© Ю. В. Михайлова, А. Ю. Абрамов, 2013 УДК 614.28:338
DOI - http://dx.doi.org/10.14300/mnnc.2013.08015 ISSN - 2073-8137
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОДХОДЫ К БОРЬБЕ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Ю. В. Михайлова2, А. Ю. Абрамов1
''Департамент здравоохранения города Москвы
2Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, Москва
Более 110 млн человек в мире пользуются наркотиками по меньшей мере раз в месяц, а почти 25 млн являются наркоманами. Злоупотребление наркотиками приводит к потере заработка, огромным затратам на медицинское обслуживание, разбитым семьям и вырождению общин. В частности, употребление наркотиков путем инъекций ведет к стремительному распространению ВИЧ/СПИДа и гепатита во многих районах мира [1, 2, 6].
Существует прямая связь между наркотиками и ростом преступности и насилия. Наркокартели подрывают государственную власть и коррумпируют законный бизнес. Доходы от незаконного оборота наркотиков идут на финансирование некоторых кровопролитных конфликтов.
Финансовый ущерб колоссален. Огромные суммы тратятся на укрепление полиции, судебных систем, на программы лечения и реабилитации наркоманов. Имеются социальные издержки: уличная преступность, война между группировками, страх, упадок городов и разрушенные жизни [4, 5].
ООН решает глобальную проблему наркотиков на многих уровнях. Комиссия по наркотическим средствам - функциональная комиссия ЭКО-СОС - служит главным межправительственным органом, вырабатывающим политику и координирующим действия по контролю над наркотиками. Имея в своем составе 53 государства-члена, проводит анализ проблем наркомании и контрабанды наркотиков в мировом масштабе и разрабатывает предложения по усилению международного контроля над наркотиками, осуществляет мониторинг международных договоров по контролю над наркотиками, руководящих принципов и мер, утвержденных Генеральной Ассамблеей.
Михайлова Юлия Васильевна,
доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, первый заместитель директора Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения, Москва; тел.: +79037251357
Абрамов Алексей Юрьевич,
кандидат медицинских наук, первый заместитель директора Департамента здравоохранения г. Москвы; тел.: +79857665075
Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) - независимый парасудебный орган в составе 13 членов, который проводит мониторинг соблюдения правительствами международных договоров по контролю над наркотиками и содействует в их усилиях. Его задача состоит в обеспечении наличия наркотических средств для медицинских и научных целей и предотвращения их утечки по нелегальным каналам. Комитет направляет группы по расследованию и организует рабочие поездки в страны, где существует серьезная проблема наркотиков, организует практикумы для органов, занимающихся вопросами контроля над наркотиками, в частности в развивающихся странах.
В ряде договоров, принятых под эгидой ООН, содержится требование, чтобы правительства осуществляли контроль над производством и распространением наркотиков и психотропных веществ, вели борьбу против наркомании и нелегального оборота наркотиков и докладывали международным органам о принятых мерах. Имеются в виду следующие договоры:
- Единая конвенция о наркотических средствах (1961), направленная на ограничение производства, распространения, владения, использования и торговли наркотическими средствами исключительно в медицинских и научных целях, а также обязывающая участвующие стороны принимать специальные меры в отношении конкретных видов наркотиков, например героина. В Протоколе 1972 года к Конвенции подчеркивается необходимость лечения и реабилитации наркоманов.
- Конвенция о психотропных веществах (1971), устанавливающая систему международного контроля над психотропными веществами. Учитывает диверсификацию и расширение диапазона наркотических средств, а также вводит контроль за рядом синтетических препаратов.
- Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (1988), предусматривающая всеобъемлющие меры против контрабанды наркотиков, в том числе положения, направленные на борьбу с отмыванием денег и
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социальная медицина и организация здравоохранения
хищением исходных химикатов. В качестве главного инструмента международного сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков конвенция предусматривает отслеживание, замораживание и конфискацию доходов и имущества, полученных за счет незаконного оборота наркотиков; экстрадицию наркокурьеров; их выдачу для судебного преследования. Государства-участники берут на себя обязательства по ликвидации или сокращению спроса на наркотики.
С помощью своих программ по наркотикам Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) обеспечивает руководство всей деятельностью ООН по контролю над наркотиками, помогает предотвращать события, способные усугубить проблему производства и контрабанды наркотиков и наркомании; содействует правительствам в создании структур и стратегий контроля над наркотиками; оказывает техническую помощь в контроле над наркотиками; способствует выполнению договоров в этой сфере и функционирует в качестве мирового центра экспертизы и хранилища данных.
