Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
/ ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОУГРОЗЕ. /_____________ПОМОЩЬ ВЕДУЩИН СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 355/359
Михаил Геннадьевич МЕЛИХОВ,
советник - заместитель секретаря Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств -членов Организации Договора о коллективной безопасности (КСОПН ОДКБ) (г. Москва), кандидат юридических наук, доцент
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: КОМПЛЕКСНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОУГРОЗЕ
THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION: INTEGRATED COUNTERACTION TO THE DRUG THREAT
В статье рассматриваются место и роль ОДКБ в борьбе с наркопреступностью в регионе, противодействии распространению наркотиков в другие страны. Представлено основное содержание идеологии коллективных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а также обоснована необходимость расширения антинаркотического партнерства.
The article deals with the place and role of the CSTO in combating drug-related crime in the region, counteracting to the drug extension to other countries. The author presents the fundamentals of the ideology of joint action to combat illegal drug trafficking and substantiates the necessity of expanding anti-drug partnership.
Ключевые слова: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), борьба с незаконным оборотом наркотиков.
Keywords: The Collective Security Treaty Organization (CSTO), the fight against illegal drug trafficking.
Практически все государства - члены Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) в силу географического расположения находятся на передовых рубежах борьбы с трансграничной наркопреступностью, поскольку через их территорию проходит так называемый Северный маршрут афганского наркотрафика. Что касается Армении, то она находится в стороне от этого вектора, однако непосредственно граничит с Ираном, где активно действуют международные наркодельцы.
Афганский наркотрафик наносит гигантский ущерб международному сообществу. Кроме негативного влияния на генофонд населения наших стран наркобизнес оказывает разрушительное воздействие на экономику, стимулирует общеуголовную, в том числе насильственную, преступность, является благодатной почвой для коррупции и богатой финансовой подпиткой террористических и экстремистских структур.
Учитывая опасность, которую представляет афганский наркотрафик, главы го- № 2 (11) • 2012
Практика противодействия наркоугрозе. Г * /1] Ппмпшь ведущих специалистов ^
сударств - членов ОДКБ в 2010 г. приняли заявление и обратились в Совет безопасности ООН с призывом придать наркопроизводству в Афганистане статус угрозы международному миру и безопасности.
Помимо наркотиков, произведенных на территории Афганистана, на наркоситуацию в государствах - членах ОДКБ все больше начинает оказывать влияние ввоз синтетических наркопрепаратов из Европы и кокаина из Латинской Америки. В городах Центральной Азии регистрируются факты изъятий крупных партий «синтетики». Таким образом, компетентным органам государств - членов ОДКБ приходится противостоять наркоагрессии «на два фронта».
Кроме этого тревожным сигналом является информация о быстро возрастающем незаконном обороте наркотиков синтетического ряда на территории Ирана.
Мониторинг наркообстановки, складывающейся на территориях государств -членов ОДКБ и прилегающих регионов, свидетельствует о том, что наркобизнес продолжает развиваться. Продолжающийся рост производства наркотиков в Афганистане и отсутствие стабильности в этой стране позволяют с большой долей вероятности прогнозировать дальнейшее обострение обстановки, связанной с наркотиками, диктуют потребность постоянного упреждающего реагирования со стороны международного сообщества.
В рамках ОДКБ общая идеология коллективных мер борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ строится на стратегической концепции подрыва экономических основ наркобизнеса, состоящей из совокупности комплекса мер, направленных на:
- изъятие наркотиков из незаконного оборота;
- сужение возможностей сырьевой базы наркопроизводства;
- организацию мер максимального противодействия и пресечения перемещения наркотиков через границы и по внутренним транспортным магистралям;
- недопущение утечки прекурсоров к наркодельцам;
- выявление и ликвидацию подпольных лабораторий;
- борьбу с легализацией наркодоходов;
- выявление ценностей, добытых в результате незаконных операций с наркотиками;
- активизацию работы в местах сбыта подконтрольных препаратов;
- комплексное проведение мероприятий, направленных на снижение спроса на наркотики;
- организацию профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и реабилитации наркозависимых.
