М. Аргунова,
доктор политологии
П. Ковальчук,
участник конференции в Дохе НАРКОТИЧЕСКАЯ ОПУХОЛЬ АФГАНИСТАНА
Какова наркоситуация в Афганистане? В этой стране издавна существовала традиция посевов опийного мака и производства наркосодержащих веществ. В 1980-е годы руководство национально-демократической партии Афганистана (НДПА) принимало меры по борьбе с наркоугрозой, но производство опия не сокращалось, чему способствовали большой спрос на него на мировых рынках, низкие затраты на возделывание этой культуры и благоприятные природные условия. В результате в 90-х годах Афганистан вышел в мировые лидеры по производству опиатов и изготовляемых на их основе наркотиков. Рекордный урожай был собран в 1999 г. в период правления талибов - 4560 т. В стране функционировали десятки лабораторий по переработке сырья, где работали в том числе и приглашенные с Запада специалисты. В 2002 г. под мак было засеяно 74 тыс. га и получено около 3400 т опия-сырца, или 75% его мирового производства. После разгрома талибов производство продолжало расти. В 2004 г. производство наркотических веществ возросло до 4200 т, при этом происходила его качественная переориентация на изготовление героина, который составил 77% общего объема незаконного экспорта из Афганистана. Значительно увеличились и посевные площади, используемые под выращивание наркосырья (свыше 131 тыс. га). Доходы от производства и контрабанды наркотиков в 2004 г. составили, по оценкам ООН, не менее 2,8 млрд. долл. США. В 2006 г. площади наркопосевов увеличились еще на 59%, составив 185 тыс. га, а урожай опиатов достиг 6100 т. Высокий уровень производства наркотиков обусловлен благоприятными погодными условиями и ростом урожайности опийного мака, а главное - экономической привлекательностью культивирования мака. Значительно повысилась урожайность в южных, центральных и восточных провинциях при одновременном росте посевных площадей на севере и западе Афганистана. Наблюдаемый бум наркопроизводства на севере страны чреват увеличением наркопотока в Россию, а также через ее территорию - на Запад.
Руководство Афганистана принимает определенные, но недостаточно эффективные меры по борьбе с наркопроизводством. В
январе 2002 г. власти Афганистана объявили о запрете на выращивание опийного мака, что, однако, существенно не изменило положения дел. В декабре 2004 г. в Афганистане было создано министерство по борьбе с наркотиками (МБН), которое возглавил пуштун Х. Кадери. В его рамках сформирован Фонд поддержки крестьян, отказавшихся от выращивания опиатов. В ноябре 2005 г. президент ИРА Х. Карзай провел совещание с губернаторами и начальниками полиции наркопроизводящих провинций, главной темой которого стала ликвидация наркокультур. Губернаторы Балха, Гильменда и Кунара объявили о начале в своих провинциях крупномасштабных акций по борьбе с выращиванием опийного мака. Продолжаются мероприятия по изъятию опиатов. В 2005 г. министерство по борьбе с наркотиками совместно с МВД Афганистана конфисковало 161 т наркотиков и наркосодержащих веществ. Ликвидированы 188 лабораторий, в провинциях Заболь, Балх, Гиль-менд и Кабул сожжены 10 т наркосырья. Налаживается работа трехсторонней афгано-пакистано-американской комиссии по обмену информацией. Кроме того, Афганистан подписал меморандум о взаимопонимании с «Colombo Plan Group», куда входят 25 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Документ предусматривает финансирование создания в стране 25 центров подготовки религиозных деятелей, которые будут проводить антинаркотическую пропагандистскую работу среди прихожан мечетей. B настоящее время Кабул совместно с представителями США разрабатывает комплекс мер борьбы с наркоугрозой, включающий арест наркодельцов, поставляющих героин по маршруту Афганистан - Восточная Европа и далее. Одновременно предполагается снять с постов ряд высших чиновников, в том числе губернаторов. В рамках этой программы уже отстранен губернатор Г. Ш. М. Ахунзаде. Однако в большей степени преследованиям подвергаются мелкие торговцы и крестьяне. Агентство США по контролю за наркотиками организовало в Кабуле постоянные курсы повышения квалификации специалистов антинаркотической полиции и судебных органов. Подготовку на курсах уже прошли 200 сотрудников этих служб. По инициативе американцев был подписан меморандум о взаимопонимании между Управлением ООН по наркотикам и преступности (UNODC) и МБН ИРА, согласно которому функции по изучению и анализу наркоситуации в Афганистане переходят от UNODC ООН к МБН. Вместе с тем не следует исключать, что это может привести к получению недостаточно точной оценки происходящего в области
культивирования и производства наркотиков в ИРА. Американская сторона продолжает настаивать на необходимости распыления ядохимикатов на наркопосевы с воздуха, однако в афганском парламенте готовится законопроект о запрете таких мер.
