9.3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ НАРКОБИЗНЕСУ
Батурин Евгений Владимирович, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра национальных и федеративных отношений, докторант
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам поиска политических инструментов противодействия международному наркобизнесу. Отмечено значение главенствующей роли ООН, межрегиональных организаций противодействия незаконному обороту наркотиков, программам международного сотрудничества по предупреждению наркобизнеса.
Ключевые слова: Конвенции ООН, антинаркоти-ческая политика, наркотики, наркотрафик, наркобизнес
POLITICAL INSTRUMENTS OF INTERNATIONAL NARCOBUSINESS ANTAGONISM
Baturin Evgeniy Aleksandrovich, The Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation, Postdoctoral student the Chair of National and Federative Relations
Annotation: Article is devoted questions to political tools of counteraction to the international narcobusiness. Value a predominating role of the United Nations, the inter-regional organizations of counteraction to a drug trafficking, programs of the international cooperation under the narcobusiness prevention isn'ted
Keywords: United Nations Conventions, the
antinarcotic policy, drugs, the narcotraffic, narcobusiness
В начале XXI в. страны мира оказались в сфере деятельности транснациональных организованных преступных организаций, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков. Сотрудничество государств с этим видом преступлений началось еще в XX
в. Примером этого является заключение в ноябре 1906
г. в Брюсселе Международного соглашения по вопросу о принятии единообразных способов изготовления сильнодействующих лекарств1. Затем в ходе Гаагских конференций к 1912 г. были выработаны принципы, сформировавшие основные принципы международного контроля над незаконным оборотом наркотиков.
В ходе и после второй мировой войны был отмечен всплеск потребления наркотиков комбатантами. Именно поэтому уже 11 декабря 1946 г. были подписаны Протокол о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотиках, заключенные в Гааге; 19 ноября 1948 г. - Протокол, распространяющий международный контроль на лекарственные вещества, не подпадающие под действие Конвенции от 13 июля 1931 г. об ограничении производства и регулировании распределения наркотических средств, с изменения-
1 Собрание узаконений за 19G8 год. № 43. Ст. 297.
ми, внесенными в него Протоколом, подписанным в Лейк-Саксесс 11 декабря 1946 г. 23 июня 1953 г. государства подписали Протокол об ограничении и регулировании выращивания опиумного мака, производстве, международной и внутренней торговле и использовании опиума2. Важнейшим документом, определившим международно-правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, стала Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. Она предопределила использование наркотических средств исключительно в научных целях и медицинских.
В ходе процесса совершенствования международноправовых норм, регулирующих партнерство государств в данной области, принята Конвенция о психотропных веществах 1971 г., которая установила систему международного контроля над психотропными веществами. В 1988 г. была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, внимание в которой уделено конфискации доходов, полученных от реализации наркотических средств, психотропных веществ, материалов и оборудования для их производства3. Она дала определение преступлений, связанных с отмыванием денег, и предусмотрела, что участники Конвенции должны рассматривать их в качестве опасных уголовных преступлений, а совершившие их лица должны сурово наказываться и подлежать выдаче. Государствам было предложено создать механизм выявления и прослеживания таких операций, разработать процедуры предоставления банковской, финансовой и коммерческой документации, запрещающей государствам уклоняться от принятия соответствующих мер, исходя из соображения сохранения банковской тайны.
Таким образом, в XX в. была сформирована полноценная нормативно-правовая база, определяющая международные стандарты легального и незаконного оборота наркотиков. Многие государства мира, заключая двусторонние соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов, предусматривали в первую очередь сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Так, одним из первых договоров СССР в этой сфере стало межведомственное соглашение, заключенное между МВД СССР и Федеральным министром внутренних дел Австрийской Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью от 5 января 1990 г.4 Соглашение предусматривало обмен оперативной информацией и сотрудниками для проведения совместных мероприятий.
Необходимо признать, что сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков во второй половине XX в. проходило под влиянием противостояния двух военно-политических блоков и наиболее успешно развивалось именно в этих рамках. Этому способствовал и тот факт, что правоохранительные органы социалистических стран и их руководящие кадры создавались при активном содействии СССР. Совокупность этих факторов, включая закрытость стран социалистического содружества, предопределила относительно невысокий уровень наркотизации их населения. Распад СССР и «социалистического лагеря» среди иных последствий привел к росту
2 Цит. по: Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. С. 64.
