Научная статья на тему 'О некоторых проблемах квалификации мелкого хулиганства'

О некоторых проблемах квалификации мелкого хулиганства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1115
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО / DISORDERLY CONDUCT / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE INFRACTION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / PUBLIC ORDER / ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО / PUBLIC PLACE / НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ / OBSCENE ABUSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Юрий Вадимович

Рассматривается некоторые проблемы при квалификации мелкого хулиганства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problems of qualification disorderly conduct

The article discusses some problems of qualification disorderly conduct.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах квалификации мелкого хулиганства»

УДК 342.951 ББК 67.301

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КВАЛИФИКАЦИИ МЕЛКОГО ХУЛИГАНСТВА

ЮРИЙ ВАДИМОВИЧ СОКОЛОВ,

соискатель ученой степени кандидата юридических наук Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Кардашевский В.В., кандидат юридических наук, доцент Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается некоторые проблемы при квалификации мелкого хулиганства.

Ключевые слова: мелкое хулиганство, административное правонарушение, общественный порядок, общественное место, нецензурная брань.

Annotation. The article discusses some problems of qualification disorderly conduct. Keywords: disorderly conduct, administrative infraction, public order, public place, obscene abuse.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, и гражданина — основополагающая обязанность, стоящая перед государством1. Государство в лице уполномоченных органов власти призвано реагировать на все противоправные деяния, посягающие на права и свободы граждан путем применения различных мер государственного принуждения.

Значительное место среди противоправных деяний занимают правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. К числу наиболее распространенных посягательств на общественный порядок относится мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Данные ГИАЦ МВД России свидетельствуют о том, что в 2010 г. по стране сотрудниками органов внутренних дел было выявлено 70,6 млн правонарушений, из них 2,2 млн пришлось именно на мелкое хулиганство. В 2011 г. данное соотношение составило 66,3 млн и 1,7 млн соответственно, в 2012 г. 68,6 млн и 1,5 млн, а в 2013 г. из 73,7 млн на долю мелкого хулиганства пришлось 1,2 млн2, т.е. по сравнению с 2010 г. наблюдается снижение на 45%, хотя по оценкам многих исследователей, которые обращая внимание на высокую латентность этого административно-наказуемого деяния, делают вывод о том, что это не соответствует действительности и снижение числа зарегистрированных случаев мелкого хулиганства3

объясняется ослаблением внимания к борьбе с данным видом административного правонарушения, а также неполнотой их регистрации.

Кроме того, опасность хулиганства заключена в многообразии форм его проявления, поэтому адекватно реагировать на него лишь в рамках уголовной ответственности невозможно. Переходя к понятию мелкого хулиганства, следует отметить, что в России долгое время не были проведены четкие линии, отграничивающие административно и уголовно наказуемые виды хулиганства.

Административная ответственность за мелкое хулиганство в РСФСР была установлена в 1956 г. Под мелким хулиганством понимались такие действия, как нарушение общественного порядка и спокойствия, проявление оскорбительного неуважения к гражданам, сквернословие и другие непристойные поступки4.

Практика применения нормы о мелком хулиганстве вскрыла ряд недостатков, продиктовавших необходимость принятия нового законодательства. 26 июля 1966 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ № 5362-У1 «Об усилении ответственности за хулиганство»5, который определял мелкое хулиганство как нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, на-

рушавшие общественный порядок и спокойствие граждан, если эти действия по-своему характеру не влекли применения мер уголовного наказания. В соответствии с данным Указом уточнен характер деяний, расцениваемых как мелкое хулиганство.

Содержавшееся в КоАП РСФСР, принятом 19 июня 1984 г.6, определение мелкого хулиганства, почти полностью соответствовало дефиниции, предусмотренной Указом от 26 июля 1966 г. Согласно ст. 158 КоАП РСФСР, под мелким хулиганством понимались нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

С введением в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ7, формулировка состава мелкого хулиганства претерпела несущественные изменения по сравнению с ранее действовавшей ст. 158 КоАП РСФСР. В соответствии со ст. 20.1 КоАП РФ, мелкое хулиганство — это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. В законодательное определение правонарушения был включен признак демонстративности, чем подчеркивалась антиобщественная сущность данного правонарушения, а также заменено словосочетание «и другие подобные действия» на «и другие действия». По мнению А.С. Бурцева, слово «демонстративный» в дефиниции мелкого хулиганства означает дерзкое, вызывающее пренебрежение общественными интересами и понятное для всех противопоставление виновным своего поведения, своей личности обществу и его интересам, попрание его нравственных устоев, очевидное не только для окружающих, но и для самого виновного, при этом не характеризуемого как грубое8.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»»9 были внесены существенные коррективы в формулировку объективной стороны мелкого хулиганства. В настоящее время мелкое хулиганство понимается как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающее-

ся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Кроме того, законодатель ввел в ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицирующий признак мелкого хулиганства, заключающийся в неповиновении законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Таким образом, можно выделить два вида признаков объективной стороны мелкого хулиганства.

