УДК 34 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10008
ББК 67 © С.Ю. Андрейцо, Е.Н. Хазов, 2018
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ НАРУШЕНИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ И ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ В РОССИИ
Сергей Юрьевич Андрейцо, профессор кафедры конституционного и международного права, кандидат юридических наук, доцент
Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: [email protected]
Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается ряд проблем незаконной миграции в России, противодействия преступлениям, совершаемым иностранными гражданами и в отношении них, а также риски связанные с проблемой торговли людьми. Ключевые слова: незаконная миграция, торговля людьми.
ABOUT SOME PROBLEMS OF VIOLATION OF THE MIGRATION LEGISLATION: ILLEGAL MIGRATION AND HUMAN TRAFFICKING IN RUSSIA
Sergey Yu. Andreytso, professor of department of the constitutional and international law, candidate of legal sciences, associate professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1) E-mail: [email protected]
Evgeny N. Khazov, professor of department of the constitutional and municipal right, doctor of legal sciences, professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. In article a number of problems of illegal migration in Russia, counteractions of the crimes committed by foreign citizens and concerning them and also the risks connected with a human trafficking problem is considered. Keywords: illegal migration, human trafficking.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. О некоторых проблемах нарушения миграционного законодательства: незаконная миграция и торговля людьми в России. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):47-52.
Сегодня возрастают риски в части ухудшения межнациональных отношений, проявлений экстремизма, дискриминации. Языковой барьер, материальная неустроенность, новая, совершенно незнакомая культура, отсутствие плотных коммуникаций затрудняют быстрое налаживание диалога между мигрантами и местным населением. Существуют и устойчивые религиозные и культурные стереотипы в восприятии мигрантов. Выступая на коллегии МВД в 2018 г. министр В.А. Колокольцев отметил, что Дополнительные усилия были направлены на противодействие незаконной миграции. В прошлом (2017) году полицейскими выявлено свыше 775 тыс. нарушений в данной сфере. Только при проведении специальной опе-
рации «Нелегал» их задокументировано свыше 126 тыс. За пределы страны выдворено и депортировано почти 69 тыс. иностранных граждан, более 190 тыс. установлен запрет на въезд. Возбуждено 1200 уголовных дел, связанных с организацией незаконной миграции, и почти 32 тыс. — по фактам фиктивной постановки иностранцев на учет. Принятые меры способствовали значительному сокращению числа лиц, нелегально находящихся в нашей стране1.
Сегодня все больше мигрантов приобретают законные основания для пребывания в России. Растет
1 Колокольцев В.А. Выступление на коллегии МВД в 2018 г. // URL: https://мвд.рф/document/3172398/
количество тех, кто получил вид на жительство или разрешение на временное проживание. Сформировались целые сферы мигрантской занятости. Это уборка дворов и улиц, городской транспорт, укладка асфальта, строительство, работа на конвейерах — те работы, куда не идут местные жители2.
В то же время, работодатели не выполняют зачастую возложенные на них обязанности по исполнению миграционного законодательства. Работающие мигранты, как правило, могут указать на непосредственного начальника (прораба, начальника смены и т.п.), но не знают, в какой организации они работают и кто является ее руководителем3.
Российская Федерация является многонациональным государством. Ее территория соседствует с бывшими республиками Советского Союза, население которых имеет прочные родственные или дружественные связи с гражданами Российской Федерации. Активно действуют национальные диаспоры. Эти обстоятельства способствуют процессу миграции. Значительная по размеру территория государства, развитость транспортных линий обусловливают интенсивность миграционных процессов4.
Следует отметить, что в России высок спрос на труд низкооплачиваемых наемных работников, а это, в свою очередь, вызывает увеличение потока мигрантов из стран с менее развитой экономикой.
Обращаясь к зарубежному опыту приведем в пример Испанию5. Незаконное пребывание на территории Испании относится к серьезным правонарушениям. Незаконным пребыванием считается проживание в стране без действующей визы, нарушение порядка въезда и выезда из страны, отсутствие вида на жительство и разрешения на работу. Во всех этих случаях лицо, нарушившее закон, может быть депортировано либо оштрафовано. Как правило, последняя мера воздействия не применяется. Помимо незаконных иммигрантов, могут быть наказаны предприниматели, которые наняли их на работу, вплоть до закрытия фирмы, а также лица, которые способствовали нелегальному пересечению границы.
