ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ С США И НАТО В БОРЬБЕ С НАРКОУГРОЗОЙ В АФГАНИСТАНЕ
Сайед Ахмад Зия
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия Российской Федерации и США в деле борьбы с наркотической угрозой в Афганистане. Опираясь на широкий круг источников, автор указывает, что между двумя странами всегда существовали просторечия по данному вопросу. Вместе с тем вплоть до 2014 г. Они тем не менее взаимодействовали в разных форматах и только украинский кризис, оформивший современные конфронтаци-онные отношения между Россией и США, положил конец такому взаимодействию. В процессе работы над материалом автор применял методологию международных отношений и политической науки. В частности, применялся системный метод, аналитический метод, метод построения сценариев и метод структурно-функционального анализа.
Ключевые слова: Россия, США, Афганистан, наркотики, наркоугроза, наркотрафик, Центральная Азия.
Афганистан - одна из стран Центральной и Передней Азии, в которых сложились такие традиционные занятия, как выращивание опиумного мака и последующая торговля опиумом. Афганистан, также являющийся одной из стран Золотого полумесяца, на протяжении второй половины ХХ в. занимавшей лидирующие позиции по производству наркотиков в мире.
Однако традиции выращивания опиумных культур в Афганистане не так глубоки, как например в Индии или Иране. Даже в Бадахшане, одной из провинций Афганистане, где опийный мак стал выращиваться одним из первых по всей стране, его возделывали лишь с XVIII в.1
1 The Opium Economy in Afghanistan: An International Problem. UNODC Report. Электронный ресурс:
Наркотики, производимые из опиума, имеют собирательное название - опиаты. Особое вещество - «опий сырец» получают из недозрелых головок мака. Опиум представляет собой высушенный млечный сок, который на 10% состоит из морфина. Героин, в свою очередь, также является сильнейшим наркотическим веществом, которое получают в процессе обработки опиумного мака [Марухина, 2012. С. 91].
История становления Афганистана как крупнейшего импортера опиума и героина в мире тесно связана с затяжным внутренним военным конфликтом в стране и слабостью внутренних государственных структур. Присущая Афганистану на протяжении всего его исторического развития сильнейшая дефрагментация власти способствовала фактическому отсутствию контроля со стороны государства за развитием производства наркотиков [Князев, 2003. С. 6].
Становление и распространение культивирования опийных культур в Афганистане можно разделить на несколько исторических этапов, которые неразрывно связаны с этапами политической нестабильности в стране, берущей свое начало в 1970-х гг. Первый этап: 1973-1979 гг. может быть охарактеризован как период становления Афганистана как наркодержавы в условиях ослабления центральной власти и усиления влияния группировок контрабандистов. Следующий период, совпавший с введением советских войск в страну и длящийся с 1979 г. - конца 80х гг. ХХ в. может быть условно назван периодом расцвета опиумных культур в Гильменде и Нангархаре -провинциях, где контабандисты взяли под свой контроль ранее известные маршруты контрабанды иных товаров, «приспособив» их в условиях бездействия закона под новые маршруты контрабанды опиума и героина. Период с начала 1990-х гг. по 1999 г. принято считать «золотым веком» для производителей наркотиков в Афганистане, когда площадь земель, засеянных опиум-
http://www.unodc.org/pdf/publications/afg_opium_econ omy_www.pdf (дата обращения: 14.02.2017)
ными культурами, на тот период составляла 80-100 тыс. га по всей стране. Пиковый период исторически совпадает с захватом «Талибаном» Кабула и лояльному отношению талибов к продаде наркотиков «неверным». Как известно, за пиком всегда следует некий спад. Периодом такого спада можно назвать 2000-2002 гг., когда был отношение к выращиванию опиума на законодательном уровне изменилось - был подписан указ о запрете на его культивирование в стране. Который к удивлению мирового сообщества, принес свои плоды. Однако, положительный результат продлился недолго. Уже начиная с 2004 г. масштабы незаконного оборота наркотиков в стране увеличиваются.
Среди причин стабилизации культивирования мака в эти неспокойные военные годы можно выделить следующие:
• Нестабильность на дорогах застопорила торговлю наркотиками и способствовала концентрации их производства в традиционных для этого областях страны;
• Отсутствие достаточных знаний о выращивании опиумных маков и сети их распространения в других регионах;
• Низкие отпускные цены отпугивали потенциальных производителей;
Запрет на культивирование опиумного мака со стороны некоторых военачальников, как на противоречащее исламу занятие1. Россия - одна из стран наиболее сильно страдающих от увеличения незаконного производства наркотиков в Афганистане. Афганские опиаты стали проблемой для России еще с 1980-х гг., когда многие солдаты, возвращаясь со службы в Афганистане на родину, пристрастились к героину. Россия, очевидно благодаря своему географическому расположению и тесным связям и особыми таможенными привилегиями в отношении бывших центрально-азиатских республик Советского Союза стала основной целью для контрабанды афганских
1 Labrousse, Alain, "Géopolitique des drogues en Afghanistan", 2003. Электронный ресурс: http://www.mamacoca.org/FSMT_sept_2003/fr/doc/labr ousse_geopolitique_des_drogues_fr.htm#_ftn23 (дата обращения: 20.02.2017)
наркотиков, по большей части через государственные границы с Таджикистаном и Казахстаном, по так называемому «северному пути». Наплыв афганского опия и героина исторически совпал вначале с периодом внутренней нестабильности в Российской Федерации после распада Советского Союза. Немного позднее в начале 2000-х годов относительно невысокие по сравнению с Европой цены на афганский героин в России, экономика которой уже находилась на некотором подъёме, также способствовали росту наркозависимости в стране.