3 Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 68.
4 Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996. С. 243-245.
Батурин Е.В. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ НАРКОБИЗНЕСУ
предложения и спроса на наркотики, которые в короткие сроки приобрели транснациональный характер. Наркотики в конце XX в. создали реальную угрозу политическим, экономическим и социальным институтам общества, генофонду наций. Сегодня в мире более 200 млн. человек страдают наркоманией5.
Международное сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков начиная с последних десятилетий XX в. осуществляется в рамках определяющих антинаркотическую политику Конвенций при главной роли органов ООН. Главным межправительственным органом, вырабатывающим политику и координирующим действия по контролю над наркотиками, является Комиссия по наркотическим средствам, объединяющая 53 государства - члена ООН.
Одним из основных направлений деятельности Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, учрежденной ЭКОСОС по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 46/152 от 18 декабря 1991 г., стала координация усилий государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков6. Текущее руководство работой осуществляет Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК). Регулярно на сессиях Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, большое внимание уделяется работе Центра по международному предупреждению преступности ЮНОДК. В новых условиях Цент основное внимание уделяет тем регионам мира, в которых остро стоит проблема организованной транснациональной преступности, так как в структуре и динамике организованной преступности на национальном и транснациональном уровнях в последние годы произошли значительные изменения. Наряду с высоким уровнем наркотрафика возросло число преступлений ассоциированных с незаконным оборотом наркотиков - легализация преступных доходов, торговля людьми, терроризм, миграция и др. Поскольку организованная преступность приобрела все более изощренный и глобальный характер, Комиссией было признано, что важнейшим элементом в борьбе с этим явлением становится международное сотрудничест-во7. Для совершенствования деятельности в этой сфере в Центре по международному предупреждению преступности ЮНОДК, создан банк об организованной преступности, доступ к которому осуществляется через всемирную сеть Интернет. Также Центром были подготовлены предложения по проекту оценки основных и вновь формирующихся криминальных группировок, причастных к транснациональной организованной преступности, по степени опасности, которую они представляют8.
Большую помощь оказывает ЮНОДК в области подготовки кадров. Его экспертами разрабатываются учебные программы, которые включают такие аспекты правоохранительной деятельности, как методы пресечения преступлений, составление ориентировок, сбор информации об отдельных лицах, оценка рисков и досмотр на сухопутных границах, в море и в аэропортах; использование контролируемой поставки; описание сущестовавших и новых химических веществ-
5 Нигматуллин Р.В., Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков: история и современность. История государства и права. 2008. №22. С.20.
6 Док. ООН.А/СОЫ Р.46/152.
7 Док. ООН. Е/1998/30.
8 Док. ООН. Б/СЫ/15/1999/2.
прекурсоров и др. В настоящий момент программа компьютеризированной подготовки кадров осуществляется в 19 странах на 13 языках; подготовку прошли около 50 тыс. должностных лиц9.
Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков активно развивается в рамках Интерпола. Как известно, второе - полицейское -управление Организации наряду с другими видами преступности занимается и расследованием преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков. В структуру органов Интерпола, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, входит Бангкокское бюро, базирующееся в крупном азиатском регионе глобального наркотрафика - Таиланде. Национальные центральные бюро Интерпола имеют отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В 1975 г. было положено начало тесному сотрудничеству по борьбе с преступностью 12 западноевропейских государств: Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, ФРГ и Франции. Было принято решение о создании группы «ТРЕУ1»10 и проведении регулярных совещаний министров внутренних дел (юстиции), руководителей полиции и органов безопасности для координации борьбы с преступностью. Одной из приоритетных сфер деятельности была определена борьба с незаконным оборотом наркотиков. Сотрудничество в этой сфере стало более тесным после создания в 1995 г. Европола, хотя полноценно организация начала работать позже. Знаковым в деятельности Европола против наркотиков стал период после ноября 1998 г., когда в Страсбурге состоялась многосторонняя конференция на уровне министров внутренних дел «Международное сотрудничество органов полиции в борьбе с организованной преступностью и коррупцией». Конференция была организована Советом Европы по инициативе МВД России. В ее работе приняли участие делегации 33 европейских государств, а также представители ООН, Интерпола, Европейского Союза и Европола. В ходе конференции была подтверждена готовность всех государств - членов Совета Европы укреплять взаимодействие в борьбе с преступностью, в том числе незаконным оборотом
наркотиков и оружия, легализацией доходов от пре-
~ 11
ступной деятельности и коррупцией .