Далее обратимся и к российскому эксперименту по легализации трудовой миграции. Во исполнение решений Совета Безопасности Российской Федерации от 17 марта 2005 г. и поручения, изложенного в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 г.6, МВД России совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти было поручено на основе изучения международного опыта и анализа миграционной ситуации в стране внести предложения о целесообразности проведения мероприятий по легализации отдельных категорий иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации с неоформленным правовым (иммиграционным) статусом7.
В ряде работ рассматривается опыт СНГ8. Европейские государства, в том числе и указанные, вынуждены на современном этапе противодействовать мощным потокам иммигрантов. Речь идет о создании эффективной «системы интегрированной безопасности».
В целях поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности государства, защиты интересов граждан Российской Федерации, создания для иностранных граждан благоприятных условий в период пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации. Конституцией РФ9 и нормативными правовыми актами определен ряд процедур и правил, обязательных для исполнения иностранными гражданами10, а также принимаю-
2 Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по противодействию дискриминации иностранных граждан в России // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 60-65.
3 Хазов Е.Н., Егоров С.А., Ларина Л.А. и др. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов: Учеб.-метод. пособие. М., 2017.
4 Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Современные тенденции реализации миграционной политики в России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 18-23.
5 Хорхе Фернандес Де Техада Вилаллонга. Структура незаконной иммиграции, ее развитие, легальный статус иностранных граждан — проблемы, возникшие с незаконной миграцией в Испании / Борьба с незаконной миграцией и статус иностранных граждан: Мат. междунар. семинара. М.: Московский университет МВД России, изд-во «Щит-М», 2006. С. 18, 19.
6 Эриашвили Н.Д., Миронова О. А., Хазов Е.Н. и др. Национальная безопасность. М., 2017.
7 Фролов А.М. Эксперимент по легализации некоторых категорий незаконных трудовых мигрантов / Борьба с незаконной миграцией и статус иностранных граждан: Мат. междунар. семинара. М.: Московский университет МВД России, изд-во «Щит-М», 2006. С. 30, 31.
8 Лимонов А.М., Прудникова Т.А Правовое регулирование трудовой миграции и социальной защиты трудовых мигрантов в государствах - участниках СНГ / Борьба с незаконной миграцией и статус иностранных граждан: Мат. междунар. семинара. М.: Московский университет МВД России, изд-во «Щит-М», 2006. С. 32-34.
9 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
10 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
щими их российскими и иностранными физическими и юридическими лицами11.
В целях повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции продолжается работа, направленная на совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации12.
Кроме того, незаконная миграция и возникающие в связи с этим явлением проблемы, вызывая все большую угрозу государственной и общественной безопасности России13, требуют комплексного решения в целях безопасного сосуществования людей и национального согласия.
Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на том, что различными компетентными органами Российской Федерации продолжается работа по повышению социальных гарантий, уровня защищенности и скорейшей социальной адаптации лиц, пострадавших от преступлений, в том числе от торговли людьми14.
И.А. Ларионов рассматривал криминалистически значимые особенности личности незаконного мигранта и гарантии соблюдения, охраны и защиты прав и законных интересов этих лиц в процессе расследования преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. Современные условия свидетельствуют15 об актуальности, достаточной распространенности и высокой латентности преступных деяний в сфере миграционного законодательства16. Реалии практической деятельности в сфере раскрытия и расследования организации незаконной миграции свидетельствуют о наличии комплекса проблем теоретического, методологического и практического характера, что побудило исследователей осуществить попытки создания специальной криминалистической методики расследования преступлений данной категории17.
Первые работы, посвященные криминалистическим вопросам раскрытия и расследования миграционных преступлений, характеризуются наличием разногласий по ряду аспектов, что требует систематизации полученных результатов и, по мере постепенного накопления эмпирической и теоретической базы, совершенствования данной частной криминалистической методики18.
