О некоторых правовых аспектах оборота косметики лечебно-профилактического действия на фармацевтическом рынке
Кузякова Людмила Михайловна,
доктор фармацевтических наук, профессор, СевероКавказский Федеральный Университет, [email protected]
Глижова Тамара Николаевна,
кандидат фармацевтических наук, доцент Институт живых систем Северо-Кавказский федеральный университет (ИЖС СКФУ), [email protected]
Айро Ирина Николаевна,
доктор фармацевтических наук, профессор кафедры экономики и организации здравоохранения и фармации, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградского государственного медицинского университета,
Албаков Алихан Юсупович,
кандидат фармацевтических наук, ГБУ "Республиканский Медицинский склад", [email protected]
Парфейников Сергей Алексеевич,
доктор фармацевтических наук, профессор АНО ДПО МЦ «Развитие», [email protected]
В статье приведены результаты изучения порядка реализации парфюмерно-косметической продукции (ПКП), которая согласно пункту 7 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" включена в ассортимент аптечных товаров без уточнения ее специфики. Действующее законодательство не содержит понятия "аптечная или лечебная косметика". Встречающиеся в печати определения "аптечная" или "лечебная" для позиционирования косметики, реализуемой населению через аптечную организацию, по существу просто маркетинговый ход. Оборот этой группы товаров в России регламентируется Техническим регламентом Таможенного Союза 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции - ТР ТС 009". Согласно требованиям регламента качество пКп подтверждает декларация о соответствии, или свидетельство о государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит, согласно приложению 12 ТР-ТС, интимная, детская косметика, средства для искусственного загара и отбеливающие препараты, средства для татуажа, пилинга, депиляции, препараты, воздействующие на структуру волос и использующиеся для защиты кожи от вредных факторов. То есть косметическая продукция лечебно-профилактического действия не попала в этот перечень и процедура ее вывода на рынок ограничивается процедурой декларирования, а выбор кода классификатора отдан на откуп производителям ПКП. За рубежом космецевтическая продукция имеет иной статус, чем обычная ПКП, в ряде случаев ее назначает врач. Однако имеющееся нормативное поле и в РФ и за рубежом в большей степени затрагивает безопасность парфюмерно-косметической продукции, нежели вопросы ее эффективности. Требования безопасности косметической продукции за рубежом регламентируются техническим регламентом Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 1223 12009 "О косметической продукции". Согласно данным документам на сегодняшний день косметика должна быть, прежде всего, безопасной. С этой позиции и рассматривают этот вид продукции при ее допуске к реализации и в процессе отслеживания по всей цепи поставок. При этом косметическая продукция разграничена с лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в части применения и цели использования.
Ключевые слова: парфюмерно-косметическая продукция, регулирование реализации и качества, фармацевтический рынок.
Введение. Рынок парфюмерно-косметической продукции в России является одним из крупнейших в мире и занимает 5 место после Италии, Франции, Испании и Англии. Значительным сегментом данного рынка является реализация косметических средств через аптечные организации. В настоящее время доля косметических средств в ассортименте аптек составляет более 20% [11, 13].
По итогам 2016 г. в российских аптеках было реализовано 160 млн. упаковок косметических средств (рост на 7% в сравнении с предыдущим периодом) на сумму более 41 млрд. рублей. При этом через аптечную сеть реализовано более 1500 различных брендов косметики под более 13,5 тыс. наименований [14].
Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" пунктом 7 статьи 55 включил в ассортимент товаров аптечной организации парфюмерные и косметические средства без уточнения их потребительских свойств [31].
Позиционирование некоторых видов косметических средств в качестве "аптечной" или "лечебной" косметики - это маркетинговый ход для обозначения возможности применения косметических средств в комплексной профилактике или терапии заболеваний. Однако клиническими испытаниями эта возможность никак не подтверждена.
Оборот косметических средств в РФ регламентирует Технический регламент Таможенного Союза 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции - ТР ТС 009". Соответствие парфюмерно-косметической продукции установленным требованиям подтверждает декларация о соответствии, или свидетельство о государственной регистрации [13].
В связи с этим представляет интерес изучение опыта зарубежных производителей косметических средств и стран по регулированию оборота косметических средств лечебно-
профилактической направленности.
Целью данной статьи являлось изучение регулирования оборота косметических товаров специфичного действия в России и за рубежом.
