось использовать для развития альтернативных хозяйств (производство зерновых, огородных и садовых культур), передачи крестьянам, отказавшимся от производства опийного мака и перешедшим на выращивание традиционных культур.

Правительство США предпочитает направлять свою финансовую помощь на поддержание национальных сил безопасности. В то же время коррумпированная полиция и старейшины Афганистана воруют огромное количество гуманитарной помощи, направляемой на восстановление страны, улучшение жизни простых афганцев и уменьшение привлекательности «Талибана» в их глазах. В 2006 г. в рамках Лондонской конференции Всемирный банк выделил 10 млн. долл. на безопасность и создание в Афганистане эффективной системы государственного управления. Вместе с тем финансовая помощь, которую готовы дать доноры, не всегда поступает в заявляемом объеме. В конце января 2007 г. в Берлине прошла очередная международная конференция по Афганистану. Перед конференцией состоялась встреча «тройки» ЕС (в нее, кроме представителя Германии, вошли верховный представитель по внешней политике и политике безопасности Евросоюза Х. Солана и еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Б. Фер-роро-Вальднер) с афганской делегацией во главе с министром иностранных дел Афганистана. На встрече было объявлено о выделении Евросоюзом в 2007-2010 гг. финансовой помощи Афганистану в размере 600 млн. евро. Средства должны быть направлены на финансирование реформы судебной системы, сельскохозяйственного сектора и здравоохранения. И все это несмотря на то, что прошлые финансовые вливания не только не сократили площади посевов, но и во многих провинциях способствовали их увеличению. Кроме того, предполагается, что часть средств, предназначенных для уничтожения посевов, идет на расширение посевных площадей опийного мака в следующем году. В итоге, за последние несколько лет провинций свободных от наркотиков не прибавилось. Лишь в 2005 г. в провинции Нангарар после выделения 70 млн. долл. (из них только 10-15% на развитие сельского хозяйства) производство наркотиков снизилось на 97%, но год спустя произошло его увеличение - на 346%!

Попытка мирового сообщества обратить внимание на проблему наркотрафика из Афганистана в более широком ключе была сделана в мае 2003 г., когда по инициативе правительства Франции в Париже состоялась международная конференция «О путях распространения наркотиков из Центральной Азии в Европу». В ней участвовали представители 55 стран. По итогам конференции была принята Парижская декларация, в которой участники взяли на себя обязательства активизировать усилия в сфере борьбы с контрабандой наркотиков из Афганистана и связанной с ней преступностью, а также оказывать поддержку странам региона. Эти обязательства были подтверждены на состоявшихся позднее встрече глав государств «Большой восьмерки» в Эвиане в 2003 г., на заседании Совета Безопасности ООН и одобрены Генеральной Ассамблеей ООН на специальной сессии, посвященной проблемам наркоугрозы, исходящей из Афганистана, 17 июня 2003 г. За четыре года (с 2003 по 2007 г.) действия Парижского акта было проведено несколько экспертных встреч, разработано и реализовано около 300 проектов, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков. Особое внимание уделялось усилению контроля на границе между Афганистаном и Таджикистаном. Подтверждая усилия мирового сообщества в борьбе с наркотрафиком из Афганистана, 2628 июня 2006 г. в Москве состоялась Вторая министерская конференция «О путях доставки наркотиков из Афганистана», организованная правительством РФ совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности. На конференции обсуждались следующие вопросы: пограничный контроль, региональное и международное сотрудничество, здравоохранение и социальные программы. К сожалению, еще раз был подчеркнут односторонний подход в решении проблемы афганских наркотиков. «Нет равноценной законной аграрной культуры, которая могла бы заменить посевы мака, и в ближайшей перспективе что-то сделать самим просто невозможно. Таким образом, Афганистан объективно еще длительное время будет основным поставщиком героина», - заявили участники конференции.

