Научная статья на тему 'Этноурок "сказка как сакральная модель мира": опыт реализации гранта'

Этноурок "сказка как сакральная модель мира": опыт реализации гранта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / ЭТНОУРОК / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERETHNIC COMMUNICATION / ETHNIC LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцевская Надежда Юрьевна

В статье представлен отчет по реализации проекта «Этноурок: сказка как сакральная модель мира». Обозначены актуальность проекта, цели, задачи, участники и партнеры, принявшие непосредственное участие в его осуществлении. Описаны результаты работы и сформулированы конкретные предложения по оптимизации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic lesson "The Fairy Tale as a sacred model of the world": the experience of grant implementation

The article presents a report on the implementation of the project « Ethnic lesson: a fairy tale as a sacred model of the world». The relevance of the project, goals, objectives, participants and partners, who took a direct part in its implementation, are indicated. The results of the work are described and specific suggestions for project optimization are formulated.

Текст научной работы на тему «Этноурок "сказка как сакральная модель мира": опыт реализации гранта»

ответственным секретарем приемной комиссии института, руководила школой «Юных физиков». Она проводила факультетские олимпиады по физике, методике преподавания физики, организовывала физические вечера в рамках традиционной декады науки на факультете, ее приглашали учителя школ города для проведения обобщающих занятий по физике, на протяжении нескольких лет она выступала перед выпускниками школ г. Шадринска и района с обобщающей лекцией «Современная физическая картина мира».

За свой безупречный труд в 1998 г. Раиса Ивановна награждена грамотой Губернатора Курганской области, в 2008 г. - Почетной грамотой Главного управления образования Курганской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пекин, П.В. Систематизация и обобщение знаний студентов по общему курсу физики / П.В. Пекин, Р.И. Рявкина. - Челябинск : ЧГПИ, 1980. - 38 с.

2. Рявкина, Р.И. Применение приемов систематизации для студентов педвузов / Р.И. Рявкина. -Шадринск : ШГПИ, 1983. - 36 с.

3. Рявкина, Р.И. Методические указания и задания для студентов по электричеству / Р.И. Рявкина, С.А. Ежков. - Шадринск : ШГПИ, 1985. - 81 с.

4. Рявкина, Р.И. Современная физическая картина мира : метод. рекомендации для учителей физики / Р.И. Рявкина. - Курган, 1991. - 30 с.

5. Рявкина, Р.И. Дидактические возможности качественных и экспериментальных задач в системе профессиональной подготовки учителей физики / Р.И. Рявкина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2008. - № 1. - С. 239-244.

УДК 378.016:82

Н.Ю. Ланцевская, г. Шадринск

Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»: опыт реализации гранта

В статье представлен отчет по реализации проекта «Этноурок: сказка как сакральная модель мира». Обозначены актуальность проекта, цели, задачи, участники и партнеры, принявшие непосредственное участие в его осуществлении. Описаны результаты работы и сформулированы конкретные предложения по оптимизации проекта.

Проект, этноурок, межнациональное общение.

N. U. Lantsevskaya, Shadrinsk

Ethnic lesson «The Fairy Tale as a sacred model of the world»: the experience of grant implementation

The article presents a report on the implementation of the project « Ethnic lesson: a fairy tale as a sacred model of the world». The relevance of the project, goals, objectives, participants and partners, who took a direct part

in its implementation, are indicated. The results of the work are described and specific suggestions for project optimization are formulated.

Keywords: project, ethnic lesson, interethnic communication .

Проект «Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»» был реализован в рамках конкурса грантов Российского общества «Знание» в период с 01.12.2016 по 18.12.2016 в Курганской и Свердловской областях.

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью:

1) вовлечения потенциала народной культуры, ценности вековой мудрости людей в процессы общественного прогресса;

2) привлечения внимания современных детей и подростков к чтению как способу саморазвития личности;

3) обеспечения более высокого качества общества посредством формирования нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности современных подростков;

4) повышения интеллектуального и культурного уровня молодого поколения и снижения роста агрессии и нетерпимости;

5) укрепления социальных связей представителей разных национальностей и разных поколений.

Проект направлен, прежде всего, на преодоление культурных барьеров в межнациональном общении, формирование толерантного отношения к национальным культурам через изучение глубинного смысла народных сказок и нахождение в них универсальных культурных кодов (мировоззренческих основ). Ведущая цель определила постановку следующих задач:

1. Разработка этноуроков по изучению сакрального смысла сказок различных народов;

2. Проведение уроков в школах города (района, области);

3. Организация и проведение конкурса рисунков «Национальная сказка»;

4. Организация и проведение конкурса эссе «Национальная сказка».

Партнерами проекта выступили следующие организации: Муниципальное казенное

учреждение «Централизованная библиотечная система г. Шадринска» Курганской области; Центр Русской Народной Культуры «Лад» в г. Шадринске, занимающийся изучением и сохранением традиционной культуры русского населения Зауралья; Центр Шадринской городской общественной организации Татаро-Башкирской национальной культуры «Дуслык»; МКОУ «Гимназия № 9», г. Шадринск; МКОУ «СОШ № 8», г. Шадринск; МКОУ «Юлдусская СОШ им. Х.Г. Гизатуллина», с. Юлдус Шадринского района; МКОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа им. А.П. Бирюкова» Шадринского района Курганской области; МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 2», г. Далматово Курганской области; МКОУ «Школа-интернат № 12», г.Шадринск; МКОУ «СОШ № 35», г.Каменск-Уральский Свердловской области; МКОУ «СОШ № 3», г.Шумиха Курганской области; МКОУ «СОШ с.Шутихинское» Катайского района Курганской области; МКОУ «СОШ с.Птичье» Шумихинского района Курганской области; МКОУ «Петропавловская ООШ» Катайского района Курганской области; МКОУ «Песчано-Колединская СОШ» Далматовского района Курганской области; редакция рекламно-информационного журнала «Мое Зауралье» (главный редактор В.Ю. Мурзин), концепция которого связана с брендингом и

маркетингом Зауралья; Информационно-развлекательный телеканал «SHADR-инфо», г. Шадринск; Национальный форум молодых лидеров международного образования COMMUNITY-2016 (г. Тюмень).