ЮНОДК оказывает содействие в разработке новых международных юридических инструментов по глобальной преступности, в том числе Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и трех протоколов к ней, вступивших в силу в сентябре 2003 года, а также Конвенции ООН против коррупции, вступившей в силу в декабре 2005 года. Управление также способствует ратификации конвенций и помогает государствам в реализации их положений на практике.
ЮНОДК обеспечивает техническое сотрудничество в целях укрепления потенциала правительств для модернизации систем уголовного правосудия. В 1999 году в сотрудничестве с Межрегиональным научно-исследовательским институтом ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ) ЮНОДК начало осуществление: Всемирной программы борьбы с коррупцией, Глобальной программы борьбы с торговлей людьми и Глобальных исследований по организованной преступности. Правоохранительная группа ЮНОДК по борьбе с организованной преступностью помогает государствам в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции в принятии эффективных и практичных шагов в деле борьбы с организованной преступностью.
Подход ЮНОДК к глобальной проблеме наркотиков многогранен. В программах на базе местных сообществ по предупреждению злоупотребления наркотиками, лечению и реабилитации участвуют неправительственные организации (НПО) и гражданское общество. Альтернативное содействие развитию открывает новые экономические возможности для населения, материально зависящего от выращивания запрещенных культур. Улучшение обучения и технологий в целях сдерживания контрабанды наркотиков содействует повышению эффективности национальных надзорных органов. При этом содействие деловых кругов и НПО помогает разрабатывать программы сокращения спроса на наркотические средства, например:
- глобальную программу мониторинга незаконных культур, проведенную в Афганистане, Лаосе, Мьянме, Боливии, Колумбии и Перу, которая сочетает спутниковое зондирование, аэрофотосъемку и экспертизу на местах в целях обеспечения странам возможности иметь широкую картину районов и тенденций незаконного выращивания;
- глобальную программу оценки злоупотреблений наркотическими средствами, которая обеспечивает точные и актуальные статистические данные по нелегальному потреблению наркотиков в мировом масштабе. Такая картина тенденций в злоупотреблении наркотиками имеет решающее значение для выработки оптимальных стратегий предупреждения, лечения и реабилитации;
- программу юридической помощи, которая работает с государствами по выполнению договоров о контроле над наркотиками, помогая в разработке законодательных актов и подготовке судебных работников. Свыше 2400 судей, мировых судей, прокурорских работников, старших сотрудников правоприменительных органов и других ведущих специалистов из 160 стран прошли подготовку в рамках этой программы.
На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1998 года, посвященной решению мировой проблемы наркотиков, правительства взяли на себя обязательство совместными действиями организовать стратегии и активизировать действия, направленные на борьбу с незаконным производством и потреблением наркотиков. Они включают кампании по сокращению спроса на наркотики; программы по ограничению доступности исходных материалов, которые могут использоваться для производства наркотиков; меры по совершенствованию сотрудничества между странами в области правосудия в целях укрепления контроля за нелегальным оборотом наркотиков; активизации усилий по ликвидации нелегального выращивания наркосодержащих культур.
Особое внимание необходимо уделить рассмотрению Программы ООН по международному контролю над наркотиками и предупреждению преступности (ЮНДКП). Программа ЮНДКП обеспечивает повсеместное просвещение в области опасности злоупотребления наркотиками; поддерживает международные усилия по борьбе с изготовлением наркотиков, их незаконным оборотом и связанной с наркотиками преступностью; содействует усилиям по снижению уровня злоупотребления наркотиками, особенно среди молодежи и уязвимых групп населения; налаживает на местном, национальном и международном уровнях сотрудничество по вопросам борьбы с наркотиками; обеспечивает информацию, анализ и услуги специалистов по связанным с наркотиками вопросам [8].
ЮНДКП помогает правоохранительным органам в пресечении незаконного оборота наркотиков и в преследовании правонарушителей на основе сотрудничества с Интерполом и Всемир-
ной таможенной организацией, обмениваясь информацией о мировых тенденциях незаконного оборота наркотиков и методах контрабанды. Помощь в борьбе с незаконным оборотом наркотиков состоит в обучении специалистов более совершенным методам пресечения и расследования случаев наркоторговли, а также в предоставлении оперативной техники.
Незаконные наркотики представляют собой проблему глобального уровня. Долгие годы страны взваливали вину за распространение наркомании друг на друга, но теперь международное сообщество, опираясь на единую волю правительств, движется к тому, чтобы ликвидировать незаконную торговлю наркотиками во всем мире.