Материалы и методы исследования. Для анализа состояния правового регулирования оборота косметических средств через аптечные организации изучали сайты производителей косметических средств, сайты аналитических компаний, Фе-
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю 8
М О
О)
о
см
00 О!
о ш т
X
3
<
т О X X
деральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Ро-спотребнадзор) и научную литературу. Использовали метод контент-анализа, системного анализа, метод наблюдения.
Результаты. В результате анализа доступной информации установлено, что в аптечных организациях (АО) страны наряду с традиционной косметикой стали появляться косметические препараты, содержащие биологически активные вещества (БАВ) и витамины, с названием "натуральные, лечебные, активные, космецевтические" и т.д.[9]
Вместе с тем с 1 сентября 2010 года производители и продавцы космецевтических препаратов в нашей стране стали учиться жить в русле новых законодательных документов, которые регламентируют обращение лекарственных средств. Были приняты изменения и дополнения в статью 55, п.7 Федерального закона Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", которые законодательно закрепили реализацию парфюмерной косметической продукции через аптечные организации, так как именно эта группа товаров является одной из самых маржинальных. Она занимает в обороте АО, по разным данным, от 20 до 30% [11, 12]. Следует также отметить, что значимость данной группы продукции обусловлена доверием потребителей, традиционно приобретающих эту продукцию только в АО. Не менее важна данная проблема и для производителей, так как АО - это дополнительный канал реализации продукции.
Вместе с тем, в современном российском законодательстве, отсутствует официальное определение понятий "лечебная косметика" и "косме-цевтика". В связи с чем, представляло интерес более детальное изучение данного вопроса.
До недавнего времени термин "космецевтика" использовался лишь в профессиональном лексиконе, но все возрастающий интерес потребителей к данному виду продукции привел к тому, что он был взят на "вооружение" в маркетинговой политике многими участниками косметического рынка [9].
В настоящее время российское законодательство в области косметической продукции переживает переходный период. Наметились первые шаги по преодолению несоответствия существующей нормативной базы требованиям времени. До принятия изменений в ФЗ № 61 факт появления новой продукции в РФ был зафиксирован письмом Роспотребнадзора от 03.04.2008 №01/3063-8-32, которое регламентировало государственную регистрацию "впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов..., в том числе впервые ввозимых на территорию РФ" [8].
Согласно ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования" ... " ПКП - это препарат или средство, предназначенное для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без их использования) на различные части человеческого тела (кожу, волосяной покров, ногти, губы, зубы, слизистую оболочку полости рта и наружные половые органы) с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения их внешнего вида и/или коррекции запаха тела, и/или их защиты или сохранения в хорошем состоянии". В определении ПКП не дано указание на какую-либо биологическую активность данных средств.
Для более детального изучения данного вопроса авторы обратились к современным Общероссийским Классификаторам продукции (ОКП). Все 17 Классификаторов введены в стране с 1 февраля 2014 года для "актуализации реестров и ресурсов информации с целью создания метода кодировки и систематизации данных" [33]. Их анализ показал, что в данные нормативные документы, к сожалению, не внесены изменения, соответствующие п.7 ст.55 ФЗ № 61. Так, Классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКВЭД с доп. и измен, на 2017 год) [22] относит "Производство парфюмерных и косметических средств" (ОКВЭД 20.42) к классу "Производство химических веществ и химических продуктов" (ОКВЭД 20). Что, несомненно, отдаляет требования к качеству производства и реализации космецевтической продукции от фармации.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) более конкретен. Он включает косметику в подкласс 915000 "Продукция парфюмерно-косметической и эфирномасличной промышленности". В частности, "Кремы по уходу за кожей лица питательные и с биологически активными веществами жидкие ... и густые" (коды 915811 и 915812), а также "кремы специального назначения" (код 915814) [24]. Представляло интерес более детально изучить вопрос о том, что подразумевается под "кремами специального назначения". Современные косметические средства принято классифицировать по двум основным признакам: по целевому назначению и функциональному действию. Согласно последнему, они делятся на: гигиенические; косметические; декоративные; защитные; лечебно-профилактические и специальные [16]. То есть, предполагается, что специальные кремы представляют некую отдельную группу лечебно-профилактических средств.