Правительство России не раз выражало свою глубокую озабоченность относительно «нарко-террористических связей», которые существуют между повстанческими чеченскими группировками и их экстремистскими исламистскими союзниками в Афганистане. Пик роста ВИЧ-инфекции и распространения героиновой наркомании 1993 г. в России также принято напрямую связывать с афганским наркотрафиком. Федеральная служба по борьбе с наркотиками Российской Федерации (ФСКН РФ) ежегодно принимает непосредственное участие вместе с коллегами из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана во многочисленных операциях по перехвату и уничтожению нескольких сотен килограмм афганских опиатов и химических веществ-прекурсоров [Blanchard 2009: 33]. Еще в 2011 г. Госдепартамент США в своем докладе о незаконном обороте наркотиков в Афганистане заявил: «Россия является главным пунктом назначения потоков героина из Афганистана и важным рынком для торговцев опиумом, гашишем, марихуаной, синтетическими наркотиками и другими опасными запрещёнными вещества-ми...»2. Российская Федерация осуществляет плотное и многосторонние сотрудничество с официальными структурами Исламской Республики Афганистан путем двусторонних и многосторонних перегово-
2 «Наркотеррор от ДАИШ и его спонсоров», Электронный ресурс: http://www.ritmeurasia.org/news--2016-01-23 --narkoterror-ot-daish-i-ego-sponsorov-ii-21505 (дата обращения: 22.02.2017)
ров с участием также региональных стран, заинтересованных в эффективной борьбе с афганским наркотрафиком.
Приток афганских опиатов стал настоящей угрозой для современной России. Приведем данные по общему употреблению героина в России за несколько последних лет. Так, в 2010 г. в России употребили 70 т героина. Для сравнения за этот же год в Европе в целом было употреблено 88 т этого наркотического вещества. Согласно данным за 2012 г. на территорию нашей страны ежегодно ввозится 90 т героина1. Россия наряду с Европой является привлекательной страной для афганских нарко-диллеров благодаря относительной состоятельности, а, следовательно, платежеспособности населения. За последние двадцать лет число наркоманов в России увеличилось в 10 раз и практически вдвое превышает число наркоманов в Китае, стране с наибольшим населением в мире. По данным доклада ООН, в 2009 г. в России было приблизительно полмиллиона героиновых наркоманов, что вдвое больше, чем в целом в всей Европе. По некоторым данным, ежегодно от афганских наркотиков погибает от 30 до 40 тыс. человек. Эта цифра в два раза превышает число погибших советский солдат в период всей афганской войны [Тренин, Малашаенко 2010: 14].
Ежесуточно от передозировки наркотиков в России умирает 82 человека. Количество наркозависимых при этом не уменьшается - на смену погибшим наркоманам приходят новые. Статистические данные ужасают, но реальные цифры оказываются еще в разы выше официальной статистики [Волобуев, 2013. С. 53].
Наркозависимость непосредственно влияет и на показатели смертности от ВИЧ-заболеваний. По некоторым данным, более 12% наркоманов в Москве заражены ВИЧ, в Санкт-Петербурге этот показатель составляет уже 32%, а статистика по городу
1 UN Office on Drugs and Crime. World Drug Report 2009
Бийску показывает драматическую цифру 74%2.
Наркозависимость наносит стране и сильнейший экономический ущерб. Наркоманы чаще всего исключаются из числа экономически активного населения страны. Кроме того, государству с каждый годомом необходимо выделять все больше и больше средств на лечение от наркозависимости, строительство и ремонт наркобольниц, содержать и увеличивать государственные колонии и покрывать различные судебные издержки. Все вышеперечисленные расходы в среднем «крадут» у страны 3% ВВП ежегодно. По оценкам Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации (ФСКН РФ) общий материальный ущерб может к 2020 г. составить 14 триллионов рублей3.
Естественно, что из-за всей масштабности проблема афганского наркотрафика в России не могла не приобрести статус угрозы национальной безопасности страны и в частности угрозы безопасности личности и общества в России. Вместе с терроризмом и нелегальной миграцией незаконный оборот наркотиков был причислен Советом Безопасности России к числу основных вызовов безопасности, с которыми сталкивается страна4.