Участниками проекта стали преподаватели ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»; студенты 3,4,5 курсов гуманитарного факультета (в том числе иностранные студенты) и слушатели подготовительного отделения (иностранные граждане) ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»; учителя русского языка и литературы школ г.Шадринска, Курганской и Свердловской областей (гимназия № 9, г. Шадринск; лицей № 1 г., Шадринск; школа-интернат № 12, г.Шадринск, село Ключи Шадринского района, с. Юлдус Шадринского района, г. Далматово Курганской области, с.Любимово Далматовского района, с. Шутихинское Катайского района, с.Петропавловское Катайского района, с.Птичье Шумихинского района, г.Шумиха Курганской области, г.Каменск-Уральский Свердловской области); сотрудники муниципального казенного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Шадринска» Курганской области; специалисты Центра Русской Народной Культуры «Лад» и Центра Шадринской городской общественной организации Татаро-Башкирской национальной культуры «Дуслык» в г. Шадринске; обучающиеся 5-11 классов общеобразовательных школ Курганской и Свердловской областей (г. Каменск-Уральский) и школы-интерната № 12 г.Шадринска Курганской области.

Реализация проекта осуществлялась посредством организации и проведения различных мероприятий: школьные уроки и внеклассные занятия (встречи), конкурсы рисунка и эссе. В рамках проекта в школах были проведены уроки в 5-8 классах, направленные на анализ и сравнение сказок разных народов (русская и туркменская сказки, русская и башкирская сказки, русская и азербайджанская сказки и пр.), и выявление универсальных ценностных кодов, объединяющих различные культуры. Помимо классической формы школьного урока были организованы встречи обучающихся и студентов с известным филологом-фольклористом Урала В.Н. Бекетовой, представившей модель анализа народных сказок. Было проведено более 10 уроков и мероприятий, в которых приняло участие более 150 обучающихся. Проведение этноуроков сопровождалось тематическими выставками книг, иллюстраций, рисунков участников, играми, конкурсами.

Участники проекта убеждены в том, что проведение этноуроков - необходимое условие формирования толерантного пространства в поликультурном мире.

Участники этноуроков отмечают, что проект Этноурок «Сказка как сакральная модель мира» является социально значимым, стимулирует развитие креативного художественного мышления обучающихся, эстетических чувств, воспитывает в детях любовь к национальным корням, творчеству, красоте, толерантное отношение к культурам разных национальностей, обеспечивает снижение роста агрессии и национальной нетерпимости. Проект содействует эффективной межкультурной коммуникации представителей разных национальностей и разных поколений.

В ходе реализации проекта были проведены конкурсы среди обучающихся 5-11 классов: 5-8 классы - конкурс рисунков на тему «Национальная сказка»; 6-11 классы -конкурс эссе по следующим темам: «Нравственные ценности, которым учат народные сказки», «Женские образы в народных сказках», «Мужские образы в народных сказках»,

«Похожие сюжеты в сказках народов мира», «Вечная мудрость народных сказок». В конкурсах приняло участие более 100 человек. По итогам конкурса были определены победители, лучшие работы награждены ценными призами. Все участники получили сертификаты.

Результатами проекта стало: пополнение методической копилки учителей-словесников материалами для уроков и внеурочных мероприятий; повышение интереса к фольклору школьников и студентов: возросший спрос на фольклорные произведения разных народов мира в библиотеках города и района; появление у специалистов сферы образования и культуры Курганской области идей социокультурных проектов, связанных с фольклором (запись аудиосказок, открытие детской театральной студии для сказочных инсценировок, исследование сказок Зауралья, создание серии иллюстраций к книгам народных сказок).

На наш взгляд, проект «Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»» имеет будущее. В перспективе видится возможным:

1. Продолжить работу по формированию и совершенствованию методической базы проекта «Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»»;

2. Обеспечить введение проекта в практику школ Курганской области на постоянной основе;

3. Организовать работу по выявлению и трансляции лучшего опыта проведения этноуроков;

4. Организовать мониторинг эффективности проекта по проведению этноуроков;

5. Продолжить работу по расширению аудитории (проведение мероприятий по заявленной теме в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования);

6. Расширить географию участников проекта (вовлечь большее количество районов Курганской области, выйти за ее пределы и пределы региона);

7. Разработать и издать методические рекомендации по проведению этноуроков в школах и смежных мероприятий;

8. Организовать работу по вовлечению бизнес-сообщества в реализацию этноуроков и мероприятий по заявленной теме (в качестве организаторов и спонсоров);

9. Вывести проект на межрегиональный уровень;

10. Организовать проведение научно-практических конференций по проблемам межнационального общения, культурных универсалий и культурной специфики различных народов;

11. Активно использовать в практике проведения этноуроков координационные связи с различными организациями, осуществляющими культурную деятельность;

12. Продолжить работу со СМИ по актуализации вопросов межкультурного диалога и освещению практики этноуроков;

13. Содействовать созданию на основе интеграционных усилий творческих команд, экспертных групп, общественных организаций, заинтересованных в организации и проведении этноуроков и других мероприятий по межкультурной коммуникации;

14. Создать электронную базу материалов по проекту «Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.