Россия, со своей стороны, выступила инициатором разработки международной комплексной стратегии по борьбе с афганской наркоугрозой, включающей в себя все стадии производства и незаконного оборота наркотиков - от посевов опийного мака до сбыта готовой продукции. Инициативы России по наркопроблеме широко обсуждались и были приняты на многих международных форумах, конференциях, встречах на высоком и высшем уровнях, межмидовских консультациях. В преддверии международной конференции в Париже по наркопроблеме и наркотрафику из Афганистана (май 2003 г.), в которой участвовало более 50 стран, российская сторона направила руководителям ООН и Евросоюза послания с конкретными предложениями по выработке комплексной программы в целом. Эти предложения были одобрены мировым сообществом, что нашло отражение в заявлении СБ ООН по итогам его специального заседания под председательством России в июне 2003 г., посвященного наркоугрозе, исходящей из Афганистана. Выдвинутая Россией идея создания антинаркотических «поясов безопасности» по периметру афганских границ нашла поддержку на состоявшейся 8-9 февраля 2004 г. в Кабуле международной антинаркотической конференции. Однако в ходе ее работы выявились разногласия в подходах к проблеме ряда заинтересованных стран. Позиция ООН, ЕС, Германии и КНР требует приоритетности пресечения наркотрафика из Афганистана, в то время как Великобритания и некоторые другие страны считают первостепенной задачей уничтожение наркопосевов и героиновых лабораторий. Для России актуальное значение имеет расширение деятельности по решению афганской наркопроблемы в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, Центральноазиатско-го меморандума о взаимопонимании по проблемам наркотиков, Совета Россия - НАТО и Евросоюза. В настоящее время достигнуто соглашение между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан о направлении в страну официального представителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России. Как известно, до недавнего времени часть таджикско-афганской границы в районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана охраняли российские пограничники; по совместной договоренности Россия постепенно передала
охрану границы таджикским пограничникам. Как показала практика, таджикская сторона, будучи не в состоянии ограничить наркопоток из Афганистана, обратилась к ООН с просьбой оказать помощь в укреплении границы, на что потребуется не менее 100 млн. долл.
Пакистан серьезно озабочен пребыванием на его территории афганских беженцев (ныне около 1,5 млн. человек), что вызвало проблемы экономического, социального, политического и даже экологического порядка. Пребывание беженцев, несомненно, оказало влияние на экономическую и социальную стабильность, особенно в районах, граничащих с Афганистаном. Имели место захват земель местного населения, незаконное использование пастбищ, обострение криминогенной обстановки, вооруженные столкновения беженцев с жителями Пакистана. Часть афганских беженцев из числа ремесленников и предпринимателей активно включилась в контрабандную торговлю, которая играет заметную роль в нелегальных экспортно-импортных операциях. Они не платят налоги, получают высокие прибыли и становятся серьезными конкурентами пакистанцев в торговле сигаретами, коврами, кожевенными изделиями, бытовой техникой и т.п. Ежегодно в результате их деятельности Пакистан недополучает в казну миллиарды рупий. И все-таки доходы от незаконной торговли ни в какое сравнение не идут с доходами от оборота оружия и наркотиков, которые расходятся по стране и переправляются во многие страны мира.
Что касается Ирана, то главная проблема для его руководства - наркотрафик из Афганистана. По данным компетентных источников, этот поток идет по всей линии границы. Основными районами переправки наркотиков являются север - вблизи Бирд-жана и юг - около города Заболь (провинция Систан и Белуджистан). Еще один район переправки наркотиков находится у Серах-са, в непосредственной близости от границы с Туркменией. Иран фактически служит и объектом получения, и транзитной территорией для экспорта афганского героина. Поступая контрабандным путем в Иран, он не только распространяется в стране, но и через Турцию, порты Персидского залива, аэропорты переправляется в арабские страны, на Балканы, в государства Запада. По данным компетентных источников, более 80% наркотиков в этих странах -афганского производства. Иранские силы правопорядка проводят широкомасштабную работу по борьбе с контрабандой наркотиков, идущих в страну и за ее пределы. В стране преобладают силовые
методы борьбы с наркотрафиком. За последние 20 лет в борьбе с бандами наркокурьеров погибли более трех с половиной тысяч иранских граждан. Важным направлением работы ИРИ по борьбе с контрабандой наркотиков является охрана ее границ, в том числе путем возведения заградительных сооружений, наблюдательных башен, передовых постов, дополнительных погранзастав, установления десятков километров колючей проволоки, барьеров из бетонных плит, земляных насыпей и т.д. Однако согласно иранской статистике, силами правопорядка, полиции и народного ополчения перехватывается не более 25% контрабандных наркотиков. Кроме вопросов наркотрафика, существуют и другие проблемы, осложняющие ирано-афганские отношения и положение в ИРИ в целом. Они связаны с пребыванием в стране большого числа афганских беженцев. По информации УВКБ ООН, в специальных лагерях живут свыше 30 тыс. человек, остальные, и это признают иранские власти, практически ассимилировались с местным населением. Всего на сегодняшний день в ИРИ проживают около 900 тыс. зарегистрированных беженцев (по некоторым данным, их численность достигает 1,5 млн. человек). Иранская сторона подчеркивает, что затраты на их содержание очень высоки. В стране растет недовольство создаваемой афганцами конкуренцией на рынке рабочей силы и тем, что они, пользуясь определенными льготами, имеют преимущества над коренными жителями в сфере бизнеса.
