Научная статья на тему 'Анализ потребительских предпочтений при выборе косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица'

Анализ потребительских предпочтений при выборе косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2812
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АССОРТИМЕНТ / КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / PHARMACY ORGANIZATION / ASSORTMENT / COSMETICS / CONSUMER / CONSUMER PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василевская Е.С., Ячникова М.А., Кармацкая Н.В.

Анализ внутренних и внешних условий рынка, товаров, потребителей и конкурентов может помочь организации увеличить спрос на товары, повысить товарооборот, расширить границы рынка, привлечь лояльных покупателей, увеличить прибыльность организации. Сбор, анализ и сопоставление информации невозможны без данных, полученных в ходе исследований. Полученные результаты необходимы для принятия решений, связанных с продвижением товаров, выбором рынка, прогнозированием объема продаж, планированием рыночной деятельности. Являясь одной из ассортиментных групп, реализуемых через аптечные организации, косметические средства могут занять лидирующие позиции в структуре ассортимента, объеме продаж, а аптечная организация сможет повысить свою конкурентоспособность. В данной работе проведен анализ потребительских предпочтений косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица. В работе выделены группы населения, которые используют данные товары, фирмы-производители косметических средств, частота использования товаров данной группы, косметические средства, наиболее часто используемые для ухода за кожей лица. Результаты исследований могут использоваться для формирования рационального ассортимента косметических средств в аптечных организациях, организациях оптовой торговли, а также в целях оказания квалифицированного фармацевтического консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES IN THE SELECTION OF COSMETIC FACILITIES INTENDED FOR CARING OF THE FACE SKIN

An analysis of the internal and external conditions of the market, products, consumers and competitors can help an organization increase the demand for goods, increase turnover, expand the boundaries of the market, attract loyal customers, increase the profitability of the organization. Collecting, analyzing and comparing information is impossible without data obtained in the course of research. The results are necessary for making decisions related to the promotion of goods, the choice of the market, forecasting sales, market planning. Being one of the product groups sold through pharmacy organizations, cosmetics can take leading positions in the structure of the product range, sales, and the pharmacy organization can increase its competitiveness. In this paper, an analysis of consumer preferences of cosmetics intended for skin care of the face is carried out. The work highlights the groups of people who use these products, manufacturers of cosmetics, the frequency of use of goods of this group, cosmetics that are most often used for facial skin care. The research results can be used to form a rational range of cosmetics in pharmacy organizations, wholesale organizations, as well as in order to provide qualified pharmaceutical advice.

Текст научной работы на тему «Анализ потребительских предпочтений при выборе косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица»



УДК 615.262:614.27 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21-9-67-72

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УХОДА ЗА КОЖЕЙ ЛИЦА

Василевская Е.С., Ячникова М.А., Кармацкая Н.В.

ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, Российская Федерация

ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES IN THE SELECTION OF COSMETIC FACILITIES

INTENDED FOR CARING OF THE FACE SKIN

Vasilevskaya E.S., Yachnikova M.A., Karmatskaya N. V.

Omsk State Medical University, Omsk, Russian Federation

Аннотация. Анализ внутренних и внешних условий рынка, товаров, потребителей и конкурентов может помочь организации увеличить спрос на товары, повысить товарооборот, расширить границы рынка, привлечь лояльных покупателей, увеличить прибыльность организации.

Сбор, анализ и сопоставление информации невозможны без данных, полученных в ходе исследований. Полученные результаты необходимы для принятия решений, связанных с продвижением товаров, выбором рынка, прогнозированием объема продаж, планированием рыночной деятельности. Являясь одной из ассортиментных групп, реализуемых через аптечные организации, косметические средства могут занять лидирующие позиции в структуре ассортимента, объеме продаж, а аптечная организация сможет повысить свою конкурентоспособность. В данной работе проведен анализ потребительских предпочтений косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица. В работе выделены группы населения, которые используют данные товары, фирмы-производители косметических средств, частота использования товаров данной группы, косметические средства, наиболее часто используемые для ухода за кожей лица. Результаты исследований могут использоваться для формирования рационального ассортимента косметических средств в аптечных организациях, организациях оптовой торговли, а также в целях оказания квалифицированного фармацевтического консультирования.