Стратегия государственной антинаркотической политики России до 2020 г. от 9 июня 2010 г. прямо указывает на то, что «ключевым фактором негативного развития наркоситуации в России является масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий трансна-
2 Огнивцев А.Г. Россия против наркотиков. Электронный ресурс: https ://sites. google. com/site/nsnbrrunsnbezopasnostiross ii/afganskij-geroin-v-rossii (дата обращения: 28.02.2017)
3 Богданов В. Госпрограмма спасет жизни 150 тысячам россиян // Российская газета. № 6032, 15.03.2013.
4 Заявление секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева, цит. по: РИА-Новости. 22.09.2011. Электронный ресурс: http://rt.com/politics/security-world-hold-meeting-093/ (дата обращения: 26.02.2017)
циональный трафик на территорию России» [Шумилов и др., 2015. С. 5].
Прежде всего, необходимо отметить, что США оказывают не столь активное вмешательство в борьбу с афганским наркотрафиком, по сравнению с борьбой против терроризма в Афганистане. Для Вашингтона борьба с терроризмом в Афганистане всегда являлась и является первостепенной задачей. Только в конце 2000-х гг. внимание американской стороны переключилось отчасти на борьбу с афганскими наркотиками в рамках противодействия тому же терроризму, который они финансируют. Учитывая, что Афганистан исторически является аграрным государством, а в реалиях затяжной войны опий стал наиболее популярной и неприхотливой культурой для культивирования, США небезосновательно всегда высказывали опасения, что в случае уничтожения огромных посевов мака, толпы крестьян пополнят ряды движения «Талибан». Так, данная точка зрения уже была высказана майором ВС США Н. Смитом: «Уничтожение плантаций наркотиков создает огромную волну сопротивления, потому что таким образом мы разрушаем привычный уклад жизни и лишаем провинции дохода. Сжечь поле мака - это значит спровоцировать местных воевать и оказывать сопротивление центральному правительству»1.
США удалось достигнуть определённых результатов в борьбе с незаконным производством наркотиков еще в начале военной интервенции в 2001 г. Когда объем производства героина был снижен до 185 т в год. Данная цифра, согласно статистики ЮНОДК составляла 6% от общего числа произведённого в стране героина за предыдущий 2000 г. Однако положительные результаты не удалось сохранить на длительное время, и уже в следующем году отмечался рост культивирования наркотиков [Скотт, 2012. С. 49].
1 Борьба с наркотиками в Афганистане: откровения американцев // Вести. - Электрон. текстовые дан. -Электронный ресурс:
http://www.vesti.ru/doc.html?id=263617 (дата обращения: 10.04.17)
Наиболее активную роль НАТО в Афганистане начали играть в период с августа 2003 г. - с момента принятия на себя альянсом функций стратегического командования, контроля и координации деятельности Международных сил содействия безопасности. На фоне быстрого успеха в боевых действиях, НАТО уже в 2009 г. приняло решение отказаться от уничтожения наркопосевов в стране, заменив эту стратегическую задачу на задачу уничтожения нарколабораторий в Афганистане [Бары-шев, 2011. С. 59]. Такое решение ярко отразилось на статистике, которая показывает, что в 2010 г. было уничтожено 2 000 га посевов опиумного мака, а количество лабораторий по производству наркотиков увеличилось в 2, 5 раза со 175 в 2008 г. до 425 в 2010 г. [Казанцев, 2013. С. 5].
Помощник Госсекретаря США по борьбе с наркотиками и деятельности правоохранительных органов Д. Джонсон сделал следующее заявление: «Мы обнаружили, что программа уничтожения опийного мака не советовала затратам, которые делались, и успехи приносила очень скромные. Мы изменили нашу программу и решили сосредоточиться на других областях, где можно добиться больших успехов» [Жмуй-да, Морозова, 2011. С. 201].
Понимая озабоченность России проблемой афганского наркотрафика, США отвергло предложение Москвы касательно создания «антинаркотической коалиции», заявив, что Москве под силу самостоятельно «сделать больше» для разрешения этой проблемы2.
Главным аргументом американской стороны против уничтожения огромного количества гектаров с опиумом стало неспособность дать ничего взамен крестьянам, выращивающим опиум десятилетиями. "Мы не можем допустить того, чтобы люди одной из беднейших стран мира остались без средства к существованию и не получили ничего взамен", - заявил предста-
2 НАТО отказалось уничтожать поля опийного мака в Афганистане, РБК. Электронный ресурс: http://www.rbc.ru/politics/24/03/2010/5704b6689a7947 14с9Ь5285е (дата обращения: 1.03.2017)
витель НАТО Д. Аппатурай. Американцы, таким образом, выразили свое нежелание ухудшать отношения с местным населением. По той же самой причине американская администрация отказалась от уничтожения опийных посевов путем распыления химикатов с воздуха - не только потому, что это сложно осуществимо с технической точки зрения, но из-за опасности вызвать волну негодования крестьян и рабочих [Степанова, 2013. С. 108].
