Научная статья на тему 'О некоторых проблемах этнополитического и этнокультурного развития русских в Курганской области'

О некоторых проблемах этнополитического и этнокультурного развития русских в Курганской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
70
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах этнополитического и этнокультурного развития русских в Курганской области»

ства. Именно оно рисует нам (считает Дюркгейм. - И.С.) портрет того человека, каким должен быть каждый, и в этом портрете отражаются все особенности его организации» [2]. Более того, по мнению Дюркгейма, общество создает не только ценностный образ приемлемого человека, но и разрабатывает модель человеческого типа (в современной терминологии - «модель культурного человека»), которую воспитатели должны воспроизвести.

Идеалы и модели человека, считает философ, имеют исторический характер. Поскольку же они воспроизводятся через воспитание, то последнее является одним из элементов облика каждого типа общества, его определением так же, как его нравственная, политическая, религиозная организация [2]. Но если модель человека создается самими воспитательными системами на основе учета потребностей общества, то педагогический идеал формируется общественной психологией, имеющей социальное происхождение. «Таким образом,- утверждает Дюркгейм, - под каким бы углом мы не рассматривали воспитание, всегда проявляется одна характерная черта. Идет ли речь о целях, которые оно преследует, или о средствах, которые оно использует, воспитание всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства» [2].

При этом Дюркгейм не склонен отрицать известную роль психологии для педагогики, ибо реализация идеала человека в воспитательной деятельности должна опираться на знания о психике детей, разнообразии их умов и характеров, а также тех психологических методов, с помощью которых следует формировать, например, в них чувство любви к родине или чувство причастности к человечеству Но он не намерен и психологизировать феномен воспитания, так как, с его точки зрения, сами методы воспитания в конечном счете детерминированы обществом, в связи с чем существует соответствие как между методами, применяемыми в воспитании и в обществе в целом, так и между методами воспитания и социальными нормами. «Например, - утверждает он, - если общество ориентируется в направлении индивидуализма, тогда и все приемы воспитания, имеющие следствием совершение насилия над индивидом, недооценку его внутренней спонтанности, покажутся неприемлемыми и будут отвергнуты. Напротив, если оно почувствует, под натиском длительных или временных условий, потребность в самом строгом конформизме для всех, то все, что может вызвать чрезмерную инициативу ума, будет запрещено» [2].

Таким образом, Дюркгейм всесторонне обосновывает социальную сущность воспитания, его обусловленность обществом и в силу этого соответствие воспитательных систем, педагогических идеалов, целей воспитания и типов человека социальным структурам исторических типов общества. Существенным недостатком его представлений о воспитании является недооценка известной автономии воспитательных систем от общества, их детерминации духовной культурой, которая может развивать человека опережающим образом по отношению к социальной организации общества, а также недооценка известной автономии от общества субъектности самих воспитываемых индивидов, их свободы выбора.

Список литературы

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М, 1996.

2. Дюркгейм Э. Социология образования //http: //socio.msk.ru

3. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная

философия образования ХХ век. -СПб., 2004.

4.Цит. по: Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. Критический

анализ теоретико-методологических концепций. - М., 1977.

Уфимцев

Владимир Дмитриевич

0 НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РУССКИХ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Исторически Курганская область формировалось как многонациональное территориальное образование и сегодня в Зауралье проживают представители 109 национальностей. На этнический состав населения области существенное влияние оказало её географическое положение (между Уралом и Сибирью), освоение Сибири, приток переселенцев в конце XIX и начале ХХ века, освоение целинных и залежных земель, миграция населения после распада СССР и военных конфликтов в 90-х годах минувшего столетия.

На протяжении всей истории нашего края, начиная с XVII столетия, большинство населения составляют русские. Согласно переписи населения 2002 года, из

1 млн 75 тыс. человек русских более 93 % населения области. Некоторое увеличение числа русских наблюдалось в 1995-1999 годах за счет миграции из стран ближнего зарубежья. В область прибыло свыше 30 тыс.вы-нужденных мигрантов и переселенцев, из них 80% - русские.

