Научная статья на тему 'Правовое сотрудничество стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков'

Правовое сотрудничество стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2206
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бокерия С. А.

В настоящей статье исследуется международно-правовое сотрудничество государствучастников Содружества Независимых государств в области борьбы с наркобизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIS's Legal Cooperation Against Drugs

The article is devoted to the CIS's legal cooperation against drugs.

Текст научной работы на тему «Правовое сотрудничество стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков»

Государство и право России: История и современность

ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ

НАРКОТИКОВ

С.А.Бокерия

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, б, 117198, Москва, России

В настоящей статье исследуется международно-правовое сотрудничество государств- участников Содружества Независимых государств в области борьбы с наркобизнесом

В настоящее время нет ни одного государства, которое бы не осознавало всю остроту вопросов, связанных с распространением незаконного оборота наркотических средств. Проблема нелегального производства и оборота наркотиков, наркомания и распространение транснациональной организованной преступности - глобальные злободневные проблемы, стоящие перед всем мировым сообществом. Разобщенная борьба с наркобизнесом бесперспективна, преодолеть реальную угрозу экономике, культуре, генофонду и безопасности народов Содружества возможно лишь объединенными усилиями, скоординированными по многим направлениям борьбы с преступностью.'Первым шагом по созданию международных органов, предотвращающих наркоманию, был созыв Шанхайской опиумной комиссии с 5 по 26 февраля 1909 года. В настоящее время возникла целая система договоров, конвенций, протоколов, касающаяся незаконного оборота наркотических средств. Действующую систему международно- правовых актов по рассматриваемому вопросу составляют в основном три международно-правовых акта:

Единая конвенция о наркотических средствах (31.07.61 г. она подписана, а 13.12.64 г. ратифицирована от имени СССР). Она состоит из 51 статьи и 4 дополнительных списков наркотических средств, которые распределены в зависимости от степени применяемого к ним контроля. Содержание ее сводится в основном к изложению контрольных мер в отношении готовых наркотиков, а также необработанного опия, маковой соломки, кокаинового куста и каннабиса. Дополнительно, в целях обеспечения исполнения Конвенции, были приняты постановления. Данный акт содержит мысль о необходимости лечения и возврата к нормальной деятельности наркоманов и о принятии карательных мер к распространителям

В 1972 г. ЭКОСОС ООН принимает Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., который значительно расширяет сферу действия Конвенции относительного уголовного преследования и наказания лиц, совершивших преступления.

Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г. установила контроль над психотропными веществами, способными оказывать сильное воздействие на центральную нервную систему. Согласно Конвенции учреждена уголовная ответственность лиц, виновных в ее нарушении.

19.01.89 г. СССР подписал, а 9.10.90 г. ратифицировал Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 1988 г. Конвенция регламентирует меры по ликвидации незаконного культивирования наркосодержащих растений, международное сотрудничество в области правоприменительной деятельности и подготовки кадров; контроль за веществами, используемыми для незаконного изготовления наркотических средств; юридическую помощь; санкции за контрабанду наркотиков; конфискацию доходов и имущества, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков; экстрадицию.

На международном уровне огромные усилия предпринимаются со стороны Организации Объединенных Наций. Они состоят в основном в проведении глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработке общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией. Проблема наркомании поднимается практически во всех ключевых документах ООН

1 Болотский B.C., Волеводз А.Г. и др. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах содружества м., 2001.С.24.

и ее специализированных организаций Комиссии ООН по наркотическим средствам. Международном комитете по контролю за наркотическими средствами и в Программе ООН по международному контролю за наркотиками ( ЮНКДКП )Одним из основных международных органов, занимающихся проблемами нелегальною производства и оборота наркотиков, наркомании и распространения транснациональной организованной преступности, является Управление по контролю над наркотиками и предупреждению преступности. Это Управление состоит из Программы Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками и Центра по международному предупреждению преступности. Программа Организации Объединенных Наций по международному предупреждению преступности играет каталитическую роль в разработке общей стратегии искоренения незаконных культур и оборота наркотиков. Данная стратегия строится на том, что проблемой наркотиков необходимо заниматься целостно, и в связи с этим требуют тесного сотрудничества программы с ее национальными и международными партнерами. Она вместе с государствами ставит задачу выработки более эффективной политики в области профилактики и лечения и реабилитации наркомании, которая является общей бедой всего человечества.

На двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи государства- члены взяли на себя историческое обязательство искоренить или существенно сократить к 2008 году незаконное культивирование наркосодержащих культур, а также обязательство принять к 2003 году национальное законодательство и программы по борьбе с отмыванием денег. Также подчеркивалась важность вопросов, связанных с координированием усилий государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Однако успех этой борьбы зависит от эффективности совместных действий.1

При взаимодействии государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств очень важно учитывать специфические особенности конкретного региона для достижения положительного результата. Особую тревогу вызывает слияние транснационального оборота наркотиков с международным терроризмом. Деньги, вырученные от продажи наркотиков, зачастую идут на поддержку сепаратистских режимов, закупку оружия. Резолюция Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года под N 1373, которая была принята в ответ на террористическую атаку 11 сентября 2001 года в Нью- Иорке, Вашингтоне и Пенсильвании, еще раз доказывает эту новейшую угрозу безопасности общества и необходимости координации действий всех государств.

В Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года были закреплены положения об использовании возможностей двустороннего и многостороннего сотрудничества в данной области. Пункт 3 статьи 10 Конвенции 1988 года говорит, что « государства могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения или договоренности в целях повышения эффективности международного сотрудничества во исполнение настоящей статьи и могут в этой связи принимать во внимание финансовые договоренности».2На основании статьи 6 пункта 11 Конвенции 1988 года « стороны стремятся заключать двусторонние и многосторонние соглашения с целью осуществления или повышения эффективности с целью осуществления или повышения эффективности выдачи».2

Начало активному вовлечению России и других государств- участников Содружества в систему международного наркобизнеса было положено в 1991 году. Поворотными в этом процессе можно считать и события, связанные с развалом правоохранительных органов и спецслужб СССР. По данным экспертов Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, в истекшем году на территории России и республик СНГ ситуация с употреблением и распространением наркотических веществ значительно осложнилась. Проблема эта привлекла международное внимание. Негативное воздействие наркобизнеса на общественно-политическую ситуацию в страна Содружества независимых государств растет, усиливая в них угрозу общественному порядку и стабильности, государственным и политическим институтам.

Расширению наркоторговли обычно содействует целый комплекс причин, среди которых можно назвать и такие, как исторические традиции, экономический спад, несовершенство законодательной системы, прозрачность границ, неподконтрольность для правительств отдельных территорий и наличие баз для производства, переработки и хранения сырья.

' Бюллетень ООН Представительство ООН в РФ 2000.Январь - февраль.С 4

2 Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право. Т.З. М., 1997.С.76.

3 Колосов ЮМ, Кривчикова Э С Действующее международное право. Т.З,М., 1997.С.72.

В связи с вышеизложенным представляет научный и практический интерес изучение опыта двустороннего и регионального сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом, анализа правовой основы сотрудничества в государств в рамках Содружества независимых государств.

Основой взаимодействия государств в борьбе с наркобизнесом составляют нормативные акты, на основе которых и было создано само Содружество. СНГ было создано в 1991 году, включившее в свой состав большинство бывших республик СССР. Устав СНГ, подписанный в 1993 году установил, что Содружество создано на основе суверенного равенства всех его членов1. Государства - члены являются самостоятельными и равными субъектами международного права. Статья 4 Устава СНГ относит к сферам совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через координирующие институты относит и борьбу с организованной преступностью.

Статья 5 Устава СНГ определяет основную правовую базу межгосударственных отношений в рамках Содружества многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств- членов. Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли свое отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ. Остановимся на некоторых из них.

Российской Федерацией подписаны Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1992 года. Важность этого Соглашения состоит в том, что оно оформило механизм взаимодействия в этой сфере с органами внутренних дел стран СНГ.Также Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Особо отметим Соглашение о принципах таможенной политики, подписанное 13 марта 1992 года в Москве. Эффективное сотрудничество в пограничных и таможенных вопросах также способствует активному противодействию наркобизнесу.