В рамках Глобальной программы борьбы с отмыванием денег правительствам оказывается помощь в противодействии криминальным кругам, отмывающим «грязные» деньги. Программа предусматривает обучение специалистов из деловых кругов, правоохранительных и судебных органов проведению финансовых расследований, обеспечивает основу для создания подразделений финансовой разведки.
В рамках Глобальной программы ЮНДКП по оценке (ГПО) производятся сбор и распространение точных и оперативных статистических данных о потреблении незаконных наркотиков в мире, что имеет огромное значение для разработки наиболее эффективных стратегий профилактики. В рамках осуществляемой ЮНДКП Программы правовой помощи с государствами проводится работа по выполнению договоров о контроле над наркотиками, при этом оказывается помощь в разработке соответствующего законодательства и подготовке сотрудников судебных органов. Подготовку по правовым вопросам прошли более 1500 ключевых сотрудников судебных органов, а правовая помощь оказана более чем 140 странам.
По данным Всемирного доклада по наркотикам (2010), в 2008 году от 155 млн до 250 млн человек (от 3,5 до 5,7 % населения в возрасте от 15 до 64 лет) во всем мире хотя бы один раз употребили запрещенные наркотические средства. В мировом масштабе потребители каннабиса составляют наибольшую часть потребителей запрещенных наркотиков (129-190 млн человек). На втором месте в списке наиболее часто употребляемых наркотиков стоит амфетаминовая группа (САР), затем идут кокаин и опиаты.
Что касается потребления наркотиков, то ключевым вопросом здесь являются «проблемные» потребители наркотиков, то есть лица, употребляющие наркотики путем инъекций и/или признанные наркозависимыми и сталкивающиеся в результате с серьезными социальными и медицинскими последствиями. На основании глобальных оценок числа потребителей каннабиса, опиатов, кокаина и САР был сделан вывод о том, что в 2008 году в мире насчитывалось от 16 млн до 38 млн «проблемных» потребителей наркотиков, что составляло от 10 до 15 % общего числа лиц, употреблявших в этом году наркотики. Согласно оценкам, в 2008 году от 12 до 30 % «проблемных» потребителей наркотиков в мире прошли курс ле-
чения; это означает, что в данном году лечения не получили от 11 млн до 33,5 млн «проблемных» потребителей наркотиков.
Нехватка данных по-прежнему мешает получить представление о масштабах проблемы употребления наркотиков во многих странах, особенно в Африке, некоторых регионах Азии и в островных государствах Океании. Широкий разброс оценок отражает уровень недостоверности доступных глобальных данных.
Кроме того, во многих странах мира нарастает злоупотребление лекарствами, отпускаемыми по рецепту.
Общемировое число лиц, потребляющих САР, судя по всему, превышает число потребителей опиатов и кокаина, вместе взятых. Рынок САР сложен для наблюдения, поскольку маршруты незаконного оборота очень коротки (производство САР обычно имеет место вблизи основных рынков потребления), а большая часть сырья вполне законна и ее можно без труда раздобыть. Производители также быстро запускают в оборот новые продукты (например, кетамин, мефедрон и курительные смеси «спайс») и осваивают новые рынки.
Как было показано в различных недавних докладах ЮНОДК, в том числе и в Докладе 2012 года, производство и незаконный оборот наркотиков являются одновременно причинами и следствиями бедности. По меньшей мере, 22 страны из 34, имеющих наименьшие шансы достичь Целей развития тысячелетия, охвачены конфликтами или восстанавливаются после них и расположены в регионах, являющихся центрами производства и незаконного оборота наркотиков.
За последнее десятилетие система контроля над наркотиками получила значительное развитие. Политика в этой области стала в большей степени учитывать потребности тех, кто в цепи наркоиндустрии находится в наиболее тяжелом положении, - от бедных крестьян, выращивающих наркотики, до потребляющих их закоренелых наркоманов, а также тех, кто оказался во власти торговцев наркотиками. Страны учатся на опыте друг друга и пользуются знаниями, накопленными международным сообществом.
Кроме того, в рамках контроля над наркотиками используется все более сбалансированный подход, ориентированный на развитие, безопасность, правосудие и здравоохранение и направленный на сокращение спроса на наркотики и их предложение, а также на пресечение незаконного оборота. Налицо понимание того факта, что в тех регионах, где выращивают запрещенные культуры, жизненно важно искоренить бедность, а не только наркотики. Также существует понимание, что экономическая отсталость повышает уязвимость стран к незаконному обороту наркотиков и другим видам организованной преступной деятельности, поэтому развитие является частью контроля над наркотиками, и наоборот.
