Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДЕТЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДЕТЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1281
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТРУД / CHILD'S LABOUR / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / INTERNATIONAL NORMS ABOUT A LABOUR OF CHILDREN AND TEENAGERS PROTECTION / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ТРУДОВОЙ КОДЕКС / LABOUR CODE / LEGAL ADJUSTING OF LABOUR MINOR / LEGAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиева З.А.

В статье рассматривается проблема охраны труда детей и несовершеннолетних, ее законодательное регулирование в современной России. Даются рекомендации по совершенствованию законодательства в области охраны детского труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE ADJUSTING OF LABOUR OF CHILDREN AND MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the problem of children's labour protection and minors are examined, its legislative regulation in modern Russia. The recommendations on perfection of legislation in area of children's labour protection

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДЕТЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 349.2

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДЕТЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алиева З.А., доцент кафедры трудового права и основ правоведения Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук

E-mail: aza05@yandex.ru

В статье рассматривается проблема охраны труда детей и несовершеннолетних, ее законодательное регулирование в современной России. Даются рекомендации по совершенствованию законодательства в области охраны детского труда.

Ключевые слова: детский труд, законодательство, правовое регулирование труда несовершеннолетних, международные нормы об охране труда детей и подростков, правовые средства, Трудовой кодекс.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE ADJUSTING OF LABOUR OF CHILDREN AND MINORS IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Алиева З.А., Associate Professor of the Department of Labour Law and the Basics of Law at Dagestan State University, Candidate of Law

In the article the problem of children's labour protection and minors are examined, its legislative regulation in modern Russia. The recommendations on perfection of legislation in area of children's labour protection.

Key words: child's labour, legislation, legal adjusting of labour minor, international norms about a labour of children and teenagers protection, legal facilities, Labour code.

Вопрос о защите прав несовершеннолетних до сих пор является одним из основных направлений развития трудового законодательства и в Российской Федерации, и за рубежом. Масштабы детского труда практически невозможно измерить. Недаром в Европейскую социальную хартию 1961 года включена статья 7 "Право детей на защиту", предусматривающая особое положение детей и несовершеннолетних в области трудовых отношений.

Рассмотрению вопросов, касающихся прав несовершеннолетних, уделяют огромное внимание практически все государства мира, Организация Объединенных Наций (ООН) и множество специализированных учреждений системы ООН. Среди этих специализированных учреждений особо выделяется Международная организация труда (МОТ). Высшим органом МОТ — ежегодной Генеральной конференцией разрабатываются и принимаются конвенции и рекомендации по различным аспектам социальных и экономических прав, в том числе по вопросам разработки и принятия международных норм об охране труда детей и подростков. Согласно ст. 8, 24 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» никто не имеет права принуждать несовершенно-

летнего к принудительному ил обязательному труду, и всякий ребенок без всякой дискриминации имеет право на защиту со стороны семьи, общества и государства. Российское законодательство, в том числе связанное с трудоустройством несовершеннолетнего, не должно противоречить данному Международному пакту [1, с. 49] . Следует также подчеркнуть, что Россия должна регулярно представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные доклады о положении с правами ребенка в Российской Федерации [2, с. 55] .

Актуальность вовлечения несовершеннолетних в трудовой процесс, связанность его с правовым регулированием в современном обществе бесспорна. В данном случае немаловажное значение имеет следующий правовой аспект: правильное использование детского труда даст возможность использовать трудовой потенциал детей без наступления негативных последствий для их здоровья. Другими словами, наделение трудовыми правами несовершеннолетних должно иметь под собой некие юридические гарантии - те льготы, те законодательные запреты, которые позволили бы обезопасить данную категорию работников от многих проблем: давления со стороны работодателя,

уменьшения личного времени и эксплуатации на тяжелых работах [3] .