Гак, в соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве государств- участников Содружества по обеспечению стабильного положения на внешних границах государства-участники договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной ( национальной ) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских служб. В Соглашении предусматриваются формы сотрудничества в области борьбы с наркобизнесом.

На основании Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 1995 года государства- участники договорились об организации совместного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с наркобизнесом играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью. Принятая в мае 1996 года Советом глав государств СНГ Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств- участников на период до 2000 года стала заметным шагом в деле активизации борьбы с наркобизнесом в рамках Содружества независимых государств. Необходимо отметить, что вопросы, связанные с противодействием незаконному обороту наркотиков, рассматриваются на заседаниях Совета министров внутренних дел стран Содружества. На заседаниях определяются дополнительные меры по активизации сотрудничества органов внутренних дел этих государств в отношении наркобизнеса. Правоохранительными органами стран Содружества используется единый центральный банк данных, созданный совместными усилиями на базе МВД России.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998г. Стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. В этом Соглашении имеется указание на особую роль специальных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, поощрение заключения международных соглашений ведомственного характера.

В рамках СНГ был заключен ряд международно- правовых актов, а именно,- Соглашение

о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью

1 Международное право в документах. М.,2000.С.283.

1982 года, Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994года,- и другие.

Отдельные явления, с которыми сталкивается Содружество независимых государств на современном этапе, создают предпосылки для осложнения криминогенной ситуации. Одним из факторов можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в гом числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков. С целью противодействия данному явлению в 1998 году было принято Соглашение о сотрудничестве государств- участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, создающее правовую основу для взаимодействия.

Вопросы же оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью нашли свое отражение в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 году и Протоколе 1997 года к названной Конвенции.

Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях ее активизации было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников содружества Независимых государств в 1997 голу. Были учреждены : Совет Министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств 1996 года, Координационный Совет Генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств 1995года

В соглашениях, специально посвященных вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г.. особое внимание уделено вопросам информационного обмена. Информация разделена на две группы :

направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;

направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.

К первой группе были отнесены :

информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков; информация об использования технических средств и специально тренированных собак; информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотам наркотиков;

нормативные акты, публикации, научные профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;

информация о принципах организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения;

информация о химических веществах, используемых для незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу 1 и 2 Конвенции ООН 1988 г ода о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, следующих из этих государств или через их территорию;

подлинные образцы наркотиков и других опасных веществ растительного и синтетического происхождения;

информация в области идентификации и лабораторного анализа наркотиков.

Ко второй группе были отнесены :

информация о конкретных фактах и событиях , связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков с территории одного государства - участника или нелегально ввозящихся на такую территорию;

информация о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;

информация о транспортных средствах, грузах или почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства- участника или нелегально ввозящихся на такую территорию;

информация о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков.

В отношении информации ввели требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств- участников, если распространение сведений

может нанести ущерб его интересам или интересам совместных действий ) средствам массовой информации.

Кроме того в названном Соглашении предусматриваются и другие формы сотрудничества:

осуществление наблюдения за въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном в обороте наркотических средств, а также за грузами, транспортными средствами и почтовыми ,в отношении которых имеются подозрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков;

осуществление согласованных мероприятий и операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотических средств, включая проведение контролируемых поставок;

обеспечение выступления официальных лиц одного государства - участника в качестве свидетелей или экспертов перед судом или властями другого государства на основании официального запроса последнего в связи с нарушением законов, касающихся оборота наркотиков;

проведение взаимных консультаций с целью координации и повышения эффективности сотрудничества.1

Перечисленные формы сотрудничества нашли свое закрепление в Соглашении о сотрудничестве государств- участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 года.

Правовая основа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными международно- правовыми актами :

• Уставными документами Содружества.

• Нормативными актами, регламентирующими отдельные сферы сотрудничества (пограничные, таможенные и т.д.)