Принимая во внимание, что русские составляют абсолютное большинство населения и именно они определяют социально-экономическое и культурное развитие Зауралья, можно без большой погрешности говорить, что проблемы нашей области - это проблемы русских. К таким проблемам можно отнести следующие:

1. Главной и жизненно важной проблемой для всех зауральцев, в т.ч. и русских, является окончательное преодоление кризисных процессов в экономике, социокультурной сфере, вызванных непродуманными реформами начала 90-х годов XX века. Курганская область, созданная как регион выполнения заказов военно-промышленного комплекса и обеспечения страны сельскохозяйственной продукцией, была фактически оставлена федеральным центром на самовыживание. Результатом стало ухудшение материального положения основной массы населения. В настоящее время положение начинает поправляться, но область во многом зависит от центра, из которого поступают финансовые средства, составляющие до 60% доходов областного бюджета. Все это порождает пессимизм, скрытую напряженность, в том числе и этническую.

2. Вызывает беспокойство депопуляция населения. С 1992 года количество умерших превышает число родившихся. В 2003 году родилось 10357 чел., умерло -18231 чел., отрицательный баланс составил 7874 чел. В 2004-2005 годах ситуация существенно не изменилась. Падение рождаемости происходит по причине ухудше-

ния социально-экономического положения и за счет сокращения числа женщин репродуктивного возраста. Возрастание смертности - за счет роста заболеваемости населения, всеобщей алкоголизации и употребления наркотиков, особенно в молодежной среде.

3. Сохраняется и укрепляется историческая установка русского населения на мирное сожительство и сотрудничество с другими нациями и народностями, особенно с башкирами, татарами, казахами. Чеченская война и активное участие цыган в торговле наркотиками вызывает у русских негативное отношение к чеченцам и цыганам. До 70% опрошенных русских заявляют об этом.

4. Серьезной проблемой становится плохое знание русского языка и подмена его вульгарным, сленговым жаргоном, особенно молодежью. Это подтверждают государственные экзамены по русскому языку в школах и вузах, современные тенденции в областных средствах массовой информации.

Специфическими чертами русского движения в нашей области являются:

1. Замедленный рост национального самосознания по сравнению с тюркоязычным населением. Подмена русской культуры, национальных традиций и ценностей общеевропейскими, американскими ценностями.

2. Неполитизированный характер движения русских по сохранению своей культуры, языка, традиций в начале и середине 90-х прошлого столетия и стремление политизировать его на рубеже XXI века.

3. Возвращение в нашу жизнь духовно-нравственных христианских ценностей и установок. Увеличение числа православных и протестантских верующих. В декабре 2001 года 30% опрошенных относили себя к православным, а к христианам вообще - около 50%. В январе 2004 года уже до 60 % зауральцев называли себя приверженцами православных ценностей и традиций.

Рост национального самосознания, движение за духовное возрождение у русского населения в Зауралье несколько запоздал и развивался медленнее, чем у представителей тюркских народов и других этнических групп. Сначала это проявилось в 1992-1994 годах в создании казачьих обществ как выразителей русской ментальнос-ти (сибирское и оренбургское казачество). Затем - в образовании центров русской народной культуры (государственных, муниципальных и общественных).

В 1997 году русское национальное движение попытался возглавить и придать ему политическую окраску атаман Курганского казачьего землячества Сибирского казачьего войска В.Г.Попов. Он, использовав несовершенство федерального закона «О национально-культурной автономии», на базе казачьего общества создал и зарегистрировал в (1999 г) Русскую национально-культурную автономию Курганской области, причем объявил свою общественную организацию защитницей интересов, ценностей всего русского населения нашего края, хотя в области более 93 % её жителей составляют русские и в сфере сохранения и развития русской традиционной культуры плодотворно работают как государственные, муниципальные структуры, так и общественные объединения. Например, такие как Шадринское движение за культурное возрождение (развитие культуры русских малых и средних городов), центры русской народной культуры «Лад» (г.Шадринск), «Берегиня» (г.Катайск), курганские городские студии ремесла и рукоделия. Они востребованы русскими и пользуется большой популярностью. Русская национально-культурная автономия наоборот, поддержки у русского населения не имеет. Появление такого формирования можно объяснить скорее желаниями его организаторов, стремящихся получить финансовые

средства из областного и федерального бюджетов на оторванные от жизни проекты, нежели объективными потребностями развития русской культуры и образования.