Расследование преступлений с участием иностранных граждан сопряжено с определенными сложностями, поскольку, как правило, они совершаются
в замкнутой этнической криминальной среде19. В этой связи, при расследовании деятельности данных преступных сообществ, большое значение приобретает установление деловых контактов с представителями диаспор, с этническими общественными организациями, религиозными конфессиями, официальными представителями других государств20. Без налаживания таких деловых связей становится крайне затруднительным установить лиц, пострадавших от деятельности организованных этнических преступных группировок21, и ориентировать их на путь сотрудничества со следствием.
Всю преступность данной категории можно разделить на два вида: преступления в отношении мигрантов и преступления, совершаемые мигрантами.
11 Лучин В.О, Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». 9-е изд., пере-раб. и доп. М., 2018.
12 Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Егоров С.А. и др. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. М., 2017.
13 ЭриашвилиН.Д., Хазов Е.Н., ЧихладзеЛ.Т. и др. Основы национальной безопасности: Учебник. М., 2018.
14 Жестянников С.Г., Екимов И.В., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы и основные направления адаптации и интеграции трудовых мигрантов в российское общество (на примере опыта работы УФМС России по Вологодской области // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 172-175.
15 Ларионов И.А. Криминалистически значимые особенности личности незаконного мигранта и гарантии соблюдения, охраны и защиты прав и законных интересов этих лиц в процессе расследования преступлений, связанных с организацией незаконной миграции // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 4-2. С. 187-191.
16 Грибунов О.П., Лайкова Е.А. Влияние мигрантов на криминогенную обстановку и меры по противодействию преступлений, совершаемых иностранными гражданами (на примере Иркутской области) // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра: Сб. науч. трудов: Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2015.
17 ФролкинН.П., Козлов В.Ф. Сведения о личности преступника и членах организованной преступной группы, занимающихся организацией незаконной миграции как элементы криминалистической характеристики // Российская юстиция. 2009. № 12.
18 ГоловинА.Ю. Проблемы и пути совершенствования методик расследования отдельных видов преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. Вып. 3. Ч. II. С. 3-10.
19 Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В. и др. Криминальная среда. Понятие, генезис оперативно-разыскное воздействие / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015.
20 Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-разыскная характеристика // Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95-99.
21 Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С. и др. Оперативно-разыскная деятельность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». 3-е изд., перераб. и доп. М., 2017.
Среди преступлений, совершаемых в отношении иностранных граждан особо можно выделить преступления, связанные с торговлей людьми. Другим ярким свидетельством наращивания международных усилий на данном направлении стало принятие 8 ноября 2013 г. Третьим комитетом Генассамблеи ООН проекта очередной Резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми», основным лейтмотивом которой является налаживание глобального партнерства, координации и сотрудничества в борьбе с торговлей людьми, а также важность гуманитарной, юридической и финансовой помощи жертвам торговли людьми, в том числе через правительственные, межправительственные и неправительственные организации. Международные организации, в том числе Международная организация по миграции — МОМ, являясь активным участником этих процессов, всегда оказывала и продолжает оказывать всемерную поддержку налаживанию национальных и региональных механизмов координации борьбы с торговлей людьми и оказания помощи ее жертвам22.
Российская Федерация признает наличие глобальной, т.е. общемировой проблемы торговли людьми и предпринимает в целом адекватные меры по ее разрешению. Государством выполняются международно-правовые обязательства по имплемента-ции во внутреннее уголовное законодательство положений Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.23, Конвенции о правах ребенка 1989 г.24, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и дополнительных протоколов к ней25, Соглашения о Сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека 2005 г. и ряда других26.
В связи с утверждением 25 октября 2013 г. в г. Минске Программы сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2014—2018 гг. всем компетентным службам и ведомствам Российской Федерации предстоит немалая работа по выполнению и реализации поставленных в ней задач. Правоохранительными органами совместно с МИД России в целях укрепления взаимодействия, выявления проблем и повышения эффективности работы за последние шесть месяцев организован и проведен ряд мероприятий по данной проблема-
тике, в том числе международная научно-практическая конференция по борьбе с торговлей людьми (г. Санкт-Петербург), два семинара (г. Калининград), на которых были заслушаны доклады участников по рассматриваемой проблематике, а также обсуждены вопросы взаимодействия органов предварительного следствия и субъектов оперативно-разыскной деятельности при выявлении, расследовании и пресечении преступлений в указанной сфере.