Комплексный подход России к проблеме борьбы с преступностью выразился в заключении 6 ноября 2003
г. в Риме Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом. В соответствии с ним Российская Федерация и Европол договорились о сотрудничестве в борьбе с опасными формами транснациональной преступной деятельности, в том числе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Одной из важнейших задач в начале XXI в. стало противодействие транзиту наркотиков через Россию, в связи с отказом зарубежных преступных организаций
9 Док. ООН. иМОООК/НОЫЕиКО/2007/2.
10 Камышников А.П., Лукашин В.И. Незаконный оборот наркотиков ( Энциклопедический словарь-справочник). 2-е изд., испр. и доп. / под общей ред. Проф. А.П. Камышникова. - М.: Издательство «Щит-М», 2011. - С.36.
— О многосторонней конференции в г. Страсбурге (Франция) на уровне министров внутренних дел по теме «Международное сотрудничество органов полиции в борьбе с организованной преступностью и коррупцией» // Информационный сборник Национального центрального бюро Интерпола в России. 1998. N 26. С. 22.
от «балканского пути» транспортировки наркотиков в страны Европы и Америки12. Это потребовало активизации сотрудничества правоохранительных органов России с зарубежными партнерами, в том числе проведения совместных оперативно-разыскных действий, включая контролируемые поставки. Учитывая всю опасность негативного развития наркопроблемы, Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 января 2002 г. № 44 утвердило федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы»13. В ней были предусмотрены меры по усилению сотрудничества как в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками, так и в рамках международных региональных организаций, Интерпола и на двусторонней основе. Важным решением, усиливающим борьбу государства с наркобизнесом, стало создание Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве-
14
ществ .
Расширились контакты России в сфере борьбы с наркотиками. 25 сентября 2002 г. было заключено Соглашение с Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в осуществлении правоохранительной деятельности и контроле за наркотика-ми15.
В мае 2003 г. в Париже состоялась Конференция, рассмотревшая пути распространения наркотиков из Центральной Азии в Европу. В ее работе приняли участие более 55 стран и организаций. В ходе Конференции был учрежден Парижский пакт - неформальная организация, которая объединила государства, испытывающие наркоагрессию афганской «опиумной экономики».
Были установлены три наркопотока, идущие из Афганистана: Западный (через Иран, Турцию, Балканы), Северный (через Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Россию) и Южный (через Пакистан). Мировое сообщество постаралось предпринять соответствующие меры. Однако даже разгром «Талибана» силами международной коалиции не решил эту проблему, так как костяк военного контингента составляют подразделения армии США, которые не ставят своей задачей борьбу с наркотрафиком. Подтверждением этого может служить тот факт, что только за 2004 г. правоохранительными органами России изъято 1090,5 кг опия и 1095,7 кг героина, поступившего из Афганистана, а производство опиатов в Афганистане за годы действия международных сил содействия безопасности (МССБ) в этой стране возросло в 40 раз16.
В ходе второй министерской Конференции о путях доставки наркотиков из Афганистана, которая проходила в Москве 26-28 июня 2006 г., в рамках осуществления «Парижского пакта» были разработаны комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков из Афганистана. Тем не менее, по данным ООН, в 2007 г. в Афганистане был произведен рекорд-
12 Калачев Б.Ф., Веренинова Т.Ю., Моднов И.С, Клипачев А.Д. Контрабанда наркотиков в Россию // Научно-аналитический обзор. М., 1996. С. 12.
13 Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 335; 2003. № 29. Ст. 3002.
14 Собрание законодательства РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.
15 Бюллетень международных договоров. 2003. № 1. С. 52-61.
16 Гордиенко В.В. Криминологические угрозы безопасности Рос-
сии // Актуальные вопросы противодействия международной пре-
ступности на современном этапе: Материалы международной
конференции 19 апреля 2005 г. М., 2005. С. 14.
ный объем опия, составивший 8200 т, что на 34% больше, чем в 2006 г. Афганистан стал основным в
17
мире производителем опиатов .