• Международно - правовыми документами, специально посвященными данной проблеме.

В этих документах регламентируются следующие формы сотрудничества :

• исполнение запросов

• обмен информацией

• содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных

действий

• обмен опытом работы, научными разработками, учебной литературой, помощь в подготовке кадров.

Имеющиеся договоры регламентируют вопросы борьбы с организованной преступностью, где наряду с иными рассматриваются вопросы борьбы с наркобизнесом в целом. Однако нормативная база сотрудничества нуждается в дальнейшем разработке и совершенствовании. Безусловно возникла необходимость заключения государствами - участниками СНГ специального международно- правового акта, подробно регламентирующего вопросы борьбы именно с наркобизнесом.Каждая преступная деятельность имеет свои особенности. В связи с этим и меры по противодействию такой деятельности выделяются своей специфичностью. Они и должны оговариваться в специальном соглашении. Имеющаяся правовая база регламентирует вопросы борьбы с наркобизнесом в комплексе с мерами по противодействию другим преступным деяниям. Поэтому в данных нормативно- правовых актах отсутствует конкретика и не в полной мере учитываются вопросы противодействия именно незаконному обороту наркотических средств.

Нельзя рассматривать борьбу с незаконным оборотом наркотических средств изолировано от борьбы с другими преступными деяниями. Кроме того для расширения и совершенствования своей деятельности наркодельцы стараются легализовать средства, полученные в результате незаконного оборота наркотических средств. В связи с этим борьбу с незаконным оборотом наркотиков необходимо увязывать с противодействием международному терроризму и легализации преступных доходов, что должно находить отражение в специальных международноправовых актах. Негативное воздействие наркобизнеса на общественно- политическую ситуацию в государствах Содружества растет, усиливая в них угрозу общественному порядку и стабильности, государственным и политическим институтам. Что касается России, то она подписала Венскую Конвенцию по борьбе с наркобизнесом и вступила в Интерпол. Дальнейший шаг - это решение

1 Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1.М.,1998.С.141-142.

проблемы отмывания денег, которое включает разработку законодательства и механизмов его применения, развитие сотрудничества с ГАФИ, а также странами ЕС, США и Японией.

Необходима активизация межрегионального сотрудничества, в особенности с Европейским союзом. На состоявшемся в 1996 году заседании Координационного совета Генеральных прокуроров государств СНГ. отмечалось, что сообщества и наркосиндикаты стремятся создать новые маршруты через рубежи Содружества, глобальную сеть распределения наркотиков в Восточной и Западной Европе. Средней Азии ,других соседних с СНГ районах, завоевать новые рынки сбыта на огромных пространствах. Поэтому европейские государства заинтересованы в создании и совершенствовании постоянных и прочных контактов с правоохранительными органами государств СНГ.

В международных соглашениях межведомственного характера положения универсальных международных договоров необходимо развивать и конкретизировать с учетом особенностей региона. Однако это правило не всегда учитывается. Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 года, недостаточно четко регламентированы вопросы осуществления контролируемых поставок. Основа для их осуществления заложена в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года

Важным является вопрос о совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов государств Содружества в вопросах оперативно- розыскной деятельности. Неоднократно отмечалось, что на территории СНГ многие криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи. Особенно это характерно для наркобизнеса. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран, поэтому преступные группировки уже давно вышли за рамки одного государства и являются межгосударственными и межнациональными.1

30 ноября 2000 года в Минске заключено многостороннее межправительственное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в рамках СНГ. Продолжается работа по унификации уголовно- процессуального законодательства стран Содружества. Министрами внутренних дел Казахстана, Кыргыстана, России, Таджикистана и Узбекистана утверждено положение « О межгосударственных постоянно действующих рабочих группах по организации и проведению контролируемых поставок наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров».

Однако в большинстве соглашений по вопросам борьбы с организованной преступностью речь идет преимущественно о преследовании и наказании лиц, причастных к преступной деятельности. Необходимо конкретизировать положения соответствующих международноправовых актов, делая акцент на вопросах борьбы именно с организованными сообществами наркодельцов.