Кроме того, СМИ нередко сообщали об попустительстве со стороны командования Международными силами в Афганистане в отношении наркотрафика. Журналистами неоднократно упоминались конкретные иностранные компании, и даже указывались бортовые номера самолетов, замеченных в транспортировке наркотиков1.
Российская сторона в свою очередь довольно резко прокомментировала попустительское отношение США к афганской наркопроблеме. «Ни в коем случае не вменяя США и НАТО целенаправленные действия по наркотизации России, тем не менее по фактическим потокам, захлестывающим нашу страну, мы обязаны сделать вывод как минимум о бездействии тех, кто принял на себя ответственность за происходящее в Афганистане», - приводит «Интерфакс» высказывание главы ФСКН В. Иванова на парламентских слушаниях, проходящих в Госдуме»2.
Как уже было отмечено выше, США не считает целесообразным проводить физическое устранение посевов мака по всей территории Афганистана. В 2011 г. это убеждение стало камнем преткновения между американской и российской сторонами. Предложенный Россией НАТО проект «Радуга-2» включал в себя среди про-
1 Beste R. Afganistan Exit, Kabul and Berlin E stranged as Withdrawal Looms / Spiegel online [ Электронный ресурс] // Электронный ресурс : http://www. spiegel.de/international/world/tensions -rise-between-kabul-and-berlin-ahead-of-withdrawal-a-899319.html (дата обращения: 1.03.2017)
2 НАТО отказалось уничтожать поля опийного мака
в Афганистане, РБК. Электронный ресурс: http://www.rbc.ru/politics/24/03/2010/5704b6689a7947 14c9b5285e (дата обращения: 1.03.2017)
чих семи пунктов и пункт по уничтожению наркопосевов. Проект встретил отказ со стороны НАТО, которые не были готовы идти на данный шаг. При этом было сделано известное высказывание официального представителя альянса Дж. Аппартуя: «Мы не можем допустить того, чтобы людей во второй по бедности стране мира лишить их единственного источника дохода, самых базовых средств к существованию, а предоставить взамен им нам нечего»3.
Необходимо отметить, что российское предложение уничтожения маковых полей путем авиационного распыления гербицидов встретило протест и сто стороны тогдашнего президента Афганистана Хамида Карзая. Действительно, данные химические вещества нанесли бы ущерб не только опиумным культурам, но и другим сельскохозяйственным растениям и даже некоторым домашним животным, что, несомненно, вызвало бы протесты со стороны крестьян. В целом, в Афганистане были зафиксированы случаи оказания крестинами, защищавшими свои посевы, сопротивления наркополицейским и даже обращения к наркодилерам или талибам для защиты своих плантаций от государственной власти [Коргун, 2009. С. 142].
Говоря в целом о проекте «Радуга-2» необходимо раскрыть все предложенные им практические инициативы по борьбе с афганским наркотрафиком. Так, первый пункт проекта предусматривал объявление торговли афганским терроризмом - мировой угрозой. Второй пункт охватывал собой интенсивное расширение электрификации Афганистана, работы по проведению которой смогли бы создать огромное количество рабочих мест для жителей страны.
Третий пункт, вытекая из предыдущего, предусматривал ту самую ликвидацию опиумных посевов, которые не нанесли бы урона крестьянам, которые смоги бы получать достойную оплату своего труда, работая на благо электрификации страны. При этом уровень дохода последних возрос бы,
3 РИА новости. Электронный ресурс https://ria.ru/world/20140219/995741528.html (дата обращения: 10.04.17)
благодаря тому, что вся зарплата, в отличие от прибыли, которая доставалась хозяевам маковых полей, шла бы в карман рабочим.
Четвертым пунктом соответственно предлагалось провести кадастровый учет афганских земель для выявления и борьбы с хозяевами опиумных посевов. Пятый пункт включал уничтожение войсками НАТО самих посевов, на что руководство альянса, как было сказано выше, ответило отказом. Шестой и седьмой пункты предусматривали трёхстороннее сотрудничество спецслужб включая спецслужбы Афганистана, и проведение обучения для наркопо-лицейских1.