Однако самым важным является возврат к исходной позиции деятельности по контролю над наркотиками, постановка охраны здоровья в центр политики в отношении наркотиков. Признав, что наркотическая зависимость - это излечимое за-
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социальная медицина и организация здравоохранения
болевание, были разработаны новые, научные, но при этом основанные на сострадании способы оказания помощи соответствующим лицам. Постепенно люди начинают осознавать, что лиц с наркотической зависимостью следует отправлять на лечение, а не в тюрьму. Лечение от наркомании становится частью общего здравоохранения [7].
Во Всемирном докладе о наркотиках (2010) подтверждается, что политика в отношении наркотиков должна развиваться в том направлении, которого придерживается ЮНОДК на протяжении последних лет. Эта политика должна ориентироваться на четыре основных принципа - охрана здоровья, развитие, безопасность и права человека.
Как показано во Всемирном докладе о наркотиках за 2008 год, опийная эпидемия, разразившаяся в начале XX века в Китае, послужила стимулом к согласованным усилиям международного сообщества, основным итогом которых стало принятие в течение нескольких десятилетий ряда договоров. Эти договоры, в частности Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, по-прежнему определяют сущность международной системы контроля над наркотиками.
В 1998 году на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о начале работы с целью «уничтожения или значительного сокращения» к 2008 году производства запрещенных наркотиков и злоупотребления ими, а также был принят ряд секторальных планов по достижению этой цели.
В марте 2009 года государства-члены ООН приняли Политическую декларацию и План действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков, в которой обязались добиться уничтожения или значительного сокращения спроса на запрещенные наркотики и их предложения в мировом масштабе к 2019 году и подчеркнули, что в интересах поддержки и отслеживания эффективности принимаемых для достижения этой цели мер необходимо проводить исследования, сбор и анализ данных [3].
Чтобы достичь поставленных целей к 2019 году, международному сообществу необходимо объединить меры по сокращению предложения наркотиков и спроса на них и интегрировать пред-
Литература
1. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: основания, тенденции, профилактика. - М. : Медицина, 2004. - С. 24.
2. Барбашин, И. В. О распространении наркотиков в России и мерах их профилактики и борьбе с наркоугрозой / И. В. Барбашин // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. - 2005. - № 34. - С. 9.
3. Всемирный доклад о наркотиках - Управление Верховного Комиссара ООН по борьбе с наркотиками и преступностью. - 2008.
4. Наркотики в России: преступления и расследования : научное издание / под ред. В. П. Сальникова. - СПб., 1999. - 470 с.
5. Наркоугроза и противодействие. - М. : Междуна-
принимаемые на национальном уровне усилия с обновленными международными стратегиями действий на уровне рынков наркотиков. Для этого необходимо более глубокое понимание экономических аспектов транснационального наркобизнеса.
Меры профилактики и лечения могут дать результат. Существенное снижение потребления кокаина в Соединенных Штатах за последние 30 лет может быть обусловлено, среди прочего, увеличением расходов на профилактику и лечение. Вместе с тем не все меры профилактики оказываются эффективными. Упрощенный подход может пробудить интерес к наркотикам и даже привести к повышению уровня потребления. Лечение потребляющих основную долю наркотиков проблемных наркоманов может снизить спрос на наркотические вещества. Но для этого требуется время, поскольку рецидивы, как правило, случаются достаточно часто. Некоторые потребители, возможно, никогда не смогут отказаться от наркотиков.
По данным многих исследований, инвестиции в лечение, несмотря на все сопряженные с этим проблемы, эффективны для снижения спроса на наркотики, в том числе на кокаин, но не ведут автоматически к свертыванию рынка кокаина. История показывает, что ликвидация крупных кокаиновых картелей может повлечь за собой появление многочисленных небольших групп. Рост конкурентной борьбы может повлечь за собой снижение цен, а это, в свою очередь, создаст стимул для роста потребления.
Государства - члены ООН уже давно придерживаются концепции совместной ответственности. Они также признали необходимость поддержания баланса между мерами по сокращению предложения и спроса. Вместе с тем все еще сохраняется необходимость повышать качество мероприятий по претворению подобных общих положений в конкретные дела. Нескоординированные усилия, приносящие успех в отдельных секторах и географических регионах, зачастую только перемещают проблему в другие места, не затрагивая глобальный рынок.
Заключение. Решение мировой проблемы наркотиков является общей и совместной обязанностью государств, которая требует эффективного и более широкого международного сотрудничества, а также применения комплексного, междисциплинарного, взаимоукрепляющего и сбалансированного подхода в рамках стратегий сокращения предложения и спроса.
родный Комитет по борьбе с наркотиками, 2000. -332 с.