Надо сказать, что еще во 2-й половине XIX в. в России в связи с ее переходом на капиталистический путь развития, широким распространением машинного производства, использовавшего наемную рабочую силу, возникли проблемы социального, экономического, юридического, политического плана, т.е. формирования рабочего класса, найма рабочих, положения и роли рабочих в капиталистическом производстве, отношения государства и предпринимателей к ним, охраны их труда и т.д. Одной из основных проблем была проблема законодательного регулирования детского труда, обеспечение приемлемых условий на промышленных предприятиях, а также деятельности фабричной инспекции по надзору за исполнением законов по охране труда детей. В это время был принят ряд законов, регулировавших труд несовершеннолетних и детей (законы от 1 июня 1882 г «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах»; от 5 июня 1884 г. «О взысканиях за нарушения постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках и в ремесленных заведениях» и

др.) [4, с. 3].

На нынешнем этапе развития перед страной стоят во многом схожие проблемы. Реформы в экономической и социальной жизни нашей страны, которые были проведены в России в ХХ—ХХ1 вв., вызвали значительные изменения во всех сферах российского общества, в особенности в характере трудовых отношений. Из-за снятия всяческих запретов на предпринимательскую деятельность работодателями стали многие частные физические и юридические лица, не подведомственные ни государству, ни его органам. Одновременно с активизацией рынка труда, произошло еще большее расслоение общества, участились случаи нарушений трудовых прав граждан, в особенности несовершеннолетних. В частности, вновь распространенным явлением стало нарушение условий охраны труда несовершеннолетних. Также надо сказать, что труд несовершеннолетних используется недостаточно активно. Это происходит, в том числе, по причине сложности законодательного регулирования процедуры найма на работу несовершеннолетних, большого количества ограничений при их трудоустройстве, коррупционной составляющей контролирующих государственных органов и пр. [5, с. 48]. Все это потребовало новых подходов к нормативно-правовому регулированию трудовых отношений.

Российское законодательство осуществляет правовое регулирование положения работников в возрасте до 18 лет в Конституции Российской Федерации 1993 г., в Трудовом кодексе РФ, в Гражданском кодексе РФ, в Семейном кодексе РФ, Кодексе об Административных правонарушениях РФ и в ряде федеральных законов и нормативно-правовых актов РФ, которые носят комплексный характер, где в той или иной степени определяется положение работников в возрасте до 18 лет. Осно-

вы правового статуса личности в целом и ребенка, в частности, в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции РФ 1993 г. и других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов [6, с. 72].

Надо сказать, что с принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации [7] произошло упорядочение правового регулирования труда несовершеннолетних работников. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет предусмотрены гл. 24 ТК РФ (гл. 42), иными федеральными законами, коллективными договорами, соглашениями. Процедура трудоустройства предусмотрена статьями 63, 94, 242, 265-272 Трудового кодекса РФ, а также Законом РФ №1032-1 от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ», приказом от 12 апреля 2011 г. №302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др. нормативными актами. Однако этим не были решены все проблемы. В частности, необходимо уточнить юридические нормы о наделении особым трудоправовым статусом несовершеннолетних, которые получили профессиональную подготовку, а также тех, которые не имеют профессиональной подготовки. Как известно, сегодня на рынке труда даже квалифицированные специалисты не могут реализовать право на труд в соответствии со своей квалификацией и знаниями. Поэтому трудоустройство молодых людей, особенно не достигших 18 лет, является весьма острой проблемой. Так, в соответствии с п. 2 статьи 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 г. №1032-1 [8] несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории лиц, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в трудоустройстве. Для этих лиц государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости. Согласно статье 9 «Дополнительные гарантии права на труд» Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливаются соответствующие гарантии трудовых прав работников в возрасте до 18 лет [9].

Однако представляется, что регулирование трудоустройства несовершеннолетних усложнено множеством правовых документов. Так, по мнению В. Алистархова, разобраться в тонкостях таких документов работодатель не может без помощи квалифицированного юриста. Проблемой также является коррупция и репрессивный характер российских контролирующих контролирующих органов, т.е. при нарушении законодательства в области охраны труда несовершеннолетних, контролирующие органы в первую очередь стремятся наказать работодателя [10, с. 50]. К тому же, помимо выплаты вознаграждения за труд, работодатель должен нести и другие материальные расходы в связи с официальным приемом на работу несовершеннолетнего. Например, согласно ст. 266 ТК РФ, обязательным условием при приеме на работу несовершеннолетнего является прохождение медицинского

осмотра, и бремя расходов за осмотр возложено на работодателя. Для работодателя может быть неудобным, а в какой-то степени и рискованным, соблюдение требования ст. 269 Трудового кодекса РФ о том, что расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником возможно только с согласия инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних. Все это представляет угрозу для работодателя в связи с трудоустройством несовершеннолетнего и вызывает у него нежелание взять его на работу.