По результатам подготовлены информационно-аналитические материалы к предстоящему в декабре заседанию межведомственной комиссии по борьбе с преступностью Совета Безопасности Российской Федерации. Правоохранительными органами России проводится работа по заключению межведомственных соглашений о сотрудничестве, в соответствии с которыми одним из направлений сотрудничества является и противодействие торговле людьми. Так, в 2013 г. только Следственным комитетом Российской Федерации подписаны соглашения о сотрудничестве с Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики, Следственным комитетом Республики Беларусь и Полицией Королевства Норвегия27.
Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет, МВД и ФСБ России на постоянной основе в рамках установленной компетенции участвуют в разработке и согласовании международных правовых актов по
22 Фролкин Н.П., Козлов В.Ф. Указ. соч.
23 Резолюция 317 (IV) Генеральной Ассамблеи ООН «Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (Вместе с «Заключительным протоколом») (Принята 2 декабря 1949 г. на 264-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблей ООН): Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 280-290.
24 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) Сведения о выполнении внутригосударственных процедур подготовлены по материалам сайта Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org
25 Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15 ноября 2000 г.). Данный документ вступил в силу с 29 сентября 2003 г. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с
25 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 40.
26 Хазов Е.Н., Жестянников С.Г. Государственно-правовое регулирование трудовой миграции в зарубежных странах. В сб.: Актуальные проблемы права и государства в XXI в.: Мат. IV Меж-дунар. науч.-практ. конф. В 5 ч. // Под общ. ред. Ф.Б. Мухамет-шина. 2012. С. 63, 64.
27 Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Иванцов С.В. и др. Организация деятельности полиции зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие. М., 2017.
вопросам сотрудничества в рассматриваемой сфере деятельности28. Теперь о национальном законодательстве, которое определяет торговлю людьми как уголовно-наказуемое деяние. Не будем цитировать Уголовный кодекс России, диспозицию, квалифицирующие признаки и предусмотренные санкции данной нормы; необходимо отметить, что с 2003 г. указанный состав претерпел изменения в сторону ужесточения ответственности за совершение данного преступления29.
Часть 1 ст. 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) предусматривает ответственность за куплю-продажу человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации, вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение.
К сожалению, цифры не отражают в полной мере картину преступности в сфере торговли людьми, так как уже говорилось количестве других, сопутствующих торговле людьми или связанных с ней, криминализированных в Российской Федерации деяний, выделить из общего числа которых таковые просто невозможно. За прошедшее время следственными органами Российской Федерации накоплен определенный успешный опыт расследования преступлений, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда.
Анализ сложившейся практики позволяет выделить три вида преступлений данной категории, характерных для России.
К первому относятся преступления, связанные с организацией и вовлечением в занятие проституцией. Данный вид противоправных деяний является наиболее распространенным. Необходимо отметить, что уголовные дела в указанной сфере в России расследуется как следователями Следственного комитета, так и следователями МВД. Надо сказать, что такие преступления типичны и для других государств, являющихся странами происхождения, транзита и назначения трафикинга. При этом выявляемые организованные группы, занимающиеся транснациональным и внутригосударственным транзитом людских ресурсов в целях их эксплуатации, не осуществляют крупномасштабную преступную деятельность и, как правило, количество установленных потерпевших не превышает несколько десятков человек.
Вместе с тем, в ходе расследования следователи сталкиваются с определенными трудностями. Так,
большинство потерпевших неохотно идет на контакт со следователем, категорически отказывается давать показания как об обстоятельствах преступлений, так и о лицах, их совершивших, опасаясь огласки подробностей их личной жизни. Кроме того, иногда отсутствуют полные сведения обо всех пострадавших девушках (имена и фамилии, места проживания и т.д.). В приграничных регионах Российской Федерации преступления указанной категории обычно носят транснациональный характер. Так, в производстве следственного управления по Хабаровскому краю находилось три уголовных дела по фактам продажи и перевозки граждан Российской Федерации на территорию Китайской Народной Республики. По одному из дел женщины также вывозились на территории Турции, Греции, Северного Кипра и Израиля. Жертвами этих преступлений стали более 50 лиц.
