Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭБИПК МВД РОССИИ И КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭБИПК МВД РОССИИ И КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздова Елена Анатольевна, Лосева Светлана Николаевна

В статье рассмотрен порядок взаимодействия подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России с контрольно-счетными органами в борьбе с экономической преступностью. Предлагается внести изменения в законодательство, регулирующее организацию взаимодействия полиции с контрольно-надзорными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дроздова Елена Анатольевна, Лосева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS IN COUNTERACTING ECONOMIC CRIME BY SUBDIV ISIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND CONTROL AND ACCOUNTING BODIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article provides an analysis of the practice of interaction between the units of economic security and anti-corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia with control and accounting bodies in the fight against economic crime. It is proposed to amend the legislation governing the organization of the interaction of the police with control and supervisory authorities.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭБИПК МВД РОССИИ И КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ»

Дроздова Е. А., Лосева С. Н.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭБИПК МВД РОССИИ И КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ ОРГАНАМИ

11.2. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭБИПК МВД РОССИИ И КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ

Дроздова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ОИОиЗОИУИССАПЗ; доцент кафедры «уголовное право, уголовный процесс и криминалистика»,

Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России; Юридический Институт Российского университета транспорта (МИИТ)

[email protected]

Лосева Светлана Николаевна, старший научный сотрудник ОИОиЗОИУИССАПЗ Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России

[email protected]

Аннотация: в статье рассмотрен порядок взаимодействия подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России с контрольно-счетными органами в борьбе с экономической преступностью. Предлагается внести изменения в законодательство, регулирующее организацию взаимодействия полиции с контрольно-надзорными органами.

Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность и противодействие коррупции, контрольно-счетные органы, взаимодействие.

ON SOME PROBLEMS IN COUNTERACTING ECONOMIC CRIME BY SUBDIV ISIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND CONTROL AND ACCOUNTING BODIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Drozdova Elena A., PhD in law, associate professor, senior researcher.

Work place: research Institute of FPS Russia; Russian University of Transport (MIIT)

[email protected]

Loseva Svetlana N., senior researcher Work place: research Institute of FPS Russia

[email protected]

Annotation: the article provides an analysis of the practice of interaction between the units of economic security and anti-corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia with control and accounting bodies in the fight against economic crime. It is proposed to amend the legislation governing the organization of the interaction of the police with control and supervisory authorities.

Keywords: economic crime, economic security and anti-corruption, control and accounting bodies, interaction.

Одной из приоритетных задач подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее ЭБиПК МВД России) является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие экономических преступлений. В последние годы количество преступлений данной категории значительно снизилось, что обусловлено во многом жесткой политикой государства, повышением качества борьбы с коррупционной преступностью.

По данным МВД России, количество экономических преступлений в период 2013-2018 гг. сократилось на 35%: если в 2013 году подразделениями ЭБиПК МВД России было выявлено 106562 преступления, то в 2018 г. - 67901. Несмотря на, казалось бы, благоприятную тенденцию к снижению преступлений экономической направленности ситуация в сфере экономики продолжает оставаться сложной. По словам министра внутренних дел В.А. Колокольцева, особое внимание необходимо уделить борьбе с преступностью в сфере экономики, поскольку эта преступность подрывают веру людей в закон, в справедливость, в свободу экономической деятельности [1].

Одной из проблем в противодействии данной преступности является отсутствие должного взаимодействия подразделений ЭБиПК МВД России с надзорными органами, в том числе контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. Высокая степень разобщенности, а именно отсутствие должного уровня взаимодействия правоохранительных с контрольно-надзорными органами отрицательно сказывается на выявлении и пресечении экономических преступлений.

Стоит отметить, что контрольно-счетные органы - это своеобразные «ревизоры», которые выполняют главную функцию финансового контроля за исполнением бюджета субъектов, целесообразности расходования средств бюджетной направленности, соблюдению установленного порядка управления и распоряжения государственным имуществом

В настоящее время защита бюджетных средств от преступных посягательств выступает приоритетом государственной политики в сфере противодействия преступности. Не случайно в директивных документах МВД России, отмечается необходимость усиления мер по предотвращению хищений финансо-

Проблемы экономики и юридической практики

2'2019

вых средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку важнейших секторов экономики, реализацию федеральных целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов. Реализация данных мер невозможна без комплексного подхода к организации и взаимодействию правоохранительных и контрольно-надзорных органов.

Специалисты из числа сотрудников практических органов отмечают, что именно из-за слабой организации взаимодействия экономические преступления зачастую остаются латентными (не выявленными), а принцип неотвратимости наказания носит декларативный характер. В частности, не развит механизм взаимного обмена информацией, присутствуют проблемы в сфере правового регулирования взаимодействия данных органов.

Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент России В.В. Путин указал на необходимость улучшения организации работы подразделений, участвующих в расследовании уголовных дел, обеспечении должного уровеня взаимодействия [2].

О наличии определенных проблем во взаимодействии правоохранительных органов указано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, а именно совершенствовании вопросов правового регулирования предупреждения преступности, совершенствования взаимодействия органов по обеспечению государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, росту уровня доверия граждан к правоохранительным органам и судебной системе Российской Федерации [3].