Еще одной нефинансовой помощью стала инициатива Совета Россия-НАТО (СРН). В сентябре 2006 г. в учебных центрах России и Турции начали проводиться первые курсы по подготовке сотрудников афганских правоохранительных органов, организованные в рамках экспериментального проекта по обучению работников из Афганистана и стран Центральной Азии (ЦА) методам борьбы с

наркотиками, начало которому было положено 8 декабря министрами иностранных дел стран - участниц СРН. Учебной программой предусмотрены занятия по ведению проверок на местах, досмотру, обнаружению и закрытию подпольных лабораторий, а также обучению важнейшим принципам и методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Эта масштабная инициатива направлена на содействие обеспечению безопасности как в самом Афганистане, так и в близлежащем регионе путем обмена с работниками среднего звена из Афганистана и стран ЦА опытом и знаниями, накопленными государствами - членами СРН.

Реализация этого проекта в 2007 г. была продолжена. Однако зарубежная помощь не может остановить или как-то притормозить рост наркопроизводства в Афганистане, как не может и увеличить объемы конфискованных наркотиков. С этой проблемой борется и соседний Иран, куда идет больше половины афганских наркотиков. Именно ИРИ является ведущим государством в мире по изъятиям опия и героина. Важным направлением работы ИРИ по борьбе с контрабандой наркотиков из Афганистана является охрана границ, в том числе и путем возведения заградительных сооружений. Постоянно усиливается вооруженный контингент по охране границы Ирана. Специальный штаб, созданный в Тегеране, координирует борьбу с наркотиками по всей стране, его деятельность контролируется президентом. В то же время в Иране преобладают силовые методы борьбы с наркотрафиком. Согласно статистике, 25% наркотиков на ирано-афганской границе захватывается в ходе боевых столкновений с наркодельцами. Такая политика связана с криминогенной обстановкой в приграничных с Афганистаном провинциях Хорасан, Керман, Систан и Белуджистан, где наркоторговцы активно используют методы террора, в том числе похищение людей и подкуп должностных лиц.

Что касается Афганистана, то он, будучи наркогосударством, поставляющим на мировой рынок 90% героина, не является лидером по объему изъятий наркотических средств. В Иране (в отличие от Афганистана, где, как уже говорилось выше, с января 2002 по июнь 2007 г. было выделено только 10 млн. долл.) на антинаркотические мероприятия тратятся поистине огромные средства - ежегодно государственная казна на эти цели расходует более 800 млн. долл. Разрыв колоссальный, даже если не учитывать факт не всегда целевого использования этих средств. Иран уделяет значительное внимание налаживанию сотрудничества с афганской стороной,

прежде всего в области замещения посевов наркосодержащих растений традиционными сельхозкультурами, особенно в приграничных с ИРИ провинциях. Кроме того, в законодательной сфере примечательным является подписание в 2004 г. меморандума о пресечении наркоторговли между Афганистаном и граничащими с ним Ираном, Пакистаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменией и Китаем. Многие необходимые меры по противоборству наркопроизводству в Афганистане предпринимаются: укрепляются и работают специальные службы, проводятся мероприятия по замене наркосодержащих растений на сельскохозяйственные культуры, различные международные организации обеспечивают техническую, образовательную и финансовую помощь. Единственный метод, который не был использован, - это силовая борьба, такая как в Иране, где любое наркопреступление карается смертной казнью, где полиция не жалеет себя в борьбе с наркоторговцами. Пока афганские и международные структуры не решаются применять силовые методы, а борьба с наркотиками в Афганистане имеет практически нулевой результат.

«Мировая экономика и международные отношения», М., 2008, № 4, с. 82-91.

ЭР-РИЯДСКАЯ ВЕСНА

В отношении Саудовской Аравии, равно как и других монархий Персидского залива, издавна сложился устойчивый стереотип: это государство ассоциируется, как правило, с архаикой и застывшими традициями, а потому изображается часто как своего рода антипод современности. Сама новейшая социально-экономическая трансформация аравийской монархии обычно увязывается с некой фатальной непредрасположенностью исламской цивилизации и к реформированию в целом, и к научно-техническому прогрессу, и к внедрению новейших технологий. Не удивительно, что к саудоара-вийскому обществу прочно приклеились эпитеты-клише - «архаичное», «средневековое», «закрытое». Не ставится многими под сомнение и то, что общество это пронизано консерватизмом и религиозным фанатизмом, производным от исторически укоренившейся в Аравии суровой системы «ваххабизма».

Напомню, что ваххабизм как религиозное течение возник в Аравии еще в середине XVIII в. И тогда главными его принципами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.