Для уточнения места специальных кремов на рынке обратились к сайтам производителей и дистрибьюторов косметических средств, работающих со специальными кремами. Было проанализировано 47 сайтов компаний. И все они дают
различную трактовку данного понятия. На портале "ЕиРОЬАВ" отмечено, что специальные кремы - это средства для ухода за кожей лица, рук, ног, век, бритья, антицеллюлитный крем и т.д. [17]. Сайт ООО "ВИП КОНСАЛТИНГ" утверждает, что это дерматологические средства индивидуальной защиты промышленной косметики [25]. На сайте ООО НПО "БИОЛИТ" г. Томск указано, что к специальным кремам относятся производимые ими средства наружного применения, выпускаемые под серией "Природная аптека Сибири" [27]. Таким образом, современные Классификаторы не содержат сведений о ПКП лечебно-профилактического назначения и выбор кода Классификатора отдан на откуп производителям и их дистрибьюторам, что может привести к дезинформации потребителей данной продукции.
Обратимся к опыту зарубежных коллег. Кос-мецевтика широко распространена и актуальна за рубежом, а процесс вступления России во Всемирную торговую организацию неизбежно потребует приведения системы технического регулирования и действующего законодательства в соответствие с международными нормами и правилами. Заметим, что единого четкого определения космецевтического средства и ее места в ПКП пока нет и на мировом уровне, и каждая страна по-своему решает эту проблему.
Следует отметить, что термин "космецевтика" впервые был введен в 1961 году Реймондом Ридом, и затем распространен известным доктором медицины и философии, американским дерматологом Альбертом Клигманом [5]. Клигман дал определение "космецевтика" продуктам, занимающим промежуточное место между косметикой и фармацевтикой. В его понимании этот термин обозначал некую новую, третью отрасль. Исходя из понятий, принятых в России, космецевтику можно было бы сравнить с косметикой лечебно-профилактического действия. Препараты данного типа обладают способностью оказывать терапевтическое воздействие на кожу лица и тела, волосы [3].
С одной стороны, терапевтическая эффективность космецевтических средств уже доказана рядом исследований [19, 30]. Они успешно борются с возрастными изменениями кожи и особенно подходят тем, кто не хочет обращаться к инвазивным способам коррекции. Эти препараты обладают противовоспалительным и ранозажив-ляющим действием, стимулируют активное обновление кожи [21]. Молодежь широко использует ее для борьбы с юношескими угрями (акне) [23], для профилактики и лечения себореи кожного покрова головы [34] и т.д.
С другой стороны, космецевтика - это сильный маркетинговый ход. Потенциал космецевтики для успешного продвижения продукта на рынок достаточно высок. Возможность увеличения продаж
средств, избавляющих кожу от определенных эстетических проблем, существенно превышает возможности стандартной косметики для маскировки и украшения. Некоторые эксперты [26] считают, что косметика, заявляющая о своей доказанной эффективности - это гораздо более перспективная и "долгосрочная" маркетинговая концепция, чем популярная сегодня натуральная косметика, у которой гораздо меньше возможностей для маневра и развития. Фактически, сегодня на рынке нет ни одного средства, которое бы, например, просто очищало кожу. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие каких-либо законодательных ограничений, соблазн для недобросовестных производителей достаточно велик [7].
Свою трактовку современной ПКП дали отечественные ученые. Так, в работе И.А. Собенина дается следующее определение:
"."космецевтика" - это косметические средства, содержащие БАВ, которые действуют как в поверхностных, так и в глубоких слоях кожи и оказывают направленное физиологическое воздействие на кожный покров - профилактическое или лечебное" [29]. Ученые Е.Р. Аравийская и С.В.Ковалева считают, что космецевтика - это средства, которые в состоянии не только ликвидировать различные симптомы некоторых болезней и косметических недостатков кожи, но и воздействовать на причину их появления [18]. В.В. Дорофеева дала сравнительный анализ определения лекарственных, космецевтических и косметических средств по таким показателям, как назначение, область воздействия, содержание антибиотиков и гормонов, побочные действия. Сделала вывод, что космецевтики надо рассматривать как препараты, затрагивающие как внешность, так и структуру/функцию кожи или других тканей. Действие их основано на применении высокоактивных веществ, которые в определенных концентрациях могут оказывать лечебный эффект [15].
Так, например, в Японии лечебная косметика законом выделена в отдельную категорию продукции и может продаваться только в специальных аптечных магазинах по рецептам, выписанным врачом. "Японский закон о регулировании фармацевтической отрасли" (перевод примерный) создан для обеспечения безопасности и эффективности лекарств, косметических средств с лечебным действием и медицинского оборудования. Косметика отнесена в категорию фармацевтики. Эту категорию средств еще называют "космецевтика" [6].
