УДК 342.7 ББК 67.400.3
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10065
0 НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аида Маратовна ОСМАНОВА, магистрант кафедры конституционного и международного права
Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
Научный руководитель: Т.Е. Беджанова, доцент кафедры конституционного и международного
права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат исторических наук
Аннотация. В статье анализируется статус Уполномоченного по правам человека в России. Рассмотрены его место и роль в системе органов государственной власти и в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Выявлены проблемы правового регулирования статуса Уполномоченного по правам человека в России. Предложены правовые механизмы повышения его роли в защите прав и свобод личности в Российской Федерации.
Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека, права человека, законодательство, проблемы обращения граждан, аппарат Уполномоченного по правам человека, некоммерческие организации.
Annotation. The article analyzes the status of the Commissioner for Human Rights in Russia. The place and role in the system of state authorities and in the mechanism of protection of human and civil rights and freedoms are considered. Identified problems of legal regulation status. Legal mechanisms are proposed for enhancing its role in the protection of individual rights and freedoms in the Russian Federation.
Keywords: Human Rights Commissioner, human rights, legislation, problems of citizens' appeals, Commissioner for Human Rights staff, non-profit organizations.
В современном демократическом государстве права человека являются высшей ценностью, а их защита — одной из важнейших задач деятельности любого государства. В связи с этим институт Уполномоченного по правам человека стал неотъемлемым элементом правовой системы большинства стран мира, в том числе и в Российской Федерации. Разработка и внедрение действенных гарантий прав и свобод личности как высшей социальной ценности — одно из ведущих направлений развития современной правовой науки и российской в том числе1.
Сегодня в Российской Федерации создана и функционирует целая система национальных институтов по защите прав и свобод человека и
гражданина. Омбудсмен в этой системе занимает центральное место. Деятельность этого должностного лица — индикатор того, насколько активно государство проводит свою политику в сфере защиты прав и свобод личности.
Правовая основа деятельности рассматриваемого института заложена в Конституции РФ 1993 г.2, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства.
Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»3 развивает положения Конституции и всесторонне регламентирует статус Уполномоченного в государстве, порядок его назначения на долж-
№ 2/2019
ность, компетенцию. Этот Закон наделяет субъекты РФ правом учреждать Уполномоченного на своей территории. Сегодня этот институт функционирует во всех 85 субъектах России.
На основе законодательства постсоветского периода в современной России сформировались государственные и негосударственные институты защиты прав человека. К числу государственных относятся судебная, правоохранительная системы, уполномоченные по правам человека, негосударственным институтом являются некоммерческие организации.
В соответствии с российским законодательством некоммерческие организации занимаются защитой прав человека, способствуют прозрачности и эффективности работы органов государственной власти. Спектр их деятельности весьма широк — от сбора данных о системных нарушениях прав человека в той или иной сфере до подготовки законопроектов и оказания бесплатной юридической помощи4. Такие организации являются основой гражданского общества. Сотрудничество с ними и волонтерскими движениями в области защиты прав и свобод личности является одним из важнейших направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах РФ.
Уполномоченный по правам человека является связующим звеном между гражданским обществом и властью, между гражданином и чиновником. С одной стороны, это орган государства, который имеет достаточную степень самостоятельности, а с другой — это агент гражданского общества, действующий в целях реагирования на нарушения прав человека со стороны государственных органов и их должностных лиц. Деятельность омбудсмена, не отменяя и не ограничивая полномочий государственных органов, дополняет имеющиеся средства защиты прав и свобод граждан в РФ.
Особенность статуса Уполномоченного определяется его положением в системе разделения властей: он не принадлежит ни к одной из ветвей власти. Данный институт выступает в качестве элемента механизма контроля органов законодательной (представительной) власти за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обеспечения ими порядка соблюдения прав и свобод граждан.
Относясь к системе государственного института защиты прав человека, деятельность по защите Уполномоченный осуществляет на основе конкретной жалобы гражданина. Основным
направлением его работы является рассмотрение таких жалоб.
Т.Н. Москалькова, действующий Уполномоченный по правам человека в России, подчеркивает особую важность проведения Уполномоченным анализа конкретных обращений граждан в деле выявления системных нарушений прав человека в стране.
Так, согласно данным двадцатого ежегодного доклада за 2017 г.5 к Уполномоченному поступили 41 840 жалоб и обращений. Помощь была оказана более чем 250 тыс. граждан. При этом наиболее часто права личности нарушались в уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной и жилищной сферах. За допущенные нарушения прав и свобод граждан за этот год 34 чиновника и 32 юридических лица были привлечены к административной ответственности, а 40 должностных лиц — к дис-циплинарной6.
Главным критерием эффективности работы Уполномоченного по правам человека является оказание помощи конкретному человеку и восстановление прав максимально возможного количества граждан, обратившихся за помощью.
Однако следует подчеркнуть, что решение, принятое по итогам рассмотрения Уполномоченным конкретной жалобы гражданина, носит не обязательный, а рекомендательный характер. Следовательно, к ответственности за его неисполнение органы и должностные лица не могут быть привлечены. В этом состоит недоработка законодателя.
Со стороны общества формой контроля над деятельностью Уполномоченного по правам человека являются его ежегодные доклады. Цель ежегодного доклада Уполномоченного не только информирование Президента Российской Федерации, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, общества в целом о состоянии прав и свобод человека и гражданина в России, но и его предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Следует отметить, что регламент Государственной Думы не предусматривает вынесение постановления Государственной Думы по итогам заслушивания доклада Уполномоченного аналогично тому, как это определено в отношении докладов Правительства, Счетной палаты и Центробанка России.
Вместе с тем учет рекомендаций Уполномоченного по правам человека в работе парламентариев в сфере законотворчества позволил бы
№ 2/2019
не только поднять значение института Уполномоченного, но и оптимизировать предупреждение и преодоление коллизий в законодательстве о защите прав граждан7.
Еще одним направлением совершенствования деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ является регламентация статуса его рабочего аппарата. По закону омбудсмен вправе формировать свой аппарат, определять его структуру и непосредственно руководить его работой. Однако перечень полномочий аппарата законом не регламентирован. Полномочия прописаны в Положении о его деятельности. Такая регламентация в законодательстве создает проблемы при осуществлении аппаратом Уполномоченного своей деятельности. Совершенствование норм права в этом направлении позволило бы значительно повысить эффективность работы в сфере правозащитной деятельности омбудсмена.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что институт Уполномоченного по правам человека в России в постсоветский период сложился и активно развивается. Совершенствование правового регулирования отдельно взятых аспектов его деятельности, в частности, придание обязательности его решениям, более подробная регламентация в законе статуса его рабочего аппарата, а также повышение значения роли ежегодного доклада Уполномо-
ченного по правам человека позволит сформировать эффективно действующий механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а тесное взаимодействие Уполномоченного с некоммерческими и добровольческими организациями создаст прочные основы для формирования в стране гражданского общества.
1 Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. С. 161.
2 Конституция РФ // СПС «Консультант Плюс»
3 Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс»
4 Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан // Вестник. 2018. Информ. бюллетень. С. 3.
5 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год // http:// ombudsmanrf.org/content/doclad2017 (Дата обращения: 27.02.2019)
6 Москалькова Т.Н. Преодоление коллизий в законодательстве как одно из направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Юрид. техника. 2017. № 11.
7 Сергеев П.В. Доклад как форма реализации отдельных полномочий омбудсмена в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. (Электр. науч. журнал). 2018. Т. 6. № 1 (21) // http://esj.pnzgu.ru (Дата обращения: 27.02.2019)
№ 2/2019