Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ТРУД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ТРУДОВАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / ПРАВА РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапронова Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются основы регулирования труда несовершеннолетних в нормах международного и российского права. Выявляются особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет в нормах российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS OF MINOR CHILDREN

This paper examines the fundamentals of regulation of child labor standards in international and Russian law. The peculiarities of regulation of labor of workers under the age of eighteen in the norms of Russian legislation are found out. Keywords: juvenile, juvenile labor, labor legal personality, employment, job quotas, children's rights.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 349.2

Наталья Алексеевна Сапронова, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин и прав человека Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат юридических наук

В статье рассматриваются основы регулирования труда несовершеннолетних в нормах международного и российского права. Выявляются особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет в нормах российского законодательства.

Ключевые слова: несовершеннолетний, труд несовершеннолетних, трудовая правосубъектность, занятость, квотирование рабочих мест, права ребенка.

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ABOUT SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS OF MINOR CHILDREN

Одной из важнейших проблем современного общества является использование труда несовершеннолетних. Законодательное закрепление особого отношения общества к подрастающему поколению - тенденция, характеризующая многие страны мира. Прежде чем рассматривать правовое регулирование труда несовершеннолетних, считаем необходимым остановиться на понятии «несовершеннолетний», так как оно не является в настоящее время единственно определенным и закрепленным в законодательстве Российской Федерации.

Общеюридическое понятие «несовершеннолетний» - это тот, кто не достиг определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т.е. возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности1. Однако возраст несовершеннолетия не является универсальным для всех стран мира. Более того, часто используются термины «ребенок», «дети», «подросток» и др.

Так, Конвенция о правах ребенка разъясняет, что «ребенком является человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее»2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»3 использует аналогичное понятие и указывает, что «ребенок -

это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)». Согласно Федеральному закону «О гражданстве РФ»4 и Семейному кодексу РФ5, «ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет (совершеннолетия)». Согласно ст. 87 Уголовного кодекса РФ6, «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». Следует отметить, что действительно в различных отраслях российского права используются разные подходы к определению понятия несовершеннолетнего, однако это лишний раз подтверждает наличие особенностей правового статуса данной возрастной группы населения. Как представляется, понятие «несовершеннолетний» должно включать лиц до достижения возраста наступления гражданской дееспособности в полном объеме (восемнадцати лет), обладающих правами, свободами и обязанностями, дополненные особыми условиями по их обеспечению государством. Таким образом, включив в законы понятие несовершеннолетнего, законодатели создали особую демографическую группу людей, носящих специфические права и обязанности, что требует повышенной правовой защиты несовершеннолетних, обусловленной психофизиологическими и социальными качествами их личности. Такая защита, предусмотренная в законах, считается неотъемлемым при-

знаком юридического понятия несовершеннолетнего.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 г. Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и в 1990 г. ратифицирована нашим государством. Подписав международный договор, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции и обязанность реализовать положения Конвенции в национальных нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности, в том числе в сфере защиты ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному и моральному развитию. Безусловно, и в Конституции РФ, и в других федеральных законах нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако процесс приведения национального законодательства в соответствие с нормами и принципами международного права и международными договорами Российской Федерации не завершен и требует дополнительного анализа с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере труда.

Основанием возникновения трудовых отношений является заключение трудового договора, в том числе и лиц, не достигших возраста восемнадцати лет. Деятельность работников, заключивших трудовой договор, регулируется трудовым законодательством, которое применительно к несовершеннолетним относится по-особому, в частности, посвящает главу 42 Трудового кодекса Российской Федерации7 (далее Трудовой кодекс) особенностям регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет. В том числе это находит отражение при определении трудовой правоспособности лица, под которой понимается его способность быть участником трудовых правоотношений, т.е. носителем трудовых прав и обязанностей.

Одной из проблем, как отмечают исследователи8, нуждающихся в разрешении, является установление предельного возраста, с которого возможен труд несовершеннолетнего. Согласно ст. 63 Трудового кодекса заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. Вместе с тем данная норма предусматривает три исключения.