В Европе регламентирует производство и реализацию косметических средств Косметическая директива 76/768/ЕЕС (английское название -СоэтеИсэ ^гесИуе), принятая 27 июля 1976 года и действующая по отношению к косметике
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю 8
М О
О)
о
CS
00 Ol
о ш m
X
<
m О X X
(Cosmetic products). В нее шесть раз вносились поправки, и более двадцати раз текст адаптировался к требованиям технического прогресса [2].
Независимый эксперт Венди Льюис считает, что сегодня основное различие между продуктами, их ранжирование и позиционирование основывается не только на составе рецептур, но и каналах дистрибьюции. Космецевтики должны продаваться только по профессиональным каналам. Основное отличие между космецевтическим брендом и обычной косметикой заключается, по его мнению, в том, что космецевтика не должна продаваться непосредственно потребителю ни он-лайн, ни в супермаркетах, ни в специализированных косметических магазинах, так как при ее покупке необходим совет и консультация профессионалов [3].
Что касается состава активных компонентов ПКП, то здесь также нет единого подхода. Международный сертифицирующий орган в Европе -французский стандарт ECOSERT утверждает, что в косметических продуктах должно быть не менее 95% натуральных и растительных ингредиентов и максимум 5% синтетических добавок, потенциально не опасных и не запрещенных [28].
По стандартам Немецкой Ассоциации Промышленных и Торговых компаний - BDIH, к производству космецевтических препаратов допускаются только на 100% натуральные органические ингредиенты, и запрещается использовать ГМО-составляющие, красители, синтетические отдушки, продукты нефтехимии. Такая продукция не проходит тесты на животных. Кроме того, в ее составах не должны присутствовать ингредиенты животного происхождения [28].
Учитывая законодательную неразбериху, один и тот же состав действующих веществ часто можно встретить как в косметике, так и в фармацевтических препаратах. То есть, в зависимости от способа регистрации средство может быть и косметикой и лекарственным препаратом. Так в Германии на совершенно законных основаниях продается лекарственное средство для топического применения (от греч. topos - место) - пластыри, припарки, мази, содержащие 2% пантенола, зарегистрированные в Министерстве Здравоохранения и реализуемые по рецептам врачей и косметический продукт, содержащий 4% пантенола, который продается в аптеке свободно, как косметическое средство [22].
Таким образом, нами установлено, что основной акцент в случае разработки нового космети -ческого средства делается на безопасность. Подтверждение заявленных косметических эффектов не обязательно и клинические испытания производятся на добровольных основаниях.
Безопасность парфюмерно-косметической продукции в европейских странах регламентируется техническим регламентом Европейского
парламента и Совета Европейского Союза №1223/2009 "Косметическая продукция". Этот регламент является надлежащим правовым актом, который на международном уровне диктует стандарты для членов ЕС, соблюдение которых обеспечивает высокий уровень защиты здоровья населения. При этом разграничиваются сферы регулирования косметики, лекарственных препаратов и медицинских изделий в части их применения, а также в части использования такой продукции. Все государства - члены ЕС обязаны эти требования исполнять в полном объеме [28].
В Российской Федерации главным инструментом технического регулирования контроля безопасности парфюмерно-косметической продукции является технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 009/2011) "О безопасности парфюмерно-косметической продукции". Под его действие попадает вся парфюмерно-косметическая продукция в потребительской упаковке, которая ввозится на территорию Таможенного союза или производится на его территории. Исключением является продукция, предназначенная для инъекций, татуажа, наносимого с повреждением покрова кожи, имплантатов, продукция, которая применяется в диагностике и лечении болезней. Такая продукция регистрируется или как лекарственные препараты, или как медицинские изделия [13].
В соответствии с требованиями данного технического регламента косметическая продукция требует оформления декларации о соответствии или свидетельства о государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит, согласно приложению ТР ТС 009/2011, интимная, детская косметика, средства для искусственного загара, отбеливания кожи, средства для татуажа, депиляции, пилинга, препараты, воздействующие на структуру волос и используемых для защиты кожи от вредных факторов.
Реализация косметических товаров разрешена в аптечных организациях в соответствии с п.7 статьи 55 ФЗ от 12.04.2010 №61-ФЗ. При реализации данных товаров работники аптечных организаций должны соблюдать требования Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55. Требования этих актов касаются качества продукции и наличия необходимой достоверной информации, которая должна обеспечить возможность их правильного выбора.