На контрабандном заполнении рынка наркотиков как в самой России, так и в Европе негативно сказываются проблемы укрепленности границы Российской Федерации, имеющей значительную протяженность, ее соседство с целым рядом государств - традиционных производителей наркотиков, геополитическое положение России, как "моста" между Азией и Европой, увеличивающиеся пассажиро- и грузопотоки.

Транспортировка наркотиков в Россию осуществляется, как правило, из стран "Золотого полумесяца", где он в основном и производится. Преобладающая часть героина, ввозимого на территорию России, также доставляется из упомянутого региона, в первую очередь из Пакистана и Афганистана. При этом особое беспокойство вызывает ситуация на южных границах, прежде всего на границе с Казахстаном. Государственная граница между Российской Федерацией и Казахстаном на практике является российской границей с государствами Центральной Азии.

Следующий напряженный участок южных границ России и в целом СНГ - это участок на таджикско-афганской границе, охраняемой в соответствии с российско-таджикским соглашением от 1993 года российскими пограничниками. Они но заключению миссии Программы ООН по

1 Болотский B.C., А.Г.Волеводз. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах содружества. М.,2001.С.26-28.

международному контролю над наркотическими средствами (Ю11ДКГ1) являются единственной реальной силой, противостоящей поток} наркотиков из Афганистана.

Являясь одной из злободневных тем для государств Содружества, тема наркомании и наркобизнеса выдвигает проблему повышения эффективности действия соответствующих норм международного права в РФ .которое предопределяется совокупностью определенных факторов. Это добросовестное выполнение государствами своих обязательств ("pacta sunt servanda" -“договоры должны исполняться”), качество внутреннего совершенства нормы, ее логики, содержательных характеристик, а также многое другое’. Представляется недостаточным одно лишь введение международно- правовых норм во внутригосударственное право. Необходимо дополнительное обеспечение реализации норм международного права путем принятия соответствующих норм права самим государством или внесения изменений и дополнений в уже действующие нормы права.

Таким образом, демонстрируется связь между имплементацией международного права и мерами по трансформации международно- правовых норм в национальные законы и правила. Ратифицированные международные договоры приоритетны перед национальным законодательством, однако это положение не распространяется на договоры, к которым осуществлено присоединение (а многие страны - участники Содружества именно присоединилась, а не ратифицировала указанные конвенции). Двусторонние договоры о правовой помощи, локальные конвенции о передаче осужденных, общие международные договора (конвенции) о борьбе с определенными преступлениями, содержащие нормы о процедуре правового сотрудничества.

Соответствующая договорно-правовая база имеется у РФ. Это, к примеру. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам (Минск, 22.01.93 г. - СНГ); Протокол к Конвенции о правовой помощи, подписанной 22.01.93 г. (М., 28 марта 1997 г. - СНГ); многочисленные соглашения о сотрудничестве в области контроля над наркотиками (государства СНГ, США, др.).

Таким образом, обобщенная характеристика правового сотрудничества государств- членов Содружества в области борьбы с наркобизнесом подчеркивает высокую степень актуальности этой проблемы в настоящее время для государств. В связи с этим однако нельзя не отметить слабую эффективность мер, принятых по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков для обеспечения межнациональной безопасности Содружества. Указанное обстоятельство требует особо пристального внимания и продуманных комплексных мер противодействия наркобизнесу. Необходимо приведение национального законодательства участников СНГ в соответствие международным стандартам, их согласование и стыковка, развитие сотрудничества не только на универсальном, региональном и двустороннем уровне, но и с ООН и ЮНДКП, Советом Европы и др., усиление межгосударственных связей, способствование скорейшему подписанию многостороннего антинаркотического соглашения.

CIS’S LEGAL COOPERATION AGAINST DRUGS S.A.Bokeriya

The Department of Internationl Law Russian University of Peoples ‘ Friendship Mikluho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia

The article is devoted to the С 1 S’s legal cooperation against drugs.

2 См. Гасаев Э.Г. Борьба с наркотической преступностью. М : Учебно-консультационный цент ’’ЮрИнфоР”. 2000.С. 11-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.