С целью исправления ситуации имеет смысл в качестве одной из главных задач, которые необходимо решить при трудоустройстве несовершеннолетнего, изменить подход контролирующих государственных органов, т. е. обязать их консультировать работодателей по вопросам трудоустройства несовершеннолетних и помогать им наладить этот процесс.

С учетом международно-правовых актов в России, в соответствии со статьей 11 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" закона № 124-ФЗ [11], ребенку до 18 лет гарантированы вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск, льготы, ежегодный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест для трудоустройства и другие льготы [12, с. 49] . Согласно ст. 7 Закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти ее субъектов, должностные лица этих органов в соответствии со своей компетенцией должны содействовать ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, учитывая его возраст и в пределах установленного российским законодательством объема дееспособности ребенка путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведения методической, информационной с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ, а также путем поощрения исполнения им обязанностей, поддержки практики правоприменения в сфере защиты прав и законных интересов детей.

В силу того, что несовершеннолетние находятся под особой защитой трудового законодательства РФ, рассмотрим содержание охраны труда несовершеннолетних, которое включает ряд специальных правовых мероприятий, установленных трудовым законодательством, а именно: запрещается применять труд несовершеннолетних на следующих работах: а) с вредными и (или) опасными условиями труда; б) подземных работах; в) в игорном бизнесе, в ночных кабаре, клубах; г) в перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями и др.; д) работе, выполняемой вахтовым методом. Перечнем для лиц до 18 лет запрещено более 400 видов тяжелых, вредных и опасных работ независимо от форм собственности и организационно-правовой формы производства, включая деятельность работодателя юридического лица. Запрещаются переноска и передвижение несовер-

шеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Нормы предельно допустимых нагрузок лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются постановлением Минтруда России № 7 от 07.04.1999 г. (Бюллетень Минтруда России. 1999. №7). Данные нормы учитывают характер работы, показатели тяжести труда, предельно допустимую массу груза в кг для юношей и девушек [13] .

Подчеркнем, что в силу особенностей физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития несовершеннолетние, особенно малолетние дети, нуждаются в дополнительных гарантиях соблюдения своих прав и законных интересов. Так, согласно ч. 4 статьи 63 ТК РФ малолетние дети без указания минимального возраста наделяются ограниченной трудовой дееспособностью. Это представляется необоснованным. Думается, что данный пробел следует восполнить установлением конкретного минимального начального возраста, с которого молодой человек может начинать работать в театрально-концертных организациях, цирках, кинематографии и пр.

В связи с тем, что несовершеннолетние лица в возрасте до 16 лет имеют право вступления в трудовые правоотношения и заключения трудового договора лишь с согласия одного из родителей или опекуна, или органа опеки и попечительства, мы согласны с А.В. Буяновой, которая предлагает при изменении трудового договора с несовершеннолетним лицом в соответствии со статьями 72—75 ТК РФ получать согласие не только самого несовершеннолетнего, но и одного из его родителей или опекунов, а также органа опеки и попечительства (в письменной форме, кроме случаев производственной необходимости), предусмотреть обязанность работодателя проинформировать этих лиц о том, что несовершеннолетним работником было подано заявление об увольнении или о достигнутом с ним соглашении, а также направлять им копию приказа об увольнении [14, с. 4].