Выводы
На мировом и отечественном рынках широко представлена косметическая продукция лечебно-профилактического действия. Она занимает в обороте аптечных организаций РФ от 20 до 30%. Патентами и научными публикациями доказана
эффективность ее действия на кожный покров. Установлено, что косметика, заявляющая о своей доказанной эффективности - это перспективная и долгосрочная маркетинговая концепция. На импорт в отрасли приходится примерно 70% продукции, что свидетельствует о целесообразности развития производства российской космецевти-ческой продукции.
Изучение нормативно-правового регулирования реализации парфюмерной и косметической продукции через аптечные организации показали, что существующая на данный момент регулятор-ная база и в России и за рубежом не регламентирует наличие лечебно-профилактического эффекта и не уточняет специфики использования такой продукции.
Имеющееся нормативное поле в РФ и в Европейских странах в большей степени обеспечивает соответствие требованиям безопасности использования косметической продукции и не регламентирует предоставление доказательной базы наличия фармакологической эффективности при воздействии на кожу.
По всей вероятности следует ожидать дальнейшего развития технологий и появления косметических средств новых поколений, которые потребуют изменения традиционного подхода к косметической продукции только как к средствам ухода за кожей и пересмотра существующих требований к ее качеству и к сферам использования.
Литература
1. Anti-aging Skin Care Segment to Drive Global Cosmeceuticals Market, Reports RNCOS http://www.specialchem4cosmetics.com / - Jan 24, 2012.
2. CertForum.Ru. Европейская сертификация. [Электронный ресурс]. - URL: http://certforum.ru/fomm/76-768-eec/10-sertifikatsiva-kosmetiki-v-evrope.html/, для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация. -Загл. с экрана. - (01.09.2017).
3. Imogen Matthews. Trends in Cosmeceuticals. http://www.specialchem4cosmetics.com/ - Mar 21, 2012.
4. Karl Lintner. Ingredients, Activities and Claims. http://www.specialchem4cosmetics.com/ - Jun 25, 2012 javascript:moveTo(' - top').
5. Kligman, А.М. Why cosmeticals? / А. М. Kligman // Cosmet Toilets. - 1993. - Vol. 108, № 8. -P. 37-38.
6. LIVEJOURNAL.Previous Entry/ Next Entry. Sasa.com и азиатская косметика. Правила косметического движения в Японии. - [Электронный ресурс]. - URL:http://sasa-mania.liveiournal.com/548205.html/ свободный. -Загл. с экрана. - (Дата обращения 28.07.2017).
7. Аверьянова, В.А. Космецевтика: игра без правил. [Электронный ресурс] / В.А. Аверьянова //
Ж. Сырье и упаковка для парфюмерии, косметики и бытовой химии. - 2013. - №10 (137). - Режим доступа: https://cosmetic-
industry.com/kosmecevtika-igra-bez-pravil.html/ свободный. - (Дата обращения 17.06.2017).
8. Административный регламент // Новая аптека. Нормативные документы. - 2008. - № 9. - С. 23-24.
9. Андреева, И.Н. Косметические средства в ассортименте аптек/ И.Н.Андреева // Новая аптека.- 2004.-№7.-С.36-41.
10.Аравийская, Е.Р. Космецевтика в аптеке// Е.Р. Аравийская, С.В. Ковалёва. - М.: МЦФЭР. -2006. - 208 с.
11.В 2017 году продажи косметики вырастут на 10-15%. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://versia.ru/v-2017-godu-prodazhi-kosmetiki-vyrastut-na-10-15/ свободный. - Загл. с экрана. -(Дата обращения 21.08.2017).
12. Вторая жизнь косметики в аптеке // Российские аптеки. - 2010. - № 21. - С. 22-23.
13.Гарбузова, Л. Как работать с парфюмерно-косметической продукций, чтобы получать прибыль и не платить штрафы / Л. Гарбузова // Новая аптека. - 2018. - № 4. - С. 10-15.
14. Глобальный рынок косметики - 2016: анализ отрасли и оценка возможностей [Электронный ресурс] / URL:https://cosmetology-info.ru/6804/news-Globalnyy-rynok-kosmetiki-2016-analiz-otrasli-i-otsenka-vozmozhnostey/ свободный.
- Загл. с экрана. - (Дата обращения 21.08.2017).
15. Дорофеева, В.В. Нормативное регулирование обращения косметических товаров / В.В. Дорофеева // Ремедиум. - 2006. - № 7. - С. 16-22.