Администрация (Правительство) области достаточно серьезно относится к проблемам русских, принимала и принимает определенные меры по развитию русской культуры, языка, традиций через свои отраслевые структуры (комитеты по культуре и искусству печати и СМИ, главное управление образования). В сентябре 1995 года была принята областная Концепция национальной политики, в которой были определены и направления по развитию русской нации в Зауралье. Разработаны и реализованы две областные целевые программы совместной деятельности органов государственной власти и общественных объединений по сохранению и развитию национальных культур народов Зауралья. В отличие от подобных документов, принятых в советское время, они были ориентированы на поддержку не только национальных меньшинств, но и русского народа. В настоящее время идет выполнение третьей аналогичной программы, рассчитанной на 2003-2007 годы, в которой значительная часть мероприятий также нацелена на поддержку русской культуры и образования.

Русская проблематика в последнее десятилетие стала главным направлением работы областного комитета по культуре и искусству управления образования, областного методического объединения «Культура», отделов культуры и образования рай/горадминистраций. Это научно-исследовательская работа по изучению фольклор-но-этнографических материалов, подготовка методических пособий по записям и архивной обработке этнографических и литературных произведений, проведение краеведческих конференций, фестивалей художественной самодеятельности.

Пятнадцать лет кропотливо и плодотворно на ниве культуры русского народа трудятся сотрудники Центра русской народной культуры «Лад» г.Шадринска (директор Спирина И.А.) и Шадринское общественное движение за культурное возрождение. Во многом благодаря подвижничеству его руководителя А.М. Бритвина, удалось сплотить и организовать научную, творческую интеллигенцию на продолжение развития краеведческой деятельности известных уральских краеведов А.Н.Зырянова, В.П. Бирюкова, бережное отношение к культуре малых русских городов, защите русского языка и литературы. Активисты движения помогают восстанавливать памятники истории, храмы, кладбища, заботятся о развитии народного творчества, проводят краеведческие научные конференции, выпускают исторические, фольклорные сборники. В ноябре 2002 года в г.Шадринске интересно прошло заседание Совета Ассамблеи народов Зауралья, на котором был рассмотрен вопрос «Об опыте работы Шадринского движения за культурное возрождение и Центра «Лад» по развитию русской народной культуры».

Администрация г Шадринска передала Центру «Лад» отдельное здание общей площадью более 1 тыс. м2, в котором сейчас работает библиотека и читальный зал. Только книжный фонд по вопросам традиционной русской культуры насчитывает свыше 2 тыс.экземпляров. При Центре продуктивно работает четырехгодичная школа ремесел и рукоделий. С практической пользой работники Центра совместно с учеными Курганского государственного университета и Шадринского педагогического института осуществили комплексные фольклорно-этног-рафические экспедиции: «Культура старообрядческих сел», «Промыслы и ремесла Шадринского края», «Игры и народная хореография».

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 2

45

Значимым и знаковым мероприятием Шадринско-го движения за культурное возрождение стало проведение в 2004 году в г.Шадринске при поддержке органов власти Форума малых исторических городов и мест Урала и Западной Сибири. Представители 18 исторических русских поселений обсудили злободневные вопросы охраны и использования объектов историко-культурного наследия на примере Курганской области.

Хороших результатов по возрождению русской культуры добивается Курганский городской дом народного творчества. В г. Кургане регулярно проводится фестиваль народного творчества «Родники Зауралья», который умело сочетается с религиозными и календарными праздниками, выставкам мастеров - умельцев декоративно-прикладного творчества и ремесел. Плодотворно работают самодеятельные студии рукоделия и вышивки под руководством Г.С.Душкиной «Кудесница», Т.П.Воробьевой «Мастерица», Н.А.Нефедовой «Кружевница» и другие.

Интересные наработки и у центра русской культуры г.Катайска «Берегиня», при котором открыт выставочный зал, постоянно проводятся выставки работ учащихся, учителей местной художественной школы и профессиональных художников. Умело ведется работа с молодежью и населением по вопросам русской народной культуры.