В свою очередь в феврале 2012 г. на третьей министерской конференции парижского пакта году НАТО выдвинуло свое инициативное предложение под названием «Центральноазиатская антинаркотическая инициатива»2. Данное предложение было рассчитано на пять государств: Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. По проекту, предложенному США в вышеперечисленных странах планировалось создать финансируемые на деньги США спецподразделения по борьбе с наркомафией. Однако еще на этапе подготовки к саммиту стало очевидно, что Россия американскую инициативу не поддержит. Суть российских претензий к американской инициативе заключалась в предложенных американцами спецотрядах. По задумке США они должны иметь весьма широкие полномочия, а главное, полный доступ к оперативной и секретной информации, поступающей в силовые ведомства и спецслужбы центральноазиатских стран. Российская сторона выразила свои опасения, что это даст США возможность собирать чувствительную информацию и потом
1 Россия объявляет войну афганскому наркобизнесу. Электронный ресурс: https://topwar.ru/40200-rossiya-obyavlyaet-voynu-afganskomu-narkobiznesu.html (дата обращения: 10.04.17)
2 Материалы министерской конференции парижско-
го пакта, Вена, 16 февраля. 2012 года, Официальный сайт ЮНОДК [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/commissions/CND/C ND_Sessions/CND_57/_E-CN7-2014-14/E-CN7-2014-14_V1389079_R.pdf (дата обращения: 10.04.17)
с помощью этих данных шантажировать власти стран региона. Сами США все упреки в политической подоплеке своего предложения категорически отвергли3.
Несмотря на явные разногласия в способах борьбы с афганским наркотрафиком, Россией и США предприняли ряд совместных попыток по сокращению незаконного оборота наркотиков в Афганистане. Так, после прихода к власти Б. Обамы, который вначале своего руководства брал курс на «перезагрузку» российско-американских отношений, была создана двусторонняя Президентская комиссия, которая ставила своей целью налаживание контактов между главами двух государств. Оной из задач Президентской комиссии стало сотрудничество в рамках борьбы с наркотиками, для чего внутри нее была создана Рабочая группа по борьбе с наркотиками под председательством директора ФСКН В. Иванова и главы управления Белого дома по национальной политике в области борьбы с наркотиками Г. Керликовске.
Рабочая группа осуществляла активный обмен оперативной информацией в качестве важнейшей формы сотрудничества. Так, уже в 2009 г. американская сторона назвала своим российским коллегам имена нескольких подозреваемых наркодельцов, а российская сторона в свою очередь раскрыла американцам 9 лиц, совершивших преступления в сфере незаконного наркооборота.
С 30 апреля по 14 мая 2012 г. впервые РФ и США на востоке Афганистана была проведена совместная акцию по уничтожению нарколабораторий. Эта операция долго планировалась, в ней приняли участие наркополицейские России, США и Афганистана. В ходе операции было изъято 2 тонны 900 килограммов гашиша и 410 килограммов героина, уничтожено четыре нарколаборатории, арестовано 67 человек. С августа 2011 г. ФСКН передала афганским коллегам данные по 41 лаборатории и
3 Коммерсант «Антинаркотическую инициативу заблокировали в Вене», электронный ресурс: http://kommersant.ru/doc/1874642 (дата обращения: 10.04.17)
информацию по ряду наркодельцов [Хава Мохаммад Азам, 2014. С. 121].
Уже к концу 2012 г. Россией и США было проведено 7 совместных антинаркотических спецопераций в Афганистане. Итогом проведения спецопераций российским ФСКН и американским Управлением по борьбе с наркотиками стало конфискация 2,5 т опиатов, 3,5 т гашиша, 1,5 т морфия и 5,5 т прекурсоров, а также уничтожение 10 лабораторий по производству наркотиков.
Таким образом, проведенные совместные антинаркотические рейды стали частью российско-американского компромисса в Афганистане. Уничтожение контрабандистов, наркокурьеров и самих наркотиков в ходе спецопераций имело место, в отличие от уничтожения самих наркопосевов на полях, на которых настаивала российская сторона.
Однако в 2010 г. темп проведения совместной работы пришлось сократить. Как уже было отмечено в предыдущем разделе, бывший президент Афганистана, Хамид Карзай едва ли являлся ярым сторонником проведенных совместно российско-американских операций. Открыто выразив свою позицию по данному вопросу, Карзай оказал непосредственное влияние на сокращение масштабов совместных действий государств, которым теперь необходимо было разработать систему уступок, прежде чем предпринимать новые шаги по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
При описании специфики российско-американского сотрудничества по борьбе с наркотиками в Афганистане необходимо учитывать и исторический аспект советского опыта в этой стране. Любое военное участие в этом случае исключается. Как было сказано членом Рабочей группы Е. Степановой: «Любое военное вмешательство со стороны России или военное участие в операциях по обеспечению безопасности в Афганистане находятся под запретом... Этот запрет распространяется также и на Организацию договора коллективной безопасности, в которой России принадлежит ведущая роль... Генеральный секретарь ОДКБ
Н. Бордюжа в своем официальном выступлении исключил вероятность любого такого участия, отметив, что «возможность этого даже не обсуждалась, и, надеюсь, не будет обсуждаться никогда» [Stepanova, 2013. С. 6].
Росийско-американской рабочей группе по борьбе с наркотиками существенно пришлось существенно уменьшить объем своего сотрудничества в связи с санкциями, наложенными на Россию в виду событий в Украине. Однако окончательно сотрудничество не было прекращено, о чем заявлял В. Иванов в эфире одного из центральных государственных телеканалов.