С учетом серьезности проблемы вопросы повышения эффективности и совершенствования антинаркотической деятельности находятся под постоянным контролем глав государств - членов ОДКБ. Особый акцент делается на разработку и реализацию коллективных мер организационного, правового и практического характера.
Ключевым органом ОДКБ в системе борьбы с незаконным оборотом наркотиков является Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств - членов ОДКБ. За 8 лет существования он делом доказал возможность эффективного расширения международного сотрудничества в сфере борьбы с наркоторговлей, зарекомендовал себя структурой, способной формировать региональную антинаркоти-ческую политику, планировать и осуществлять масштабные межгосударственные проекты по борьбе с распространением наркотиков.
В настоящее время деятельность Координационного совета в рамках операции «Канал» объединяет усилия в сфере противодействия незаконному наркообороту ряда стран, не входящих в ОДКБ, планируется продолжать эту работу и далее, развивая координацию межрегионального антинаркотического взаимодействия, в том числе с международными
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
организациями, нацеленными на укрепление региональной безопасности.
Международная антинакотическая операция «Канал», являясь гибким инструментом оперативного влияния на изменения наркообстановки, продолжает постоянно совершенствоваться. От разовых совместных мероприятий сделан переход к повседневной работе. Проведены субрегиональные и локальные этапы под условными наименованиями «Канал-Юг» и «Канал-Запад», планируется этап «Канал-Восток» и другие меры, в том числе с приглашением к участию в данной антинаркотической операции партнеров из международных организаций, а также государств, не входящих в ОДКБ, активным задействованием подразделений финансовых разведок государств - участников операции и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Сегодня необходимо отметить высокий уровень организованности транснациональных наркогруппировок, их хорошую техническую оснащенность, использование в противоправных целях современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет.
В целях адекватного реагирования на изменение ситуации, а также на другие вызовы и угрозы в формате ОДКБ были предприняты ряд дополнительных мер.
В ходе проведения в рамках ОДКБ операции под условным наименованием «ПРОКСИ», направленной на противодействие киберпреступности, выявлены десятки вредоносных сайтов, содержащих обширную информацию о наркотиках, в том числе открыто распространяющих рецепты изготовления героина в нескольких вариантах, LSD и других запрещенных к обороту веществ.
В плане расширения антинаркотичес-кого партнерства поддерживается устойчивое взаимодействие с УНП ООН,
ОБСЕ, ШОС, СГБМ, ЦАРИКЦ, Планом Коломбо и другими международными организациями.
В 2011 г. впервые было проведено рабочее совещание главных наркологов государств - членов ОДКБ. Вскрыты многие проблемы, существующие в области профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и реабилитации наркозависимых. Достигнута договоренность о совершенствовании работы на этом направлении, ее межгосударственная координация под эгидой ОДКБ. Намечены конкретные мероприятия.
Еще одним шагом в обеспечении ан-тинаркотической безопасности государств
- членов ОДКБ является решение Совета коллективной безопасности ОДКБ о включении в состав формирований сил специального назначения - Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ -спецподразделений антинаркотических ведомств России, Кыргызстана, Таджикистана, что существенным образом укрепляет силовой потенциал антинаркоти-ческих служб.
В заключение следует подчеркнуть, что Организация Договора о коллективной безопасности, обеспечивая согласованность интеграционных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков, заинтересована в участии в антинаркотичес-ких программах практического характера, направленных на борьбу с наркобизнесом. Государства и международные организации не должны распыляться при разработке мер, направленных на обуздание наркотрафика, необходимо объединить усилия для отражения глобальной наркоэкспансии, используя и наращивая при этом имеющиеся эффективные инструменты координации антинар-котической деятельности в Евразии. Консолидация этих мер должна оставаться за Организацией Объединенных Наций.
40
№ 2 (11) • 2012