1. Допускается возможность заключения трудового договора с лицами, достигшими пятнадцати лет при соблюдении следующих условий:

а) лицо должно получить общее образование или получать общее образование;

б) может наниматься только для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью.

2. Также допускается возможность заключения трудового договора и с лицом, достигшим возраста четырнадцати лет, при соблюдении следующих условий:

а) необходимо согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства;

б) лицо должно получать общее образование;

в) работа должна выполняться в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы;

г) может наниматься только для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью.

3. Допускается возможность заключения трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет при соблюдении следующих условий:

а) для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, т.е. перечень организаций работодателя, в которых возможно заключение трудового договора с несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет, является исчерпывающим;

б) работа не должна причинять ущерба здоровью и нравственному развитию несовершеннолетнего;

в) необходимо согласие одного из родителей (опекуна) и разрешение органа опеки и попечительства. Трудовой договор от имени несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, работника подписывается его родителем (опекуном).

Можем констатировать, что минимальный возраст для приема на работу несовершеннолетних российским трудовым законодателем вообще не установлен. Вместе с тем Россия, подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию государственной политики в сфере защиты детей от экономической и другой эксплуатации.

Вопросам ограничения минимального возраста, с которого допускается прием на работу, посвящены многие международные документы, такие как Конвенция Международной организации труда (далее МОТ) №7 «Об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море»9; Конвенция МОТ №10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве»10; Конвенция МОТ №33 «О возрасте приема детей на непромышленные работы»11; Конвенция МОТ №123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках»12. Особое значение имеет Конвенция МОТ №138, именуемая Конвенцией 1973 г. о минимальном возрасте: в силу объединяющего характера13, которая 26 июня приняла общий акт с целью достижения полного упразднения детского труда. Данная Конвенция в статье 1 обязывает каждое государство, для которого настоящая Конвенция находится в силе, осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение мини-

мального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет.

Согласно Конституции Российской Федерации14, получение основного общего образования является обязанностью каждого гражданина (ст. 43). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»15 указывает, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования (ст. 44). Однако ст. 43 указанного закона предусматривает, что по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, «за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства». Одновременно статья 66 указанного закона также дает право обучающемуся до получения основного общего образования достигшему возраста пятнадцати лет оставить общеобразовательную организацию при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления,

!!К

1

1/1

Г«

осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

Таким образом, правовая возможность отчисления несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет, но не получившего основного общего образования, в целом, согласуется с нормами международного права, в соответствии с которыми «минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет». Отметим, что правовая регламентация ч. 2 ст. 63 Трудового кодекса дает право на заключение трудового договора только тем пятнадцатилетним, которые получили общее образование или получают общее образование, т.е. в случае отчисления пятнадцатилетнего несовершеннолетнего, не получившего основного общего образования, из образовательной организации, права на заключение трудового договора у него не возникает. В этой связи считаем необходимым дополнить ч. 2 ст. 63 Трудового кодекса установив в ней возможность заключения трудового договора и с лицами, отчисленными из образовательной организации и оставившими образовательную организацию и достигшие возраста пятнадцати лет.

Вместе с тем Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»16 предусматривает дополнительные гарантии реализации трудовых прав несовершеннолетних. В частности, работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при квотировании рабочих мест для трудоустройства и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации (ст. 11). Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»17 предусматривает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, к числу которых относит установление квоты для приема на работу инвалидов (ст. 13), однако несовершеннолетние не отнесены данным законом к категории лиц, для которых устанавливается квота при приеме на работу. Наряду с этим в некоторых субъектах Российской Федерации принимаются законы о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних.

В Алтайском крае на законодательном уровне не предусмотрено обязательное квотирование рабочих мест для приема на работу несовершеннолетних. В этой связи представляется целесообразным в Федеральном законе «О занятости населения в РФ» закрепить норму, предусматривающую обязательное квотирование рабочих мест для несовершеннолетних.