16.Классификация ассортимента средств по уходу за кожей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pdnr.niZd 141859.html/ свободный. -Загл. с экрана. - (Дата обращения 27.07.2017).
17.Классификация кремов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurolab.ua/encyclopedia/592/5448?page= 2/ свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 27.07.2017).
18.Косметика для салона красоты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.martinex.ru/products/cosmeceuticals/cos meceuticals.html/ свободный. - Загл. с экрана. -(Дата обращения 07.08.2017).
19. Кузякова, Л. М. Методологические подходы и разработка технологии липосомальных лекарственных и лечебно-профилактических препаратов: дисс. ... докт. фармацевтических наук: 15.00.01 / Л. М. Кузякова. - Пятигорск, 2000. - 326 с.
20.Лечебная косметика для кожи лица. Как выбрать и использовать. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fashionobsession.ru/lechebnaya-kosmetika-dlya-kozhi-litsa-kak-vyibrat-i-ispolzovat/ свободный.
- Загл. с экрана. - (Дата обращения 27.07.2017).
х
X
о го А с.
X
го m
о
ю 8
М О
to
О)
о
CS
00 Ol
о ш m
X
3
<
m О X X
21.Мордвинцева, Л. Косметика или космецев-тика? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1nep.ru свободный. - Загл. с экрана. -(Дата обращения 27.07.2017).
22.Новый Классификатор кодов ОКВЭД 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.buxprofi.ru/spravochnik/okved-2/razdel-C/klass-okved-20/ свободный. - Загл. с экрана. -(Дата обращения 27.07.2017).
23.Носенко, М.А. Разработка рецептуры и оптимизация биотехнологических процессов производства липосомальных косметических средств (на примере крема для проблемной кожи): дисс. ... канд. биологических наук: 03.00.23 / М.А. Носенко. - Ставрополь, 2004. - 136с.
24.Общероссийские Классификаторы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://klassifikators.ru/okp/915810/ свободный. -Загл. с экрана. - (Дата обращения 27.07.2017).
25.ООО «ВИП КОНСАЛТИНГ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b2b-energo.ru/firms/ooo-vip-konsalting/241225/ свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 28.07.2017).
26.Пучкова, Т.В., Космецевтика: косметика или лекарство? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medlinks.ru/article.php?sid=6293/ свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 27.07.2017).
27.Серия. Природная аптека Сибири - Биолит. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://argo-tema.ru/zdorovoe-pitanie/seriya-prirodnaya-apteka-sibiri-1/ свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 28.07.2017).
28.Сертификация натуральной косметики в Европе. [Электронный ресурс]. - URL: http://bioboxshop.m/poleznve-stati/sertifikaciva-naturalnoj-kosmetiki-v-evrope / свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 01.09.2017).
29.Собенин, И.А. Между косметикой и лекарством / И.А. Собенин // Фармацевтический Вестник. - 2005. - № 26. - С. 23.
30.Умнов, А.В. Разработка и совершенствование биотехнологических процессов в производстве липосомальных косметических препаратов лечебно-профилактического назначения: дисс. ... канд. биологических наук: 03.00.23 / А.В. Умнов. -Ставрополь, 2002. - 181с.
31.Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. URL: https://giod. \consultant.ru/documents/1057229?items=1 &page=127/ свободный. - (Дата обращения 17.06.2017).
32.Характеристика исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cosmonews.ru/l7-7-
37/0.php?show art=968/ свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 27.06.2017).
33.Что такое классификаторы. Виды классификаторов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosstandart.msk.ru/poleznaya-informaciya/chto-takoe-klassifikatory-vidy-klassifikatorov/ свободный. Загл. с экрана. - (Дата обращения 21.07.2017).
34.Шимовонян, К.Т. Разработка состава и технологии липосомальных средств с фитокомпози-циями для волос: дисс. ... канд. фармацевтических наук: 15.00.01 / К.Т. Шимовонян. - Пятигорск, 2008. - 152 с.
On certain legal aspects of turnover of cosmetic treatment-
and-prophylactic actions in the pharmaceutical market Kuzyakova L.M., Glizhova T.N., Ayro I.N., Albakov A.Yu., Parfeynikov S.A.
