ЕСТНИК А.и. ^ й
УНИВЕРСИТЕТА О некоторых проблемах типизации функции органов исполнительной имени o.e. куг-афина(мгюА) власти, не разрешенных в ходе административной реформы
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ТИПИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, НЕ РАЗРЕШЕННЫХ В ХОДЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ1
Аннотация. В статье проводится оценка административно-правового содержания типизированных функций органов исполнительной власти, выработанных в ходе административной реформы 2003—2013 гг. На основе комплексного анализа сформировавшегося в России массива административного и административно-процессуального законодательства составляются перечни типизированных административно-правовых задач и функций органов исполнительной власти, которые предлагается закрепить в федеральном законе «О системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации», логически завершающем административную реформу.
Ключевые слова: административная реформа, исполнительная власть, функции органов исполнительной власти, административное законодательство, административно-процессуальное законодательство.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.41.1.055-063
A. I. STAKHOV,
Doctor of legal Sciences, Professor, Head of the Department of Administrative and Legal Studies Russian State University of Justice [email protected] 117418, Russia, Moscow, ul. Novocheriomushkinskaya, 69
ON SOME PROBLEMS OF TYPIFICATION OF THE FUNCTIONS OF THE EXECUTIVE BODIES IS NOT PERMITTED IN THE COURSE OF ADMINISTRATIVE REFORM
Abstract. The article assesses the legal and administrative content of typed of functions of Executive authorities, developed in the course of administrative reform 2003—2013. On the basis of the complex analysis developed in Russia an array of administrative and administrative-procedural legislation are compiled lists of typed legal and administrative tasks and functions of Executive authorities, which are proposed to be codified in the Federal law
Александр Иванович СТАХОВ,
доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом административно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия [email protected] 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69
1 Привод. по: Формы и методы государственного управления в современных условиях развития : монография / под общ. ред. проф., заслуж. юриста РФ С. В. Запольского ; рук. авт. кол. Ю. Л. Синичкина. М. : Прометей, 2017. Гл. 1, п. 1.2.
Ш m К
Т □
"О
Ю р И Д И
4 m П
К
□
5
НАУКИ
© А. И. Стахов, 2018
>
56
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
«About system of Federal bodies of Executive power in the Russian Federation», logically the final administrative reform. Keywords: administrative reform, Executive power, the functions of the Executive authorities, administrative law, administrative procedural law.
Входе административной реформы, которая была проведена в 2003— 2013 гг., а сейчас продолжается по отдельным приоритетным направлениям, в значительной мере решена задача по устранению дублирования функций органов исполнительной власти путем их типизации. В частности, Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» выделены следующие типизированные функции федеральных органов исполнительной власти : 1) функция по принятию нормативных правовых актов; 2) функция по оказанию государственных услуг; 3) функция по управлению государственным имуществом; 4) функция по контролю и надзору.
Под функцией по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Функция по оказанию государственных услуг рассматривается как предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Под функцией по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;
Содержание функции по контролю и надзору, возлагаемой на органы исполнительной власти, составляют три элемента:
1) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
2) выдача юридическим лицам и гражданам лицензий и (или) разрешений на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий;
3) государственная регистрация актов, документов, прав, объектов.
ЕСТНИК А.и. ^ й
УНИВЕРСИТЕТА О некоторых проблемах типизации функции органов исполнительной 57
имени o.e. кугафина(мгюА) власти, не разрешенных в ходе административной реформы
При этом действия органов исполнительной власти по выдаче лицензий и разрешений, регистрации актов, прав, объектов, осуществляемые в рамках функции по контролю и надзору по обращениям физических и юридических лиц, отнесены законодателем к предоставляемым государственным услугам в соответствии ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Между тем в теории государства и права функция определяется как производная вторичная категория по отношению к целям и задачам. Функция рассматривается как практическая реализация целей и задач государственного органа, и каждый из них выполняет определенную часть государственных задач и государственных функций2.
В науке административного права применительно к органам исполнительной власти делается акцент на таких понятиях, как «функции государственного управления»3, «функции государства, осуществляемые органами исполнительной власти»4, «государственные функции», «управленческие функции»5, «направление деятельности органа исполнительной власти», «вид деятельности органа исполнительной власти», которые зачастую понимаются как тождественные. При этом функция органа исполнительной власти связывается с объектом административного воздействия (предметный подход) либо понимается как один из общих способов организации административного воздействия исполнительной власти на подвластных (инструментальный подход)6. Применительно к органам исполнительной власти отдельные авторы подчеркивают, что функция является содержательной характеристикой управленческих действий7 либо рассматривают ее состоящей из общих и специальных полномочий8.