По уголовным делам, расследование которых представляет особую сложность (многоэпизодные, с большим количеством потерпевших, обвиняемых), как правило, создаются следственные группы, в которые включаются наиболее опытные следователи и криминалисты. При необходимости центральным аппаратом Следственного комитета Российской Федерации и МВД России оказывается практическая помощь с выездом на место, создаются оперативные штабы, посредством которых осуществляется координация действий всех правоохранительных, контролирующих и иных органов, чья помощь требуется в расследовании, позволяющая наиболее оперативно добывать значимую для дела информацию и реализовывать ее следственным путем.
Отмечается, что в значительной степени совершение преступлений в сфере трафикинга облегчают такие обстоятельства, как асоциальное поведение самих потерпевших, большинство из которых систематически употребляли алкоголь, не работали, воспитывались в неблагополучных семьях и в основном проживали в сельской местности. Все это в совокупности является благодатной почвой для трафикеров30.
28 Абакумов О.Б., Алексеев В.В., Баженов С.В. и др. Правовые основы оперативно-разыскной деятельности: Учеб.-метод. пособие. М., 2017.
29 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23 апреля 2018 г., с изм. от 25 апреля 2018 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
30 Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю., Богданов А.В. и др. Криминальная среда (оперативно-разыскной аспект). Хабаровск, 2017.
Еще одной трудностью, с которой сталкиваются следователи при производстве расследования трансграничных преступлений, является усложненная процедура взаимодействия между компетентными органами государств, не позволяющая оперативно реагировать и реализовывать информацию, имеющую значение для расследования. В большей степени это связано с длительным процессом передачи запроса о правовой помощи и его рассмотрения компетентными органами других государств. В практике такие запросы исполнялись в сроки от трех месяцев и больше. По информации МИД России в рамках работы подгруппы по уголовно-правовым вопросам римской-лионской группы «восьмерки» прорабатывался вопрос о создании межгосударственных следственных групп. Кроме того, по линии взаимодействия со странами СНГ в настоящее время разработан проект межгосударственного соглашения о порядке создания и взаимодействия межгосударственных следственно-оперативных групп, который находится на согласовании компетентных органов стран-участников.
Ко второму виду распространенных в России преступлений в сфере торговли людьми относится продажа женщинами (семьями) своих малолетних детей. Как правило, такие преступления совершаются родителями, ведущими асоциальный образ жизни либо находящимися в трудном материальном и жизненном положении. Как следует из практики расследования, данный вид противоправных действий в основном выявляется путем проведения оперативно-разыскных мероприятий, в ходе которых в качестве потенциального «покупателя» выступает сотрудник правоохранительного органа, а преступник задерживается с поличным31.
К третьему виду преступлений в рассматриваемой сфере, которые являются наиболее латентными, относится использование рабского труда. Информация о результатах расследования конкретных уголовных дел, а также их судебного рассмотрения публикуется на официальных сайтах Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и МВД России, в том числе на английском языке, и доступна всем пользователям сети Интернет.
Необходимо отметить, что одним из основных условий, на наш взгляд, способствующих совершению преступлений, отнесенных к торговле людьми, является не в достаточной мере урегулированный миграционный вопрос32.
Безусловно, необходимо продолжать работу по выполнению взятых на себя Россией международных обязательств, в том числе и по имплементации норм Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, который ратифицирован, но до настоящего времени остается не подписанным.
Возможно, предусмотренные в названной Программе мероприятия ускорят уже начавшийся процесс разработки и принятия Российской Федерацией базового закона «О противодействии торговле людьми», который станет серьезным шагом в обеспечении международных стандартов в области противодействия транснациональной организованной преступности, в том числе противодействия торговле людьми.
Таким образом, для противодействия преступлениям и правонарушениям, совершаемым иностранными гражданами и в отношении них необходимо создание условий по обеспечению конституционных гарантий прав и свобод человека и государственного механизма их реализации.
31 Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Профилактические мероприятия проводимые оперативными подразделениями ОВД по контролю за нелегальной миграцией в России. В сб.: Права человека и правоохранительная деятельность: Мат. региональной науч.-практ. конф. 2017. С. 37-48.
32 Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Актуальные проблемы организации и деятельности МВД России в связи с реформами, проводимыми в сфере миграции и пути их решения // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2016. № 1. С. 5-10.