North-Caucasus Federal University, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute, State budgetary institution "Republican medical warehouse", ANO DPO MC "Development"
The article presents the results of the study of the order of sale of perfumery and cosmetic products (PKP), which according to paragraph 7 of article 55 of the Federal law of 12.04.2010 № 61-FZ "On circulation of medicines" is included in the range of pharmaceutical products without specifying its specifics. The current legislation does not contain the concept of "pharmacy or medical cosmetics". The definitions of "pharmacy" or "medical" for the positioning of cosmetics sold to the population through a pharmacy organization, which are found in the press, are essentially just a marketing move. The turnover of this group of goods in Russia is regulated by the Technical regulations of the Customs Union 009/2011 "On the safety of perfumery and cosmetic products - TR CU 009". According to the requirements of the regulations, the quality of the control panel confirms the Declaration of conformity or certificate of state registration. State registration is subject, according to Annex 12 TR-TS, intimate, children's cosmetics, suntan products and bleaching agents, means for tattooing, peeling, depilation, drugs that affect the structure of the hair and used to protect the skin from harmful factors. That is, cosmetic products of therapeutic and preventive action did not get into this list and the procedure for its market launch is limited to the Declaration procedure, and the choice of the classifier code is left to the producers of the control panel. Abroad cosmeceutical products have a different status than the usual control panel, in some cases it is prescribed by a doctor. However, the existing regulatory field in Russia and abroad affects the safety of perfumery and cosmetic products to a greater extent than the issues of its effectiveness. Safety requirements of cosmetic products abroad are regulated by the technical regulation of the European Parliament and the Council of the European Union № 1223 12009 "On cosmetic products". According to the papers today, the makeup should be, above all, safe. From this position and consider this type of product at its admission to the implementation and in the process of tracking throughout the supply chain. At the same time, cosmetic products are differentiated from medicines and medical products in terms of application and purpose of use. Key words: perfumery and cosmetic products, regulation of sales and quality, pharmaceutical market.
References
1. Anti-aging Skin Care Segment to Drive Global Cosmeceuticals
Market, Reports RNCOS
http://www.specialchem4cosmetics.com / - Jan 24, 2012.
2. CertForum.Ru. European certification. [Electronic resource]. -
URL: http://certforum.ru/fomm/76-768-eec/10-sertifikatsiva-kosmetiki-v-evrope.html/, authorization is required to access information resources. - Zagl. from the screen. - (09/01/2017).
3. Imogen Matthews. Trends in Cosmeceuticals. http://www.specialchem4cosmetics.com/ - Mar 21, 2012.
4. Karl Lintner. Ingredients, Activities and Claims. http://www.specialchem4cosmetics.com/ - Jun 25, 2012 javascript: moveTo ('- top').
5. Kligman, A.M. Why cosmeticals? / A. M. Kligman // Cosmet Toilets. - 1993. - Vol. 108, No. 8. - P. 37-38.
6. LIVEJOURNAL.Previous Entry / Next Entry. Sasa.com and Asian cosmetics. Rules of the cosmetic movement in Japan. -[Electronic resource]. - URL: http: //sasa-mania.liveiournal.com/548205.html/ free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.28.2017).
7. Averyanova, V.A. Cosmeceuticals: a game without rules. [Electronic resource] / V.A. Averyanova // J. Raw materials and packaging for perfumes, cosmetics and household chemicals. - 2013. - No. 10 (137). - Access mode: https://cosmetic-industry.com/kosmecevtika-igra-bez-pravil.html/ free. - (Date of treatment 06/17/2017).
8. Administrative regulations // New pharmacy. Regulations. -2008. - No. 9. - S. 23-24.
9. Andreeva, I.N. Cosmetics in the assortment of pharmacies / I.N.
Andreeva // New Pharmacy.- 2004.-№7.-P.36-41.
10. Arabian, E.R. Cosmeceuticals in a pharmacy // E.R. Arabian, S.V. Kovaleva. - M .: ICFER. - 2006. - 208 p.
11. In 2017, sales of cosmetics will grow by 10-15%. [Electronic resource]. Access mode: https://versia.ru/v-2017-godu-prodazhi-kosmetiki-vyrastut-na-10-15/ free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 08.21.2017).
12. The second life of cosmetics in a pharmacy // Russian pharmacies. - 2010. - No. 21. - S. 22-23.
13. Garbuzova, L. How to work with perfumes and cosmetics to make a profit and not pay fines / L. Garbuzova // New pharmacy. - 2018. - No. 4. - S. 10-15.
14. Global cosmetics market - 2016: industry analysis and opportunity assessment [Electronic resource] / URL: https: //cosmetology-info.ru/6804/news-Globalnyy-rynok-kosmetiki-2016-analiz-otrasli-i-otsenka- vozmozhnostey / free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 08.21.2017).