Не подвергая сомнению и критике сложившиеся доктринальные и официальные подходы к пониманию функции государственного органа вообще и органа исполнительной власти в частности, необходимо заметить, что органы исполнительной власти, выступая субъектами правовой и политической системы РФ, призваны выполнять как юридические, так и политические функции. В этой связи следует различать функции органов исполнительной власти, облекаемые в разнообразные правовые формы. В первую очередь очевидна потребность в выделении типизированных административно-правовых функций органов исполнительной власти.
Под административно-правовыми функциями органа исполнительной власти предлагается понимать нормативно зафиксированные виды (направления)
деятельности данного органа в установленной для него сфере административных ш
гп
Т
2 Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., ° 2000. С. 60—63. "О
3 Словарь административного права / кол. авт. М., 1999. С. 302—303. р
4 Административное право России / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004. С. 128.
5 Старилов Ю. Н. Административное право : в 2 ч. Воронеж, 2001. Ч. 2. Кн. 1 : Субъекты. И Органы управления. Государственная служба. С. 43. Е
6 Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2000. С. 165—166. К
7 Конин Н. М. Административное право России. М., 2008. С. 73—74.
8 Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 214.
S
НАУКИ
>
___tn^^b i / i i LJt/tJS'
58 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ^У^ерситета
L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
и иных публичных правоотношений, нацеленные на обеспечение согласованного и беспрепятственного соблюдения, исполнения и использования гражданами и организациями, другими государственными органами, органами местного самоуправления общеобязательных правил поведения и установлений, закрепленных в правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ.
Орган исполнительной власти, осуществляя (реализуя) административно-правовые функции, обеспечивает баланс прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации с правами и законными интересами частных лиц (граждан и организаций). Соответственно, специфику содержания административно-правовых функций определяют задачи, поставленные государством перед исполнительной властью, по обеспечению баланса публичных и частных прав, законных интересов. Государственные задачи такого рода предлагается назвать административно-правовыми задачами.
Комплексный анализ норм Конституции РФ, а также норм сформировавшегося на ее основе административного и административно-процессуального законодательства позволяет составить следующий ряд административно-правовых задач исполнительной власти, наиболее значимых для достижения баланса публичных и частных прав, законных интересов, а именно:
— установление общеобязательных правил поведения граждан и юридических лиц, иных государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц9;
— предоставление и обеспечение реализации прав физических лиц и организаций на материальные и нематериальные публичные блага10;
— возложение и обеспечение реализации публичных обязанностей физических лиц и организации11;
— побуждение граждан и организаций к совершению правомерных действий, в которых заинтересовано государство12;
— официальная оценка наиболее значимых общественных отношений, связанных с правомерной деятельностью физических лиц и организаций, представ-
9 См., например: ст. 24 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
10 См., например: Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об актах гражданского состояния»; Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
11 См., например: Федеральный закон от 28.03.1998 № 5Э-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ст. 23 НК РФ; ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 03.04.2017) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
12 См., например: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; ч. 1.3. ст. 32.2 КоАП РФ.
ЕСТНИК А.И. б фй й
УНИВЕРСИТЕТА О некоторых проблемах типизации функций органов исполнительной имени o.e. кугафина(мгюА) власти, не разрешенных в ходе административной реформы
ляющей опасность (способной причинить вред) частным и публичным правам, законным интересам13;
— предупреждение, выявление и устранение административных правонарушений, а также иных нарушений законодательства, влекущих возникновение административных правоотношений14;
— досудебная защита прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных или необоснованных административно-правовых действий и решений15;
— противодействие чрезвычайным и другим вредоносным ситуациям (казусам) техногенного, природного, иного рода16.
Решая перечисленные административно-правовые задачи, органы исполнительной власти осуществляют соответствующие им административно-правовые функции органов исполнительной власти.
