УДК 349.6
О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Ю.В. Истомина
В статье рассматриваются принципы экологического права. Сформулировано определение принципов права, приведена классификация принципов права на виды по различным основаниям. Рассмотрены общеправовые принципы права и отраслевые - экологического права. Раскрыто содержание отдельных принципов экологического права
Ключевые слова: право, принципы, принципы экологического права
Проблема исследования принципов права является предметом многочисленных исследований ученых-юристов в различных областях. В юридической литературе отмечается, что это вечная тема, поскольку в принципах права отражаются те социальные изменения, которые происходят в обществе в процессе его развития [1]. Я.П. Горбунова считает, что принципы кратко отражают суть действующего законодательства, служат основой для определения правового статуса субъектов права, являются фундаментом, на котором базируется реализация норм права, отражают идеологию права в соответствии с господствующей идеологией, политической и экономической ситуацией в обществе, показывают взаимосвязь отношений, регулируемых законодательством, с иными общественными отношениями [2].
Таким образом значение принципов права заключается не только в том, что они представляют собой исходные начала отрасли права и соответствующих норм, а являются отправными началами их реализации, что проявляется во влиянии принципов на правосознание участников общественных отношений, а также в непосредственном действии принципов при применении норм, в которых они закреплены [3].
В то же время представляется необходимым остановиться на рассмотрении вопроса с точки зрения исследования ряда общетеоретических положений. Общепринято, что принципы права представляют собой исходные идеи, базовые начала, руководящие положения, лежащие в основе правового регулирования и выражающие сущность той или иной отрасли права. Принципы права подлежат классификации на виды по различным основаниям. В теории права выделяют общеправовые принципы, свойственные праву в целом, отраслевые принципы, характерные для отдельных отраслей, и межотраслевые принципы, относящиеся к группе смежных отраслей [4].
Среди общеправовых принципов права, полагаем, можно выделить принцип демократизма, выражающий степень участия населения в решении вопросов, имеющих экологическое значение. Так,
Истомина Юлия Владимировна - ВГТУ, канд. юрид. наук, доцент, Е-тае1: [email protected]
например, в соответствии с федеральным законом РФ от 23.11.1995г. № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» основным принципом экологической экспертизы является принцип участия общественных организаций (объединений), учет общественного мнения, реализация которого осуществляется путем проведения общественной экологической экспертизы. Законом установлено, что общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам и учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.
К числе общеотраслевых принципов относятся также принцип гласности, законности, принцип
приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, наряду с принципами правовой защиты, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами, принцип разделения властей и иные [5].
Наибольший интерес в рассматриваемой классификации принципов права представляют отраслевые принципы. Федеральные закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды » предусматривает основные принципы охраны окружающей среды идентичные, на наш взгляд, принципам экологического права. К ним относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Россий-
ской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Остановимся на некоторых из них.
Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Данный принцип «берет» свое начало из положений Конституции Российской Федерации статья 42 предусматривающей, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны предоставлять указанную информацию. Возмещение причиненного здоровью или имуществу ущерба экологическим правонарушением осуществляется по общим нормам гражданского права - вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен
по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества. В случае причинения ущерба незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностными лицами вред подлежит возмещению за счет государства (статья 53 Конституции РФ). При этом вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования [6].
Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Закрепление данного положения в качестве принципа экологического права связано с утвердившейся в Российской Федерации концепцией устойчивого развития, основывающейся на двух отправных моментах - понятие потребностей и понятие ограничений. В контексте развития каждое общество должно взяться за решение сложных задач, связанных с сохранением долгосрочного потенциала своих природных ресурсов исходя из сбалансированного решения социально-экономических проблем, в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущего поколений для чего необходимо обеспечить баланс между конкурирующими потребностями и интересами.
Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельно -сти означает, что любая планируемая деятельность законодательством Российской Федерации признается потенциально экологически опасной, то есть способной повлечь вредные воздействия на окружающую среду. Таким образом первоочередной задачей является выявление всех потенциально опасных видов и масштабов таких воздействий с целью определения и оценки мер по охране окружающей среды от вредных воздействий и рациональному использованию природных ресурсов, нейтрализующих такие воздействия и адекватные требования действующего природоохранного законодательства [7]. Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется путем проведения экологической экспертизы, под которой в соответствии с федеральным законом от 23.11.1995г. № 174 - ФЗ «Об экологической экспертизе» понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяй-
Воронежский государственный технический университет
ственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Таким образом экологическая экспертиза направлена на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Как видно, даже кратко рассмотренные некоторые принципы экологического права играют важную роль на современном этапе развития общества и государства, характеризующимся состоянием экологического кризиса окружающей среды. В настоящей статье мы не ставили целью рассмотреть все принципы экологического права, а рассмотрели лишь некоторые из них. Остается надеяться, что вопрос о принципах экологического права, как один из наиболее важных, актуальных вопросов, найдет дальнейшее достойное освещение в трудах ведущих ученых-юристов России.
Литература
1. Воронов А.Ф. О понятии, значении и нормативном закреплении принципов гражданского и арбитражного процессуального права // Законодательство, 2003. - № 12
2. Новиков А.В. О принципах административного права // Юридические записки: демократия и правовая система России: преимущества, достижения и противоречия, 2009. - выпуск 22. - С. 149-164
3. Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства / М., 1982. - С. 2427, 56-57
4. Франк Ф. К. Об определении понятия и сущности общих принципов налогового права // Журнал российского права, 2003. - № 4
5. Новиков А. В. О принципах административного права // Юридические записки: демократия и правовая система России: преимущества, достижения и противоречия, 2009. - выпуск 22. - С. 149-164
6. Конституция РФ от 12 декабря 1993 // СПС «КонсультантПлюс»
7. Бринчук М.М. Экологическое право (право
окружающей среды) / М., 1998 - 688с.
ON SOME PRINCIPLES OF ENVIRONMENTAL LAW Y.V. Istomina
This article discusses the principles of environmental law. The definition of principles of law, given the classification of the types of principles of law on various grounds. Disclose the contents of individual principles of environmental law
Key words: law, principles, principles of environmental law