Ключевые слова; аптечная организация, ассортимент, косметические средства, потребитель, потребительские предпочтения._

Annotation. An analysis of the internal and external conditions of the market, products, consumers and competitors can help an organization increase the demand for goods, increase turnover, expand the boundaries of the market, attract loyal customers, increase the profitability of the organization.

Collecting, analyzing and comparing information is impossible without data obtained in the course of research. The results are necessary for making decisions related to the promotion of goods, the choice of the market, forecasting sales, market planning. Being one of the product groups sold through pharmacy organizations, cosmetics can take leading positions in the structure of the product range, sales, and the pharmacy organization can increase its competitiveness. In this paper, an analysis of consumer preferences of cosmetics intended for skin care of the face is carried out. The work highlights the groups of people who use these products, manufacturers of cosmetics, the frequency of use of goods of this group, cosmetics that are most often used for facial skin care. The research results can be used to form a rational range of cosmetics in pharmacy organizations, wholesale organizations, as well as in order to provide qualified pharmaceutical advice.

Key words; pharmacy organization, assortment, cosmetics, consumer, consumer preferences.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Новикова Е. Тенденции российского рознич-_ного рынка парфюмерно-косметической

REFERENCES

[1] Novikova E. Tendencies of the Russian retail _market of perfumery and cosmetic products in

продукции в 2000 году / / Материалы международной конференции «Интеграция - Информация - Индивидуальность. Новые возможности эффективного бизнеса» 2-го Московского косметического форума «Cosme-tigueNewsForum». 2001. С. 36-37.

[2] История косметики: от истоков до наших дней [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: / / sciencepop.ru/istoriya-kosmetiki-ot-istokov-do-nasЫh-dnej (дата обращения: 25.06.2019).

[3] Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ / РФ, М-во здравоохранения // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. -Электрон.данные.

[4] О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (вместе с «ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности парфюмерно-косметической продукции»):Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 / / Кон-сультантПлюс: справ.-правовая система.-Элек-трон.данные.

[5] Парфюмерно-косметические товары [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znaytovar.rU/s/Parfyumernokosmetiches

_kie-i-gal.html (дата обращения: 03.07.2019).

2000 / / Proceedings of the international conference «Integration - Information - Individuality. New opportunities for effective business» of the 2nd Moscow Cosmetic Forum «Cosme-tigue-NewsForum». 2001. p. 36-37.

[2] History of cosmetics: from the beginnings to the present day [Electronic resource]. - Access mode: https: //sciencepop.ru/istoriya-kosmetiki-ot-istokov-do-nashih-dnej (date of access: 25.06.2019).

[3] On the circulation of medicines: Federal Law of 12.04.2010 No. 61-FZ / RF, Ministry of Health // ConsultantPlus: sprav. Legal system.-Electronic data.

[4] On the adoption of the Technical Regulations of the Customs Union "On the safety of perfumery and cosmetic products" (together with "TP TC TM 009/2011. Technical Regulations of the Customs Union. On the safety of perfumery and cosmetic products"): Decision of the Customs Union Commission of September 23, 2011 N 799 // ConsultantPlus: sprav.-legal system.-Elec-tron.data.

[5] Perfumes and cosmetics [Electronic resource]. -Access mode: https://znayto-var.ru/s/Parfyumernokosmeticheskie-i-gal.html (date of access: 03.07.2019).

Введение. История косметических средств тесно связана с уровнем развития культуры, естествознания, медицины. И хотя на протяжении многовековой истории были периоды и расцвета, и упадка, можно сказать, что умение людей придавать красоту своему телу постоянно возрастало [1]. Сегодня той или иной косметикой пользуется каждая женщина [2]. А также растет спрос на парфюмерно-косметическую продукцию и у мужчин.

За последние годы ассортимент косметических изделий расширился преимущественно за счет создания высококачественных средств лечебно-профилактического назначения [1].

Согласно Федеральному закону от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», аптечные организации и индивидуальные предприниматели помимо лекарственных препаратов могут продавать и парфюмерно-косметические средства [3].