Системная и наступательная деятельность правоохранительных органов России способствует изменению ситуации на Северном пути наркотрафика. В связи с увеличением объема изъятий героина афганского происхождения на территории Российской Федерации возрастает поток наркотиков по традиционному «балканскому маршруту», или Западному пути. По оценке экспертов ООН, основные автотранспортные перевозки наркотиков осуществляются в настоящее время по маршруту Стамбул - София - Белград - Загреб18.
Необходимо отметить активизацию антинаркотичес-кой деятельности государств, на чьей территории осуществляется незаконное производство наркотиков. Так, в 1993 г. Китай, Лаос, Мьянма и Таиланд подписали соответствующий меморандум. В 1995 г. к нему присоединились Камбоджа и Вьетнам. В соответствии с ним был принят план субрегиональных действий. В рамках реализации плана к началу 2000 г. осуществлялось 12 проектов, 6 из которых включали правоохранительные инициативы, в том числе разработку оперативных процедур контроля наркотиков, усиление возможностей судебного преследования, повышения международного сотрудничества19.
Активную борьбу с транзитом наркотиков из Афганистана и Пакистана через свою территорию в конце XX в. начал Иран. Международный совет ООН по контролю за наркотическими средствами отметил в своем ежегодном докладе в феврале 2000 г., что более 80% захватов опиума в мире в целом осуществлено иранскими правоохранительными органами, которые в течение последнего десятилетия понесли серьезные потери в войне с хорошо вооруженными наркотическими картелями20.
Усилилось сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков стран Юго-Восточной Азии. В июне 2003 г. в Пномпене состоялся Региональный форум АСЕАН. Было принято Заявление о контртеррористическом сотрудничестве в области безопасности границ. В качестве первоочередных задач, в частности, было намечено создание препятствий для передвижения террористов, наркоторговцев, торговцев оружием и людьми и других криминальных элемен-тов21.
Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан в 2004 г. подписали меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству в области контроля над наркотиками и договорились о создании регионального центра по обмену информацией под названием Центрально-азиатский региональный информационный координационный центр (ЦАРИКЦ). 1 ноября 2007 г. началась плотная фаза деятельности ЦАРИКЦ. Руководство ЦАРИКЦ провело встречи с руководством МВД Республики Казахстан, Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.
В начале XXI столетия в международном сотрудничестве по борьбе с наркоугрозой существенно возрос-
- Док. ООН. 1ШОООК/ви ВСОМ/2007/2.
18 Док. ООН UNODOK/HONEURO/2007/2.
19 Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. 2002. № 4. С. 26-27.
20 Там же. С. 28.
21 Дипломатический вестник. 2003. № 7. С. 42-44.
Батурин Е.В. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ НАРКОБИЗНЕСУ
ла роль России. В настоящий момент с незаконным распространением наркотиков в Российской Федерации ведут борьбу ФСКН, МВД России, ФСБ России, ФТС России, которые работают в тесном контакте с правоохранительными службами Германии, Англии, США, Италии, Голландии, Швеции и ряда других стран. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации учрежден институт официальных представителей Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в иностранных государствах22. Представители ФСКН России работают в Киргизии, Казахстане, Таджикистане, Афганистане, Австрии и США. Предусмотрено направление офицеров связи в ряд стран Европы и Азии. Институт официальных представителей ФСКН России позволяет усилить сотрудничество с правоохранительными органами иностранных государств и повышает эффективность совместных операций.
На базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России создан Международный межведомственный центр по подготовке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, который получил мировое признание23. В нем прошли подготовку несколько групп наркополицейских из Афганистана и стран Центральной Азии. В 2006 г. представители МВД России принимали участие в проведении учебного курса по операции «Трансграничные перевозки» в Турецкой международной академии по борьбе с наркотиками и организованной преступностью24.
В последние годы сотрудничество правоохранительных органов стран мира в борьбе с наркоугрозой выходит на более высокий уровень. Один из показательных примеров этого - проведение международной комплексной оперативно-профилактической операции «Канал». С 2003 г. проведено уже одиннадцать этапов операции, в ходе которых изъято свыше 100 т. наркотиков, психотропных веществ и сильнодействующих веществ, в том числе более 3,1 т. героина, 16,9 т. опия, 19,6 т. марихуаны, 10,1 т. гашиша, 1,5 т. маковой соломы, 128 кг синтетических наркотиков, а также свыше 2791,5 т. прекурсоров. Выявлено почти 38 тыс. наркопреступлений25. В Центрально-азиатском регионе с участием России активно проводятся операции «Тарсет» и «Заслон». Эффективным механизмом сотрудничества стало проведение международных контролируемых поставок. За последние годы на постсоветском пространстве было осуществлено около 40 таких операций.