В частности, решая задачу по установлению общеобязательных правил поведения граждан и юридических лиц, иных государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, органы исполнительной власти осуществляют такую административно-правовую функцию, как нормативное правовое регулирование в установленной законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ сфере деятельности. Такого рода нормативно зафиксированную деятельность органов исполнительной власти можно назвать административным нормотворчеством. Например, административное нормотворчество федеральных органов исполнительной власти выражается в принятии собственных нормативных правовых актов, как правило, приказов по вопросам, указанным в положениях о данных органах, которые являются неотъемлемой частью соответствующего постановления Правительства РФ либо указа Президента РФ, принимаемых на основании указов Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.05.2016) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 23.05.1996 № 763 (ред. от 14.10.2014) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
13 См., например: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О техническом регулировании»; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015,
14
с изм. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
См., например: КоАП РФ; НК РФ; Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от ш
28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при д
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». °
~0
См., например: Федеральный закон 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
См., например: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О за- Д
щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха- ^
рактера»; Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О пожарной Е
безопасности»; Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О про- К
мышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О безопасности дорожного движения».
НАУКИ
>
60
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Выполняя задачу по предоставлению и обеспечению реализации прав физических лиц и организаций на материальные и нематериальные публичные блага, органы исполнительной власти непосредственно или через подведомственные или иные организации предоставляют персонифицированным гражданам и организациям публичные услуги в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения и др. Данный вид деятельности органов исполнительной власти является административно-правовой функцией, которую логично назвать административным правопредоставлением. Например, деятельность органов исполнительной власти по предоставлению пенсий и государственных льгот17, регистрация актов гражданского состояния18, регистрация права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним19.
Выполняя задачу по возложению и обеспечению реализации публичных обязанностей физических лиц и организаций, органы исполнительной власти непосредственно или через подведомственные или иные организации обеспечивают исполнение персонифицированными гражданами и организациями публично значимых обязанностей, которые предусмотрены в нормах административного или иного публичного законодательства (обязанности воинского или налогового учета, регистрации по месту пребывания или проживания и др.). Соответственно, данную функцию органов исполнительной власти логично называть административным обязыванием.
Побуждая граждан и организации к совершению правомерных действий, в которых заинтересовано государство, органы исполнительной власти применяют установленные законом административно-правовые средства, методы и формы, которые стимулируют поведение граждан и организаций, имеющее публичное значение. К примеру, способствуют развитию малого и среднего предпринимательства, своевременной уплате административных штрафов, исполнению отдельных публично значимых служебных функций и др. При таком подходе выделяемую функцию органов исполнительной власти предлагается называть административным стимулированием.
Проводя официальную оценку отношений, связанных с правомерной деятельностью физических лиц и организаций, представляющей опасность (способной причинить вред) частным и публичным правам, законным интересам, органы исполнительной власти осуществляют такую административно-правовую функцию, которую можно назвать административным санкционированием. Согласно этимологическому и юридическому толкованию санкционирование буквально означает «давать санкцию на что-либо, утверждать что-либо, разрешать, одобрять, признавать законным, правильным»20. Административным санкционированием является, например, официальная оценка правомерного использования техногенных и природных источников опасности. В том числе регистрация автомоби-
17 См., например: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
18 См.: Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ.
19 См.: Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
20 См., например: Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 399.
ЕСТНИК етВХОВ А.и. б фи и
УНИВЕРСИТЕТА О некоторых проблемах типизации функции органов исполнительной имени o.e. кугафина(мгюА) власти, не разрешенных в ходе административной реформы
ля, воздушного или морского судна, лекарственных средств, опасных производственных объектов, сертификация и декларирование продукции, государственная экологическая экспертиза21. К административному санкционированию следует отнести также выдачу органами исполнительной власти разнообразных лицензий, разрешений, удостоверений на право управления автомобилем, маломерным судном, самоходными машинами и другими видами самоходной техники22.
Выполняя задачи по предупреждению, выявлению и устранению административных правонарушений, а также иных нарушений законодательства, влекущих возникновение административных правоотношений (в том числе нарушений законодательства о налогах и сборах, налоговых правонарушений23, нарушений антимонопольного законодательства24, нарушений лицензионных требований25, иных нарушений обязательных требований26), органы исполнительной власти выполняют административно-юрисдикционную функцию, которая включает в себя проведение разнообразных проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иных граждан и их объединений в ходе государственного контроля и надзора, применение мер административной ответственности и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях27, а также применение за рамками производства по делам об административных правонарушениях иных мер административно-правового принуждения, например выдачу предписаний об устранении нарушений обязательных требований, отзыв продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и окружающей среды28, прекращение реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции29, приостановление действия лицензии30, меры принудительного исполнения31 и др.