Так, на региональном и местном уровне вопросы взаимодействия контрольно-счетных органов, в том числе с подразделениями ЭБиПК МВД России, отражены в Федеральном законе (далее - закон) от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В частности, ст. 18 данного закона регламентирует, что контрольно-счетные органы субъекта РФ вправе взаимодействовать между собой с правоохранительными и иными надзорными органами, а также заключать с ними соглашения о сотрудничестве [4]. Кроме того, нормы ст.16 данного закона обязывают контрольно-счетные органы в случае выявления фактов незаконного использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, незамедлительно передавать материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

Несмотря на наличие правовой регламентации, во взаимодействии данных ведомств существуют определенные проблемы, не лучшим образом сказывающиеся на выявлении и пресечении фактов противоправной деятельности в сфере экономики.

В частности, в законе отсутствуют нормы, регулирующие отношения по поводу обязательств между правоохранительными и контрольно-счетными органами, в части предоставлениями последними по требованию правоохранительных органов результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых с целью выявления фактов нарушений действующего законодательства. Подобного рода правовые неточности в законодательстве приводят к проблемам правоприменительной практики во взаимодействии правоохранительных и контрольно-счетных органов.

Так, например, в ряде субъектов РФ существуют проблемы

информационно-уведомительного характера, в частности, не по всем проведенным проверкам бюджетных учреждений контрольно-счетными органами принимаются решения о направлении актов проверки в органы внутренних дел для дачи уголовно-правовой оценки. В результате этого складывается впечатление о формальном (искусственном) характере проводимых проверок, что существенно снижает деятельность контрольно-надзорных органов по выявлению преступлений экономической направленности [5].

Определенные трудности связаны с организацией совместных мероприятий, проводимых данными органами. В частности, не всегда удается совместить проверочные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, проводимые на основании оперативной информации подразделений ЭБиПК МВД России, с плановыми проверками контрольно-счетных органов. В результате этого, в момент проведения мероприятия органами внутренних дел хозяйствующие субъекты являются уже проверенными. При этом в итоговых актах проверки контрольно-счетных органов отсутствует какая-либо информация о нарушениях действующего законодательства. С одной стороны, это может свидетельствовать о высоком качестве проводимых проверок, направленных, прежде всего, на упреждение нарушений действующего законодательства, исключение наступления негативных последствий. С другой, - о возможных коррупционных ситуациях, возникающих при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Стоит также отметить, что в ходе проведения контрольно-счетными органами проверочных мероприятий сотрудники подразделений ЭБиПК в состав комиссии не включаются. В результате этого существенно снижается скорость оперативного реагирования на выявляемые нарушения действующего законодательства, что приводит к затягиванию сроков документирования выявляемых правонарушений.

В результате слабой проработанности нормативно-правовой базы и неудовлетворительного исполнения законодательства, действующий механизм противодействия экономической преступности ставит под сомнение соблюдение принципа равенства всех перед законом.

Подобного мнения придерживается и ряд авторов, указывая на проблемы во взаимодействии данных органов. В частности, А.А. Морукова и С.В. Калинина считают, что потенциал взаимодействия указанных субъектов в полном объеме не реализуется. При этом основополагающая причина этого - отсутствие типовой формы соглашения между контрольно-счетным органом и территориальным органом МВД России [6. C.83].

Хотелось бы отметить, что во избежание дальнейших правовых разночтений в деятельности данных служб необходимы, на наш взгляд, следующие изменения:

Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а именно статью 19 дополнить положением, закрепляющим обязанность органов финансового контроля предоставлять по запросам правоохранительных органов материалы проверок хозяйствующих субъектов.

Изложенное, не только повысит эффективность противодействия экономической преступности контролирующими и правоохранительными органами, но и будет способствовать укреплению экономической безопасности страны.

Дроздова Е. А., Лосева С. Н.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭБИПК МВД РОССИИ И КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ ОРГАНАМИ

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,61%.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции»// Собрание законодательства РФ 14.02.2011, № 7, ст. 900.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Система ГАРАНТ http://base.garant.ru.

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016. № 1 (часть II). ст. 212.

4. Официальные сетевые ресурсы Президента России / Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс] 2018 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59913 [дата обращения 15.01.2019].

5. Официальные сетевые ресурсы Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] 2017 URL: р1И^://мвд.рф [дата обращения 12.11.2018].

6. Актуальные проблемы взаимодействия счетной палаты российской федерации и правоохранительных органов в решении вопросов предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений в финансово-бюджетной сфере // Вестник Барнаульского юридического института МВД России № 1 (30) 2016 г. с. 83.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата юридических наук Дроздовой Е.А. и Лосевой С.Н. «О некоторых проблемах в противодействии экономической преступности подразделениями ЭБиПК МВД России и контрольно-счетными органами субъектов РФ»

Рецензируемая статья посвящена некоторым проблемам взаимодействия подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России с контрольно-счетными органами в борьбе с экономической преступностью.

В статье анализируются нормативные правовые акты и иллюстрируются основные пробелы и несоответствия правового регулирования.

Поднятая проблема, также нуждается в рассмотрении и в виду того, что экономическая преступность весьма распространенное и масштабное явление, которое наносит вред всей экономике Российской Федерации.

В статье дается подробный анализ проблем противодействия экономической преступности подразделениями ЭБиПК МВД России и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

Предлагается внести изменения в законодательство, регулирующее организацию взаимодействия полиции с контрольно-надзорными органами.

В статье прослеживается логическая цепочка изложения материала, авторы делают выводы и указывают на необходимость решения обозначенных проблем.

Вывод: статья Дроздовой Е.А., Лосевой С.Н. может быть рекомендована к опубликованию в «Проблемах экономики и юридической практики».

Главный научный сотрудник НИЦ-1

ФКУ НИИ ФСИН России

доктор юридических наук, профессор

С.М. Колотушкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.