Анализируя статью 265 Трудового кодекса Российской Федерации, где даны правовые нормы по защите детей и несовершеннолетних от условий труда, оказывающих на детей вредное нравственное воздействие, можно сказать, что они не отвечают современному уровню развития их трудовых правоотношений. К тому же перечисленный в данной статье перечень работ, которые могут причинить вред нравственному развитию несовершеннолетнего, не является исчерпывающим. Как представляется, после принятия нового Трудового кодекса РФ в системе трудового законодательства России сформировался относительно самостоятельный институт, который можно назвать «труд несовершеннолетних», включивший в себя нормы гл. 42 ТК РФ и нормы текущего законодательства. Поэтому, как нам кажется, есть необходимость принятия специального федерального закона «О труде работников в возрасте до 18 лет», который восполнит пробелы в правовом регулировании тру-

да несовершеннолетних граждан, тем самым завершая формирование данного института [15, с. 4] .

Развивая тему гарантированности прав и интересов несовершеннолетних, можно привести следующий пример. Что касается возраста, с которого разрешается заключение трудового договора с несовершеннолетними работниками, то по общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Этот возрастной предел - гарантия охраны здоровья подростков. В порядке исключения, при соблюдении условий, установленных в ТК РФ (ст. 63), трудовые договоры могут заключаться с лицами, не достигшими 16 лет. Также трудовой договор вправе заключать и лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, если они: получили общее образование; продолжают освоение основной общеобразовательной программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения; оставили в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. С согласия одного из родителей или попечителя, или органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся 14-летнего возраста (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). Ограничение для работы 14-летних заключается в следующем: трудовой договор с ними может быть заключен только для выполнения легкого труда в свободное от учебы время, чтобы не нарушать учебный процесс. Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность заключения трудового договора и с лицами моложе 14 лет (ч. 4 ст. 63 ТК РФ). Обязательными условиями для заключения такого договора являются согласие одного из родителей или опекуна и разрешение органа опеки и попечительства. В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права, согласно статье 362 ТК РФ, несут руководители и иные должностные лица организаций в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Данный подход законодателя к регулированию вопроса о вступлении в трудовые правоотношения лиц, не достигших 16-ти лет, обуславливается специфическими обстоятельствами, а также стремлением оградить их от излишней эксплуатации. Но такой подход, как представляется, не соответствует положениям гражданского законодательства, в частности, статей 26, 27 Гражданского кодекса РФ, которое наделяет несовершеннолетних лиц в возрасте от 14-ти до 18-ти лет частичной гражданской дееспособностью, а лиц, достигших 16-ти лет, - полной дееспособностью, если они работают по трудовому договору.

Проанализировав действующее трудовое законодательство, мы пришли к выводу о том, что российским трудовым законодательством не предусматриваются специфические особенности порядка прекращения трудового договора с несо-

вершеннолетним лицом по сравнению со взрослым при проявлении инициативы работника или по соглашению между ним и работодателем. Думается, что из-за такого упущения создаются условия для нарушения их трудовых прав. Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день законодательство содержит не так уж много норм, позволяющих привлечь к дисциплинарной ответственности работодателя именно за нарушение прав несовершеннолетних. В частности, глава 42 Трудового кодекса Российской Федерации "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" содержит нормы, за несоблюдение которых работодатель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности [16] .

Что касается Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации, то здесь дело обстоит не лучше. В республике был принят ряд законов, охраняющих права детей и несовершеннолетних. В частности, Закон Республики Дагестан от 15.12.1998 г. №24 «О защите прав ребенка в Республике Дагестан» [17], Закон Республики Дагестан от 12 февраля 2013 года №4 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Дагестан" (полномочиями которой, в числе прочих, является участие в разработке проектов нормативных правовых актов и программ по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий их жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики) [18] и ряд других. Однако, как нам кажется, этого явно недостаточно. Представляется необходимым принятие специального закона Республики Дагестан «Об охране трудовых прав детей и несовершеннолетних в Республике Дагестан» для того, чтобы восполнить пробел в правовом регулировании труда несовершеннолетних. На практике права несовершеннолетних лиц, в том числе по охране их труда, и права детей малолетнего возраста рядом должностных лиц регулярно нарушаются. К примеру, органами Рострудинспекции РФ по РД выявлено, что ненадлежащим образом организована работа по контролю за исполнением законодательства РФ по охране труда несовершеннолетних. Особую тревогу в этом направлении вызывает применение труда несовершеннолетних на автозаправочных станциях, автомойках и в других сферах [19]. Наиболее распространенными нарушениями законодательства об охране труда на частных предприятиях являются: невключение в коллективные договоры обязательства работодателей по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе молодежи (ст. 41 ТК РФ); непроведение ознакомления работников с требованиями охраны труда (п. 20 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях (ст. 226 ТК РФ); нарушение требований закона о запрещении переноски и передвижения работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих уста-