Хорошо зарекомендовал себя центр казачьей культуры с.Звериноголовского. Один из его руководителей, потомственный оренбургский казак Ю.В.Скворчевский поднимает забытые пласты музыкальной культуры казачества, умело работает с молодежью. Он подготовил и издал сборник казачьих песен Зауралья «Сторона ты моя, сторонушка».

Значимым событием для развития русской фольклористики Зауралья стало издание по инициативе областного методического объединения «Культура» и при финансовой поддержке Администрации (Правительства) области уникальных книг известных курганских этнографов и фольклористов М.Г.Екимова «Русская свадьба сибиряков среднего Притоболья» и Л.А. Саверского «Народные праздники Зауралья (Русские календарно-обря-довые праздники в рассказах и песнях старожилов Зауралья)».

Заслуживает внимания и распространения опыт работы по внедрению в нашу жизнь традиционной русской народной культуры Л. А. Саверского, заведующего отделом национальных культур ОМО «Культура», заслуженного работника культуры РФ. В восьми районных центрах совместно с отделами культуры и образования он открыл 3 годичные школы народной культуры. Курс включает в себя такие предметы как «Этнография русских календарных и православных праздников», «Народная культура. Детский фольклор», «Народные традиции в семье». Изучение данных предметов работниками сельских домов культуры и библиотек, учителями школ помогает им в организации работы с населением, детьми и молодежью по освоению русской традиционной культуры. Особенностью деятельности Л.А.Саверского является не только передача теоретических знаний, но и практическая реконструкция и возрождение народных празднеств, гуляний, традиций.

Интересной формой работы по возрождению национальных и семейных традиций стал (2000-2001 гг.) областной фестиваль патриотического воспитания «Живи, зауральская провинция», в рамках которого осуществлен смотр «Народные традиции в семье», фестиваль русской песни, посвященный 80-летию зауральского фольклориста и композитора Г.И.Балина. Основным критерием оценки участников этих фестивалей были самобытность,

верность местным традициям, этническая и этнографическая чистота обрядов. Положительным моментом смотра стало взаимодействие в народном творчестве разных поколений, участие семейных и национальных коллективов, детей и подростков.

Продолжается практика возвращения в нашу жизнь традиционных народных гуляний, религиозных и светских праздников. В последнее десятилетие практически во всех городах и районах проводятся такие праздники. В точном соответствии с местными традициями реконструированы, стали любимыми и массовыми народные гуляния, проводимые отделом культуры г.Шадринска: «Крещение на реке Исети», «Шадринская масленица», «Ночь на Ивана Купала», «Михайлов день». А праздники «Красная горка» и «Параскева пятница» умело сочетаются с городским конкурсом юных рукодельниц.

Важное значение придается поддержке русского языка. Выполняя федеральную целевую программу «Русский язык», Администрация (Правительство) области приняло меры по сохранению и развитию русского языка: создана межведомственная комиссия по проблемам русского языка, разработан и реализуется План мероприятий по поддержке русского языка в Курганской области на 2006-2010 годы. Проводятся «народные диктанты» по русскому языку, в которых участвуют школьники, студенты, журналисты, чиновники. Готовятся к изданию уникальный словарь зауральской крестьянской семьи под названием «Фразеологический словарь личности» (составитель В.П.Тимофеев), сборники «Волшебные сказки Зауралья» (составители М.Г.Екимов и В.Н.Бекетова), «Русские семейно-бытовые праздники и обряды в рассказах и песнях старожилов Зауралья. Часть III» (Л.А. Саверский).

Впереди у Администрации (Правительства) области, органов местного самоуправления долгая, кропотливая работа совместно с общественными организациями по поддержке, сохранению и развитию культуры, языка, национальной школы и исторических традиций русского народа.

Царев

Роман Юрьевич канд. филос. наук, доц.

ФОРМАЦИИ VERSUS ЦИВИЛИЗАЦИИ VERSUS СОВРЕМЕННАЯ МИР-СИСТЕМА?

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. в отечественной социальной философии велась дискуссия о соотношении формационного и цивилизационного подходов к историческому процессу, ибо формационный подход утратил монополию на объяснение истории. Но еще в середине 70-х годов возникла концепция мир-системного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.