1. Основной — нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.

2. Факультативные — нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества.

Совершенное правонарушителем деяние в обязательном порядке должно содержать основной и один из факультативных признаков.

Исходя из современной законодательной формулировки понятия мелкого хулиганства, отправление естественных надобностей в не отведенных для этого общественных местах, выбрасывание вещей и предметов из окна, громкий стук в дверь, не образует состава данного административного правонарушения. В прежней редакции ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях10 данные действия можно было отнести к «другим действиям, демонстративно нарушающим общественный порядок и спокойствие граждан». Исходя из формулировки объективной стороны административного правонарушения «мелкое хулиганство» по действующей редакции ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отправление естественных надобностей в не отведенных для этого общественных местах, выбрасывание вещей и предметов из окна, громкий стук в дверь, входящие в понятие «нарушение общественного порядка», должно сопровождаться нецензурной бранью в общественных местах, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества. Таким образом, на практике получается: если гражданин отправляет естественные

надобности в не специально предназначенных для этого общественных местах, выбрасывает вещи и предметы из окна, громко стучит в дверь, то он не совершает мелкое хулиганство, а если он совершает данные действия и при этом выражается нецензурной бранью, то в его действиях содержатся признаки данного административного правонарушения.

Тем не менее, сами по себе вышеперечисленные действия без указанных квалифицирующих признаков посягают на общественный порядок.

Если рассмотреть данную формулировку времен РСФСР, то, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях11, отправление естественных надобностей в не отведенных для этого общественных местах, выбрасывание вещей и предметов из окна, громкий стук в дверь, квалифицировались как мелкое хулиганство, санкция за совершение которых предусматривала штраф, исправительные работы, а также административный арест на срок до пятнадцати суток.

За время действия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях практика показала, что данное правонарушение продолжает оставаться достаточно распространенным явлением. Более того, в настоящее время имеют некоторое распространение действия граждан, вполне сопоставимые с противоправными деяниями, квалифицируемыми как мелкое хулиганство, но в силу трактования действующего законодательства не наказуемые никаким образом. Например, отправление естественных надобностей в не отведенных для этого общественных местах, выбрасывание вещей и предметов из окна, громкий стук в дверь и другие подобные действия. Считаем, что данные деяния своей дерзостью, цинизмом и демонстра-

тивным пренебрежением правами других граждан сопоставимы с иными противоправными деяниями, подпадающими под признаки мелкого хулиганства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и должны составлять объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения.

В связи с этим предлагается установить административную ответственность за отправление естественных надобностей в подъездах жилых домов и иных не отведенных для этого общественных местах, выбрасывание вещей и предметов из окон, громкий стук в дверь и другие подобные действия, внеся изменения или дополнения в ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за мелкое хулиганство.

1 Ст. 2 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).

2 Сведения об административной практике органов внутренних дел // Форма статистической отчетности «1-АП» за 2010, 2011, 2012 и 2013 гг.

3 Поспелова Л.И. Проблемы кодификации административ-но-деликтного законодательства. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 20; Михайлов А.А. Административно-юрисдикционная деятельность милиции: теория и практика. Дис. ... канд. юрид. наук. 2003. С. 5; Бутков А.В. Причины административных правонарушений и деятельность органов внутренних дел по предупреждению противоправного поведения // Административное право и административный процесс. 2005. № 1. С. 25.

4 Об ответственности за мелкое хулиганство: указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1956 г. // Сов. Россия. 1956. 20 дек.

5 Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. № 30, ст. 595.

6 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27, ст. 909.

7 «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

8 Бурцев А.С. Административная ответственность за мелкое хулиганство: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 14.

9 «Российская газета», № 262, 30.12.2003 (уточнение).

10 «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

11 «Ведомости ВС РСФСР», 1984, № 27, ст. 909.

Полиция Российской империи. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Борисов А.В., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Изд-во ЮНИТИ, 2014. 320 с.

В монографии исследуются организация и деятельность полиции Российской империи. Рассматривается деятельность учреждений, выполнявших полицейские функции до образования империи, анализируется процесс слома полиции самодержавной России весной 1917 г.

Книга рассчитана как на профессиональных историков, правоведов, сотрудников полиции, так и на всех интересующихся отечественной историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.