новленные для них предельные нормы (ч. 2 ст. 265 ТК РФ).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, несмотря на свою немногочисленность, конвенции МОТ в целом служат охране детского труда, устанавливая основные права и гарантии несовершеннолетних в области труда. Но неоспоримым является тот факт, что многие положения нуждаются в доработке либо требуют дополнительной регламентации.

Многообразие источников трудового права, взаимное существование норм, принятых десятилетие назад и вступивших в силу в последние годы, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко усложненных и противоречивых, неразработанность механизмов реализации принятых правовых актов — все это затрудняет осуществление механизма защиты трудовых прав несовершеннолетних.

Существующая Программа "Дети России", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №172 "О федеральной целевой программе "Дети — России" на 2007—2010 годы" [20], к сожалению, не предусматривает графу расходов на создание безопасных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для несовершеннолетних. Наверное, необходимо разработать на федеральном уровне, а также и на уровне субъекта РФ программу, предусматривающую все проблемы труда несовершеннолетних с установлением жесточайшего контроля за соблюдением всех нормативных актов, касающихся этой проблемы.

Представляется правильным внесение изменений в статью 269 ТК РФ с целью исключения злоупотреблений со стороны инспекции труда и комиссии по правам несовершеннолетних при увольнении несовершеннолетних работников.

Литература

1. Алистархов В. Труд несовершеннолетних в Российской Федерации // Трудовое право. 2013. №11.

2. Алиева З.А. Проблема законодательной защиты прав ребенка в современной России // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 1.

3. Корнилова А.В. Некоторые аспекты представительства и защиты прав несовершеннолетних работников в РФ // Гуманитарные научные исследования. 2013. №2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2347 (дата обращения: 31.07.2014).

4. Смоленская О.А. Фабричная инспекция и ее деятельность по охране труда детей и женщин в 1882—1905 гг. (на материалах Курской и Воронежской губерний): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2007.

5. Алистархов В. Указ. соч.

6. Рузаева Е.М. Российское трудовое законодательство в области правового регулирования труда лиц до восемнадцати лет // Вопросы российского и международного права. 2011. № 3.

7 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ: в ред. от 28 июня 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О занятости населения в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 19 апр. 1991 г. № 1032-1: в ред. от 2 июля 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1996 г. № 159-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Алистархов В. Указ. соч.

11. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Алистархов В. Указ. соч.

13. Чернышева Л. Детский труд. Международное и российское законодательство о правовом регулировании труда несовершеннолетних // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. №7. URL: http://hr-portal.ru/article/detskiy-trud-mezhdunarodnoe-i-rossiyskoe-zakonodatelstvo-o-pravovom-regulirovanii-truda?page=0 (дата обращения: 16.10.2014).

14. Буянова А.В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

15. Буянова А.В. Указ. соч.

16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ: в ред. от 28 июня 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. О защите прав ребенка в Республике Дагестан: закон Республики Дагестан от 15.12.1998 г. №24: в ред. от 19 марта 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Дагестан: закон Республики Дагестан от 12 февраля 2013 года №4. URL: http://www.rg.ru/2013/02/25/dagestan-zakon4-reg-dok.html (дата обращения: 16.10.2014).

19. Мурзаева Д.Г. Детерминанты нарушений правил охраны труда в Республике Дагестан // Проблемы противодействия преступности на Северном Кавказе: сб. тр. молодых ученых. Махачкала, 2005.

20. Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007—2010 годы, 15.02.2007. URL: http://lib2.podelise.ru/docs /15973/index-15944-15.html (дата обращения: 09.10.2014).

Поступила в редакцию 23 октября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.