Не вполне обоснованным представляется и закрепление в частях 3 и 4 ст. 63 Трудового кодекса получение согласия и разрешения органа опеки и попечительства на заключение трудового договора с лицами, достигшими четырнадцати лет, а также с лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста. В этой связи необходимо отметить, что одной из задач органов опеки и попечительства согласно ст. 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»18 является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством. При этом указывается, что опека - это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство - это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Гражданский кодекс Российской Федерации19 в ст. 31 прямо указывает, что опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Таким образом, опека и попечительство - это институт, направленный на защиту прав и интересов несовершеннолетних, оказание несовершеннолетним подопечным содействия в осуществлении прав и исполнении обязанностей тех несовершеннолетних, которые по разным причинам остались без попечения родителей. Думается, излишне распространять на данный орган дополнительные обязанности в отношении предоставления согласия или разрешения всем несовершеннолетним (а не только несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей) на заключение трудового договора. Предполагается, что работники органа опеки и попечительства должны в полной мере владеть знаниями в сфере регулирования трудовых отношений, в случае если этого нет, то не исключается возможность получения разрешение органа опеки и попечительства на условия труда, оказывающие негативное воздействие на детский организм.

Вместе с тем Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» при решении вопросов отчисления несовершеннолетнего из образовательной организации и последующего решения вопроса о его трудоустройстве, указывает на необходимость получения согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Трудовой кодекс (ст. 269) также указывает на необходимость получения согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при решении вопроса о расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-20

летних» закрепил систему органов и учреждений, деятельность которых направлена: во-первых, на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; во-вторых, на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. В систему профилактики входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере

83

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции) (ст. 4). Как отмечается в ст. 11 указанного закона, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации21.

Следовательно, анализ законодательства позволяет говорить, что органом, который может дать разрешение на заключение трудового договора с несовершеннолетним, указанной возраст-

ной группы, должна быть комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В этой связи необходимо данное положение закрепить в частях 3, 4 ст. 63 Трудового кодекса, исключив из текста орган опеки и попечительства.

Таким образом, приведение национального трудового законодательства в соответствие с международными нормами и принципами и международными договорами Российской Федерации будет способствовать искоренению детского труда, защите трудовых прав несовершеннолетних.

1 Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. М., 2001. С. 7.

2 Конвенция о правах ребенка // Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 1998. С. 306-322. Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.

3 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3802.

4 О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №22. Ст. 2031.

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №1. Ст. 16.

6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

7 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 3.

8 Заряев А.В., Малков В.Д. Ювенальное право: учебник для ВУЗов. [Электронный ресурс]. URL: http://dejurelib.com/index. php/uvenalnoe-pr-mn/63-biblioteka-yuve-nalnoe-pravo/834-yuvenalnoe-pravo-ucheb-nik-zaryaev-av-malkov-vd-2005-320s

9 Конвенция Международной Организации Труда (далее МОТ) №7 «Об определении минимального возраста для

допуска детей на работу в море» (Генуя, 15.06.1020).

10 Конвенция МОТ №10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (Женева, 25.10.1921).

11 Конвенция МОТ №33 «О возрасте приема детей на непромышленные работы» (Женева, 30.04.1932).

12 Конвенция МОТ №123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (Женева, 22.06.1965).

13 Конвенция МОТ №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (Женева, 26.06.1973). СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума ВС СССР от 05.03.1979 № 8955-1х). Ратификационная грамота депонирована Генеральному директору Международного бюро труда 03.05.1979.

14 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. №15. Ст. 1691.

15 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

16 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

17 О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1. // Собрание законодательства РФ. 1996. №17. Ст. 1915.

18 Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ / / Собрание законодательства РФ. 2008. №17. Ст. 1755.

19 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

20 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 3177.

21 Там же.

Natalya Alekseevna Sapronova, Associate Professor of the Department of Civil Disciplines and Human rights of the Altai branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Juridical Sciences

This paper examines the fundamentals of regulation of child labor standards in international and Russian law. The peculiarities of regulation of labor of workers under the age of eighteen in the norms of Russian legislation are found out. Keywords: juvenile, juvenile labor, labor legal personality, employment, job quotas, children's rights.

II«

L

i/I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.