Выполняя задачу досудебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных или необоснованных административно-право-
21 См., например: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Воздушный кодекс РФ; Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ; Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
22 См., например: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ; постановление Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 (ред. от 04.02.2016) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений).
23 См.: ст. 101 НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
24 См.: гл. 8, ст. 25.7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) Ш «О защите конкуренции».
25 См.: Ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. °
26 См.: ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. ^
27 См.: ст. 3.2, 27.1 КоАП РФ. р
28 См.: ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. ДД
29 См.: ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологиче- И ском благополучии населения». Е
30 См.: ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. К
31 См.: ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». НАУКИ
>
___tn^^b i / i i LJt/tJS'
62 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ^/wiwepcmteta
L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
вых действий и решений, органы исполнительной власти выполняют функцию административного арбитрирования, или, иначе, административной юстиции, в рамках которой рассматриваются жалобы граждан и организаций, как в общем досудебном порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в специальном порядке, предусмотренном иными федеральными законами, например НК РФ, КоАП РФ и др.
Выполняя задачи по противодействию чрезвычайным и другим вредоносным ситуациям (казусам) техногенного, природного и иного рода, органы исполнительной власти выполняют административно-казуальную функцию, в рамках которой выявляют, предупреждают, ликвидируют разнообразные чрезвычайные и другие ситуации природного, техногенного, иного рода, способные причинить или причиняющие вред частным и публичным правам, законным интересам. Данная функции органов исполнительной власти, например, связана с выявлением, предупреждением чрезвычайных ситуаций, ликвидацией эпидемий, эпизоотий, пожаров, аварий, наводнений, дорожно-транспортных происшествий32 и т.п.
Выделяемые административно-правовые функции органов исполнительной власти имеют ряд характерных признаков.
Во-первых, административно-правовые функции органов исполнительной власти в обязательном порядке должны быть закреплены в нормах закона или иного правового акта Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Во-вторых, выделяемые функции реализуются органами исполнительной власти в административно-правовой сфере с участием граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления.
В-третьих, данные функции, по сути, являются специфическим средством достижения целей исполнительной власти, установленных государством в сфере административно-правового регулирования. Осуществляя административно-правовые функции, орган исполнительной власти обеспечивает согласованность действий и решений граждан и организаций, органов публичной власти по соблюдению, исполнению и использованию норм законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, а также устраняет препятствия, возникающие на пути реализации указанных норм.
В-четвертых, посредством административно-правовых функций органы исполнительной власти решают поставленные государством перед исполнительной властью административно-правовые задачи.
В-пятых, для реализации возложенных административно-правовых функций органы исполнительной власти и их должностные лица наделяются законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным нормативным правовым актом государственными (административными) полномочиями. Они представляют собой значительный арсенал прав, которые для органов исполнительной власти являются одновременно обязанностью по изданию
32 Например: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ; Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ; Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ; Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
"Т^ЕСТНИК
/ УНИВЕРСИТЕТА
а-Ф имени О. Е, Кутафина (МГЮА)
Стахов А. И.
О некоторых проблемах типизации функций органов исполнительной власти, не разрешенных в ходе административной реформы
63
правовых актов, заключению договоров, а также совершению иных действий по обеспечению исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.
Предлагаемые перечни типизированных административно-правовых задач и функций целесообразно, реализуя ч. «г» ст. 71 Конституции РФ, закрепить в федеральном законе «О системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации», который станет логическим завершением, венцом проведенной административной реформы.
1. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М., 2000.
2. Словарь административного права / кол. авт. — М., 1999.
3. Административное право России / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. — М., 2004.
4. Старилов Ю. Н. Административное право : в 2 ч. — Воронеж, 2001. — Ч. 2. Кн. 1 : Субъекты. Органы управления. Государственная служба.
5. Бахрах Д. Н. Административное право России. — М., 2000.
6. Конин Н. М. Административное право России. — М., 2008.
7. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. — М., 1998.
БИБЛИОГРАФИЯ
ч
□ р
б
"0 И
И Ч
л □
НАУКИ