«Санкции положили конец российско-американской рабочей группы по борьбе с наркотиками. Она позволяла взаимодействовать профильным ведомствам, а также Министерствам образования, культуры, юстиции и решать весь комплекс задач», -сказал глава российского антинаркотического ведомства в интервью для «Россия-24»1.
Из-за санкций в отношении России после проведенного в Крыму референдума о присоединении к территории России глава управления Белого дома по контролю за оборотом наркотиков М. Боттичелли ответил отказом на приглашение В. Иванова провести встречу в столице России.
В 2014 г. Россия, ранее сотрудничавшая с США в сфере обучения наркополицейских Афганистана, продолжила предоставлять такое обучение в одиночку.
Российская сторона довольна резко отреагировала на полученный отказ в приглашении, заявив на последующем заседании государственного антинаркотического комитета, состоявшегося 5 марта 2014 г., что США и НАТО ответственны за «катастрофический рост наркопроизводства в Афганистане и за отказ в его ликвидации»2.
1 Глава ФСКН: в России за последние три года под запрет попали 700 новых видов наркотиков. Электронный ресурс: http://tass.ru/obschestvo/1777469 (дата обращения: 12.04.2017)
2 США прекратили сотрудничество с ФСКН из -за действий России в Крыму: бороться с наркотиками страны будут отдельно Электронный ресурс
Так, накануне Варшавского саммита летом 2016 г. Генсекретарь НАТО Й. Стол-тенберг в интервью российским СМИ подтвердил отказ от сотрудничества с РФ и ОДКБ в области безопасности и, в частности, в сфере борьбы с афганским наркотрафиком. «Ясно, что стабильный и безопасный Афганистан - в наших общих интересах. Однако в результате агрессивных действий России в отношении Украины больше не может быть «бизнеса как обычно», и мы приняли решение приостановить практическое сотрудничество с Россией, - сказал генсек «Интерфаксу». - Да, мы сталкиваемся с глобальными и региональными вызовами в Афганистане, которые в равной степени затрагивают и НАТО, и Россию, как, например, незаконная торговля наркотиками. Но пока практическое сотрудничество с Россией приостановлено, мы сотрудничаем с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), чтобы нарастить наш потенциал по противодействию незаконной торговле наркотиками»1.
Необходимо отметить, что представители государственных органов Афганистана также не раз выражали свои пожелания в отношении возобновления российско-американского сотрудничества в сфере борьбы с наркотрафиком в стране. Так, бывший президент Афганистана Х. Карзай выразил свою надежду на скорейшее возобновление российско-американского сотрудничества в Афганистане сразу после избрания Д. Трампа президентом США2.
Кроме того, советник Президента Афганистана по национальной безопасности Мохаммед Ханиф Атмар также в преддверии своего визита в Москву летом 2016 г. выразил пожелание в отношении скорейшего возобновления сотрудничества между
http://www.newsru.com/russia/27mar2014/fskn.html (дата обращения: 13.04.2017)
1 Соков К. Афганский наркотрафик как средство борьбы с Россией. Электронный ресурс http://www.ca-portal.ru/article:28494 (дата обращения: 12.04.2017)
2 Хамид Карзай поприветствовал намерение Трампа
укреплять связи с Россией. Электронный ресурс
http://afghanistan.ru/doc/106171.html (дата обращения 14.04.17)
Россией и США. «Сотрудничество НАТО и России крайне высоко ценилось в Афганистане. Сотрудничество НАТО и РФ было очень полезным. Мы надеемся, что это сотрудничество будет возобновлено, потому что это в интересах всех трех сторон - Афганистана, России и НАТО»3.
Посол России в Афганистане З. Кабу-лов также от лица Российской Федерации не раз выражал готовность страны к возобновлению российско-американского антинаркотического сотрудничества. В одном из интервью дипломат высказал мнение, что именно США несут ответственность за обострение ситуации в Афганистане, так как не достигли поставленных перед собой же целей по восстановлению государственности в стране. В целом, посол Российской Федерации в Афганистане не раз позволял себе достаточно критические высказывания в отношении предпринимаемых американцами мер по борьбе с афганским опиумом. Так, в сентябре 2016 г. З. Кабулов заявил на пресс-конференции в Москве: «Объективно американцы не были заинтересованы в подавлении наркотрафика. Во-первых, они опасались настроить против себя широкие массы крестьянства, а в этой отрасли занято порядка 2,5 млн человек, и у каждого на гвозде Калашников висит»4.