Парфюмерно-косметическая продукция предназначена для наружного нанесения на кожу, волосы, ногти, губы, зубы, слизистую оболочку полости рта и наружные половые органы [4]

По Общероссийскому классификатору продукции выделяют: одеколоны и душистые воды; духи и эфирные масла в сувенирных наборах; парфюмерные наборы и серии; продукция косметическая [5].

Целью данного исследования явилось выявление предпочтений потребителей, влияющих на приобретение косметических товаров, предназначенных для ухода за кожей лица.

Оценка потребительских предпочтений косметических средств проводилась методом социологического опроса в форме анкетирования. В анкетировании приняли участие 165 человек различных возрастных категорий (рисунок 1).

11%

5%

18%

До 18 лет

■ 19-29 лет 41% ■ 30-39 лет

■ 40-49 лет

50 лет и старше

25%

Рисунок 1. Возрастная группа респондентов

Большая часть респондентов находится в возрастной категории от 19 до 39 лет (67 %), т.е. лица трудоспособного возраста, заботящиеся о своем внешнем виде.

На следующем этапе были выявлены предпочтения женщин и мужчин в предложенном перечне косметических средств. Что касается мужчин, в опросе их приняло участие всего 7% от общего числа респондентов, поэтому отследить потенциальное использование косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица не так сложно. Наибольшей популярностью пользуется гель для умывания, как правило, марки Nivea. Выбор данной группы в процессе опроса показал, что данное средство используется для борьбы с угрями и воспалениями.

Далее будут рассмотрены только предпочтения женщин (рисунок 2).

Бадяга

Пилинг-крем для лца Пенка для умывания Тоник для лица Скраб-крем для лица Мицеллярная вода Гель для умывания Маски для лица Крем для хода за кожей лица

3%

15%

32%

39% I 41%

49%

60% 60%

83%

0%

50%

100%

Рис. 2. Структура предпочтений косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица у женщин

В результате проведенного анализа было выявлено, что чаще для ухода за кожей лица используются кремы для лица (83%), около 60% респондентов используют гели для умывания и маски для лица. Скраб-крем для лица выбирают 41% опрошенных, 49% женщин используют ми-целлярную воду 32% и 39% приходится на пенки для умывания и тоник для лица соответственно. Наименьшую долю в выборе женщин занимают пилинг-крем для лица (15%), бадяга

Полученные данные показали, что более половины женщин, принявших участие в опросе, выбирают косметические средства зарубежных торговых марок (59%), тогда как 41% опрошенных предпочитают отечественные косметические средства.

Опрос показал, что 88% опрошенных предпочитают косметические средства, предназначенные для ухода за кожей лица на основе растительных компонентов, тогда как 12% респондентов отдают свой голос средствам на основе синтетических продуктов.

На следующем этапе работы была собрана информация об уровне известности торговых марок косметических средств по уходу за кожей из предложенного списка (рисунок 3).

Зинерит 2%

Белый лен 2%

DermaE 2%

Oriflme 2%

Loreal 2%

Mary Kay 2%

Faberlic 2%

Avon 2%

Черный жемчуг 2%

Cocmeceutic 2%

Academy 2%

La Roche-Posay 2%

7 нот здоровья 2%

SaliZink 2%

Сто рецептов красоты 5%

Пропеллер 5%

Базирон АС 6%

Himalaya Herbals Vichy Librederm Garnier 8 %

22% 25% 35%

Nivea Чистая линия

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Рис. 3. Анализ предпочтений потребителей при выборе производителей косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица

Наиболее часто респонденты выбирают косметические средства таких торговых марок как «Nivea» и «Чистая линия», именно они занимают лидерские позиции, на их долю приходится по 40% ответов. Далее, на ступень ниже, расположились торговые марки «Garnier» (35%), «Librederm» (25%) и «Vichy» (22%). Менее популярны торговые марки «Базирон АС» (6%), «Himalaya Herbals» (8%), «Пропеллер» и «Сто рецептов красоты» (по 5%). Реже потребители выбирают косметические средства фирм «SaliZink», «La Roche-Posay», «Academy», «Cocmeceutic», «Черный жемчуг», «Avon», «Faberlic», «Mary Kay», «Loreal», «Oriflame», «DermaE», «Белый лен», «Зинерит» (по 2%).