Среди мер, способствующих успеху в противодействии незаконному обороту наркотиков, важно отметить: необходимость наращивания помощи мирового сообщества фермерам, возделывающим наркокультуры, в целях переориентации их на производство законных сельскохозяйственных культур; имплементацию норм международного права, регламентирующих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в национальное законодательство и его последовательную унификацию; совершенствование сложившихся меха-
22 Собрание законодательства РФ. 2006. № 14. Ст. 1511.
23 Кикоть В.Я. Вклад правоохранительных органов России и стран СНГ в дело укрепления международной законности и правопорядка. Кадровый потенциал как фактор по обеспечению безопасности Российской Федерации и целостности институтов власти в рамках правового государства // Государство и право. 2006. № 1 .С. 61.
24 Док. ООН. и N000 К/в и ВС0М/2007/2
25 www.fskn.gov.ru
низмов сотрудничества и налаживание тесных контактов правоохранительных структур государств, непосредственно борющихся с наркопреступностью. Несмотря на эту большую антинаркотическую деятельность проводимую мировым сообществом, к сожалению темпы производства Афганских опиатов не уменьшаются, а существующие программы экономической поддержки этой стране не дают ожидаемого снижения наркопроизводства. 24 мая 2011 года состоялось совещание ФСКН России, МВД России, ФТС России, ФМС России, Росграницы и компетентных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан, где было отмечено, что необходимо принятие дополнительных усилий, направленных на повышение эффективности борьбы с наркопреступностью, борьбе с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Рассмотрен вопрос «О повышении эффективности борьбы с наркопреступностью в условиях создания Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)».26
В ближайшие годы России при главенствующей роли ООН, предстоит найти новые политические инструменты которые будут способствовать резкому снижению темпов производства и транспортировки наркотиков по всему миру.
Список литературы:
1. Собрание узаконений за 1908 год. № 43. Ст. 297.
Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью.
М., 1972. С. 64.
2. Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 68.
3. Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996. С. 243-245.
4. Нигматуллин Р.В., Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков: история и современность. История государства и права. 2008. №22. С.19-22.
5. Док. OOH.AZCONF.46Z152.
6. Док. ООН. Е/1998/30.
7. Док. ООН. Е/СМ15/1999/2.
8. Док. ООН. UNODOK/HONEURO/2007/2.
9. Камышников А.П., Лукашин В.И. Незаконный оборот наркотиков ( Энциклопедический словарь-справочник). 2-е изд., испр. и доп. / под общей ред. Проф. А.П. Камышникова. - М.: Издательство «Щит-М», 2011. - С.36.
10. О многосторонней конференции в г. Страсбурге
(Франция) на уровне министров внутренних дел по теме «Международное сотрудничество органов полиции в борьбе с организованной преступностью и коррупцией» //
Информационный сборник Национального центрального бюро Интерпола в России. 1998. N 26. С. 22.
11. Калачев Б.Ф., Веренинова Т.Ю., Моднов И.С, Клипачев А.Д. Контрабанда наркотиков в Россию // Научноаналитический обзор. М., 1996. С. 12.
12. Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 335; 2003. № 29. Ст. 3002.
13. Собрание законодательства РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.
14. Бюллетень международных договоров. 2003. № 1. С. 5261.
15. Гордиенко В. В. Криминологические угрозы безопасности России // Актуальные вопросы противодействия международной преступности на современном этапе: Материалы международной конференции 19 апреля 2005 г. М., 2005. С. 14.
16. Док. ООН. UNODOK/SUBCOM/2007/2.
17. Док. ООН UNODOK/HONEURO/2007/2.
— http://www.fskn.ru/includes/periodics/events/2011/0524/02261277
8 /detail.shtml
18. Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. 2002. № 4. С. 26-27.
19. Дипломатический вестник. 2003. № 7. С. 42-44.
20. Собрание законодательства РФ. 2006. № 14. Ст. 1511.