Позже тон высказываний З. Кабулова, также рассчитывавшего на улучшение отношений с новой администрацией Д. Трампа, смягчился. Дипломат заявил: «Видеть в этом чей-то злой умысел не хочется. - В конечном итоге от ухудшения ситуации в Афганистане страдают и страны НАТО, которые, несмотря на значительные траты... сегодня имеют резкий приток в том числе
3 Кабул надеется на возобновление сотрудничества России и НАТО. Электронный ресурс: https://ria.ru/world/20160725/1472818891.html (дата обращения 14.04.17)
4 Американцы поощряли наркотрафик из Афганистана в Россию, Европу и Китай. Электронный ресурс: http://www.politnavigator.net/amerikancy-pooshhryali-narkotrafik-iz-afganistana-v-rossiyu-evropu-i-kitajj.html (дата обращения 14.04.17).
афганских беженцев, рост террористической активности и наркопреступности»1.
Несмотря на все надежды, высказанные в отношении возобновления сотрудничества России с новой администрацией Дональда Трампа на поле битвы с афганским опиумом пока нет каких-либо заметных сдвигов. В апреле 2017 г. состоялись мирные консультации по Афганистану в Москве. В консультациях приняли участие представители более 10 стран, включая Афганистан, Индию, Иран, Казахстан, Киргизию, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Приглашения было направлено российскими организаторами и американской стороне, которая выражала ранее интерес к предстоящей московской встрече. Американцы на консультациях в конечном итоге не присутствовали, сославшись на отсутствие проведение предварительных консультаций со стороны Москвы. Представитель МИД РФ М. Захарова выразила сожаление по поводу отсутствия американских коллег на консультациях, однако подчеркнула, что в том или ином случае консультации состояться и без присутствия американской стороны.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что Россия и США, несмотря на достаточное активное сотрудничество в начале 2000-х гг. в сфере борьбы с афганским наркотрафиком, всегда имели некоторые разногласия в методах ведения борьбы с ним. Россия, имеющая ограниченную сферу влияния на ситуацию в Афганистане, в отличие от бывших советских Централь-ноазиатских республик, заинтересована в сотрудничестве не только с властями Афганистана, но и США, имеющих большое влияние в стране, для борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С другой стороны, для самих американцев афганский опиум большой опасности не представляет, в отличие от соседних стран Латинской Амери-
1 Замир Кабулов: Россия готова возобновить сотрудничество с НАТО на афганском направлении. Электронный ресурс:
http://afghanistan.ru/doc/107181.html (дата обращения: 14.04.17)
ки, которые являются источником героина для США.
Вопросы безопасности и борьбы с терроризмом всегда являлись первостепенными для Вашингтона, а борьба с наркотрафиком зачастую рассматривалась лишь в ключе борьбы с финансированием вооруженных формирований в стране. Наиболее ярким примером такой политики является отказ американских властей от российского предложения, включенного в план «Радуга-2», предполагавший авиационное уничтожение огромной площади плантаций маковых посевов. По мнению американской стороны, такие действия, которые оставят людей без средств к существованию, только спровоцируют вступление крестьян в ряды движения «Талибана».
Не смотря на глобальные разногласия стран в ходе курса сближения российско-американских отношений сразу после избрания президентом США Б. Обамы была создана двусторонняя рабочая группа по борьбе с наркотиками, включавшая представителей антинаркотических ведомств двух стран. Результатами работы группы, которая просуществовала до 2014 г., стал активный обмен оперативной информацией. Однако в связи с проведением референдума о присоединении Крыма к России, работу группы по инициативе американской стороны пришлось прекратить.
Так же необходимо отметить, что в наиболее плодотворный период российско-американского антинаркотического сотрудничества до 2014 г. было проведено ряд спецопераций, в результате которых были не только конфискованы наркотические средства, но и ликвидированы лаборатории по их изготовлению.
К сожалению, в настоящий период сотрудничество между странами ограничено. Не смотря на готовность российских властей, которые рассчитывали на улучшение отношений с администрацией Трампа, и призывы официальных представителей Афганистана возобновить совместную деятельность по борьбе с наркотиками в стране, США, по-видимому, еще не готовы к сотрудничеству, что ярко продемонстри-
ровал последний отказ от участия в консультациях по Афганистану в Москве.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барышев А.П. Современная стратегия США и НАТО (в контексте проблем национальной безопасности России). М.: ОГИ, 2011. С. 59
2. Волобуев А.Противодействие легализации наркотиков // Вестн. прокуратуры. 2013. No 1. С. 53.
3. Жмуйда И.В., Морозова М.Ю. Афганская наркоэкспансия: северное и южное направления / Современный Афганистан и сопредельные страны, сборник статей, М., 2011, С. 201.
4. Казанцев А.А. Сценарии и тенденции эволюции ситуации в центрально-азаиатском регионе коллективной безопасности ОДКБ после 2014 года // Аналитические доклады МГИМО (У) МИД России. 2013. No 2 (37). С. 5.
5. Князев А. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространению в странах Центральной Азии. Бишкек, Илим, 2003 г. С.6
6. Коргун В. Что после Карзая? // Международные процессы. 2009. № 1. С. 141.