Как видим, и проблемы наркотрафика, и беженцев из Афганистана в Иран и Пакистан тесно связаны с ситуацией на границах, проблемами их укрепления и охраны. Проблема границ с Афганистаном была и остается важной для сопредельных государств -Ирана и Пакистана в связи с тем, что через эту границу не прекращается контрабандный поток наркотиков. Этот вопрос обсуждался на международной конференции «Доха-1», организованной по инициативе Катара, Германии и Афганистана в 2004 г. Форум обсудил вопросы сотрудничества правоохранительных органов заинтересованных стран в борьбе против незаконного трафика наркотиков из Афганистана. Было решено созвать новую международную конференцию для выработки конкретных решений с целью пресечения наркоторговли. Конференция «Доха-2» состоялась в столице Катара в 2006 г. В конференции в Катаре приняли участие представители Ирана, Пакистана, России, КНР, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна, Омана, США, Великобритании, Италии, Индии, Норвегии, Турции, Канады, а также Евросоюза, междуна-
родных организаций и финансовых институтов, в том числе Всемирного банка. Из среднеазиатских государств в конференции участвовал лишь Туркменистан. В составе российской делегации были представители МИД, МВД и ФСКН России. Работа конференции проходила в рамках двух рабочих групп - «управления границами» и «регионального сотрудничества». В ходе дискуссии было отмечено, что в связи со значительной слабостью пограничного, таможенного и иных видов контроля по всему периметру афганских границ необходимо оказание международной помощи как Афганистану, так и его соседям. Все выступавшие подчеркивали вклад своих государств, правительственных и неправительственных организаций в восстановление Афганистана, укрепление его пограничных и полицейских подразделений. Представители Германии, в частности, заявили о необходимости создания унифицированной системы охраны границ Афганистана. Члены американской делегации подчеркивали важность структурной перестройки полиции и погранслужбы с тем, чтобы они соответствовали современным стандартам. Представитель Евросоюза отметил, что внешняя помощь может стать более эффективной, если пограничные, таможенные и другие структуры Афганистана наладят постоянный обмен информацией и практически ежедневное взаимодействие вдоль всей границы на каждом пункте ее пересечения. Причем эти пункты следует размещать в максимальной близости друг от друга.
Что касается дополнительных финансовых вложений на претворение в жизнь проектов, связанных с укреплением границ ИРА, представители ФРГ объявили о намерении выделить 2 млн. долл. на обустройство участка границы в провинции Гильменд (юг), а делегация КНР обязалась предоставить МВД Афганистана новое оборудование для охраны на сумму 3 млн. долл. Участники конференции отметили особую роль Фонда содействия правоохранительным органам Афганистана, который функционирует в ИРА с мая 2002 г. Однако ситуация осложняется тем, что Фонд испытывает нехватку средств на зарплату афганским полицейским.
По итогам конференции была принята Декларация об управлении границами Афганистана, призвавшая ИРА и ее соседей приложить усилия по превращению их границ в эффективный заслон наркотрафику, трансграничному терроризму и нелегальной миграции при одновременном поощрении взаимной торговли и всех
форм регионального сотрудничества. Мировое сообщество намеревается оказывать им в этом максимальное содействие.
«Азия и Африка сегодня», Москва, № 4, 2007г., с. 21-24.
Владимир Ахмедов,
кандидат исторических наук (ИВРАН) ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЕГИПТА
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. политическая культура арабского мира, в котором по многим параметрам Египту принадлежит центральное место, детерминировалась рядом взаимовлияющих факторов. С одной стороны, это и глубоко укоренившиеся в общественном сознании идеи межарабской и исламской солидарности, и опыт противостояния христианскому миру, и историческая память о победах над крестоносцами, и горечь поражения перед лицом европейской колониальной экспансии. С другой стороны, важными компонентами данной культуры служили процессы модернизации и вестернизации, начало которым было положено еще в XIX в. При этом все страты арабского общества были возмущены агрессивной вестернизацией, а в последнее время и процессами глобализации. С их точки зрения, эти процессы могли оставить не у дел национальную элиту и полностью разорить неимущие сельские и городские слои, составлявшие в ряде случаев более половины населения страны. Так, согласно данным международной статистики, сегодня 43,2% населения Египта живет менее чем на 2 долл. в месяц. Состояние перманентной социальной напряженности стало сегодня характерным явлением практически для всех арабских стран, даже таких внешне благополучных, как нефтедобывающие монархии Персидского залива. Данное явление порождено не только рядом внешних факторов, важнейшими из которых являются сохраняющееся арабо-израильское противостояние и военно-политическое вмешательство США в важнейшие и деликатные политические процессы в регионе, прежде всего проблему смену власти, но и внутренними обстоятельствами. Речь идет о маргинализации значительной части городского населения арабских стран в результате быстрых темпов демографического роста и развития процессов урбанизации в условиях сохраняющихся авторитарных методов прав-