6. Реутская, Л. А. Международный контроль за оборотом наркотических средств психотропных веществ / Л. А. Реутская, Т. И. Пышнин // Рецепт. - 2002. - № 3. -С. 37-39.
7. Трифонов, О. И. Психические и поведенческие расстройства у осужденных подростков, зависимых от наркотиков. (диагностика, организация медицинской помощи, терапия и реабилитация) : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Трифонов О. И. - М., 2008. - 20 с.
8. Centre for Addictions and Mental Health. Educating students about drug use and mental health - risk and protective factors: Youth and substance abuse - 2004. -Toronto, 2004.
References
1. Aktualnye problemy narkosituatsii v molodezhnoy srede: osnovaniya, tendentsii, profilaktika. Moskva: «Meditsina»; 2004. Р. 24.
2. Barbashin I. V. Analitichesky vestnik Soveta Federatsii RF. - Analytical Bulletin of Federation Council of RF. 2005;34:9.
3. Vsemirny doklad o narkotikakh - Upravleniye Verkhovnogo Komissara OON po borbe s narkotikami i prestupnostyu. 2008.
4. Salnikov V. P. Narkotiki v Rossii: prestupleniya i rassledovaniya. Nauchnoye izdaniye. SPb.; 1999. 470 р.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОДХОДЫ К БОРЬБЕ
С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Ю. В. МИХАЙЛОВА, А. Ю. АБРАМОВ
Проведен комплексный анализ международного сотрудничества по правовым и организационным подходам к борьбе с распространением наркотических и психотропных веществ как научно-правовой основы для разработки Российских законодательных норм по данной проблеме. Объектом исследования явились международные правовые акты, программы, механизмы контроля над оборотом наркотических средств и психотропных веществ за пятьдесят лет (19612012 гг.).
Сделан вывод, что решение проблемы наркотиков является общей и совместной обязанностью государств, которая требует эффективного и более широкого международного сотрудничества, а также применения комплексного, междисциплинарного, взаимоукрепляющего и сбалансированного подхода в рамках стратегий сокращения предложения и спроса.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, международно-правовое регулирование
5. Narkougroza i protivodeystviye. Moskva: «Mezhdunarodny Komitet po borbe s narkotikami»; 2000. 332 p.
6. Reutskaya L. A., Pyshnin T. I. Retsept. - Recipe. 2002;3:37-39.
7. Trifonov O. I. Psikhicheskiye i povedencheskiye rasstroystva u osuzhdennykh podrostkov, zavisimykh ot narkotikov (diagnostika, organizatsiya meditsinskoy pomoshchi, terapiya i reabilitatsiya). Moskva; 2008. 20 p.
8. Centre for Addictions and Mental Health. Educating students about drug use and mental health - risk and protective factors: Youth and substance abuse - 2004. Toronto; 2004.
INTERNATONAL APPROACH
TO THE NARCOTIC AND PSYCHOTROPIC
SUBSTANCES EXPANSION CONTROL
MIKHAYLOVA Yu. V., ABRAMOV A. Yu.
Complex analysis of international collaboration experience in narcotic and psychotropic substances expansion control was performed for developing scientific legal framework of Russian legislative regulation. The study objects were international legal acts, programs and control mechanism for the narcotic and psychotropic substances expansion that were in force for the last 50 years.
The authors consider that solution of a problem of the narcotic and psychotropic substances expansion requires wide international collaboration and also complex interdisciplinary balanced approach toward the supply and demand reducing.
Key words: narcotic substances, psychotropic substances, international legal regulation
© А. А. Койчуев, 2013 УДК 616-08-07-082.3:615
DOI - http://dx.doi.org/10.14300/mnnc.2013.08016 ISSN - 2073-8137
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ В ЛЕЧЕНИИ: МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ, ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТОЧНОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ТЕРАПИИ
А. А. Койчуев
Ставропольский государственный медицинский университет
Термин «приверженность терапии» означает «соблюдение указаний врача». Несмотря на незначительные различия, термин близок по своему содержанию к термину «комплаентность» (с англ.
Койчуев Арсен Аскерович,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры онкологии и лучевой терапии с курсом ПДО
Ставропольского государственного медицинского университета; тел.: 89283180604; e-mail: [email protected]
«compliance» - соблюдение больничного режима и схемы лечения) и в клинической практике часто его заменяет.
«Приверженность терапии» обычно определяется как характеристика поведения пациента, связанного с лечением (например, прием препарата, соблюдение диеты, изменение образа жизни, посещение клиники), и ее соответствие рекомендациям врача [16]. Степень комплаентности варьирует от пациента, который строго выполняет