7. Марухина А.В. Проблема наркобизнеса в Афганистане / Регион в глобальной архитектуре современного мира [Текст]: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Сев. - Зап. акад. гос. службы; Изд-во СЗИ РАНХиГС. С. 91
8. Скотт П.Д. Наркотики, нефть и война. США в Афганистане, Колумбии и Индокитае. М.: Кучково поле, 2012. С. 49.
9. Степанова Е. Россия, США и противодействие наркотрафику из Афганистана / Pro et Contra, ноябрь-декабрь 2013, С. 108.
10. Тренин Д., Малашенко А. Афганистан: взгляд с севера. - М., 2010. - С. 14.
11. Хава Мохаммад Азам М. Российско-афганское взаимодействие в контексте вызовов международной безопасности (1991-2013 гг.) / диссертация на соискание степени к.и.н., РУДН, 2014, С. 121
12. Шумилов М. М., Исаев А. П., Гуркин А. Б. «Афганская наркоугроза и меры противодействия ей в контексте реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.» / Управленческое консультирование, № 3, 2015. С. 5
13. Blanchard Christopher M. Afghanistan: Narcotics and U.S. Policy. Congressional Research Service, 2009. Р. 33
14. Stepanova E. Russia's Concerns Relating to Afghanistan and the Broader Region in the Context of the US/NATO Withdrawal // CIDOB Policy Research Project, June 2013, 6.
Сведения об авторе: Сайед Ахмад Зия - аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: smousavi. af@gmail. com).
RUSSIA'S INTERACTION WITH THE USA AND NATO IN COMBATING DRUG THREAT IN AFGHANISTAN
Sayed Ahmad Zia
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia
Abstract. The article discusses the problem of interaction between the Russian Federation and the United States in the fight against the narcotic threat in Afghanistan. Drawing on a wide range of sources, the author points out that there have always been vernaculars between the two countries on this issue. However, until 2014, they nevertheless interacted in different formats and only the Ukrainian crisis that formalized the current confrontational relations between Russia and the United States put an end to such interaction. In the process of working on the material, the author applied the methodology of international relations and political science. In particular, the system method, the analytical method, the method of constructing scenarios, and the method of structural-functional analysis were used.
Key words: Russia, the United States, Afghanistan, drugs, drug trafficking, drug trafficking, Central Asia.
nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T. 1. № 1 (2018)
REFERENCES
1. Baryshev A.P. Modern strategy of the Unit-
ed States and NATO (in the context of national security problems in Russia). Moscow: OGI, 2011. P. 59
2. Volobuev A. Counteracting the legalization
of drugs / / Vestn. prosecutors. 2013. No 1. P. 53.
3. Zhmuyda IV, Morozova M.Yu. Afghan drug expansion: northern and southern directions / Modern Afghanistan and neighboring countries, collection of articles, M., 2011, P. 201.
4. Kazantsev A.A. Scenarios and trends in the
evolution of the situation in the Central Asian region of collective security of the CSTO after 2014 // Analytical reports of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. 2013. No 2 (37). C. 5.
5. Knyazev A. To the history and the current
state of drug production in Afghanistan and their distribution in the countries of Central Asia. Bishkek, Ilim, 2003. C.6.
6. Qorgun V. What after Karzai? // International processes. -2009. No. 1.P. 141 - 149
7. Marukhina A.V. The problem of drug traf-
ficking in Afghanistan / Region in the global architecture of the modern world [Text]: materials of the inter-university. scientific-practical. Conf. / Ros. acad. state. service under the President of the Russian Federation. Federation. Sev. - Zap. acad. state. service; Publishing house of the SIS RASHHGS. P. 91
8. Scott P.D. Drugs, oil and war. USA in Afghanistan, Colombia and Indochina. M.: Kuchkovo field, 2012. S. 49.
9. Stepanova E. Russia, USA and counteraction to drug trafficking from Afghanistan / Pro et Contra, November-December 2013, P. 108.
10. Trenin D., Malashenko A. Afghanistan: a view from the north. - M., 2010. - P. 14.
11. Khava Mohammad Azam M. Russian-Afghan interaction in the context of international security challenges (1991-2013) / dissertation for the degree of Candidate of Sciences, PFUR, 2014, P. 121
12. Shumilov MM, Isaev AP, Gurkin AB "The Afghan drug threat and countermeasures to
it in the context of the implementation of the Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020" / Management consulting, No. 3, 2015. P. 5
13. Blanchard Christopher M. Afghanistan: Narcotics and U.S. Policy. Congressional Research Service, 2009. R. 33
14. Stepanova E. Russia's Concerns Relating to Afghanistan and the Broader Region in the Context of the US / NATO Withdrawal // CIDOB Policy Research Project, June 2013, 6.
About the author: Sayed Ahmad Zia — post-graduate student of the Department of Theory and History of International Relations of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: smousa-vi. af@gmail. com).