21. Кикоть В.Я. Вклад правоохранительных органов России и стран СНГ в дело укрепления международной законности и правопорядка. Кадровый потенциал как фактор по обеспечению безопасности Российской Федерации и целостности институтов власти в рамках правового государства // Государство и право. 2006. № 1 .С. 61.
22. Док. ООН. UN0D0K/SUBC0M/2007/2
23. www.fskn.gov.ru
References:
1. 1. Meeting of legalizations for 1908. № 43. Item 297.
Galensky L.N.international struggle with преступностью. М,
1972. With. 64.
2. Operating international law. Т. 3. М, 1997. With. 68.
3. The collection of the international agreements of the Ministry of Internal Affairs of Russia. М, 1996. With. 243-245.
4. Nigmatullin R. V, Cooperation of the states in struggle against a drug trafficking: history and the present. State and right history. 2008. №22. С.19-22.
5. Dock. OOH.A/CONF.46/152.
6. Dock. The United Nations. Е/1998/30.
7. Dock. The United Nations. E/CN/15/1999/2.
8. Dock. The United Nations. UNODOK/HONEURO/2007/2.
9. Kamyshnikov A.P., Lukashin V. I. The Drug trafficking (the Encyclopaedic dictionary-directory). 2 изд., испр. And доп. / under the general ред. Prof. A.P.Kamyshnikova. - М: Publishing house "Board Th", 2011. - С.36.
10. About multilateral conference in Strasbourg (France) at level of Ministers of Internal Affairs on a theme «the International cooperation of bodies of police in struggle against the organized crime and corruption»//the Information collection of National central bureau of the Interpol in Russia. 1998. N 26. With. 22.
11. Kalachev B. F, Vereninova T.J., Modnov И.С, Klipachev A.D.contraband of drugs to Russia//Scientifically-state-of-the-art review. М, 1996. With. 12.
12. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2002. № 4. Item 335; 2003. № 29. Item 3002.
13. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2003. № 12. Item 1099.
14. The bulletin of the international contracts. 2003. № 1. With. 52-61.
15. Gordienko Century of Century Criminological threats of safety of Russia//counteraction Pressing questions international criminality at the present stage: Materials of the international conference on April, 19th, 2005 М, 2005. With. 14.
16. Dock. The United Nations. UNODOK/SUBCOM/2007/2.
17. Dock. United Nations UNODOK/HONEURO/2007/2.
18. Struggle against criminality abroad (on foreign press materials). The monthly newsletter. 2002. № 4. With. 26-27.
19. The diplomatic bulletin. 2003. № 7. With. 42-44.
20. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2006. № 14. Item 1511.
21. Kikot V. Ja. The contribution of law enforcement bodies of Russia and the CIS countries to business of strengthening of the international legality and the law and order. Personnel potential as the factor on safety of the Russian Federation and integrity институтов the authorities within the limits of a lawful state//the State and the right. 2006. № 1. With. 61.
22. Dock. The United Nations. UNODOK/SUBCOM/2007/2
23. www.fskn.gov.ru
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Батурина Е.В. «Политические инструменты противодействия международному наркобизнесу».
Тема противодействия международному наркобизнесу крайне актуальна, являясь важнейшей состав-
ляющей эффективности антинаркотической политики как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. Автор статьи непосредственно занимается проблемой формирования антинаркотической политики на международном уровне, знает ее глубоко и профессионально.
В статье привлекается внимание поиску политических инструментов противодействия международному наркобизнесу. Отмечено значение главенствующей роли ООН, межрегиональных организаций противодействия незаконному обороту наркотиков, программ международного сотрудничества по предупреждению наркобизнеса.
Батурин Е.В. считает, что наиболее приемлемым политическим инструментом решения проблемы производства наркотиков является применение международных Конвенций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. Отмечает, что согласованное развитие антинаркоти-ческой политики в части международного контроля за центрами производства наркотиков, способствует снижению предложения на наркотики в обществе.
Автор справедливо отмечает, что в научном аспекте обоснованных разработок применительно современного этапа развития политического инструментария противодействия международному наркобизнесу пока недостаточно.
В связи с этим считаю, что статья Батурина Е.В. может быть опубликована.
Доцент, зам. зав. кафедрой национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте РФ
к.и.н. О.В. Фомина