Столь большой разброс можно обосновать тем, что часть продукции находится на рынке длительное время и легко вспоминаются при наличии их в списке, но они могут уступать новым торговым маркам, которые активнее рекламируются. Тогда как торговые марки «Avon», «Faberlic», «Mary Kay», «Oriflame» в ограниченном количестве присутствуют на открытом рынке, более широко они представлены в каталогах, которыми пользуются ограниченный круг потребителей.

Большинство торговых марок представлены на всем рынке косметических средств, и приобрести их не доставляет трудностей. Однако большинство респондентов (71%) приобретают косметические средства в специализированных магазинах, где имеется широкий выбор разных торговых марок в разных ценовых категориях.

Значительная часть опрошенных (около 50%) приобретает косметические средства в аптеке, около 20% - в супермаркетах или у торговых агентов, в каталогах. Данные исследования показывают, что наряду со специализированными магазинами, каждый второй потребитель выбирает в качестве места для покупки косметических средств аптечные организации, что свидетельствует о важности данной ассортиментной группы в номенклатуре аптечных организаций.

Данные о частоте приобретения косметических средств показаны на рисунке 4.

26%

3%

3%

40%

Один раз в полгода

Один раз в три месяца

Один раз в месяц Один раз в неделю Реже Чаще

Рис. 4. Частота приобретения косметических средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большая часть (40%) опрошенных приобретают косметические средства, предназначенные для ухода за кожей лица один раз в три месяца, 26% женщин приобретают чаще, чем раз в три месяца, такой же процент опрошенных покупают данные товары один раз в полгода.

Цвет лица тусклый, нездоровый Проблема тургора кожи Пигментные пятна Раздражения на коже лица Признаки старения, морщины Угри, воспаления Расширенные поры

% II

15%

19%

29%

34%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рис. 5. Причины приобретения косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица

Таким образом, большая часть женщин, принявших участие в опросе, приобретают косметические средства один раз в три месяца и чаще. И более 70 % респондентов используют их ежедневно.

Наиболее частыми причинами приобретения косметических средств являются профилактика нежелательных проблем и сухость кожи (рисунок 5).

В ходе анализа ответов на вопросы, было отмечено, что проблема пигментных пятен (15%), угрей, воспалений (29%) и расширенных пор (34%) отмечается у респондентов в возрасте от 19 до 29 лет, тогда как проблема тургора кожи (6%), признаки старения и морщины (19%), сухость кожи (46%) и тусклый, нездоровый цвет лица (5%) отмечается у респондентов в возрасте от 40 до 49 лет и 50 лет и старше.

Важными для себя потребители считают следующие показатели: эффективность и качество товара - в обоих случаях 100% респондентов отметили оценку «Важно», безопасность - 85%, натуральность - 78%, цена и состав - 50%, польза - 95% опрошенных. Относительно важными для них являются показатели: торговая марка - 45% покупателей и внешний вид (упаковка) -53%. Новизна товара является неважным показателем для современных потребителей - 60%.

Выводы. Таким образом, рынок косметических средств по уходу за кожей достаточно насыщен, продукция имеет довольно широкий ассортиментный портфель, что позволяет потребителю сделать выбор в соответствии с предпочтениями. Наибольшим спросом у потребителей пользуются крема для ухода за кожей лица, гели для умывания и маски для лица. Основными потребителями косметических средств являются женщины, которые предпочитают импортные торговые марки, а так же средства на основе растительных компонентов. Наиболее важными показателями для потребителей являются качество косметического средства, его эффективность и безопасность, а также польза. В большинстве случаев респонденты приобретают косметические средства в специализированных магазинах и в аптеках.

В наше время перед специалистами разных профессий встает задача исследований потребительских предпочтений для формирования рационального ассортимента, в том числе косметических средств. Учитывая частоту приобретения косметических средств в аптечных организациях, в целях наиболее полного удовлетворения потребительских предпочтений при приобретении косметических средств, предназначенных для ухода за кожей лица, необходимо профессиональное и качественное фармацевтическое консультирование, которое поможет покупателям и потребителям грамотно подбирать и эффективно использовать средства данной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.