15. Dorofeeva, V.V. Normative regulation of the circulation of cosmetic products / V.V. Dorofeeva // Remedium. - 2006. - No. 7. - S. 16-22.
16. Classification of the range of skin care products. [Electronic resource]. - Access mode: http://pdnr.ni/d 141859.html / free. -Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.27.2017).
17. Classification of creams. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.eurolab.ua/encyclopedia/592/5448?page=2/ free. -Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.27.2017).
18. Cosmetics for a beauty salon. [Electronic resource]. - Access mode:
https://www.martinex.ru/products/cosmeceuticals/cosmeceutic als.html/ free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.08.2017).
19. Kuzyakova, L. M. Methodological approaches and the development of technology of liposomal drugs and therapeutic drugs: Diss. ... doc. Pharmaceutical Sciences: 15.00.01 / L. M. Kuzyakova. - Pyatigorsk, 2000 .-- 326 p.
20. Medical cosmetics for facial skin. How to choose and use. [Electronic resource]. - Access mode:
http://fashionobsession.ru/lechebnaya-kosmetika-dlya-kozhi-litsa-kak-vyibrat-i-ispolzovat/ free. - Zagl. from the screen. -(Date of treatment 07.27.2017).
21. Mordvintseva, L. Cosmetics or cosmeceuticals? [Electronic resource]. - Access mode: http://www.1nep.ru free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.27.2017).
22. The new Classifier of codes OKVED 2017. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.buxprofi.ru/spravochnik/okved-2/razdel-C/klass-okved-20/ free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.27.2017).
23. Nosenko, M.A. Formulation and optimization of biotechnological processes for the production of liposomal cosmetics (for example, cream for problem skin): Diss. ... cand. Biological Sciences: 03.00.23 / M.A. Nosenko. -Stavropol, 2004 .-- 136s.
24. All-Russian Classifiers. [Electronic resource]. - Access mode: http://klassifikators.ru/okp/915810/ free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.27.2017).
25. LLC VIP CONSULTING. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.b2b-energo.ru/firms/ooo-vip-konsalting/241225/ free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.28.2017).
26. Puchkova, T.V., Cosmeceuticals: cosmetics or medicine? [Electronic resource]. Access mode: http://www.medlinks.ru/article.php?sid=6293/ free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.27.2017).
27. Series. Natural pharmacy of Siberia - Biolit. [Electronic resource]. - Access mode: https://argo-tema.ru/zdorovoe-pitanie/seriya-prirodnaya-apteka-sibiri-1/ free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 07.28.2017).
28. Certification of natural cosmetics in Europe. [Electronic resource]. - URL: http: //bioboxshop.m/poleznve-stati/sertifikaciva-naturalnoj-kosmetiki-v-evrope / free. - Zagl. from the screen. - (Date of treatment 01.09.2017).
29. Sobenin, I.A. Between cosmetics and medicine / I.A. Sobenin // Pharmaceutical Bulletin. - 2005. - No. 26. - S. 23.
30. Umnov, A.V. Development and improvement of biotechnological processes in the production of liposomal cosmetic drugs for therapeutic purposes: Diss. ... cand. Biological Sciences: 03.00.23 / A.V. Smart. - Stavropol, 2002 .-
- 181s.
31. Federal Law dated 12.04.2010 No. 61-ФЗ "On the circulation of medicines (with amendments and additions)" [Electronic resource] // ATP Consultant Plus: Legislation: Version Prof. URL: https: // giod. \ consultant.ru/documents/1057229? items = 1 & page = 127 / free. - (Date of treatment 06/17/2017).
32. Description of the study. [Electronic resource]. URL: http://www.cosmonews.ru/l7-7-37/0.php?show art = 968 / free.
- Zagl. from the screen. - (Date of treatment 06/27/2017).
33. What are classifiers. Types of classifiers. [Electronic resource].
- Access mode: http://www.rosstandart.msk.ru/poleznaya-informaciya/chto-takoe-klassifikatory-vidy-klassifikatorov/ free. Zag from the screen. - (Date of treatment 07.21.2017).
34. Shimovonyan, K.T. Development of the composition and technology of liposomal products with phytocompositions for hair: Diss. ... cand. Pharmaceutical Sciences: 15.00.01 / K.T. Shimovonyan. - Pyatigorsk, 2008 .-- 152 p.
X X О го А С.
X
го m
о
ю 8
М О
to